№ 2, 2019 (7)
удК 359.81
БОГОСЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВОГО СВЯЩЕННИКА НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ В МЕМУАРАХ, ДНЕВНИКАХ И ПИСЬМАХ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА
Сингх Созонт Сукхдевович, студент магистратуры Исторического факультета ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет».
Аннотация. В статье анализируется восприятие морскими офицерами богослужебной деятельности судовых священников. Рассматриваются эпизоды, посвященные служению духовенства вне боевых действий. Определяется место богослужения в повседневной жизни командного состава кораблей Российского императорского флота. Оценивается полезность изучения мемуаров, дневников и писем для исследователей, изучающих деятельность морского духовенства.
Ключевые слова: Российский императорский флот, судовой священник, морское духовенство, морские офицеры, мемуары и дневники морских офицеров.
LITURGICAL ACTIVITY OF A NAVY CHAPLAIN AT THE TURN
OF THE XIX-XX CENTURIES IN MEMOIRS, DIARIES AND LETTERS OF THE RUSSIAN IMPERIAL NAVY OFFICERS
Singh Sozont,
student of the master's degree program of Russian History Department, of Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities (Moscow, Russia).
Abstract. The article analyzes the perception of the liturgical activities of ship priests by naval officers. It describes the episodes of ministry of the clergy outside combat activity. The role of church services in the daily life of the command staff of the ships of the Russian Imperial Fleet is determined. The usefulness of studying memoirs, diaries and letters for researchers studying the activities of the marine clergy is evaluated. Keywords: Russian Imperial Navy, navy chaplain, navy clergy, memoirs and diaries of naval officers.
4
/I уховенство появилось на кораблях российского флота в начале XVIII II века, чтобы дать возможность морякам участвовать в общей церков-I Д ной молитве и в таинствах Церкви. На рубеже Х1Х-ХХ веков священники назначались на корабли 1-го ранга, некоторые корабли 2-го ранга, отдельные учебные суда, императорские яхты, а также пароходы Добровольного флота1. В
Судоходное общество, основанное в 1878 году на добровольные пожертвования, его суда были резервом военного флота, в мирное время осуществляли грузопассажирские перевозки преимущественно на линии «Одесса-Владивосток», а в военное время использовались в качестве транспортов и вспомогательных крейсеров.
^^ ИСТОРИЯ, ЦЕРКОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Сингх Созонт Сукхдевович «Богослужебная деятельность судового священника на рубеже Х1Х-ХХ веков в мемуарах, дневниках и письмах офицеров российского императорского флота»
источниках участие моряков в богослужениях в этот период представлено противоречиво. С одной стороны, в материалах, опубликованных в официальной дореволюционной печати, встречаются восторженные описания того, как личный состав кораблей с благоговением посещает богослужения и участвует в таинствах [25, с. 7, 8]. При этом не только в знаменитой «Цусиме», написанной А. С. Новиковым-Прибоем в советское время [19, с. 115], но и, например, в опубликованных лишь в 2017 году дневниках и воспоминаниях Н. М. Савватеева, минного машиниста броненосца «Адмирал Сенявин», можно встретить информацию о том, что нижних чинов «гнали линьком»2 на богослужение [15, с. 36]. Морских офицеров, что очевидно, насильно заставлять посещать богослужения не приходилось, так как, согласно 820 ст. Морского устава, участие в литургии и торжественных молебнах было обязательным для всех офицеров и нижних чинов православного вероисповедания [16, с. 304]. Однако сами священнослужители отмечали, что командный состав редко участвует в церковных таинствах. Так, судовой священник крейсера «Герцог Эдинбургский» Александр Касаткин в письме на имя протопресвитера армии и флота отмечал, что за плавание исповедовалось и причастилось лишь 9 из 29 офицеров [11, с. 533]. Возникает вопрос: как воспринимали богослужебную деятельность сами офицеры? Изучению этой проблемы будет посвящена данная статья. Поскольку совершение молебнов, отпеваний и иная пастырская деятельность судовых священников во время сражений достаточно подробно освещена в историографии, мы остановимся на рассмотрении эпизодов, посвященных служению духовенства вне боевых действий. Нами будут проанализированы мемуары, дневники и письма, авторами которых являются морские офицеры и специалисты (судовой врач и корабельный инженер3). Изучение данного вопроса поможет определить место богослужений в повседневной жизни командного состава кораблей Российского императорского флота. Кроме того, анализ мемуаров, дневников и писем офицеров позволит оценить их полезность для исследователей, изучающих деятельность морского духовенства и определить перспективы дальнейшего исследования. Для анализа были привлечены материалы, написанные 17 авторами, которые касаются жизни на кораблях исследуемого периода, где доподлинно известно о присутствии судовых священников4.
Упоминания о самих богослужениях в изучаемых источниках носят краткий и неинформативный характер: «была обедница (краткая обедня)» [21, с. 16], «Утром богослужение» [22, с. Л. 16 об.], «отправились к обедне» [27, с. 46], «была божественная служба» [18, с. 216], «пригласили к обедне» [20, с. 288] и т. п. Какие-либо подробности при упоминании рядовых богослужений отсутствуют. Одним из исключений является описание богослужения в судовой церкви лейтенантом Н. И. Апостоли:
2Линёк, линь - просмоленная верёвка, использовавшаяся на флоте для телесных наказаний.
3Корабельные инженеры - инженеры, направленные от завода-изготовителя и назначавшиеся на новые корабли для наблюдения за техническим состоянием и исправления выявленных неполадок
"Материалы, написанные морскими офицерами: вице-адмиралами Г. Ф. Цывинским и В. Н. Давидович-На-щинским, контр-адмиралами Д. В. Никитиным, Г. К. Графом и К. П. Ивановым-Тринадцатым, капитаном 1-го ранга Семёновым, капитаном 2-го ранга Б. П. Апрелевым, лейтенантами Н. Н. Апостоли, П. А. Вырубовым и Б. К. Шубертом, мичманами князем А. А. Щербатовым, Б. А. Долговым, прапорщиком запаса по морской части князем А. П. Чегодаев-Саконским, судовыми врачами Н. Ф. Боголюбовым и В. С. Кравченко, а также корабельными инженерами Е. С. Политовским и В. П. Костенко.
№ 2, 2019 (7)
«Новичка обыкновенно поражает обстановка и в то же время особенная торжественность, а какое бы впечатление на него произвела служба не на якоре, а на ходу, когда судно сильно качается, из машинного люка слышен стук машины, наверху над головой рев ветра, а с боков удары волн в борта судна, и все эти разнородные звуки смешиваются с пением певчих. К довершению всего вы не можете спокойно стоять, а должны балансировать и перемещать свое вертикальное положение относительно палубы почти на 70° в обе стороны. Но как священник, так и офицеры, и команда на это нисколько не обращают внимания, и торжественность службы не нарушается, а наоборот, у вас является сознание своего ничтожества перед бушующей стихией и невольно заставляет вас теплей отнестись к молитвам» [1, № 135, с. 439]. Вероятно, поскольку служба автора проходила до этого на небольших кораблях, он впервые видел судовую церковь, поэтому корабельный храм, богослужение и церковное пение на корабле описывается как необычное явление. При этом лейтенанта больше интересуют антураж, внешние аспекты богослужения.
Более информативны описания офицерами богослужений по требованию (далее - требы), которыми неизменно сопровождалась жизнь на флоте: с водосвятного молебна начинался не только дальний поход [23, л. 24], но и любое плавание [7, с. 8], перед вступлением в бой также служился молебен [10, с. 82], а если член экипажа умирал, то его отпевали и хоронили в море [24, с. 235] (однако были случаи погребения и на суше) [14, с. 87, 88].
Самой часто упоминаемой в источниках требой является молебен. Помимо сугубо церковных праздников и частных просьб, молебны неизменно совершались в памятные даты царской фамилии: «по случаю именин Государыни был сегодня молебен и салют со всех судов» [21, с. 181], «по случаю царского дня был сегодня молебен и салют» [21, с. 201], «о рождении наследника - отслужить благодарственный молебен и произвести салют в 25 выстрелов» [26, с. 109] и т. п. Подобные молебны, как правило, являлись частью дворянского торжества, светского праздника, некоего развлечения. Поэтому неудивительно, что эти молебны достаточно часто упоминаются в источниках, написанных морскими офицерами.
Можно было бы предположить, что упоминания пасхальных и рождественских богослужений были более информативными, чем описания рядовых церковных служб. Действительно, в большинстве источников присутствуют эпизоды, посвященные празднованию Пасхи и Рождества Христова [2, с. 93; 26, с. 45, 57; 7, с. 16, 17, 47; 5, с. 68; 29, с. 90, 91; 12, с. 295]. В качестве примера приведем пять фрагментов. Мичман Б. А. Долгов так рассказывает о Рождестве 1897 года на крейсере «Герцог Эдинбургский»: «25 декабря вечером в день Рождества Христова вся команда получила по подарку, которые были разложены на шканцах около украшенного фруктами и свечами дерева, заменявшего елку; потом в устроенном на юте театре смотрели представление <...> Театр понравился и иностранцам, которые были приглашены из города к нам на бал» [8, с. 29]. Подобным образом Рождество 1898 года описывает судовой врач Н. Боголюбов этого же корабля: «В Перее мы встречали праздник Рождества Христова; в этот день у нашей команды была елка <...> после елки Королева смотрела спектакль, на котором матросы и служащие
^¡^ИСТОРИЯ, ЦЕРКОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Сингх Созонт Сукхдевович «Богослужебная деятельность судового священника на рубеже Х1Х-ХХ веков в мемуарах, дневниках и письмах офицеров российского императорского флота»
крейсера были действующими лицами» [3, с. 32]. Подобное повествование о Рождестве содержится в историческом журнале5 Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота, составленном лейтенантом А. А. Щербатовым: «Праздники провели следующим образом: 24-го спектакль командный на Славе, 27-го на Богатыре, 28-го на Цесаревиче и 31-го на Цесаревиче елка офицерская и снова спектакль» [23, л. 42 об.]. Схожим образом контр-адмирал Г. Ф. Цывинский описывает празднование Рождества на крейсере «Рюрик»: «На Рождество на судах для команды были елки с лотереей и подарками. <...> Начальник охраны полковник Гернгрос привел на елку к адмиралу на «Рюрик» десятка два кавказцев, артистов, танцевавших лезгинку с кинжалами под свои зурны на палубе» [26, с. 74]. А вот как этот же автор описывает празднование Пасхи на крейсере «Владимир Мономах»: Пасха на кораблях «отряда была встречена с подобающим торжеством заутреней. В кают-компании был богато убранный стол с куличами, окороками и всевозможными тортами («таберо»), исполненными японскими кондитерами с отменным искусством. Для команды были заказаны пасхи, куличи и проч. Командиры судов были приглашены Наследником разговляться на «Азов», а я, оставаясь за командира, ночью после заутрени христосовался с командой» [26, с. 52].
Во всех пяти эпизодах отсутствует описание торжественного богослужения, хотя очевидно, что на этих кораблях были судовые священники и совершались церковные службы. Для авторов богослужение было делом обыденным, особого интереса не представляло, в отличие от различных развлечений, спектаклей, балов. Богослужение в восприятии офицеров являлось лишь формальным элементом, сопутствующим празднику.
В подтверждение этому предположению можно привести пространный эпизод, посвященный венчанию, содержащийся в записках мичмана Б. А. Долгова: «28 января крейсер праздновал свадьбу лейтенанта С. Н. Ворожейкина; венчанье происходило в собранной на шканцах6 церкви, убранной цветами; присутствовавшие гости-иностранцы со вниманием следили за службой и говорили, что много слышали о благочинии и торжественности нашего богослужения раньше и рады теперь были увидеть сами» [8, с. 24]. Автор высказывает свои наблюдения касательно богослужения, но само описание таинства отсутствует, что естественно, ведь богослужение было частью обыденной жизни офицера на суше и на море. То есть данному событию в источнике уделяется внимание именно ввиду того, что это не рядовое богослужение и не праздничное (описания и того, и другого в заметках отсутствуют), а необычное событие, сильно выбивающееся из ритма повседневной жизни.
Безусловно, среди источников есть и противоположные примеры, когда авторы уделяют достаточное внимание самому богослужению и деятельности духовенства [13, с. 143, 144, 170; 29, с. 90, 91; 2, с. 133-140; 18, с. 89-105]: записки судового врача
5Журнал, как правило, представлял собою ежедневные записи событий, происходивших в плавании в свободной форме. Нередко, как и в данном случае, запись фактически не отличается по стилю и содержанию от личного дневника. А. А. Щербатов употребляет личные местоимения «я», «мне». Исторический журнал другого рассматриваемого автора - А. П. Чегодаев-Саконский - представляет собой подробное описание похода, сделанного на основе собственных путевых записок.
6Шканцы - особо почётное место на верхней палубе корабля, где проходили торжественные церемонии, зачитывались приказы, могло проводиться богослужение и т. п.
№ 2, 2019 (7)
В.С. Кравченко, воспоминания лейтенанта Б. К. Шуберта, мемуары капитана 2-го ранга Б. П. Апрелева и контр-адмирала Дмитрия Владимировича Никитина. Записки врача велись во время плавания, а воспоминания трех офицеров были написаны в эмиграции спустя многие годы. Можно предположить, что большое внимание, уделенное богослужениям, основано на том, что судовой храм и церковная служба уже не являлись частью жизни, и, вероятно, их можно отнести к ностальгии по Родине, к тому, что было давно потеряно к моменту написания и издания данных источников (1930-е годы). То есть данные материалы не дают однозначного представления о реальном отношении офицеров российского флота (ставших впоследствии эмигрантами) к богослужению на тот момент, когда они служили на кораблях. Возможно, они относились к церковным службам так же, как и большинство командного состава.
Несмотря на нередко формальное отношение к богослужению, источники не содержат прямых упоминаний о непосещении морскими офицерами (не несущими вахту и не болевшими в это время) богослужения. Единственным упоминанием, благодаря которому мы косвенно можем узнать о реальном отношении к посещению службы, может служить эпизод в воспоминаниях судового священника броненосца «Император Александр II» Г.7 Дьяконова. Автор особо отмечает факт усердного посещения офицерами богослужений [9, № 17, с. 54], на основе чего можно предположить, что ему известны противоположные случаи. Вероятно, немалую роль играло и то, что далеко не все офицеры были православного вероисповедания. Однако Морской устав не делает для таковых исключения: «При совершении Божественной литургии или обедницы, а также при торжественных молебствиях обязаны присутствовать все офицеры корабля и Православного исповедания нижние чины, кроме больных и занятых службою; а при остальных Богослужениях присутствуют одни желающие» [16, с. 304].
Необходимо отметить, что формальному, безразличному отношению к богослужебной деятельности нередко способствовали и сами представители морского духовенства. На рубеже Х1Х-ХХ веков наблюдалось оскудение веры и ее формализация. К сожалению, и на суше, и на море большая часть священников воспринимались паствой исключительно как «требоисполнители» [9, № 19, с. 607]. Ведь, несмотря на тенденцию к более тщательному отбору духовенства на флот, в рассматриваемый период на кораблях должность судовых священников нередко продолжали занимать монашествующие, многие из которых были малообразованными и не подготовленными для этой должности [6, с. 344]. Протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский имел еще более критическое мнение: «Хуже обстояло дело в составе судового духовенства, где нештатные священники-иеромонахи по своей развитости нередко стояли ниже не только морских офицеров, но и матросов. Бывали, конечно, и исключения, но они не были частыми» [28, с. 243]. Поэтому можно сказать, что на фоне оскудения веры и подчас разочарования в христианстве, с одной стороны, и поиска истины, с другой, личность священника, его молитвенный подвиг и умение донести евангельскую истину могло перевернуть сознание чело-
7К сожалению, неизвестно даже имя автора. После двухлетнего служения судовым священником на броненосце в источниках он не фигурирует и в «Списках священнослужителей, состоящих в ведомстве главного священника гвардии, гренадер армии и флота» отсутствует, его дальнейшая судьба на данный момент неизвестна.
^¡^ИСТОРИЯ, ЦЕРКОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Сингх Созонт Сукхдевович «Богослужебная деятельность судового священника на рубеже Х1Х-ХХ веков в мемуарах, дневниках и письмах офицеров российского императорского флота»
века, повести за собой8. О достойных морских священнослужителях упоминалось в работах о священниках-участниках Русско-японской войны [30; 31; 32; 33]. Однако были пастыри, достойно трудившиеся на кораблях в мирное время, но которые при этом остаются не известны читателю. Таковы архимандрит Владимир (Гиганов), иеромонах Авель (Иванов), иерей Георгий Левитский. Личность каждого из них достойна отдельного рассказа. К сожалению, большую часть морского духовенства (две трети) [4, с. 220-221] продолжали составлять представители черного духовенства, многие из которых прибыли «из далеких провинциальных монастырей» [18, с. 90] и не были подготовлены к служению судовым священником [6, с. 334]. В связи с этим среди моряков появилось расхожее мнение о том, что «священник - какой-то балласт, его приходится терпеть по нужде и кормить даром» [4, с. 219].
Ситуация на флоте начнет улучшаться лишь в начале 1910-х годов, когда большую часть вакансий судовых священников займут образованные представители белого духовенства [4, с. 220-221 ]. Однако начавшаяся Первая мировая война поставит перед судовыми священниками новые задачи, а в 1918 году Институт военного и морского духовенства будет упразднен.
Итак, очевидно, что наличие или отсутствие упоминаний не может позволить исследователю сделать полноценные выводы о религиозности человека и о его отношении к богослужению. Тем более, что источники были написаны и опубликованы в разное время и в различных политических условиях: до революции, в эмиграции и в советский период. Но на данный момент, несмотря на свою субъективность, эти материалы - единственный способ приоткрыть внутренний мир офицерства и понять (насколько это возможно), как воспринимали офицеры и морские специалисты богослужение в судовых церквях на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Само богослужение как общая молитва, участие в таинствах Церкви в источниках, написанных офицерами, не отражено, а упоминания о церковной службе если и есть, то краткие и неинформативные. Исходя из этого, рассматриваемые нами материалы могут предоставить исследователю лишь самую общую информацию о богослужебной деятельности судовых священников. Исключение составляют отдельные авторы, из которых наиболее подробные и кропотливые описания богослужений содержатся в записках судового врача В. С. Кравченко [13]. Однако было бы неверно предположить, что это связано с его профессией. В записках врача Н. С. Боголюбова богослужениям внимание не уделено. Остальные авторы, подробно описывавшие богослужебную деятельность духовенства, являются эмигрантами [3].
В целом можно предположить, что на рубеже Х1Х-ХХ веков для многих офицеров церковная служба не представляла интереса. Праздничное богослужение, в основном, являлось неким событием, которое могло разнообразить монотонную службу на корабле. Морские офицеры оставались дворянами, носителями соответствующей культуры и отношения к Церкви и богослужению. Вероятно, в силу своих взглядов они и не нуждались в богослужении и окормлении духовенством, а их души могли быть «непаханным полем» для миссионерской деятельности.
8Даже на суше хорошие священники были в диковинку, и к ним стекались люди, жаждущие слова Божия. Примером настоящего пастыря в описываемый период являлся, например, протоиерей Иоанн Кронштадтский, протоиерей Алексий Мечёв и протоиерей Валентин Амфитеатров, первые двое прославлены Церковью в лике святых, а к могиле третьего и в наше время не зарастает народная тропа.
№ 2, 2019 (7)
список источников:
1. Апостоли Н. И. В Чикаго на выставку. (Из дневника морского офицера). // Разведчик. 1893. № 135. С. 438-439; № 136. С. 452-454; № 140. С. 516-519; № 142. С. 550-553; № 153. С. 745-750; № 159. С. 847-850.
2. Апрелев Б. П. Нашей смене. Шанхай: Слово, 1934.
3. Боголюбов Н. Плавание учебного корабля крейсера 1 -го ранга «Герцог Эдинбургский» 1898-1899 гг. Кронштадт: Тип. Кронштадтского вестника, 1899.
4. Братское собрание военного и морского духовенства в Санкт-Петербурге 14 февраля 1913 г. // Вестник военного и морского духовенства. 1913. № 5. С. 219-222.
5. Вырубов П. А. На броненосце Князь Суворов. Десять лет из жизни русского моряка, погибшего в Цусимском бою. СПб.: Истфлот, 2010.
6. Владимир (Гиганов), архим. Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания // Вестник военного духовенства. 1894. № 11. С. 331-345.
7. Давидович-Нащинский В. Н. Воспоминания старого моряка. В 4 частях. София: тип. Новая жизнь, б. г.
8. Долгов Б. А. Плавание учебного корабля крейсера 1-го ранга «Герцог Эдинбургский» 1897-1898. Кронштадт: Тип. Кронштадтского вестника, 1899.
9. Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II» за два года заграничного плавания (1896—97 гг.) // Вестник военного духовенства. 1907. № 17. 537- 541; С № 18. С. 568-570; № 19. С. 599-608.
10. Иванов-Тринадцатый К. П. На Владивостокском отряде крейсеров // Война и мир крейсера «Рюрик». 1895-1905 гг. Сборник воспоминаний, статей и документов. СПб.: Гангут, 2013. С. 78-99.
11. Касаткин А., свящ. Пастырь на корабле. Путевые заметки и впечатления священника (из письма на имя о. протопресвитера). // Вестник военного духовенства. 1898. № 17. С. 529-534.
12. Костенко В. П. На «Орле» в Цусиме. Л.: Судпромгиз, 1955. С. 295.
13. Кравченко В. С. Записки судового врача. Через три океана. М.: АСТ, 2014.
14. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток в 1896 году на пароходе Д.Ф. «Орел» // Вестник военного духовенства. 1897. № 3. С. 86-91.
15. Ляпунова О. А. Дневники участника Цусимского сражения 1905 года Саввате-ева Н. М. Ижевск: Известия Удмуртской республики, 2017.
16. Морской устав. 1885. СПб.: Типография Морского Министерства, в Гл. Адм., 1885.
17. Никитин Д. В. На берегу и в море. San Francisco: Морское издательство при Кают-компании морских офицеров в Сан-Франциско, 1938.
18. Никитин Д. В. В отлива час. San Francisco: Морское издательство при Кают-компании морских офицеров в Сан-Франциско, б. г.
19. Новиков-Прибой А. С. Цусима. М.: Мысль, 1984.
20. О войне, любви и вере: Переписка мичмана князя Александра Щербатова со своей невестой княжной Софьей Васильчиковой 1904-1905 гг. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.
21. Политовский Е. С. От Либавы до Цусимы. СПб.: Гангут, 2010. С. 16.
22. Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА) Ф. 1289. Оп. 2. Д. 149 (Исторические журналы отряда судов, назначенного для плавания корабельными гардемаринами/выпускниками в летнюю и зимнюю кампании)
^¡^ история, церковное краеведение
Сингх Созонт Сукхдевович «Богослужебная деятельность судового священника на рубеже Х1Х-ХХ веков в мемуарах, дневниках и письмах офицеров российского императорского флота»
23. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 2. Д. 181. Л. 24 (Исторический журнал /без 3 и 7 страниц/ Щербатова Александра Александровича о подготовке к перемирию на море между Россией и Японией).
24. Семенов В. И. Цусима. СПб.: Ленинградское издательство, 2011.
25. Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890-1891. [в 3 томах]. Лейпциг: Типография Ф.А. Брокгауза, 1893-1897.
26. Цывинский Г. Ф. Пятьдесят лет в Российском императорском флоте. СПб.: ЛеКо, 2008.
27. Чегодаев-Саконский А. П. На «Алмазе» от Либавы через Цусиму - во Владивосток. М. тип. О-ва распр. полезн. книг, 1910.
28. Шавельский Г. И., протопр. В школе и на службе. М. - Брюссель: Conference Sainte Trinite du Patriarcat de Moscou ASBL; Екатерининский мужской монастырь. 2016.
29. Шуберт Б. К. На крейсерах «Смоленск» и «Олег». СПб.: Гангут, 2009.
список литературы:
1. Жукова Л. В. Военное духовенство в Порт-Артуре в период Русско-японской войны // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. М.: Изд-во МГУ, 2003. № 2. С.33-43.
2. Кострюков А. А. К истории служения военного духовенства в годы Русско-японской войны // Православная культура в России: прошлое и настоящее (по материалам Вторых Свято-Филаретовских чтений). М.: Пашков дом, 2007. С. 135-145.
3. Самохвалов. С. В. Вера и мужество: флотское духовенство в Русско-японской войне // Вестник военного и морского духовенства. № 1 (661). М., 2004. С. 40—44.
4. Соколов А. Н. Деятельность флотского духовенства в годы Русско-японской войны // Угрешский вестник. Дзержинский, 2006. №. 2. С. 152 - 161.
Рецензент: кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Димитрий Олихов.