Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПРАКТИКЕ В СУДОВЫХ ЦЕРКВЯХ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ'

К ВОПРОСУ О БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПРАКТИКЕ В СУДОВЫХ ЦЕРКВЯХ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российский императорский флот / судовой священник / духовенство на флоте / судовая церковь / богослужение на корабле / Russian Imperial navy / navy chaplain / navy clergy / the ship’s chapel / divine service on the ship

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — С. С. Сингх

Богослужебная деятельность судовых священников до сих пор остается малоизученным аспектом служения духовенства на флоте. В данной статье предпринята попытка на основе анализа письменных источников реконструировать богослужебную практику в судовых церквях на рубеже XIX-XX веков. Основными источниками работы послужили Морской устав, мемуары, дневники и письма моряков и судовых священников. Это позволяет не только составить теоретическое представление о том, как должны были совершаться богослужения на флоте, но и установить реальную богослужебную практику. Автор освещает особенности служения духовенства на флоте, исследует повседневные условия совершения богослужений на кораблях. Автором также освещено устройство корабельных храмов. определяются основные виды богослужений и частота их совершения. Кроме того, рассматривается проблема регулярного сокращения богослужений в контексте взаимоотношения духовенства и командного состава кораблей Российского императорского флота и приводится официально установленный в 1915 году порядок сокращения богослужений на флоте. Затронута проблема принудительного посещения богослужений моряками. особое внимание в работе уделено морской обеднице. Данная служба не являлась, как в современной богослужебной практике, последованием Изобразительных, но была особой, написанной для судовых церквей службой. однако ни чинопоследование, ни точную практику ее совершения, исходя из известных на данный момент материалов, установить не представляется возможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LITURGICAL ACTIVITIES IN THE SHIP’S CHAPELS AT THE TURN OF THE 19TH-20TH CENTURIES

The liturgical activity of the navy clergy is still a little-studied aspect of the ministry of the clergy in the fleet. Having analyzed some written sources the author makes an attempt to reconstruct liturgical practices aboard the ships at the turn of the 19th-20th centuries. The main sources were the Maritime Regulations, memoirs, diaries and letters of sailors and navy chaplains. This allows not only to form a theoretical idea of how the services should have been performed in the fleet, but also to establish the actual liturgical practice. The author highlights the features of the clergy ministry in the navy and explores the daily conditions for conducting divine service on board. The issue of the arrangement of ship chapels is also highlighted. The article describes main types of services and their frequency. In addition, the problem of regular reduction of services in the context of relationship between the clergy and the command staff of the ships of the Russian Imperial Navy is considered and the procedure for reducing worship in the fleet, officially established in 1915, is given. The author considers the problem of forced attendance of divine services by sailors. Special attention is paid to the «Sea Obednitsa» (Pro-Liturgy). This service was not the Typica («Izobrazitel’nye»), as in the modern liturgical practice, but it was a special service written for ship churches. However, it is not possible to establish the order or the exact practice of performing the service using the materials known at the moment.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПРАКТИКЕ В СУДОВЫХ ЦЕРКВЯХ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4(28). 143-157

УДК 359.81

Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10406

С. С. Сингх

к вопросу о богослужебной практике в судовых ЦЕРКВЯХ на рубеже Х1Х-ХХ веков

Аннотация. Богослужебная деятельность судовых священников до сих пор остается малоизученным аспектом служения духовенства на флоте. В данной статье предпринята попытка на основе анализа письменных источников реконструировать богослужебную практику в судовых церквях на рубеже Х1Х-ХХ веков. Основными источниками работы послужили Морской устав, мемуары, дневники и письма моряков и судовых священников. Это позволяет не только составить теоретическое представление о том, как должны были совершаться богослужения на флоте, но и установить реальную богослужебную практику. Автор освещает особенности служения духовенства на флоте, исследует повседневные условия совершения богослужений на кораблях. Автором также освещено устройство корабельных храмов. определяются основные виды богослужений и частота их совершения. Кроме того, рассматривается проблема регулярного сокращения богослужений в контексте взаимоотношения духовенства и командного состава кораблей Российского императорского флота и приводится официально установленный в 1915 году порядок сокращения богослужений на флоте. Затронута проблема принудительного посещения богослужений моряками. особое внимание в работе уделено морской обеднице. Данная служба не являлась, как в современной богослужебной практике, последованием Изобразительных, но была особой, написанной для судовых церквей службой. однако ни чинопоследование, ни точную практику ее совершения, исходя из известных на данный момент материалов, установить не представляется возможным.

Ключевые слова: российский императорский флот, судовой священник, духовенство на флоте, судовая церковь, богослужение на корабле.

Цитирование. сингх с. с. К вопросу о богослужебной практике в судовых церквях на рубеже Х1Х-ХХ веков // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28).С. 143-157. Б01: 10.24411/2224-53912019-10406

© С. С. Сингх, 2019 143

В настоящее время происходит возрождение института военного и морского духовенства, штатные священнослужители появляются в армии и на флоте и сталкиваются с различными сложностями. Одной из них является богослужебная практика. Неизбежно возникает вопрос: как часто должны происходить богослужения, как они должны сокращаться и т. п. Ввиду этого изучение дореволюционного опыта представляется особенно актуальным. Богослужение является центром священнического служения. однако богослужебная деятельность морского духовенства до сих пор малоизучена. Различных аспектов флотской богослужебной практики на рубеже Х1Х-ХХ вв. касались современные исследователи доктор исторических наук А. А. Кострюков1 и капитан 1-го ранга А. П. Беляков2. Однако эти авторы не стремились реконструировать богослужебную практику в судовых церквях. Кроме того, указанные исследователи во многом основывались на материалах Морского устава, при этом мемуары, дневники и письма привлекались ими в недостаточной мере. В нашей статье на основе письменных источников будут раскрыты особенности богослужебной практики в судовых церквях. Для изучения будут привлечены документы3, среди которых центральное место занимает Морской устав4, а для того, чтобы понять, какой была реальная практика совершения богослужений, будут проанализированы мемуары, дневники и письма моряков и судовых священников5.

1 кострюков А. А. Деятельность русского военного духовенства в годы русско-японской и Первой мировой войн: дисс. ... канд. богосл. Сергиев Посад, 2003; он же. Особенности богослужения в действующей армии в начале XX века (об одном «свидетельстве» Н. Д. Жевахова) // Церковно-исторический вестник. 2007. № 14. С. 153-162.

2 Беляков а. П. Религиозное воспитание военных моряков в дореволюционной России. СПб., 2014.

3 Порядок отправления церковных служб в судовых церквях // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2044. Оп. 1. Д. 6. Л. 37а; Послужные списки монашествующих // Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1190. Оп. 1. Д. 51.

4 Морской устав. 1885. СПб., 1885.

5 Давидович-Нащинский в. Н. Воспоминания старого моряка: в 4-х ч. София, [б. г.]; иванов-тринадцатый к. П. На Владивостокском отряде крейсеров // Война и мир крейсера «Рюрик» (1895-1905). (Сб. воспоминаний, ст. и док-тов). СПб., 2013. С. 78-99; семёнов в. и. Цусима. СПб., 2011; левитский г., свящ. Поездка священника во Владивосток в 1896 году на пароходе Д. Ф. «Орел» // Вестник военного духовенства. 1897. № 3. С. 86-91; Политовский е. с. От Либавы до Цусимы. СПб., 2010; Цывинский г. ф.

Рубеж XIX-XX вв. является важным и показательным для истории морского духовенства, так как оказался своеобразным итогом и, возможно, наивысшей точкой двухсотлетнего служения священства в армии и на флоте Российской империи. К этому времени взаимодействие между Церковью и Военным и Морским ведомствами приобрели свою конечную форму. «Положение об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств» 1890 года6 качественно изменило деятельность военного и морского духовенства, разграничило власть епархиальных архиереев и военного духовенства в лице протопресвитера военного и морского духовенства7. В ведении последнего теперь находилось все духовенство армии и флота и все относящиеся к ним церкви (до издания «Положения» должности главного священника армии и флота и главного священника гвардии и гренадер существовали раздельно).

Данный период показателен и с точки зрения развития литургического богословия в России. Проблемы богослужебного устава и сокращения богослужений достаточно широко обсуждались как среди духовенства, так и среди мирян8. В полковых и судовых церквях богослужебная практика обладала особой спецификой, связанной с военной паствой и условиями, в которых священнослужителям приходилось совершать богослужения.

Пятьдесят лет в Российском императорском флоте. СПб., 2008; Долгов Б. А. Плавание учебного корабля крейсера 1-го ранга «Герцог Эдинбургский» 1897-1898. Кронштадт, 1899; Новиков-Прибой а. с. Цусима. М., 1984; ляпунова о. а. Дневники участника Цусимского сражения 1905 года Савватеева Н. М. Ижевск, 2017; Никитин Д. в. В отлива час. San Francisco, [б. г.]; кравченко в. с. Записки судового врача. Через три океана. М., 2014; Апрелев Б. П. Нашей смене. Шанхай, 1934; Дневник рулевого боцманмата с крейсера «Олег» Магдалинского А. В. // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ). Ф. 763. Оп. 1. Д. 301; Исторический журнал (без 3 и 7 страниц) Щербатова Александра Александровича о подготовке к перемирию на море между Россией и Японией // РГАДА. Ф. 1289. Оп. 2. Д. 181; О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 11-18; № 2. С. 41-51; касаткин А., свящ. Пастырь на корабле. Путевые заметки и впечатления священника (из письма на имя о. протопресвитера) // Вестник военного духовенства. 1898. № 17. С. 529-534.

6 Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. СПб., 1893. Т. 10. № 6924.

7 Подробнее см.: Мальцев М. Т., Марков Д. л. Из истории военного духовенства России: реформа протопресвитера Александра Желобовского // Вестник церковной истории. 2015. № 1/2 (37/38). С. 255-266.

8 Подробнее см.: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. С. 259-339.

В мирное время армейские подразделения (и полковые священники) не были столь оторваны от внешнего мира, как их коллеги на флоте. Нередко священнослужители назначались на корабли на время конкретного заграничного похода, и тогда в документе фигурировала формулировка «на предстоящее заграничное плавание»9. То есть свою богослужебную деятельность судовые священники преимущественно осуществляли непосредственно в море. Подчас судовой священнослужитель сталкивался с невозможностью пополнить запасы свечей, ладана, просфор10 или каких-либо предметов, необходимых для богослужения, поскольку большую часть времени корабль находился вдали от родных берегов.

К концу Х1Х века большинство кораблей российского военно-морского флота были снабжены сборными деревянными судовыми церквями, которые представляли собой разборный иконостас с необходимым имуществом, размещаемый, как правило, на батарейной11 или жилой палубах12. Это было обусловлено дефицитом внутренних помещений: ведь на кораблях любое место было исключительно функциональным. Даже на императорской яхте «Штандарт» судовая церковь была разборной. При достаточном количестве помощников установка церкви могла занять «10-15 минут»13. В случае, когда сборной судовой церкви не было, создавался импровизированный храм из подручных средств (флаги, тенты и т. п.).

Судовая церковь, как правило, располагалась внутри самого корабля, где было не так много места для размещения сотен молящихся. Поэтому в помещении, где проходило богослужение, как правило, было тесно, жарко и душно14. По возможности данная проблема решалась переносом богослужения на верхнюю палубу. Однако для этого было

9 Послужные списки монашествующих // РГАДА. Ф. 1190. Оп. 1. Д. 51. Л. 4.

10 Вопрос о просфорах и их выпекании был актуален для всех представителей морского духовенства, и, вероятно, каждый из них выходил из этой ситуации по-разному, однако эта тема требует отдельного исследования.

11 Батарейная палуба — палуба, находящаяся под верхней палубой корабля и предназначенная для размещения орудий.

12 Жилая палуба — часть средней или нижней палубы корабля, предназначенная для проживания команды.

13 Никитин Д. В. В отлива час. С. 92.

14 Кравченко В. С. Записки судового врача... С. 143.

необходимо отсутствие осадков, сильного ветра, подходящая температура воздуха и т. п.

Согласно ст. 820 Морского устава, при «совершении Божественной литургии или обедницы, а также при торжественных молебствиях обязаны присутствовать все офицеры корабля и православного исповедания нижние чины, кроме больных и занятых службой; а при остальных богослужениях присутствуют одни желающие»15. А поскольку подавляющее большинство моряков были православными, то на основных богослужениях должен был присутствовать практически весь экипаж. Личный состав кораблей 1-го ранга, на которые, как правило, назначались судовые священнослужители, насчитывал от 400-500 до 700-800 человек. Необходимость участия в богослужении такого числа молящихся приводила к сложностям при его организации.

Впрочем, далеко не все нижние чины хотели принимать участие в основных богослужениях, возникали сложности с выполнением ст. 820 Морского устава. А. С. Новиков-Прибой, баталер16 броненосца «Орел», в романе «Цусима» приводит следующее описание того, как собирали матросов на богослужение: «И на этот раз с утра, после подъема флага, вахтенный начальник распорядился: Команде на богослужение! Засвистали дудки капралов, и по всем палубам, повторяя на разные лады распоряжение вахтенного начальника, понеслись повелительные слова фельдфебелей и дежурных. Для матросов самым нудным делом было — это стоять в церкви. Они начали шарахаться в разные стороны, прятаться по закоулкам и отделениям, словно в щели тараканы, когда их внезапно осветят огнем. А унтеры гнали их с криком и шумом, с зуботычинами и самой отъявленной бранью»17. Произведение Новикова-Прибоя, написанное в 1920-е гг., носит явно антирелигиозный характер, поэтому можно было бы предположить, что данное описание — не больше чем художественный вымысел или преувеличение.

Однако в воспоминаниях Н. М. Савватеева, минного машиниста броненосца «Адмирал Сенявин», можно встретить еще один пример подобного «сбора» на богослужение. Описывая вечернюю молитву, на ко-

15 Морской устав. 1885. С. 304.

16 Баталер — специалист, ведающий на корабле продовольственным, вещевым и другими видами снабжения.

17 Новиков-Прибой А. С. Цусима. С. 115.

торой должны были присутствовать нижние чины православного исповедания, автор упоминает, что все бегут на молитву, а иные «бегут, подгоняемые боцманским линьком»18. Описывая еженедельные богослужения, Савватеев также отмечает, что на них «гнали линьком»19. А повествуя о Пасхе, автор с удивлением отмечает присутствие на богослужении мусульман, «не принужденных»20 на нем находится. Данный источник был опубликован в 2017 г., а время написания остается неизвестным. Поэтому нет оснований считать, что данные фрагменты были специально добавлены в идеологических антирелигиозных целях. С другой стороны, автор был выходцем из старообрядческой среды, а возможно, и сам был старообрядцем, поэтому, как и в случае с произведением А. С. Новикова-Прибоя, не представляется возможным судить о степени объективности материала. В остальных источниках, написанных нижними чинами, подобные эпизоды не упоминаются, что может говорить как об их отсутствии, так и наоборот, об их обыденности для простых моряков.

Добиваться от матросов исполнения ст. 820, вероятно, было делом принципиальным, ведь на дореволюционном флоте дисциплина держалась на «палочной системе». Неисполнение одного из пунктов Морского устава могло стать прецедентом для невыполнения других статей. Поэтому эпизоды, приведенные А. С. Новиковым-Прибоем и Н. М. Савва-теевым, вполне могли иметь место на отдельных кораблях.

Чтобы не возникало отклонений от корабельного распорядка, которого на флоте неукоснительно придерживались, на церковную службу отводилось минимальное время. Так, литургия должна была начинаться «после проведения командой "приборки", то есть не раньше 10 часов, в то время как в 11 часов по Уставу у команды должен быть обед (в кают-компании — завтрак). То же самое происходило и с вечерним богослужением, которое нельзя было начать раньше 17 часов, так как только к этому времени команда успевала вымыться в бане, в то время как в 18 часов у команды начинался ужин (в кают-компании — обед)»21.

18 ляпунова о. А. Дневники участника Цусимского сражения 1905 года Савватее-ва Н. М. С. 36.

19 Там же. С. 40.

20 Там же. С. 137.

21 кострюков а. а. Деятельность русского военного духовенства в годы русско-японской и Первой мировой войн. С. 27.

Поскольку вечернее богослужение не было обозначено в ст. 820 как обязательное к посещению, на многих кораблях решением командиров оно отменялось вовсе22, сохранялось лишь перед большими церковными праздниками23 и накануне некоторых воскресных дней24, причем каждый священник сокращал его по собственному усмотрению. Литургия же «по приказу судового начальства» часто заменялась обедницей25.

В историографии данный вопрос упоминался лишь в работах двух современных исследователей. Андрей Александрович Кострюков, ссылаясь на анонимного священнослужителя26, отмечает: «Литургия на судах часто заменялась обедницей, которая представляла собой не "чин изобразительных", а литургию, из которой выпускалось все, относящееся к таинству Евхаристии»27. После этого автор уже описывает следующую проблему, к сожалению, не поясняя сути данной фразы. Александр Петрович Беляков, ссылаясь на того же анонимного священнослужителя28, обращает внимание на обедницу в ином контексте: «На кораблях 2-го и 3-го ранга, с малым числом команды, священников не было. Но на них все же происходило богослужение, но литургия заменялась обедницей. Читали и пели на этих службах сами матросы под руководством офицеров»29.

Данные авторы касаются проблемы обедницы на флоте. Андрей Александрович рассматривает ее как совершаемую священником замену литургии, сокращающую время на проведение богослужения, а Александр Петрович — как замену литургии при отсутствии священника, для

22 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 14.

23 См. напр.: Кравченко В. С. Записки судового врача. С. 138; Апрелев Б. П. Нашей смене. С. 139.

24 Дневник рулевого боцманмата с крейсера «Олег». // РГАВМФ. Ф. 763. Оп. 1. Д. 301. Л. 4 об.

25 Касаткин А., свящ. Пастырь на корабле. С. 530.

26 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 12.

27 Кострюков А. А. Деятельность русского военного духовенства в годы русско-японской и Первой мировой войн. С. 27.

28 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 12.

29 Беляков А. П. Религиозное воспитание военных моряков в дореволюционной России. С. 197.

чего был составлен особый чин. При обращении же к первоисточнику мы видим подтверждение обоих мнений. Кроме того, анонимный автор дает несколько странные пояснения: «Под именем "Обедницы" во флоте разумеется не "Чин изобразительных", а литургия с пропуском всего относящегося к таинству Евхаристии»30. При этом остается непонятным, имеется в виду один и тот же или разные чинопоследования. В Морском уставе указано, что если есть священник, то служится литургия, при его отсутствии — обедница31. При привлечении остальных источников, где упоминается обедница, удается уточнить некоторые детали. В письме иерея Александра Касаткина, судового священника учебного корабля «Герцог Эдинбургский», на имя протопресвитера армии и флота упоминается, что замена литургии обедницей была регулярной практикой32. Контр-адмирал Д. В. Никитин в мемуарах отмечает, что для богослужений без священника существовал особый чин «Морской обедницы», текст которой на 1907 год был «библиографической редкостью»33. После анализа данных упоминаний остается непонятным, что конкретно из себя представляло это чинопоследование. Можно лишь предположить, что это был некий вариант обедницы с добавлением частей литургии, которые Чин изобразительных не предполагает. Возможно, это был один чин, совершавшийся и мирским, и священническим чином с соответствующими различиями. Возможно, если удастся обнаружить в архивах текст «Морской обедницы», то ситуация прояснится.

Решение вопросов, будет или не будет богослужение и в какой форме оно будет совершаться, зависело исключительно от командира или старшего помощника. Командный состав кораблей, руководствуясь ст. 820 Морского устава и желанием соблюсти корабельный распорядок, приказами формировал собственную, корабельную литургическую практику. Это, в свою очередь, противоречило ст. 644 и 819 того же Морского устава, согласно которым священнослужитель в духовных вопросах подчинялся лишь «своему духовному начальству»34, а все службы «отправляются по

30 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 12-13.

31 Морской устав. 1885. С. 303.

32 касаткин А., свящ. Пастырь на корабле. С. 530.

33 Никитин Д. в. В отлива час. С. 95.

34 Морской устав. 1885. С. 245.

церковному уставу»35. Корабль, ввиду оторванности от внешнего мира, суровых проявлений стихии, однообразия и монотонности тяжелого труда моряков, представлял собой особый, замкнутый мир. Ввиду многих сложностей службы на флоте власть на кораблях была предельно централизована и сосредоточена в руках командира корабля. Священнослужитель во всех действиях был подчинен командиру и мог действовать только с его разрешения, даже если это касалось произнесения проповеди после окончания богослужения36. С этим же, вероятно, связано то, что на данный момент не удалось установить ни одного серьезного конфликта37 между священнослужителем и командиром или офицерами корабля. Если же обратиться к взаимоотношениям между армейским священнослужителем и военным командованием, конфликтные ситуации не были редкостью38.

На рубеже Х1Х-ХХ веков на большинстве кораблей богослужение совершалось один-два раза в неделю. В это время в обществе установилось пренебрежительное выражение «служить по-военному», обозначавшее «неоправданно быстрое совершение богослужения»39. Серьезное обсуждение произвольных сокращений богослужений в армии и на флоте началось лишь в 1914 г. на съездах военного и морского духовенства. Протопресвитер Георгий Шавельский в 1914-1915 гг. предпринял меры для упорядочения практики совершения богослужений в армии и на флоте40. В 1915 г. по инициативе протопресвитера был принят «Порядок отправления церковных служб в судовых церквях»41, составленный по образцу богослужебной практики придворных храмов42.

35 Морской устав. 1885. С. 304.

36 Там же. С. 246.

37 Разумеется, у священников было немало сложностей в служении и в выстраивании личных отношений с офицерами, однако открытых конфликтов, какие происходили между офицерами и полковыми священнослужителями, автору данной работы, проанализировав более 40 мемуаров, писем и дневников, на данный момент найти не удалось.

38 Подробнее см.: Капков К. Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи ХУШ — начала ХХ веков. М., 2009. С. 42-44.

39 Кострюков А. А. Особенности богослужения в действующей армии в начале XX века. С. 153.

40 Подробнее см.: Там же. С. 153-162.

41 Порядок отправления церковных служб в судовых церквях // РГВИА. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 6. Л. 37а.

42 Беляков А. П. Религиозное воспитание военных моряков в дореволюционной Рос-

Согласно этому документу, чин всенощного бдения в воскресные и праздничные дни подвергался следующим сокращениям. На великой вечерне из положенных по уставу стихир на «Господи, воззвах» пелась одна стихира и богородичен. В свою очередь, стихиры «на стиховне» сокращались до одной стихиры, которую при этом разрешалось читать. Положенное по уставу троекратное пение тропаря «Богородице Дево, радуйся» сокращалось до одного раза. Пение 33-го псалма в конце великой вечерни не предполагалось. По большим церковным праздникам на великой вечерне полагались чтение одной паремии, а также лития с благословением хлебов. На утрене шестопсалмие было сокращено до 4 псалмов. Тропарь на «Бог Господь» пелся один раз, чтение кафизм на утрене сокращалось до одного псалма. Тропари «по Непорочных» сокращались до 3-х. Степенные антифоны исполнялись чтением. Канон сокращался до 4-5 песней, по 2-3 тропаря в каждой, ектеньи по 3-й и 6-й песне канона опускались. Пение песни Богородицы «Величит душа моя Господа» сокращалось до 2-3 стихов. Из положенных по уставу стихир «на хвалитех» пелся только богородичен. Чтение первого часа начиналось с тропарей, псалмы полностью опускались. Последование Божественной литургии также подверглось некоторым сокращениям. Пение антифонов опускалось, непосредственно после великой ектеньи пелся тропарь «Единородный Сыне». Далее литургия совершалась без сокращений.

По мнению А. П. Белякова, несмотря на выход данного документа, «в вопросах сокращения службы нередко наблюдались зло-употребления»43. Однако, к сожалению, автор не ссылается на какие-либо источники информации. А имеющиеся источники на данный момент не позволяют определить, применялся ли предписанный порядок на практике.

Священнослужителем с разрешения командного состава корабля44 совершались и богослужения по требованию (требы), которыми неизменно сопровождалась жизнь на флоте: с водосвятного молебна начинался не только дальний поход45, но и любое плавание46, перед вступле-

сии. С. 197.

43 Там же.

44 Морской устав. 1885. С. 306.

45 Исторический журнал. // РГАДА. Ф. 1289. Оп. 2. Д. 181. Л. 24.

46 Давидович-Нащинский в. Н. Воспоминания старого моряка. С. 8.

нием в бой также служился молебен47, а если член экипажа умирал, то его отпевали и хоронили в море48 (однако были случаи погребения и на суше)49. Кроме частных просьб, молебны неизменно совершались в памятные даты царской фамилии: «по случаю именин государыни»50, «по случаю царского дня»51, «о рождении наследника»52 и т. п. Богослужебную практику в судовой церкви могли разнообразить такие события, как крещение детей православных родителей в странах, где нет православных священников53, и венчание54, которые случались крайне редко и превращались в большой праздник для всего личного состава корабля.

Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХ вв. на практику совершения богослужений на флоте в основном влияли два фактора: условия, в которых они совершались, и приказы командира корабля. Погодные условия, а также теснота помещений нередко осложняли, а подчас делали невозможным совершение богослужений. Командный состав кораблей регулярно сокращал или отменял богослужения. То есть богослужебная практика во многом формировалась не священнослужителем, а командиром корабля или старшим офицером. Ввиду этого на кораблях, как правило, литургия или обедница совершались раз в неделю, в воскресенье, а также на большие церковные праздники, а всенощные бывали редко и в большинстве случаев отменялись. Исходя из приказов корабельного начальства, противоречившим ст. 644 и 819 Морского устава, по которому в духовных делах священнослужитель подчиняется лишь духовному начальству, морское духовенство предельно сокращало те немногие совершаемые богослужения, причем каждый священник по-своему сокращал

47 Иванов-Тринадцатый К. П. На Владивостокском отряде крейсеров. С. 82.

48 Семёнов В. И. Цусима. С. 235.

49 Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток в 1896 году на пароходе Д. Ф. «Орел». С. 87, 88.

50 Политовский Е. С. От Либавы до Цусимы. С. 189.

51 Там же. С. 201.

52 Цывинский Г. Ф. Пятьдесят лет в Российском императорском флоте. С. 109.

53 См. напр.: Апрелев Б. П. Нашей смене. С. 55-57.

54 В качестве примера можно привести бракосочетание лейтенанта С. Н. Ворожейкина с дочерью английского подданного А. Ламб, совершенное в судовой церкви крейсера «Герцог Эдинбургский» во время стоянки у острова св. Фомы. Подробнее см.: Долгов Б. А. Плавание учебного корабля крейсера. С. 24; Касаткин А., свящ. Пастырь на корабле. С. 533.

и видоизменял их. «Порядок отправления церковных служб в судовых церквях», регламентировавший сокращение богослужений, появился лишь в 1915 г. Ввиду военного времени, а также продолжающихся приказов со стороны командиров кораблей, неизвестно, была ли возможность у священнослужителей его исполнять. До сих пор остаются нераскрытыми вопросы, связанные с практикой совершения и чинопоследованием «Морской обедницы», которые ждут своего исследователя.

Сведения об авторе. Сингх Созонт Сукхдевович — студент 2 курса магистратуры исторического факультета ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», преподаватель истории и обществознания НОЧУ «Гимназия "Свет"» (Россия, г. Москва). E-mail: sozont@inbox.ru

Список литературы

1. Апрелев Б. П. Нашей смене. Шанхай, 1934.

2. Балашов Н, прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001.

3. Беляков А. П. Религиозное воспитание военных моряков в дореволюционной России. СПб., 2014.

4. Давидович-Нащинский в. Н. Воспоминания старого моряка: в 4-х ч. София, [б. г.]

5. Долгов Б. А. Плавание учебного корабля крейсера 1-го ранга «Герцог Эдинбургский». 1897-1898. Кронштадт, 1899.

6. иванов-тринадцатый к. П. На Владивостокском отряде крейсеров // Война и мир крейсера «Рюрик» (1895-1905). (Сборник воспоминаний, статей и документов). СПб., 2013. С. 78-99.

7. капков к. г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII — начала XX веков. М., 2009.

8. касаткин А., свящ. Пастырь на корабле. Путевые заметки и впечатления священника (из письма на имя о. протопресвитера) // Вестник военного духовенства. 1898. № 17. С. 529-534.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. кострюков А. А. Деятельность русского военного духовенства в годы русско-японской и Первой мировой войн: дис. ... канд. богосл. Сергиев Посад, 2003.

10. кострюков А. А. Особенности богослужения в действующей армии в начале XX века (об одном «свидетельстве» Н. Д. Жевахова) // Церковно-исторический вестник. 2007. № 14. С. 153-162.

11. кравченко в. с. Записки судового врача. Через три океана. М., 2014.

12. левитский г., свящ. Поездка священника во Владивосток в 1896 году на пароходе Д. Ф. «Орел» // Вестник военного духовенства. 1897. № 3. С. 86-91.

13. Ляпунова О. А. Дневники участника Цусимского сражения 1905 года Саввате-ева Н. М. Ижевск, 2017.

14. Мальцев М. Г., Марков Д. Л. Из истории военного духовенства России: реформа протопресвитера Александра Желобовского // Вестник церковной истории. 2015. № 1/2 (37/38). С. 255-266.

15. Морской устав. 1885. СПб., 1885.

16. Никитин Д. В. В отлива час. San Francisco, [б. г.]

17. Новиков-Прибой А. С. Цусима. М., 1984.

18. О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 11-18; № 2. С. 41-51.

19. Политовский Е. С. От Либавы до Цусимы. СПб., 2010.

20. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. СПб., 1893. Т. 10.

21. Российский государственный архив Военно-Морского флота (РГАВМФ). Ф. 763. Оп. 1. Д. 301.

22. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1190. Оп. 1. Д. 51; Ф. 1289. Оп. 2. Д. 181.

23. Российский государственный военно-исторический архив (РгВИА). Ф. 2044. Оп. 1. Д. 6.

24. Семёнов В. И. Цусима. СПб., 2011.

25. Цывинский Г. Ф. Пятьдесят лет в Российском императорском флоте. СПб., 2008.

Sozont S. Singh

TO THE QUESTION OF LITURGICAL ACTIVITIES IN THE SHIP'S CHAPELS AT THE TURN OF THE 19TH-20TH CENTURIES

Abstract. The liturgical activity of the navy clergy is still a little-studied aspect of the ministry of the clergy in the fleet. Having analyzed some written sources the author makes an attempt to reconstruct liturgical practices aboard the ships at the turn of the 19th-20th centuries. The main sources were the Maritime Regulations, memoirs, diaries and letters of sailors and navy chaplains. This allows not only to form a theoretical idea of how the services should have been performed in the fleet, but also to establish the actual liturgical practice. The author highlights the features of the clergy ministry in the navy and explores the daily conditions for conducting divine service on board. The issue of the arrangement of ship chapels is also highlighted. The article describes main types of services and their frequency. In addition, the problem of regular reduction of services in the context of relationship between the clergy and the command staff of the ships of the Russian Imperial Navy is considered and the procedure for reducing worship in the fleet, officially established in 1915, is given. The author considers the problem of forced attendance of divine services by sailors. Special attention is paid

to the «Sea Obednitsa» (Pro-Liturgy). This service was not the Typica («Izobrazitel'nye»), as in the modern liturgical practice, but it was a special service written for ship churches. However, it is not possible to establish the order or the exact practice of performing the service using the materials known at the moment.

Keywords: Russian Imperial Navy, navy chaplain, navy clergy, the ship's chapel, divine service on the ship.

Citation. Singh S. S. K voprosu o bogosluzhebnoi praktike v sudovykh tserkviakh na rubezhe XIX-XX vekov [To the Question of Liturgical Activities in the Ship's Chapels at the Turn of the 19-20 Centuries]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 4 (28), pp. 143-157. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10406

About the author. Singh Sozont Sukkhdevovich — graduate student of the Russian History Department of Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities (Russia, Moscow), teacher of History and Social Studies in Gymnasium "Svet" (Russia, Moscow). E-mail: sozont@inbox.ru

References

1. Aprelev B. P. Nashei smene [To Our Shift]. Shanghai, 1934.

2. Balashov N., prot. Na puti k liturgicheskomu vozrozhdeniiu [Towards Liturgical Revival]. Moscow, 2001.

3. Beliakov A. P. Religioznoe vospitanie voennykh moriakov v dorevoliutsionnoi Rossii [Religious Education of Sailors in Pre-revolutionary Russia]. Saint Petersburg, 2014.

4. Davidovich-Nashchinskii V. N. Vospominaniia starogo moriaka [Memories of the Old Seaman]. Sofia, [s. a.].

5. Dolgov B. A. Plavanie uchebnogo korablia kreisera 1-go ranga «Gertsog Edinburgskii». 1897-1898 [Voyage of the Training Ship First-rank Cruiser «Duke of Edinburgh». 18971898]. Kronstadt, 1899.

6. Ivanov-Trinadtsatyi K. P. Na Vladivostokskom otriade kreiserov [On the Vladivostok Detachment of Cruisers]. Voina i mir kreisera «Riurik» (1895-1905) (Sbornik vospominanii, statei i dokumentov) [War and Peace of Cruiser «Rurik» (1895-1905) (Collection of Memoirs, Articles and Documents)]. Saint Petersburg, 2013, pp. 78-99.

7. Kapkov K. G. Ocherki po istorii voennogo i morskogo dukhovenstva Rossiiskoi imperii XVIII — nachala XX vekov [Essays on the History of the Army and Navy Clergy of the Russian Empire of the 18th — early 20th centuries]. Moscow, 2009.

8. Kasatkin A., sviashch. Pastyr' na korable. Putevye zametki i vpechatleniia sviashchennika (iz pis'ma na imia o. protopresvitera) [Shepherd on the Ship. Travel Notes and Impressions of a Priest (from a letter addressed to father protopresbyter)]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Army Clergy Bulletin, 1898, no. 17, pp. 529-534.

9. Kostriukov A. A. Deiatel'nost' russkogo voennogo dukhovenstva v gody Russko-iaponskoi i Pervoi mirovoi voin. Kand. diss. [Activities of the Russian Army Clergy in the Years of the Russian-Japanese and the First World Wars. PhD-thesis]. Sergiev Posad, 2003.

10. Kostriukov A. A. Osobennosti bogosluzheniia v deistvuiushchei armii v nachale XX veka (ob odnom «svidetel'stve» N. D. Zhevakhova) [Specificities of Worship in the Army at the Beginning of the 20th Century (about one «testimony» of N. D. Zhevakhov)]. Tserkovno-istoricheskii vestnik — Church History Bulletin, 2007, no. 14, pp. 153-162.

11. Kravchenko V. S. Zapiski sudovogo vracha. Cherez tri okeana [Notes of a Ship's Doctor. Across the Three Oceans]. Moscow, 2014.

12. Levitskii G., sviashch. Poiezdka sviashchennika vo Vladivostok v 1896 godu na parokhode D. F. «Oriol» [Chaplain's Travel to Vladivostok by boat D. F. «Oryol» in 1896]. Vestnik voen-nogo dukhovenstva — Army Clergy Bulletin, 1897, no. 3, pp. 86-91.

13. Liapunova O. A. Dnevniki uchastnika Tsusimskogo srazheniia 1905goda Savvateeva N. M. [Diaries of Savvateev N. M., the Participant of the Tsushima Battle in 1905]. Izhevsk, 2017.

14. Mal'tsev M. G., Markov D. L. Iz istorii voennogo dukhovenstva Rossii: reforma pro-topresvitera Aleksandra Zhelobovskogo [From the History of the Army Clergy of Russia: Reform of Protopresbyter Alexander Zhelobovsky]. Vestnik tserkovnoi istorii — Bulletin of Church History, 2015, no. 1/2 (37/38), pp. 255-266.

15. Morskoi ustav 1885 [Maritime Regulations of 1885]. Saint Petersburg, 1885.

16. Nikitin D. V. V otliva chas [At the Hour of Tide]. San Francisco, [s. a.].

17. Novikov-Priboi A. S. Tsusima [Tsushima]. Moscow, 1984.

18. O pastyrskom sluzhenii v russkom voennom flote [On the Pastoral Ministry in the Russian Navy]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Army Clergy Bulletin, 1905, no. 1, pp. 11-18; no. 2, pp. 41-51.

19. Politovskii E. S. OtLibavy do Tsusima [From Libava to Tsushima]. Saint Petersburg, 2010.

20. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Collection III. Saint Petersburg, 1893, vol. 10.

21. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 1190. L. 2. Dos. 51; Stock 1289. L. 2. Dos. 181.

22. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv Voenno-Morskogo flota [Russian State Navy Archive]. Stock 763. L. 1. Dos. 301.

23. Rossiiskii gosudarstvennyi voenno-istoricheskii arkhiv [Russian State Military Historical Archive]. Stock 2044. L. 1. Dos. 6.

24. Semenov V. I. Tsusima [Tsushima]. Saint Petersburg, 2011.

25. Tsyvinskii G. F. Piat'desiat let v Rossiiskom imperatorskom flote [Fifty Years in the Russian Imperial Navy]. Saint Petersburg, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.