УДК 94:262.14:359"17/191 "
https://doi.org/10.24158/fik.2019.1.9
Кузнецов Андрей Михайлович
доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МОРЯКОВ В XVIII - НАЧАЛЕ XX В.
Kuznetsov Andrey Mikhailovich
D.Phil. in History, Associate Professor, Social and Cultural Activities Department, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SAILORS PROVIDED BY THE INSTITUTION OF ORTHODOX CLERGY OF THE RUSSIAN NAVY IN THE 18TH -EARLY 20TH CENTURIES
Аннотация:
Актуальность статьи заключается в том, что в настоящее время происходит становление института военного и морского духовенства в Вооруженных силах России, который был сформирован в 2009 г. в соответствии с поручением президента РФ. В статье с опорой на данные исторической науки представлено авторское видение деятельности института православного духовенства российского флота по духовно-нравственному воспитанию моряков в XVIII - начале XX в., описаны формы указанной работы, приведены конкретные примеры. Представляется, что в сложной международной обстановке, когда Вооруженные силы России вынуждены постоянно находиться в высокой боевой готовности, изложенный опыт может быть востребован в целях повышения эффективности деятельности морских священнослужителей по формированию духовно-нравственных качеств личного состава.
Summary:
Nowadays, the institution of military and naval clergy is developing in the Armed Forces of Russia. It was established in 2009 in accordance with the instructions of the President of the Russian Federation. Based on historical data, the author presents an original view on the role of the institution of Orthodox clergy of the Russian Navy in the spiritual and moral education of sailors in the 18th - early 20th centuries. Its forms and practices are presented. The research findings may be useful in enhancing the effectiveness of naval clergy developing the spiritual and moral qualities in naval personnel since the Russian Armed Forces are constantly to be put on high alert in a complex international context.
Ключевые слова:
российский флот, духовно-нравственное воспитание, флотский священник, богослужение, поучительная беседа, «волшебный фонарь с туманными картинками», морской собор, золотой наперсный крест на Георгиевской ленте.
Keywords:
Russian Navy, spiritual and moral education, naval priest, worship, instructive conversation, magic lantern with smoky pictures, naval cathedral, gold pectoral cross on St. George's ribbon.
Духовно-нравственное воспитание морского воинства России было основной задачей института флотского духовенства, который был создан Петром I.
Анализ источников и литературы привел автора к выводу, что целостной трактовки понятия духовно-нравственного воспитания в XVIII - начале XX в. не было. Упоминались общее, военное, умственное, физическое, духовное, нравственное воспитание, а также такое понятие, как «нравственный элемент».
Опираясь на опыт исследователей, анализирующих понятие духовно-нравственного воспитания, полагаем, что применительно к исследуемой теме оно представляло собой деятельность флотских пастырей по созданию условий для формирования высоких духовных и нравственных качеств у военных моряков, необходимых им как защитникам Отечества.
Из содержания указанного определения вытекала главная цель духовно-нравственного воспитания - формирование высоких духовно-нравственных качеств личного состава. В числе таких качеств православная этика рассматривала честь, достоинство, совесть, порядочность, правдивость, чуткость, внимательность, коллективизм, товарищество, взаимопомощь, бережное отношение к собственности, религиозность, образованность [1, с. 1-9].
Деятельность флотского духовенства по духовно-нравственному воспитанию моряков была законодательно регламентирована, что подтверждала IX глава петровского Морского устава 1720 г. [2, с. 48].
Главную цель духовно-нравственного воспитания морского воинства флотские священники реализовывали по следующим направлениям: распространение общечеловеческих ценно-
стей, основанных на христианских идеях; формирование у личного состава сознательного отношения к выполнению воинского долга; показ личного примера правильного христианского поведения в бою, повседневной жизни и быту.
Распространение среди моряков общечеловеческих, христианских ценностей составляло главный предмет забот и внимания флотских пастырей и осуществлялось посредством доведения до моряков главных положений христианского и православного вероучений и приобщения личного состава к русской и мировой культуре.
Работа по доведению до воинства главных положений христианского и православного вероучений проводилась священнослужителями с использованием разных форм. Среди них можно выделить литургии, поучительные беседы, проповеди, работу церковных библиотек, братские собрания.
Важное воспитательное значение придавалось месту проведения мероприятий. На кораблях российского флота молитвы и богослужения совершались на самом почетном месте, которым являлись шканцы. Шканцами назывался участок палубы от грот-мачты до бизань-мачты или до входа в полуют, где обычно располагалась каюта командира корабля. По старой морской традиции получить выговор с вызовом на шканцы считалось намного серьезнее, чем быть посаженным под арест.
Работа флотских священников строилась на основе «Правил о молитве и богослужениях на морских судах», принятых 19 ноября 1830 г. Документом определялось общее содержание богослужебных мероприятий, направленных на приобщение морского воинства к общечеловеческим ценностям, достижениям русской и мировой культур [3].
Большой вклад в распространение среди моряков идей гуманизма внес полевой обер-свя-щенник армии и флотов Г.И. Мансветов (1777-1832) (рисунок 1), составивший «Сборник кратких христианских поучений к воинам».
Рисунок 1 - Полевой обер-священник армии и флотов Г.И. Мансветов
В них доходчиво разъяснялись необходимость ведения войн, обязанности воинов в бою и в мирное время, правила отношения к себе и другим людям. Ввиду особой пользы «Поучений...» военное руководство обязало младших командиров переписать их в тетради для прочтения в свободное от службы время подчиненным. В 1829 г. по Высочайшему повелению «Поучения.» были отпечатаны для всеобщего обращения в армии и на флоте [4, с. 26].
Большую помощь духовенству в деле духовно-нравственного воспитания моряков оказывали флотские офицеры. «Не впадая в ханжество, офицер может и должен, не полагаясь всецело на священнослужителя, сам взращивать религиозное чувство своих подчиненных, учить их и подавать пример», - писал известный теоретик в области воспитания, капитан 2-го ранга И.Г. Энгельман [5, с. 44].
Распоряжением по Морскому министерству, что явилось инициативой адмирала В.В. Вер-ховского, каждому молодому матросу по прибытии на корабль выдавалось Евангелие [6]. Получив книгу, матрос берег ее, а на занятиях по Закону Божьему учился читать. Это было действенным средством его самосовершенствования.
В своей деятельности по приобщению моряков к русской и мировой культуре флотские священнослужители использовали как традиционные формы (молебны, проповеди, литургии, занятия по изучению Закона Божьего, церковные хоры), так и новаторские, основанные на достижениях науки и техники («волшебные фонари с туманными картинками»).
Известный интерес представляет последняя форма. Своему изобретению, а главное доступности, «волшебные фонари с туманными картинками» (рисунок 2) обязаны полковнику Е.И. Малиновскому, который в 1894 г. предложил использовать в фонаре две керосиновые лампы с зеркалами, что дало возможность употреблять для демонстрации не прозрачные, дорогостоящие картинки, а обыкновенные, с сохранением всех оттенков и красок. Эффект применения «волшебных фонарей с туманными картинками» был настолько высок, что уже в 1894 г. военный министр разрешил приобретать их на хозяйственные суммы частей [7].
Рисунок 2 - «Волшебный фонарь с туманными картинками» полковника Е.И. Малиновского
К каждой из рекомендованных бесед с нижними чинами об истории и культуре России, жизни выдающихся людей, военной службе предлагались названия ряда световых картин, имевшихся в продаже, таких как «Император Петр Великий», «Общая воинская повинность» и т. д. Беседы с использованием «волшебных фонарей» охотно слушались моряками и благотворно влияли на повышение их нравственного уровня.
Работа священнослужителей по приобщению моряков к русской и мировой культуре была поставлена таким образом, что изучать отечественный опыт приезжали иностранцы.
Формирование у моряков сознательного отношения к выполнению воинского долга всегда было объектом внимания морского духовенства. Эта задача решалась посредством доведения до личного состава основных положений христианства и православия о вооруженной защите Отечества, вовлечения в данную работу офицерского состава, руководства флота, представителей местных епархий.
Во время проведения богослужебных мероприятий флотские пастыри разъясняли воинам идеи христианства и православия о войне, необходимости самопожертвования ради товарищей и общей победы, приводили примеры из жизни русских воинов, причисленных к лику святых, героических подвигов моряков. Интересно, что при назначении священнослужителя в эскадру, на корабль ему, помимо прав, обязанностей и денежного содержания, указывали тематику бесед, направленных на воспитание у личного состава сознательного отношения к выполнению воинского долга [8].
В своей работе флотские священники опирались на помощь офицеров, руководства флота, представителей местных епархий. В основе такого сотрудничества было глубокое убеждение морского духовенства в том, что офицеры всех категорий должны являться их ближайшими помощниками в деле духовно-нравственного воспитания личного состава.
Формами сотрудничества были благотворительная деятельность, направленная на обустройство походных церквей и морских храмов, помощь в организации церковных хоров, закупка книг религиозного содержания для библиотек, участие офицеров в организации досуга нижних чинов.
Ярким примером сотрудничества офицеров и командования флота с морскими священнослужителями в области духовно-нравственного воспитания воинов явилось сооружение Морского (Адмиралтейского) собора в Кронштадте (рисунок 3).
Рисунок 3 - Морской собор в Кронштадте, 1913 г.
Строительство собора началось в 1903 г. по инициативе главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Н.И. Казнакова. Сооружение должно было своим величием подчеркивать значение Кронштадта как одного из символов российского флота и являться достойным памятником чинам морского ведомства. Строительство собора стало поистине офицерским делом. Руководство порта, офицерский состав кораблей приняли постановление, в котором решили о ежегодном отчислении четвертой части жалованья, столового и морского довольствия на постройку храма. Всего было собрано 280 тыс. р. [9, с. 8]. Собор построили и освятили в 1913 г.
В числе приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания моряков был показ флотским духовенством личного примера правильной христианской жизни. Целью данной работы было формирование у личного состава истинно христианского поведения. Морские священнослужители четко осознавали, что воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении молодых людей к подражанию. Начинающий офицер или матрос, придя на корабль, не имея достаточного жизненного опыта и навыков поведения в различных ситуациях, был вынужден искать образцы правильного поведения. Первостепенное значение при этом имела личность пастыря.
Флотские священники делали многое для того, чтобы быть примерами в повседневной деятельности, быту и в бою. Свидетельством тому выступает ряд примеров.
В ходе обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 гг. протоиерей А. Левицкий, настоятель Севастопольского Адмиралтейского собора, за мужество, проявленное при отпевании убитых воинов под огнем врага на Павловском мыске, Малаховом кургане, был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте [10, с. 24].
Уникальный случай произошел в один из воскресных дней 1915 г. на Галицийском фронте. В переполненной воинскими чинами церкви вблизи боевой линии совершал литургию военный пастырь. Действие приближалось к концу, когда в церковь угодил снаряд, который пробил крышу, потолок алтаря и упал около престола. Священнослужитель спокойно прервал чтение молитв. «Будь ты проклята, окаянная!» - громко произнес он и при этом перекрестил бомбу, а затем так же спокойно продолжил читать прерванные молитвы. Снаряд не разорвался, а молящиеся, видя спокойствие священника, остались на местах до конца службы. За личное мужество и достойное поведение в сложной обстановке государь наградил пастыря золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте (рисунок 4) [11, с. 72].
Рисунок 4 - Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте
Таким образом, духовно-нравственное воспитание личного состава было главной задачей института православного духовенства морского ведомства России в XVIII - начале XX в. Его целью было создание условий для формирования высоких духовно-нравственных качеств у личного состава. Реализуя указанную цель, морские пастыри использовали различные направления и формы, которые соответствовали уровню экономического развития страны, ее армии и флота.
Ссылки:
1. Катехизис русского солдата / сост. Н. Шалапутин. М., 1913. 100 с.
2. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 6. 1720-1722. № 3485. СПб., 1830. С. 2-116.
3. РГА ВМФ (Рос. гос. арх. Воен.-мор. флота). Ф. 410. Оп. 2. Д. 3191. Л. 8.
4. Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 г. / сост. А. Боголюбов. СПб., 1901. 186 с.
5. Путятин Е.В. Соображения об устройстве морского воспитания в России на новых началах // Морской сборник. 1990. № 7. С. 40-47.
6. РГА ВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 3191. Л. 8.
7. Байдаков А.В. Православное духовенство русской армии и флота (вторая половина XIX - начало XX в.) : дис. ... канд. ист. наук. М., 1994.
8. РГА ВМФ. Ф. 171. Оп. 1. Д. 223. Л. 1-7.
9. Новиков В.С. Не разлучившись с паствой // Вера и мужество. 1995. № 2. С. 6-10.
10. Каллистов Н.А., прот. Историческая записка о военных пастырях, участвовавших со своими воинскими частями в Крымскую войну при обороне Севастополя и удостоенных особых знаков отличия. СПб., 1904. 56 с.
11. Фабрика Ю.А. Церковь и армия в России: военно-исторический очерк. Новосибирск, 1997.
References:
Baidakov, AV 1994, Orthodox Clergy of the Russian Army and Navy (Second Half of the XIX - Beginning of the XX Century), PhD thesis, Moscow, (in Russian).
Bogolyubov, A 1901, Essays From the History of the Management of the Military and Maritime Clergy in the Biographies of His Main Priests From 1800 to 1901, St. Petersburg, 186 p., (in Russian).
Fabrika, YuA 1997, Church and Army in Russia: Military History Essay, Novosibirsk, (in Russian).
Kallistov, NA 1904, Historical Note on Military Shepherds who Participated with Their Military Units in the Crimean War in the Defense of Sevastopol and Awarded Special Insignia, St. Petersburg, 56 p., (in Russian).
Novikov, VS 1995, 'Not Parted with the Flock', Vera i muzhestvo, no. 2, pp. 6-10, (in Russian).
Putiatin, EV 1990, 'Considerations About the Device of Maritime Education in Russia on a New Basis', Morskoi sbornik, no. 7, pp. 40-47, (in Russian).
Shalaputin, N (comp.) 1913, Catechism of a Russian Soldier, Moscow, 100 p., (in Russian).
The Complete Collection of the Laws of the Russian Empire. 1st Coll. Vol. 6. 1720-1722. No. 3485 1830, St. Petersburg, pp. 2-116, (in Russian).