УДК 359:947.08
МЕСТО СУДОВОГО СВЯЩЕННИКА В ИЕРАРХИИ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА
© 2018 С. Н. Копылов
аспирант e-mail: ksn.vrn@mail.ru
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
В статье исследуются условия повседневной службы судовых священников на русском флоте. Уделяется внимание политике отца протопресвитера военного и морского духовенства по данному вопросу. Кроме того, анализируются малоизвестные страницы истории Российского Императорского флота в конце XIX - начале XX в.
Ключевые слова: судовой священник, корабль, протопресвитер военного и морского духовенства, русский флот, кают-компания, офицеры, нижние чины, иерархия, церковная служба.
Священники появляются на кораблях Российского Императорского флота еще в петровскую эпоху. По устоявшейся традиции первоначально для кораблей русского флота назначали священнослужителей в монашеском чине. Морское министерство России объясняло такой подход тем, что представители «белого» духовенства, имевшие семьи, скучали во время кругосветных плаваний и дальних походов [Капков 2009: 112]. В то же время иеромонахи часто соглашались провести еще несколько компаний на боевом корабле. Как неоднократно подчеркивалось, в XVIII в. для монашествующего судового священника экипаж корабля, находившегося в дальнем плавании, становился собственной семьей, что создавало особенные взаимоотношения между ним и его паствой.
Кстати, уже в XVIII в. на каждом флагманском корабле в составе действующих российских флотов располагалась церковь. Надо отметить, что служба на военно-морском флоте в исследуемый исторический период отличалась целым рядом особенностей от армейской [Там же: 113]. Экипажи кораблей русского флота в XVIII в. зависели от капризов природы, поэтому крушения судов были достаточно распространенным явлением во всем мире. С моральной точки зрения влияние священника на экипаж судна можно назвать огромным. Дело в том, что военные моряки, сами по себе люди верующие, за время своей службы, находясь во власти водной стихии, неоднократно обращались к Богу.
Подобная ситуация определила высокое положение судового священника в негласной служебной иерархии. Получается, что в XVIII в. судовой священник, впрочем как и врач, пользовались в кают-компании корабля непререкаемым авторитетом.
Религия в XVIII в. представляла для экипажей Российского Императорского флота важное значение и придавала в глазах офицеров и особенно нижних чинов судовому священнику высокий служебный статус [Иванов, Супрун 2006: 81].
Однако во второй половине XIX в. в военно-морской технике происходят значительные изменения, связанные с переходом от парусного к паровому и бронированному флоту. Вышеназванные новшества коснулись прежде всего военно-морского образования. Теперь офицер Российского Императорского флота обладал обширными познаниями в самых разных сферах. Естественно, подобный высокий
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
уровень профессионального образования вступал в существенное противоречие с теологической картиной мироустройства. Более того, в начале ХХ в. действующие флоты создают разветвленную систему профессиональной подготовки младших технических специалистов или унтер-офицерских кадров. В результате нижние чины тоже приобретают определенный уровень знаний.
Повышение образования личного состава Российского Императорского флота во второй половине XIX в. практически не сказалось на кадровой политике протопресвитера военного и морского духовенства, продолжавшего комплектовать корабли иеромонахами. Постепенно увеличивается количество случаев неуважения к религии и даже презрения со стороны офицерского корпуса к судовым священникам [Иванов, Супрун 2006: 83]. Малограмотные иеромонахи, затвердившие несколько обрядовых молитв, явно не могли удовлетворить духовные потребности офицерского корпуса русского флота. В то же время для нижних чинов священник продолжал пользоваться определенным авторитетом.
Известны случаи из практики дальних походов, когда офицеры в кают-компании (особенно данная проблема касалась молодых мичманов, недавно окончивших Морской кадетский корпус) создавали судовому священнику невыносимые условия для повседневной службы [Гиганов 1897: 57]. В ведомство отца протопресвитера военного и морского духовенства в конце XIX - начале XX в. начали поступать постоянные жалобы от судовых священников на неблагополучные взаимоотношения с офицерами, составлявшими кают-компанию корабля.
Отец протопресвитер военного и морского духовенства неоднократно выражал озабоченность сложившейся ситуацией. Руководство российскими судовыми священниками во время инспекций на действующих флотах постоянно подчеркивало необходимость повышения служебного статуса своих подчиненных. Проводились специальные «братские собрания» военного духовенства, на которых неоднократно обсуждались сложные взаимоотношения с экипажами кораблей [Там же: 58]. Причем в рамках «братских собраний» флотским священникам давались многочисленные методические рекомендации по организации их повседневной службы с офицерами и нижними чинами. Отец протопресвитер военного и морского духовенства пытался привлечь для решения сложившейся ситуации представителей Морского министерства России и адмиралов, командовавших военно-морскими соединениями1. К сожалению, все обращения к высшему начальству Российского Императорского флота по упомянутому злободневному вопросу не возымели должного эффекта.
В результате ведомство отца протопресвитера военного и морского духовенства прибегло к собственным административным мерам, прежде всего затронувшим кадровую политику комплектования экипажей русского флота судовыми священниками [Гиганов 1894: 559] По приказу протопресвитера военного и морского духовенства в конце XIX - начале XX в. начинается постепенное увольнение судовых священников, находящихся в иеромонашеском чине. Одновременно прекращается набор иеромонахов на корабли русского флота.
Российское военно-морское ведомство в создавшихся обстоятельствах делает ставку на образованных представителей духовенства. В начале ХХ в. на корабли Российского Императорского флота начинают приходить священники, окончившие не только семинарию или академию, но даже обладающие ученой степенью кандидата богословия [Гиганов 1894: 560], причем со стороны отца протопресвитера военного и
1 Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 920. Оп. 7. Д. 4110. Л. 76.
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48)
Копылов С. Н. Место судового священника в иерархии Российского Императорского флота
морского духовенства образованным священникам, решившим связать свой профессиональный путь со службой на флоте, предлагались различные привилегии.
Подобный судовой священник как минимум не уступал по своему интеллектуальному развитию офицерам, составлявшим кают-компанию корабля, не говоря уже о нижних чинах2. Проповеди и службы, по свидетельству современников, в судовых церквях приобретают содержательное значение с интеллектуальной точки зрения. Теперь священник во многом может объяснить проблемы мирозданья с позиций чисто научного, а не только теологического подхода. В итоге у офицеров флота исчезает презрительное отношение к судовому священнику.
Блестящие результаты кадровой реформы, проведенной отцом протопресвитером военного и морского духовенства, принесли свои закономерные плоды в период Русско-японской 1904-1905 гг. и Первой мировой войн. Судовой священник становится органичной частью экипажа боевого корабля Российского Императорского флота, удовлетворяющего духовные и интеллектуальные потребности своей паствы. Он снова, как когда-то в XVIII в., занимает авторитетное место среди членов кают-компании корабля.
На примере административной кадровой реформы для судовых священников в начале ХХ в. можно утверждать, что руководство флотским духовенством в исследуемый исторический период носило достаточно эффективный и продуманный характер.
Библиографический список
Гиганов В.В. К вопросу о необходимости улучшения положения священника на военных кораблях // Вестник военного духовенства. 1897. № 2. С. 56-67.
Гиганов В.В. Положение священника на военном корабле // Вестник военного духовенства. 1894. № 18. С. 559-570.
Иванов С.М., Супрун В.И. Плавучие храмы России. История флотского духовенства. Волгоград, 2006. 197 с.
Капков К.Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII - начала XX века: итоги к 1917 году. М., 2009. 244 с.
Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 920. Оп. 7. Д. 4110.
2 РГА ВМФ. Ф. 920. Оп. 7. Д. 4110. Л. 77