Научная статья на тему 'Повседневная служба священников русского флота в конце XIX - начале XX века'

Повседневная служба священников русского флота в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ФЛОТСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ПРОТОПРЕСВИТЕР ВОЕННОГО И МОРСКОГО ДУХОВЕНСТВА / РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ФЛОТ / КОРАБЕЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДАЛЬНИЕ ПЛАВАНИЯ / ОФИЦЕРЫ / НИЖНИЕ ЧИНЫ / ЦЕРКОВНЫЙ ХОР / ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Копылов С.Н.

Автор рассматривает особенности повседневной службы судовых священников Российского Императорского флота. Исследуются условия религиозной и воспитательной работы с нижними чинами. Уделяется внимание организации корабельной церковной службы. Кроме того, анализируются малоизвестные факты из истории русского флота в конце XIX начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повседневная служба священников русского флота в конце XIX - начале XX века»

УДК 359:947.08

ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА СВЯЩЕННИКОВ РУССКОГО ФЛОТА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© 2019 С. Н. Копылов

аспирант e-mail: ksn.vrn@mail.ru

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

Автор рассматривает особенности повседневной службы судовых священников Российского Императорского флота. Исследуются условия религиозной и воспитательной работы с нижними чинами. Уделяется внимание организации корабельной церковной службы.

Кроме того, анализируются малоизвестные факты из истории русского флота в конце XIX - начале XX в.

Ключевые слова: российское флотское духовенство, протопресвитер военного и морского духовенства, Российский Императорский флот, корабельная церковь, дальние плавания, офицеры, нижние чины, церковный хор, церковная служба.

В конце XIX - начале XX в. ведомство отца протопресвитера военного и морского духовенства полностью укомплектовало штатный состав флотских священников. На каждом крупном корабле действующих военно-морских соединений проходил службу судовой священник, прежде всего, на броненосцах, линейных кораблях и крейсерах, хотя служили судовые священники на госпитальных судах и транспортах. Числилась штатная должность судового священника и на минных заградителях русского флота [Антоний 1910: 29].

Иногда судовые священники временно командировались в штат судов российского Добровольного флота. Обычно это было связано с духовным сопровождением партии новобранцев в гарнизоны Дальневосточного региона. В данном случае священник заботился о моральном состоянии вчерашних крестьян, совершавших первое в своей жизни дальнее плавание [Артемьев 1913: 312]. Подобное плавание начиналось с обращения судового священника к пастве, состоявшей из новобранцев, в котором он обещал им свои моральную поддержку. Такую же речь судовой священник произносил новобранцам при успешном завершении плавания на Дальний Восток [Там же: 313].

У судового священника на корабле была масса должностных обязанностей. Одной из главных оставалось поддержание взаимоотношений с офицерами в кают-компании. Во время бесед с офицерским составом судовой священник должен был поддерживать авторитет Русской православной церкви и проповедовать религиозно-нравственные духовные ценности. Задача осложнялась наличием среди офицеров кораблей русского флота лиц неправославного вероисповедания [Антоний 1910: 30]. Надо сказать, что в данном случае ведомство отца протопресвитера военного и морского духовенства проявило в значительной мере веротерпимость. Должностные инструкции обязывали судового священника не конфликтовать с представителями других христианских конфессий. Более того, в период Первой мировой войны в штаты Российского Императорского флота зачисляются представители магометанского и даже староверческого духовенства.

Во время общения с офицерами кают-компании, среди которых присутствовали лица католического и лютеранского вероисповедания, судовой священник был должен

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

напоминать об изначальном единстве христианской церкви и общем воинском долге.

Несмотря на упомянутый факт веротерпимости, в повседневные обязанности судового священника входила борьба среди нижних чинов с различными проявлениями сектантских течений. Особенно беспощадно ведомство отца протопресвитера военного и морского духовенства относилось к «иоаннитам» и «пашковцам». Отцом протопресвитером военного и морского духовенства предписывалось в должностных инструкциях проводить с представителями сект беседы о пользе православной веры [Касаткин 1898: 530]. В то же время для остальных нижних чинов корабля читались лекции о вреде сектантства.

Само отношение судовых священников к отправлению религиозных положений православия среди офицерского корпуса можно назвать достаточно лояльным. От офицеров флота не требовали регулярного присутствия на молитвах в корабельной церкви.

Основной обязанностью судового священника считалось воспитание в духе православной веры нижних чинов корабля, то есть унтер-офицеров и матросов [Там же: 532]. На броненосцах, линейных кораблях и крейсерах действовали стационарные корабельные церкви. До 1917 г. российское военно-морское ведомство так и не смогло выработать единый образец корабельной церкви.

Для нижних чинов корабля русского флота в обязательном порядке вменялось присутствие в корабельной церкви на службе. Именно судовой священник проводил все необходимые службы и читал проповеди унтер-офицерам и матросам. У каждого судового священника был помощник из нижних чинов, помогавших выполнять ему религиозные требы.

Отдельное место на каждом корабле занимал церковный хор, тоже состоявший из нижних чинов. Регентом хора помимо судового священника мог быть один из младших офицеров флота. Некоторые командиры кораблей заботились о репертуаре своих церковных хоров, так как они являлись предметом их гордости и представляли экипаж судна в выгодном свете при адмиральских смотрах.

В рамках нравственно-религиозного воспитания нижних чинов большую роль играла корабельная церковная библиотека. Командиры кораблей старались выделить для нее собственное помещение с установленными часами для выдачи и чтения книг.

Нельзя не упомянуть об участии судовых священников в боевых действиях Российского Императорского флота. В их обязанности во время сражения входило оказание помощи раненым, духовной поддержки умирающим. Помимо этого судовой священник должен был находиться в распоряжении корабельного врача и помогать ему в качестве санитара [РГА ВМФ Ф. 873. Оп. 3. Д. 5. Л. 11]. По своему юридическому статусу судовой священник считался некомбатантом, то есть не участвующим в военных действиях. Однако известны случаи в период Русско-японской 1904-1905 гг. и Первой мировой войны, когда представители флотского духовенства помогали при подаче снарядов к корабельным орудиям и даже успешно выполняли разведывательные функции [Там же. Л. 12].

Однако священники русского флота проходили службу не только в штате боевых кораблей. У российского военно-морского ведомства были построены храмы во всех наиболее значимых портах государства. Каждый действующий флот имел свой центральный собор. Именно подобные храмы были наиболее посещаемы офицерами Российского Императорского флота перед дальним походом и по его завершении. Отдельно выделим службу священников флота при военно-морских госпиталях и лазаретах, где они оказывали моральную поддержку выздоравливающим и умирающим морякам.

Важное направление службы священников военно-морского ведомства представляли флотские экипажи. В них находился личный состав нижних чинов,

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49)

Копылов С. Н. Повседневная служба священников русского флота в конце XIX — начале ХХ века

проходивший первоначальную военную подготовку и переформирование с целью дальнейшего пополнения личного состава действующих кораблей флота. Среди нижних чинов, служивших на берегу, в большем объеме распространялись сектантские течения и революционная пропаганда. У священников флотских экипажей был наиболее ответственный участок с точки зрения идеологической борьбы.

В обязательном порядке священник флотского экипажа участвовал в церемонии принятия присяги нижними чинами [Богословский 1908: 594]. Затем он проводил с ними большое количество религиозно-нравственных бесед. Даже при увольнении в запас священник флотского экипажа произносил перед нижними чинами специальную проповедь [Там же: 596]

Таким образом, у священников Российского Императорского флота в конце XIX -начале XX в. существовало внушительное количество профессиональных обязанностей: организация корабельной церкви и хора, создание судовой религиозной библиотеки, борьба с сектантскими течениями и революционной пропагандой и участие в боевых действиях в качестве некомбатанта. Священники российского военно-морского ведомства проходили службу на кораблях действующего флота, в береговых соборах и церквях и в штате экипажей, формирующих личный состав. Подобные разнообразные профессиональные обязанности и различные места прохождения службы требовали от них высокого уровня образования и опыта общения с паствой.

Библиографический список

Антоний. Церковная жизнь на судах артиллерийского отряда Балтийского моря в минувшее лето (из рапорта благочинного артиллерийского отряда Балтийского моря // Вестник военного духовенства. 1910. № 1. С. 29-30.

Артемьев В.Л. Из Владивостока // Вестник военного и морского духовенства. 1913. № 7-8. С. 312-313.

Богословский А. Проводы запасных матросов // Вестник военного духовенства. 1908. № 19. С. 594-596.

Касаткин А. Пастырь на корабле // Вестник военного духовенства. 1898. № 17. С. 529-534.

Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 873. Оп. 3. Д. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.