Научная статья на тему 'Судовые священники Российского императорского флота в исследованиях С. Н. Копылова : череда ошибок или намеренная фальсификация?'

Судовые священники Российского императорского флота в исследованиях С. Н. Копылова : череда ошибок или намеренная фальсификация? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российский императорский флот / судовой священник / морское духовенство / протопресвитер военного и морского духовенства / рецензия / фальсификация / Russian Imperial Navy / navy chaplain / Navy Clergy / Protopresbyter of Army and Navy Clergy / review / falsification

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сингх Созонт Сукхдевович, Иванченко Михаил Романович

Рецензия посвящена четырем статьям аспиранта С. Н. Копылова, опубликованным в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. С. Н. Копылов взялся за исследование малоизученной темы истории российского морского духовенства рубежа XIX–XX вв., сосредоточившись на аспектах службы военно-морских священников в мирное время, а также на кадровой политике протопресвитера военного и морского духовенства. Однако в ходе изучения его статей выяснилось, что автор дает вольный пересказ известных источников и существующей литературы по теме, сводя на нет научную новизну своих работ. Проведенная проверка справочно-ссылочного аппарата показала, что почти все ссылки на литературу и опубликованные источники некорректны, ссылки на вводимые аспирантом в научный оборот архивные дела сфальсифицированы: автор ссылается на несуществующие листы, а одного из указанных им дел не существует вовсе. Рецензенты приходят к выводу, что С. Н. Копылов неудовлетворительно провел работу с историографией и источниками, вследствие чего не получил достаточного понимания военно-морской и церковной специфики изучаемой темы и допустил множество ошибок и неточностей. Выявлены сознательная подтасовка фактов и «дописывание» источников под выдвигаемую автором статей концепцию. Поэтому рецензируемые публикации не соответствуют требованиям, предъявляемым ВАК и, на наш взгляд, должны быть отозваны редакциями изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сингх Созонт Сукхдевович, Иванченко Михаил Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NAVY CHAPLAINS OF THE RUSSIAN IMPERIAL NAVY IN S. N. KOPYLOV’S RESEARCH: A SERIES OF ERRORS OR DELIBERATE FALSIFICATION?

The review is devoted to the four articles of Postgraduate student S. N. Kopylov, which were published in some scientific journals recommended by the Higher Attestation Commission of the Russian Federation. S. N. Kopylov took on the research of a little-studied topic of the Russian naval clergymen at the turn of 19th–20th centuries, focusing on the service of naval priests in peacetime, as well as on the Protopresbyter’s personnel policy of the military and naval clergy. However, during the study of Kopylov’s articles, it turned out that the author gave a kind of free retelling of the well-known sources and already existing literature on the topic, negating the scientific originality of his works. The check of references showed that almost all of them were incorrect and citations of archival sources were falsified: the author referred to non-existent sheets, and one of the documents he mentioned was not real in fact. The reviewers have concluded that S. N. Kopylov did not adequately work with the sources and historiography, and got insufficient understanding of the naval and church specifics which led to numerous mistakes and inaccuracies in his works. This article reveals deliberate falsification of facts and “adding” sources depending on the author’s concept. Therefore, the publications reviewed do not meet the requirements of the Higher Attestation Commission, and should be withdrawn by the editors.

Текст научной работы на тему «Судовые священники Российского императорского флота в исследованиях С. Н. Копылова : череда ошибок или намеренная фальсификация?»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 4(32). 324-340

УДК 359.81

DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10417

С. С. Сингх, М. Р. Иванченко

судовые священники российского императорского флота В исследованиях С. н. КопыЛоВА: череда ошибок или намеренная фальсификация?

Аннотация. Рецензия посвящена четырем статьям аспиранта С. Н. Копылова, опубликованным в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. С. Н. Копылов взялся за исследование малоизученной темы истории российского морского духовенства рубежа XIX-XX вв., сосредоточившись на аспектах службы военно-морских священников в мирное время, а также на кадровой политике протопресвитера военного и морского духовенства. Однако в ходе изучения его статей выяснилось, что автор дает вольный пересказ известных источников и существующей литературы по теме, сводя на нет научную новизну своих работ. Проведенная проверка справочно-ссылочного аппарата показала, что почти все ссылки на литературу и опубликованные источники некорректны, ссылки на вводимые аспирантом в научный оборот архивные дела сфальсифицированы: автор ссылается на несуществующие листы, а одного из указанных им дел не существует вовсе. Рецензенты приходят к выводу, что С. Н. Копылов неудовлетворительно провел работу с историографией и источниками, вследствие чего не получил достаточного понимания военно-морской и церковной специфики изучаемой темы и допустил множество ошибок и неточностей. Выявлены сознательная подтасовка фактов и «дописывание» источников под выдвигаемую автором статей концепцию. Поэтому рецензируемые публикации не соответствуют требованиям, предъявляемым ВАК и, на наш взгляд, должны быть отозваны редакциями изданий.

Ключевые слова: российский императорский флот, судовой священник, морское духовенство, протопресвитер военного и морского духовенства, рецензия, фальсификация.

цитирование. сингх с. с., иванченко М. р. Судовые священники Российского императорского флота в исследованиях С. Н. Копылова: череда ошибок или намеренная фальсификация? // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 4 (32). С. 324-340. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10417

Сведения об авторах. Сингх Созонт Сукхдевович — аспирант кафедры истории России историко-филологического факультета ПСТГУ преподаватель истории и обществознания НОЧУ «Гимназия Свет» (Россия, г. Москва). E-mail: sozont@inbox.ru

324

© С. С. Сингх, М. Р. Иванченко, 2020

Иванченко Михаил Романович — аспирант Института истории СПбГУ (Россия, г. Санкт-Петербург). E-mail: mikhailtmb96@gmail.com

Поступила в редакцию 17.03.2020

Принята к публикации 15.09.2020

Работы, посвященные военному и морскому духовенству Российской империи, бесспорно, имеют свою актуальность и с научной стороны, т. к. эта проблематика недостаточно изучена, и с практической, поскольку в настоящее время в России происходит возрождение этого института. Историография военного и морского духовенства достаточно обширна, однако история морского духовенства на рубеже XIX-XX вв. преимущественно рассматривается в контексте сражений Русско-японской войны1. Особенности служения в мирное время, повседневная жизнь, богослужебная и внебо-гослужебная деятельность судовых священников остаются малоизученными.

Появление в конце 2018 — начале 2019 года в журналах, включенных в перечень ВАК («Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета» и «Каспийский регион: политика, экономика, культура: научный журнал») цикла публикаций, посвященных различным аспектам изучения истории морского духовенства рубежа XIX-XX вв., не могло не привлечь нашего сугубого внимания, особенно учитывая, что автор преимущественно сосредоточился на невоенных сюжетах. 4 статьи2 аспиранта Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I Сергея Николаевича Копылова посвящены важным для истории морского духовенства проблемам. Первая из них посвящена вопросу места судового священника в иерархии Российского императорского флота (далее — «Место

1 См., напр.: Исакова Б. В. Русское военное духовенство в войне с Японией 1904-1905 гг. // Из истории религиозных, культурных и политических взаимоотношений России и Японии в XIX-XX веках. СПб., 1998. С. 131-148; Жукова Л. В. Военное духовенство в Порт-Артуре в период Русско-японской войны // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2003. № 2. С. 33-43; Самохвалов С. В. Вера и мужество: флотское духовенство в Русско-японской войне // Вестник военного и морского духовенства. 2004. № 1 (661). С. 40-44; Кострюков А. А. К истории служения военного духовенства в годы Русско-японской войны // Православная культура в России: прошлое и настоящее (по материалам Вторых Свято-Филаретовских чтений). М., 2007. С. 135-145; Соколов А. Н. Деятельность флотского духовенства в годы русско-японской войны // Угрешский вестник. Дзержинский, 2006. № 2. С. 152-161; Агафонов Н., прот. Ратные подвиги православного духовенства. М., 2013.

2 Копылов С. Н. Место судового священника в иерархии Российского императорского флота // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mesto-sudovogo-svyaschennika-v-ierarhii-rossiyskogo-imperatorskogo-flota (дата обращения: 24.01.2020); Копылов С. Н., Третьяков А. В. Кадровая политика протопресвитера военного и морского духовенства по формированию штатного состава священников русского флота в конце XIX — начале XX в. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-protopresvitera-voennogo-i-morskogo-duhovenstva-po-formirovaniyu-shtatnogo-sostava-svyaschennikov-russkogo-flota-v (дата обращения: 24.01.2020); Копылов С. Н. Международные контакты судовых священников Российского императорского флота // Каспийский регион: политика, экономика, культура: научный журнал. Астрахань, 2018. № 4 (57). С. 16-21; Копылов С. Н. Повседневная служба священников русского флота в конце XIX — начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya-sluzhba-svyaschennikov-russkogo-flota-v-kontse-xix-nachale-xx-veka (дата обращения: 24.01.2020).

судового священника...»), вторая — кадровой политике протопресвитера военного и морского духовенства по формированию штатного состава священников российского флота на рубеже Х1Х-ХХ вв. (далее — «Кадровая политика протопресвитера.»), третья — международным контактам судовых священников (далее — «Международные контакты.») и четвертая — повседневной службе духовенства на кораблях русского флота (далее — «Повседневная служба священников.»). Для удобства название каждой статьи сократим до первых слов и далее будем упоминать лишь в таком варианте. Тем более, что первая, вторая и четвертая опубликованы в Электронном научном журнале Курского государственного университета (при этом две из них — в одном выпуске)3 и не имеют пронумерованных страниц.

В каждой статье присутствуют ссылки на еще не введенные в научный оборот архивные источники, что внешне повышает ценность публикаций. Учитывая проблематику, характер и качество публикаций, позволим себе рассмотреть этот цикл статей в комплексе.

Первое, что вызывает недоумение, — отсутствие во всех статьях какой-либо информации об историографии, хотя, кроме темы «Международные контакты.», проблемы, рассматриваемые автором, уже затрагивались в книгах и диссертациях4.

При простом «пролистывании» статей бросается в глаза то, что значительная часть текста не содержит каких-либо ссылок на источники информации. Особенно ярко это проявляется в статье «Повседневная служба священников.». В ней присутствует несколько абзацев, касающихся важных аспектов религиозной жизни личного состава Российского императорского флота: взаимодействия судового священника с офицерами лютеранского вероисповедания, вопросов посещения богослужений офицерами и матросами, взаимодействия священнослужителей и нижних чинов, судового церковного хора и корабельной церковной библиотеки. Информация, изложенная в этих параграфах, показательна и требует отдельного рассмотрения.

Обратимся к первому из них. Автор утверждает: «Во время общения с офицерами кают-компании, среди которых присутствовали лица католического и лютеранского вероисповедания, судовой священник был должен напоминать об изначальном единстве христианской Церкви и общем воинском долге». Автор употребляет слово «должен», но не указывает, в каком документе содержится эта обязанность. Деятельность морского священнослужителя регламентировали Морской устав и «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» 1890 г.5 При этом автор полностью игнорирует эти источники: ни в одной статье нет не только анализа, но даже упоминания о них. Это может лишь свидетельствовать, что автор не только не знает историографию, но и не знаком с источниковой базой изучаемой темы.

3 копылов с. Н. Место судового священника в иерархии Российского императорского флота; копылов с. Н., третьяков А. в. Кадровая политика протопресвитера.

4 См., напр.: кострюков а. а. Деятельность русского военного духовенства в годы Русско-японской и Первой мировой войн: дисс. . к. богосл. Сергиев Посад, 2003; котков в. М. Военное духовенство России: страницы истории: в 2 т. СПб., 2004; Беляков А. П. Религиозное воспитание военных моряков в дореволюционной России. СПб., 2014.

5 Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. СПб., 1893. Т. 10, ч. 1. № 6924 (12 июня 1890 г.). С. 470-481.

В другом абзаце С. Н. Копылов утверждает: «Само отношение судовых священников к отправлению религиозных положений православия среди офицерского корпуса можно назвать достаточно лояльным. От офицеров флота не требовали регулярного присутствия на молитвах в корабельной церкви». Для начала хотелось бы увидеть источники, в которых имеются свидетельства о лояльном отношении судовых священников к «отправлению религиозных положений православия среди офицерского корпуса». Не совсем понятно, что под этим подразумевает автор, вероятно, имеется в виду участие офицеров в таинствах Церкви, но не ясно, что означает «лояльное отношение». Следующая фраза вызывает удивление. Если автор имел в виду, что священники не требовали от офицеров посещения молитв, богослужений — это, как минимум, странно. Дело в том, что требования на корабле могли исходить от командира, а обязанности всех моряков, в том числе и офицеров, и судовых священников, были прописаны в Морском уставе. Если предположить, что автор имел в виду, будто командир корабля не требовал от офицеров «присутствия на молитвах в корабельной церкви», то здесь мы сталкиваемся с другой проблемой. Судовые церкви кораблей Российского императорского флота были разборными6, что обусловлено дефицитом внутренних корабельных помещений: любое место (палуба, каюта) было исключительно функциональным. Даже на императорской яхте «Штандарт» судовая церковь была разборной7. Собирались они лишь для богослужений, которые на кораблях совершались, как правило, 1-2 раза в неделю8, после чего разбирались и либо хранились в ящиках в каюте священника, либо подвешивались «на железных пластинах к потолку жилой палубы»9. Единственный известный нам случай, когда судовая церковь не разбиралась и находилась в собранном состоянии во время плавания, зафиксирован в конце XIX века на броненосце «Император Александр II»10. Ежедневные утренние и вечерние молитвы проходили перед судовым образом на батарейной или жилой палубах. Возможно, автору по каким-то источникам известна регулярная практика проведения ежедневных молитв на кораблях в судовых церквях, но ввести их в научный оборот он не посчитал нужным.

Если предположить, что автор не различает ежедневную молитву и богослужение и имеет в виду, что от офицеров «не требовали регулярного присутствия» на богослужениях, то это противоречит статье 820 Морского устава: «При совершении Божественной литургии или обедницы, а также при торжественных молебствиях, обязаны присутствовать все офицеры корабля и православного исповедания нижние чины»11. Следует отметить, что автор не знаком в достаточной мере с церковной и морской спецификой отправления богослужений.

6 Во избежание разночтений необходимо оговорить, что упоминаемая в литературе и источниках судовая церковь представляла собой чаще всего складной иконостас с необходимым имуществом, а при отсутствии такового место для проведения богослужения организовывалось из подручных средств.

7 Манвелов Н. Н. Под Андреевским флагом: русские офицеры на службе Отечеству. М., 2011. С. 308.

8 Подробнее об этом см.: Сингх С. С. К вопросу о богослужебной практике в судовых церквях на рубеже Х1Х-ХХ веков // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 143-157.

9 Владимир (Гиганов), архим. Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания // Вестник военного духовенства. 1894. № 11. С. 332.

10 Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II» за два года заграничного плавания (1896-97 гг.). // Вестник военного духовенства. 1907. № 17. С. 537, 538.

11 Морской устав 1885. СПб., 1885. С. 304.

Далее в той же статье: «Отдельное место на каждом корабле занимал церковный хор, тоже состоявший из нижних чинов. Регентом хора помимо судового священника мог быть один из младших офицеров флота. Некоторые командиры кораблей заботились о репертуаре своих церковных хоров, так как они являлись предметом их гордости и представляли экипаж судна в выгодном свете при адмиральских смотрах». По нашему мнению, церковный хор действительно мог быть «предметом гордости» корабля, но связывать это с адмиральскими «смотрами», как минимум странно. Во-первых, непонятно, что подразумевается под «адмиральским смотром», а во-вторых, даже если бы некие «смотры» и проходили, то судовой церковный хор, как нештатная единица (то есть неофициальная группа моряков) не мог быть задействован.

Обратимся к следующему абзацу: «В рамках нравственно-религиозного воспитания нижних чинов большую роль играла корабельная церковная библиотека. Командиры кораблей старались выделить для нее собственное помещение с установленными часами для выдачи и чтения книг». Если автору удалось найти несколько командиров, которые охотно выделили особое помещение для корабельной церковной библиотеки, то это небольшое научное открытие. Согласно публикациям в Вестнике военного и морского духовенства (далее — ВВиМД), можно судить лишь о том, что церковные, как и светские, матросские библиотеки открывались преимущественно по частной инициативе священников, офицеров и нижних чинов. При этом командиры редко заботились об организации библиотек для матросов. Автор утверждает, что для судовых церковных библиотек командиры выделяли «собственное помещение с установленными часами для выдачи и чтения книг». Однако, согласно имеющимся в нашем распоряжении источникам, церковная библиотека преимущественно располагалась в каюте священнос-лужителя12. Да, вполне возможно, что были и случаи, когда они размещались в особых помещениях, но хотелось бы увидеть источники, подтверждающие эту гипотезу.

Как мы видим, автор лишь излагает свои предположения, гипотезы, основанные, видимо, лишь на собственном представлении. В целом этот материал можно рассматривать как голословные, а местами и ошибочные суждения, связанные с недостаточным знакомством автора со спецификой изучаемой темы.

Обратимся к детальной характеристике содержания работ. Статья «Повседневная служба священников.» сводится к краткому обзору следующих видов деятельности морского духовенства: забота о моральном состоянии новобранцев, взаимоотношение с офицерами, борьба с сектантами, воспитание моряков в духе православной веры. Автор также упоминает церковный хор, библиотеку, участие в боевых действиях, присяге, службу в береговых храмах. Чисто внешне у читателя может создаться приятное впечатление, но, как уже было сказано выше, большинство данных очень поверхностны или ошибочны и не имеют ссылок на источники информации. Повседневная служба священника состояла из участия в ежедневных утренних и вечерних молитвах, совершения богослужений и подготовки к ним, однако места для рассказа об этом в статье практически не нашлось (церковная служба упоминается дважды, молитва и «религиозные требы» — один раз), а все рассмотренное являлось скорее дополнением, вносило разнообразие в деятельность священника и никак не могло составлять осно-

12 Напр., см.: О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 2. С. 44.

ву его ежедневного служения. В статье не нашли никакого отражения такие аспекты, как распорядок дня, рацион питания, повседневная одежда, каюта и другие факторы, формирующие быт судового священнослужителя. Поэтому можно утверждать, что название статьи не соответствует ее содержанию.

В статье «Место судового священника.» автор в общих словах рассуждает о судовом священнике и взаимоотношении с личным составом в XVIII, XIX и начале XX вв. По мнению автора, в XVIII в. судовые священники обладали большим авторитетом у офицеров, но к началу XX в. они уже были мало уважаемы, в первую очередь ввиду того, что корабельными священнослужителями были малограмотные монашествующие. Приведем цитату: «Малограмотные иеромонахи, затвердившие несколько обрядовых молитв, явно не могли удовлетворить духовные потребности офицерского корпуса русского флота». Действительно, до кадровой реформы 1911-1912 гг. значительная часть морского духовенства была малообразованной13. Однако сама формулировка «обрядовые молитвы» явно демонстрирует незнание автором церковной терминологии. Далее автор, не ссылаясь на источник информации, говорит о кадровой реформе: «По приказу протопресвитера военного и морского духовенства в конце XIX — начале XX в. начинается постепенное увольнение судовых священников, находящихся в иеромонашеском чине. Одновременно прекращается набор иеромонахов на корабли русского флота». Отметим пока датировку приказа «в конце XIX — начале XX в». Затем автор описывает, как на флот приходят образованные представители духовенства, что принципиально изменяет положение судового священника в кают-компании. Далее автор утверждает: «Проповеди и службы, по свидетельству современников, в судовых церквях приобретают содержательное значение с интеллектуальной точки зрения. Теперь священник во многом может объяснить проблемы мирозданья с позиций чисто научного, а не только теологического подхода. В итоге у офицеров флота исчезает презрительное отношение к судовому священнику». Какие современники это отмечают, какие офицеры начинают уважать священника — непонятно, ссылки отсутствуют.

А затем автор в качестве доказательства успешной реформы приводит следующее высказывание: «Блестящие результаты кадровой реформы, проведенной отцом протопресвитером военного и морского духовенства, принесли свои закономерные плоды в период Русско-японской 1904-1905 гг. и Первой мировой войн. Судовой священник становится органичной частью экипажа боевого корабля Российского императорского флота, удовлетворяющего духовные и интеллектуальные потребности своей паствы». Итак, по словам С. Н. Копылова, реформа, датированная им рубежом XIX-XX вв., состояла в том, что на флот перестали назначать монашествующих и на кораблях появились образованные священники, и доказательством успешности проведения этой реформы стало участие морского духовенства в Русско-японской и Первой мировой войнах. Но здесь автор ошибается. В начале XX в. действительно произошла реформа, во время которой произошла замена монашествующих на представителей белого духовенства, и в целом на рубеже XIX-XX вв. на флот начали привлекать выпускников духовных семинарий и академий. Но реформа была проведена протопресвитером Георгием Шавельским в 1911-1912 гг., то есть после Русско-япон-

13 См., напр.: Кострюков А. А. Деятельность русского военного духовенства. С. 18-19.

ской войны. Во время Русско-японской войны большую часть морского духовенства составляли монашествующие, так из 21 клирика, находившегося на кораблях Второй тихоокеанской эскадры, 18 были представителями черного духовенства14. Поэтому героическое участие морского духовенства в Русско-японской войне не может быть доказательством успешно проведенной реформы. Кроме того, утверждение: «Судовой священник становится органичной частью экипажа боевого корабля Российского императорского флота, удовлетворяющего духовные и интеллектуальные потребности своей паствы» также не соответствует действительности. Да, некоторые священники смогли завоевать авторитет паствы, но в целом в начале XIX в. ситуация была противоположна описываемой С. Н. Копыловым15.

В статье «Кадровая политика протопресвитера.» автор описывает ситуацию с назначением судовых священников и приводит вполне известные факты настолько общими словами, что ее содержание можно свести к одной мысли: в береговые храмы и на корабли протопресвитер стремился назначать лучших священнослужителей. При этом конкретика в тексте практически отсутствует, а ситуация предельно упрощена. Автор не касается ни самого процесса назначения священнослужителя (хотя он имел определенную специфику), ни численности морского духовенства, ни срока службы священника на корабле, ни ситуации с повторным назначением священнослужителя и т. д.

Следует отметить, что во всех статьях, кроме «Международные контакты.», о которой речь пойдет ниже, заявленные темы затрагиваются лишь поверхностно и излагаются общеизвестные факты, которые можно почерпнуть в общедоступной литературе.

Наконец, обратимся к статье «Международные контакты судовых священников.»16. Тема заявлена достаточно широко, однако все повествование свелось исключительно к взаимодействию судовых священников со своими иностранными коллегами. Автор в общих словах описывает положение священника в заграничном плавании и, говоря о судовой церкви, упоминает следующее: «При ней в обязательном порядке состояли церковный хор из нижних чинов и матрос, закрепленный для проведения церковной службы»17. Во-первых, не совсем понятно, что это за матрос, «проводящий церковную службу». Во-вторых, ситуация была ровно противоположной. участие в хоре или помощь при богослужении осуществлялись моряками на добровольной основе и не входили в их обязанности, изложенные в Морском уставе. Поэтому подбор помощников для духовенства мог быть настоящей проблемой.

Далее автор приводит уже известный нам по другой статье тезис, на этот раз подкрепленный ссылкой на с. 212 книги К. Г. Капкова: «Для офицеров флота, в отличие от нижних чинов, присутствие на ежедневной молитве в судовой церкви счи-

14 Офицерский состав II эскадры Тихого океана // С эскадрой адмирала Рожественского. Сб. ст., посвященных двадцатипятилетию похода П-й эскадры Тихого океана. Прага, 1930. С. 11-20, 21, 26.

15 Подробнее см.: Бажанов Д. А. Роль священников в поддержании нравственного облика военных моряков на кораблях Балтийского флота в годы Первой мировой войны // Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании ХГХ-ХХ! веков. Мат-лы регион. этапа XXV Междунар. Рождественских чтений и круглого стола Общественной палаты Ярославской области 24 октября 2016 г. Ярославль, 2017. С. 168-177.

16 копылов с. Н. Международные контакты судовых священников.

17 Там же. С. 17.

талось необязательным»18. Хочется обратить внимание на то, как указана эта книга в списке литературы: «Капков, К. Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII — начала XX веков: итоги к 1917 году / К. Г. Капков. — Москва, 2009. —244 с.». В этой книге оказалось 256 страниц, и 212 страница относится к разделу «Библиография» (на ней указан список опубликованных воспоминаний и мемуаров)19. Мы решили, что это досадная ошибка, опечатка, не более того.

Все дальнейшее повествование автора является пересказом эпизодов, содержащихся в путевых записках протоиерея Романа Медведя, опубликованных в 1914 г. в ВВиМД20. Автор достаточно кратко пересказывает основной материал источника: сведения о морском духовенстве греческого, немецкого, итальянского и американского флотов. Причем С. Н. Копылов упоминает лишь основные моменты, связанные с управлением, а остальной содержащийся в источнике материал, раскрывающий религиозную жизнь моряков и разные стороны служения судовых священников, почти не упоминает. Нам хорошо известен этот источник, поэтому, когда на очередной странице21 вместо ссылки на записки протоиерея Романа, при описании итальянского флота, точно основанного на материале указанного источника, автор сослался на воспоминания судового священника броненосца «Император Александр II» Г. Дьякова, мы решили, что это вновь ошибка.

Но когда и в следующем абзаце, посвященном религиозной ситуации на кораблях ВМС Германской империи, опять же являющемся пересказом записок протоиерея Романа Медведя, мы увидели вместо ссылки на него 4 вымышленные ссылки (ссылка на другую книгу К. Г. Капкова, 2 ссылки на вышеупомянутые воспоминания Г. Дьякова и архивное дело из РГА ВМФ22), нам стало ясно, что перед нами не череда ошибок, а нечто другое.

Окончательно мы в этом убедились, проанализировав следующий абзац: «Наиболее широкое и демократичное удовлетворение религиозных потребностей имело место у военных моряков американского флота в начале ХХ в. [10, л. 15]. В военно-морские силы Североамериканских Соединенных Штатов принимали лиц всех возможных вероисповеданий, за исключением евреев. Основы американской демократии считали незыблемым принципом свободу вероисповедания [9, л. 37]. В то же время сами Североамериканские Соединенные Штаты создавались на многонациональной и, соответственно, многоконфессиональной основе. Отсюда, в составе американского флота успешно осуществляли пастырскую деятельность священнослужители 25 вероисповеданий [10, л. 19]. Распределение данных судовых священников по боевым кораблям было весьма неравномерным. Конечно, ситуацию, сложившуюся с религиозным обеспечением североамериканских военных моряков, для начала ХХ в. также можно назвать неординарной»23. Здесь мы видим, что автор не дает ни одной ссылки на ре-

18 Копылов С. Н. Международные контакты судовых священников. С. 17

19 Капков К. Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII — начала XX веков: итоги к 1917 году. М., 2009. С. 212.

20 Медведь Р., прот. Путевые впечатления // Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 15-16. С. 572-575; № 17. С. 611-617; № 18. С. 641-643.

21 Копылов С. Н. Международные контакты судовых священников. С. 19.

22 Там же.

23 Там же.

альный источник информации, а свое повествование подтверждает ссылками на архивные материалы: РГА ВМФ. Ф. 873. Оп. 29. Д. 12. Л. 15, 19; РГА ВМФ. Ф. 873. Оп. 29. Д. 7. Л. 37. Нас это крайне заинтересовало, ведь речь идет об американском флоте, а ссылки — на архив Российского императорского флота. Особое внимание привлекла следующая фраза: «.в составе американского флота успешно осуществляли пастырскую деятельность священнослужители 25 вероисповеданий [10, л. 19]»24. Дело в том, что к 1881 году в ВМС США капелланы были представителями 7 протестантских деноминаций25. Затем к ним добавились священнослужители Католической Церкви и протестантской Церкви Христа (Ученики Христа). В 1900-х гг. 6 из 24-х назначенных на флот капелланов были католиками26. То есть чисто физически не могло быть на флоте священнослужителей — представителей 25 вероисповеданий. Здесь мы видим явную ошибку, но подтвержденную архивным документом. После этого нами была проведена проверка путем непосредственного заказа дел в РГА ВМФ.

В архиве выяснилось, что, во-первых, данное архивное дело — аттестация свящ. Дмитрия Лебедева, во-вторых, С. Н. Копылов этот документ даже не брал, о чем свидетельствует отсутствие записи в листе пользования, и, в-третьих, само дело насчитывает всего два листа, а диссертант ссылается на л. 19. Но откуда же взялась цифра 25? Описывая морское духовенство в ВМС США, протоиерей Роман отмечает: «Всех морских священников разных исповеданий — 25»27. А через два абзаца делает пояснение: «Из 25 духовных лиц в Америке капитанов 1-го ранга — 3, капитанов 2-го ранга — 7, ст. лейтенантов 5, лейтенантов 6, мичманов 4»28. То есть речь не о представителях 25 вероисповеданий, как утверждает С. Н. Копылов, а о численности всех корабельных капелланов ВМС США. Остается только гадать, это утверждение представляет собой намеренный подлог, преувеличение или же автор просто не сумел должным образом пересказать источник.

После этого нами были проверены все ссылки на архивные источники во всех четырех статьях. Оказалось, что все (!) ссылки во всех статьях сфальсифицированы: они даются на несуществующие листы дел, не относящихся напрямую к теме, а дела с шифром РГА ВМФ. Ф. 920. Оп. 7. Д. 4110 в архиве и вовсе не существует.

Затем нами была выполнена проверка ссылок на опубликованные материалы, которая показала, что большую часть ссылок автор «сочинил».

Для примера разберем ссылки в статье «Место судового священника.». Автор, рассуждая о семьях морских священников и об отличии службы на флоте от армейской, ссылается на с. 112 и 113 книги Г. К. Капкова29, но на этих страницах излагается информация о делопроизводстве, связанном с награждением священнослужителей.

Далее автор говорит о статусе судового священника в XVIII веке и подтверждает свои слова ссылкой на с. 81 книги «Плавучие храмы России. История флотского

24 Копылов С. Н. Международные контакты судовых священников. С. 19.

25 Drury C. The History of the Chaplain Corps, United States Navy. Vol. 1: 1778-1939. Washington, 1948. P. 117.

26 Ibid. P. 117, 118.

27 Медведь P., прот. Путевые впечатления // Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 18. С. 643.

28 Там же.

29 Капков К. Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII — начала XX веков: итоги к 1917 году. М., 2009.

духовенства»30. Однако на с. 81 авторы рассказывают историю крейсера «Варяг» и общие сведения о судовых церквях Балтийского флота31. Далее С. Н. Копылов, ссылаясь на с. 83 этой же книги, говорит о случаях «неуважения к религии и даже презрения со стороны офицерского корпуса к судовым священникам». Однако на этой странице авторы книги продолжают рассказ о судовых церквях32.

Затем С. Н. Копылов, ссылаясь на статью архим. Владимира (Гиганова), утверждает: «Известны случаи из практики дальних походов, когда офицеры в кают-компании (особенно данная проблема касалась молодых мичманов, недавно окончивших Морской кадетский корпус) создавали судовому священнику невыносимые условия для повседневной службы». Во-первых, в списке использованной литературы автор неверно указывает страницы, на которых расположен источник: с. 56-67, хотя на деле — с. 55-61. И это не единичный случай — в списках литературы в статьях С. Н. Копы-лова, при указании материала из ВВиМД, автор неоднократно ошибается в указании страниц: например, указывая в списке литературы вышеупомянутые записки протоиерея Романа. Во-вторых, на указанной с. 57, хоть архим. Владимир и касается вопросов взаимоотношения священника и офицеров, но молодые мичманы и Морской корпус не упоминаются33. Хочется подчеркнуть, что это первая (!) ссылка в статье, которая хотя бы относительно подходит к излагаемому материалу по теме.

Следующей ссылкой на с. 58 статьи архим. Владимира автор подтверждает информацию о проводимых братских собраниях военного духовенства. Однако на с. 58 говорится о материальном положении духовенства, а не о собраниях духовенства34. Затем С. Н. Копылов ссылается на с. 559 другой статьи этого же автора, говоря о кадровой политике протопресвитера, но на деле там расположена информация о собирании коллекций «из животного и растительного царства»35. Следующая ссылка С. Н. Копылова еще более удачная: автор ссылается на с. 560 вышеуказанного источника, но проблема заключается в том, что 559 страница была последней! На с. 560 расположен уже другой источник.

Последняя ссылка в статье «Место судового священника.» связана с громким заявлением о том, что судовой священник после кадровой реформы протопресвитера «как минимум не уступал по своему интеллектуальному развитию офицерам, составлявшим кают-компанию корабля, не говоря уже о нижних чинах». И далее следует архивная ссылка: РГА ВМФ. Ф. 920. Оп. 7. Д. 4110. Но, как уже выше было сказано, этого дела в архиве не существует. Т. е. речь идет не об ошибке, а о намеренной фальсификации: автор создает некое идеальное, основанное на собственных домыслах представление о морском духовенстве и подкрепляет это фальшивыми ссылками. Из всех ссылок статьи лишь одна (!) хотя бы примерно подходит по содержанию, но нет ни одной ссылки, которая бы подтвердила гипотезу С. Н. Копылова. Аналогичную си-

30 Иванов С. М. Супрун В. И. Плавучие храмы России. История флотского духовенства. Волгоград, 2006.

31 Там же. С. 81.

32 Там же. С. 83.

33 Владимир (Гиганов), архим. К вопросу о необходимости улучшения положения священника на военных кораблях // Вестник военного духовенства. 1897. № 2. С. 57.

34 Там же. С. 58.

35 Владимир (Гиганов), архим. Положение священнослужителя на военном корабле // Вестник военного духовенства. 1894. № 18. С. 559.

туацию можно увидеть с ссылочно-справочным аппаратом других статей. Например, в статье «Международные контакты судовых священников.» автор ссылается на с. 93 и 95 книги Н. В. Манвелова36, но указанная С. Н. Копыловым информация там отсутствует. Вероятно, автор не работал с литературой и лишь пытался угадать содержание книг по их заголовкам. Для экономии места подробно остановимся лишь на двух самых ярких и показательных эпизодах, содержащихся в статьях «Кадровая политика протопресвитера.» и «Повседневная служба священников.».

С. Н. Копылов в статье «Кадровая политика протопресвитера.», ссылаясь на архивное дело и публикацию в ВВиМД, утверждает: «На должность судового священника назначали духовных лиц из Владивостокской, Курской [6, с. 193], Калужской, Полоцкой, Тамбовской [Там же, с. 194], Херсонской и даже Алеутской епархий [7, л. 118]». Здесь вновь фальшивая ссылка на архивное дело РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 2-1. Д. 1537. Л. 118, между тем как дело состоит из 89 листов. Обратимся к ссылкам на ВВиМД. На с. 193 действительно находятся распоряжения протопресвитера37, но там есть лишь упоминание о назначении судовым священником клирика Саратовской епархии. Ни о Владивостокской, ни о Курской епархиях там речи нет. На с. 194 напечатан финансовый документ, не относящийся к назначению духовных лиц38. То есть автор откровенно домысливает то, чего не хватало для его концепции в источнике.

В статье «Повседневная служба священников.» нами был обнаружен прямой подлог исторического источника: автор рассказывает о новобранцах, направляющихся на пароходах Добровольного флота на Дальний Восток и сопровождавших их священнослужителях и ссылается на две страницы из ВВиМД. Если обратиться к ис-точнику39, можно обнаружить новостную заметку, однако она не содержит никакой информации о пароходах, новобранцах и сопровождавших их священнослужителях.

Итак, подводя итог нашему небольшому «расследованию», хочется отметить, что автор действительно смог найти малоизученное направление отечественной истории, а материал в статьях излагается простым языком. Но вместо изучения историографии, источниковой базы, церковной и военно-морской специфики изучаемой темы, С. Н. Копылов решил пойти простым путем. Автор почерпнул общеизвестные факты из наиболее доступной ему литературы, привлек несколько источников и создал концепцию, которую можно свести к трем идеям: флот — это особое место для служения священника, куда необходимо назначать квалифицированных священнослужителей, прошла блестящая реформа — и все стало хорошо. Данная теория, вместе со значительным числом ошибок, домыслов, необоснованных гипотез была изложена в четырех статьях. Для солидности С. Н. Копыловым были указаны ссылки на литературу, опубликованные источники и архивные дела. Возможно, автор был уверен, что читать, а тем более проверять его публикации никто не будет. Может быть, он хотел побыстрее занять нишу в отечественной историографии. Так или иначе, можно со всей уверенностью утверждать, что автор во всех 4-х статьях намеренно фальсифицировал архивные и опубликованные материалы, дополнял данные источников,

36 Манвелов Н. В. Жизнь и смерть на корабле Российского императорского флота. М., 2008.

37 Распоряжения о. протопресвитера // Вестник военного и морского духовенства. 1913. № 5. С. 193.

38 Там же.

39 Артемьев, кап. Из Владивостока // Вестник военного духовенства. 1894. № 7-8. С. 312-313.

подтасовывал факты под собственную концепцию. Поэтому статьи, опубликованные С. Н. Копыловым, не могут считаться удовлетворяющими установленным ВАК требованиям, предъявляемым к научным статьям, и должны быть отозваны редакциями журналов «Каспийский регион: политика, экономика, культура» и «ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета».

Список литературы

1. Агафонов Н. прот. Ратные подвиги православного духовенства. М., 2013.

2. Артемьев, кап. Из Владивостока // Вестник военного духовенства. 1894. № 7-8. С. 312-313.

3. Бажанов Д. А. Роль священников в поддержании нравственного облика военных моряков на кораблях Балтийского флота в годы Первой мировой войны // Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX-XXI веков. Материалы регионального этапа XXV международных Рождественских чтений и круглого стола Общественной палаты Ярославской области 24 октября 2016 г. Ярославль, 2017. С. 168-177.

4. Беляков А. П. Религиозное воспитание военных моряков в дореволюционной России. СПб., 2014.

5. Владимир (Гиганов), архим. К вопросу о необходимости улучшения положения священника на военных кораблях // Вестник военного духовенства. 1897. № 2. С. 55-61.

6. Владимир (Гиганов), архим. Положение священнослужителя на военном корабле // Вестник военного духовенства. 1894. № 18. С. 554-559.

7. Владимир (Гиганов), архим. Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания // Вестник военного духовенства. 1894. № 11. С. 331-345.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II», за два года заграничного плавания (1896-97 гг.) // Вестник военного духовенства. 1907. № 17. С. 537-541; № 18. С. 568-570; № 19. С. 599-608.

9. Жукова Л. В. Военное духовенство в Порт-Артуре в период Русско-японской войны // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2003. № 2. С. 33-43.

10. Иванов С. М., Супрун В. И. Плавучие храмы России. История флотского духовенства. Волгоград, 2006.

11. Исакова Е. В. Русское военное духовенство в войне с Японией 1904-1905 гг. // Из истории религиозных, культурных и политических взаимоотношений России и Японии в ХК-ХХ веках. СПб., 1998. С. 131-148.

12. капков к. Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII — начала XX веков: итоги к 1917 году. М., 2009.

13. копылов С. Н. Международные контакты судовых священников Российского императорского флота // Каспийский регион: политика, экономика, культура: научный журнал. Астрахань, 2018. № 4 (57). С. 16-21.

14. копылов С. Н. Место судового священника в иерархии Российского императорского флота // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственно-

го университета. 2018. № 4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-sudovogo-svyaschennika-v-ierarhii-rossiyskogo-imperatorskogo-flota (дата обращения: 24.01.2020).

15. Копылов С. Н. Повседневная служба священников русского флота в конце XIX — начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya-sluzhba-svyaschennikov-russkogo-flota-v-kontse-xix-nachale-xx-veka (дата обращения: 24.01.2020).

16. Копылов С. Н., Третьяков А. В. Кадровая политика протопресвитера военного и морского духовенства по формированию штатного состава священников русского флота в конце XIX — начале XX в. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kadrovaya-politika-protopresvitera-voennogo-i-morskogo-duhovenstva-po-formirovaniyu-shtatnogo-sostava-svyaschennikov-russkogo-flota-v (дата обращения: 24.01.2020).

17. Кострюков А. А. Деятельность русского военного духовенства в годы Русско-японской и Первой мировой войн: дис. ... к. богосл. Сергиев Посад, 2003.

18. Кострюков А. А. К истории служения военного духовенства в годы Русско-японской войны // Православная культура в России: прошлое и настоящее (по материалам Вторых Свято-Филаретовских чтений). М., 2007. С. 135-145.

19. Котков В. М. Военное духовенство России: страницы истории: в 2 т. СПб., 2004.

20. Манвелов Н. В. Жизнь и смерть на корабле Российского императорского флота. М., 2008.

21. Манвелов Н. В. Под Андреевским флагом: русские офицеры на службе Отечеству. М., 2011.

22. Медведь Р., прот. Путевые впечатления // Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 15-16. С. 572-575; № 17. С. 611-617; № 18. С. 641-643.

23. Морской устав 1885. СПб., 1885.

24. о пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 11-18; № 2. С. 41-51.

25. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. 10, ч. 1. СПб., 1893.

26. Распоряжения о. протопресвитера // Вестник военного и морского духовенства. 1913. № 5. С. 193.

27. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 283. Оп. 2. Д. 1537; Ф. 873. Оп. 29. Д. 7, 12.

28. С эскадрой адмирала Рожественского. Сборник статей, посвященных двадцатипятилетию похода II-й эскадры Тихого океана. Прага, 1930.

29. Самохвалов С. В. Вера и мужество: флотское духовенство в Русско-японской войне // Вестник военного и морского духовенства. 2004. № 1 (661). С. 40-44.

30. Сингх С. С. К вопросу о богослужебной практике в судовых церквях на рубеже XIX-XX веков // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 143-157.

31. Соколов А. Н. Деятельность флотского духовенства в годы Русско-японской войны // Угрешский вестник. Дзержинский, 2006. № 2. С. 152-161.

32. Drury C. The History of the Chaplain Corps, United States Navy. Vol. 1: 1778-1939. Washington, 1948.

Sozont S. Singh, Mikhail R. Ivanchenko

navy chaplains of the russian imperial navy in s. n. kopylov's research: a series of errors or deliberate falsification?

Abstract. The review is devoted to the four articles of Postgraduate student S. N. Kopylov, which were published in some scientific journals recommended by the Higher Attestation Commission of the Russian Federation. S. N. Kopylov took on the research of a little-studied topic of the Russian naval clergymen at the turn of 19th-20th centuries, focusing on the service of naval priests in peacetime, as well as on the Protopresbyter's personnel policy of the military and naval clergy. However, during the study of Kopylov's articles, it turned out that the author gave a kind of free retelling of the well-known sources and already existing literature on the topic, negating the scientific originality of his works. The check of references showed that almost all of them were incorrect and citations of archival sources were falsified: the author referred to non-existent sheets, and one of the documents he mentioned was not real in fact. The reviewers have concluded that S. N. Kopylov did not adequately work with the sources and historiography, and got insufficient understanding of the naval and church specifics which led to numerous mistakes and inaccuracies in his works. This article reveals deliberate falsification of facts and "adding" sources depending on the author's concept. Therefore, the publications reviewed do not meet the requirements of the Higher Attestation Commission, and should be withdrawn by the editors.

Keywords: Russian Imperial Navy, navy chaplain, Navy Clergy, Protopresbyter of Army and Navy Clergy, review, falsification.

Citation. Singh S. S., Ivanchenko M. R. Sudovye sviashchenniki Rossiiskogo imperatorskogo flota v issledovaniiakh S. N. Kopylova: chereda oshibok ili namerennaia fal'sifikatsiia? [Navy Chaplains of the Russian Imperial Navy in S. N. Kopylov's Research: A Series of Errors or Deliberate Falsification?]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 4 (32), pp. 324-340. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10417

About the authors. Singh Sozont Sukkhdevovich — Postgraduate student of the Russian History Department, the History and Philology Faculty of Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities (Russia, Moscow), teacher of History and Social Studies in Gymnasium "Svet" (Russia, Moscow). E-mail: sozont@inbox.ru

Ivanchenko Mikhail Romanovich — Postgraduate student of the Institute of History of Saint Petersburg State University (Russia, St. Petersburg). E-mail: mikhailtmb96@gmail.com

Submitted on 17 March, 2020 Accepted on 15 September, 2020

С. С. Сингх, М. Р. Иванченко References

1. Agafonov N., prot. Ratnye podvigi pravoslavnogo dukhovenstva [Military Feats of the Orthodox Clergy]. Moscow, 2013.

2. Artem'ev, kap. Iz Vladivostoka [From Vladivostok] Vestnik voennogo dukhovenstva — Military Clergy Bulletin, 1894, no. 7-8, pp. 312-313.

3. Bazhanov D. A. Rol' sviashchennikov v podderzhanii nravstvennogo oblika voennykh moriakov na korabliakh Baltiiskogo flota v gody Pervoi mirovoi voiny [Role of Priests in Maintaining the Moral Form of Military Seamen on Ships of the Baltic Fleet During the First World War]. Voprosypatrioticheskogo i dukhovno-nravstvennogo vospitaniia v otechestvennom obrazovanii XIX-XXI vekov. Materialy regional'nogo etapa XXV Mezhdunarodnykh Rozhdest-venskikh chtenii i kruglogo stola Obshchestvennoi palaty Iaroslavskoi oblasti 24 oktiabria 2016 g. [Questions of Patriotic and Spiritual and Moral Development in the National Education of the 19th-21st Centuries. Materials of the Regional Stage of the 25-th International Christmas Readings and the Round Table of Civic Chamber of the Yaroslavl Region, October 24, 2016]. Yaroslavl, 2017, pp. 168-177.

4. Beliakov A. P. Religioznoe vospitanie voennykh moriakov v dorevoliutsionnoi Rossii [Religious Education of Sailors in Pre-revolutionary Russia]. Saint Petersburg, 2014.

5. Diakonov G., Priest. Tserkovno-religioznaia zhizn' na korable "Imperator Aleksandr II" za 2 goda zagranichnogo plavaniia (1896-1897 gg.) [Clerical and Religious Life on the Ship "Emperor Alexander II" for 2 Years of Foreign Navigation (1896-1897)]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Military Clergy Bulletin, 1907, no. 17, pp. 537-541; no. 18, pp. 568-570; no. 19, pp. 599-608.

6. Drury C. The History of the Chaplain Corps, United States Navy. Vol. 1: 1778-1939. Washington, 1948.

7. Isakova E. V. Russkoe voennoe dukhovenstvo v voine s Iaponiei 1904-1905 gg. [Russian Military Clergy in the War Against Japan in 1904-1905]. Iz istorii religioznykh, kul'turnykh i politicheskikh vzaimootnoshenii Rossii i Iaponii v XIX-XX vekakh [From the History of Religious, Cultural and Political Relations Between Russia and Japan in the 19th-20th Centuries]. Saint Petersburg, 1998, pp. 131-148.

8. Ivanov S. M., Suprun V. I. Plavuchie khramy Rossii. Istoriia flotskogo dukhovenstva [Floating Temples of Russia. History of Naval Clergy]. Volgograd, 2006.

9. Kapkov K. G. Ocherki po istorii voennogo i morskogo dukhovenstva Rossiiskoi imperii

XVIII — nachala XX vekov [Essays on the History of the Army and Navy Clergy of the Russian Empire of the 18th — Early 20th Centuries]. Moscow, 2009.

10. Kopylov S. N., Tretyakov A. V. Kadrovaia politika protopresvitera voennogo i morskogo dukhovenstva po formirovaniiu shtatnogo sostava sviashchennikov russkogo flota v kontse

XIX — nachale XX v. [Personnel Policy of the Protopresbyter of the Military and Sea Clergy in the Formation of the Staffing of Priests in the Russian Fleet in the Late 19th — Early 20th Centuries]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo uni-versiteta — Scientific Notes: Electronic scientific journal of the Kursk State University, 2018, no. 4 (48). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7kadrovaya-politika-protopresvitera-

voennogo-i-morskogo-duhovenstva-po-formirovaniyu-shtatnogo-sostava-svyaschennikov-russkogo-flota-v (accessed: 24.01.2020).

11. Kopylov S. N. Mesto sudovogo sviashchennika v ierarkhii Rossiiskogo imperatorskogo flota [Position of the Ship's Priest in the Hierarchy of the Russian Imperial Navy]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta — Scientific Notes: Electronic scientific journal of the Kursk State University, 2018, no. 4 (48). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-sudovogo-svyaschennika-v-ierarhii-rossiyskogo-imperatorskogo-flota (accessed: 24.01.2020).

12. Kopylov S. N. Mezhdunarodnye kontakty sudovykh sviashchennikov Rossiiskogo imperatorskogo flota [International Contacts of Ship Priests of the Russian Imperial Navy] Kas-piiskii region: politika, ekonomika, kul'tura: nauchnyi zhurnal — The Caspian Region: Politics, Economics, Culture: Scientific Journal. Astrakhan, 2018, no. 4 (57), pp. 16-21.

13. Kopylov S. N. Povsednevnaia sluzhba sviashchennikov russkogo flota v kontse XIX — nachale XX veka [Daily Service of Priests of the Russian Navy in the Late 19th — Early 20th Centuries]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta — Scientific Notes: Electronic scientific journal of the Kursk State University, 2019, no. 1 (49). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya-sluzhba-svyaschen-nikov-russkogo-flota-v-kontse-xix-nachale-xx-veka (accessed: 24.01.2020).

14. Kostriukov A. A. Deiatel'nost' russkogo voennogo dukhovenstva v gody Russko-iaponskoi i Pervoi mirovoi voin [Activities of the Russian Army Clergy in the Years of the Russian-Japanese and the First World Wars]. PhD-thesis. Sergiev Posad, 2003.

15. Kostriukov A. A. K istorii sluzheniia voennogo dukhovenstva v gody Russko-iaponskoi voiny [On the History of Service of Military Clergy During the Russian-Japanese War]. Pra-voslavnaia kul'tura v Rossii: proshloe i nastoiashchee (po materialam Vtorykh Sviato-Filare-tovskikh chtenii) [Orthodox Culture in Russia: Past and Present (Based on the Materials of the Second St. Filaret Readings)]. Moscow, 2007, pp. 135-145.

16. Kotkov V. M. Voennoe dukhovenstvo Rossii: stranitsy istorii: v 2 t [Military Clergy of Russia: Pages of History: in 2 vols.]. Saint Petersburg, 2004.

17. Manvelov N. V. Pod Andreevskim flagom: russkie ofitsery na sluzhbe Otechestvu [Under the St. Andrew's Flag: Russian officers in the service of the fatherland]. Moscow, 2011.

18. Manvelov N. V. Zhizn i smert' na korable Rossiiskogo imperatorskogo flota [Life and Death on the Ship of the Russian Imperial Fleet]. Moscow, 2008.

19. Medved' R., prot. Putevye vpechatleniia [Travel Impressions]. Vestnik voennogo i mor-skogo dukhovenstva — Army and Navy Clergy Bulletin, 1914, no. 15-16, pp. 572-575; no. 17, pp. 611-617; no. 18, pp. 641-643.

20. Morskoi ustav 1885 [Maritime Regulations of 1885]. Saint Petersburg, 1885.

21. O pastyrskom sluzhenii v russkom voennom flote [On the Pastoral Ministry in the Russian Navy]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Military Clergy Bulletin, 1905, no. 1, pp. 11-18; no. 2, pp. 41-51.

22. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Collection III. Saint Petersburg, 1893, vol. 10, pt. 1.

23. Rasporiazheniia o. protopresvitera [Orders of Father Protopresbyter]. Vestnik voennogo i morskogo dukhovenstva — Army and navy Clergy Bulletin, 1913, no. 5, p. 193.

24. Samokhvalov S. V. Vera i muzhestvo: flotskoe dukhovenstvo v Russko-iaponskoi voine [Faith and Courage: Navy Clergy in the Russian-Japanese War]. Vestnik voennogo i morskogo dukhovenstva — Army and Navy Clergy Bulletin, 2004, no. 1 (661), pp. 40-44.

25. S eskadroi admirala Rozhestvenskogo. Sbornik statei, posviashchennykh dvadtsatipiatiletiiu pokhoda 2-i eskadry Tikhogo okeana [With the Squadron of Admiral Rozhestvensky. Collected Articles Dedicated to the Twenty-fifth Anniversary of the Campaign of the 2nd Pacific Squadron]. Prague, 1930.

26. Singh S. S. К voprosu o bogosluzhebnoi praktike v sudovykh tserkviakh na rubezhe XIX-XX vekov [To the Question of Liturgical Activities in the Ship's Chapels at the Turn of the 19th-20th Centuries]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 4 (28), pp. 143-157.

27. Sokolov A. N. Deiatel'nost' flotskogo dukhovenstva v gody Russko-iaponskoi voiny [Activities of the Naval Clergy During the Russian-Japanese War]. Ugreshskii vestnik — Bulletin of Nikolo-Ugreshsky Monastery, 2006, no. 2, pp. 152-161.

28. Vladimir (Giganov), Archim. К voprosu o neobkhodimosti uluchsheniia polozhenia svi-ashchennika na voennykh korabliakh [To the Question of the Necessity of Improving the Situation of Priests on Warships]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Military Clergy Bulletin, 1897, no. 2, pp. 55-61.

29. Vladimir (Giganov), archim. Polozhenie sviashchennosluzhitelia na voennom korable [The Situation of Clergymen on a Warship]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Military Clergy Bulletin, 1894, no. 18, pp. 554-559.

30. Vladimir (Giganov), archim. Sviashchennosluzhitel' na korable vo vremia krugosvetnogo plavaniia [Clergyman in the Ship during a Voyage Around the World]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Military Clergy Bulletin, 1894, no. 11, pp. 331-345.

31. Zhukova L. V. Voennoe dukhovenstvo v Port-Arture v period Russko-iaponskoi voiny [Military Clergy in Port-Arthur During the Russian-Japanese War]. VestnikMoskovskogo uni-versiteta — Moscow University Bulletin, Series 8: History, 2003, no. 2, pp. 33-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.