Научная статья на тему 'Сохранение приходов за приходским духовенством, включенным в состав действующей армии Российской империи в годы Первой мировой войны: к постановке проблемы'

Сохранение приходов за приходским духовенством, включенным в состав действующей армии Российской империи в годы Первой мировой войны: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИХОДЫ / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / PARISHES / PARISH CLERGY / MILITARY CLERGY / ARMY / WORLD WAR I / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кащеев Андрей Владимирович

В статье рассматривается проблема сохранения приходов за православным приходским духовенством Российской империи, перешедшим в годы Первой мировой войны в действующую армию. Анализ историографии показал, что вопросы, связанные с комплектованием действующей армии Российской империи духовенством, практически не представлены, а имеющиеся работы зачастую содержат фрагментарную и неверифицируемую информацию, что связано с узкой источниковой базой исследований и отсутствием историографической традиции изучения истории военного духовенства в целом. Несмотря на то что в годы Первой мировой войны военное духовенство действующей армии было представлено православными, католическими, мусульманскими, евангелическо-лютеранскими, евангелическо-аугсбургскими, армяно-григорианскими и старообрядческими священнослужителями, вопрос сохранения приходов был наиболее актуальным для православных священников. Причины этого кроются как в положении приходского православного священника в целом (семейным, материальным и служебным), так и в его численности в действующей армии, ведь православное военное духовенство включалось в штат большинства воинских подразделений и учреждений. В решении вопроса о сохранении приходов за православными священниками ключевая роль была у Святейшего Синода, который не только принимал решения о командировании приходских священников в действующую армию, но и разбирал прошения о сохранении приходов. Многие священники отправлялись на фронт, не получив разрешения на сохранение приходов. В итоге к осени 1916 г. было определено, что приходы должны сохраняться только для священников, призванных по мобилизации либо специальными распоряжениями Святейшего Синода. А в начале 1917 г. в вопросе сохранения приходов была усилена роль епархиальных архиереев, которые определяли сохраняется приход с доходами или без доходов. Во втором случае доходы передавались временно замещающему приходского священника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESERVATION OF POSITIONS IN PARISHES FOR THE CLERGY WHO JOINED THE ARMY OF THE RUSSIAN EMPIRE DURING WORLD WAR I: RAISING THE ISSUE

This article discusses the issue of reservation of positions in parishes for Orthodox priests who joined the acting army of the Russian Empire during World War I. The analysis of historiography has shown that questions related to the conscription of the clergy in the acting army are practically not studied, while available works contain fragmentary and non-verifiable information, which is due to an insuffi cient base of sources and lack of historiographic tradition of studies of the military clergy on the whole. Despite the fact that during World War I the military clergy in the acting army was represented by Orthodox, Catholic, Muslim, Evangelical-Lutheran, Evangelical-Augsburg, Armenian-Gregorian, and Old-Rite priests, the issue of reservation of parishes was very topical for Orthodox priests. The reasons for this were the state of the Orthodox priest on the whole (family, financial, and official) and their number in the acting army, as the Orthodox military clergy were included in the staff of most military units and organisations. In dealing with the problem of reserving positions in parishes for Orthodox priests, the Holy Synod had the key role. It not only took decisions as to sending Orthodox priests to the acting army, but also examined requests about reserving the parishes. Many priests went to the battlefield without permission to keep their parishes. As a result, by the autumn of 1916 it was decided that parishes should be reserved only in the case of conscripted priests, or by special orders of the Holy Synod. At the beginning of 1917, the role of diocesan archpriests was strengthened in the question of reserving parishes. They decided whether the parish is reserved with or without income. In the second case the income was transferred to the person who temporarily substituted the parish priest.

Текст научной работы на тему «Сохранение приходов за приходским духовенством, включенным в состав действующей армии Российской империи в годы Первой мировой войны: к постановке проблемы»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

ученый секретарь ученого совета

Кащеев Андрей Владимирович,

канд. ист. наук,

2019. Вып. 88. С. 44-57

Б01: 10.15382Миг11201988.44-57

учреждения образования

«Академия Министерства внутренних дел

Республики Беларусь» Республика Беларусь, 220026 Минск, ул. Грекова, 4, кв. 15

kascheevav@rambler.ru ОИСГО: 0000-0002-2391-1961

Сохранение приходов за приходским духовенством,

ВКЛЮЧЕННЫМ В СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ

Российской империи в годы Первой мировой войны:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: В статье рассматривается проблема сохранения приходов за православным приходским духовенством Российской империи, перешедшим в годы Первой мировой войны в действующую армию. Анализ историографии показал, что вопросы, связанные с комплектованием действующей армии Российской империи духовенством, практически не представлены, а имеющиеся работы зачастую содержат фрагментарную и неверифицируемую информацию, что связано с узкой источниковой базой исследований и отсутствием историографической традиции изучения истории военного духовенства в целом. Несмотря на то что в годы Первой мировой войны военное духовенство действующей армии было представлено православными, католическими, мусульманскими, евангелическо-лютеранскими, евангелическо-аугсбургскими, армяно-григорианскими и старообрядческими священнослужителями, вопрос сохранения приходов был наиболее актуальным для православных священников. Причины этого кроются как в положении приходского православного священника в целом (семейным, материальным и служебным), так и в его численности в действующей армии, ведь православное военное духовенство включалось в штат большинства воинских подразделений и учреждений. В решении вопроса о сохранении приходов за православными священниками ключевая роль была у Святейшего Синода, который не только принимал решения о командировании приходских священников в действующую армию, но и разбирал прошения о сохранении приходов. Многие священники отправлялись на фронт, не получив разрешения на сохранение приходов. В итоге к осени 1916 г. было определено, что приходы должны сохраняться только для священников, призванных по мобилизации либо специальными распоряжениями Святейшего Синода. А в начале 1917 г. в вопросе сохранения приходов была усилена роль епархиальных архиереев, которые определяли — сохраняется приход с доходами или без доходов. Во втором случае доходы передавались временно замещающему приходского священника.

А. В. Кащеев

История Первой мировой войны, незаслуженно забытая в советской историографии, в последние два десятилетия активно разрабатывается учеными. Исследователям, занимающимся российской историей, данный период интересен тем, что для Российской империи и ее армии это была последняя война. Являясь конфессиональным государством, Российская империя для своей стабильности должна была обеспечивать сохранение конфессиональной структуры общества, что требовало постоянного присутствия в жизни каждого его члена религиозной составляющей, поддержку и распространение которой обеспечивало духовенство. Именно в связи с этим интересен феномен военного духовенства Российской империи. Накануне Первой мировой войны штатное военное духовенство было представлено православными, католическими, мусульманскими, евангелическо-лютеранскими и евангелическо-аугсбургскими священно- и церковнослужителями1.

В годы войны с объявлением мобилизации началось формирование военного духовенства действующей армии. Его отличительные особенности заключались во временном статусе отдельной временной (полевой) системы управления и источников комплектования (штатные военные, полевые и приходские священнослужители)2. На протяжении войны конфессиональный состав военного духовенства действующей армии также претерпел изменения в сравнении со штатным военным — в российской армии появились армяно-григорианские и старообрядческие Белокриницкого согласия священники. Несмотря на эти изменения, православные священнослужители составляли подавляющее большинство среди военного духовенства. Основным источником пополнения личного состава православных военных священников действующей армии стало приходское духовенство. При этом переход приходского духовенства в действующую армию был сопряжен с рядом трудностей, одной из которых было сохранение приходов.

Анализ историографии показывает, что история военного духовенства действующей армии Российской империи в годы Первой мировой войны широко в ней не представлена3. Первые работы по истории военного духовенства в годы Первой мировой войны появились в 20—30 гг. ХХ в. в рамках мероприятий по борьбе с религией4. Основное внимание в них уделялось рассмотрению деятельности военного духовенства в годы войны для раскрытия сущности «религиозного милитаризма»5. Поэтому комплектование этого духовенства и условия его перехода в действующую армию практически не рассматривались. К середине

1 Кащеев А. Конфессиональный фактор организации управления военного духовенства Российской империи накануне Первой мировой войны // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2016. № 2. С. 162-167.

2 Кащеев. А. Военное духовенство действующей армии Российской империи в 1914— 1917 гг.: к определению понятия // Метадалопя даследавання псторьп Беларуси праблемы, дасягенш, перспектывы. Минск, 2018. С. 222—228.

3 Баимов А. Военное духовенство в Российской Империи: краткий историографический обзор // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7 (57). Ч. II. С. 18—21.

4 Кандидов Б. Религия в царской армии. М., 1929.

5 Он же. Церковный фронт в годы мировой войны. Пенза, 1929.

ХХ в. работы, затрагивающие историю военного духовенства Российской империи, были сведены на уровень научно-популярных очерков антирелигиозной направленности6. Только в конце существования СССР в советской историографии появились первые сугубо научные исследования по истории военного духовенства, в первую очередь православного7.

После распада СССР, ликвидации коммунистической идеологии и возрождения роли религиозных организаций в жизни постсоветских обществ уже независимых государств продолжилась работа по исследованию истории военного духовенства Российской империи. В этот период появились работы С. Л. Фир-сова, Л. В. Жуковой, И. В. Оржеховского, В. М. Коткова и др.8 С начала 2000-х гг. количество публикаций и их тематическое разнообразие значительно возрастает. В этот период не только продолжают разрабатываться вопросы деятельности и материального обеспечения военного духовенства, но и исследуются проблемы изменения штатов военного духовенства, трансформации управления, комплектования и т. д. Была предпринята попытка создания и комплексного исследования9. Появляются работы, посвященные исключительно военному духовенству действующей армии Российской империи в годы Первой мировой войны, среди которых необходимо отметить исследования А. А. Ко-стрюкова, В. С. Малышко, С. Н. Емельянова и др.10 При этом внимание ученых сконцентрировано на различных аспектах деятельности военного духовенства.

6 Сидоров Д. Война и религия. М., 1961.; Суглобов Г. А. Союз креста и меча (церковь и война). М., 1969.

7 Сенин А. Армейское духовенство России в Первую мировую войну // Вопросы истории. 1990. № 10. С. 159-165.

8 Фирсов С. Военное духовенство России (к вопросу о материальном положении священно- и церковнослужителей русской армии и флота последней четверти XIX — начала ХХ ст.) // Новый часовой. 1994. № 2. С. 19-24; Он же. Военное духовенство накануне и в годы Первой мировой войны // Новый часовой. 1995. № 3. С. 21-32; Жукова Л. Обеспечение отправления религиозных обрядов русскими военнопленными в Японии в 1904-1905 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. История России. 2006. № 3. С. 79-88; Она же. Благотворительная деятельность А. А. Желобовского // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2014. Вып. 4. С. 58-73; Оржеховский И. Из истории военного духовенства. URL: http://exarchate.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0087.html (дата обращения: 20.11.2018); Котков В., Коткова Ю. Военное духовенство России. Страницы истории. СПб., 2005.

9 Капков К. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX — начала XX века. Справочные материалы. М., 2008.; Капков К. Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIn — начала XX века: Итоги к 1917 году. М., 2009.

10 Кострюков А. О некоторых условиях служения военного духовенства в годы Первой мировой войны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РпЦ. 2005. № 1. С. 24-44; Он же. Подвиг русского военного духовенства в годы Первой мировой войны // Журнал Московской патриархии. 2014. № 7. С. 66-71; Малишко С. Пастирська дiяльнiсть росшського православного вшськового д^вництва в умовах Першо! свгтово'1 вшни. URL:http://institute.cult.gov.ua/publ/ naukovi_publikacyi_nashikh_vikladachiv/pastirska_dyalnist_rosyskogo_pravoslavnogo_vyskovogo_ dukhivnictva_v_umovakh_pershoji_svitovoji_vijni/4-1-0-13 (дата обращения: 22.11.2018); Малишко С. Мобiлiзацiя православного вшськового i морського д^вництва росшсько! арми та флоту в 1914 р. URL:http://oaji.net/articles/2014/1052-1417434480.pdf (дата обращения: 25.11.2018); Емельянов С. «Военная епархия» русской армии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 1. С. 29-37; Он же. Новые вызовы и задачи:

Разработка других направлений истории военного духовенства в годы Первой мировой войны сопряжена с рядом трудностей, связанных с поверхностным изучением имеющейся историографии и недостаточным источниковом сопровождением исследований. Неудивительно, что в такой ситуации проблема сохранения приходов за духовенством, перешедшим в действующую армию в августе 1914 — феврале 1917 г., практически не нашла отражения в историографии. Поэтому без обращения к историческим источникам, большинство из которых не опубликованы и находятся в архивах, невозможно разрабатывать эту проблему. В данной статье, в частности, используются материалы Национального исторического архива Беларуси и Российского государственного исторического архива, которые представлены законодательными источниками и материалами делопроизводства. Помимо архивных материалов активно использовались источники личного происхождения — мемуары протопресвитера Г. И. Шавельско-го11 и А. А. Турундаевского12.

Законодательные источники представлены указами Святейшего Синода. Они издавались, во-первых, для решения вопросов комплектования, с указанием условий перехода православных священников в действующую армию13 и, во-вторых, по результатам рассмотрения прошений священников о сохранении приходов14. Первые принимались в результате рассмотрения прошений протопресвитера военного и морского духовенства либо его помощника о командировании приходского православного духовенства в действующую армию.

Материалы делопроизводства представлены распорядительными документами, официальной перепиской и документами по личному составу. К распорядительным документам относятся приказы о назначении приходских священников в действующую армию15, распоряжения протопресвитера военного и морского духовенства, главных священников армий фронтов16 и т. д. Взаимодействие различных учреждений, ведомств и лиц, участвующих в комплектовании военного духовенства действующей армии и в решении вопроса сохранения за ним приходов, нашло свое отражение в официальной переписке. Она включает различные запросы и ответы на них, рапорты и прошения, поданные как со стороны военного командования, так и со стороны религиозных организаций либо

военное духовенство в годы Первой мировой и Гражданской войн // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. С. 51—60.

11 Шавельский Г., протопр. В школе и на службе: Воспоминания. М.; Брюссель, 2016.

12 Матонин В. Записки Александра Анатольевича Турундаевского: вологодские священники на германском фронте (1914—1918 гг.). [Электорнный ресурс] // Язык и текст langpsy.ru. 2014. № 3. URL: http:// langpsy.ru/journal/2014/2/Matonin.phtml (дата обращения: 25.11.2018).

13 Указ Святейшего Синода от 24.09.1914 г. «По ходатайству протопресвитера о назначении священнослужителей и церковных вещей в некоторые вновь сформированные части на время войны» // РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9159. Л. 260.

14 Указ Святейшего Синода от 18.11.1915 г. «По рассмотрению прошений священника 2-го лазарета 64 пехотной дивизии Александра Кадея» // Там же. Д. 9768. Л. 140.

15 Приказ протопресвитера военного и морского духовенства о назначении главных священников армий фронтов от 21.07.1914 // Там же. Д. 9159. Л. 56.

16 Циркуляр главного священника Западного фронта благочинным от 12.10.1915 г. // Там же. Д. 10062. Л. 238.

государственных учреждений. Документы по личному составу представлены послужными списками, которые прилагались к прошениям священников.

Накануне Первой мировой войны господствующее положение и численное превосходство в военно-сухопутных силах Российской империи было у православного военного духовенства, которое имело отдельное управление во главе с представителем белого духовенства — протопресвитером военного и морского духовенства (далее — протопресвитер)17. Всего в ведомстве протопресвитера состояло 848 православных военных священно- и церковнослужителей, из которых 680 были священниками (включая трех иеромонахов на должностях военных священников). На случай войны в военном министерстве разрабатывалось специальное мобилизационное расписание, в которое было включено и духовенство. Так, в последнее предвоенное мобилизационное расписание 1910 г. было включено штатное военное и полевое духовенство. Последнее было представлено приходскими священнослужителями. Православное полевое духовенство состояло из 586 приходских священников18, которые предназначались для назначения в полки и госпитали, формируемые при объявлении мобилизации. Полевое духовенство формировалось в результате взаимодействия Главного управления Генерального штаба (далее — ГУГШ), протопресвитера и приходских преосвященных. ГУГШ определял потребность в духовенстве в мобилизованных войсках, направляя соответствующие запросы протопресвитеру и в Святейший Синод. Последний вместе с епархиальными преосвященными и протопресвитером определял кандидатов на включение в мобилизационное расписание. Полевое духовенство с началом мобилизации получало права и обязанности военного духовенства, но только на время войны. Таким образом, оно становилось военным духовенством действующей армии. Следует отметить, что за годы Первой мировой войны в действующей армии побывало около 5 тыс. священнослужителей19.

С началом войны Святейший Синод издал указ, которым призванному в действующую армию православному духовенству гарантировалось сохранение приходских мест с полным содержанием. Для православного духовенства, отправлявшегося на фронт, этот вопрос был важен как в служебном, так и семейном плане. Поэтому, как отмечает В. Н. Матонин, приоритет отдавался священнослужителям без семей или вдовцам20. Ведь священнослужители временно оставляли свои приходы, но их семьи материально были зависимы от доходов главы семейства. Так, например, структура доходов священника Александро-Невской церкви села Просковеи Василия Закхеева в 1913 г. была представлена доходами от братской кружки (1129 руб. 95 коп.), от преподавания в четырех одноклас-сных училищах Министерства народного просвещения (400 руб.) и от аренды за землю (180 руб.)21. В то время как мобилизованные священники должны были получить у епархиальных преосвященных все необходимое для богослужений,

17 Капков К. Указ. соч. С. 38—39.

18 Емельянов С. Указ. соч. С. 53.

19 Капков К. Указ. соч. С. 48.

20 Матонин В. Указ. соч.

21 Послужной список Василия Закхеева // РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9159. Л. 320, 322.

единовременную выплату в размере 1000 руб.22 и ежемесячное усиленное содержание по штатам военного времени. Таким образом, сохранение приходов с частью доходов от них и выплаты при назначении в действующую армию представлялись части приходских священников весьма привлекательными.

Новое полевое положение 1914 г. внесло изменения в структуру управления православным военным духовенством и определило тенденцию на расширение его представительства в действующей армии23. Вместо должностей православных главных священников армии были введены должности главных священников армий фронтов, которые заняли на Северо-Западном фронте — настоятель Ташкентского военного собора Константин Богородицкий, а на Юго-Западном — настоятель Свято-Троицкого собора Лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Василий Грифцов. Временно исполняющими обязанности были назначены на место первого — Иоанн Егоров, а на место второго — Александр Комаревский24. Следует отметить, что при перемещении священнослужителей в рамках ведомства протопресвитера военного и морского духовенства проблема сохранения постоянных мест служения не возникала.

В большинстве вновь формируемых воинских подразделений штатом предполагались должности православных священников. Условия, на которых приходское православное духовенство могло перейти в действующую армию, а также патриотический подъем в его среде увеличили количество прошений о переходе в действующую армию. Однако возникшие в процессе назначения священников в действующую армию трудности, в частности сохранение приходов, потребовали от протопресвитера постоянного взаимодействия со Святейшим Синодом по этому вопросу. Дело в том, что зачастую приходские священники неверно интерпретировали указ Святейшего Синода, которым гарантировалось сохранение приходов мобилизованному духовенству. К последнему относились только священники, включенные в мобилизационное расписание. Так как у протопресвитера не было уверенности в сохранении приходов за священниками, не включенными в мобилизационное расписание, но желающими перейти в действующую армию, был выработан иной механизм комплектования. Святейший Синод решил, что епархиальные преосвященные прифронтовых епархий выделят по 10 священнослужителей для их командирования в действующую армию. Такие священники, как и призываемые по мобилизации, должны были обеспечиваться всем необходимым для организации в войсках богослужений. Также предлагалось сохранить за ними их приходы25. В итоге 24 сентября 1914 г. был издан указ, в соответствии с которым Киевскому митрополиту, Харьковскому и Волынскому архиепископам, Полтавскому, Подольскому и Черниговскому епископам предписывалось назначить по 10 священнослужителей в распоряжение протопресвитера с сохранением на время войны за ними их приходов с пол-

22 Кандидов Б. Религия... С. 24.

23 Положение о полевом управлении войск в военное время. Петроград, 1914. С. 108.

24 Приказ протопресвитера. от 21.07.1914 г. // РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9159. Л. 56.

25 Отношение помощника протопресвитера военного и морского духовенства к обер-прокурору Священного Синода от 19.09.1914 г. // Там же. Л. 236—237.

ным содержанием26. К маю 1915 г. практически все они получили место служения в действующей армии, однако из-за увеличившегося количества погибших, раненых и эвакуировавшихся по болезни потребность в священнослужителях не уменьшалась. Поэтому указом от 23 мая 1915 г. Минскому, Могилевскому, Полоцкому, Курскому и Херсонскому епископам предписывалось также назначить по 10 священнослужителей в распоряжение протопресвитера на условиях указа от 24 сентября 1914 г.27

Однако этот механизм комплектования православным духовенством действующей армии, во-первых, не мог удовлетворить постоянно растущие потребности в новых кадрах, а во-вторых, давал возможность епархиальному руководству «отдать» в распоряжение протопресвитера не самых лучших священников. В своих воспоминаниях Г. И. Шавельский указывал, что был вынужден просить Святейший Синод, чтобы епархиальные преосвященные предоставляли информацию о деловых и личных качествах кандидатов в действующую армию до их отправки в распоряжение протопресвитера28.

Нехватка священнослужителей порождала различные сложности в организации и деятельности подразделений российской армии. Многие части не могли дождаться прибытия назначенных священнослужителей и требовали ускорить их приезд либо найти замену. Такие обращения поступали на фронте протопресвитеру, а в тылу — в духовное правление. При этом иногда они сопровождались прошениями священнослужителей. Так, в августе 1914 г. командование 218-го пехотного Горбатовского полка ходатайствовало о назначении на место не явившегося иеромонаха Нифонта другого священника, в качестве которого командование, по-видимому, рассматривало Василия Закхеева. Прошение последнего вместе с отзывом о нем временно управляющего Ставропрольской епархией епископа Михаила прилагалось к ходатайству. Из духовного правления ходатайство с прошением и отзывом переслали Петроградскому митрополиту (в источниках — Санкт-Петербургскому), так как в указанный полк священнослужитель мог быть назначен только им. В итоге митрополит назначил Закхеева, но с условием его возвращения после войны в Ставропольскую епархию. Василий Закхеев телеграммой уведомил епископа Михаила о своем назначении в действующую армию. В телеграмме он просил назначить временно на его место своего отца священника Феодора Закхеева для поддержания своей семьи. В приходе у 27-летнего священника остались молодая жена и двухлетняя дочь. В ответной телеграмме указывалось о его увольнении за штат. Это не устраивало уже полкового священника, который обратился с рапортом к командиру полка, в котором указал, что его семья не только не получила поддержку, а была лишена на будущее «верного куска хлеба и поддержки»29. Более того, в случае гибели Василия Закхеева его семья лишалась братской ссуды как семья заштатного

26 Отношение помощника протопресвитера... от 19.09.1914 г. // РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9159. Л. 260.

27 Там же. Л. 449.

28 Шавельский Г., протопр. Указ. соч. С. 375.

29 Рапорт полкового священника 218 Горбатовского пехотного полка командиру полка от 28.09.1914 г. // РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9159. Л. 324.

священника. Командир полка направил запрос в духовное правление, которое связалось с епархиальным руководством. Из епархиальной консистории пришел ответ, что в соответствии с прошением и резолюцией временно управляющего епархией Василий Закхеев уволен за штат, а на его место назначен студент семинарии Владимир Карагачев30, в связи с чем после возвращения из армии Василию Закхееву будет предоставлен другой приход. Возникала ситуация, когда священник получал разрешение отправиться в действующую армию, но не получал права сохранить за собой приход на время войны.

Были случаи, когда приходские священники переходили в действующую армию, зная, что за ними не будет закреплен приход. Однако через некоторое время они обращались с прошениями о сохранении приходов. Так, в частности, поступил священник 2-го лазарета 64-й пехотной дивизии Александр Кадей, до войны служивший в селе Малковичи Пинского уезда Минской губернии. Его прошение рассматривалось в Синоде, который после получения объяснения Минского епископа Митрофана решил оставить прошение «без последствий»31. Чаще всего невозможность сохранения приходов за переходящими в действующую армию священниками объяснялась необходимостью постоянного присутствия священнослужителей в приходах. Например, отказ в сохранении Горвильского прихода Минской епархии за назначенным в феврале 1915 г. в Лейб-гвардейский тяжелый дивизион священником Иоанном Загоровским мотивировался разрозненностью этого прихода и отдаленностью от других приходов епархии, что создавало трудности для поиска временно исполняющего обязанности священника (чаще всего настоятеля соседнего прихода этой епархии). К тому же священник из соседнего прихода Могилевской епархии Дементей Сурмилло систематически исполнял требы в Горвильском приходе32.

Чаще всего о сохранении приходов за перешедшими в действующую армию православными священниками ходатайствовали командиры военных подразделений. При этом такие ходатайства рассматривали как на уровне духовного правления и епархиальных консисторий, так и на уровне Святейшего Синода. Так, вопрос о сохранении Горвильского прихода возбудил князь Александр Георгиевич Романовский (представитель императорской фамилии), который обратился напрямую к обер-прокурору Святейшего Синода. Последний вступил в переписку с Минским епископом Митрофаном для решения вопроса о сохранении прихода. Однако епископ был непреклонен33.

Архивные материалы свидетельствуют, что наблюдались случаи перехода в действующую армию священнослужителей без согласования с епархиальными преосвященными. Например, в своем циркуляре главному священнику СевероЗападного фронта протопресвитер военного и морского духовенства обращал внимание на просьбы архиереев не назначать без их согласия в действующую

30 Отношение Ставропольской духовной консистории в Духовное правление от 07.11. г. // Там же. Л. 317.

31 Там же. Д. 9768. Л. 140.

32 Ответ Минского епископа Митрофана на обращение обер-прокурора Св. Синода от 29.05.1915 г. // НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 38485. Л. 3-4.

33 Там же.

армию приходских священнослужителей. В свою очередь протоиерей Богоро-дицкий сообщил, что он назначил без согласия только оставшегося без прихода протоиерея Закеревича, который в своем прошении указал, что Варшавский и Привисленский архиепископ Николай разрешил ему поступить в один из госпиталей Варшавы34. Необходимо отметить, что помимо протопресвитера только главные священники армий фронтов были наделены правом назначения в действующую армию священнослужителей.

В 1915 г. в связи с отступлением российской армии и потерей значительных территорий в прифронтовой зоне появилось значительное количество священников-беженцев. Для материальной поддержки последних предполагалось их назначение в действующую армию. Благочинные должны были подать списки монахов, находящихся в их ведении, главным священникам, с отметкой, кого можно уволить в монастыри, чтобы на их места назначить священников-беженцев35. Однако даже их привлечение не изменило ситуацию с кадрами, основным источником пополнения которых продолжало оставаться приходское духовенство. Поэтому вопрос сохранения приходов за отправлявшимся в действующую армию духовенством оставался актуальным на протяжении всей войны. Так, осенью 1916 г. Святейший Синод решил, что приходы за священниками, добровольно перешедшими в действующую армию, должны были сохраняться только при переходе вследствие мобилизации либо с особого распоряжения Святейшего Синода36. Однако это решение не могло в полной мере удовлетворить епархиальных архиереев, так как многие «затруднялись дать согласие на переход с сохранением приходов».37 Дело в том, что при сохранении приходов за перешедшими священниками на время войны предполагалось и сохранение приходских доходов, что создавало трудности для поиска временных заместителей, служба которых не могла быть материально обеспечена. С лета 1916 г. доходы могли не сохраняться по причине хорошего денежного содержания военного духовенства действующей армии38.

В итоге, когда в начале 1917 г. протопресвитер направил запрос на замещение 200 вакансий военных священников действующей армии, Святейший Синод решил, что епархиальные преосвященные должны подготовить списки священников епархий (не менее 7 чел.), желающих добровольно отправиться на фронт. Такие списки должны были направляться на рассмотрение протопресвитеру. Вопрос сохранения приходов за назначенными из этих списков оставался

34 Рапорт главного священника Северо-Западного фронта протопресвитеру военного и морского духовенства от 04.02.1915 г. // РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9439. Л. 47.

35 Циркуляр главного священника... // Там же. Д. 10062. Л. 238.

36 Указ Святейшего Синода от 12.10.1916 г. «О сохранении за священнослужителями, переведенными в действующую армию добровольно, их должностей в епархиях» // НИАБ. Ф. 2301. Оп. 1. Д. 713. Л. 1.

37 Отношение Могилевского архиепископа Константина в полевую канцелярию протопресвитера военного и морского духовенства от 26.09.1916 г. // Там же. Д. 748. Л. 2.

38 Старостенко Э. Священники белорусских епархий в рядах военного духовенства Российской империи в годы Первой мировой войны // Религия и общество — 10 : сб. ст. Могилев, 2016. С. 82—85.

на рассмотрении епархиальных архиереев с одним условием, что после войны все назначенные могли вернуться в свои приходы39.

Таким образом, в начале Первой мировой войны сохранение приходов за перешедшими в действующую армию священнослужителями и не включенными в мобилизационное расписание не было регламентировано. Поэтому на протяжении войны происходили попытки выработать механизм перехода приходских священников в действующую армию с сохранением приходов. Однако постоянно возрастающие потребности армии в духовенстве и отсутствие возможности обеспечить должное религиозное призрение населения на местах вынуждали Святейший Синод активно использовать «административный ресурс» в вопросе сохранения приходов, наделив при этом епархиальных преосвященных правом сохранять приходы с доходом либо без дохода, который во втором случае передавался временно исполняющему обязанности приходского священника.

Ключевые слова: приходы, приходское духовенство, военное духовенство, действующая армия, Первая мировая война, Российская империя.

Список литературы

Баимов А. Военное духовенство в Российской Империи: краткий историографический обзор // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7 (57). Ч. II. С. 18-21. Емельянов С. «Военная епархия» русской армии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 1. С. 29-37. Емельянов С. Новые вызовы и задачи: военное духовенство в годы Первой мировой и Гражданской войн // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. С. 51-60. Жукова Л. Благотворительная деятельность А. А. Желобовского // Вестник ПСТГУ.

Сер. II: История. История РПЦ. 2014. Вып. 4. С. 58-73. Жукова Л. Обеспечение отправления религиозных обрядов русскими военнопленными в Японии в 1904-1905 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. История России. 2006. № 3. С. 79-88. Кандидов Б. Религия в царской армии. М., 1929. Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны. Пенза, 1929. Капков К. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX — начала

XX веков: Справочные материалы. М., 2008. Капков, К. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи

XVIII — начала XX веков: Итоги к 1917 году. М., 2009. Карцева Н. Военное духовенство в национальных формированиях Русской армии в 19141917 годах // Вестник Пермского университета. 2014. № 3 (26). С. 143-148. Кащеев А. Конфессиональный фактор организации управления военного духовенства Российской империи накануне Первой мировой войны // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2016. № 2. С. 162-167.

39 Указ Святейшего Синода от 10.03.1917 г. «О назначении священников в распоряжение протопресвитеров военного и морского духовенства для исполнения пасторских обязанностей» // НИАБ. Ф. 2301.0п. 1. Д. 826. Л. 1.

Кострюков А. О некоторых условиях служения военного духовенства в годы Первой мировой войны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2005. Вып. 1. С. 24-44.

Кострюков А. Подвиг русского военного духовенства в годы Первой мировой войны // Журнал Московской патриархии. 2014. № 7. С. 66-71.

Котков В., Коткова Ю. Военное духовенство России. Страницы истории. СПб., 2005.

Малишко С. Мобшзащя православного вшськового i морського дуивництва росшсько! арми та флоту в 1914 р. Ресурс: http://oaji.net/articles/2014/1052-1417434480.pdf (дата обращения: 25.11.2018).

Малишко, С. Пастирська дгяльнють росшського православного вшськового д^вництва в умовах Першо! свггово! вшни. // Ресурс: http://institute.cult.gov.ua/publ/naukovi_ publikacyi_nashikh_vikladachiv/pastirska_dyalnist_rosyskogo_pravoslavnogo_vyskovogo_ dukhivnictva_v_umovakh_pershoji_svitovoji_vijni/4-1-0-13 (дата обращения: 22.11.2018).

Матонин В. Записки Александра Анатольевича Турундаевского: вологодские священники на германском фронте (1914-1918 гг.). [Электорнный ресурс] // Язык и текст langp-sy.ru. 2014. № 3. URL: http:// langpsy.ru/journal/2014/2/Matonin.phtml (дата обращения: 25.11.2018).

Оржеховский И. Из истории военного духовенства. URL: http://exarchate.by/resource/ Dir0056/Dir0083/Page0087.html (дата обращения: 20.11.2018).

Сенин А. Армейское духовенство России в Первую мировую войну // Вопросы истории. 1990. № 10. С. 159-165.

Сидоров Д. Война и религия. М., 1961.

Старостенко Э. Священники белорусских епархий в рядах военного духовенства Российской империи в годы Первой мировой войны // Религия и общество — 10 : сб. ст. Могилев, 2016. С. 82-85.

Суглобов Г. Союз креста и меча (церковь и война). М., 1969.

Фирсов С. Военное духовенство накануне и в годы Первой мировой войны // Новый часовой. 1995. № 3. С. 21-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фирсов С. Военное духовенство России (к вопросу о материальном положении священно- и церковнослужителей русской армии и флота последней четверти XIX — начала XX ст.) // Новый часовой. 1994. № 2. С. 19-24.

Циндренко Ю., Зеленина Т. Военное духовенство на фронтах Первой мировой. URL: http://gosuprav.ru/PDF/18OGP414.pdf (дата обращения: 10.11.2018).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2019. Vol. 88. P. 44-57 DOI: 10.15382/sturII201988.44-57

Andrei Kashcheev, Candidate of Sciences in History Ministry of the Interior Academy of the Republic of Belarus, 6 Prospekt Masherova, Minsk, 220005, Belarus kascheevav@rambler.ru ORCID: 0000-0002-2391-1961

Reservation of Positions in Parishes for the Clergy who Joined the Army of the Russian Empire during World War I: Raising the Issue

Abstract: This article discusses the issue of reservation of positions in parishes for Orthodox priests who joined the acting army of the Russian Empire during World War I. The analysis of historiography has shown that questions related to the conscription of the clergy in the acting army are practically not studied, while available works contain fragmentary and non-verifiable information, which is due to an insufficient base of sources and lack of historiographic tradition of studies of the military clergy on the whole. Despite the fact that during World War I the military clergy in the acting army was represented by Orthodox, Catholic, Muslim, Evangelical-Lutheran, Evangelical-Augsburg, Armenian-Gregorian, and Old-Rite priests, the issue of reservation of parishes was very topical for Orthodox priests. The reasons for this were the state of the Orthodox priest on the whole (family, financial, and official) and their number in the acting army, as the Orthodox military clergy were included in the staff of most military units and organisations. In dealing with the problem of reserving positions in parishes for Orthodox priests, the Holy Synod had the key role. It not only took decisions as to sending Orthodox priests to the acting army, but also examined requests about reserving the parishes. Many priests went to the battlefield without permission to keep their parishes. As a result, by the autumn of 1916 it was decided that parishes should be reserved only in the case of conscripted priests, or by special orders of the Holy Synod. At the beginning of 1917, the role of diocesan archpriests was strengthened in the question of reserving parishes. They decided whether the parish is reserved with or without income. In the second case the income was transferred to the person who temporarily substituted the parish priest.

Keywords: parishes, parish clergy, military clergy, army, World War I, Russian Empire.

A. Kashcheev

References

Baimov A. (2015) "Voennoe dukhovenstvo v Rossiiskoi Imperii: kratkii istoriograficheskii obzor" [Military Clergy in Russian Empire: Brief Outline of Historiography]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki, 2015, 7 (57), II, 18-21 (in Russian).

Emel'ianov S. (2015) "«Voennaia eparkhiia» russkoi armii" ["Military Diocese" of Russian Army]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2015, vol. 1, pp. 29-37 (in Russian).

Emel'ianov S. (2015) "Novye vyzovy i zadachi: voennoe dukhovenstvo v gody Pervoi mirovoi i Grazhdanskoi voin" [New Challenges and Tasks: Military Clergy during World War I and Civil War]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2015, vol. 2, pp. 51-60 (in Russian).

Firsov S. (1994) "Voennoe dukhovenstvo Rossii (k voprosu o material'nom polozhenii sviashchenno- i tserkovnosluzhitelei russkoi armii i flota poslednei chetverti XIX — nachala XX st.) [Military Clergy of Russia (The Issue of Financial State of Priests of Russian Army and Navy ofthe Last Quarter of19th — Early 20th Centuries)]. Novyi chasovoi, 1994, vol. 2, pp. 19-24 (in Russian).

Firsov S. (1995) "Voennoe dukhovenstvo nakanune i v gody Pervoi mirovoi voiny" [Military Clergy prior to and during World War I]. Novyi chasovoi, 1995, vol. 3, pp. 21-32 (in Russian).

Kandidov B. (1929) Religiia v tsarskoi armii [Religion in Tzar's Army]. Moscow (in Russian).

Kandidov B. (1929) Tserkovnyi front v gody mirovoi voiny [Church Battlefield during World War]. Penza (in Russian).

Kapkov K. (2008) Pamiatnaia kniga Rossiiskogo voennogo i morskogo dukhovenstva XIX — nachala XXvekov: Spravochnye materialy [Memory Book of Russian Military and Naval Clergy of the 19th — Early 20th Centuries: Reference Materials]. Moscow (in Russian).

Kapkov K. (2009) Ocherkipo istorii voennogo i morskogo dukhovenstva Rossiiskoi imperiiXVIII— nachala XX vekov: Itogi k 1917godu [Essays in the History of Military and Naval Clergy of the Russian Empire of the 18th — Early 20th Centuries: Results by the Year 1917]. Moscow (in Russian).

Kartseva N. (2014) "Voennoe dukhovenstvo v natsional'nykh formirovaniiakh Russkoi armii v 1914—1917 godakh" [Military Clergy in Ethnic Groups of Russian Army in 1914—1917]. Vestnik Permskogo universiteta, 2014, vol. 3 (26), pp. 143-148 (in Russian).

Kashcheev A. (2016) "Konfessional'nyi faktor organizatsii upravleniia voennogo dukhovenstva Rossiiskoi imperii nakanune Pervoi mirovoi voiny" [Confessional Factor in Organising the Administration of Military Clergy of Russian Empire prior to World War I]. Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus', 2016, vol. 2, pp. 162-167 (in Russian).

Kostriukov A. (2005) "O nekotorykh usloviiakh sluzheniia voennogo dukhovenstva v gody Pervoi mirovoi voiny" [On Some Conditions of Service of Military Clergy during World War I]. Vestnik PSTGU. Ser. II: Istoriia. Istoriia RPTs, 2005, vol. 1, pp. 24-44 (in Russian).

Kostriukov A. (2014) "Podvig russkogo voennogo dukhovenstva v gody Pervoi mirovoi voiny" [Heroism of Russian Military Clergy during World War I]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 2014, vol. 7, pp. 66-71 (in Russian).

Kotkov V., Kotkova Iu. (2005) Voennoe dukhovenstvo Rossii. Stranitsy istorii [Russian Military Clergy. Pages of History]. St Petersburg (in Russian).

Malishko S. Mobilizatsiia pravoslavnogo viis'kovogo i mors'kogo dukhivnitstva rosiis'ko'i armii ta flotu v 1914 r [Conscription of Orthodox Military and Naval Clergy of Russian Army and Navy in 1914], available at: http://oaji.net/articles/2014/1052-1417434480.pdf (25.11.2018) (in Ukrainian).

Malishko S. Pastirs'ka diial'nist' rosiis'kogo pravoslavnogo viis'kovogo dukhivnitstva v umovakh Pershoi svitovoi viini [Pastoral Activity of Russian Orthodox Military Clergy during World War I], available at: http://institute.cult.gov.ua/publ/naukovi_publikacyi_nashikh_ vikladachiv/pastirska_dijalnist_rosijskogo_pravoslavnogo_vijskovogo_dukhivnictva_v_ umovakh_pershoji_svitovoji_vijni/4-1-0-13 (22.11.2018) (in Ukrainian).

Matonin V. Zapiski Aleksandra Anatol'evicha Turundaevskogo: vologodskie sviashchenniki na germanskom fronte (1914—1918gg.) [Notes of Aleksandr Anatolyevich Turundaevsky: Priests from Vologda in German Battlefield (1914—1918)], Jelektronnyi resurs Jazik i tekst langpsy.ru, E-journalLanguage and Text langpsy.ru, 2014, no 3, available at: http:// langpsy.ru/journal/2014/2/ Matonin.phtml (25.11.2018) (in Russian).

Orzhekhovskii I. Iz istorii voennogo dukhovenstva [From the History of Russian Clergy], available at: http://exarchate.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0087.html (20.11.2018) (in Russian).

Senin A. (1990) "Armeiskoe dukhovenstvo Rossii v Pervuiu mirovuiu voinu" [Military Clergy of Russia during World War I]. Voprosy istorii, 1990, vol. 10, pp. 159-165 (in Russian).

Sidorov D. (1961) Voina i religiia [War and Religion]. Moscow (in Russian).

Starostenko E. (2016) "Sviashchenniki belorusskikh eparkhii v riadakh voennogo dukhovenstva Rossiiskoi imperii v gody Pervoi mirovoi voiny" [Priests of White-Russian Dioceses among Military Clergy of Russian Empire during World War I], in Religiia i obshchestvo, 10. Mogilev, pp. 82-85 (in Russian).

Suglobov G. (1969) Soiuz kresta i mecha (tserkov' i voina) [Union of Cross and Sword (Church and War)]. Moscow (in Russian).

Tsindrenko Iu., Zelenina T. Voennoe dukhovenstvo na frontakh Pervoi mirovoi [Military Clergy in Battlefields ofWorld War I], available at: http://gosuprav.ru/PDF/18OGP414.pdf (10.11.2018) (in Russian).

Zhukova L. (2006) "Obespechenie otpravleniia religioznykh obriadov russkimi voennoplennymi v Iaponii v 1904-1905 gg." [Performing Religious Rites by Russian Prisoners of War in Japan in 1904—1905]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Istoriia Rossii, 2006, vol. 3, pp. 79-88 (in Russian).

Zhukova L. (2014) "Blagotvoritel'naia deiatel'nost' A. A. Zhelobovskogo" [Charitable Work of A. A. Zhelobovskiy]. Vestnik PSTGU. Ser. II: Istoriia. Istoriia RPTs, 2016, vol. 4, pp. 58-73 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.