Научная статья на тему 'Полковое духовенство Войска Донского в XIX - начале XX века (постановка проблемы)'

Полковое духовенство Войска Донского в XIX - начале XX века (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
653
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / ВОЙСКО ДОНСКОЕ / ЕПАРХИАЛЬНОЕ ДУХОВЕНСТВО / ПОЛКОВЫЕ КАЗАЧЬИ СВЯЩЕННИКИ / RUSSIAN EMPIRE / MILITARY CLERGY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / DON COSSACKS / DON ARMY / DIOCESAN CLERGY / REGIMENTAL COSSACK PRIESTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агафонов Анатолий Иванович

Учреждение военного духовенства в Российской империи в начале XVIII в. стало важным направлением государственной идеологии и политики, духовно-нравственного воспитания солдат, офицеров и генералов русской армии. Исследуется образование и развитие донского войскового, епархиального и военного (полкового) духовенства, показывается, что оно протекало на широкой полиэтнической и поликонфессиональной основе в условиях вовлечения казачества в политическое и административно-правовое поле Российской империи. В результате политики правительства в XIX начале ХХ в. в донских казачьих полках и дивизиях было сформировано полковое, а в Области войска Донского епархиальное духовенство, определены его статус и отличия, права и обязанности, деятельность в мирное и военное время. Институт полковых священников в Войске Донском и донских казачьих полках функционировал на принципах института полковых священников русской регулярной армии, но в то же время имел особенности, связанные с жизнью казачества как военно-служилого сословия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIMENTAL CLERGY OF THE DON ARMY IN THE 19th - EARLY 20th CENTURY (FORMULATION OF THE PROBLEM)

The institution of military clergy in the Russian Empire in early 18th century became the important direction of state ideology and politics, spiritual and moral education of soldiers, officers and generals of the Russian army. The article examines the formation and development of the Don military, diocesan and military (regimental) clergy, shows that it took place on a wide multi-ethnic and multi-religious basis in the conditions of involvement of the Cossacks in the political, administrative and legal field of the Russian Empire. The author came to the conclusion that as a result of the policy of the government in the 19th early 20th centuries in the Don Cossack regiments and divisions the regimental, and in the Area of army of Don diocesan clergy was formed, its status and differences, the rights and duties, activity in peace and war time are defined. The Institute of regimental priests in the army of the Don and Don Cossack regiments functioned on the principles of the Institute of regimental priests of the Russian regular army, but at the same time had features associated with the life of the Cossacks as a military-serving class.

Текст научной работы на тему «Полковое духовенство Войска Донского в XIX - начале XX века (постановка проблемы)»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ HISTORICAL SCIENCE AND ARCHEOLOGY

УДК 94(470+57) «17/1917»

DOI 10.23683/0321-3056-2018-3-25-33

ПОЛКОВОЕ ДУХОВЕНСТВО ВОЙСКА ДОНСКОГО В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

© 2018 г. А.И. Агафонов а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

REGIMENTAL CLERGY OF THE DON ARMY IN THE 19th - EARLY 20th CENTURY (FORMULATION OF THE PROBLEM)

A.I. Agafonov а

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Учреждение военного духовенства в Российской империи в начале XVIII в. стало важным направлением государственной идеологии и политики, духовно-нравственного воспитания солдат, офицеров и генералов русской армии.

Исследуется образование и развитие донского войскового, епархиального и военного (полкового) духовенства, показывается, что оно протекало на широкой полиэтнической и поликонфессиональной основе в условиях вовлечения казачества в политическое и административно-правовое поле Российской империи.

В результате политики правительства в XIX - начале ХХ в. в донских казачьих полках и дивизиях было сформировано полковое, а в Области войска Донского епархиальное духовенство, определены его статус и отличия, права и обязанности, деятельность в мирное и военное время. Институт полковых священников в Войске Донском и донских казачьих полках функционировал на принципах института полковых священников русской регулярной армии, но в то же время имел особенности, связанные с жизнью казачества как военно-служилого сословия.

Ключевые слова: Российская империя, военное духовенство, духовно-нравственное воспитание, донское казачество, Войско Донское, епархиальное духовенство, полковые казачьи священники.

The institution of military clergy in the Russian Empire in early 18th century became the important direction of state ideology and politics, spiritual and moral education of soldiers, officers and generals of the Russian army.

The article examines the formation and development of the Don military, diocesan and military (regimental) clergy, shows that it took place on a wide multi-ethnic and multi-religious basis in the conditions of involvement of the Cossacks in the political, administrative and legal field of the Russian Empire.

The author came to the conclusion that as a result of the policy of the government in the 19th - early 20th centuries in the Don Cossack regiments and divisions the regimental, and in the Area of army of Don diocesan clergy was formed, its status and differences, the rights and duties, activity in peace and war time are defined. The Institute of regimental priests in the army of the Don and Don Cossack regiments functioned on the principles of the Institute of regimental priests of the

Агафонов Анатолий Иванович -

доктор исторических наук, профессор,

кафедра специальных исторических дисциплин

и документоведения,

Институт истории

и международных отношений,

Южный федеральный университет,

ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону,

344082, Россия.

E-mail: [email protected]

Anatoly I. Agafonov -

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Department of Special Historical Disciplines

and Records Keeping,

Institute of History and International

Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don,

344082, Russia.

E-mail: [email protected]

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

Russian regular army, but at the same time had features associated with the life of the Cossacks as a military-serving class.

Keywords: Russian Empire, military clergy, spiritual and moral education, Don Cossacks, Don Army, diocesan clergy, regimental Cossack priests.

Полковое духовенство Войска Донского как научная проблема является одной из малоизученных тем конфессиональной и военной истории донского казачества. В исследованиях по истории военного духовенства Российской империи, епархиального духовенства Области войска Донского она не нашла отражения, преимущественно рассматривались отношения казачества, церкви и государства [1—13]. Военное духовенство, по мнению А.С. Павлова, представляло собой особый класс, образованный царем Петром Великим, стоящий вне епархий [14, с. 181]. Его формирование на Дону, по нашему мнению, тесно связано с генезисом казачества, являлось составной частью и в то же время определенной сословной группой российского епархиального и военного духовенства.

Полковая система донского казачества стала складываться в XVII в., прошла путь от ватаг, общин, отрядов и артелей. К русско-польской войне 1654-1666 гг. уже появились полки трех-сотенного состава, имелись особенности призыва, комплектования, вооружения, материального и военно-технического обеспечения, управления.

Одновременно формировалась система духовного окормления казачества. В XVI - XVII вв. не существовало в Земле Донских казаков епархий, она канонически подчинялась главе Русской православной церкви. Сношения архипастыря с паствой происходили через посредство Посольского приказа, который направлял все духовные дела казаков патриарху. Его Святейшество разрешал строительство церквей и их освящение, назначал по приглашению Войска священников [15, с. 54, 55].

В общей практике Донского Войска церков-но- и священнослужители избирались или назначались Войсковым кругом преимущественно из казачьего сословия, он также принимал и исключал из состава Войска беспоместных священнослужителей, которые приходили из центральных уездов России и Малороссии на Дон. Войсковой круг определял их в приходы, следил за отправлением служб, в случае неудовлетворительного исполнения отстранял от службы и даже лишал духовного сана. Войсковой круг поддерживал отношения по духовным делам с Московской патриархией, принимал или отсылал обратно

назначаемых в Войско священнослужителей, получал из Патриархии священные книги и оклады для них, колокола и медь для колоколов, кресты, иконы, церковную утварь и т.д. [15, с. 57-58].

Действительно Войско Донское следило за духовным окормлением казачества. Так, в 1630 г. прибыла в Москву станица под начальством атамана Наума Васильева. При обыске были обнаружены «псалтыри, часовники, минеи, апостол, все печатные». На допросе в Посольском приказе атаман сказал, что это имущество принадлежит Донскому Войску. Казаки имели небольшие иконы: «образы складни писаны на краске; образы складни тройня на краске писаны; складни тройные обложены серебром и сканью, другие двойные в киоте ис краске; образ Богородицы, обложен серебром, жемчугом да 4 камнями; образы Николы чудотворца, Евангелие напрестольное» [16, стб. 323-334].

После реформы патриарха Никона в Земле Донских казаков сложились первые раскольничьи скиты, пустыни и обители на реках Дон, Медведица и Чир, образовалась одна из крупнейших в России староверческая община, влившаяся в казачество. Она имела свои молельные дома, храмы и монастыри, многочисленные вероисповедные и культовые отличия, подняла в 1688-1689 гг. на юге страны мощное восстание защитников «старой веры» [15, 17].

Следует иметь в виду, что по указам императора Петра I и российским законам вплоть до конца XIX в. староверы (раскольники) не имели права занимать офицерские, какие-либо священнические и общественные должности, им запрещалось строить церкви и иметь при них колокола, совершать крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях, публичное ношение икон, и т.д. [14, с. 369-370], но при этом, будучи казаками, они несли все тяготы военной службы.

Должность старообрядческого священника, несмотря на большое количество паствы, в армии не предусматривалось. Старообрядческие священнослужители до 1913 г. не признавались государством в качестве духовных лиц. Только во время Первой мировой войны правительство учредило должности старообрядческих священнослужителей [18, с. 47]. Таким образом, донское

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

казачество в XVI - XVII вв. и формировавшееся в дальнейшем не представляло собой единой в конфессиональном отношении общины, что учитывалось государством и св. Синодом при проведении духовной политики на Дону.

После Азовских походов 1695-1696 гг. царя Петра I Земля Донских казаков была административно включена в состав Российского государства, а с 18 марта 1718 г. канонически подчинялась епархии Воронежской и Елецкой. С 28 января 1724 г. донские церкви и монастыри перешли под управление Воронежских архиереев [19, с. 306-307]. На Дону стали формироваться два вида духовенства - войсковое и епархиальное, первое - включало лиц казачьего происхождения, второе - казачьего и переселенцев из различных губерний Российской империи. К тому же войсковое духовенство представляло ортодоксальное христианство и различные православные староверческие (раскольнические) течения.

30 марта 1716 г. царь Петр I «учинил Воинский устав, чтобы всякий чин знал свою должность». «Устав» устанавливал в российской регулярной армии должность обер-полевого священника и закладывал основы института полковых священников, определял требования к их личным качествам и основные обязанности [20, с. 204, 240]. Эти положения Воинского устава не распространялись на Войско Донское, казачья самобытная и обособленная от императорской армии военная организация и управление не позволяли ввести «регулярство». К тому же правительству только предстояло создать на Дону церковную жизнь и сформировать духовенство на имперских условиях, правилах и требованиях.

Длительное время церкви и храмы, строившиеся на Дону, не имели единой системы подчинения и управления. В течение XVIII - начала XIX в. шла напряженная с переменным успехом борьба за власть в церковных делах между войсковыми атаманами и архиепископами епархии Воронежской и Елецкой. Войсковые атаманы и старшины определяли к церквам дьяков и пономарей, давали при этом грамоты за войсковой и собственными печатями, отказывались проводить перепись войскового духовенства, настаивая на том, что оно казачьего происхождения, отрешали от должностей священников, назначенных архиереем. Правительство не имело четкой позиции по данному вопросу, оно, с одной стороны, поддерживало войсковых атаманов и старшин, с другой - нередко становилось на сторону Воронежских архиереев [21-23].

2018. N0. 3

В последующие столетия институт полковых священников развивался и укреплялся. 14 апреля 1801 г. император Павел I назначил священнослужителей во флоты и полки, а также указал, чтобы должность полевого обер-священника стала постоянной [24, с. 611]. В штатных расписаниях лейб-казачьей команды, строевых донских казачьих полков и конной артиллерии в XVIII -первой половине XIX в. должности полковых священников не указывались [25-28].

Следует подчеркнуть, что в систему имперского духовного военного управления одним из первых донских полков вошел лейб-гвардии Казачий полк. В 1816 г. при императоре Александре I из ведомства обер-священника армии и флота отчислено было духовенство гвардейских полков и подчинено ведомству особого, вновь учрежденного обер-священника Главного штаба и гвардии, который соединял в своем лице и звание царского духовника [14, с. 181-182].

Казаки, офицеры и генералы гвардейских частей Войска Донского, дислоцировавшихся в Петербурге, придворной Донской казачьей команды - лейб-гвардии Казачьего, с 1832 г. -лейб-гвардии Атаманского полков являлись в разные годы прихожанами церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и св. Благоверного кн. Александра Невского, затем Троицкого собора Александро-Невской лавры. 3 октября 1860 г. церковь, построенная на третьем этаже углового корпуса казарм на войсковые и казаков средства, была освящена протопресвитером В.Б. Бажано-вым в присутствии атамана казачьих войск Российской империи, наследника престола цесаревича Николая Александровича. Церковь Гвардейских казачьих частей в честь св. Иерофея, епископа Афинского стала полковым храмом для лейб-гвардии Казачьего и лейб-гвардии Атаманского полков. В штатах этих полков священники служили постоянно [29, 30].

Для четырех сотен Атаманского полка, оставшихся в Новочеркасске при войсковых атаманах, полковым храмом становится деревянный (позднее каменный) войсковой кафедральный собор в честь Вознесения Господня [31].

Казаки-артиллеристы лейб-гвардии 6-й Донской казачьей Его Величества батареи Гвардейской конноартиллерийской бригады состояли прихожанами Павловской гарнизонной церкви в честь св. Николая Чудотворца (г. Павловск С.-Петербургской губ.) [30, с. 80-81].

По указу императора Николая I и решению Святейшего Синода 5 апреля 1829 г. в Новочер-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

касске открылась новая епархия «Новочеркасская», а новоучреждавшийся архиерей получил именование «Новочеркасский и Георгиевский». Это стало важным этапом развития и укрепления позиций государства и православной церкви на Дону [32, с. 230-232].

Согласно «Положению об управлении Донского Войска» от 26 мая 1835 г., все духовенство как казачьего происхождения, так и иногороднее подчинялось местному епархиальному начальству (епархии Новочеркасской и Георгиевской), подлежало его распоряжению и суду. В то же время в специальной главе Положения... «Об отношении Войскового начальства к духовной части» вопрос о военном (полковом) духовенстве не рассматривался [28, с. 141-145].

В XIX в. система военного духовенства совершенствовалась, распространялась на донские казачьи полки и конноартиллерийские батареи. Утвержденное 26 февраля 1890 г. «Положение о Полевом Управлении войск в военное время» определяло полномочия, права и обязанности Полевого главного священника, а также его отношения с благочинными и полковыми священниками, их место и действия во время сражения [33, с. 133-134]. 12 июня 1890 г. император Александр III утвердил Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. С этого времени, как и в регулярной российской армии, в штатах гвардейских и строевых казачьих полков, конноартиллерий-ских батарей предусматривались на постоянной основе полковые священники [34, с. 470-481].

Заведование всеми церквами и духовенством военного и морского ведомства вверялось духовному лицу, который именовался протопресвитером военного и морского духовенства. Положение... определило организацию военного духовенства, его управление, права и обязанности должностных лиц в мирное и военное время, характер и содержание отношений между военным и епархиальным духовенством, чинопроизводство, награждение, материальное и пенсионное обеспечение, систему управления военными храмами и причтами при них, стирало различия и особенности в духовном окормлении, существовавшие в российской армии, стало обязательным к исполнению в Войске Донском.

В течение XVIII - начала ХХ в. объем полномочий и обязанностей полковых священников изменялся, дополнялся и совершенствовался. Они обязаны были проводить службы, наблюдать за нравственностью военнослужащих, со-

блюдать посты, бороться с прелюбодеянием, осуществлять миссионерскую деятельность, заниматься просвещением и образованием казаков, вести беседы на религиозные темы, быть примером к соблюдению военной дисциплины и уважения к закону. Военные священники могли совершать духовные требы только для лиц, состоящих в одном с ними ведомстве, но не в приходах церквей епархиальных [14, с. 182].

Богослужения в полках совершались, как правило, в воскресные и праздничные дни, в так называемые высокоторжественные дни: именин членов императорской семьи, в годовщины побед русского оружия и в праздники воинских частей. Посещение богослужений являлось обязательным для всего личного состава войск православного исповедания, что подкреплялось специальными распоряжениями командиров воинских частей [35].

Под руководством протопресвитера Г.И. Ша-вельского в 1914 г. была разработана и утверждена Инструкция обязанностей военного священника на поле боя и в тылу. Она определяла место и род занятий всем категориям военных священников. Помимо вышеназванных обязанностей полковой священник должен был 1) помогать врачу в перевязке ран; 2) заведовать выносом с поля боя убитых и раненых; 3) извещать родных о смерти воинов; 4) организовывать в своих частях общества помощи семьям убитых и увечных воинов; 5) заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ; 6) устраивать походные библиотеки [18, с. 52].

Личный состав военного (полкового) духовенства, его происхождение, семейное положение, образовательный уровень, материальное положение, прохождение службы, чинопроизводство и награды являются важной проблемой, которая требует тщательного изучения. Важно учитывать, что на Дону хронически не хватало священно- и церковнослужителей, это осложняло деятельность епархии и духовенства. Прежде всего необходимо было обеспечить все существовавшие и строившиеся церкви, храмы и монастыри, а также пребывавшие на службе полки и народное ополчение в период войн (до 80 казачьих полков).

Чтобы ослабить остроту кадровой проблемы в Земле Донского войска императрица Елизавета Петровна учредила в 1746 в г. Черкасске Войсковую латинскую семинарию. Она просуществовала двенадцать лет и в связи с пожаром в 1758 г. закрылась. Попытки Воронежских архиереев Ки-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

рилла и Иоанникия восстановить семинарию наталкивались на сопротивление войсковых атаманов Д.Е. и С.Д. Ефремовых. Только епископу Тихону Задонскому удалось в 1766 г. создать в Черкасске духовное училище, но через три года его деятельность прекратилась из-за отсутствия средств. Прошло более ста лет, прежде чем 1 октября 1868 г. в Новочеркасске открылась Донская духовная семинария. Первым ректором был назначен епископ Мефодий - кандидат богословия, выпускник Петербургской духовной академии [36-38].

Образовательная деятельность епархии Донской и Новочеркасской и деятельность Св. Синода, направлявшего на Дон выпускников духовных семинарий из Воронежской, Тамбовской, Пензенской и Петербургской губерний, не смогла заполнить все вакансии церковно- и священнослужителей в приходах, а также таковые должности в полках. В XIX - начале ХХ в. в донские казачьи строевые полки и конноартиллерий-ские батареи полевые обер-священники, протопресвитеры назначали временных полковых священников из других епархий. Но следует сказать, что и донские священники служили в полках и дивизиях регулярной армии [протодиакон Новочеркасского кафедрального собора в честь Вознесения Господня о. Александр (Власов), священник 17-го Донского казачьего генерала Бакланова полка о. Николай (Бутков), и др.] [35]. К 1917 г., по данным К.Г. Капкова, все казачьи дивизии были укомплектованы священнослужителями [18, с. 40].

В 1798 г. к Донскому Войску были причислены Дербетовые калмыки, на которых распространялись с определенными изъятиями законы Российской империи. Для управления калмыками создано Калмыцкое кочевье в составе Земли Донского Войска под управлением чиновника (пристава над калмыками) Войсковой канцелярии. В начале XIX в. калмыки стали привлекаться к несению казачьей службы [39, 40].

С 1839 г. буддийское ламаистское духовенство окормляло казаков-калмыков, так же как и православное духовенство казаков Войска Донского. Для каждой сотни полагался свой хурул (молитвенный дом), при нем 12 духовных лиц: 4 гелюна (жреца), 4 гецуля (монаха второй монашествовавшей степени) и 4 манжика (младших духовных лиц в хуруле). Высшим духовным лицом донских калмыков являлся бакша-лама [41, с. 355]. Для 13 сотен казаков-калмыков, служивших в Войске Донском в 1849 г., штатами преду-

2018. N0. 3

сматривалось 156 представителей ламаистского духовенства. В 1915 г. бакша-лама донских калмыков Менько Барманжинов по представлению Главного штаба был награжден орденом св. Анны II степени, в 1916 г. атаман Войска Донского представлял его к ордену св. Станислава I степени [18, с. 46].

Одной из слабо изученных страниц донской и российской истории является участие полкового духовенства в войнах России XVII - начала ХХ в. и его награждение. Длительное время в системе войскового и военного полевого управления не существовало четкого определения священнослужителей в полки, их служебных обязанностей, а также положения после возвращения казачьих полков на Дон и роспуска на льготу. Часто обязанности священнослужителей возлагались на грамотных казаков, знающих правила и требования церковной службы. Они на льготе и при очередном выходе с полком на службу не сохраняли за собой священнические права и преимущества [23, с. 226-227].

Сведений о прямом участии донских полковых священников в боевых действиях не имеется, но их награды свидетельствуют о том, что они мужественно выполняли свой долг, благословляли казаков на полях сражений, там же отпевали погибших, принимали, перевязывали и напутствовали тяжело раненных, помогали санитарам и врачебному персоналу. Нередко в окопах полковые священники делили с солдатами и казаками хлеб и воду, жизнь и смерть [42, с. 17901791].

В 1914-1917 гг. за подвиги на полях сражений Первой мировой войны были награждены донские полковые священники Золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте: о. Тимофей (Колобовников Тимофей Иванович) - иеромонах, 53-й Донской казачий полк; о. Василий (Кравченко Василий) - 4-я Донская казачья дивизия; о. Николай (Мошняг Николай) - 6-й Донской казачий полк; о. Стефан (Шепелев Стефан Симеонович) - 17-й Донской казачий полк [43].

Революционные события 1917 г. оказали огромное влияние на Войсковое и полковое духовенство. 26 апреля 1917 г. Чрезвычайный съезд Донского епархиального духовенства и мирян выразил удовлетворение падением старого режима, поддержал Временное правительство и также высказался за продолжение войны до победного конца, отделение церкви от государства, созыва Поместного собора для организации на новых началах церковной жизни и невмешатель-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

ства церкви в политические события и дела государства.

Эти предложения были поддержаны полковым духовенством Кавказской армии, Западного, Юго-Западного и Северного фронтов, а также Вторым Всероссийским съездом военного и морского духовенства, состоявшимся 1-11 июля 1917 г. в Могилеве (губернском). В то же время съезд подчеркнул, что в условиях войны «военное духовенство будет и впредь нести подвиг совместного служения с русским воином» [44].

Для подготовки и участия в Поместном соборе были избраны делегатами по основаниям полномочий военные священнослужители. Они внесли большой вклад в разработку документов о статусе и положении военного и морского духовенства, их правах и обязанностях, материальном обеспечении и т.д. [45, с. 111-112].

В годы Гражданской войны система духовного окормления казачества разрушилась, а затем Советская власть ее полностью уничтожила. Некоторые полковые священники эмигрировали, большинство подверглись репрессиям в 20-30-х гг. ХХ в. Их духовный подвиг сохранился в памяти казачества и в условиях возрождения российского и зарубежного казачества нуждается в тщательном научном изучении и сохранении.

Литература

1. Аверьянов Ю. Казаки и церковь (из истории) // Вера и мужество.1994. № 4.

2. Агафонов А.И. Политика российского правительства на Дону в конце XVIII - начале XX в. по отношению к неправославным этноконфессиональ-ным группам населения // Научное наследие профессора А.П. Пронштейна и актуальные проблемы развития исторической науки (К 95-летию со дня рождения выдающегося российского ученого) : материалы Всерос. (с международным участием) науч. -практ. конф. Ростов н/Д., 2014.

3. Агафонов А.И. Роль русской православной церкви в окормлении донских полковых музеев в России и эмиграции // Война и воинские традиции в культурах народов юга России : VI Токаревские чтения : материалы Всерос. науч. -практ. конф. (г. Ростов-на-Дону, 4-5 мая 2017 г.). Ростов н/Д. : Альтаир, 2017.

4. Агафонов А.И. Участие епархии Донской и Новочеркасской в сохранении духовного и культурно-исторического наследия донского казачества в XIX - начале ХХ в. // XXVI Международные Рожде-

ственские образовательные чтения. Казачье направление Рождественских чтений. 25 января 2018 г. Москва. URL: http://www.skvk.org/52859 (дата обращения: 05.05.2018).

5. Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. - 1918 г.) : исследования и материалы. М. : Индрик, 2011. 920 с.

6. Барсов Т. В. Об управлении русским военным духовенством. СПб. : Тип. Ф. Г. Елеонского и К°, 1879.

7. Поляков Г., протоиерей. Военное духовенство России. М. : ТИИЦ, 2002. 536 с.

8. Римский С.В. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия от прошлого к настоящему. Ростов н/Д., 1998. 336 с.

9. Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского (городские, станичные, хуторские, слободские, станционные, поселковые и сельские) XVIII -1918 г.: фактографический справочник. Ростов н/Д. : Донской издательский дом, 2018. 964 с.

10. Столетие военного министерства 1802-1902. Т. 13 : Управление церквами и православным духовенством военного ведомства: исторический очерк / сост. протопресвитер А.А. Желобовский, сотрудники: протоиерей Н. Каллестов и священник Ф. Ласке-ев. СПб., 1902.

11. Столетие Военного Министерства. Главное управление казачьих войск: исторический очерк / сост. А.И. Никольский. СПб. : Синодальная типография, 1902. Т. XI, ч. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Чимаров С.Ю. Русская православная церковь и Вооруженные Силы России в 1800-1917 гг. СПб. : Нестор, 1999. 272 с.

13. Шавельский Г.И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. СПб. : Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1912. 31 с.

14. Павлов А.С. Курс церковного права. СПб. : Лань, 2002. 384 с.

15. Дружинин В.Г.Раскол на Дону в конце XVII века. СПб. : Тип. И.Н. Скороходова, 1889. 335 с.

16. Русская историческая библиотека. Т. 18 : Донские дела. СПб. : Изд. Археографической Комиссии, 1898. Кн. 1.

17. Сень Д.В. Старообрядчество на Дону в конце XVII века. Ч. 1-2 // Донской временник. Год 2013-й. Ростов н/Д. : ДГПБ, 2012.

18. Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX - начала ХХ века : справочные материалы. М. : Летопись, 2008. 752 с.

19. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным. Новочеркасск : Тип. А.А. Карасева, 1891. Т. 1.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое (далее - 1ПСЗ). СПб., 1830. Т. V. № 3006.

21. 1ПСЗ. Т. X. № 7331.

22. 1ПСЗ. Т. XII. № 9299.

23. 1ПСЗ. Т. XVII. № 12454.

24. 1ПСЗ. Т. XXVI. № 19835.

25. 1ПСЗ. Т. XLIII: Книга штатов. Ч. 1: Штаты военно-сухопутные (1711-1800): 1762-1796.

26. 1ПСЗ. Т. XXV. № 18673.

27. 1ПСЗ. Т. XXVII. № 20921.

28. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1830-1884 (далее -2ПСЗ). Т. X. № 8163. Ч. 2: Штаты и табели.

29. Агафонов А.И. Дом русской славы в Париже // Пространство и время. 2017. № 2-4 (28-30).

30. Цитович Г.А., священник. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание : в 2 ч. Пятигорск : Типо-литография б. А.А. Нагорова, 1913.

31. Краснов П.Н. Атаманская памятка. Краткий очерк истории лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка. 1775-1900. М. : Белая армия, 1992.

32. 2ПСЗ. Т. IV. № 2799.

33. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. СПб., 1884-1916 (далее -3ПСЗ). Т. X. Ч. 1. № 6609.

34. 3ПСЗ. Т. X. Ч. 1. № 6924.

35. Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии Г.И. Шавельского. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/shavelsky_gi/ 24.html (дата обращения: 10.03.2018).

36. Кириллов А.А. К истории народного образования на Дону // СОВДСК. Новочеркасск, 1904. Вып. 4.

37. Кириллов А.А. К истории народного просвещения на Дону. О войсковой латинской семинарии // СОВДСК. Новочеркасск, 1902. Вып. 3.

38. Открытие Донской духовной семинарии // Донские епархиальные ведомости. 1869. № 1, 3.

39. 1ПСЗ. Т. XXV. № 18651.

40. 1ПСЗ. Т. XXVII. № 20718.

41. 3ПСЗ. Т. XXXI. Ч. 1. № 35210.

42. Война и наши пастыри духовные. Отзывы раненых солдат о военных священниках // Донские епархиальные ведомости. 1914. № 35. 11 дек.

43. Георгиевские кавалеры - священнослужители: именные списки. URL: http://www.history-ryazan.ru/ node/10034 (дата обращения: 10.03.2018).

44. БабкинМ.А. «Спасите же Россию ... от немецкой неволи, которая страшнее была бы и татарщины, и барщины». Православное военное и морское духовенство России в марте - июле 1917 г. // Военно-исторический журнал. 2012. № 3. URL:

http://history.milportal.ru/2012/03/spasite-zhe-rossiyu (дата обращения: 15.04.2018).

45. Собрание определений и постановлений Священного собора Православной Российской церкви 1917-1918 гг. Священный Православный собор. Деяния. М. : Издание Соборного совета. 1918; Переизд. М. : Новоспасский монастырь, 1994. Кн. 1. Вып. 1.

References

1. Aver'yanov Yu. Kazaki i tserkov' (iz istorii) [Cossacks and the Church (from history)]. Vera i muzhestvo. 1994, No. 4.

2. Agafonov A.I. [Policy of the Russian government on the Don in the end of 18th - early 20th centuries towards non-Orthodox ethno-confessional groups]. Nauchnoe nasledie professora A.P. Pronshteina i aktual'nye problemy razvitiya istoricheskoi nauki (K 95-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya rossiiskogo uchenogo) [Scientific Heritage of Professor A.P. Pronstein and Actual Problems of Development of Historical Science (To the 95th Anniversary of the Birth of the Outstanding Russian Scientist)]. Proceedings of the all-Russian (with international participation) Scientific-Practical Conference. Rostov-on-Don, 2014.

3. Agafonov A.I. [The Role of the Russian Orthodox Church in the Care of the Don Regimental Museums in Russia and Emigration]. Voina i voinskie traditsii v kul'turakh narodov yuga Rossii [War and Military Traditions in the Cultures of the South of Russia]. 6th Tokarev Readings. Proceedings of the all-Russian Scientific-Practical Conference (Rostov-on-Don, May 4-5, 2017). Rostov-on-Don: Al'tair, 2017.

4. Agafonov A.I. [Participation of the Diocese of Don and Novocherkassk in the Preservation of the Spiritual, Cultural and Historical Heritage of the Don Cossacks in the 19th - early 20th Centuries]. XXVI Mezhdunarodnye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya. Kazach'e napravlenie Rozhdestvenskikh chtenii [16th International Christmas Educational Reading. Cossack Direction of Christmas Readings]. January 25, 2018, Moscow. Available at: http://www.skvk.org/52859 (accessed 05.05.2018).

5. Babkin M.A. Svyashchenstvo i Tsarstvo (Rossiya, nachalo XXv. - 1918 g.): issledovaniya i materialy [Priesthood and Kingdom (Russia, beginning of 20th century - 1918). Research and materials]. Moscow: Indiik, 2011, 920 p.

6. Barsov T.V. Ob upravlenii russkim voennym dukhovenstvom [On the Management of the Russian Military Clergy]. Saint Petersburg: Tip. F. G. Eleonskogo i K°, 1879.

7. Polyakov G., protoierei. Voennoe dukhovenstvo Rossii [Russian Military Clergy]. Moscow: TIITs, 2002, 536 p.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

8. Rimskii S.V. Pravoslavnaya tserkov' i gosudarstvo v XIX veke. Donskaya eparkhiya ot proshlogo k nastoyashchemu [Orthodox Church and State in the 19th Century. Don Diocese from the Past to the Present]. Rostov-on-Don, 1998, 336 p.

9. Sizenko A.G. Tserkovnyi klir tserkvei Voiska Donskogo (gorodskie, stanichnye, khutorskie, slobodskie, stantsionnye, poselkovye i sel'skie) XVIII - 1918 g. [Church Clergy of the Churches of the Don Army (urban, stanitsa, farm, slobodian, station, village and rural) 18th -1918]. Factual Graphical Guide. Rostov-on-Don: Donskoi izdatel'skii dom, 2018, 964 p.

10. Stoletie voennogo ministerstva 1802-1902 [Century of the Ministry of war 1802-1902]. Vol. 13. Management of Churches and Orthodox Clergy of the Military Department. Historical Essay. Col. protopresviter A.A. Zhelobovsky, staff: archpriest N. Kallestov and priest F. Laskeev. Saint Petersburg, 1902.

11. Stoletie Voennogo Ministerstva. Glavnoe upravlenie kazach'ikh voisk [Century of the Ministry of War. The Main Office of the Cossack Troops]. Historical Essay. Origin. A.I. Nikolsky. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1902, vol. XI, ch. 1.

12. Chimarov S.Yu. Russkaya pravoslavnaya tserkov' i Vooruzhennye Sily Rossii v 1800-1917 gg [Russian Orthodox Church and Armed Forces of Russia in 18001917]. Saint Petersburg: Nestor, 1999, 272 p.

13. Shavel'skii G.I. Voennoe dukhovenstvo v bor'be Rossii s Napoleonom [Military Clergy in Russia's Struggle with Napoleon]. Saint Petersburg: Tip. T-va I.D. Sytina, 1912, 31 p.

14. Pavlov A.S. Kurs tserkovnogo prava [Course of Church Laws]. Saint Petersburg: Lan', 2002, 384 p.

15. Druzhinin V.G. Raskol na Donu v kontse XVII veka [Split on the Don at the End of 17th Century]. Saint Petersburg: Tip. I.N. Skorokhodova, 1889, 335 p.

16. Russkaya istoricheskaya biblioteka [Russian Historical Library]. Vol. 18. Don Business. Saint Petersburg: Izd. Arkheograficheskoi Komissii, 1898, book 1.

17. Sen' D.V. [The Old Believers on the Don at the End of the 17th Century. Part 1-2]. Donskoi vremennik. Year of 2013 [Don Annals. 2013]. Rostov-on-Don: DGPB, 2012.

18. Kapkov K.G. Pamyatnaya kniga Rossiiskogo voennogo i morskogo dukhovenstva XIX - nachala XX veka: spravochnye materialy [Memorable Book of the Russian Military and Naval Clergy of 19th - early 20th Centuries]. Resource Materials. Moscow: Letopis', 2008, 752 p.

19. Akty, otnosyashchiesya k istorii Voiska Donskogo, sobrannye general-maiorom A.A. Lishinym [Acts Relating to the History of the Don Army, Collected

by Major General A.A. Lishin]. Novocherkassk: Tip. A.A. Karaseva, 1891, vol. 1.

20. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie pervoe (dalee - 1PSZ) [Full collection of laws of the Russian Empire. Coll. First (further - 1FCL)]. Saint Petersburg, 1830, vol. V, No. 3006.

21. 1PSZ [1FCL]. Vol. X, No. 7331.

22. 1PSZ [1FCL]. Vol. XII, No. 9299.

23. 1PSZ [1FCL]. Vol. XVII, No. 12454.

24. 1PSZ [1FCL]. Vol. XXVI, No. 19835.

25. 1PSZ [1FCL]. Vol. XLIII: State book. Ch. 1. States military land (1711-1800): 1762-1796.

26. 1PSZ [1FCL]. Vol. XXV, No. 18673.

27. 1PSZ [1FCL]. Vol. XXVII, No. 20921.

28. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie vtoroe (dalee - 2PSZ) [Full Collection of Laws of the Russian Empire. Coll. Second (further - 2FCL)]. Saint Petersburg, 1830-1884, vol. X, No. 8163, ch. 2: States and Tables.

29. Agafonov A.I. Dom russkoi slavy v Parizhe [House of Russian glory in Paris]. Prostranstvo i vremya. 2017, No. 2-4 (28-30).

30. Tsitovich G.A., priest. Khramy armii i flota. Istoriko-statisticheskoe opisanie [Army and Navy Temples. Historical and Statistical Description]. In 2 ch. Pyatigorsk: Tipo-litografiya b. A.A. Nagorova, 1913.

31. Krasnov P.N. Atamanskaya pamyatka. Kratkii ocherk istorii leib-gvardii Atamanskogo Ego Imperatorskogo Vysochestva Gosudarya Naslednika Tsesarevichapolka. 1775-1900 [Ataman Memo. A Brief Essay on the History of the Life Guards Ataman of his Imperial Highness, the Emperor Heir to the Crown Prince of the Regiment. 1775-1900]. Moscow: Belaya armiya, 1992.

32. 2PSZ [2FCL]. Vol. IV, No. 2799.

33. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie tret'e (dalee - 3PSZ) [Full Collection of Laws of the Russian Empire. Coll. Third (further - 3FCL)]. Saint Petersburg, 1884-1916, vol. X, ch. 1, No. 6609.

34. 3PSZ [3FCL]. vol. X, ch. 1, No. 6924.

35. Shavel'skii G.I. Vospominaniya poslednego protopresvitera russkoi armii G.I. Shavel'skogo [Memories of the Last Protopresviter of the Russian Army G.I. Shavelsky]. Available at: http://militera.lib.ru/memo/ russian/shavelsky_gi/24.html (accessed 10.03.2018).

36. Kirillov A.A. K istorii narodnogo obrazovaniya na Donu [The history of Public Education in the Don]. SOVDSK. Novocherkassk, 1904, iss. 4.

37. Kirillov A.A. K istorii narodnogo prosveshcheniya na Donu. O voiskovoi latinskoi seminarii [On the History of Public Education on the

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

Don. About Military Latin Seminary]. SOVDSK. Novocherkassk, 1902, iss. 3.

38. Otkrytie Donskoi dukhovnoi seminarii [Opening of the Don Theological Seminary]. Donskie eparkhial'nye vedomosti. 1869, No. 1, 3.

39. 1PSZ [1FCL]. Vol. XXV, No. 18651.

40. 1PSZ [1FCL]. Vol. XXVII, No. 20718.

41. 3PSZ [3FCL]. Vol. XXXI, ch. 1, No. 35210.

42. Voina i nashi pastyri dukhovnye. Otzyvy ranenykh soldat o voennykh svyashchennikakh [War and Our Spiritual Pastors. Reviews of Wounded Soldiers on Military Priests]. Donskie eparkhial'nye vedomosti. 1914, No. 35, Dec. 11.

43. Georgievskie kavalery - svyashchennosluzhiteli: imennye spiski [St. George Knights - Priests: Llists]. Available at: http://www.history-ryazan.ru/node/10034 (accessed 10.03.2018).

44. Babkin M.A. «Spasite zhe Rossiyu ... ot nemetskoi nevoli, kotoraya strashnee byla by i tatarshchiny, i barshchiny». Pravoslavnoe voennoe i morskoe dukhovenstvo Rossii v marte - iyule 1917 g. ["Rescue Russia from German Captivity, which was Worse would Tatarism, and Serfdom". Orthodox Military and Naval Clergy of Russia in March -July 1917]. Voenno-istoricheskii zhurnal. 2012, No. 3. Available at: http://history.milportal.ru/2012/03/spasite-zhe-rossiyu (accessed 15.04.2018).

45. Sobranie opredelenii i postanovlenii Svyashchennogo sobora Pravoslavnoi Rossiiskoi tserkvi 1917-1918 gg. Svyashchennyi Pravoslavnyi sobor. Deyaniya [The Collection of Rulings and Resolutions of the Sacred Council of the Orthodox Russian Church of 1917-1918, the Sacred Orthodox Cathedra]. Moscow: Izdanie Sobornogo soveta, 1918; Reed. Moscow: Novospasskii monastyr', 1994, book 1, iss. 1.

Поступила в редакцию / Received 24 июня 2018 г. / June 24, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.