Научная статья на тему 'Организация судебной власти субъекта в условиях Российской Федерации'

Организация судебной власти субъекта в условиях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация судебной власти субъекта в условиях Российской Федерации»

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

рассмотрения в суде. Однако, доведение до сведения присутствующих положений Конституции Российской Федерации, Конституции республики, сохраняющих юридическую силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного суда Республики Марий Эл, сложившейся судебной практики по рассмотрению отдельных видов дел служит широкой правовой экспертизой, пусть и неофициальной, принимаемых законов.

Изложенное свидетельствует о наметившейся в Республике Марий Эл тенденции тесного взаимодействия всех ветвей власти по приведению законодательства республики в соответствие с положениями федерального законодательства и Конституции Республики Марий Эл и, как следствие, укреплению законности и правопорядка.

Л.С. Топорова

ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общепризнанно, что федерация реальна только тогда, когда в ней одновременно и в максимально полной мере обеспечиваются интересы государства в целом и его субъектов и, тем самым, интересы всего проживающего в ней населения. Это возможно лишь тогда, когда носителем государственного суверенитета является федерация в целом, а составляющие ее части - субъекты федерации - соучаствуют в решении федеральных проблем, но не рассматриваются как суверенные государства (образования).

Естественно, что субъекты федерации обладают установленными Конституцией правами, достаточными для того, чтобы в рамках единого государства они имели возможность самостоятельно решать проблемы, возникающие в связи с их особенностями.

Конституция Российской Федерации установила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является именно народ. Отсюда следует, что суверенна именно Российская Федерация в целом, а ее субъекты не могут рассматриваться как суверенные образования.

Принятие в 1990 году рядом республик (Северо-Осетинская, Карельская, Татарская, Башкирская, Бурятская, Калмыцкая, Якутская, Удмуртская, Чувашская, Марийская) в составе РСФСР своих деклараций о не- * 48

Судья-секретарь Конституционного суда Республики Марий Эл, Заслуженный юрист Республики Марий Эл.

48

2002

2. Конституционному суду Республики Марий Эл - 5 лет

зависимости было направлено на ослабление новой России, заявившей о решимости гарантировать права человека и встать на путь демократического развития.

Период «парада суверенитетов» прошел. Статья 77 Конституции Российской Федерации, предписывающая, что система органов государственной власти республик, как и всех других субъектов Российской Федерации, устанавливается ими в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а также в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения образуется единая система исполнительной власти в Российской Федерации, получила новое наполнение внесенными изменениями и дополнениями в июле 2000 года в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым установлена ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за принятие правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и представляющих угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, единству ее правового и экономического пространства.

Все субъекты федерации считают себя или государствами или государственными образованиями, некоторые даже суверенными, но, во всяком случае, все признают себя правовыми государствами. Однако ситуация в стране, вследствие недостаточного понимания со стороны большинства субъектов федерации проблемы конституционной законности, в некотором отношении парадоксальна.

Все знают, что непременным механизмом правового государства является конституционный суд. И в то же время мы сталкиваемся с положением, когда конституционных (уставных) судов в нашей федерации всего 13 и, следовательно, есть скрытое допущение того, что довольно значительный массив законов субъектов федерации, которые принимаются по исключительной компетенции субъектов федерации, на соответствие со своей конституцией или уставом никем не проверяется. А, следовательно, допускается, что в субъектах федерации могут действовать неконституционные законы. И никакого судебного механизма исправления такого положения не существует. Этот скрытый, но очень крупный порок в самой конструкции правового государства заложен в конституционных системах многих субъектов федерации.

Конституция Российской Федерации установила ряд основных принципов организации судебной власти в Российской Федерации (ст. 5, 49

49

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

10-11, 46-48, 118, 120-124 и др.), в том числе такой существенный, как формирование судебной системы на основе теории разделения властей.

Российская судебная система, выступающая в качестве организационной формы судебной власти, в настоящий момент может быть охарактеризована как централизованная, с практически полным отсутствием элементов децентрализации. Исключение составляет только факт существования конституционных (уставных) судов в ряде субъектов Российской Федерации. Институт мирового судьи, хотя и учрежденный в качестве суда субъекта Российской Федерации, по сути - составной элемент федеральной судебной системы (подсистема судов общей юрисдикции), включенный в нее в качестве государственного судьи первой инстанции.

Российская судебная система является сложноорганизованной, включающей три относительно самостоятельные судебные подсистемы: общей юрисдикции, арбитражной юрисдикции и конституционной юрисдикции. Подсистема судов общей юрисдикции, в свою очередь, является сложноорганизованной, включает в себя собственно суды общей юрисдикции и военные суды. Первая представлена судами четырех уровней, вторая - трех. В случае, если будет принята концепция Федерального конституционного закона «Об административных судах в Российской Федерации» (соответствующий проект в качестве законодательной инициативы внесен Верховным Судом Российской Федерации и принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации), подсистема судов общей юрисдикции будет дополнена еще одним видом специализированных судов, представленных также судами четырех (но отличных от материнской модели) уровней. Подсистема арбитражных судов является трехуровневой. Подсистема судов конституционной юрисдикции представлена судами двух (не связанных между собой какими-либо процессуальными или институционально-организационными связями) видов: Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Конституция Республики Марий Эл 1995 года содержит двухэлементную систему конституционных норм, регулирующих вопросы организации и деятельности судебной власти в Республике Марий Эл.

Первая группа норм содержится в первой главе, характеризующей основы конституционного строя Республики Марий Эл как субъекта Российской Федерации, в форме провозглашения осуществления государственной власти в Республике Марий Эл на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 50

50

2002

2. Конституционному суду Республики Марий Эл - 5 лет

Вторая группа норм Конституции Республики Марий Эл содержит достаточно подробное регулирование вопросов судебной власти:

- состава и соотношения федерального и субъектного законодательства в сфере судебной власти;

- состава и сущностного содержания принципов судебной власти;

- состава судебной системы в Республике Марий Эл;

- конституционного статуса отдельных видов судебных институтов, включая вопросы компетенции, порядка формирования и прекращения деятельности соответствующего института;

- основных принципов правового статуса судей.

В Республике Марий Эл судебная власть осуществляется в организационной форме федеральной судебной системы и в организационной форме судебной системы Республики Марий Эл как совокупность действующих на территории Республики Марий Эл судов, включенных в качестве составных элементов в единую судебную систему Российской Федерации. В Республике Марий Эл действуют Верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл, районные суды и мировые судьи, которые входят в судебную систему Российской Федерации (статья 86 Конституции Республики Марий Эл). В этой системе Конституционный суд Республики Марий Эл обладает относительной самостоятельностью и ориентирован на материальное субъектное право и реализацию в своей деятельности субъектных процессуальных норм.

Сущностная характеристика Конституционного суда Республики Марий Эл заключается, во-первых, в том, что Конституционный суд -орган государственной власти, входящий в систему органов государственной власти Республики Марий Эл. По смыслу Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - это согласно статье 2 «иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта федерации».

Данная характеристика получает подтверждение в Конституции Республики Марий Эл, в частности, в статье 6 Конституционный суд Республики Марий Эл определен как элемент системы органов государственной власти республики. Конституционному суду Республики Марий Эл посвящена специальная норма - статья 95, определяющая его статус, функции и полномочия по разрешению конституционных споров.

Во-вторых, по форме судебной власти он функционирует именно как суд. Это подчеркивается сосредоточением норм о нем в пятой главе Конституции Республики Марий Эл, посвященной судебной власти; 51

51

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

указанием на то, что он входит в судебную систему судов Российской Федерации (статья 86). Судебная сущность Конституционного суда Республики Марий Эл проявляется и в том, что он опирается на судебные принципы и нормы судопроизводства, разрешает споры путем издания юрисдикционного акта, обязательного к исполнению.

В-третьих, Конституционный суд - самостоятельный орган судебной власти. Это положение гарантируется частью 1 статьи 95 Конституции Республики Марий Эл, закрепившей, что Конституционный суд Республики Марий Эл является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; гарантируется также установлением особого порядка его бюджетного финансирования.

Институт мирового судьи, хотя и учрежденный в качестве суда субъекта Российской Федерации, по сути - составной элемент федеральной судебной системы (подсистема судов общей юрисдикции), включенный в нее в качестве государственного судьи первой инстанции, выносящего решение «именем Российской Федерации». Анализ норм Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», касающихся отбора кандидатов на должности мировых судей, полномочий и порядка осуществления ими своей деятельности, прекращения полномочий мировых судей (статьи 1-11, а в части деятельности также и статьи 113 ГПК, статьи 31, 467-477 УПК, статьи 22.1, 23.1, 30.1 КоАП Российской Федерации), свидетельствует о включении данного института именно в государственный судебный механизм, идентичный соответствующему механизму отбора, деятельности и прекращения полномочий судей государственных судов. Свидетельством этого выступают положения статей 1 и 3 вышеназванного Закона и статья 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Иными словами, мировой судья Республики Марий Эл - государственный судья низшей инстанции, назначаемый Государственным Собранием Республики Марий Эл и действующий в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации (статья 119-123), Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Федерального закона «О мировых судьях Российской Федерации», ГПК, УПК, КоАП Российской Федерации и местного законодательства о порядке формирования этого института.

Компетенция и порядок деятельности мировых судей в Республике Марий Эл в отличие от Конституционного суда Республики Марий Эл, ориентированного на процессуальное субъектное право, включены в единый уголовный и гражданский процесс, а отчасти, и административ- 52

52

2002

2. Конституционному суду Республики Марий Эл - 5 лет

ный судебный процесс, реализуемый подсистемой судов общей юрисдикции.

Конституционный суд Республики Марий Эл и мировые судьи Республики Марий Эл, являющиеся судами субъекта Российской Федерации, действуют в Республике Марий Эл наряду с федеральными судами и составляют единую судебную систему Российской Федерации и единое судейское сообщество Российской Федерации. 53

53

3 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Н.М.Романова*

К ВОПРОСУ О ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОГОВОРОВ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЦИИ

Полагаю, что сегодня нет необходимости подробно освещать причины, по которым в 2001 году был принят Договор о прекращении действия Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл. Очевидно, что общие для этой категории договоров правовые погрешности в момент их заключения имели формально-политическую основу.

Это определило практическую невостребованность Договора в принятой редакции и свело договорные отношения в рамках федерализма к заключению соглашений по вопросам передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Республики Марий Эл и по передаче органами исполнительной власти республики осуществления части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти в соответствии с ФЗ от 24 июня 1999 г. № 119.

Однако законодательная база внутригосударственного договорного регулирования, а также порядок разграничения предметов ведения и полномочий сторон, установленный Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», является неполным и не отражает всех потребностей федеративных отношений. Поэтому в качестве дискуссионных мною предлагаются следующие вопросы. 54

Заместитель начальника государственно-правового управления администрации Президента Республики Марий Эл.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.