Научная статья на тему 'Конституция Республики Марий Эл и развитие мировой юстиции'

Конституция Республики Марий Эл и развитие мировой юстиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституция Республики Марий Эл и развитие мировой юстиции»

2011

1. Конституции Республики Марий Эл - 15 лет

просы граждан, поступавшие со всей республики, отвечали представители Общественной палаты. Всего с момента начала работы телефона «Горячей линии» поступило 218 звонков, в том числе в день голосования 11 октября - 38 звонков.

Общественная палата Российской Федерации в своем письме от 21 декабря 2009 года, направленном в Общественную палату Республики Марий Эл, выразила признательность за содействие в организации «Горячей линии», отметив, что подобные мероприятия способствуют пресечению нарушений, укреплению взаимодействия органов власти и структур гражданского общества.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Общественная палата работает, и к этой работе есть живой интерес. Она становится полноправным институтом гражданского общества в регионе и своей главной задачей второго года деятельности считает усиление общественных импульсов в жизни республики, чтобы они стали более ощутимыми и заметными.

А.М. Одинцов*

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИИ ЭЛ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ

Конституция Республики Марий Эл, принятая Конституционным Собранием республики 24 июня 1995 года, ознаменовала новый этап развития Республики Марий Эл.

Являясь базовым, системообразующим звеном в республиканском законодательстве, Конституция Республики Марий Эл сыграла важную роль в становлении и развитии органов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества.

Наряду с Конституцией Российской Федерации в Конституции Республики Марий Эл было закреплено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Государственная власть должна обладать действенным механизмом реализации своих функций. Независимый суд - один из главнейших инструментов этого механизма. Поэтому закономерно, что V глава Конституции целиком посвящена вопросам организации деятельности судебной власти в республике (гл. V, ст. 86-95).

То обстоятельство, что основополагающие принципы осуществления правосудия нашли свое отражение не только в отраслевом законодательстве, но и в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл подтверждает незыблемость демократического развития правосудия в стране.

Введение института мировых судей является составной частью процесса формирования реальной и эффективной судебной власти.

Первый заместитель министра юстиции Республики Марий Эл.

39

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

Впервые на официальном уровне вопрос о восстановлении института мировых судей в России был поставлен в Концепции судебной реформы, одобренной Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года, где были намечены основные пути реформирования отечественной судебной системы и предусмотрено создание в ней еще одного звена - мирового суда.

Распространенная в демократических странах идея замены карательного правосудия восстановительным правосудием нашла своих сторонников и в нашей стране. Ликвидация конфликтов путем активного использования примирительных процедур, упрощение процедуры судопроизводства по делам, не представляющим сложности при установлении фактических обстоятельств дела, требовали внесения существенных изменений не только в судопроизводство, но и в судоустройство.

По мнению разработчиков основных направлений судебно-правовой реформы, именно мировые судьи могли вполне эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности.

К факторам возрождения в России института мировых судей следует отнести:

1) потребность в усилении правовой защиты граждан;

2) соответствие статуса мирового судьи тенденциям углубления специализации, профессионализации судей и разделению компетенции между судами различных звеньев;

3) необходимость разгрузки федеральных судей от рассмотрения незначительных дел в связи с увеличением количества обращений в суды;

4) желательность ликвидации конфликтов путём активного использования примирительных процедур (восстановительное правосудие);

5) приближение правосудия к населению с привнесением элементов контроля населения за судебной системой;

6) построение судопроизводства на принципах дифференциации;

7) следование исторической правовой культуре и традициям.

Следующим этапом было принятие Федерального конституционного

закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статья 4 которого определила место мировых судей в судебной системе Российской Федерации как судей общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». С этого момента началось формирование института мировых судей в России. Были приняты Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», а в субъектах Федерации, в том числе в Республике Марий Эл, -специальные законы о мировых судьях, создавшие законодательную базу для формирования и деятельности этого института судебной власти - Закон Республики Марий Эл от 10 апреля 2000 г. № 21-З «О мировых судьях в Республике Марий Эл» и Закон Республики Марий Эл от 21 декабря 2000 года

40

2011

1. Конституции Республики Марий Эл - 15 лет

№ 51-З «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Республике Марий Эл.

Общими существенными признаками мирового суда как государственноправового института являются следующие:

1) статус местного (локального) органа;

2) статус низшей судебной инстанции;

3) ограниченная юрисдикция (в основном - малозначительные дела);

4) использование некоторых упрощенных процедур судопроизводства.

В упомянутой V главе Конституции Республики Марий Эл установлены общие принципы организации судебной власти: осуществление правосудия только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, требования к кандидатам на должность судьи, порядок разбирательства дел и судопроизводства.

Термин «мировые судьи» появился в тексте Конституции Республики Марий Эл в связи с принятием Закона Республики Марий Эл от 21.12.2000 года № 48-З « О поправках к Конституции Республики Марий Эл».

В статье 86 Конституции определено, что наряду с Верховным, Арбитражным, Конституционным, районными судами в Республике Марий Эл действуют и мировые судьи, которые входят в судебную систему Российской Федерации.

Статьей 94 Конституции к судам Республики Марий Эл отнесены Конституционный суд Республики Марий Эл и мировые судьи.

Основной специфической особенностью института мировых судей является то, что мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации, но являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Исходя из этого, рассмотрим правовой статус мировых судей на примере нашей республики, в контексте упоминавшегося выше Закона о мировых судьях Республики Марий Эл.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Компетенция мировых судей определяется Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами Республики Марий Эл.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

41

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме перечисленных дел федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. В соответствии с упомянутым Законом Республики Марий Эл от 21 декабря 2000 года № 51-З «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Республике Марий Эл» в республике созданы и действуют 40 судебных участков мировых судей. Судебные участки создаются в соответствии с административно-территориальным делением республики из расчета численности населения от 15 до 23 тысяч человек на участок. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Мировой судья впервые назначается на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность.

При повторном и последующих назначениях на должности мирового судьи мировой судья назначается на срок десять лет.

Мировые судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Президента Республики Марий Эл. Представление по кандидатурам мировых судей вносится Президенту Республики Марий Эл председателем Верховного суда Республики Марий Эл с учетом заключения квалификационной коллегии судей Республики Марий Эл.

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Республики Марий Эл.

Мировая юстиция в Республике Марий Эл действует с 2000 года, когда были приняты законы Республики Марий Эл о мировых судьях в Республике

42

2011

1. Конституции Республики Марий Эл - 15 лет

Марий Эл и о создании должностей мировых судей и судебных участков в Республике Марий Эл.

Первые трое судей были назначены и приступили к осуществлению правосудия в марте 2001 г. На начальном этапе материально-техническим обеспечением мировых судей занималось Управление судебного департамента в Республике Марий Эл, в составе которого был сформирован сектор по соответствующему направлению деятельности.

С внесением в федеральное законодательство изменений об отнесении полномочий по обеспечению деятельности мировых судей к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации возникла необходимость создания такого органа в республике.

В августе 2005 г. был создан Департамент по обеспечению деятельности мировых судей в Республике Марий Эл, который являлся органом исполнительной власти Республики Марий Эл, специально уполномоченным решать задачи по организационно-правовому, кадровому и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей в Республике Марий Эл.

С 1 января 2009 года указанные функции переданы Министерству юстиции Республики Марий Эл.

В настоящее время основные вопросы организационного, правового и материально-технического обеспечения мировых судей решены.

Имеет место тенденция роста количества обращений граждан к мировым судьям по защите своих прав и законных интересов. Для наглядности приведу несколько цифр. Если в 2008 году мировыми судьями Республики Марий Эл всего было рассмотрено 62896 дел, то в 2009 году - 86007 дел. Нагрузка увеличилась больше чем на 30 процентов. Если в 2008 году средняя нагрузка на одного мирового судью составляла 131 дело, то в 2009 году - 179 дел в месяц. Это свидетельствует о растущем доверии граждан к правосудию и о их стремлении решать возникающие споры в правовом поле.

В целом можно констатировать, что институт мировой юстиции состоялся и востребован обществом. Мировые судьи прочно заняли свою нишу в судебной системе России.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.