КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УДК 342.41
КОНСТИТУЦИЯ МАРИИ ЭЛ ДЛЯ ВСЕХ И ДЛЯ КАЖДОГО
Швецов Михаил Николаевич,
председатель Комитета по законодательству Государственного Собрания Республики Марий Эл, доктор экономических наук, профессор, ректор Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Михеева Татьяна Николаевна,
доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Мокосеева Марина Александровна,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана по научной работе юридического факультета Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье в краткой и доступной к пониманию любым гражданином форме излагаются нормы Конституции Республики Марий Эл. На примере некоторых статей показано дальнейшее их развитие в законодательстве республики.
Ключевые слова: конституция, граждане, права, органы государственной власти.
2015 год, богатый многими событиями, ознаменовался большой по масштабу памятной датой - 20-летием Конституции Республики Марий Эл. Принятая в непростой политический и экономический период, она создала правовой фундамент для свободного и прогрессивного развития республики в единстве с другими народами России.
Главным назначением Конституции является определение правовых устоев в Республике Марий Эл: ее статус, организация власти, права и свободы граждан, состав территории (административно-территориальное деление) и др.
Конституция выступает правовым актом высшей юридической силы, т. е. все иные нормативные правовые акты, принимаемые в Марий Эл (законы, указы Главы республики, постановления Правительства, муниципальные правовые акты), не должны противоречить Конституции Марий Эл.
Конституция имеет прямое действие на всей территории республики, она должна соблюдаться всеми гражданами, организациями, органами власти. В случае принятия правового акта, нарушающего нормы
18
Конституции, он может быть отменен как противоречащий главному юридическому акту Марий Эл.
Охрана Конституции возложена на специальный орган - Конституционный суд Республики Марий Эл. Ключевая роль в этом вопросе отводится высшему должностному лицу - Главе Республики Марий Эл. Именно за ним статья 79 закрепляет обеспечение соблюдения Конституции и исполнения законов Республики Марий Эл. Важнейшим полномочием Главы республики является создание такой благоприятной обстановки, в атмосфере которой фактическое положение каждого человека соответствовало бы провозглашенным в Конституции правам и свободам. Сохранением безопасности, законности и правопорядка на территории Марий Эл мы также обязаны ее высшему должностному лицу.
Гражданская обязанность каждого свободного гражданина Марий Эл - жить по Конституции, по закону, равно как и знать свои права, признавать такие же права за другими. Поэтому наиболее ценной для каждого из нас является глава 2 Конституции Республики Марий Эл, которая называется «Права и свободы человека и гражданина».
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Швецов М. Н., Михеева Т. Н., Мокосеева М. А.
Права и свободы, закрепленные в этой главе, неотчуждаемы, неотделимы от человеческой сущности. Они принадлежат каждому от рождения. В Конституции Республики Марий Эл содержится более 20 прав и свобод и только 9 обязанностей. Права, свободы и обязанности взаимосвязаны друг с другом, не могут существовать по отдельности. Поэтому, помня о своих правах, мы никогда не должны забывать и о наших обязанностях:
уважать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Республики Марий Эл);
заботиться о детях, их воспитании (части 2, 3 статьи 38 Конституции Республики Марий Эл);
получить основное общее образование (часть 4 статьи 43 Конституции Республики Марий Эл);
платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Республики Марий Эл);
сохранять природу и окружающую среду (статья 58 Конституции Республики Марий Эл) и др.
Конституция Республики Марий Эл в статьях 23 и 24 провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Это право подразумевает возможность человека контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Нарушение этого права влечет ответственность, вплоть до уголовной по статье 137 Уголовного кодекса РФ. Мы также обладаем правом требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих честь и достоинство сведений по статье 152 Гражданского кодекса РФ.
В статье 31 Конституции Республики Марий Эл закреплена свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Наличие этого конституционного права не означает, что мы в любом месте и в любое время дня и ночи можем собираться и проводить, например, митинги или пикеты. Реализовать свою свободу допустимо в рамках требований к порядку организации и проведения публичных мероприятий, установленных Федеральным законом от 19 июля 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З «О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл».
Например, к местам, в которых запрещается проведение подобных мероприятий, относятся объекты жизнеобеспечения, объекты социальной инфраструктуры, а также территории, непосредственно к ним прилегающие.
Гарантированное статьей 30 Конституции Республики Марий Эл право обращений в государственные
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
органы и органы местного самоуправления, предусматривает обязанность государственных органов размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет разделы для приема и обработки обращений граждан. Это конституционное право, регулируемое Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом Республики Марий Эл от 1 августа 2013 г. № 31-З «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Марий Эл», предоставляет право на личный прием во внеочередном порядке для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов I и II групп и их законных представителей, беременных женщин, родителей, пришедших на личный прием с ребенком в возрасте до трех лет (включительно), граждан старше 70 лет.
Право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливого вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда является составным элементом права на труд, установленного статьей 37 Конституции Республики Марий Эл. Величина минимального размера оплаты труда устанавливается федеральным законом. С 1 января 2015 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5 965 рублей в месяц.
В Республике Марий Эл государственная система социального обеспечения (статья 39 Конституции) занимает центральное место в механизме социальной защиты граждан. Основными видами социального обеспечения являются пенсии, пособия, предоставление социальных услуг. Основными «социальными» законами в Республике Марий Эл являются законы «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» от 2 декабря 2004 г. № 50-З, «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» от 2 декабря 2004 г. № 48-З, «О дополнительных мерах социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними» от 2 августа 2011 г. № 43-З и др.
Органы государственной власти республики активно развивают конституционные гарантии реализации нашего права на жилище (статья 40 Конституции Республики Марий Эл). Например, право на предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства предоставлено молодым семьям. В постановлении Правительства Республики Марий Эл от 4 июня 2014 г. № 285 «О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике
19
Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
Марий Эл в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» установлено, что данное право может быть реализовано молодой семьей, соответствующей следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов не превышает 35 лет;
2) признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении;
3) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты [1, с. 114, 115].
Глава Республики Марий Эл обеспечивает реализацию указанных выше прав и свобод граждан в Республике Марий Эл (статья 79 Конституции Республики Марий Эл). Также они обеспечиваются общими гарантиями и гарантиями правосудия, сформулированными в статьях 45-56, 60 и 63 Конституции Республики Марий Эл.
Марий Эл, являясь республикой в составе демократического правового государства - Российской Федерации, положила в основу организации государственной власти принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с ним сформированы органы власти: Государственное Собрание, Глава республики, Правительство, Конституционный суд. Каждому из этих органов в Конституции посвящена самостоятельная глава.
Государственное Собрание является законодательным органом (парламентом). Оно состоит из 52 депутатов, половина из которых избирается по одномандатным округам, а вторая половина - по спискам кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально полученному числу голосов. Срок полномочий депутатов Государственного Собрания составляет 5 лет. Это постоянно действующий коллегиальный орган, который осуществляет свою деятельность в форме сессий, заседаний комитетов и комиссий и в иных формах.
Помимо основной законотворческой деятельности Государственное Собрание решает широкий круг вопросов, в том числе назначение половины состава Центральной избирательной комиссии, назначение референдума и выборов (депутатов Государственного Собрания и Главы республики), согласование членов Правительства, утверждение республиканского бюджета, назначение судей Конституционного суда республики, мировых судей и др.
20
Государственное Собрание осуществляет ряд контрольных полномочий - за соблюдением и исполнением законов, исполнением бюджета. Как контроль следует рассматривать и заслушивание ежегодных отчетов Главы республики о результатах деятельности Правительства.
О высоком статусе Государственного Собрания свидетельствует закрепленное за ним Конституцией право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации. В Марий Эл это единственный орган, уполномоченный от имени республики выступить с подобной инициативой.
Как уже упоминалось, по статье 76 Конституции высшим должностным лицом в Республике Марий Эл является Глава республики. Он одновременно замещает и должность Председателя Правительства.
В силу высокого статуса данной должности к ней предъявляются особые требования. Например, Главой республики может быть только гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет (для сравнения: депутатом Государственного Собрания может быть гражданин с 21 года).
Глава республики избирается сроком на 5 лет гражданами Республики Марий Эл. Вопросы его избрания нашли более полное отражение в законе Республики Марий Эл от 22 июня 2012 г. № 30-З «О выборах главы Республики Марий Эл». Кандидаты на должность Главы выдвигаются избирательными объединениями (политическими партиями).
Круг полномочий высшего должностного лица позволяет говорить о большой значимости авторитета и ответственности Главы Республики Марий Эл. Помимо обсуждавшихся выше полномочий по обеспечению реализации прав и свобод граждан Республики Марий Эл, Глава республики обеспечивает соблюдение Конституции и исполнение законов Марий Эл, несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты этих правовых актов работали бесперебойно. Будучи Председателем Правительства, он формирует этот исполнительный орган государственной власти по согласованию с Государственным Собранием. В компетенции Главы республики находится разработка и представление Государственному Собранию республиканского бюджета, равно как и отчета о его исполнении. Он имеет право издавать свои единоличные правовые акты - указы и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения на всей территории Республики Марий Эл.
Исполнительная власть в соответствии с Конституцией осуществляется Правительством республики. Порядок его деятельности, права, обязанности определены законом Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 г. № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл». Главное назначение данного органа - координа-
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Швецов М. Н., Михеева Т. Н., Мокосеева М. А.
ция исполнительно-распорядительной деятельности по всем направлениям жизнеобеспечения республики, всеми министерствами, комитетами - иными исполнительными органами государственной власти. Это коллегиальный, постоянно действующий орган, решающий как оперативные, так и долгосрочные вопросы в экономической, социальной и других сферах жизни республики.
Необходимость данного органа очевидна и состоит именно в том, что он должен действовать повсеместно, на всей территории республики, и постоянно, без каких-либо перерывов в деятельности [1, с. 272].
Свою роль в балансе интересов государственной власти в Республике Марий Эл выполняет судебная власть. Она представлена Верховным, Арбитражным, Конституционным судами Республики Марий Эл, районными судами и мировыми судьями. Все они входят в общую судебную систему Российской Федерации. Вместе с тем Конституционный суд и мировые судьи одновременно относятся к судам Республики Марий Эл. Это означает, что правовой статус Конституционного суда определяется Конституцией республики и Законом Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл». Соответственно, порядок назначения и деятельности мировых судей закреплен в Конституции и Законе республики от 10 апреля 2000 г. № 21-З «О мировых судьях в Республике Марий Эл». Однако следует заметить, что свои полномочия, т. е. правосудие, они осуществляют в соответствии с федеральным законодательством.
Мировые судьи выступают в качестве «низового» звена в составе судов общей юрисдикции и рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, которые по своему характеру являются менее значительными. Все остальные дела рассматриваются районными судами и Верховным судом республики по подсудности.
В компетенции Арбитражного суда находится рассмотрение экономических споров посредством гражданского и административного судопроизводства.
В системе судебных органов республики особая роль отводится Конституционному суду, который является одним из высших органов государственной власти Республики Марий Эл. Он разрешает дела о соответствии Конституции республики принятых в Марий Эл законов, нормативных правовых актов иных ветвей власти, органов местного самоуправления. В случае признания их неконституционными эти акты утрачивают силу. Решение Конституционного суда не может отменяться никаким другим судом, в том числе Конституционным судом Российской Федерации [4, с. 54, 55].
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Следует отметить очень важное для каждого гражданина Марий Эл полномочие Конституционного суда - рассмотрение жалоб граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод. В случае признания закона или иного нормативного правового акта не соответствующим Конституции Республики Марий Эл защиту нарушенных прав и свобод получает не только гражданин - заявитель, но и другие граждане, в отношении которых применялся неконституционный акт [5, с. 319, 320]. В этой связи ярким примером выступает известное постановление Конституционного суда республики от 1 августа 2013 г., которым было признано нарушающим право граждан на передвижение на транспортных средствах по улице Волкова вдоль здания УФСБ России по Республике Марий Эл положение одного из постановлений администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Данное положение как неконституционное утратило силу с момента провозглашения постановления [2].
Специфичность деятельности по осуществлению судопроизводства и особый статус судей нашли отражение в статьях 87-91 Конституции республики.
Надзор за соблюдением прав граждан, интересов общества и государства в соответствии со статьей 96 Конституции осуществляет Прокурор республики Марий Эл.
Организация власти в Республике Марий Эл не ограничивается государственным уровнем. В ней логическое продолжение нашел самостоятельный уровень публичной власти - местное самоуправление, которому в Конституции посвящена глава 7.
Институт местного самоуправления играет не менее важную роль, чем свобода слова, совести и другие основы демократической системы [3, с. 58], потому что местная власть обеспечивает в соответствии со статьей 98 самостоятельное и под свою ответственность решение населением наиболее важных вопросов местного значения с учетом исторических и местных традиций. Формы осуществления населением местного самоуправления нашли закрепление в статье 99 Конституции, которая в их числе называет местный референдум, муниципальные выборы, другие формы прямого волеизъявления. Также местное самоуправление гражданами может осуществляться через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом статья 106 предусмотрела очень важное продолжение последнего положения: «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».
Федеральное законодательство устанавливает, что в структуре органов местного самоуправления является обязательным наличие представительного органа, главы муниципального образования, местной
21
Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
администрации. Населением может быть решен вопрос о включении в этот перечень иных органов, например контрольно-счетного, или иных должностных лиц, что должно быть отражено в уставе муниципального образования. По вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования могут быть проведены местный референдум или сход граждан.
Ряд статей Конституции закрепляет важнейшие для статуса местного самоуправления положения. Так, статья 14 устанавливает самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий и отделение органов местного самоуправления от системы органов государственной власти. Статья 100 в продолжение предыдущей предусмотрела, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Указанные статьи Конституции создают правовую базу для организации местного самоуправления, для эффективного и приближенного к гражданам управления.
Литература
1. Комментарий к Конституции Республики Марий Эл / под ред. А. М. Баранова. Йошкар-Ола, 2015.
2. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 1 августа 2013 г. по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2 постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 г. № 1964 «О внесении изменений в постановление мэра города Йошкар-Олы от 30 января 2007 г. № 113 и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования» в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл // Марийская правда. 2014. 27 марта.
3. Михеева Т. Н. Особенности современного института местного самоуправления в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2(45).
4. Мокосеева М. А. Обеспечение конституционной законности посредством исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Марийский юридический вестник. 2015. Т. 1. № 1(12).
5. Мокосеева М. А., Букатина Е. Г. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации: проблемы законодательного реформирования // Региональные аспекты экономики, управления и права в современном обществе. Межвузовский региональный сборник статей. Йошкар-Ола, 2013.
M. N. Shvetsov, T. N. Mikheeva, M. A. Mokoseeva
THE CONSTITUTION OF MARI EL FOR ALL AND FOR EVERY PERSON
In the article rules of the Constitution of the Republic of Mari El are stated in a brief and accessible form to the understanding of any citizen. Their further development is shown in the legislation of the Republic on the example of some articles.
Key words: Constitution, citizens, rights, public authorities.
SVETSOV Mihail Nikolaevich - Chairman of the Committee on Legislation of the National Assembly of the Republic of Mari El, Doctor of Economics, Professor, Rector of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
MIKHEEVA Tatiana Nikolaevna - Doctor of Law, Professor, Dean of the Faculty of Law of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
MOKOSEEVA Marina Aleksandrovna - Candidate of Law, Associate Professor, Associate Dean for the scientific work of Faculty of Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola E-mail: [email protected]
22
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Михеева Т. Н.
УДК 342.55
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
Михеева Татьяна Николаевна,
доктор юридических наук, профессор
кафедры конституционного и административного
права, декан юридического факультета
Марийского государственного университета,
Заслуженный юрист Российской Федерации,
г. Йошкар-Ола
E-mail: [email protected]
Конституция Республики Марий Эл 1995 года создала правовую основу для развития местного самоуправления. В статье проведен анализ конституционных норм, закрепивших статус муниципальной власти, отмечено их влияние на дальнейшее законодательство и практику местного самоуправления.
Ключевые слова: конституция, местное самоуправление, закон, граждане, население, муниципальное образование.
В периоды юбилеев принято подводить итоги, давать оценку пройденному пути. В год 20-летия Конституции Республики Марий Эл представляется актуальным взглянуть на институт местного самоуправления, сформированный в соответствии с конституционными нормами. Не ошибемся, если скажем, что после принятия Конституции наступил новый период в истории местного самоуправления.
Безусловно, Конституция Республики Марий Эл не родилась на голом месте, многие ее нормы опираются на Конституцию Российской Федерации 1993 года [1], юбилей которой отмечался два года назад. Она закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, одной из форм осуществления народовластия, позволяющей населению, проживающему на локальной территории и объединенному общими интересами, самостоятельно и под свою ответственность решать с использованием материальных и финансовых ресурсов определенный круг вопросов [8, с. 58]. Нами уже отмечалось ранее, что, пожалуй, впервые после знаменитой Земской реформы 1864 года великого российского императора Александра II, положившего начало созданию муниципальных учреждений в России, Конституция задала ориентиры, определила новые принципы организации местного самоуправления [7, с. 13].
Республика Марий Эл, находясь в едином российском правовом пространстве, в своих конституционных нормах следует Конституции России, признающей местное самоуправление одной из основ конституционного строя. Так, статья 3 Конституции Республики Марий Эл закрепляет, что в Республике Марий Эл власть принадлежит народу, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. По сути, впервые в региональном конституционном акте местное самоуправление было
определено как самостоятельный уровень публичной власти наряду с государственной властью.
Логическим продолжением данного положения стала статья 14 Конституции, определившая место местного самоуправления в государственном механизме Республики Марий Эл. Статья устанавливает, что в Республике Марий Эл признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Эта норма заслуживает особого комментария, поскольку вокруг нее, особенно в 90-е годы прошлого столетия, было сломано немало копий. У определенных лиц существовало стойкое убеждение, что местному самоуправлению конституционно предоставлена полная автономия, самостоятельность, и государство никоим образом не должно касаться местного самоуправления. При этом упорно не замечалось одно из положений комментируемой статьи, ограничивающее пределы самостоятельности кругом своих полномочий, т. е. вопросами местного значения. Именно в решении вопросов жизнеобеспечения муниципальных территорий, создания комфортных условий проживания жителей, функционирования в них всех систем жизнедеятельности местное самоуправление является самостоятельным.
Следует напомнить, что в Конституциях предыдущих периодов не было подобной прогрессивной нормы о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Напротив, на протяжении длительного времени местные органы власти (советы народных депутатов, их исполнительные органы) фактически оставались структурными подразделениями государственной системы управления. Государственные органы были вышестоящими инстанциями, руководящими дея-
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
23