Научная статья на тему 'Роль конституционного контроля в обеспечении реализации Конституции Республики Марий Эл'

Роль конституционного контроля в обеспечении реализации Конституции Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль конституционного контроля в обеспечении реализации Конституции Республики Марий Эл»

Баранов А. М.

А. М. Баранов, Председатель Конституционного суда Республики Марий Эл

РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Уважаемые участники научно-практической конференции!

Поздравляю вас с юбилеем Конституции Республики Марий Эл!

20 лет назад 24 июня 1995 года народ Республики Марий Эл через своих представителей в Конституционном Собрании принял Конституцию Республики Марий Эл. Это третья Конституция в истории республики, ее принятие - закономерный результат развития общества и государства.

Конституция закрепила основы общественного и экономического строя, порядок организации и деятельности органов власти, правовое положение личности. Сегодня Конституция является надежной основой развития республиканской системы прав и соответствует высоким международным стандартам. Она была и остается фундаментом деятельности государственных органов на правовых принципах, когда общественные отношения определяются верховенством прав человека как высшей социальной ценности. Конституция определяет правовые условия развития республики, направляет в надлежащее русло политические, социальные, экономические, культурные и другие процессы, происходящие в государстве и обществе.

Не умаляя ценности Конституции Республики Марий Эл как политического и правового документа, следует отметить, что на сегодняшний день основная задача состоит в выработке механизмов обеспечения реализации Конституции Республики Марий Эл, то есть перевода конституционных предписаний в плоскость практической и правоприменительной деятельности. Без этого деятельность любой, даже самой идеальной, конституции сводится практически к нулю. В конечном итоге полнота практической реализации конституционных положений, раскрывающих сущность Конституции, влияет на качество жизни каждого жителя республики. Реализация Конституции осуществляется путем издания законов, актов исполнительной власти, принятия судебных решений, деятельности государственных органов, общественных объединений, граждан, путем самых различных проявлений жизнедеятельности общества. Вся эта деятельность регулируется правом и должна соответствовать Конституции.

Реализация Конституции Республики Марий Эл как акта высшей юридической силы предполагает ее защиту и контроль за ее соблюдением. Институт кон-

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

ституционного контроля - важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, поддерживает необходимую конституционно-правовую стабильность.

В юридической науке под конституционным контролем понимается особая функция органов публичной власти по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных правовых актов, ее прямого непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений. Функция государственных органов республики по осуществлению конституционного контроля направлена на обеспечение верховенства Конституции Республики Марий Эл, наиболее полной и точной реализации ее предписаний.

Конституционный контроль распределен между тремя ветвями власти.

Государственно-политический конституционный контроль осуществляется Главой республики, парламентом, правительством и другими государственными органами, как правило, в ходе исполнения их функций. Так, Глава Республики Марий Эл, являясь высшим должностным лицом Республики Марий Эл, выполняет конституционную обязанность по обеспечению реализации прав и свобод граждан, обеспечивает соблюдение Конституции и исполнение законов Республики Марий Эл. При вступлении в должность он приносит присягу, в которой клянется защищать Конституцию Республики Марий Эл.

Государственное Собрание - парламент Республики Марий Эл - наделено полномочиями принимать Конституцию Республики Марий Эл и поправки к ней, принимать законы, соответствующие Конституции, а также вправе инициировать проверку конституционности нормативного правового акта в органе конституционного судебного контроля, в том числе в Конституционном Суде Российской Федерации.

Конституция Республики Марий Эл не возлагает специальных обязанностей по ее охране на правительство и суды общей юрисдикции, но ясно, что и они в силу своих полномочий обязаны действовать в соответствии с Конституцией и в ее защиту.

Исходя из этого, каждый орган государственной власти вносит свой вклад в дело охраны Конституции республики.

Следует особо отметить тот факт, что Конституция Республики Марий Эл содержит важную новеллу, которая предусматривает активные формы охраны

15

20 лет Конституции Республики Марий Эл: итоги, проблемы, перспективы

Конституции не только органами государственной власти, но и гражданами. В соответствии с частью 4 статьи 95 Конституции Республики Марий Эл граждане, их объединения наделены правом обращения с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод в Конституционный суд Республики Марий Эл.

Правом обращения с запросом о проверке конституционности нормативных правовых актов наделены также органы местного самоуправления. Таким образом, органы государственной власти, органы местного самоуправления и граждане вносят свой вклад в дело охраны Конституции Республики Марий Эл.

Важным и наиболее действенным средством реализации и правовой охраны Конституции является судебный конституционный контроль. В Республике Марий Эл он осуществляется специально созданным для этих целей судебным органом государственной власти - Конституционным судом Республики Марий Эл. Благодаря наличию Конституционного суда, система органов государственной власти в Республике Марий Эл приобрела завершенный вид в соответствии с конституционным принципом разделения властей. С его созданием Республика Марий Эл получила повышенную правовую охрану и возможность ее более полной реализации.

Не все основные законы субъектов Российской Федерации защищены подобным образом. Во многих субъектах Российской Федерации нет судебных органов конституционного (уставного) контроля. Конституционному суду Республики Марий Эл уже более

15 лет.

В статье 95 Конституции Республики Марий Эл Конституционный суд республики определен как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В силу особенностей компетенции и правовой природы Конституционный суд Республики Марий Эл обладает рядом уникальных особенностей в реализации буквы и духа Конституции. В частности, только Конституционный суд наделен полномочием официального толкования положений Конституции Республики Марий Эл. Главная цель толкования - преодоление неопределенности в единообразном понимании смысла конституционной нормы или принципа, порождающих обострение напряженности в общественных отношениях, правовые разногласия между законодательной и исполнительной властью. Так, в процессе работы Государственного Собрания Республики Марий Эл возникал вопрос о праве высшего должностного лица республики отклонять законы Республики Марий Эл о поправках к Конституции Республики Марий Эл. Конституция Республики

16

Марий Эл не содержит норм, регулирующих эти правоотношения. В связи с этим 22 мая 2001 года было принято Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл № 121-III «Об обращении в Конституционный суд Республики Марий Эл» с запросом о толковании части третьей статьи 75 Конституции Республики Марий Эл, о возможности применения установленных ею правил преодоления разногласий в отношении «обычных» законов Республики Марий Эл к законам Республики Марий Эл, о поправках к Конституции Республики Марий Эл. Указанная неопределенность преодолена самим законодателем.

В каждом рассматриваемом деле Конституционный суд выявляет конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы и формирует правовую позицию по предмету конституционного спора. В итоговых решениях суда разрешается возникшая ранее неопределенность в вопросе о соответствии нормативного правового акта положениям Конституции, а также проясняется содержание самих конституционных норм.

Так, безобидное, на первый взгляд, решение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об отнесении 70-метрового участка автомобильной дороги к дорогам необщего пользования, позволившее одной уважаемой организации установить на ней шлагбаум, привело к нарушениям предписаний шести статей Конституции Республики Марий Эл, в том числе принципа равенства граждан и недопустимости произвольного ограничения их прав и свобод. Постановлением Конституционного суда Республики Марий Эл указанный муниципальный правовой акт был признан не соответствующим Конституции Республики Марий Эл и утратил юридическую силу (Постановление от 1 августа 2013 года).

Примером может служить и административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и постановке на учет для зачисления в дошкольные муниципальные общеобразовательные учреждения, требовавший у заявителей подтверждение регистрации по месту жительства; отсутствие регистрации являлось основанием к отказу в приеме документов. Установленный порядок нарушал право граждан на общедоступность дошкольного образования, конституционный принцип равенства граждан, выбор места пребывания и жительства. Неконституционный правовой акт был признан утратившим силу (Постановление от 15 мая 2014 года).

Приведем пример другого рода. При рассмотрении дел Конституционному суду пришлось прояснять содержание и смысл ряда конституционных норм, в том числе закрепляющих социальные права граждан. Заявители полагали, что они вправе пользоваться оп-

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

Баранов А. М.

ределенными повышенными мерами социальной поддержки либо как многодетные семьи (дело по жалобе гражданки Н. Н. Гилязутдиновой), либо как ветераны труда (дело по жалобе А. А. Калачева и дело по жалобе В. Г. Житкевича), либо как семья, имеющая совершеннолетнего ребенка-учащегося (дело по запросу депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю. Г. Буянова).

Рассматривая указанные дела, Конституционный суд Республики Марий Эл подтвердил конституционность оспоренных положений законодательства республики о социальной поддержке и социальном обслуживании граждан, указал на то, что, обеспечивая социально-правовую защиту граждан указанных категорий, республиканский законодатель обязан учитывать социально-экономические возможности республики, вправе самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств в соответствии с конституционными нормами и принципами. Таким образом, даже подтверждая конституционность оспоренного правового акта, Конституционный суд Республики Марий Эл вносит ясность в спорные вопросы права, и правоприменитель получает четкое руководство по применению правового регулирования в строгом соответствии с требованиями Конституции Республики Марий Эл.

Специфика конституционного судопроизводства заключается в том, что действие принятых в данном порядке судебных решений распространяется не только на стороны, участвовавшие в процессе, но также и на неограниченный круг лиц, конституционные права и свободы которых были затронуты оспоренной нормой права. Указанный механизм защиты конституционных прав и свобод очень удобен для граждан, многие из них фактически восстанавливают свои права, даже не появляясь в суде, благодаря усилиям лишь одного инициативного заявителя.

Судебный конституционный контроль не всегда оберегает конституцию от нарушающего ее законода-

тельства. Неконституционные нормативные правовые акты иногда могут действовать довольно длительное время, прежде чем возникнет вопрос об их конституционности.

Конституционный суд не имеет законной возможности по своей инициативе возбуждать дела о проверке конституционности того или иного нормативного правового акта. Законодательство о Конституционном суде Республики Марий Эл предоставляет широкие возможности органам государственной власти, органам местного самоуправления, Главе республики, Уполномоченному по правам человека, гражданам и их объединениям обращаться с запросами и жалобами на неконституционность нормативных правовых актов, чтобы в полной мере использовать потенциал судебной защиты Конституции Республики Марий Эл, в том числе и по вопросам ее официального толкования. Охрана Конституции, а главное - реализация в повседневной жизни ее предписаний, причем не только буквы Конституции, но и ее духа - общая задача не только Конституционного суда Республики Марий Эл, но и органов государственной власти и местного самоуправления, каждого гражданина республики.

Конституционный суд Республики Марий Эл ни в коей мере не стремится монополизировать функцию защиты Конституции, а старается привлечь к участию в судебном конституционном контроле парламент и правительство республики, органы прокуратуры, Министерство юстиции Республики Марий Эл, Общественную палату Республики Марий Эл, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, юридическое сообщество в лице Марийского регионального отделения ассоциации юристов России и всех тех, кому не безразлично состояние конституционной законности в республике. Только совместными усилиями мы добьемся претворения в жизнь всего того, что провозглашает Конституция Республики Марий Эл.

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

17

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

УДК 342.41

КОНСТИТУЦИЯ МАРИИ ЭЛ ДЛЯ ВСЕХ И ДЛЯ КАЖДОГО

Швецов Михаил Николаевич,

председатель Комитета по законодательству Государственного Собрания Республики Марий Эл, доктор экономических наук, профессор, ректор Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: rector@marsu.ru

Михеева Татьяна Николаевна,

доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: law@marsu.ru

Мокосеева Марина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана по научной работе юридического факультета Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: pvl_mksv@mail.ru

В статье в краткой и доступной к пониманию любым гражданином форме излагаются нормы Конституции Республики Марий Эл. На примере некоторых статей показано дальнейшее их развитие в законодательстве республики.

Ключевые слова: конституция, граждане, права, органы государственной власти.

2015 год, богатый многими событиями, ознаменовался большой по масштабу памятной датой - 20-летием Конституции Республики Марий Эл. Принятая в непростой политический и экономический период, она создала правовой фундамент для свободного и прогрессивного развития республики в единстве с другими народами России.

Главным назначением Конституции является определение правовых устоев в Республике Марий Эл: ее статус, организация власти, права и свободы граждан, состав территории (административно-территориальное деление) и др.

Конституция выступает правовым актом высшей юридической силы, т. е. все иные нормативные правовые акты, принимаемые в Марий Эл (законы, указы Главы республики, постановления Правительства, муниципальные правовые акты), не должны противоречить Конституции Марий Эл.

Конституция имеет прямое действие на всей территории республики, она должна соблюдаться всеми гражданами, организациями, органами власти. В случае принятия правового акта, нарушающего нормы

18

Конституции, он может быть отменен как противоречащий главному юридическому акту Марий Эл.

Охрана Конституции возложена на специальный орган - Конституционный суд Республики Марий Эл. Ключевая роль в этом вопросе отводится высшему должностному лицу - Главе Республики Марий Эл. Именно за ним статья 79 закрепляет обеспечение соблюдения Конституции и исполнения законов Республики Марий Эл. Важнейшим полномочием Главы республики является создание такой благоприятной обстановки, в атмосфере которой фактическое положение каждого человека соответствовало бы провозглашенным в Конституции правам и свободам. Сохранением безопасности, законности и правопорядка на территории Марий Эл мы также обязаны ее высшему должностному лицу.

Гражданская обязанность каждого свободного гражданина Марий Эл - жить по Конституции, по закону, равно как и знать свои права, признавать такие же права за другими. Поэтому наиболее ценной для каждого из нас является глава 2 Конституции Республики Марий Эл, которая называется «Права и свободы человека и гражданина».

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.