2011
1. Конституции Республики Марий Эл - 15 лет
Г.Ф. Мякишев*
О НЕКОТОРЫХ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
15-летие нашей Конституции - это не просто знаменательная дата, но событие исторического, фундаментального значения.
Конституция Республики Марий Эл - это принципиально новый для нашей республики документ. Она стала поворотным шагом в новейшей истории республики.
Ее утвердил своей волей народ Республики Марий Эл в лице депутатов всех уровней, подтверждая историческое единство с народами России, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, заявляя о стремлении обеспечить благополучие и процветание республики, установить правовое государство, которое обеспечило бы верховенство закона как выражение воли народа, развивать культуру и экономику в целях обеспечения достойного уровня жизни для всех. Тем самым был сделан определяющий, решительный выбор в сторону свободного и прогрессивного развития, кардинального изменения политических и экономических отношений в нашей республике.
Конституция Республики Марий Эл явилась результатом настоящего общественного договора о путях долгосрочного развития республики, несмотря на то, что она принималась в очень сложной ситуации и ее принятие сопровождалось весьма непростыми политическими процессами, сложившимися в тот период как в нашей республике, так и в Российской Федерации в целом. Тем не менее, она стала ценностной платформой на десятилетия вперёд, принесла новую прочность и тем самым создала пространство для свободного развития каждого человека и общества. Прошедшие годы, какими бы сложными они ни были, раскрыли огромный потенциал Конституции, в том числе доказали её сбалансированное влияние фактически на все сферы, имеющие прямое отношение к повседневным нуждам людей, к потребностям их развития. К 1995 году общество в основном преодолело «период полураспада», вызванный развалом СССР, политическими конфликтами 1993 года. Страна более года имела новую Конституцию, являющуюся цементирующим общество фактором, определяющую основные направления развития Российской Федерации. Именно Конституция Российской Федерации 12 июня 1993 года и явилась основным фактором, обусловившим принятие Конституции Республики Марий Эл.
Не останавливаясь отдельно на истории принятия Основного закона республики, необходимо рассмотреть политико-правовые аспекты Конституции Республики Марий Эл в сравнении ее положений с конституциями других республик.
Председатель Марийского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», заместитель руководителя Администрации Президента Республики Марий Эл, начальник государственно-правового управления Президента Республики Марий Эл.
7
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
Прежде всего, важно понять, какой должна быть Конституция республики. Конечно, она должна соответствовать двум основным критериям:
- отражать интересы народа субъекта Федерации;
- полностью соответствовать Конституции Российской Федерации как высшему юридическому акту.
С хронологической точки зрения, которая во многом определяет содержательную сторону, все республиканские конституции можно разделить на 3 группы:
1) конституции, принятые в конце 1970-х гг., с последующими изменениями и дополнениями. Для них характерна умеренность в подходе к государственно-правовому статусу республик в составе РСФСР, - провозглашая свой суверенитет, они, тем не менее, ограничивали его рамками целостности России;
2) конституции, принятые в начале 1990-х гг., до 12 декабря 1993 г., отразившие региональные настроения в пору так называемого «парада суверенитетов». Они отличались крайней нетерпимостью к «ущемлению» собственного суверенитета;
3) конституции, принятые после 12 декабря 1993 г. Эти конституции носят более умеренный характер, по сравнению с конституциями предыдущего этапа, с точки зрения суверенизации.
В конституциях республик в составе Российской Федерации имели место весьма распространенные положения о характере государственности республик, которые прямо или косвенно использовались для обоснования суверенитета республик. Многие из этих положений требуют критической оценки.
Очевидно одно - статус субъекта Российской Федерации не может быть изменен последним в одностороннем порядке; сецессия не признается российским законодательством в отличие от законодательства Советского Союза.
Достаточно часто нормы конституций субъектов Российской Федерации в нарушение положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» относили федеральные суды (верховные суды республик, районные суды, арбитражные суды республик) к составляющим собственных судебных систем, приравнивая их статус к республиканским конституционным судам и даже мировым судьям. Следствием этого явились претензии республик самостоятельно регулировать кадровый состав и порядок деятельности указанных федеральных судов, что противоречило нормам закона «О судебной системе...» (ч. 6-7 ст. 13) и ставило под вопрос единство судебной системы РФ.
В конституциях республик в составе Российской Федерации можно было найти формулировки достаточно экзотического содержания. Так, в некоторых республиках был расширен список особо тяжких преступлений, путем включения в их перечень «узурпации власти», в других расширялась среда употребления национального языка или создавались основы незыблемости поста президента республики.
8
2011
1. Конституции Республики Марий Эл - 15 лет
Конечно, все эти и подобные им нарушения устранены путем приведения конституций и законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами либо путем принятия новых конституций. Но сколько времени, сил и финансовых ресурсов на это потребовалось?
Подобных положений в Конституции Республики Марий Эл не содержалось и не содержится. Примечательно, что за весь период существования Конституция претерпела несколько изменений, и во многих случаях - технических.
Необходимо отдельно отметить особенности Конституции Республики Марий Эл, отличающие ее от иных правовых актов. К ним относятся:
1) специфический предмет ее правового регулирования, составляющий определенную группу общественных отношений, подлежащих юридическому нормативному воздействию (наиболее общие, базовые общественные отношения, складывающиеся во всей жизнедеятельности республики). К числу таких ценностей со всей определенностью можно отнести:
- гуманистические основы конституционного строя (ст. 2, 3, 15 Конституции Республики Марий Эл),
- основные характеристики республики (ст. 1, 7, 9, 13 Конституции Республики Марий Эл),
- экономические и политические основы конституционного строя (ст. 1012 Конституции Республики Марий Эл),
- основы организации государственной власти (ст. 4-6, 14 Конституции Республики Марий Эл);
2) учредительный характер Конституции Республики Марий Эл, предполагающий прежде всего самостоятельность республики как субъекта федерации в решении некоторых вопросов организации и функционирования органов государственной власти республики без излишней опеки и чрезмерного вмешательства органов федерального центра. В этой связи можно полагать правильным мнение современных ученых о том, что в Российской Федерации важно обеспечить не единообразие, а единые принципы, отвечающие критериям федеративного государства. Законодательная база должна представлять собой гармоничную систему, где общее - предмет федерального законодателя, а частное - забота субъектов федерации.
Исходя из содержания Федерального закона «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», можно выделить следующие аспекты нормативного воздействия, которые составляют исключительную прерогативу конституционного регулирования и тем самым проявляют учредительную власть нашей республики:
- в отношении статуса законодательного (представительного) органа республики (наименование, структура, количество депутатов, срок их полномочий, формы участия в назначении отдельных должностных лиц исполнительной власти, статус депутата и гарантии депутатской деятельности),
9
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
- в отношении статуса Президента Республики Марий Эл, являющегося высшим должностным лицом республики и возглавляющего исполнительную власть республики,
- в отношении статуса высшего исполнительного органа республики -Правительства Республики Марий Эл,
- в отношении статуса Конституционного суда Республики Марий Эл -судебного органа конституционного контроля.
Учредительный характер Конституции Республики Марий Эл производен от учредительного характера Конституции Российской Федерации - государства демократического, федеративного, правового, социального и светского, с республиканской формой правления;
3) служение в качестве базы формирования, развития и совершенствования законодательства республики. Это проявляется прежде всего в прямых указаниях Конституции Республики Марий Эл на то, какие должны быть приняты законы, в создании дополнительных гарантий развития и совершенствования нормотворчества в республике, а также в обеспечении соответствия Конституции Республики Марий Эл нормативных правовых актов меньшей юридической силы. Находясь на вершине пирамиды всей правовой системы республики, Конституция Республики Марий Эл призвана способствовать устранению пробелов в правовом регулировании общественных отношений;
4) стабильность и относительная устойчивость Конституции. Обеспечение стабильности Конституции Республики Марий Эл напрямую сопрягается с вопросом о способе принятия данного документа, а также внесения в нее изменений и дополнений. Как известно, статья 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает парламентский способ принятия конституций республик в составе Федерации в качестве общего правила, исключения из которого возможны самими конституциями субъектов Федерации.
Таким образом, Конституцию Республики Марий Эл как источник конституционного права Российской Федерации отличают юридические свойства особого предмета правового регулирования, учредительного акта публичноправового характера, основы республиканского законодательства и стабильности в юридической регламентации общественных отношений.
При этом отмеченные выше специфические юридические свойства Конституции Республики Марий Эл отражают конституционно-правовую природу Республики Марий Эл как самостоятельного и ответственного государственного образования, находящегося в составе единой, неделимой и суверенной страны, придерживающейся принципа разумного сочетания централизованного и децентрализованного подходов к регулированию федеративных отношений. Конституция Республики Марий Эл представляет собой самостоятельный феномен государственно-правовой действительности.
Говоря о Конституции Республики Марий Эл как об основном законе нашей республики, нельзя не обратить внимание и на иные ее явные достоинства. Так,
10
2011
1. Конституции Республики Марий Эл - 15 лет
несмотря на то, что принята она была 15 лет назад, ее положения до сих пор соответствуют современным тенденциям развития нашей страны.
Недавно Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обратился в Государственную думу с предложением сделать количество депутатов региональных парламентов зависящим от числа избирателей субъекта Российской Федерации, то есть внести изменения в статью 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Закон, устанавливающий единый критерий формирования краевых, областных дум и собраний, должен вступить в силу с 1 августа 2011 года.
У нас согласно статье 65 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание состоит из 52 депутатов, что полностью соответствует недавно внесенным в федеральное законодательство поправкам.
Также одним из многих явных плюсов Конституции Республики Марий Эл является ее безусловное соответствие Конституции Российской Федерации, что отвечает главному принципу нашей страны - федерализму.
Конечно, некоторые положения Конституции Республики Марий Эл за свою историю претерпевали изменения. Однако все они служат формированию доктрины федеративной государственности многонациональной России, что востребовано временем и является одной из задач общественного развития не только в республике, но и в Российской Федерации в начале нового тысячелетия.
В.С. Соловьев*
ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Работа над созданием Конституции Республики Марий Эл практически началась сразу после принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Хотя призрак новой Конституции маячил в политическом пространстве республики задолго до этого.
Перемены, наступившие в обществе, кардинально изменили характер общественной и государственной жизни страны. Общество отказалось от однопартийной системы власти. Распался Союз Советских Социалистических Республик. Утвердилась новая, более демократическая избирательная система. Законную силу обрело многообразие форм собственности. Был провозглашен приоритет прав и свобод человека. Серьезные изменения, происшедшие в экономической, социальной, политической жизни страны, не могли не отразиться и в политическом, правовом пространстве Марийской республики.
Д-р филос. наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета.
11