Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
D. S. Mikheev
PUBLICITY IN THE LOCAL SELF-GOVERNMENT AS CONSTITUTIONAL AND LEGAL CATEGORY
In the article rules of the Constitution of the Russian Federation and the Constitution of the Republic of Mari El are analyzed from the viewpoint of consolidating principle of the publicity in the local self-government. In the organization of local self-government the presence of publicity promotes citizens' participation in addressing of local questions and their cooperation with local authorities strengthens.
Key words: publicity, local self-government, citizens, local self-government.
MIKHEEV Denis Stepanovich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 342.41
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ,
КАК ИНДИКАТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ
Суслов Евгений Валерианович,
кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики историко-филологического факультета Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В предлагаемой статье анализируется конституционный процесс в Республике Марий Эл в контексте политических изменений в стране, которые происходят как на институциональном, так и внеинституциональном уровнях. Новизна статьи заключается в использовании синергетической методологии как способа познания нового класса объектов, которые, в отличие традиционных, замкнутых систем, выделяются сложностью и необратимостью, открытостью и нелинейностью происходящих процессов. Неравновесность и нелинейность новой глобальной реальности, в системе координат которой находится и наша страна, приводит к возникновению синергетических эффектов, когда в точке бифуркации небольшое воздействие способно порождать новые структуры и уровни организации. В результате использования синергетической методологии удалось установить, что изменения, внесенные в Конституцию Республики Марий Эл, - это в значительной степени результат попадания ее, как и других национальных субъектов Федерации, в «каскад бифуркаций», связанный с распадом СССР, принятием Конституции РФ и другими значительными событиями в современной истории России. Определяющим управляющим фактором в точке бифуркации этого периода автор считает персоналистскую особенность личности первого Президента России. Другим фактором, приведшим к изменениям в Конституции Республики Марий Эл, была необходимость приведения конституций национальных субъектов Федерации в соответствие с Конституцией страны в условиях продолжавшегося «парада суверенитетов».
Ключевые слова: турбулентность, политические изменения, ускорение, синергетика, нелинейность, бифуркации, Конституционное собрание Республики Марий Эл.
Современная российская политика полна неожиданностей, и это является следствием во многом турбулентных1 мировых политических процессов, которые не могут не отражаться на внутренней политике Российского государства и его составных частей -субъектов Федерации. Политические изменения происходят как на институциональном (конституционном), так и внеинституциональном уровнях. И если
первый уровень изменений при желании наблюдаем и контролируем, то второй имеет латентный и практически неконтролируемый характер. В обществах ограниченного доступа внеинституциональный уровень изменений наиболее возможен и востребован.
При этом у внутриполитических процессов существует и своя логика изменений, исходящая от региональных и локальных социально-политических и эко-
1 Свойство турбулентности (от лат. turbulentus - беспорядочный) является наиболее характерной чертой современной глобальной реальности и представляет собой сложное, не упорядоченное во времени и пространстве поведение диссипативной среды (или поля).
2 Понятие «общество ограниченного доступа» введено в научный оборот Д. Нортом, Д. Уоллисом и Б. Вайнгастом - авторами широко известной работы «Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества» (2011).
30
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Суслов Е. В.
номических факторов. «Хотя движение общества в пространстве и во времени происходит неравномерно и имеет циклический характер, факты свидетельствуют о том, что социально-политическая история ускоряется ...» [2, с. 20]. Однако не следует обольщаться, что любое ускорение есть признак несомненного развития и совершенствования. В нашей истории есть печальный опыт ускорения программы действий для всей страны при несовершенстве политических, социально-экономических форм и отношений, что в конечном счете опосредованно способствовало распаду государства. Представляется, что повышение скорости политического движения должно заставить задуматься о том, к чему это может привести и насколько обеспечена безопасность субъекта движения и окружающей социальной среды.
Есть предположение, что предпринятая нами рефлексия по поводу неизбежности и оправданности ускорения политических изменений имеет самое прямое отношение к теме заявленной нами статьи.
Итак, каким же изменениям подверглась Конституция Республики Марий Эл за двадцать лет своего существования? Какими причинами и обстоятельствами объясняется динамика ее изменений? Насколько обстоятельным и продуманным был текст Конституции Республики Марий Эл 1995г. и не была ли она, Конституция, подвержена искусственному ускорению принятия из соображений широко практиковавшейся тогда в регионах России суверенизации субъектов Федерации?
Для теоретического осмысления проблематики конституционализма и поиска ответов на сформулированные вопросы необходима теоретическая база, в качестве которой в рамках предлагаемой статьи была избрана синергетика3 как метод познания нового класса объектов, возникающих в условиях всеохватывающих глобальных процессов. Отличительная черта этих объектов - их сложность и необратимость, открытость и нелинейность происходящего. В отличие от качеств традиционных, замкнутых систем, упомянутые свойства пребывают в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и создают диссипативные структуры, т. е. структуры, которые спонтанно возникают в открытых неравновесных системах. Это и есть синергетический эффект, который иногда еще называют «нелинейным» эффектом. Его важнейшей особенностью является возникновение новых свойств, которые никак не могут быть выделены или предска-
3 Понятие «синергетика» в научный оборот введено немецким ученым Германом Хакеном и представляет собой «междисциплинарное направление научных исследований, ставящее своей основной задачей познание закономерностей и принципов, лежащих в основе процесса самоорганизации в системах самой природы: физических, химических, биологических, технических, социальных» (См.: Аршинов В. И. Синергетическое познание в методологическом контексте постнеклассической науки // Информация и самоорганизация. М., 1996).
заны на основе прямого проявления свойств тех элементов, из которых построена иерархическая система [5, c. 232]. Неравновесность и нелинейность новой глобальной реальности, в системе координат которой находится и наша страна, приводит к возникновению синергетических эффектов, когда в точке бифуркации небольшое воздействие способно порождать новые структуры и уровни организации, новые возможные траектории развития. Причем существенную роль начинают играть несиловые способы взаимодействия, которые основаны на кооперативных эффектах. Синергетика оперирует такими важнейшими категориями, как флуктуация4 и бифуркация5 (полифурка-ция), необходимыми в том числе и для нашего анализа.
Конституция Республики Марий Эл была принята двадцать лет назад в обстановке, далекой от стабильности и упорядоченности во всех сферах политических, экономических, социальных и иных отношений в России. Используя язык синергетики, это состояние можно охарактеризовать как «каскад бифуркаций», который сложился из цепи неоднозначных событий (распад СССР, создание независимых постсоветских государств, расстрел Белого дома, принятие Конституции РФ, первая чеченская война). И это - перечень далеко не всех событий, которые создавали ситуации полифуркации. Существовала альтернатива распаду Советского государства? Безусловно. И тогда не было бы разговора о постсоветских государствах. В разгар острого конфликта между исполнительной и законодательной ветвями российской власти в октябре 1993г. так же существовала точка ветвления, когда присутствовал не единственный сценарий бескровного разрешения политического кризиса. Вполне открытая и пусть еще недостаточно по уровню сложности нарождающаяся политическая система России была подвержена действиям синергетического феномена с его способностью чутко реагировать на малейшее внешнее или внутреннее воздействие. И здесь было достаточно «упертости» первого Президента России, привыкшего «нахрапом» одерживать одну победу за другой над своими политическими противниками. Иными словами, управление в точке бифуркации имело самое прямое отношение к представлениям первого Президента России о демократии, власти, которые должны были находиться в руках «отца русской демократии»6.
4 Флуктуация (от лат. fluctuation - колебание, нестойкость) -цикличное колебание, нестабильность; отклонение от состояния равновесия, от нормы.
5 Бифуркация (от лат. bis - дважды и furca - вилы) -разделение, разветвление чего-нибудь в двух направлениях. Поли-фуркация, соответственно, означает наличие не двух, а достаточно большого количества возможных сценариев изменений.
6 Это выражение приписывают Биллу Клинтону, которое он адресовал Б. Н. Ельцину, не зная, какой комический смысл оно имеет в России.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
31
Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
И все эти события происходили на фоне «парада суверенитетов» - явления, претендующего по своему размаху на более чем сложную систему, когда система испытывается на прочность изменениями центробежного характера. В условиях федеративного государства конституции входящих в нее национальных субъектов Федерации априори не могут и не должны входить в противоречие с конституцией страны. Однако невозможное с позиций теоретических было возможным в политической практике российских регионов. Как отмечает Г. Ф. Мякишев, «в конституциях республик в составе Российской Федерации можно было найти формулировки достаточно экзотического содержания. Так, в некоторых республиках был расширен список особо тяжких преступлений путем включения в их перечень «узурпации власти», в других расширялась среда употребления национального языка или создавались основы незыблемости поста президента республики» [3, с. 8].
Первым шагом с целью приведения страны в состояние управляемого политического порядка было принятие Конституции России. «Конституции, принятые в начале 1990-х гг., до 12 декабря 1993 г. ... отличались крайней нетерпимостью к «ущемлению» собственного суверенитета» [3, с. 8], тогда как
«конституции, принятые после 12 декабря 1993 г., носят более умеренный характер . с точки зрения суверенизации» [3, с. 8]. Этот важнейший государственный акт значительно уменьшил количество поли-фуркаций, стабилизируя ситуацию в стране, и вместе с тем заметно ограничил возможности законодательной (представительной) ветви власти страны по обеспечению системы сдержек и противовесов. В физическом смысле это можно сравнить с потерей равновесия, которое не сразу ощущается. Осознание важности функционирования этой системы поддержания баланса во властных отношениях приходит в форс-мажорных ситуациях.
Время принятия Конституции Республики Марий Эл было сравнительно спокойным, поскольку важнейшие положения российского конституционализма уже были сформулированы, что и определило умеренный характер марийской Конституции. Как отмечает Г. Ф. Мякишев, «подобных (идущих вразрез с Конституцией РФ - Е. С.) положений в Конституции Республики Марий Эл не содержалось и не содержится. Примечательно, что за весь период существования Конституция претерпела несколько изменений, и во многих случаях - технических» [3, с. 9].
Функциональное долголетие конституций находится в прямой зависимости от того, как и кем принимается этот основополагающий документ. Как считают авторы широко известной работы «Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права», «из всех известных способов принятия новой конституции создание
для этой цели представительного Учредительного собрания является наиболее демократичным. На практике сложились три основных способа их формирования: Учредительное собрание избирается всеобщими и прямыми выборами; ранее избранный парламент преобразуется в Учредительное собрание; Учредительное собрание образуется путем делегирования государственными органами, политическими партиями и общественными организациями, а также социальными и профессиональными группами своих представителей» [1, с. 228]. Первый и третий способы формирования Учредительного собрания, как нетрудно догадаться, обеспечивают высокий уровень легитимности процедуры принятия конституции, поскольку «легитимацию дает себе не сама власть, а сторонний орган, относительно которого власть и ее будущие иерархи не имеют верховенства (принцип независимого наблюдателя)» [1, с. 229].
Конституционное собрание Республики Марий Эл, выполнявшее функцию Учредительного собрания, за небольшой разницей было сформировано в соответствии с третьим способом, что обеспечило ему легитимность, достаточную для принятия конституции. В соответствии с Законом Республики Марий Эл «О Конституционном собрании Республики Марий Эл», принятом 22 февраля 1995 г., был определен состав Конституционного собрания, куда вошли Президент республики (Председатель собрания), депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, избранные от Марийской республики, депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, депутаты городских и районных Собраний - 298 человек. Иные категории граждан, представляющие гражданское общество, к принятию конституции приглашены не были.
К сожалению, депутатский корпус того времени, видимо, не очень был озабочен проблемой легитимности Конституционного собрания. Да и понятие «легитимность» в начале и середине 90-х годов было малоизвестным: разве что специалисты понимали
важность его обеспечения в политическом процессе. И тем не менее для переходного периода от одной политической системы к другой, что переживала в то время страна, отказ от принятия конституции региональной легислатурой7 в пользу Конституционного собрания был решением предельно демократичным. Как пишет В. С. Соловьев, «наверное, было неправильно поручить принятие Основного Закона Госсобранию республики, состоящему всего из 30 депутатов. И вряд ли было целесообразно вынести принятие этого документа на референдум. Дело в том, что еще голосование по Конституции Российской Федерации
7 Легислатура (от лат. legislator - предлагающий законопроект) в государственном праве - термин, используемый для обозначения законодательного органа, как правило, регионального уровня.
32
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Суслов Е. В.
выявило многие пороки такого рода всенародных мероприятий. Как показала практика, свидетельствовали научные исследования, существенная часть голосовавших приняла участие в мероприятии весьма неквалифицированно, формально. Поэтому остановились, как и сегодня кажется, на наиболее рациональном варианте» [4, с. 15].
Не до конца понятной для автора этих строк оставалась логика принятия решения Государственным Собранием Республики Марий Эл по упразднению Конституционного собрания республики в 2005 г. В полномочия Конституционного собрания входило внесение поправок в гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 8 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». После упразднения Конституционного собрания эти полномочия перешли к Государственному Собранию Республики Марий Эл, что, естественно, открыло возможность для недоверчивого отношения ко всем поправкам, вносимым в упомянутые главы.
Сомнения автора были рассеяны после встречи с Заместителем Председателя Конституционного суда Республики Марий Эл А. В. Бабиным, который заметил, что «в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» заложен порядок внесения изменений в основной закон субъектов Федерации. Почему-то все боятся того, что конституция меняется, но Конституция Республики Марий Эл - это не священная корова. Меняется общество, и конституция не может быть неизменной. Нам все время приводят в пример американскую конституцию, но не успели они ее принять, как тут же было внесено десять поправок. Поэтому поправки поправкам - рознь. Если у нас меняется наименование высшего должностного лица республики: был Президент, а теперь Глава республики, то необходима поправка в конституцию? Необходима, но она не меняет основ конституционного строя. Также не поменяло основ конституционного строя изменение в статью 3 главы 2 «Основы конституционного строя». В прежней редакции было: «Единственным источником власти в Республике Марий Эл является ее многонациональный народ». Это положение, строго говоря, дублировало положение преамбулы к конституции и, с точки зрения юридической техники, требовало коррекции. В ныне действующей редакции записано: «Власть в Республике Марий Эл принадлежит народу». В действующей редакции, на мой взгляд, более удачная формулировка»8.
8 Диктофонная запись разговора с Заместителем Председателя Конституционного суда Республики Марий Эл А. В. Бабиным от 31.05.2015 г.
Таким образом, Государственное Собрание республики, внося в конституцию поправки, поступало, во-первых, исходя из императивов федеративного государства, т. е. не выходя за пределы собственных полномочий, во-вторых, щадящее отношение к тексту конституции стало производным от умеренности ее положений, заложенных при ее составлении.
Среди поправок к конституции значительной в рамках совершенствования парламентского права и реализации конституционного положения о разделении властей стала поправка к ст. 64, которая придала Государственному Собранию статус «парламента». Говоря языком синергетики, у региональной легислатуры после расширения ее институционального статуса открылись «окна возможностей» управленческого воздействия в потенциальных точках бифуркации, что может придать новый импульс развитию республики. Весомость поправки заключается в том, что достоянием парламентской практики стали новые формы работы: парламентский контроль, парламентские слушания и парламентский запрос. Логическим продолжением этой поправки стала поправка к ст. 79, которая обязывает Главу Республики Марий Эл, Главу правительства республики ежегодно отчитываться на заседании Государственного Собрания о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл.
Иными словами, наблюдается дальнейшая институционализация отношений между законодательной (представительной) и исполнительной ветвями власти, что и становится одним из доминирующих средств внесения порядка (структурирования) в социально-политическую среду с ее определенным образом ориентированными элементами.
Таким образом, проведенный в данной статье анализ дает основание для формулирования следующих выводов:
- внутриполитические процессы имеют свою логику ускоряющихся изменений, которые зависимы от региональных и локальных социально-политических и экономических факторов;
- Конституция Республики Марий Эл была принята в обстановке, далекой от стабильности и упорядоченности во всех сферах политических, экономических, социальных и иных отношений в России, что на языке синергетики характеризуется как «каскад бифуркаций», сложившийся из цепи неоднозначных событий (распад СССР, создание независимых постсоветских государств, расстрел Белого дома, принятие Конституции РФ, первая чеченская война);
- «каскад бифуркаций» происходил на фоне «парада суверенитетов», когда система испытывалась на прочность изменениями центробежного характера, и только принятие Конституции РФ стало эффективным фактором управленческого воздействия при выборе возможных сценариев развития страны;
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
33
Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
- функциональное долголетие конституций находится в прямой зависимости от того, какой орган принимает этот основополагающий документ. Конституционное собрание Республики Марий Эл, выполнявшее функцию Учредительного собрания, за небольшой разницей было сформировано в соответствии с оптимальной моделью, что обеспечило ему легитимность достаточную для принятия конституции;
- для переходного периода от одной политической системы к другой, что переживала в то время страна, отказ от принятия конституции региональной легислатурой в пользу Конституционного собрания был решением предельно демократичным;
- Государственное Собрание Республики Марий Эл, внося в Конституцию поправки, поступало, исходя из императивов федеративного государства, т. е. не выходя за пределы собственных полномочий, а щадящее отношение к тексту конституции стало произ-
водным от умеренности ее положений, заложенных при ее составлении.
Литература
1. Куриц С. Я., Воробьев В. П. Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права: монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М.: МГИМО (У) МИД России, 2009. 472 с.
2. Мегатренды: основные траектории эволюции мирового порядка в ХХ1 веке / под ред. Т. А. Шаклеиной, А. А. Байкова. М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2013. 448 с.
3. Мякишев Г. Ф. О некоторых политико-правовых аспектах Конституции Республики Марий Эл // Марийский юридический вестник. Государство и право: актуальные вопросы истории и современности. Йошкар-Ола, 2011. Вып. 8.
4. Соловьев В. С. Из истории подготовки и принятия Конституции Республики Марий Эл // Марийский юридический вестник. Государство и право: актуальные вопросы истории и современности. Йошкар-Ола, 2011. Вып. 8.
5. Энгельгардт В. А. Познание явлений жизни. М., 1984. 303 с.
Е. V. Suslov
THE DYNAMICS OF THE CHANGES MADE TO THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF MARI EL AS THE INDICATOR OF PROVIDING SOCIAL AND POLITICAL ORDER IN THE REPUBLIC
In the given article the author analyzes the constitutional process in the Republic of Mari El in the context of political changes in the country which happen as at the institutional and extra institutional levels. The novelty of the article consists of the use of synergetic methodology as a way of knowledge of a new class of objects which, in contradistinction to the traditional, closed systems, are allocated with complexity and irreversibility, openness and nonlinearity of the happening processes.
The non-equilibrium and nonlinearity of a new global reality, in that coordinate system our country also exists, lead to the emergence of synergetic effects when in the bifurcation point small influence is capable to generate new structures and levels of the organization. As a result of the use of synergetic methodology it was succeeded to establish that the changes which were made in the Constitution of the Republic of Mari El, it is a result of its getting substantially, as well as other national entities of Federation, into the «cascade of bifurcations» connected with a collapse of the USSR, an adoption of the Constitution of the Russian Federation and other considerable events in modern history of Russia.
The author considers that the defining operating factor in the point of bifurcation in this period is the personalistic feature of the first President of Russia. Another factor which led to the changes in the Constitution of the Republic of Mari El, was the need to set Constitutions of the national entities of Federation in accordance with the Constitution of the country in the context of the ongoing of «parade of sovereignties».
Key words: turbulence, political changes, acceleration, Synergetics, nonlinearity, bifurcations, Constitutional Assembly of the Republic of Mari El.
SUSLOV Evgeny Valerianovich - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Journalism at the Faculty of History and Philology, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
34
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Татаринова И. С., Татаринова В. С.
УДК 342.41
МЕСТО КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИИ ЭЛ В СИСТЕМЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Татаринова Ирина Сергеевна,
Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл, кандидат педагогических наук, доцент Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Татаринова Валерия Сергеевна,
студентка 4 курса Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
E-mail: [email protected]
В статье раскрывается понятие демократических ценностей через конституционно-правовые основы защиты прав и свобод человека. Исходя из конституционного закрепления федеративного устройства российского государства, авторы исследуют соотношение Конституции РФ и Конституции Республики Марий Эл как уставного акта в развитии механизмов защиты прав человека.
Ключевые слова: демократические ценности, права человека, федерализм, механизмы защиты прав человека, конституции, уставы, предметы ведения.
Приступая к рассмотрению заявленной темы, определим понятие «демократические ценности». Статья 1 Конституции Российской Федерации [2] устанавливает, что Россия является демократическим государством, а единственным источником власти и носителем суверенитета является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ) [2]. В системе конституционного строя России центральное место занимает человек, его права и свободы, которые Основной Закон страны определяет высшей ценностью в государстве. Это порождает обязательства субъектов, выступающих от имени государства, признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Принцип демократии, безусловно, выражается и в народовластии, разделении властей, политическом и идеологическом многообразии, местном самоуправлении, но отправной точкой демократического государства является признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав человека, что является основой свободы, справедливости и всеобщего мира [1, с. 1].
Поэтому понятие «демократические ценности» рассматривается в данной статье прежде всего с точки зрения признания, соблюдения и защиты со стороны государства прав человека.
В научной литературе и в выступлениях некоторых политиков все чаще встречаются высказывания, принижающие роль регионального законодательства в правовом регулировании. В связи с этим необходимо понять, раскрыть соотношение, субсидиарность двух конституций: Конституции Российской Федера-
ции и Конституции Республики Марий - в развитии механизмов защиты прав человека.
Российская Федерация определятся российской Конституцией как федеративное государство и частью 2 статьи 5 устанавливает, что республика, входящая в состав РФ, имеет свою Конституцию и законодательство, а субъект РФ имеет Устав и законодательство [2]. Наличие у республики Конституции как высшего на своем уровне основного закона вытекает из ее правового статуса государства.
Правовой статус республики (государства) Марий Эл определяется частью 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, а также частью 1 статьи 1 Конституции Республики Марий Эл [3].
В контексте становления и развития правового государства Марий Эл рассматривается как политически самостоятельный субъект Российской Федерации.
Конституционная система Российской Федерации закрепляет двухуровневую систему регулирования прав и свобод человека: на федеральном уровне -Конституция РФ, на уровне субъектов РФ - конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В состав Российской Федерации входят 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область, 4 автономных округа [2].
Субъекты Российской Федерации согласно Конституции РФ наделены всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения, осуществляют собственное правовое регулирование (статья 73, части 4, 6 статьи 76
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
35