Научная статья на тему 'Эволюция конституционного законодательства Республики Марий Эл'

Эволюция конституционного законодательства Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ / КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ / ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ КОНСТИТУЦИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сушенцова Валентина Георгиевна

В статье проанализированы обстоятельства принятия Конституции Республики Марий Эл в 1995 г., деятельность Конституционного Собрания, эволюция конституционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция конституционного законодательства Республики Марий Эл»

Теория и история государства и права

УДК 342.41

ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Сушенцова Валентина Георгиевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

Е-mail: [email protected]

В статье проанализированы обстоятельства принятия Конституции Республики Марий Эл в 1995 г., деятельность Конституционного Собрания, эволюция конституционного законодательства.

Ключевые слова: Конституция Республики Марий Эл, Конституционное собрание, внесение изменений в республиканскую Конституцию.

Федеративный характер российской государственности предусматривает право субъектов Федерации на собственное законодательство в границах, указанных в ст. 73 Конституции Российской Федерации. Статья 5 закрепляет за республиками право принимать собственные конституции, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данных субъектов России. Ныне действующая Конституция Республики Марий Эл за 20 лет, прошедших со времени ее принятия, претерпела значительные изменения. Исследование эволюции конституционного законодательства республики, начиная с конца 1930-х гг. и до настоящего времени, его причин, сущности и последствий представляется весьма актуальным.

Конституционное строительство в Республике Марий Эл началось в советский период: первая Конституция (Основной Закон) Марийской АССР была принята XI (Чрезвычайным) съездом Советов республики 21 июня 1937 г. Однако многие провозглашенные тогда конституционные принципы и нормы не соответствовали реальности. После принятия в 19771978 гг. новых Конституций СССР и РСФСР в повестку дня встала необходимость приведения в соответствие с ними конституционного законодательства республики. 27 мая 1978 г. на внеочередной X сессии Верховного Совета Марийской республики девятого созыва была принята Конституция (Основной Закон) Марийской АССР. Впервые согласно Конституции РСФСР автономная республика стала называться государством. Конституции Марийской АССР 1937 и 1978 гг. по своей структуре и содержанию соответствовали Конституциям СССР и РСФСР. Все эти документы отличала высокая степень идеологизации, единство по таким принципиальным вопросам, как закрепление основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов. Конституции Марийской АССР не отражали ее специфики, дублирование в них основных положений союзных и рос-

сийских конституций делали эти документы малосодержательными и отчасти, на наш взгляд, фиктивными.

Конституция (Основной Закон) в любую эпоху является отражением сложившихся общественных отношений. Радикальная смена социально-экономических основ российского общества в начале 1990-х гг. вполне закономерно повлекла за собой качественное изменение системы российского законодательства, включая региональное. К этому времени в Конституцию Марийской АССР 1978 г. было внесено множество поправок, касающихся введения поста Президента республики, изменения статуса республики и определения предметов совместного ведения с Российской Федерацией. Принятие в декабре 1993 г. новой российской Конституции предопределило и обновление конституционного законодательства республик в составе России.

История подготовки и принятия Конституции Республики Марий Эл обстоятельно освещена в статье одного из активных участников этого процесса В. С. Соловьева [8]. В январе 1994 г. на первой сессии вновь избранного высшего представительного органа власти республики - Государственного Собрания -была утверждена Конституционная комиссия. Подготовленный этой комиссией проект республиканской Конституции был одобрен Государственным Собранием и вынесен на всенародное обсуждение. По результатам обсуждения Конституционная комиссия внесла в первоначальный текст 120 поправок к 49 статьям. Немаловажным был и вопрос о способе принятия новой Конституции. Мировая практика знает несколько вариантов решения этой проблемы: организация и проведение референдума, принятие Основного закона парламентом либо специально созванным учредительными органом. После тщательного обсуждения этого вопроса Государственным Собранием, Правительством, Конституционной комиссией было решено остановиться на третьем варианте.

22 февраля 1995 г. был принят закон «О Конституционном Собрании Республики Марий Эл» [2].

18

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

Сушенцова В. Г.

23 июня 1995 г. в 10 часов утра в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл в г. Йошкар-Оле торжественно началась работа Конституционного Собрания, участниками которого стали Президент республики, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации от Марийской Республики, депутаты Государственного Собрания и депутаты городских, районных собраний [6]. В работе Конституционного Собрания также приняли участие заместитель министра юстиции Российской Федерации А. М. Степанов, Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия Н. И. Меркушкин, консультант Отдела Совета Федерации С. Б. Дерендя-ев. После доклада председателя Мандатной комиссии и утверждения рабочих органов Собрания с докладом «О проекте Конституции Республики Марий Эл» выступил председатель Конституционного Собрания В. М. Зотин.

Конституционное Собрание работало два дня. В прениях особенно острые дискуссии вызвали вопросы о целесообразности сохранения поста вицепрезидента, признании горно-марийского языка государственным, численности будущего парламента, запрете представителям исполнительной власти баллотироваться в депутаты, признании частной собственности на землю, бесплатности среднего образования. Впрочем, кардинальных изменений проект так и не претерпел. На вечернем заседании 24 июня 1995 г. на Конституционном Собрании был поставлен вопрос о голосовании в целом за Конституцию Республики Марий Эл после учтенных принятых поправок. По официальным данным «за» проголосовали 263 участника Конституционного Собрания, «против» -5, 1 воздержался от голосования [6, с. 277]. Таким образом, Конституция Республики Марий Эл принята абсолютным большинством участников Конституционного Собрания, что не дает повода усомниться в ее легитимности. После голосования вновь принятая Конституция Республики Марий Эл была подписана Президентом В. М. Зотиным.

Конституция Республики Марий Эл состоит из Преамбулы и девяти глав, в которых получили освещение основы конституционного строя республики (глава 1), права и свободы человека и гражданина (глава 2), структура органов публичной власти (главы 3-6), административно-территориальное деление и местное самоуправление (глава 7). Последние две главы (8 и 9) раскрывают механизм внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции и раскрывают особенности переходных положений. Таким образом, в 1995 г. Республика Марий Эл обрела принципиально новый конституционный акт. Можно согласиться с мнением участника Конституционного Собрания Г. Ф. Мякишева, что «Конститу-

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

ция Республики Марий Эл явилась результатом настоящего общественного договора о путях долгосрочного развития республики» [7, с. 7].

За прошедшие 20 лет в Конституцию Республики Марий Эл было внесено 59 поправок, 11 статей - исключены. Лишь 35 статей из 116 сохранились к настоящему времени в первоначальной редакции. Глава 8 Конституции Республики Марий Эл предусматривает две основные юридические процедуры изменения конституционных норм: внесение конституционных поправок и пересмотр Конституции. Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором - вносятся поправки в существующую Конституцию. В соответствии с законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Марий Эл» под поправкой к Конституции Республики Марий Эл понимается любое изменение текста Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений [4]. Предложения о пересмотре положений Конституции Республики Марий Эл и о внесении в нее поправок могут вноситься Главой (до июня 2011 г. именовавшимся Президентом) Республики Марий Эл или группой депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Собрания. Поправки к Конституции Республики Марий Эл принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания, в двух чтениях с перерывом между ними не менее трех месяцев.

С 1995 г. в Конституцию Республики Марий Эл не только было внесено множество поправок, но изменился и сам порядок внесения в нее изменений. В соответствии с Конституцией Республики Марий Эл (в редакции от 24 июня 1995 г.) предложения о поправках и пересмотре ее положений могли вносить Президент республики или группа депутатов численностью не менее одной трети избранных депутатов Государственного Собрания (ст. 107) [1]. В статье 108 был прописан различный механизм изменения отдельных глав основного республиканского закона. Поправки к 3-7 главам Конституции Республики Марий Эл могли приниматься большинством не менее двух третей голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания, в двух чтениях с перерывом между ними не менее трех месяцев. Положения глав 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 8 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») могли быть пересмотрены Конституционным Собранием Республики Марий Эл либо народным голосованием [3]. Именно Конституционное Собрание республики, созванное 20

19

Теория и история государства и права

декабря 2000 г., приняло восемь поправок (№ 19-26) к Конституции Республики Марий Эл, определяющих статус республики в составе Российской Федерации, структуру органов власти, правовой статус граждан и ряд других основополагающих положений. Все эти поправки были обусловлены приведением республиканского законодательства в соответствие с федеральным.

Изменение процедуры внесения поправок в Конституцию Республики Марий Эл стало следствием принятия республиканского закона от 29 июня 2005 г. «О поправках к Конституции Республики Марий Эл» [5]. В соответствии с принятой этим нормативным актом 36-й поправкой наименование Государственного Собрания Республики Марий Эл было изменено с «высшего законодательного и представительного» органа на «высший и единственный законодательный», что повлекло за собой исключение из республиканской правовой системы Конституционного Собрания. Таким образом, с 2005 г. теоретически все положения Конституции Республики Марий Эл, включая содержание ключевых 1, 2 и 8 глав могут быть пересмотрены Государственным Собранием Республики Марий Эл. Следует признать, что круг субъектов конституционной законодательной инициативы в Республики Марий Эл изначально был достаточно узок и исключал, например, возможность выступить с предложениями об изменении Конституции Республики Марий Эл группе избирателей (т. н. «народная законодательная инициатива»). Судьба Основного закона республики в настоящее время зависит от Главы Республики Марий Эл и 52 депутатов Государственного Собрания республики.

Большинство поправок, внесенных в 1997-2014 гг. в 81 статью республиканской Конституции, были обусловлены приведением республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Но и само федеральное законодательство находится в процессе постоянного развития, отражая реалии общественнополитической жизни страны. Это делает неизбежным и дальнейшую трансформацию регионального конституционного законодательства.

Литература

1. Конституция Республики Марий Эл (ред. от 24 июня 1995 г.) // Марийская правда. 1995. 7 июля.

2. Закон Республики Марий Эл от 22 февраля 1995 г. «О Конституционном Собрании Республики Марий Эл» // СЗ РМЭ. 1995. № 3.

3. Закон Республики Марий Эл от 3 января 1997 г. «О Конституционном собрании Республики Марий Эл» // СЗ РМЭ. 1997. № 2.

4. Закон Республики Марий Эл РМЭ от 7 апреля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Марий Эл» // СЗ РМЭ. 1998. № 5.

5. Закон Республики Марий Эл от 29 июня 2005 «О поправках к Конституции Республики Марий Эл» // СЗ РМЭ. 2005. № 7.

6. Конституционное Собрание Республики Марий Эл / Государственное Собрание Республики Марий Эл; под общ. ред. Ю. А. Минакова. Йошкар-Ола: ООО «Издательский дом «Сельские вести», 2011. 372 с.

7. Мякишев Г. Ф. О некоторых политико-правовых аспектах Конституции Республики Марий Эл // Марийский юридический вестник. 2011. № 8. С. 7-11.

8. Соловьев В. С. Из истории подготовки и принятия Конституции Республики Марий Эл // Марийский юридический вестник. 2011. № 8. С. 11-19.

V. G. Sushentcova

THE EVOLUTION OF THE CONSTITUTIONAL LAW OF THE REPUBLIC OF MARI EL

The article analyzes the circumstances of Constitution's adoption of the Republic of Mari El in 1995, the activity of the constitutional Assembly, the evolution of constitutional law.

Key words: the Constitution of the Republic of Mari El, the Constitutional Assembly, changes in the national Constitution.

Sushentcova Valentina Georgievna - Candidate of History, Associate Professor of the Department of the Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

20

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.