Научная статья на тему 'Становление института высшего должностного лица в СССР и Российской Федерации в 1980-1990-х гг'

Становление института высшего должностного лица в СССР и Российской Федерации в 1980-1990-х гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
723
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР / ПРЕЗИДЕНТ РСФСР / РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сушенцова В.Г., Романова И.В.

Статья посвящена становлению института высшего должностного лица в период политических реформ в СССР и Российской Федерации конца 1980-1990-х гг. Первоначально это понятие возникло в 1989 г. и было обусловлено появлением новых высших органов государственной власти Съездов народных депутатов СССР и РСФСР. Высшими должностными лицами именовались председатели Верховных Советов СССР и РСФСР. Учреждение в апреле 1991 г. поста Президента РСФСР положило начало выстраиванию вертикали исполнительной власти. С 1999 года понятие «высшего должностного лица» было закреплено федеральным законодателем за руководителем высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление института высшего должностного лица в СССР и Российской Федерации в 1980-1990-х гг»

Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 4 (8)

УДК 342.5

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1980-1990-Х ГГ.

В. Г. Сушенцова, И. В. Романова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

FORMATION OF THE INSTITUTE OF HIGH-RANKING GOVERNMENT OFFICIALS IN THE SOVIET UNION AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE 1980-1990S

V. G. Sushencova, I. V. Romanova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Статья посвящена становлению института высшего должностного лица в период политических реформ в СССР и Российской Федерации конца 1980-1990-х гг. Первоначально это понятие возникло в 1989 г. и было обусловлено появлением новых высших органов государственной власти - Съездов народных депутатов СССР и РСФСР. Высшими должностными лицами именовались председатели Верховных Советов СССР и РСФСР. Учреждение в апреле 1991 г поста Президента РСФСР положило начало выстраиванию вертикали исполнительной власти. С 1999 года понятие «высшего должностного лица» было закреплено федеральным законодателем за руководителем высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее должностное лицо, Председатель Верховного Совета СССР, Председатель Верховного Совета РСФСР, Президент РСФСР, руководитель высшего исполнительного органа власти субъекта РФ

The article is devoted to formation of Institute of the highranking government officials in the period of political reforms in the USSR and the Russian Federation of the late 1980-1990s. Initially, this concept appeared in 1989 due to the emergence of new Supreme bodies of state power - the Congress of people's deputies of the USSR and RSFSR. Senior officials were named Chairmen of the Supreme Soviets of the USSR and RSFSR. The establishment in April 1991 the post of President of RSFSR has begun building the vertical of Executive power. Since 1999 the concept of "high-ranking government officials" has been fixed by the Federal legislator behind the head of the Supreme Executive body of a constituent entity of the Russian Federation.

Keywords: high-ranking government official, Chairman of the Supreme Soviet of the USSR, Chairman of the Supreme Soviet of the RSFSR, President of the RSFSR, head of the supreme executive body of a constituent entity of the Russian Federation

В советском законодательстве не использовалось понятие «высшее должностное лицо» по отношению к советским и партийным руководителям. В Конституции РСФСР 1978 г. политической основой государства провозглашались Советы народных депутатов, которым были «подконтрольны и подотчетны» все другие органы власти [4, ст. 2]. Верховный Совет РСФСР, в соответствии со ст. 104, являлся высшим органом государственной власти, однако по отношению к избираемому им Председателю термин «высшее должностное лицо» не применялся. Констатировалось лишь, что Председатель «руководит заседаниями Верховного Совета РСФСР и ведает его внутренним распорядком» [4, ст. 106]. Хотя принцип разделения властей до начала 1990-х гг. игнорировался при выстраивании властных структур, Правительство РСФСР именовалось «высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти» [4, ст. 122]. Совет Министров РСФСР формиро-

вался Верховным Советом, был ответственен перед ним и ему подотчетен. Такое же соотношение было и между высшими органами государственной власти и управления автономных республик в составе РСФСР. Например, в соответствии с Конституцией Марийской АССР 1978 г., высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет республики [5, ст. 92], которому был подотчетен высший республиканский исполнительный и распорядительный орган государственной власти - Совет Министров МАССР [5, ст. 110-112]. Таким образом, формально до конца 1980-х гг. по порядку формирования и степени соподчинен-ности приоритетными органами государственной власти являлись законодательные и представительные - Верховные Советы всех уровней, хотя реальная власть находилась у комитетов КПСС.

Впервые термин «высшее должностное лицо» в отечественном конституционном законодательстве появился в редакции Конституции СССР

© Сушенцова В. Г., Романова И. В., 2016

Вестник Марийского государственного университета

1977 г. от 1 декабря 1988 года. Обусловлено это было появлением нового высшего органа государственной власти - Съезда народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР был преобразован в «постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти СССР» [3, ст. 111]. Высшим должностным лицом государства, в соответствии с этой редакцией Конституции, становился Председатель Верховного Совета СССР. Он избирался Съездом народных депутатов тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд, был подотчетен Съезду народных депутатов и Верховному Совету СССР [3, ст. 120]. В редакции Конституции СССР от 26 декабря 1990 г. в главе о Совете Федерации термин «высшее государственное должностное лицо» применяется по отношению к региональным руководителям [3, ст. 127.8]. По аналогии с союзной в Конституцию РСФСР 1978 г. в октябре 1989 г. были внесены поправки, связанные с учреждением Съезда народных депутатов РСФСР, а также постоянно действующего Верховного Совета РСФСР. В соответствии со ст. 115 этой редакции российской конституции Председатель Верховного Совета РСФСР провозглашался высшим должностным лицом. Можно отметить взаимосвязанность и взаимообусловленность процессов политического реформирования на союзном и российском уровнях. Согласимся с В. И. Козиным, что при искусственном разделении событий в СССР и России «теряется целостность процесса трансформации» [2, с. 188].

Дальнейшее развитие института «высшего должностного лица» определило принятие 24 апреля 1991 г. Закона РСФСР «О Президенте РСФСР». В соответствии с этим документом Президент РСФСР как «высшее должностное лицо» является «главой исполнительной власти» [1, ст. 1]. Закон не содержит положений о структуре государственной власти в субъектах федерации, но относит к полномочиям Президента РСФСР право приостанавливать решения органов исполнительной власти на территории РСФСР, если они противоречат Конституции и законам РСФСР, отстранять от исполнения обязанностей должностных лиц этих органов в случае нарушения законодательства РСФСР [1, ст. 8]. В июле 1991 г. в Конституцию РСФСР были внесены поправки, в соответствии с которыми Президент РСФСР являлся «высшим должностным лицом и главой исполнительной власти» [4, ст. 121.1]. Из текста Конституции РСФСР было исключено положение о наименовании Председателя Верховного

Совета РСФСР высшим должностным лицом [4, ст. 115]. Стоит заметить, что с введением поста Президента СССР в марте 1990 г. и внесением изменений в Конституцию СССР высшим должностным лицом не назывались ни Президент СССР, ни Председатель Верховного Совета СССР [3, ст. 119, 127]. Президент именовался «главой Советского государства», хотя в состав возглавляемого им Совета Федерации входили «высшие государственные должностные лица» союзных республик [3, ст. 127.4].

В условиях нарастания политической дезинтеграции и проблем в экономике в последний год существования СССР актуальной стала проблема выстраивания четкой вертикали исполнительной власти. В период августовского путча 1991 г. Президент РСФСР своим указом с целью «укрепления государственной дисциплины» и «обеспечения единства в деятельности органов исполнительной власти» ввел должность главы администрации в краях, областях, автономных областях и автономных округах [9]. Главы администраций назначались Президентом РСФСР по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов, наделялись исполнительно-распорядительными функциями государственного управления. В соответствии с Указом Президента РФ от 3 октября 1993 г. главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа являлись высшими должностными лицами и руководителями исполнительной власти [10].

В октябре 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР в единую систему исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР были «вписаны» и главы исполнительной власти (Президенты) республик в составе РСФСР [8]. Правовой статус глав исполнительной власти республик устанавливался ими самостоятельно. В ноябре 1991 г. были внесены изменения в Конституцию РСФСР, в соответствии с которыми Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе РСФСР являлся высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти [4, ст. 132.1].

В отличие от последних редакций российской Конституции 1978 г. Конституция РФ 1993 г. обозначает Президента не как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти, а как главу государства [5, ст. 80]. Статья 77 предоставляет субъектам федерации самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти и не упоминает наименование «высшее должностное лицо» по отношению к их главам.

Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 4 (8)

В соответствии с принятыми в 1990-е гг. Конституциями и Уставами ряда субъектов России главы их обозначались высшими должностными лицами. Например, в первоначальной редакции принятой в июне 1995 г. Конституции Республики Марий Эл Президент Республики именовался высшим должностным лицом в системе исполнительной власти. В современной редакции республиканской Конституции высшее должностное лицо и Председатель Правительства называется Главой Республики Марий Эл [7, ст. 76]. Окончательно статус глав субъектов Российской Федерации как высших должностных лиц и руководителей высших исполнительных органов государственной власти был закреплен в федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу-

дарственной власти субъектов Российской Федерации», принятом в октябре 1999 г. [11, ст. 18].

Таким образом, возникновение института «высшего должностного лица» было обусловлено политической реформой конца 1980-х гг. и относилось к Председателям Верховных Советов СССР и РСФСР - постоянно действующих законодательных, распорядительных и контрольных органов власти. В апреле 1991 г. с учреждением поста Президента РСФСР был сделан шаг по пути выстраивания вертикали исполнительной власти. С 1999 года понятие «высшего должностного лица» было окончательно закреплено за руководителем высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, что отражено в федеральном и региональном законодательстве.

Литература

1. Закон РСФСР от 24 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 25.04.1991. № 17. Ст. 512.

2. Козин В. И. Советская государственность на завершающем этапе развития (вторая половина 1980-х - 1993 г.): монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2004. 208 с.

3. Конституция СССР от 7 октября 1977 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/ 1977/red_1977/ (дата обращения: 25.05.2016).

4. Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/ ussr-rsfsr/1978/red_1978/ (дата обращения: 25.05.2016).

5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ (дата обращения: 22.05.2016).

6. Конституция Марийской АССР от 27 мая 1978 г. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1978. 48 с.

7. Конституция Республики Марий Эл от 24 июня 1995 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ region/cons_mariy/ (дата обращения: 22.05.2016).

8. Постановление ВС РСФСР от 11 октября 1991 № 1741-1 «О главах исполнительной власти республик в составе РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 17.10.1991. № 42. Ст. 1328.

9. Указ Президента РСФСР от 22 августа 1991 № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 22.08.1991. № 34. Ст. 1146.

10. Указ президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» // Российская газета. 1994 г. 7 октября.

11. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 20.05.2016).

References

1. Zakon RSFSR ot 24 g. № 1098-1 «O Prezidente RSFSR» [RSFSR Law of 24 № 1098-1 "On the President of the RSFSR"]. Vedomosti SND i VS RSFSR = Bulletin of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 25.04.1991, no. 17, st. 512.

2. Kozin V. I. Sovetskaja gosudarstvennost' na zavershajushhem jetape razvitija (vtoraja polovina 1980-h - 1993 g.) [Soviet statehood in the final development stage (the second half of 1980-1993ss)]: monografija. Mar. gos. un-t, Joshkar-Ola, 2004, 208 p.

3. Konstitucija SSSR ot 7 oktjabija 1977 g [USSR Constitution of October 7, 1977]. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/ (data obrashhenija: 25.05.2016).

4. Konstitucija RSFSR ot 12 aprelja 1978 g. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/ 1978/red_1978/ (data obrashhenija: 25.05.2016).

5. Konstitucija Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrja 1993 g. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://constitution.garant.ru/ (data obrashhenija: 22.05.2016).

6. Konstitucija Marijskoj ASSR ot 27 maja 1978 g. [Constitution of the Mari ASSR of May 27, 1978]. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1978, 48 p.

7. Konstitucija Respubliki Marij Jel ot 24 ijunja 1995 g. [Constitution of the Republic of Mari El of June 24, 1995]. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/ (data obrashhenija: 22.05.2016).

Вестник Марийского государственного университета

8. Postanovlenie VS RSFSR ot 11 oktjabrja 1991 № 1741-1 «О glavah ispolnitel'noj vlasti respublik v sostave RSFSR» [RSFSR Supreme Decree of October 11, 1991 № 1741-1 "About the chief executive of the republics within the RSFSR']. Vedomosti SND i VS RSFSR = Bulletin of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 17.10.1991, no. 42, st. 1328.

9. Ukaz Prezidenta RSFSR ot 22 avgusta 1991 № 75 «О nekotoryh voprosah dejatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti v RSFSR» [RSFSR Presidential Decree dated August 22, 1991 № 75 "On some issues of executive authorities in the RSFSR"]. Vedomosti SND i VS RSFSR = Bulletin of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 22.08.1991, no. 34, st. 1146.

10. Ukaz prezidenta RF ot 3 oktjabrja 1994 g. № 1969 «О merah po ukrepleniju edinoj sistemy ispolnitel'noj vlasti v RF>> [Presidential Decree dated October 3, 1994 № 1969 "On measures to strengthen the single system of executive power in the Russian Federation"]. Rossijskaja gazeta. 1994 g., 7 oktjabrja.

11. Federal'nyj zakon ot 6 oktjabrja 1999 g. «Ob obshhih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii» [Federal Law of October 6, 1999 "On general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation"]. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (data obrashhenija: 20.05.2016).

Статья поступила в редакцию 13.10.2016 г.

Submitted 13.10.2016.

Для цитирования: Сушенцова В. Г., Романова И. В. Становление института высшего должностного лица в СССР и Российской Федерации в 1980-1990-х гг. // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 4 (8). С. 39-42.

Citation for an article: Sushentcova V. G., Romanova I. V. The formation of the Institute of higher officials in the Soviet Union and оf the Russian Federation in the 1980-1990s. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 4 (8), pp. 39-42.

Сушенцова Валентина Георгиевна,

кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, valsu.63@mail.ru

Романова Ирина Владимировна,

магистрант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

ira-rom-ir@ya. ги

Sushentcova Valentina Georgievna,

Candidate of Histori, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,

valsu. 63@mail. ru

Romanova Irina Vladimirovna,

master, Mari State University,Yoshkar-Ola, ira-rom-ir@ya. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.