Организация структурирования и сопровождения проектов государственно-частного партнерства в Самарской области
А. С. Навасардян1, О. В. Майоров2, Д. В. Еськина2, М. В. Колобов1, Н. Н. Навасардян3
1 Министерство здравоохранения Самарской области, г. Самара, Россия
2 Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара, Россия
3 НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Самара» ОАО РЖД, г. Самара, Россия
В статье описываются основные подходы к структурированию и сопровождению реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Самарской области, приводятся примеры реализации и краткое описание проектов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство, ГЧП, структурирование, сопровождение, Самарская область.
Structuring and Tracking Management of Public-Private Partnership Projects in Samara Region
A. S. Navasardyan1, O. V. Mayorov2, D. V. Eskina2, M. V. Kolobov1, N. N. Navasardyan3
1 Ministry of Health of Samara Region Samara, Samara, Russia
2 Ministry of Economic Development, Investment and Trade of Samara Region Samara, Samara, Russia
3 «Road Clinical Hospital at the Samara Station»,JSCo «RZD» Samara, Russia
The article touches upon key approaches to structuring and implementation tracking of public private partnership (PPP) projects in Samara region, the examples of implementation are given as well as short project description.
KEYWORDS: public private partnership, PPP, structuring, process tracking, Samara region.
29
Реализация проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает заключение коммерческих контрактов (соглашений) между органами власти (государственной или муниципальной) и частными компаниями в сфере разработки, строительства, финансирования и работы объектов общественной инфраструктуры, а также в сфере предоставления услуг, которые традиционно принадлежали к государственному сектору.
В данной модели сотрудничества рассматривается либо партнерство между государственной властью и частными компаниями исключительно на основании контракта, либо создание компании для реализации проекта путем вовлечения как государственного, так и частного секторов.
К сожалению, в России на сегодняшний день нет федерального закона о государственно-частном партнерстве.
В то же время на федеральном уровне принят ряд нормативно-правовых актов, которые фактически регулируют взаимодействие государственных структур и бизнеса при различных видах хозяйственной деятельности. Речь идет о таких документах, как:
• Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
• Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
• Федеральный закон от 05.04.2013 №9 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
• Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг по отдельным видам юридических лиц»;
ш
X
<
а. х о о
а <
а. ч
о
ш
ш ^
а
<
а.
30
о. О ш _0 ш
X
ш
о ^
О X
X
ш
о
X
а ш
• Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
• Федеральный закон от 26.07.2006 №9 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
• Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах»;
• Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития».
Особенности правового режима ГЧП определяются положениями бюджетного, инвестиционного, таможенного и налогового законодательства. Правовое применение ГЧП возможно через различные правовые конструкции:
• концессионные соглашения;
• соглашения о разделе продукции (СРП);
• инвестиционные договоры (меморандумы) с определением прав на создаваемые объекты;
• арендные договоры с инвестиционными обязательствами;
• договоры о совместной деятельности;
• различные смешанные договоры.
Отсутствие на федеральном уровне полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение частных инвестиций для реализации проектов, предопределило принятие необходимых нормативно-правовых актов на уровне субъектов РФ. В настоящее время, по данным министерства здравоохранения РФ, более чем в 60 субъектах РФ приняты региональные законы о ГЧП, которые регламентируют реализацию проектов ГЧП в условиях отсутствия федерального законодательства.
Для реализации проектов государственно-частного партнерства необходимо создание специализированного уполномоченного органа по работе с проектами ГЧП государственной или смешанной формы собственности. Возможны следующие варианты формирования такого органа:
• Совместная компания, представляющая собой коммерческую организацию, где, например, государству и частному сектору принадлежит по 50% собственности. В России это может быть ОАО с участием государственной структуры;
• Государственная компания с правлением, состоящим из государственных и частных лиц;
• Государственное учреждение (агентство). В России государственные агентства уже существуют на региональных уровнях при департаментах или министерствах;
• Отдел в составе министерства или департамента. В Самарской области уполномоченным органом
по работе с проектами ГЧП постановлением Правительства области определено министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Разработаны и приняты два региональных закона и ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих инициацию, структурирование и сопровождение проектов ГЧП:
• Закон Самарской области от 16.03.2006 № 19-ГД «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области»;
• Закон Самарской области от 02.07.2010 № 72-ГД «Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах»;
• Постановление Правительства Самарской области от 19.09.2013 № 493 «О мерах по развитию государственно-частного партнерства на территории Самарской области» (вместе с «Порядком подготовки проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства и планируемых к реализации на территории Самарской области»);
• Постановление Правительства Самарской области от 12.02.2014 № 65 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области при организации проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений, а также конкурсов в целях замены лиц по концессионным соглашениям»;
• Постановление Правительства Самарской области от 18.09.2014 № 582 «О порядке заключения инвестиционного меморандума между Правительством Самарской области и организациями, реализующими на территории Самарской области инвестиционные проекты».
Указанный выше закон от 16.03.2006 «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» был принят в целях стимулирования и развития инвестиционной деятельности на территории области. Закон гарантирует равную защиту прав, интересов и имущества инвесторов независимо от организационно-правовых форм инвестиций и форм собственности, устанавливает принципы взаимодействия инвесторов с органами государственной власти Самарской области, определяет формы и методы государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также расширяет экономические и организационные формы государственной поддержки инвесторов.
Разработка закона была вызвана необходимостью приведения инвестиционного законодательства Самарской области в соответствие с изменениями Федерального Закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений», а именно с изменениями, внесенными статьей 114 Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и вступивших в силу с 1 января 2005 г.; другой целью-разработки регионального закона было повышение эффективности прямого участияорганов государст-
венной власти Самарской области в инвестиционной деятельности и совершенствование отдельных форм государственной поддержки.
Закон предусматривает финансирование из областного бюджета разработки, утверждения и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов и проектов инвестиций в объекты государственной собственности Самарской области. Разработанная в процессе реализации проектов технико-экономическая документация будет являться собственностью Самарской области и может быть использована в виде вклада в уставный (складочный) капитал организации, реализующей инвестиционный проект.
Данная форма прямого участия органов государственной власти Самарской области в инвестиционной деятельности способствует повышению социально-экономического развития территории и в качестве одного из методов ГЧП может быть использована при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов или при применении концессионных механизмов в различных областях.
Впервые в рамках организационной поддержки инвестиционной деятельности Правительством Самарской области был создан институт государственных кураторов инвестиционных проектов; цель этого нововведения - оказывать крупным инвесторам содействие в решении процедурных вопросов организации бизнеса в Самарской области и в преодолении административных барьеров.
С крупными инвесторами, реализующими на территории Самарской области инвестиционные проекты стоимостью свыше 650 млн руб., Правительство Самарской области предполагает заключать инвестиционные меморандумы, в соответствии с которыми им будет устанавливаться режим наибольшего благоприятствования на период окупаемости инвестиционных проектов. Кроме того, инвестиционный меморандум закрепляет взаимные обязательства и ответственность сторон, включая финансовые обязательства и социальную ответственность инвесторов.
Введенная в закон Правительством Самарской области норма по согласованию бизнес-плана инвестиционного проекта - шаг, направленный на повышение контроля за предоставленными инвесторам налоговыми льготами при сохранении заявительного принципа предоставления налоговых льгот.
Закон Самарской области от 02.07.2010 № 72-ГД «Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах» был разработан и принят в целях выполнения следующих задач: комплексное развитие территории области и повышение эффективности как эксплуатации государственного имущества и имущественных комплексов Самарской области, так и реализации крупных общественно значимых инфраструктурных и инновационных проектов с при-
влечением финансовых, организационных и технологических возможностей частного бизнеса. Закон устанавливает принципы и условия участия Самарской области в проектах ГЧП и регулирует отношения, возникающие при подготовке, заключении, исполнении и прекращении соглашений о государственно-частном партнерстве, реализуемых в Самарской области.
Целями участия области в таких партнерствах является создание (реконструкция) и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры, системы коммунального хозяйства, энергоснабжения, связи и телекоммуникаций, системы здравоохранения, объектов образования, культуры и социального обслуживания, а также объектов инновационной инфраструктуры, туризма и спорта.
Для реализации этих целей Самарская область может предоставлять партнеру земельные участки и находящееся в собственности области недвижимое и движимое имущество.
Согласно закону, решение о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве принимается Правительством Самарской области на основе предложений органов исполнительной власти, в компетенции которых находится объект соглашения.
Решением о заключении соглашения утверждается форма участия Самарской области в проекте ГЧП, состав и описание объекта соглашения, существенные условия соглашения, конкурсная документация, исполнительный орган государственной власти Самарской области, уполномоченный на заключение и исполнение соглашения, и состав конкурсной комиссии, проведшей конкурс на право заключения соглашения.
В законе закреплен порядок проведения конкурса на право заключения соглашений о ГЧП, состав конкурсной документации и критерии конкурсного отбора. Рассматривается также возможность заключения соглашения без проведения конкурса.
Отбор осуществляется конкурсной комиссией путем оценки конкурсного предложения по созданию объекта соглашения, а также по качественным и количественным критериям в соответствии с методикой оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Формирование законодательства, регламентирующего государственно-частное партнерство,способствует осуществлению на территории области проектов, основанных на принципах ГЧП, в различных сферах, в том числе и в сфере здравоохранения. Принятие указанного закона позволило законодательно закрепить комфортные условия для инвестирования в долгосрочные проекты, реализуемые на территории Самарской области, и создать дополнительные гарантии для инвесторов.
Постановление Правительства Самарской области от 19.09.2013 № 493 «О мерах по развитию госу-
31
ш
X
<
о.
X
о о
ш <
о. ч
о
ш
ш ^
со <
о.
32
Рис. 1. Этапы реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Самарской области.
Сокращения: МЭРИТ - министерство экономического развития, инвестиций и торговли; НПА - нормативно-правовой акт; СО - Самарская область.
о. О ш _0 ш
X
ш
о ^
О X
X
ш
о
X
ш
дарственно-частного партнерства на территории Самарской области» регламентирует порядок, который определяет систему взаимодействия областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений и потенциальных частных партнеров при подготовке и рассмотрении документов, необходимых для принятия решений о реализации проектов ГЧП, на территории Самарской области, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области.
В Постановлении определен понятийный аппарат с разъяснением следующих терминов:
• инициатор проекта ГЧП - орган исполнительной власти Самарской области, представивший в соответствии с настоящим Порядком предложение по реализации проекта ГЧП;
• уполномоченный орган - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, уполномоченное проводить подготовку, координацию и сопровождение проектов ГЧП, планируемых к реализации на территории Самарской области;
• участники проекта ГЧП - представители органов исполнительной власти Самарской области и (или) органов местного самоуправления в Самарской области в соответствии с отраслевой и территориальной принадлежностью проекта ГЧП, привлекаемые к реализации проектов ГЧП;
• реестр проектов ГЧП - документ, содержащий информацию о перечне проектов ГЧП, принятых к рассмотрению, планируемых к реализации и (или) реализуемых на территории Самарской области. Форма реестра утверждается приказом уполномоченного органа;
• концепция проекта ГЧП - документ, содержащий краткое описание проекта ГЧП, характеристики и социально-экономические особенности его реализации в соответствии с настоящим Порядком;
• сопровождение проекта ГЧП - оказание информационно-консультативного и организационного содействия инициаторам проектов ГЧП, реализующим и (или) планирующим реализацию таких проектов на территории Самарской области;
• мониторинг реализации проекта ГЧП - процесс наблюдения за ходом реализации проекта ГЧП, осуществляемый на постоянной основе в течение всего периода выполнения проекта ГЧП и включающий сбор, анализ и оценку информации о ходе реализации проекта ГЧП.
Для реализации проектов ГЧП определен уполномоченный орган - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В структуру уполномоченного органа введено управление ГЧП.
Уполномоченный орган:
• осуществляет совместно с инициатором проекта ГЧП подготовку и рассмотрение документов, необходимых для принятия решения о реализации проекта;
• осуществляет постоянный мониторинг процесса подготовки документов, необходимых для реализации проектов ГЧП;
• разрабатывает индивидуальные схемы реализации проектов ГЧП;
• осуществляет сопровождение проекта ГЧП;
• ведет реестр проектов ГЧП.
Определены этапы подготовки проектов ГЧП, планируемых к реализации на территории Самарской области (рис. 1):
1 этап - инициация проекта государственно-частного партнерства и его первичное рассмотрение;
2 этап - разработка концепции проекта;
3 этап - принятие решения о согласовании реализации (или доработке) проекта ГЧП и мониторинг реализации проекта.
Определен порядок инициации проектов ГЧП и его первичного рассмотрения.
Основанием для первичного рассмотрения предложения о реализации проекта ГЧП являются поступившее в адрес уполномоченного органа письменное обращение инициатора проекта по вопросам, связанным с планируемым к реализации на территории Самарской области проектом ГЧП, а также поручение губернатора Самарской области или вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области.
Предложение инициатора проекта ГЧП должно содержать:
• предварительное наименование проекта;
• информацию о соответствии проекта приоритетам и целям, определенным документами стратегического планирования;
• обоснование социальной значимости решения вопроса и характеристика проблемы, на решение которой направлен проект;
• сведения о предлагаемом месторасположении объектов, вовлекаемых в реализациюпроекта;
• формы имущественного и финансового участия Самарской области в проекте;
• предварительную оценку совокупного объема средств, необходимых для реализации проекта;
• описание предполагаемого конечного результата реализации проекта;
• иные сведения, необходимые для всесторонней и полной оценки предложения.
Письменное обращение инициатора проекта ГЧП предварительно рассматривается уполномоченным органом совместно с участниками проекта в течение 45 дней со дня поступления обращения. По итогам предварительного рассмотрения и с учетом заключений, представленных участниками проекта ГЧП, уполномоченный орган в течение 30 дней формирует сводное заключение о целесообразности (нецелесообразности) реализации данного проекта. Уполномоченный орган вправе запрашивать у инициатора проекта дополни-
тельные документы, материалы и разъяснения, необходимые для подготовки сводного заключения по представленному предложению инициатора проекта. В случае если сводное заключение подтверждает целесообразность реализации проекта, то уполномоченный орган в течение 15 дней принимает решение о подготовке концепции предложенного проекта.
Формирование сводного заключения о нецелесообразности реализации проекта ГЧП осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
• несоответствие предложения инициатора проекта ГЧП приоритетам социально-экономического развития Самарской области, указанным в стратегиях, программах и концепциях социально-экономического развития Самарской области на среднесрочный и долгосрочный периоды;
• наличие заключения, представленного участником проекта ГЧП, о нецелесообразности реализации проекта;
• наличие сведений, представленных инициатором проекта ГЧП, указывающих на невозможность реализации такого проекта на принципах государственно-частного партнерства.
В последнем случае в течение 15 дней уполномоченный орган направляет инициатору проекта сводное заключение о нецелесообразности реализации проекта с указанием причин такого решения.
После устранения причин, препятствующих реализации проекта ГЧП, допускается повторное обращение инициатора проекта. Такая возможность предусмотрена в утвержденном Порядке.
Уполномоченный орган на основании сводного заключения о целесообразности (нецелесообразности) реализации проекта ГЧП в течение 5 дней включает сведения о проекте в реестр проектов ГЧП.
В случае принятия решения о подготовке концепции проекта ГЧП уполномоченный орган в течение 15 дней формирует межведомственную рабочую группу, состав которой устанавливается в соответствии с отраслевой и территориальной принадлежностью проекта и утверждается приказом уполномоченного органа. Межведомственная рабочая группа обеспечивает:
• координацию совместной деятельности участников проекта ГЧП;
• выработку предложений по решению организационных, финансовых, технических и правовых вопросов, возникающих при подготовке концепции проекта;
• разработку и согласование концепции проекта;
• проведение переговоров с потенциальными и действующими участниками проекта и с иными заинтересованными лицами.
Разрабатываемая концепция проекта ГЧП содержит: а) сведения, указанные в предложении инициатора проекта;
33
ш
X
<
о.
X
о о
ш <
о.
ч
о
ш
ш ^
со <
о.
34
о. О ш _0 ш
X
ш
о ^
О X
X
ш
о
X
ш
б) параметры проекта, а именно:
• предполагаемые сроки реализации проекта;
• предварительную оценку совокупного объема и структуры инвестиций, необходимых для реализации проекта, с указанием возможных источников и сроков финансирования;
• сведения об имуществе Самарской области, вовлекаемом в хозяйственный оборот при реализации проекта, и (или) характеристики необходимого для реализации проекта земельного участка (участков);
• сведения об окупаемости вложенных инвестиций после реализации проекта;
• краткое описание технологий, требующихся для реализации проекта, а также степень использования наукоемких, энергосберегающих, ресурсосберегающих технологий;
• сведения о наличии (отсутствии) проектно-смет-ной документации и положительного заключения государственной экспертизы на нее;
• описание товаров и (или) услуг (работ), которые будут производиться и (или) предоставляться (выполняться) в результате реализации проекта;
• анализ экономической эффективности планируемого способа реализации проекта по сравнению с иными способами его реализации (включая уровень затрат, соотношение цены и качества, эффективность расходования бюджетных средств Самарской области);
• информацию о реализации в других регионах РФ аналогичных по технико-экономическим показателям проектов ГЧП в соответствующей отрасли;
• план-график мероприятий по реализации проекта;
• информацию о подготовке необходимой организационно-правовой документации, проведения конкурсных или иных процедур в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ и Самарской области;
• иные материалы и сведения по усмотрению инициатора проекта, необходимые для разработки его концепции.
Межведомственная рабочая группа в течение 60 дней разрабатывает и согласовывает концепцию проекта, после чего направляет ее на рассмотрение руководителю уполномоченного органа.
По результатам рассмотрения концепции проекта руководитель уполномоченного органа в течение 10 дней принимает решение либо о представлении концепции данного проекта губернатору Самарской области, либо о доработке концепции проекта.
Решение о доработке концепции проекта ГЧП принимается в следующих случаях:
1. Если по результатам рассмотрения документов межведомственной рабочей группой сформировано заключение о нецелесообразности реализации проекта. В этом случае уполномоченный орган направ-
ляет инициатору проекта в течение 15 дней заключение о нецелесообразности реализации проекта с указанием причин такого решения. После устранения причин, препятствующих реализации проекта, допускается повторное обращение инициатора проекта ГЧП в соответствии с утвержденным порядком;
2. Если по результатам рассмотрения документов вновь выявленные сведения указывают на невозможность реализации данного проекта на принципах ГЧП. В этом случае инициатор проекта разрабатывает и представляет на рассмотрение межведомственной рабочей группы скорректированные информацию и материалы для модификации концепции проекта ГЧП. После устранения причин, указанных в настоящем пункте, межведомственная рабочая группа совместно с инициатором проекта в течение 15 дней дорабатывает концепцию проекта ГЧП.
Уполномоченный орган на основании решений, принятых руководителем уполномоченного органа, в течение 5 дней включает сведения о проекте ГЧП в реестр проектов ГЧП.
По результатам разработки концепции проекта ГЧП и принятия решения о представлении ее губернатору Самарской области уполномоченный орган в течение 5 дней направляет концепцию проекта на рассмотрение губернатору Самарской области. В случае принятия положительного решения в отношении проекта его реализация осуществляется в соответствии с планом-графиком мероприятий по реализации данного проекта.
Если же принимается решение о доработке проекта, то межведомственная рабочая группа совместно с инициатором проекта в течение 30 дней проводит доработку концепции проекта и повторно представляет ее на рассмотрение губернатору Самарской области. Уполномоченный орган на основании принятых решений в течение 5 дней включает сведения о данном проекте в реестр проектов ГЧП.
В случае принятия решения о согласовании реализации проекта ГЧП уполномоченный орган осуществляет мониторинг реализации проекта (далее - мониторинг). Мониторинг предусматривает анализ исполнения плана-графика мероприятий по реализации проекта ГЧП и осуществляется посредством:
• сбора информации о ходе реализации проекта на регулярной основе;
• запроса у инициатора проекта соответствующей информации.
Уполномоченный орган по результатам мониторинга вносит информацию в реестр проектов ГЧП в течение 5 дней со дня поступления информации.
При обнаружении факторов, препятствующих реализации проекта ГЧП, принимаются меры либо организуется переговорный процесс (совещание) по их устранению (преодолению). По результатам совещания под-
готавливается перечень мероприятий с определением ответственных лиц и сроков реализации этих мероприятий, а также определяется целесообразность внесения изменений в план-график реализации проекта.
Предложения по преодолению факторов, препятствующих реализации проекта, рассматриваются межведомственной рабочей группой в течение 15 дней со дня выявления таких факторов.
В Самарской области уделяется особое внимание созданию благоприятных условий для реализации проектов ГЧП, в том числе путем индивидуального сопровождения каждого такого проекта.
В текущем году в целях формирования полной объективной картины о состоянии каждого проекта запущена в тестовом режиме Информационная система управления проектами министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, причем доступ к системе может быть осуществлен как с персональных компьютеров, так и с планшетов и мобильных телефонов.
Информационная система предусматривает такие функции, как сбор и верификацию актуальной информации о ходе реализации каждого конкретного проекта, формирование консолидированной отчетности по проекту для разных уровней управления, формирование аналитических и прогнозных материалов по проекту, выявление причин отклонений от плана-графика и выработка вариантов их предотвращения, ведение статистики качества исполнения работ участниками проекта с целью определения необходимости управленческого воздействия и т. д.
В последующем к данной информационной системе будут подключены как представители органов исполнительной власти, участвующих в работе по ГЧП, так и иные участники процесса подготовки и реализации проектов.
Например, применительно к проектам ГЧП в сфере здравоохранения инициатором проектов служит министерство здравоохранения Самарской области, которое рассматривает предложения инвесторов или само инициирует разработку проектов по нужному профилю. После разработки организационно-экономической модели проекта и ее презентации с предоставлением пояснительной записки материалы направляются в министерство экономического развития, торговли и инвестиций Самарской области, а именно в управление государственно-частного партнерства, которое создает рабочую группу и приступает к структурированию и сопровождению проекта в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами.
По состоянию на 01.02.2015 в Самарской области имеется 57 проектов, предлагаемых к реализации с использованием механизма ГЧП. По отраслевой принадлежности данные проекты относятся: к сфере здравоохранения - 28 проектов, к сфере социально-
го обслуживания населения - 6, к сфере спорта - 7, к сфере туризма - 8, к сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства - 7 проектов.
В настоящее время на стадии реализации находятся 10 проектов ГЧП. Общий объем привлекаемых внебюджетных инвестиций составляет около 10 млрд руб., планируется создать более 1300 новых рабочих мест. Инвестиции направлены на модернизацию системы здравоохранения - создание современных кардиохи-рургического центра, центров гемодиализа, диагностических центров, а также на развитие спорта.
Из проектов, уже сегодня реализуемых на основе ГЧП, невозможно выделить наиболее или наименее успешные. Все проекты имеют свою специфику и социальную значимость, реализуются с соблюдением обозначенных сроков.
Приведем краткое описание этих проектов.
Строительство двух диализных центров в городских округах Самара и Сызрань.
В декабре 2013 г. подписано соглашение с компанией РгезетыМС о социально-экономическом сотрудничестве в целях строительства двух диализных центров в городских округах Самара и Сызрань. Сумма привлеченных инвестиций составляет 600 млн руб.
В настоящее время завершена стадия выбора и выделения земельных участков. Инвестор предусматривает строительство центров согласно типовым проектам с корректировкой под выбранные территории. Ориентировочный срок ввода объектов в эксплуатацию - первый квартал 2017 г.
Строительство и оснащение кардиохирургиче-ского центра в городском округе (г. о.) Самара
На строительство нового кардиохирургического центра привлечено 3 млрд руб. из средств инвестора. В этих целях в январе 2014 г. был заключен инвестиционный меморандум сроком на 10 лет. По проекту предоставлен земельный участок, разработана проектно-сметная документация, получено заключение государственной экспертизы и разрешение на строительство. Инвестор приступил к проведению строительно-монтажных работ. Ориентировочный срок сдачи объекта и ввода в эксплуатацию - декабрь 2016 г.
Строительство и оснащение Центра позитрон-но-эмиссионной и компьютерной томографии в г. о. Самара
Строительство Центра позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии планируется в рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, подписанного в феврале 2014 г. На эти цели будет направлено 325 млн рублей внебюджетных средств. Для осуществления проекта предоставлен земельный участок, ведется разработка проектно-сметной документации, подготовлена площадка под строительство. Ориентировочный срок ввода объекта в эксплуатацию - первый квартал 2016 г.
35
ш
X
<
а. х о о
ш <
а. ч
о
ш
ш ц,
а
<
а.
36
CL
О
LQ _0 ш
X
ш
о ^
о
X
X
ш
о х
а ш
Строительство и эксплуатация корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в г. о. Самара на территории Самарской областной клинической больницы им. В. Д. Середавина
В июне 2014 г. подписано концессионное соглашение сроком на 15 лет по строительству и эксплуатации отдельного корпуса Центра экстракорпоральной ге-мокоррекции и клинической трансфузиологии. Впервые в Самарской области проведен конкурс на право заключения такого соглашения. Планируемый объем привлеченных инвестиций - около 450 млн руб.
В настоящее время завершена разработка и экспертиза проектно-сметной документации, выделен участок земли и проведены подготовительные работы на площадке под строительство. Ориентировочный срок ввода объекта в эксплуатацию - первый квартал 2017 г.
Создание и оснащение многофункционального реабилитационного и перинатального центра в г. о. Самара
В августе 2014 г. подписан инвестиционный меморандум по строительству многофункционального реабилитационного и перинатального центра в г. о. Самара. Проект планируется реализовать на сумму привлеченных средств инвестора в размере 3 млрд руб. В настоящее время определен земельный участок и осуществляется процедура по его выделению.
Строительство конно-спортивного комплекса с ипподромом
В июне 2014 г. Самарская область была включена в перечень субъектов РФ, на территории которых должна быть осуществлена реконструкция (строительство) ипподромов в рамках программы «Газпром - детям». Объект будет возводиться в рамках соглашения между Правительством Самарской области, ОАО «Газпром» и ОАО «Росипподромы». В настоящее время для целей реализации проекта предоставлен земельный участок.
Строительство оздоровительного комплекса и футбольного центра в г. о. Самара
Необходимый объем внебюджетных средств -311 млн руб. Проект направлен на формирование у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни и на реализацию программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для детей.
Строительство гостиничного комплекса в Промышленном районе г. о. Самара
Необходимый объем внебюджетных средств -650 млн руб. Проект направлен на предоставление качественного сервиса по размещению амбулаторных пациентов и родственников пациентов ГБУЗ Самарского областного клинического онкологического диспансера (а также других медицинских учреждений области) на льготных условиях.
Также на сегодняшний день начаты конкурсные процедуры еще по 5 проектам в сфере здравоохранения. Общий объем привлекаемых средств на организацию лечебного питания, стерилизацию медицинских изделий, строительство офтальмологического и диагностического центров в городских округах Самара и Тольятти составит порядка 800 млн руб.
В заключение нужно отметить, что опыт взаимодействия власти и бизнеса в реализации проектов на основе ГЧП в России все еще небольшой. Поэтому необходимо тщательно изучать опыт реализации проектов ГЧП за рубежом и в нашей стране и адаптировать организационно-экономические модели таких проектов применительно к национальной специфике и особенностям развития экономики. Список рекомендуемой литературы приведен в конце статьи.
Крайне важно детально прорабатывать такие затрагивающие общественные отношения вопросы, как структурирование и сопровождение реализации каждого проекта ГЧП, поскольку здесь сталкиваются две тенденции: с одной стороны, необходимо оказывать помощь бизнес-структурам для преодоления препятствий, связанных с несовершенством законодательства, с другой стороны - необходим государственный контроль за реализацией подобных проектов, так как она требует вложения бюджетных средств или же связана с обязательствами государства.
Несомненно, что объединение интересов государства и бизнес-структур дает возможность действовать более эффективно и достигать оптимальных результатов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Емельянов Ю. В. Новые формы государственно-частного партнерства в России. Пробл. теории и практики управл. 2013; № 2: 13-23.
2. Белицкая А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. М.:Статут, 2012; 191 с.
3. Литовченко С. Е., Дынин А. Е., Нефедьев А. Д., Семенов Я. В. Национальный доклад «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве». М.: Ассоциация менеджеров, 2007.
4. Фирсова А. А., Муравьев Н. В. Аналитический обзор трактовок сущности и признаков государственно-частных партнерств. Ак-туал. пробл. совр. науки. 2013; № 5: 17-24.
5. Частное-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьев-ский центр», 2005: 32 с.
6. Buse K, Walt G. Global public-private partnerships: part II - what are the health issues for global governance? Bulletin of the World Health Organization. 2000; 78 (5): 699-709.
7. Karra M., Sharma S., Vargas М., et al. Fostering public-private partnership to reduce health inequities in Peru. Publication for review by the U.S. Agency for international development (USAID). 2010: 321-340.
8. McKee M., Edwards N., Atun R. Public-private partnerships for hospitals. Bulletin of the World Health Organization, 2006; 84: 890-896.
9. Nikolic I. A., Maikisch Н. Public-рrivate рartnerships and ^laboredon in the health sector: An оverview with сase studies from recent European experience. The World Bank HNP Discussion Paper. October, 2006: 27 p.
RECOMMENDED LITERATURE
1. Emelyanov Y. V. New forms of public private partnership in Russia. Theory and manag. practiceprobl. 2013, №2: 13-23p.
2. Belitskaya A. V. Legal regulation of public private partnership. M.: Statut, 2012: 191 p.
3. Litovchenko S. E., Dynin A. E., Nefedyev A. D., Semenov Y. V. Business risks in public private partnership: national report. M.: Managers' Association, 2007.
4. Firsova A. A., Muravyev N. V. Analytical review of subject matter and characteristics of public private partnerships. Topic.iss. of modern science. 2013; № 5: 17-24.
5. Public private partnership while executing strategic plans: practice and recommendations. SPb.: International Center of Social and Economic Studies «Leontyev Center», 2005: 32 p.
6. Buse K., Walt G. Global public-private partnerships: Part II—What are the issues for global governance? Bulletin of the World Health Organization. 2000; 78 (5): 699-709 p.
7. Karra M., Sharma S., Vargas M., et al. Fostering public-private partnership to reduce health inequities in Peru. Publication for review by the U.S. Agency for international development (USAID). 2010: 321-340.
8. McKee M., Edwards N.,Atun R. Public-private partnerships for hospitals. Bulletin of the World Health Organization, 2006; 84: 890-896.
9. Nikolic I. A., Maikisch H. Public-private partnerships and collaboration in the health sector: A nover view with case studies from recent European experience. The World Bank HNP Discussion Paper. October 2006: 27 p.
Сведения об авторах:
Навасардян Альберт Степанович
заместитель министра здравоохранения Самарской области, Россия, канд. мед. наук.
Адрес для переписки:
443020, г. Самара, улица Ленинская, д.73 Телефон: +7 (927) 734-2565 Е-таЦ:а1Ьег!^атага@Ьк.т
Майоров Олег Владимирович
заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Россия
Адрес для переписки:
443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д.210 Телефон: +7 (846) 332-8160 E-mail:[email protected]
Еськина Диана Владимировна
руководитель управления проектов государственно-частного партнерства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Россия
Адрес для переписки:
443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д.210 Телефон: +7 (846) 332-8160 E-mail:eskinadv@economy samregion.ru
Колобов Максим Владимирович
руководитель управления организации обеспечения медицинской техникой министерства здравоохранения Самарской области, Россия
Адрес для переписки:
443020, г. Самара, улица Ленинская, д.73 Телефон: +7 (846) 332-9250 E-mail:[email protected]
Навасардян Наталья Николаевна
врач-хирург НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Самара» ОАО РЖД, Россия
Адрес для переписки:
443029, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д.222б Телефон: +7 (927) 206-0882 Е-таЦ:ппп^атага@Ьк.ги
Writing committee:
Navasardyan Albert Stepanovich
Deputy Health Minister of Samara Region, Russia, Candidate of Medical Sciences.
Address for correspondence:
Leninskaya str., 73, Samara, 443020 Tel: +7 (927) 734-2565 E-mail: [email protected]
Mayorov Oleg Vladimirovich
Deputy Minister of Economic Development, Investment and Trade of Samara Region, Russia
Address for correspondence:
Molodogvardeyskaya str., 210, Samara, 443006
Tel: +7 (846) 332-8160
E-mail: [email protected]
Eskina Diana Vladimirovna
Head of Public Private Partnership Project Management at the Ministry of Economic Development, Investment and Trade of Samara Region, Russia
Address for correspondence:
Molodogvardeyskaya str., 210, Samara, 443006 Tel: +7 (846) 332-8160 E-mail:[email protected]
Kolobov Maxim Vladimirovich
Head of the Department of Organization of Medical Devices Supply at the Ministry of Health of Samara Region, Russia
Address for correspondence:
Leninskaya str., 73, Samara, 443020 Tel: +7 (846) 332-9250 E-mail:[email protected]
Navasardyan Natalia Nikolaevna
Surgeon at Non-Governmental Healthcare Institution «Road Clinical Hospital at the Samara Station», JSCo «RZD», Russia
Address for correspondence:
Novo-Sadovaya str., 222B, Samara, 443029 Tel: +7 (927) 206-0882 E-mail: [email protected]
37