Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЫКТЫВКАРА'

ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЫКТЫВКАРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of Syktyvkar schoolchildren’ diets were studied. The specific features of their alimentary status were used to improve children nutrition.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЫКТЫВКАРА»

повышенного выделения токсичных веществ при переливах фильтра, выбросах пылящих продуктов и других нарушениях технологии; 2) изоляция оборудования, улучшение его герметичности; 3) максимальная механизация ручных операций и автоматическое взятие проб без разгерметизации аппаратов; 4) более рациональное устройство электрофильтров и местной вытяжной вентиляции; 5) использование средств индивидуальной защиты: противопылевые респираторы, защитные очки, рукавицы и комбинезоны из пыленепроницаемой ткани.

Выводы. 1. На производствах по утилизации отходов получения фосфорной кислоты возможно выделение в воздух производственных помещений пыли продуктов переработки фосфо-гипса, соединений фтора и других химических веществ.

2. Химический анализ пыли, витающей в воздухе рабочей зоны, выявил наличие тех же элементов, что и в продуктах переработки отходов экстракции фосфорной кислоты: кальция, желе-

за, цинка, фосфора, калия, натрия и др. Исключение составляет кремний и диоксид кремния, содержание которых было выше во взвешенной пыли.

3. Важное значение имеет проведение специальных мероприятий по снижению пылеобразо-вания и выделения вредных газов в рабочую зону и определение характера действия на организм аэрозолей со сложным химическим составом.

Литература

1. Румянцев Г. И., Ходыкшш Т. М., Архангельский В. И.. Не-стеренко Л. Н. // Гиг. труда. - 1991. - № 6. - С. 19-22.

2. Ходыкшш Т. М. // Гиг. и сан. - 1994. - № 8. - С. 22-24.

Поступила 22.09.95

Summary. The process of phosphor-gyps is associated with the pollution of the working environment by aerosols containing Ca, Fc, Si, P, fluorides, and other substances. Sanitary measures for the working environment and studies of the aerosol effects on human health are proposed'.

Гигиена питания

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.2-053.6-07

А. И. Истомин, И. Г. Михайлов, А. Л. Козлова ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЫКТЫВКАРА

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Изучение фактического питания детей на Крайнем Севере дает возможность оценить количественную и качественную полноценность рационов. Кроме того, представляется возможность повлиять на отрицательные моменты в организации питания и создать предпосылки для формирования оптимального алиментарного статуса у детей.

Цель нашего исследования — гигиеническая оценка фактического питания 7—9-летних школьников Сыктывкара и его рационализация путем внесения корректив в нормы физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии.

Гигиеническую оценку фактического питания школьников проводили анкетно-опросным методом [1]. Пищевую и энергетическую ценность рационов рассчитывали по таблицам химического состава [7, 8]. Среднесуточные энергозатраты учащихся определяли на основании хронометража отдельных видов деятельности с использованием общепринятых энергетических эквивалентов [5]. Уровень экскреции с мочой аскорбиновой кислоты оценивали по методу Тильманса [4]. Собранный материал математически обработан с помощью общепринятых методов санитарной статистики с использованием персонального компьютера типа IBM PS/AT [3].

Результаты исследований энергетического обмена показали, что наибольший удельный вес как в суточном бюджете времени, так и в энергозатратах школьников составляют сон и пассивный отдых, затем следуют учебные занятия, различные виды деятельности по интересам (чтение, просмотр телепередач, рисование, музыка и др.), занятия физической культурой и спортом.

Проведенные расчеты энергетических затрат на разные виды деятельности, включая 10% прибавку на неучтенный расход, позволили установить потребность в энергии, составляющую в среднем 2286 + 40 ккал/сут.

Анализ химического состава фактического питания позволяет констатировать, что для изучаемой возрастной группы учащихся калорийность рационов в целом соответствует энергетическим затратам, однако реальный пищевой статус не является оптимальным и сбалансированным (см. таблицу).

За счет белков обеспечивается 270,4 ккал (12% от суточной калорийности), жиров — 625,5 ккал (27%), углеводов - 1412,8 ккал (61%) при соотношении основных пищевых веществ 1:1:5,2 (норма Б:Ж:У, г - 1:1:3,3; Б:Ж:У, % -15:30:50). Квота животного белка составляет 41% от общего содержания (норма 60%), удельный вес растительных жиров — 31%.

Химический состав рационов питания школьников Сыктывкара (М ± т)

Показатель

Ингредиент* фактическое в том числе школь-

питание ные завтраки

Белки, г 67,6 ± 2,4 16,3 ± 0,9

В том числе животного

происхождения 28,0 ± 1,1 8,3 ± 0,9

Жиры, г 69,5 ± 2,2 16,1 ± 1,0

В том числе растительного

происхождения 21,7 ± 0,9 5,9 ± 0,5

Углеводы, г 353,2 ± 9,8 72,4 ± 2,9

Энергетическая ценность, ккал 2308,7 ± 63,8 499,7 ± 15,3

Витамины:

С, мг 68,4 ± 4,4 12,2 ± 1,5

А, мкг ретинол экв. 478,5 ± 19,3 105,8 ± 13,4

Е, мг токоферол экв. 19,0 ± 0,8 4,7 ± 0,3

тиамин, мг 1,47 ± 0,05 0,24 + 0,01

рибофлавин, мг 1,04 ± 0,05 0,24 ± 0,02

пиридоксин, мг 1,87 ± 0,07 0,34 ± 0,01

РР, мг ниацин экв. 14,4 ± 0,6 2,7 ± 0,1

фолат, мкг 148,2 ± 6,7 35,7 ± 2,2

Минеральные вещества, мг:

кальций 525,3 ± 27,6 144,0 ± 17,1

фосфор 1103,7 ± 50,8 247,6 ± 13,6

магний 324,5 ± 14,8 64,6 ± 3,3

железо 16,5 ± 0,8 3,0 ±0,1

йод, мкг 35,3 ± 2,4 10,0 ± 2,2

* Без учета потерь при тепловой кулинарной обработке.

С учетом возможных потерь при тепловой кулинарной обработке обеспеченность отдельными витаминами составляет: А—41,0%; С — 45,7%; В2 - 59,3%; фолат - 74,1%; РР - 76,7; В1 — 88,3% от норм потребления средней климатической зоны [2, 6] при удовлетворительном уровне потребления токоферола и пиридоксина.

На примере аскорбиновой кислоты биохимическими методами исследования подтвержден факт ее недостаточного содержания в рационах. Установлено, что экскреции с часовой тощаковой мочой витамина С составляет в среднем 0,58 ± 0,05 мг/ч, что на 17% меньше нижней границы физиологической нормы. При этом умеренный дефицит витамина С в организме выявлен у 57% обследованных, глубокий — у 15%.

Минеральный состав рационов также не сбалансирован: при удовлетворительной обеспеченности магнием и железом отмечается дефицит йода (75%), кальция (52%), фосфора (33%).

Об углеводистой направленности питания школьников, дефиците ряда эссенциальных элементов (животного белка, витаминов, минеральных веществ) свидетельствует структура используемого продуктового набора. Уровень его потребления дан в г/сут: мясо и мясопродукты составляют 117, рыба и рыбопродукты — 21, яйца — 6, молоко и молокопродукты — 268, масло

растительное — 8, овощи, фрукты, ягоды — 432, крупяные и макаронные изделия, бобовые — 107, хлеб и хлебопродукты — 269, сахар и кондитерские изделия — 99.

Анализ результатов изучения фактического питания проведен нами по числу лиц, имеющих выраженные (на 30% и более) отклонения от границ физиологической нормы. Подобный подход позволяет в значительной мере индивидуализировать выявленные нарушения принципов сбалансированного питания и их направленность.

Таким образом, к группе риска в связи с недостатком потребления общего белка можно отнести 41% обследованных, белка животного происхождения — 83%, общего жира — 35%, жира растительного происхождения — 19%; повышенный риск в связи с избыточным употреблением углеводов выявлен у 32% школьников.

Как показали исследования, неоптимальными в количественном и качественном отношении являются школьные завтраки, централизованно производимые комбинатом детского питания. Квота завтраков по калорийности составляет 22% от суточной (норма 25%); кроме того, нарушено весовое — 1:1:4,4 и процентное — 13:29:58 соотношения основных пищевых веществ. Школьные завтраки обеспечивают поступление около 21% (16—25%) от суточного количества отдельных витаминов и 23% (18—28%) — минеральных веществ.

На основании выполненного комплекса гигиенических исследований с целыо рационализации питания, укрепления и сохранения здоровья учащихся разработаны гигиенические рекомендации "Оптимизация пищевого статуса школьников Севера" (утв. Госкомитетом санэпиднадзора РФ № 01-19/19-17 от 14.02.95).

Литература

1. Вопросы изучения фактического питания и состояния здоровья населения в связи с характером питания: Метод. рекомендации / Заиченко А. И. и др. — М., 1984.

2. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. - М., 1991.

3. Ноткин Е. Л. Статистика в гигиенических исследованиях. - М., 1965.

4. Покровский А. А. Биохимические методы исследования в ■ клинике. — М., 1969.

5. Потребности в энергии и белке. ВОЗ. — М., 1987.

6. Скурихин И. М. // Вопр. питания. — 1985. № 2. — С. 66— 69.

7. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий. — М., 1984.

8. Химический состав пищевых продуктов: Справочник. — М., 1987.

Поступило 17.04.95

Summary. The characteristics of Syktyvkar schoolchildren' diets were studied. The specific features of their alimentary status were used to improve children nutrition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.