Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ МОСКВЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.М. Краснопевцев, А.В. Истомин, Т.И. Козлова, Г.Д. Комаров, А.В. Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual nutrition of pupils of Moscow general education schools were studied. Comprehensive studies results gave the basis for hygienic recommendations aimed at the improvement of diet and health status of pupils.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ МОСКВЫ»

6. Протусевич Ю. М., Соловьев А. В., Квасов Г. И. // Гиг. и сан.— 1981.— № 4.— С. 30—32.

7. Рымаренко Т. В., Спиричев В. Б., Ладодо К. С. // Вопр.

питания.— 1988.— № 3.— С. 4—10.

Поступила 05.07.89

Гигиена детей и подростков

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

УДК 371.7:612.39-057.874(470.31 1)

В. М. Краснопевцев, А. В. Истомин, Т. И. Козлова, Г. Д. Комаров, А. В. Иванова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ МОСКВЫ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; санэпидстанция Волгоградского района, Москва

Интенсивные процессы роста и развития организма, высокая учебная нагрузка предъявляют особые требования к обеспечению учащихся школьного возраста основными пищевыми веществами. Разбалансированное питание отрицательно сказывается на физическом развитии, заболеваемости, иммунологической резистентности организма детей и подростков, их работоспособности и успеваемости.

В связи с изложенным нами проведена гигиеническая оценка пищевого рациона школьников Москвы с целью его рационализации. Выбранный контингент включал 5 возрастно-половых групп учащихся общеобразовательных средних -школ Москвы: 1-я — мальчики 6—Шлет; 2-я — мальчики 11 —13 лет; 3-я — девочки 1 1 —13 лет; 4-я — юноши 14—17 лет; 5-я — девушки 14—17 лет.

Для оценки состояния фактического питания использован активный опросно-анкетный метод. Школьники ежедневно в течение 3 дней заполняли специальную анкету, в которой отмечали время приема пищи, наименование продуктов и блюд с указанием потребляемого количества [1].

Анкетным опросом охвачено 240 школьников (720 анкет). Собранный материал обработан статистически и проанализирован в осенне-весенней динамике с учетом рекомендуемых норм [2].

Оценка питания, организованного в школе, проведена расчетным путем (150 рационов) и лабораторным (25 рационов) методом. Химический состав и энергетическую ценность рационов фактического питания рассчитывали по таблицам химического состава пищевых продуктов [4, 5]. Математическая обработка материалов исследований

Таблица 1

Содержание основных пищевых веществ и калорийность суточных рационов фактического питания школьников (Л1±т)

Белки, г Жиры, г

Группа обследованных всего в том числе животные всего в том числе растительные Углеводы, г Калорийность, ккал

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

66,0±3,1 34,0=1=2,4 64,6=1=5,2 23,6=1=2,6 375,94=19,2 2349,0=1= 114,7

64,7±2,8 33,6н=2,5 64,9=1=3,0 22,54=2,3 350,7=1=19,7 2245,74=102,6

(79) (47) (79) (16) (315) (2300)

75,6=1=4,1 41,0=4=2,7 73,6=1=5,2 22,3=1=2,0 420,6± 18,4 2647,2± 108,0

74,2ч=3,8 36,14=2,5 69,64=3,2 24,6±2,5 401,04=16,3 2527=1=86,4

(93) (56) (93) (19) (370) (2700)

67,2=1=6,6 40,94=4,0 84,24:5,4 24*44=3,0 365,74=22,7 2489,4 ±163,1

70,84=3,1 36,8=1=2,7 73,14=4,1 28,8=1=3,0 405,9=1=24,7 2564,7± 133,2

(85) (51) (85) (17) (340) (2450)

86,2=1=3,2 44,5=1=2,9 89,9=1=6,1 23,5=1=2,1 441,64=21,8 2920,3± 143,4

87,1 ±3,3 42,8±2,5 82,4=1=4,1 27,8=1=2,9 455,3=1= 15,8 2911,2=1=77,8

(100) (60) (ЮО) (20) (400) (2900)

75,24=3,5 43,74=3,5 75,8=1=4,8 23,34=1,8 417,3=1=20,9 2652,2± 124,7

81,6=1=3,1 41,74=2,6 80,64=3,3 29,3=1=2,6 433,8± 16,1 2787,0±78,4

(90) (54) (90) (18) (360) (2600)

Примечание. Здесь и в табл. 2: в числителе — показатель осеннего, в знаменателе в скобках — физиологическая норма.

весеннего периода года;

Таблица 2

/ ' \ » « \ Г ■ г

Содержание витаминов в суточных рационах фактического питания школьников (Л1±т)

Группа Вита мины, мг

обследованных 4 » А р-каротин в, В2 рр с

1-я 0,33±0,04 2,44±0,48 ' 0,99±0,06 1,14±0,07 0 10,24±0,55 47,20±4,30

0,28±0,03 1,52±0,18 0,97±0,05 1,00±0,09 9,58±0,54 43,56±3,54

2-я 0,35+0,04 (0,7) 2,00±0,25 (1,4) 1,11 ±0,06 (1,6) 1,23±0,09 (15,0) 10,75±0,60 (60,0) 66,18±7,63

0,28±0,03 • 1,87±0,26 1,13±0,06 1,25±0,06 10,98±0,56 49,48±7,27

3-я • 0,394=0,11 (1.0) 2,11 ±0,23 (1,6) 1,00±0,11 (1,9) 1,55±0,15 (18,0) 9,68=+= 1,00 70,0) 67,41 ±8,20

0,384=0,11 1,79±0,19 1,094=0,06 1,32±0,11 10,36±0,50 55,98±6,93

4-я 0,344=0,07 (1,0) 1,65±0,23 (1,5) 1,43±0,13 (1,7) 1,49±0,09 (16,0) 12,95±0,97 (60,0) 66,53±5,76

0,41 ±0,04 2,19±0,37 1,33=4=0,07 1,50±0,09 13,19±0,85 55,96±4,45

5-я 0,50 ±0,11 (1,0) 1,68±0,19 (1,7) 1,04±0,04 (2,0) 1,38±0,12 (19,0) 11,17± 0,43 (75,0) 69,39±7,66

0,32±0,04 2,32±0,34 1,25±0,05 1,34±0,09 11,98±0,46 51,91 ±4,19

(1,0) (1,6) (1,8) (17,0) (65,0)

проведена общепринятыми методами санитарной статистики [3].

Анализ суточных рационов питания школьников (табл. 1) позволил установить, что по калорийности, содержанию белков, жиров и углеводов рационы питания всех 5 возрастно-половых групп уча-

составляла в среднем 73 % (65 ном — 65% (60—69 %)

84'%), ниаци-от нормы (табл. 2).

щихся как в осеннии, так и весеннии период года не имеют статистически достоверных сезонных различий (р>>0,05).

Суточная калорийность пищи школьников составила (в ккал) для 1-й группы 2297, 2-й — 2587, 3-й — 2527, 4-й — 2916, 5-й — 2720, что в целом соответствует рекомендуемым возрастным физиологическим нормам.

Квота белков (Б) составила 10,8±12,0 % от суточной калорийности (норма 13,8 %), удельный вес жиров (Ж) — 24,8—30,4 % (норма 31 %), углеводов (У) — 58,8—64,0 % (норма 55,2%). Соотношение Б:Ж:У как в осенних, так и весенних рационах питания школьников 1:1:5,2—5,6.

Таким образом, рацион фактического питания учащихся средних школ дефицитен по белковому и жировому компонентам соответственно на 14,5 г (8,4—17,8 г) и 13,5 г (0,8—23,4 г) и избыточен по содержанию углеводов в среднем на 49,8 г

(25,7—73,8 г).

О разбалансированности фактического питания школьников свидетельствует дефицит белков животного происхождения — 53 % при норме 60 % и некоторый избыток растительных жиров — 33 % при норме 20 %.

Необходимой составной частью полноценного питания является достаточное количество витаминов. В рационах фактического питания в осенний и весенний периоды года во всех 5 возрастно-половых группах учащихся отсутствовали статистически достоверные различия (р>0,05) в содержании витаминов В|, Вг, РР. При этом обеспеченность тиамином и рибофлавином учащихся

Содержание витамина А (с учетом каротиновой активности) в рационах питания школьников соответствовало норме. Вместе с тем в осенний период года обеспеченность витамином А учащихся 1-й группы выше, чем в весенний период, на 31,1 %, 2-й — на 1 1,2 %, 3-й — на 10,6 %. У учащихся 4-й и 5-й групп сезонных различий не выявлено.

Количество витамина С в осенних рационах школьников колебалось в пределах 78,7—112,0 %, составив в среднем 96,1 % от физиологической потребности. В весенний период года ввиду недостатка естественных пищевых продуктов, богатых аскорбиновой кислотой, содержание витамина С в питании мальчиков 6—10 лет было на 3,6 мг (6 %) ниже, чем в осенний период, мальчиков 11 — 13 лет — на 16,7 мг (23 %), девочек 11 —13 лет — на 11,4 мг (19 %), юношей 14—17 лет — на 10,6 мг (14 %), девушек 14—17 лет — на 17,5 мг (27 %).

Уровень минеральных веществ в организме учащихся средних школ только на 62 % обеспечен фосфором и кальцием при удовлетворительном содержании железа. Соотношение Са:Р в рационах фактического питания составляло в среднем 1:1,9 (норма 1:1,5). Таким образом, отмеченный у школьников дефицит ряда минеральных веществ можно объяснить недостаточным использованием в питании таких продуктов, как молоко, рыба, молочные изделия.

В совершенствовании организации питания в школах перспективным следует считать создание школьно-базовых столовых и комбинатов, которые могут снабжать пищеблоки школ полуфабрикатами высокой степени готовности, тем самым освобождая их от первичной обработки сырья; при этом время приготовления пищи сокращается, упрощается система завоза продуктов. Пищеблоки

изучаемых школ охвачены подобной формой организации общепита, в результате чего большинство учащихся обеспечиваются двухразовым горячим питанием: комплексными завтраками и обедами.

Как показали исследования, калорийность школьного питания составила 1680 ккал; при этом за счет школьных завтраков обеспечивалось 22,7 % суточной калорийности, за счет обедов — 42,5 %. Таким образом, для мальчиков 1—4-х классов и девочек 1—6-х классов калорийность школьного питания была избыточной.

При анализе структур пищевого рациона в целом обращает на себя внимание несбалансированность его построения. Квота белков в школьных завтраках составляла 11,1 % общей калорийности, в обедах — 9,9 %, удельный вес жиров —

25.4 % в завтраках и 20,7 % в обедах, углеводов —

63.5 и 69,4 % соответственно. Таким образом, рационы школьного питания представлены преимущественно углеводной пищей. На это указывает также соотношение Б:Ж:У 1:1:6,5 (норма 1:1:4).

За счет школьного питания учащиеся получали 0,60 мг (38,5 % суточной потребности) тиамина, 0,74 мг (41,4 %) рибофлавина, 6,30 мг (37,3%) ниацина, 40,52 мг (61,8 %) аскорбиновой кислоты, 321,3 мг (28,2 %) кальция, 653,2 мг (38,3 %) фосфора, 9,6 мг (53,3 %) железа. Эти данные свидетельствуют о недостаточном использовании в рационах школьного питания продуктов, богатых витаминами (В|, В2, РР) и минеральными веществами (Са, Р).

Материалы лабораторных исследований школь-

ных завтраков и обедов показали, что фактическое содержание белков (выполнение раскладки 104,5—1 17,2 %), жиров (79,8—105,2 %), углеводов (94,2—106,7 %) и калорийность блюд (87,4— 106,6 %) в целом соответствуют теоретическим расчетам, и подтверждают вывод о разбалансиро-ванности состава школьного питания.

На основании полученных данных разработаны и внедрены в практику гигиенические рекомендации, направленные на рационализацию питания (школьного и домашнего), а также предложения по совершенствованию диспансерного наблюдения за школьниками.

Литература

1. Вопросы изучения фактического питания и состояния здоровья населения в связи с характером питания: Метод, рекомендации / Заиченко А. И. и др.— М., 1984.

2. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР.— М., 1982.

3. Ноткин Е. Л. Статистика в гигиенических исследованиях.—

М., 1965.

4. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий.—- М., 1984.

5. Химический состав пищевых продуктов: Справочник.— М., 1987.

• • % 1 ^ » ^ * * • « »

Поступила 13.10.89

Summary. Actual nutrition of pupils of Moscow general education schools were studied. Comprehensive studies results gave the basis for hygienic recommendations aimed at the improvement of diet and health status of pupils.

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1990

УДК 613.471:613.954.4

Я. Я. Гребняк, В. И. Агарков, Г. Я. Шелех, В. Я. Сокол, Т. А. Кутузова, Т. В. Михайлова,

Р. Я. Винокуров

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького; Донецкая областная санэпидстанция

Состояние здоровья детей неразрывно связано

с организацией режима их деятельности в детских дошкольных учреждениях. В создании условий, благоприятствующих развитию организма, особое место занимает физическая культура [1, 3].

Для определения влияния систематических занятий плаванием обследовано 733 ребенка 4—6-летнего возраста. В экспериментальную группу вошло 420 детей, систематически занимающих-

) • • 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся плаванием в бассейне детского дошкольного учреждения, в контрольную — 313 детей, не занимающихся плаванием. Санитарно-гигиенические условия и другие формы занятий физической культуры во всех обследованных детских комбинатах были практически одинаковыми. Исследова-

ли показатели физического развития, степень закаленности, уровень физической работоспособности, титр антител и заболеваемость. Анализу подвергали показатели, характеризующиеся различной скоростью изменчивости: интенсивные — функциональные, пролонгированные — антропометрические и заболеваемости.

Сравнительная характеристика антропометрических и функциональных показателей у детей экспериментальной и контрольной групп различного возраста выявила существенное влияние на организм систематических занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях (табл. 1). В течение первого года занятий плаванием эти различия были незначительными и носили характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.