Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Я Я. Гребняк, В И. Агарков, Г Я. Шелех, В Я. Сокол, Т А. Кутузова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematic swimming exercises in child preschool establishments increase toughening of children, resistance to unfavourable factors, and also favourably influence antropometric indices. Besides, collective health indicators in such groups (health index, specific weight of children who get ill frequently, the presence of the antigen protective titre, mean duration of one case of a disease) were reliably better.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

изучаемых школ охвачены подобной формой организации общепита, в результате чего большинство учащихся обеспечиваются двухразовым горячим питанием: комплексными завтраками и обедами.

Как показали исследования, калорийность школьного питания составила 1680 ккал; при этом за счет школьных завтраков обеспечивалось 22,7 % суточной калорийности, за счет обедов — 42,5 %. Таким образом, для мальчиков 1—4-х классов и девочек 1—6-х классов калорийность школьного питания была избыточной.

При анализе структур пищевого рациона в целом обращает на себя внимание несбалансированность его построения. Квота белков в школьных завтраках составляла 11,1 % общей калорийности, в обедах — 9,9 %, удельный вес жиров —

25.4 % в завтраках и 20,7 % в обедах, углеводов —

63.5 и 69,4 % соответственно. Таким образом, рационы школьного питания представлены преимущественно углеводной пищей. На это указывает также соотношение Б:Ж:У 1:1:6,5 (норма 1:1:4).

За счет школьного питания учащиеся получали 0,60 мг (38,5 % суточной потребности) тиамина, 0,74 мг (41,4 %) рибофлавина, 6,30 мг (37,3%) ниацина, 40,52 мг (61,8 %) аскорбиновой кислоты, 321,3 мг (28,2 %) кальция, 653,2 мг (38,3 %) фосфора, 9,6 мг (53,3 %) железа. Эти данные свидетельствуют о недостаточном использовании в рационах школьного питания продуктов, богатых витаминами (В|, В2, РР) и минеральными веществами (Са, Р).

Материалы лабораторных исследований школь-

ных завтраков и обедов показали, что фактическое содержание белков (выполнение раскладки 104,5—1 17,2 %), жиров (79,8—105,2 %), углеводов (94,2—106,7 %) и калорийность блюд (87,4— 106,6 %) в целом соответствуют теоретическим расчетам, и подтверждают вывод о разбалансиро-ванности состава школьного питания.

На основании полученных данных разработаны и внедрены в практику гигиенические рекомендации, направленные на рационализацию питания (школьного и домашнего), а также предложения по совершенствованию диспансерного наблюдения за школьниками.

Литература

1. Вопросы изучения фактического питания и состояния здоровья населения в связи с характером питания: Метод, рекомендации / Заиченко А. И. и др.— М., 1984.

2. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР.— М., 1982.

3. Ноткин Е. Л. Статистика в гигиенических исследованиях.—

М., 1965.

4. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий.—- М., 1984.

5. Химический состав пищевых продуктов: Справочник.— М., 1987.

• • % 1 ^ » ^ * * • « »

Поступила 13.10.89

Summary. Actual nutrition of pupils of Moscow general education schools were studied. Comprehensive studies results gave the basis for hygienic recommendations aimed at the improvement of diet and health status of pupils.

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1990

УДК 613.471:613.954.4

Я. Я. Гребняк, В. И. Агарков, Г. Я. Шелех, В. Я. Сокол, Т. А. Кутузова, Т. В. Михайлова,

Р. Я. Винокуров

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького; Донецкая областная санэпидстанция

Состояние здоровья детей неразрывно связано

с организацией режима их деятельности в детских дошкольных учреждениях. В создании условий, благоприятствующих развитию организма, особое место занимает физическая культура [1, 3].

Для определения влияния систематических занятий плаванием обследовано 733 ребенка 4—6-летнего возраста. В экспериментальную группу вошло 420 детей, систематически занимающих-

) • • 7

ся плаванием в бассейне детского дошкольного учреждения, в контрольную — 313 детей, не занимающихся плаванием. Санитарно-гигиенические условия и другие формы занятий физической культуры во всех обследованных детских комбинатах были практически одинаковыми. Исследова-

ли показатели физического развития, степень закаленности, уровень физической работоспособности, титр антител и заболеваемость. Анализу подвергали показатели, характеризующиеся различной скоростью изменчивости: интенсивные — функциональные, пролонгированные — антропометрические и заболеваемости.

Сравнительная характеристика антропометрических и функциональных показателей у детей экспериментальной и контрольной групп различного возраста выявила существенное влияние на организм систематических занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях (табл. 1). В течение первого года занятий плаванием эти различия были незначительными и носили характер

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных антропометрических и функциональных показателей у детей экспериментальной и

контрольной групп различного возраста (М±т)

Экспериментальная группа Контрольная группа

Показатель возраст, годы

4 5 6 4 5 6

Удельный вес мышечной ткани, % Средняя толщина кожного жирового слоя, мм Продольный температурный градиент, °С Показатель лабильности, ед. Прирост частоты пульса на дозированную физическую- нагрузку, %

49,9±1,1 3,7±0,1 2,6±0,3

2,4±0,2

I

15,8±1,4

52,7±0,9 4,1 ±0,1 3,0+0,2 2,4±0,2

52,7±0,5 3,8±0,2 2,8±0,2 1,8±0,1

46,7±0,9 3,5±0,2 3,64=0,4 2,4±0,2

45,8±0,7* 3,1 ±0,1* 4,0+0,3* 2,64=0,1

V.

19,9±1,7 30,84= 1,9

19,1 ±2,5 26,7+1,4

*

Примечание. Звездочка — различия с контролем — статистически достоверны.

48,9±0,9* 2,9+0,1* 5,1+0,4* 2,4+0,1*

32,1 + 1,8

тенденции. В дальнейшем возрастная динамика почти всех показателей приобретала более благоприятный характер при систематических занятиях плаванием. Удельный вес мышечной ткани в экспериментальной группе устанавливался на более высоком уровне (52,7 %) уже в 5-летнем возрасте. Занятия плаванием особенно благоприятно сказывались на оптимизации массы тела. Так, доля лиц с массой, превышающей среднюю, среди часто болеющих детей, детей с морфофункциональными отклонениями и хроническими заболеваниями в стадии компенсации в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, была больше соответственно на 6,3, 8,4 и 6,2 % (р<0,05). Вместе

О

с тем следует отметить, что у детей экспериментальной группы средняя толщина кожного жирового слоя в 5-летнем возрасте больше на 1,0± 4=0,1 мм и в 6 лет — на 1,1 ±0,2 мм (р<0,05). Это, по-видимому, связано с защитной функцией жировой ткани в поддержании теплового баланса в условиях охлаждающего воздействия внешней среды при занятиях плаванием.

Дети, систематически занимающиеся плаванием, имели более высокую степень закаленности, причем с увеличением продолжительности занятий

плаванием закаленность у них повышалась. Об этом свидетельствуют уменьшение величины грудной термоасимметрии на 0,47=1=0,1 7 ед. и показатели лабильности при холодовой пробе на 0,6=4= =4=0,1 ед. Отличительной особенностью детей контрольной группы является устойчивый уровень показателя лабильности (2,4—2,6 ед.), характеризующего, по мнению авторов [2, 4], силу и скорость восстановления кожно-сосудистой реакции на стандартный холодовой раздражитель. Продольный температурный градиент в этой группе с 4 до 6 лет даже возрос. Следовательно, динамика терморегуляционных реакций под влиянием систематических занятий плаванием, отражая повышение адаптации к неблагоприятным воздействиям внешней среды в результате тренировки, создает предпосылки к целенаправленному формированию здоровья.

Средние значения одного из основных показателей физической работоспособности — прироста

частоты пульса на дозированную нагрузку были ниже в экспериментальной группе. Однако эти различия, за исключением 5-летнего возраста, носили характер тенденции.

Изучение иммунного статуса показало, что защитный титр антител против кори у детей экспериментальной группы по сравнению с этим показателем у детей контрольной группы был выше и составлял соответственно 54,4+3,4 и 44,24=2,8 % (табл. 2). По-видимому, систематические занятия плаванием, оказывая тренирующее воздействие на терморегуляционные функции организма и тем самым повышая его сопротивляемость, способствуют более экономному «расходованию» антител.

Анализ пролонгированных показателей влияния внешних факторов на организм свидетельствует о более высоком уровне здоровья детей, посещающих детские комбинаты с плавательными бассейнами. В частности, индекс здоровья и удельный вес часто болеющих детей, систематически занимающихся плаванием., составляли соответственно 12,6=4=1,2 и 23,5=4=2,1 % при 8,7=4=1,4 и 37,1 ±2,7 % в контрольной группе (р<0,05). Более низкие показатели здоровья в контрольных детских дошкольных учреждениях обусловили более низкий удельный вес детей без противопоказаний к проведению закаливающих процедур. При этом индекс освобождения от занятий физкультурой у них был выше на 538,7=ь 185,9 дня на 100 детей (р<0,05). Отмеченные особенности, препятствуя проведению закаливающих мероприятий у одной

Таблица 2

Характеристика показателей здоровья у детей экспериментальной и контрольной групп (М±т)

Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа Различия

Наличие защитного титра ан-

тител, % 54,1 ±3,4 44,2±2,8 —9,9±4,4

Удельный вес часто болею-

щих детей, % 23,5±2,1 37,1 ±22,7 13,6±3,4

Индекс здоровья, % 12,6±1,2 8,7± 1,4 . —3,9± 1,8

Удельный вес детей основной

группы для закаливания, % 72,3±2,1 66,4± 1,9 —5,9±2,8

Индекс освобождения от за-

нятий физкультурой, дней 3462,9± 120,8 538,7± 185,9

на 100 детей 2923,3± 141,4

трети детей, создают предпосылки для повышения уровня заболеваемости, т. е. образуют «замкнутый круг». Последнее подтверждается возрастной динамикой средней продолжительности одного случая заболевания. В экспериментальной группе с 4 до 6 лет она уменьшалась на 2,5 дня, а в контрольной увеличивалась на 2,6 дня. Занятия плаванием оказывают благоприятное влияние на структуру заболеваемости по обращаемости. Так, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной болезней нервной системы и органов зарегистрировано меньше на 5,3 + 2,3 дня на 100 детей (р<0,05). Вместе с тем следует отметить и отрицательное влияние занятий плаванием — уровень болезней кожи и подкожной клетчатки, а также болезней мочеполовой системы в экспериментальной группе выше на 5,2+1,2 и 2,1 ±0,7 случая на 100 детей соответственно. Приведенные данные указывают на необходимость осуществления мероприятий по профилактике этих заболеваний при занятиях плаванием.

Выводы. 1. Систематические занятия плаванием повышают устойчивость организма детей к метеорологическим факторам, и способствуют оптимизации их функционального состояния.

2. Проведение занятий плаванием непосредственно в детских дошкольных учреждениях расширяет возможности профилактики заболеваний и улучшения состояния здоровья детей.

Литература

1. Вайнруб Е. М., Еременко Г. Н., Краснянская П. J1. Гигиена обучения детей в школах с продленным днем.— Киев, 1984.

2. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г., Белостоц-кая Е. М. и др.— М., 1987.

3. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1972.

4. Терентьева Г. В. Гигиенические основы обеспечения теплового комфорта детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1983.

Поступила 11.05.89

Summary. Systematic swimming exercises in child preschool establishments increase toughening of children, resistance to unfavourable factors, and also favourably influence antropometric indices. Besides, collective health indicators in such groups (health index, specific weight of children who get ill frequently, the presence of the antigen protective titre, mean duration of one case of a disease) were reliably better.

%

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.954

А. В. Степанов, А. А. Баятаков, Р. Э. Розе, В. А. Капасакалис, К. А. Садвакасова, Л. И. Анисимова

РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЖАМБУЛСКОЙ ОБЛАСТИ

Джамбулский областной отдел здравоохранения

Охрана здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших государственных задач. Для решения этой задачи требуется разработка региональных межведомственных программ [5, 7], координирующих действия всех заинтересованных ведомств и учреждений. В Джам-булской области такая программа комплексного решения вопросов охраны здоровья детей разработана для детских дошкольных учреждений. Необходимость такого шага диктовалась высоким уровнем заболеваемости детей в детских яслях-садах и наметившейся в 1985—1987 гг. тенденцией к ее росту. В структуре заболеваемости ведущее место принадлежит заболеваниям верхних дыхательных путей, возникновение которых в первую очередь обусловлено уровнем неспецифической резистентности детского организма [9]. Уход за больными детьми в 17,2 % случаев служит причиной тру-допотерь на производствах области. Высокий уровень заболеваемости детей наносит ущерб всему населению не только в социальном, но и в экономическом плане [1 ].

Комплексная программа охраны здоровья детей включала четыре основные задачи: 1) повышение

уровня неспецифической резистентности организма детей; 2) улучшение качества медицинского обеспечения и осуществление преемственности в работе поликлиник и детских учреждений; 3) повышение роли администрации, профкомов предприятий, ведомств и педагогического коллектива в работе по укреплению здоровья детей; 4) обеспечение необходимых гигиенических условий и оптимизация учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях.

В соответствии с задачами были определены пути их решения. При решении вопросов оздоровления детей был изучен имеющийся опыт по созданию оздоровительных детских садов для часто болеющих детей Мурманской, Ростовской областей, Адыгейской автономной республики, Карагандинского производственного объединения по добыче угля [2]. Однако в наших условиях при существующей переуплотненности детских учреждений данный подход представлялся нецелесообразным, поскольку при этом страдает прежде всего учебный процесс. В то же время перевод детей в новый коллектив связан с необходимостью адаптации ослабленного ребенка к новым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.