Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ 5—7-ЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ 5—7-ЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.В. Чернова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The data on the effect of locomotor activity on daily energy losses of inmates of preschool children’s homes are presented. Caloric value of food ration and the degree of its adequacy to children’s locomotor activity are hygienically assessed. It is established that additional lessons of swimming and ryhthmics in winter increase general daily energy losses by 5.3-8.8 %. For the purpose of providing the nutrition compensating the energy losses and elevation of locomotor activity it is recommended to spend not less than 5 hours a week on physical training at preschool Children’s homes.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ 5—7-ЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ»

п определенной мере сокращаются затраты времени на изучение темы. Большинство слушателей (78,4 % в группе № 27 и 57,3 % в группе № 14) выполняют задание за 75—80 мин. Имеющиеся различия в группах № 27 и 14 обусловлены тем, что слушатели группы № 14 к моменту проведения занятия не прошли полного курса обучения работе с клавиатурой. Недостаточная подготовка к работе с клавиатурой приводит к непроизводительным затратам времени, отвлекает обучаемых от усвоения содержания темы, что снижает эффективность применения ЭВТ.

Важным показателем, характеризующим эффективность обучения, является число усвоенных слушателями понятий. Для определения значений этого показателя после занятий в экспериментальных группах и лекций в контрольных группах проведена проверка знании с целью выявления количества и качества усвоения слушателями основных понятий данной темы (табл. 1).

Как видно из табл. 1, слушатели экспериментальных групп усвоили основные понятия лучше, чем слушатели контрольных групп.

Результаты физиологических исследований приведены в табл. 2. <

Из представленных в табл. 2 данных следует, что динамика показателей функционального состояния организма обучаемых в процессе занятий не была однозначной. Так, выявлено статистически достоверное снижение критической частоты слияния световых мельканий, т. е. уменьшение функциональной подвижности зрительного анализатора, указывающее на нарастание зрительного утомления к концу занятия.

Ухудшалось и общее самочувствие обследуемых, о чем свидетельствуют статистически достоверные различия интегральной оценки своего состояния до и после занятия.

Вместе с тем в ходе занятия практически не изменялся объем кратковременной памяти и на-

блюдалась тенденция к активизации функций внимания (как по объему перерабатываемой информации, так и по уменьшению количества допускаемых ошибок). Такая динамика психофизиологических показателей может свидетельствовать о том, что учебная деятельность с использованием ЭВТ является фактором, повышающим мотивацию к обучению, мобилизующим психофизиологические резервы учащихся.

Однако нарастание зрительного утомления и особенно данные о существенном ухудшении самочувствия обследуемых к концу занятия указывают на необходимость коррекции методики проведения учебного процесса при использовании ЭВТ и с физиолого-гигиенических„ и с педагогических позиций. В связи с этим существенное внимание должно быть уделено разработке рациональных вариантов режима деятельности учащихся в течение учебного дня и учебной недели, основанных на оценке психофизиологической тяжести их труда, совершенствованию двигательного режима в учебном процессе, в частности использованию малых форм физической культуры как средства, снижающего напряжение механизмов регуляции физиологических функций, а также применению специальных упражнений.

Литература

1. Выбойщик А., Ходыркер Е.// Профтехобразование. — 1986. — № 4 — С. 18—19.

2. Красе Э. //Там же,— 1987, —№ 4, —С. 16—19.

3. Психофизиологические методы. — Л., 1978.

4. Психофизиологический отбор военных специалистов. — М„ 1973.

5. Соколов Ю. Д. // Профтехобразование. — 1986. — № 6.— С. 21.

6. Стрелков Р. Б. Метод вычисления стандартной ошибки и интервалов средних арифметических величин с помощью таблицы. — Сухуми, 1966.

7. Стрикелева Л. В., Пискунов М. У.. Тихонов В. И. Организация учебного процесса с помощью АОС. — Минск, 1986.

Поступила 22.12.87'

УДК 613.954.4/.955+613.71 )-07:613.22

Т. В. Чернова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ 5—7-ЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Свердловский медицинский институт

Двигательная активность — один из определяющих медико-социальных факторов физического развития детей дошкольного возраста. Нормальное функционирование органов и систем растущего организма детей обеспечивается, с одной стороны, оптимальной двигательной активностью, с другой — рациональным питанием, не только компенсирующим энерготра-

ты, но и обусловливающим нормальный рост и развитие детей.

Вопросы двигательной активности и рационального питания воспитанников дошкольных детских домов изучены крайне недостаточно [3, 4].

Целью настоящего исследования было изучение объема и интенсивности двигательной ак-

тивности воспитанников дошкольных детских домов в условиях традиционного и экспериментального двигательных режимов, гигиеническая оценка калорийности пищевого рациона и степени ее адекватности двигательной активности детей.

Исследование проводили в двух дошкольных детских домах. В детском доме № 1 общий режим дня построен традиционно и соответствует требованиям программы воспитания и обучения в детском саду, а в детском доме № 2 в целях оптимизации двигательного режима в холодный период года были введены еженедельные занятия ритмикой (2 ч) и плаванием (2 ч).

Для оценки двигательной активности воспитанников использован общепринятый таблично-хронометражный метод [2, 8, 12]. Энергетическую стоимость пищевого рациона изучали расчетным методом с использованием справочных таблиц содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов [10]. Физическое развитие 80 детей оценивали по данным массы тела и толщины кожно-жиро-вых складок с помощью региональных стандартов физического развития, построенных по типу перцентильных шкал регрессии [9]. Математически обработано 600 хронометражных карт суточного бюджета времени 50 воспитанников. Проведены расчет и анализ 56 продуктовых наборов.

По данным исследования, в среднем за неделю в суточном бюджете времени на занятия с повышенным двигательным компонентом (утренняя гимнастика на улице, физкультура, занятия трудом, подвижные игры, музыкальные занятия, плавание, ритмика) у детей экспериментальной группы приходилось в холодный период года 5,2—6,2 ч, в теплый период (апрель — май) 4,4—5,1 ч, в контрольной группе 4,7—5,2 и 4,4—5,1 ч соответственно.

В качестве критерия энергетической стоимости двигательной активности использована метаболическая константа — величина, равная отношению энерготрат на отдельные виды активности к величине основного обмена. Значения метаболических констант при различных видах активности у детей неодинаковы и составляют во время сна 1,0, утренней гимнастики 4,0, в период учебных занятий 1,3—1,4, занятий физкультурой, музыкой, плаванием и ритмикой 6,6, прогулок 2,8—4,0, в процессе труда 1,5—3,8, игр в помещении 2,1, приема пищи 1,5, самообслуживания и личной гигиены 2,2 [2, 8].

Величина основного обмена, зависящая от массы тела и возраста воспитанников, колеблется от 838,7 до 953,5 ккал в сутки, или от 0,04 до 0,033 ккал на 1 кг массы тела в минуту. Общий суточный расход энергии с учетом энерготрат на специфическое динамическое действие пищи, неучтенные движения, рост орга-

Таблица 1

Энерготраты (в ккал) воспитанников дошкольных детских домов (ДДД) № 1 и 2 в холодный и теплый периоды года

н ДДД № 1 ДДД л-« 2

Возрас годы Пол холодный период теплый период ХОЛОДНЫЙ период теплый период

5 /Мальчики Девочки 1964 2015 1943 2035 2152 2034 2031 1887

6 Мальчики Девочки 2073 2000 2064 1991 2187 2280 2003 2089

7 Мальчики Девочки 2070 2061 2151 2141 2295 2540 2236 2472

низма составил в экспериментальной группе 2034—2540 ккал в холодный период года, 2003—2472 ккал в теплый период, в контрольной группе — соответственно 1964—2073 и 1943—2151 ккал (табл. 1).

Средний расход энергии в пересчете на 1 кг массы тела у зоспитанников экспериментальной группы в связи с повышенным двигательным режимом в холодный период года выше, чем у воспитанников контрольной группы, и составляет в экспериментальной группе у мальчиков 122,0—133,6 ккал/кг, у девочек 125,7—145,2 ккал/кг, в контрольной группе 114,3—127,5 и 117,7—133,4 ккал/кг соответственно.

Суточные энерготраты в значительной степени определяются энерготратами на мышечную деятельность. Удельный вес суточных энерготрат на мышечную работу зависит от режима дня, продолжительности отдельных его компонентов. С увеличением возраста удельный вес суточных энерготрат на мышечную активность повышается (табл. 2). Различий в удельном весе суточных энерготрат на мышечную работу среди воспитанников в зависимости от пола в холодный период года не наблюдается. В теплый период года в экспериментальной группе отмечены незначительные различия в зависимости от пола в удельном весе суточных энерготрат на мышечную активность 5—6-летних воспитанников. В то же время наблюдается пре-

Таблица 2

Удельный вес энерготрат на мышечную деятельность (в % к общим суточным энерготратам)

Н ДДД 1 ДДД X? 2

О сз Пол холодный теплый холодный теплый

Ш и период период период период

5 Мальчики 46,6 48,3 49,0 48,3

Девочки 46.5 48,7 49,0 51,1

6 Мальчики 45,5 49,6 48,0 ■ 48,9

Девочки 45,5 50,0 48,0 46,9

7 Мальчики 48,5 51,5 50,2 51,4

Девочки 48,5 51,4 50,2 51,4

Таблица 3

Среднесуточная калорийность пищевого рациона воспитанников дошкольных детских домов (М±т)

Прием пшцн Среднесуточная калорийность, ккал

общая в том числе за счет продуктов

животного происхождения растительного происхождения

Завтрак Обед Полдник Ужин 688,8±6,0 899,0±8,0 395,4+5,3 609,5±6,5 304,5±4,6 268,7±4,3 166,5±3,4 188,0+3,6 384,3±3,8 630,3+6,7 228,9+4,1 421,5±5,4

Итого... 2592,7±25,2 927,7±15,2 ) 1665,0±20,5

вышение удельного веса суточных энерготрат на мышечную активность у воспитанников экспериментальной группы в холодный период года в среднем на 2—3 % по сравнению с таковым в контрольной группе. В теплый период года достаточно выраженной направленности этой тенденции среди 5—6-летних воспитанников не отмечено, а среди воспитанников 7-летнего возраста удельный вес суточных энерготрат на мышечную активность одинаков в обоих детских домах.

Калорийность среднесуточного рациона питания составляет 2592,7±25,2 ккал (табл. 3).

Среднесуточная калорийность за счет продуктов животного происхождения составляет 35,6 % от калорийности рациона, за счет белков — 13,5%, за счет жиров — 30,7%, за счет углеводов — 55,8%, что соответствует рекомендуемым физиологическим нормам питания детей [1, 11]. Различия в калорийности рационов питания в летний и зимний периоды не превышают 3,3%. Соотношение калорийности по отдельным приемам пищи отличается от рекомендуемого несущественно — на 0,5—1,5 % [5— 7]. Расчетная калорийность суточного рациона адекватна энерготратам 7-летних воспитанников экспериментальной группы в течение всего года. Для остальных возрастно-половых групп расчетная калорийность суточного рациона питания превышает обшие энерготраты воспитанников как в холодный, так и в теплый период года на 12,1—24,3%.

При оценке физического развития установлено, что гармоничное развитие имеют 73.3 % воспитанников. Существенных различий в показателях физического развития детей двух детских дошкольных домов не выявлено.

Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что вве-

дение дополнительных занятий плаванием и ритмикой в холодный период года повышает общие суточные энерготраты детей на 5,3—8,8 % за счет увеличения удельного веса энерготрат на мышечную активность на 2—3%.

В целях обеспечения сбалансированного по энерготратам питания и повышения двигательной активности необходимо предусмотреть во всех дошкольных детских домах занятия по физическому воспитанию продолжительностью не менее 5 ч в неделю.

На основании проведенных исследований разрабатываются мероприятия по оптимизации двигательного режима и питания воспитанников дошкольных детских домов.

Литература

Х.Бондарев Г. #.//Вопр. питания.— 1986. — № 4. — С. 37—39.

2. Гриненко М. Ф., Саноян Г. Г. Труд, здоровье, физическая культура. — М., 1974.

3. Кошина 3. П. Гигиеническая характеристика органического состава пищевого рациона воспитанников детских домов: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — Л., 1954.

4. Лебедева Е. А. Гигиеническая характеристика солевого состава пищевого рациона воспитанников детских домов: Автореф. дне.... канд. мед. наук. — Л., 1954.

5. Мараховская И. Ф., Патент Р. М., Дубенецкая М. М. Питание в детских дошкольных учреждениях. — Минск, 1975.

6. Новикова Е. Ч., Ладодо К■ С., Бренц М. Я■ Питание детей.— М„ 1983.

7. Организация питания в детских домах и школах-интернатах: Метод, рекомендации / Кондратьева И. И., Балашова В. А., Шумилова С. А., Гайлиш Л. Г. — М., 1984.

8. Потребности в энергии и белке: Докл. Объединен. Консультат. Совещания экспертов ФАО/ВОЗ/УООН.— Женева, 1987.

9. Физическое развитие детей и подростков и методы его изучения: Метод, пособие / Под ред. А. П. Боярского.— Свердловск, 1983.

10. Химический состав пищевых продуктов / Под ред. А. А. Покровского. — М., 1977.

11. Шатерников В. А.Ц Воен.-мед. журн. — 1981.— № 4. — С. 47—50.

12. Энергетический обмен и белковые потребности: Докл. Спец. Объединен. Комитета экспертов ФАО/ВОЗ.— Женева, 1974.

Поступила 15.02.88

Summary. The data on the effect of locomotor activity on daily energy losses of inmates of preschool children's homes are presented. Caloric value of food ration and the degree of its adequacy to children's locomotor activity are hygienically assessed. It is established that additional lessons of swimming and ryhthmics in winter increase general daily energy losses by 5.3-8.8 %. For the purpose of providing the nutrition compensating the energy losses and elevation of locomotor activity it is recommended to spend not less than 5 hours a week on physical training at preschool Children's homes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.