ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 4 (26)
УДК 613.95 ГРНТИ 76.33.35
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ (НА ПРИМЕРЕ МДЦ «АРТЕК»)
И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев, О.В. Толкунова, О.Г. Парфенов ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора Россия, 630108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 7; e-mail: [email protected] МДЦ «Артек»
Россия, 298645, Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ленинградская, д. 41
Использование инновационного подхода к построению цикличного меню в организованном коллективе с учетом фактических энерготрат детей позволяет обеспечивать обоснованный подход к определению должной калорийности рациона.
Ключевые слова: здоровье, питание, двигательная активность, Крым.
INNOVATIVE APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF CATERING SERVICES AND PHYSICAL ACTIVITY OF CHILDREN DURING IMPROVING CHANGE (ON THE EXAMPLE OF THE INTERNATIONAL CHILDREN'S CENTER "ARTEK")
I.I. Novikova, Yu.V. Erofeev, O.V. Tolkunova, O.G. Parfyonov
FBUN "Novosibirsk scientific research institute of hygiene" ofRospotrebnadzor
Russia, 630108, Novosibirsk, Parkhomenko St., 7
The international children's center "Artek"
Russia, 298645, Crimea, Yalta, uts. Gurzuf, Leningradskaya St., 41
Use of innovative approach to creation of the cyclic menu in organized collective taking into account the actual energy expenditure of children, allows to provide reasonable approach to determination of due caloric content of a diet. Keywords: health, food, physical activity, Crimea.
Введение
Составление цикличного меню для учреждений отдыха и оздоровления детей в методологическом плане регламентируется действующими санитарными нормами и правилами, а также МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» [4].
Методы исследования
Для определения более точных цифр требуемой калорийности рациона при построении цикличного меню опытным путем был
обоснован методический подход, предусматривающий проведение предварительной оценки фактической двигательной активности детей и подростков с учетом режима дня и реализуемых в учреждении педагогических и спортивных программ [5].
Исследование проведено на примере МДЦ «Артек». Двигательная активность детей оценивалась посредством изучения структуры режима дня, видов выполняемой двигательной активности, их продолжительности и интенсивности. Исходно все виды двигательной активности в метаболических эквивалентах были подразделены на пять категорий: «очень лег-
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ
кая» - 1,5 МЕТа, «легкая» - 2,5 МЕТа, «средняя» - 4,0 МЕТа, «тяжелая» - 6,0 МЕТа и «очень тяжелая» - 10,0 МЕТов. МЕТы выполняли функцию коэффициентов, на которые в дальнейшем умножалось суммарное время, затрачиваемое ребенком на выполнение каждого вида двигательной активности в течение суток [2, 3, 4].
Для оценки двигательной активности заполнялись карты самоотчета на выборочную группу детей и подсчитывалось суммарное время, затраченное на каждую из категорий двигательной активности. Для определения энерготрат на каждую категорию двигательной активности (в ккал/кг) показатели продолжительности времени, затраченного на каждую из категорий двигательной активности, умножались на соответствующий ей метаболический коэффициент. Показатель фактических энерготрат определялся посредством
суммации энерготрат по всем категориям двигательной активности.
Оценка фактического режима дня в организованном детском коллективе позволила установить, что в структуре на отдых детей, включая ночной сон, приходится 44 % суточного бюджета времени, 29 % - на образовательную деятельность, 13 % - на закаливающие процедуры и гигиенические мероприятия, 6 % времени приходится на отдых и свободное время.
По результатам проведенного хронометража и оценки самоотчетов диапазон среднесуточной нагрузки по категориям двигательной активности: у мальчиков 44,9-53,6 ккал/кг/сут; у девочек 42,9-54,9 ккал/кг/сут (табл. 1). При этом, как у мальчиков, так и у девочек в период оздоровительной смены отмечалось постепенное увеличение двигательной активности (табл. 1, рис. 2).
Таблица 1
Диапазон среднесуточной нагрузки по категориям двигательной активности детей (по результатам еженедельного хронометража)
Категории двига- Диапазон значений для мальчиков
первая неделя вторая неделя третья неделя
час Ккал/кг час Ккал/кг час Ккал/кг
Фоновая (сон) 11,1±1,2 11,1±1,2 10,8±0,5 10,8±0,5 9,5±1,3 9,5±1,3
Очень легкая 4,0±0,7 7,2±0,9 2,0±0,9 3,6±1,3 1,0±0,1 1,8±0,3
легкая 5,0±0,7 5,2±1,8 5,2±0,1 11,4±0,3 6,5±0,1 14,3±0,2
средняя 3,9±1,2 15,6±4,8 6,0±0,1 24,0±0,6 7,0±0,3 28,0±1,2
Итого 24,0 44,9±8,1 24,0 49,8±2,7 24,0 53,6±5,8
Категории двига- Диапазон значений для девочек
первая неделя вторая неделя третья неделя
час Ккал/кг час Ккал/кг час Ккал/кг
Фоновая (сон) 10,4±0,6 10,4±0,6 10,0±0,6 10,0±0,6 9,5±0,5 9,5±0,5
Очень легкая 5,6±1,3 8,4±1,9 2,0±0,9 3,0±1,4 1,0±1,1 1,5±0,1
легкая 5,1±0,1 12,5±0,4 6,0±0,4 14,7±0,9 6,5±0,2 15,9±0,6
средняя 2,9±0,5 11,6±1,8 6,0±0,4 24,0±1,8 7,0±0,1 28,0±1,4
Итого 24,0 42,9±4,7 24,0 51,7±4,4 24,0 54,9±3,0
Следует отметить, что увеличение суточных энерготрат у мальчиков за период смены отмечалось за счет сокращения продолжительности времени, затрачиваемого на ночной и дневной сон, - на 16,8 % и на выполнение видов деятельности, отнесенных к категории «очень легкая», - в 4 раза. При этом продолжительность времени, затрачиваемого на выполнение видов деятельности, отнесенных к категории «легкая», увеличился на 30 %, к категории «средняя» - на 79,5 %.
Увеличение суточных энерготрат у девочек за период смены отмечалось за счет сокращения продолжительности времени, за-
трачиваемого на ночной и дневной сон, - на
9.5 %; на выполнение видов деятельности, отнесенных к категории «очень легкая», - в
5.6 раза. При этом продолжительность времени, затрачиваемого на выполнение видов деятельности, отнесенных к категории «легкая», увеличилась на 27,5 %; к категории «средняя» - в 2,4 раза.
Учитывая показатели массы детей, были проведены расчеты фактических суточных энерготрат мальчиков и девочек с учетом выполняемых категорий двигательной активности по результатам хронометража. У мальчиков еженедельный прирост суточных энерготрат
кем2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 4 (26)
ко второй неделе по сравнению с первой составлял 13,0 % (2791,0±139,6 ккал/сутки против 2468,5±123,5 ккал/сут), по третьей неделе -23,7 % (3055,2±172,8 ккал/сутки) в сравнении с первой.
У девочек еженедельный прирост суточных энерготрат ко второй неделе по сравнению с первой составлял 22,7 % (2895,0±144,8 ккал/сутки против 2359,5±118,0 ккал/сут), по третьей неделе - 32,7 % в сравнении с первой (3131,1±156,6 ккал/сутки) (рис. 1).
3400,0 -|
3200,0 --т--
3000,0 --Г--1 -
2800,0 --1== 1 - -
2600,0 --1- - -
2400,0 -- 1 -----
2200,0 -- - - -
2000,0 -I----,----,----
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя □ мальчики □ девочки
Рис. 1. Усредненные показатели фактических энерготрат детей в течение смены с учетом выполняемых категорий двигательной активности по результатам хронометража (в ккал/сутки)
Различия в показателях фактических суточных энерготрат у мальчиков и у девочек на второй и третьей неделях по сравнению с первой неделей статистически значимы (р< 0,05). Статистически значимых различий в показателях суточных энерготрат у мальчиков и девочек не выявлено (р>0,05).
Следовательно, этот аргумент свидетельствует об актуальности проведения данных расчетов с целью обеспечения должной калорийности рациона питания.
При оценке соответствия цикличного меню в МДЦ «Артек», предусматривающего выдачу детям на выбор блюд одного из трех рационов питания, было установлено, что меню разнообразное, пятиразовое, ежедневно включает порционные мясные и рыбные блюда, в том числе цельно-кусковые и рубленые, салаты, овощи в нарезке, фрукты, овощные и крупяные гарниры, супы, каши, сложные вторые блюда, молочные и кисломолочные продукты, выпечку и готовые кулинарные изделия. Объемы порций соответствуют рекомендованным количественным показателям,
регламентированным действующими санитарными нормами и правилами. По желанию детям предлагается добавка, ограничений в выборе блюд нет.
Сравнительная характеристика соответствия калорийности питания и фактических энерготрат свидетельствует о необходимости увеличения основного рациона питания для детей старших возрастных групп в 9, 10, 12, 15, 18, 19 и 21-й дни. В остальные дни энергетическая ценность рациона соответствует фактическим энерготратам детей либо превышает их (рис. 2, а).
■ ■ " энерготраты < калорийность основного рациона
а) калорийность основного рациона
■ ■ " энерготраты Ф калорийность основного рациона+рацион анимации
б) калорийность основного рациона вместе с калорийностью меню анимации
Рис. 2. Сравнительная характеристика соответствия калорийности питания детей в МДЦ «Артек» и фактических энерготрат
Возможность получения детьми добавки без каких-либо ограничений, а также выдача десертов аниматорами в полном объеме решает данную проблему (рис. 2, б). Так, после приема блюд основного рациона (завтрак, обед и ужин) детям предлагаются на выбор дополнительные десерты, которые готовятся непосредственно перед выдачей поварами-анима-
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ
торами. В своей работе повара-аниматоры руководствуются также цикличным меню, блюда не повторяются в течение двух смежных дней.
Использование инновационного подхода к построению цикличного меню с учетом
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Новикова И.И. Ерофеев Ю.В., Флянку И.П., Истомин А.В., Денисов А.В. Здоровье детей и подростков как индикатор эффективности социальной политики // Актуальные вопросы гигиены, профпато-логии и медицинской реабилитации: сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2012. С. 93-97.
2. Флянку И.П., Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Булацева М.Б. Проблема гиподинамии у школьников и организация работы по восполнению дефицита двигательной активности // Актуальные вопросы гигиены, профпатологии и медицинской реабилитации: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2014. С. 152-159.
3. Ерофеев Ю.В., Михеева Е.В., Новикова И.И., Поляков А.Я. Результаты гигиенической оценки здоровья современных школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 10-12.
4. Бойко М.Н., Новикова И.И., Крига А.С., Ляпин В.А. Гигиеническая оценка системы школьного питания в Омской области // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 40-42.
5.Организационно-правовые аспекты охраны здоровья школьников: монография / И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев, А.С. Крига, В.Г. Бережной, М.Б. Булацева, В.А. Ляпин. Омск, 2017. С. 71.
Новикова Ирина Игоревна - доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания и обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области, главный научный сотрудник Новосибирского НИИ гигиены.
Ерофеев Юрий Владимирович - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Новосибирского НИИ гигиены.
Толкунова Оксана Вячеславовна - начальник санитарно-эпидемиологического отдела; Парфенов Олег Георгиевич - кандидат медицинских наук, главный врач Международного детского центра «Артек», [email protected].
фактических энерготрат детей, определяемых в организованном коллективе с помощью дополнительных исследований, позволит обеспечить обоснованный подход к определению должной калорийности рациона.
REFERENCES
1. Novikova I.I. Erofeev Ju.V., Fljanku I.P., Istomin A.V., Denisov A.V. Zdorov'e detej i podrostkov kak indikator jeffektivnosti social'noj politiki // Aktual'nye voprosy gigieny, profpatologii i medicinskoj reabilitacii: sb. st. Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk,
2012. S. 93-97.
2. Fljanku I.P., Novikova I.I., Erofeev Ju.V., Bulaceva M.B. Problema gipodinamii u shkol'nikov i organizacija raboty po vospolneniju deficita dvigatel'noj aktivnosti // Aktual'nye voprosy gigieny, profpatologii i medicinskoj reabilitacii: sb. st. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Novosibirsk, 2014. S. 152-159.
3. Erofeev Ju.V., Miheeva E.V., Novikova I.I., Poljakov A.Ja. Rezul'taty gigienicheskoj ocenki zdorov'ja sovremennyh shkol'nikov // Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. 2012. № 8. S. 10-12.
4. Bojko M.N., Novikova I.I., Kriga A.S., Ljapin V.A. Gigienicheskaja ocenka sistemy shkol'nogo pitanija v Omskoj oblasti // Zdorov'e naselenija i sreda obitanija.
2013. № 8 (245). S. 40-42.
5. Organizacionno-pravovye aspekty ohrany zdorov'ja shkol'nikov: monografija / I.I. Novikova, Ju.V. Erofeev, A.S. Kriga, V.G. Berezhnoj, M.B. Bu-laceva, V.A. Ljapin. Omsk, 2017. S. 71.
Novikova Irina Igorevna - Doctor of Medicine, Professor, chief of Department on supervision of conditions of education and training and nutrition of the population of Rospotrebnadzor of the Omsk region, chief researcher of the Novosibirsk research Institute of hygiene; e-mail: [email protected].
Erofeev Yury Vladimirovich - Doctor of Medicine, Professor, chief researcher of the Novosibirsk research Institute of hygiene; e-mail: [email protected].
Tolkunova Oksana Vyacheslavovna - the chief sanitary-epidemiological department; Parfyonov Oleg Georgievich - candidate Sciences (Medicine), chief doctor of the International children's center «Artek», e-mail: [email protected].