УДК 379.81
И. И. Новикова, Омская гуманитарная академия, Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора, Ю. В. Ерофеев, Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора, Д. А. Гришков, ООО «Альпийский», Омская гуманитарная академия, О. Г. Торсунов, Лечебно-оздоровительный центр «Амрита», О. В. Толкунова, Международный детский центр «Артек», О. А. Савченко, Омский автобронетанковый инженерный институт
АКТУАЛЬНОСТЬ НАУЧНОЙ ПРОРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В СТАЦИОНАРНЫХ ЗАГОРОДНЫХ ЛАГЕРЯХ
Организация отдыха и оздоровления детей в стационарных загородных лагерях должна быть эффективной мерой сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Вместе с тем, до настоящего времени вопросы организации педагогического процесса, форм и методов работы остаются недостаточно изученными в плане прогнозируемого эффекта изменений физического и психического здоровья. Действующая система оценки эффективности оздоровления базируется исключительно на изменениях антропометрических и физиометрических показателей. Эффективность реализуемых педагогических программ не имеет своей оцифрованной системы оценки. Ключевые слова: здоровье детей и подростков, факторы риска здоровья, патологии риска.
На протяжении длительного времени отмечается динамическое ухудшение показателей здоровья детей, увеличиваются учебные нагрузки, снижается двигательная активность у большинства школьников [1, 3, 9-12]. Также современная действительность характеризуется нестабильной экономической обстановкой и стабильным ростом подростковой преступности в каникулярный период. Это свидетельствует об остроте решения проблемы детской трудовой и досуговой занятости в каникулярный период, необходимости развития доступных форм организации отдыха и оздоровления детей, разработки и реализации действенных педагогических программ, способных за период оздоровительной смены привить навыки здорового образа жизни и здорового питания, а также выработать положительную мотивацию к ним.
Летний период - уникальная возможность использования естественных оздоровительных факторов, для чего необходимо создать минимальные дополнительные условия, прежде всего, организационного характера, усиливая роль сферы каникулярного отдыха и оздоровления детей в процессе социализации детей и подростков, реабилитации и адаптации к жизни ребёнка в обществе.
Систему оздоровительных мероприятий в период летних каникул следует рассматривать как важнейший этап сохранения и укрепления здоровья ребёнка в течение года. По данным многих авторов, к концу учебного года состояние здоровья детей ухудшается, что проявляется в сокращении адаптационных возможностей и резервов организма, в снижении сопротивляемости к возбудителям инфекционных заболеваний, физической выносливости и толерантности к учебным нагрузкам [2, 4, 8, 10].
Большой исследовательский интерес представляет изучение влияния на здоровье детей педагогических программ, форм и методов работы с детьми по привитию потребности здорового образа жизни, высокой двигательной активности, навыков формирования здорового рациона питания, значимости закаливания [2, 4-7]. Работы, посвящённые оценке изменений функциональных возможностей организма, реактивности вегетативной нервной системы, изменению адаптационных резервов, свидетельствуют о том, что за относительно короткий промежуток времени, соответствующий продолжительности оздоровительной смены, возможна как положительная, так и отрицательная динамика показателей. И задача исследователя заключается в научном обосновании факторов риска и факторов здоровьесбережения, методик риска здоровья и методик здоровьесбережения, рисковых форм организации досуга и отдыха и форм воздействия, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровье. В данном аспекте большое значение приобретает выявление индикаторных показателей, определяющих эффективность оздоровительной смены в плане реализации факторов здоровьесбережения и профилактики воздействия факторов риска.
Система детских оздоровительных лагерей осуществляет свою деятельность согласно законам Российской Федерации об образовании, организации детского отдыха и оздоровления детей. Основой функционирования детских оздоровительных лагерей выступает оздоровительно-образовательная деятельность, а её специфика должна выражаться в направленности на содержательное наполнение
свободного времени детей, восстановление адаптационных возможностей, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание детей, их физическое и духовное развитие. Оздоровительная деятельность при этом определяется как комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей. Образовательная деятельность предусматривает реализацию дополнительных образовательных программ, способствующих творческому развитию детей и их самовыражению в учебной (кружковой, клубной, студийной, секционной) и воспитательной работе оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации».
Эффективность оздоровления детей в условиях стационарного загородного учреждения отдыха и оздоровления, наряду с общепринятыми факторами средового воздействия, во многом определяется режимными моментами и организацией педагогического процесса. До настоящего времени вопросы организации педагогического процесса, форм и методов работы остаются недостаточно изученными в плане прогнозируемого эффекта изменений физического и психического здоровья.
Организация летнего отдыха и оздоровления - это действенная форма повышения внутренних резервов организма. Однако в современных условиях дать комплексную оценку эффективности оздоровления в методологическом плане представляется затруднительным по причине отсутствия методологических основ планирования эффективности оздоровления, научно обоснованных стандартов среды оздоровительного учреждения, определяющих возможные вариации эффективности оздоровления, а также оценки эффективности с учётом отсроченных эффектов.
Действующая в настоящее время система оценки эффективности оздоровления основана на динамике показателей роста, массы тела, жизненной ёмкости лёгких и показателей динамометрии. Данная методика не предусматривает учёта предоставляемых оздоровительным учреждением условий отдыха, форм и методов оздоровления, социальных особенностей оздоравливающихся контин-гентов, исходных возможностей детей. В результате, по нашим данным, у спортсменов, имеющих исходно высокие показатели функциональных возможностей, стабильно регистрируются низкие показатели эффективности оздоровления. Аналогичная ситуация отмечается по группам детей, имеющим одно или несколько хронических заболеваний, отдыхающих в учреждениях санаторного типа и санаториях. Причина, на наш взгляд, в том, что регистрируемые официальной методикой процессы более статичны. Следовательно, показатели, формально отражающие эффективность оздоровления, таковыми признаны быть не могут и выполняют только функцию констатации конечного результата, результата изменения физического развития и функциональных возможностей, при этом психическая сфера, мотивационные изменения лежат за пределами оценочных процедур.
Соответственно, в научном плане моделирование системы оценки эффективности оздоровления детей и подростков в современных условиях, на наш взгляд, должно строиться на основании теории методов оптимального управления. Это требует формулировки рабочей гипотезы, обоснования целевых показателей эффективности отдыха и оздоровления, а также определения индикативных показателей, определяющих в комплексе целевые показатели на основании значений факторов. Методологическим инструментом разработки научно обоснованных мероприятий по достижению планируемых уровней целевых и индикативных показателей является решение проблемы стандартизации конечного результата, поэтому в моделируемой системе оценки эффективности оздоровления должен определяться исходный диапазон допустимых значений управляемых факторов с применением математических методов на основании заданного уровня. Расчёт значений управляемых показателей в данном случае должен начинаться с ожидаемых итоговых целевых показателей.
Показатели эффективности наряду с объективными составляющими должны учитывать и субъективные элементы. Так, по данным социологических опросов населения, основная причина, по которой родители хотели бы отправить детей в оздоровительный лагерь, это выработка коммуникативных способностей в общении со сверстниками (34 % респондентов), далее по популярности следуют выработка самостоятельности и психологической устойчивости ребёнка (30 %) и пребывание на свежем воздухе (29 %).
Таким образом, проблема проведения исследований, направленных на установление наиболее эффективных форм и методов организации досуга и оздоровления детей и подростков в плане формирования знаний о здоровом образе жизни, выработки навыков и мотиваций, ориентированных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, является актуальной и требует изучения науками как медицинского, так и педагогического профилей. Результаты данных исследований должны дополнить Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (Services to children in establishments of rest and rehabilitation of health).
Библиографический список
1. Бережной, В. Г. Организация профилактической работы с населением сельской местности (на примере крупного агропромышленного региона Сибири) / В. Г. Бережной, И. И. Новикова, Ю. В. Ерофеев // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - № 16. - 2014. - С. 56-62.
2. Ерофеев, Ю. В. Концептуальная модель региональной системы социально -гигиенического мониторинга для управления здоровьем сельского населения : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Ю. В. Ерофеев. - Омск, 2006. - 430 с.
3. Ищенко, А. И. Детерминанты системы воспитания и обучения, определяющие здоровье дошкольников в современных условиях / А. И. Ищенко, П. А. Вейних, Л. В. Щучинов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - № 4 (14). - 2013. - С. 65-72.
4. Кучма, В. Р. Информативность оценки физического развития детей и подростков при популяцион-ных исследованиях / В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина // Вопр. совр. педиатр. - 2008. - Т. 7. - № 1. - С. 26-28.
5. Крига, А. С. Здоровый образ жизни: приоритеты здравоохранения / А. С. Крига, Ю. В. Ерофеев, И. И. Новикова // Санитарный врач. - 2012. - № 8. - С. 58-61.
6. Лисицин, Ю. П. Образ жизни и здоровье / Ю. П. Лисицин. - М., 2009. - С. 192.
7. Ляпин, В. А. Гигиеническая оценка взаимосвязи загрязнения окружающей среды и заболеваемости детского населения крупного промышленного города / В. А. Ляпин, Ю. В. Ерофеев, Н. В. Дедюлина, Т. А. Нескин // Здоровье населения и среда обитания. - 2006. - № 1. - С. 12-15.
8. Ляпин, В. А. Совершенствование модели комплексной и интегральной оценки здоровья населения на территории : учебно-метод. пособие / В. А. Ляпин, О. Н. Прудникова. - Омск : М-во здраво-охр. Омск. обл., 2007. - 110 с.
9. Ляпин, В. А. Медико-социальные и гигиенические аспекты формирования здоровья населения в крупном промышленном центре Западной Сибири : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / В. А. Ляпин. - Омск, 2006. - 26 с.
10. Новикова, И. И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Омск, 2006. - 40 с.
11. Новикова, И. И. Закономерности формирования популяционного здоровья детей и подростков крупного промышленного центра Сибири / И. И. Новикова // Экология человека. - 2006. - № 1. - С. 17-20.
12. Новикова, И. И. Гигиеническая оценка влияния среды обитания крупного промышленного города на здоровье детей и подростков / И. И. Новикова // Здоровье населения и среда обитания. - 2005. - № 10. - С. 38.
1.1. Novikova, Omsk humanitarian academy, Novosibirsk scientific research institute of hygiene of the Rospotrabnadzor, Yu. V. Erofeyev, Novosibirsk scientific research institute of hygiene of the Rospotrabnadzor,
D. A. Grishkov, Omsk humanitarian academy, O. G. Torsunov, Medical and improving center «Amrita» O. V. Tolkunova, International children's center «Artek», O. A. Savchenko, Omsk autoarmoured engineering institute
RELEVANCE OF SCIENTIFIC STUDY OF THE ORGANIZATION OF EFFECTIVE IMPROVEMENT IN CHILDREN'S CAMPS
The organizations of rest and improvement of children in stationary country camps has to be an effective measure of preservation and promotion of health of younger generation. At the same time, so far questions of the organization of pedagogical process, forms and methods of work remain insufficiently studied in respect of the predicted effect of changes of physical and mental health. The operating system of an assessment of efficiency of improvement is based only on changes anthropo-metrical and physiometric indicators. Efficiency of the realized pedagogical programs has no the digitized system of an assessment.
Keywords: health of children and teenagers, risk factors to health, risk pathology.
References
1. Berezhnoy, V. G. Organization of scheduled maintenance with the population of rural areas (on the example of the large agro-industrial region of Siberia) / V. G. Berezhnaya, I. I. Novikov, Yu. V. Erofeyev//Science about the person: humanitarian researches - No. 16, June. - 2014. - Page 56-62.
2. Erofeyev, Yu. V. Conceptual model of regional system of social and hygienic monitoring for management of health of counüy people: автореф. yew. Dr.s of medical sciences / Yu. V. Erofeyev. - Omsk, 2006. - 430 pages.
3. Ishchenko, A. I. The determinants of an educational system and training determining health of preschool children in modern conditions / by Ishchenko A.I., Veynikh P. A., Shchuchinov L. V.//Science about the person: humanitarian researches. No. 4 (14), December - 2013. - Page 65-72.
4. Kuchma V. R., Skoblina N. A. Informativnost of an assessment of physical development of children and teenagers at population researches // Vopr. совр. pediatrician. 2008. T. 7. No. 1. Page 26-28.
5. Kriga, A.S. Healthy lifestyle: health care / A.S Kriga, Yu.V. Erofeyev, I.I. Novikova // Health officer. -2012. no 8. Page 58-61.
6. Lisitsin Yu.P. Way of life and health / M., 2009. Page 192.
7. Lyapin V.A., Erofeyev Yu.V., Dedyulina N. V., Neskin T.A. Gigiyenicheskaya assessment of interrelation of environmental pollution and incidence of the children's population of the large industrial city//Health of the population and habitat. 2006. No. 1. Page 12-15.
8. Lyapin V.A. Improvement of model of a complex and integrated assessment of health of the population in the territory: a method. grant / V. A. Lyapin, O. N. Prudnikova. - Omsk: M-in zdravoohc. Omsk. Region, 2007. - 110 pages.
9. Lyapin, VA. Medico-social and hygienic aspects of formation of health of the population in the large industrial center of Western Siberia: Avtoref. yew.... Dr.s of medical sciences/VA. Lyapin. Omsk, 2006. 26 pages.
10. Novikova I.I. Gigiyenicheskaya assessment of regularities of formation of health of school students of the large industrial center: avtoref. yew.... докт. medical sciences. Omsk, 2006. 40 pages.
11. Novikova I. I. Regularities of formation of population health of children and teenagers of the large industrial center of Siberia. I. Novikova//Ecology of the person. 2006. no 1. Page 17-20.
12. Novikova I.I. Gigiyenicheskaya assessment of influence of habitat of the large industrial city on health of children and teenagers / I.I. Novikova//Health of the population and habitat. 2005. No. 10. Page 38.
© И. И. Новикова, Ю. В. Ерофеев, Д. А. Гришков, О. Г. Торсунов, О. В. Толкунова, О. А. Савченко, 2015
Авторы статьи - Ирина Игоревна Новикова, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены», Омская гуманитарная академия, e-mail: novik_ir70@rambler.ru Юрий Владимирович Ерофеев, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены».
Денис Александрович Гришков, руководитель ООО «Альпийский», Омская гуманитарная академия. Олег Геннадьевич Торсунов, кандидат медицинских наук, Лечебно-оздоровительный центр «Амрита». Оксана Вячеславовна Толкунова, начальник сан.-эпид. отдела МДЦ «Артек».
Олег Андреевич Савченко, кандидат биологических наук, Омский автобронетанковый инженерный институт, e-mail: Savchenkoolga 78@rambler.ru
УДК 376.1
И. М. Новикова, Инжиниринговый центр политехнической межотраслевой подготовки, г. Долгопрудный
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО: СТРУКТУРА И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье на основе анализа научной литературы раскрыты сущность здоровьесберегающего пространства и его организация на уровнях целеполагания, реализации и личностно -ценностного смысла. Представлена структура инновационного здоровьесберегающего пространства, разработанного в ходе эксперимента по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья представлений о здоровом образе жизни при сетевом взаимодействии образовательных организаций и использовании информационных, культурных, образовательных, развивающих и природоохранных ресурсов мегаполиса.
Ключевые слова: сберегающее здоровье пространство, дошкольники, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Характерная для современного мирового сообщества ситуация неопределённости, которая сопровождается появлением различных проблем под влиянием неожиданных обстоятельств, требует уточнения качественных показателей успешности социальной адаптации и социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из таких показателей, по нашему мнению, являются представления детей о здоровом образе жизни (ЗОЖ), которые наиболее полно