РАЗДЕЛ 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 3 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 37.01
П.А. Вейних, А.И. Ищенко, Л.В. Щучинов Новосибирский НИИ гигиены (Роспотребнадзора)
ДЕТЕРМИНАНТЫ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Целевые и индикативные показатели по разделу гигиены детей и подростков, отражающие эффективность реализации ведомственной целевой программы, должны быть научно обоснованными, объективными, базироваться на данных, учитываемых статистическими формами наблюдения, отчетности, и не требовать особых усилий в сборе информации. Это позволит обеспечить единство подхода в планировании деятельности и оценке ее эффективности с учетом имеющихся на территории проблем.
Ключевые слова: здоровье детей, эффективность, целевые и индикативные показатели.
Целевые показатели - это социально значимые критерии эффективности деятельности системы образования и здравоохранения, Роспотребнадзора, измеряемые в социально значимых показателях, показателях здоровья детского населения [1; 5]. Индикативные показатели отражают условия воспитания и обучения, медицинского обслуживания, контрольнонадзорных мероприятий. Детерминанты, определяющие в современных условиях уровень здоровья дошкольников, будут рассмотрены на примере условий воспитания и обучения в учреждениях дошкольного образования.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста на протяжении длительного периода времени не теряет своей актуальности. По большинству нозологических групп отмечается неблагоприятная динамика. Вместе с тем, вопрос медицинской регистрации показателей заболеваемости детей в формах статистической отчетности и статистического наблюдения остается открытым [2; 3; 4.]. Наиболее удобная для оценки уровня и структуры заболеваемости форма статистической отчетности лечебно-профилактических организаций № 12 отслеживает ситуацию в целом по когорте детей, не выделяя в качестве признака возрастную категорию детей дошкольного возраста, не учитывается и признак «посещения организованного коллектива».
Единственным источником информации, привязанной к факту посещения ребенком дошкольной организации и учитывающей динамику распространенности патологической пораженности, в настоящее время является форма статистической отчетности системы здравоохранения № 31. Так, по данным этой формы, в целом по Омской области за период 1998— 2012 гг. были промониторины показатели распространенности нарушений зрения и осанки (рис. 1, 3).
Рис. 1. Динамика показателей распространенности нарушений зрения среди детей, посещающих дошкольные организации Омской области за период 1998-2012 гг. (на 100 осмотренных)
Статистически значимые различия в показателях распространенности нарушений зрения за период 1998-2012 гг. отмечались в возрастных группах «за год до поступления в школу» и «перед поступлением в дошкольную организацию». В возрастной группе «перед поступлением в дошкольную организацию» статистически значимых различий в показателях за 15-летний период не произошло (рис. 2).
5,5 -|
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 2. Динамика прироста распространенности нарушений зрения среди детей, посещавших дошкольные организации Омской области за период от момента поступления в дошкольную организацию до момента ее
окончания за 1998-2012 гг. (на 100 осмотренных)
Рис. 3. Динамика показателей распространенности нарушений осанки среди детей, посещающих дошкольные организации Омской области за период 1998-2012 гг.
(на 100 осмотренных)
За весь период нахождения в дошкольной организации наибольший прирост показателя нарушений зрения отмечался у детей, пошедших в дошкольную организацию в 2008-2009 гг. и соответственно поступивших в школу в 2011 и 2012 гг. В целом отмечается устойчивая во времени негативная тенденция (рис. 4).
Статистически значимые различия в показателях распространенности нарушений осанки за период 1998-2012 гг. также отмечались в возрастных группах «за год до поступления в школу» и «перед поступлением в дошкольную организацию».
В возрастной группе «перед поступлением в дошкольную организацию» статистически значимых различий в показателях за 15-летний период не произошло.
Следовательно, можно сделать вывод о равнозначности стартовых позиций в уровне здоровья дошкольников на этапе поступления в детский сад за весь изучаемый период.
Наибольший прирост показателя распространенности нарушений осанки и зрения приходятся на детей, поступивших в дошкольную организацию в 2009 и 2010 гг. По данной когорте детей отмечается наибольший прирост распространенности нарушений осанки после 2 и 3 лет посещения дошкольной организации.
Значит, факт существенного прироста распространенности нарушений осанки и зрения за период получения дошкольного образования в организованном коллективе, свидетельствует о проблемах в организации педагогического процесса.
Удельный вес дошкольных организаций по итогам 2012 г. в целом по Омской области, отнесенных к третьей группе по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия, т.е. имеющих все предпосылки для возникновения и распространения групповой заболеваемости детей, составил 0,3%.
Из года в год этот показатель сокращается, хотя количество выявляемых нарушений в ходе плановых проверок, количество жалоб, поступающих в органы образования и Роспотребнадзора на условия воспитания и обучения в дошкольных организациях региона, аналогичных тенденций не имеют [6; 7].
Значимыми факторами в профилактике нарушений осанки и патологии зрения у детей являются уровни искусственной освещенности и факторы, поддерживающие оптимальную
рабочую позу, т.е. соответствие мебели росту и педагогический контроль за рабочей позой и рассаживанием детей. По итогам 2012 г. мебель не отвечала гигиеническим требованиям в 41,9% (в 2011 г. - 42,0%). За 2012 г. существенно увеличился показатель удельного веса замеров искусственной освещенности, не отвечающей гигиеническим требованиям. Так, данный показатель по итогам 2012 г. составил 12,9% против 11,1% в 2011 г.
8,5
8
7.5 7
6.5 6
5.5 5
4.5
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 4. Динамика прироста распространенности нарушений осанки среди детей, посещавших дошкольные организации Омской области за период от момента поступления в дошкольную организацию до момента
ее окончания за 1998-2012 гг. (на 100 осмотренных)
44
43
42
41
40
39
38
37
36
35
42,9
41,9
37,8
I
14
12
10
8
6
4
2
0
2010 2011 2012
а) мебель
2010 2011 2012
б) искусственная освещенность
Рис. 5. Удельный вес инструментальных замеров, не отвечающих гигиеническим требованиям (в %)
Возникает вопрос: почему такая ситуация регистрируется на фоне всеобщего внимания к проблеме обеспечения доступности дошкольного образования. К сожалению, ответ прост, все усилия направлены на решение проблемы создания новых мест, а на содержание уже имеющихся мест в дошкольных организациях должного финансирования не предусмотрено. Это еще в большей степени актуализирует необходимость методического сопровождения имеющихся рисков здоровью в действующих дошкольных учреждениях.
По итогам 2012 г. в результате контрольно-надзорных мероприятий, учитывая степень нарушений действующих санитарных норм и правил, а также в отдельных случаях наличие угрозы здоровью детей, наряду с штрафными санкциями применялась мера административного приостановления деятельности в отношении 25 дошкольных организаций. По результатам рассмотрения дел в суде, была принята мера приостановки деятельности учреждений по 22-м объектам, по 3-м организациям назначен административный штраф. Причины, послужившие принятию мер административной приостановки деятельности, были следующими: низкая температура в групповых ячейках - 18 учреждений, протекание кровли - 3 учреждения, по остальным учреждениям отмечались комплексные нарушения в организации питания, санитарно-технического состояния, медицинского обслуживания.
С 2010 г. упразднено требование обязательности согласования цикличного меню с органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный надзор. В результате дошкольные организации не имеют должной степени уверенности в том, что разрабатываемые и внедряемые цикличные меню действительно не несут в себе эпидемиологического риска и реализуют здоровьесберегающую потенцию пищевого фактора, формируя навыки здорового питания. Подтверждением возникшей проблемы является появление типичных нарушений в организации питания, которых не было ранее. Это дефицит в рационе питания мяса, рыбы, творога, фруктов и овощей; несбалансированность рациона; отсутствие технологических карт на отдельные блюда и незнание гигиенических основ технологии приготовления блюд; использование одного и того же технологического оборудования для сырых и готовых продуктов (мясорубка - для сырого и вареного мяса). В результате ухудшилась структура питания, его качественные и количественные показатели. А питание на этапе роста и развития, наряду с факторами воспитания и обучения, - один из ключевых факторов формирования здоровья.
Для подтверждения значимости фактора питания в организованном коллективе в формировании здоровья дошкольников был применен метод компонентного анализа влияния качественных показателей питания на здоровье детей по данным выборочных исследований на примере 28 дошкольных образовательных организаций, расположенных в сельских районах Омской области и г. Омске.
Показатели организации питания были сгруппированы с помощью метода главных компонент. Для определения связей между анализируемыми переменными был применен ранговый корреляционный анализ Спирмена. Ограничение числа выявляемых компонент было осуществлено методом Кайзера, то есть рассматривались компоненты с собственными значениями, большими 1. Вращение осей осуществлялось с использованием критерия вари-макс.
В результате анализа главных компонент было выделено 2 компоненты с собственными значениями, большими 1: 1-я компонента определила 45% общей дисперсии, имела сильные положительные нагрузки (>0,70) со стороны дефицита белка (+0,83), дефицита мяса (+0,91), дефицита рыбы и рыбопродуктов (+0,84), отрицательные нагрузки со стороны избытка кондитерских изделий (-0,79), избытка крупяных и бобовых изделий (-0,89) и избытка углеводов (-0,89); 2-я компонента определила 44% дисперсии и была положительно нагружена со стороны дефицита витаминов (+0,79), дефицита микроэлементов (+0,86), дефицита овощей (+0,85) и фруктов (+0,84).
По результатам корреляционного анализа методом Спирмена были выявлены 3 статистически значимых (р<0,05) связи. Первая компонента имела положительную связь с форми-
рованием нарушений осанки (г8 =+ 0,69), патологией зрения (г8 =+0,67); вторая - положительную связь с болезнями эндокринной системы (г8 =+0,82).
Таким образом, проведенные опытные исследования фактического питания дошкольников свидетельствуют о существовании реального риска здоровью и требуют принятия действенных управленческих решений. Несогласованность в требованиях к организации питания дошкольников не позволяет реализовать в полном объеме здоровьесберегающую компоненту питания. Следовательно, наряду с методическим выводом о возможности применения метода главных компонент в определении факторов риска и патологий риска, можно сделать вывод о наличии конкретных рисков нарушений здоровья, обусловленных конкретными нарушениями при составлении цикличного меню.
Результаты оценки физического развития детей
Показатель Уровень физического развития
средний выше среднего ниже среднего
Группа 1 мальчики 68,9 10,4 19,8
девочки 70,4 16,2 13,4
Группа 2 мальчики 70,1 10,8 19,1
девочки 71,2 15,9 13,9
Продолжение таблицы
Показатель Уровень физического развития
гармоничное избыток массы низкий рост
Группа 1 мальчики 76,2 11,9 11,9
девочки 78,0 6,3 15,8
Группа 2 мальчики 77,1 12,0 10,9
девочки 78,9 7,4 14,7
Учитывая, что показатель физического развития отражает результаты воздействия всего многообразия внешних благоприятных и неблагоприятных факторов на здоровье ребенка, приводим результаты комплексной оценки показателей физического развития за период 2008-2012 гг. При этом важно обратить внимание на то, что условно разделены дети на 2 группы: группа № 1 - «дети, посещавшие дошкольную организацию» в период действия санитарных правил 2003 г.; группа № 2 - «дети, посещавшие дошкольную организацию» в период действия санитарных правил 2010 г.
Измерения показателей проводились по унифицированной методике соматометриче-ских исследований (А.Б. Ставицкая, Д.И. Арон, 1959; И.М. Воронцов, 1986). Уровень и гармоничность физического развития оценивались по шкалам регрессии. Статистически значимых различий в показателях двух сравниваемых групп ни у мальчиков, ни у девочек не обнаружено.
За период нахождения ребенка в дошкольной организации показатели дисгармоничности физического развития, имеющиеся на стадии поступления и окончания дошкольной организации, количественно не менялись, а степень имеющихся отклонений увеличивалась. Эти результаты также свидетельствуют о несоответствии условий воспитания и обучения анатомо-физиологическим возможностям и недостаточной эффективности проводимых профилактических мероприятий в группах детей с нарушениями физического развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что факторы педагогического процесса, воспитания и обучения, питания, двигательного режима в дошкольной организации продолжают играть существенную роль в формировании здоровья детей в современных условиях. Тенденции в состоянии здоровья детей свидетельствуют о недостаточной эффективности организации учебно-воспитательного процесса в части реализации профилактических мероприятий, что и определяет детерминанты системы воспитания и обучения, направленные на улучшение здоровья дошкольников в современных условиях
Библиографический список
1. Организация мониторинга здоровья детей и подростков в образовательном учреждении : методич. рекомендации МР № 2.4.2.003-05 / И.И. Новикова, Н.В. Дедюлина, Л.В. Демакова, Е.И. Толькова ; под ред. Г.А. Оглезнева. - Омск : Изд-во ОмГМА, 2006. - 32 с.
2. Крига, А.С. Организация качественного питания молодого поколения - ведущий фактор в сохранении и укреплении здоровья нации / А.С. Крига, М.Н. Бойко, И.И. Новикова // Вестник сибирского отделения академии военных наук № 1 (приложение к Вестнику Академии военных наук ISSN 2073-8641). -. Омск, 2010. -С. 80-97.
3. Гигиеническая оценка взаимосвязи загрязнения окружающей среды и заболеваемости детского населения крупного промышленного города / В.А. Ляпин, Ю.В. Ерофеев, Н.В. Дедюлина, Т.А. Нескин // Здоровье населения и среда обитания. - 2006. - № 1. - С. 12-15.
4. Ляпин, В.А. Сравнительная характеристика показателей потерь здоровья населения разных возрастных групп / В.А. Ляпин // Здоровье населения и среда обитания. - 2004. - № 8 (137). - С. 9-12.
5. Ляпин, В.А. Физическое здоровье детей крупного промышленного центра нефтехимической промышленности / В.А. Ляпин // Сибирь - Восток. - 2003 - № 9 (69). - С. 18-20.
6. Бойко, М.Н. Организация общественного питания населения - проблемы и пути решения / М.Н. Бойко, Ю.В. Ерофеев, И.И. Новикова // Здоровье населения и среда обитания. - 2008. - № 2 (179). - С. 38-40.
7. Использование многомерных методов статистического анализа для опредения программ лечебнопрофилактической помощи медицинским работникам в современных условиях / С.Н. Кожевников, А.В. Денисов, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. - Т. 20. - № 1. - С. 147-148.
P.A. Veynikh, A.I. Ishchenko, L. V. Shchuchinov Novosibirsk scientific research institute of hygiene (Rospotrebnadzor) EDUCATIONAL SYSTEM AND TRAINING DETERMINANTS DEFINING HEALTH OF PRESCHOOL CHILDREN IN MODERN CONDITIONS
Target and indicative indicators according to the section of hygiene of children and the teenagers, implementation of the departmental target program reflecting efficiency have to be scientifically reasonable, objective and be based on the data considered by statistical forms of supervision, the reporting and not demand special efforts in collection of information. It will allow to provide unity of approach in planning of activity and an assessment of its efficiency taking into account problems available in the territory.
Keywords: health of children, efficiency, target and indicative indicators.
References
1. Novikova I.I., Dedyulina N.V., Demakova L.V., Tol'kova E.I. Organizacija monitoring zdorov'ja detej i podrostkov v obrazovatel'nom uchrezhdenii: metodich. rekomendacii MR № 2.4.2.003-05 [Organization of monitoring of the health of children and adolescents in educational establishments: methodical recommendations Mr no. 2.4.2.00305]. Ed. by Oglezneva G.A. Omsk, OmSMA Publ., 2006. 32 p.
2. Kriga A.S., Boyko M.N., Novikova I.I. The organization of qualitative power supply of the young generation - the leading factor in the preservation and strengthening of health of the nation. Vestnik sibirskogo otdeleniya akademii voennykh nauk№ 1 (prilozhenie k Vestniku Akademii voennykh naukISSN 2073-8641). Omsk, 2010, pp. 80-97.
3. Lyapin V.A., Erofeev Yu.V., Dedyulina N.V., Neskin T.A. Hygienic evaluation of the relationship between environmental pollution and child morbidity in a large industrial city. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2006, no. 1, pp. 12-15.
4. Lyapin V.A. The comparative characteristic of loss indicators of the health of the population in different age groups. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya, 2004, no. 8 (137), pp. 9-12.
5. Lyapin V.A. The physical health of children of a large industrial center of the petrochemical industry. Sibir' -Vostok, 2003, no. 9 (69), pp. 18-20.
6. Boyko M.N., Erofeev Yu.V., Novikova I.I. Organization of public catering of population - problems and solutions. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya, 2008, no. 2 (179), pp. 38-40.
7. Kozhevnikov S.N., Denisov A.V., Novikova I.I., Erofeev Yu.V. Using multivariate methods of the statistical analysis to determine the programs of medical and preventive care health professionals in modern conditions. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy, 2013, vol. 20, no. 1, pp. 147-148.
© Вейних П.А., Ищенко А.И., Щучинов Л.В., 2013
Авторы статьи:
Павел Андреевич Вейних, кандидат медицинских наук, Новосибирский НИИ гигиены (Роспотребнадзора), e-mail:ngi@cn.ru;
Александр Иванович Ищенко, аспирант, Омская государственная медицинская академия, e-mail: alex_ai@mail.ru;
Леонид Васильевич Щучинов, кандидат медицинских наук, докторант, Новосибирский НИИ гигиены (Роспотребнадзора), e-mail:ngi@cn.ru.
Рецензенты:
С.Г. Алексеев, кандидат педагогических наук, министр образования Омской области;
С.Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.