Научная статья на тему 'Организация СРСП на занятиях по профессиональному русскому языку в медицинском вузе'

Организация СРСП на занятиях по профессиональному русскому языку в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя / функция / обучение / задачи / профессиональный русский язык / синтаксис / SIWT / function / training / tasks / Professional Russian language / assignment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж. М. Омашева, А. М. Танабаева, Ж. Б. Шеризатова, А. Д. Аукенова

В связи с внедрением кредитной технологии обучения в вузах Казахстана актуальным становится поиск интенсивных приемов обучения, пересмотр организации учебного процесса в вузе в направлении изменения соотношения объема аудиторных и внеудиторных занятий студентов, изменение технологии обучения и методическое обеспечение учебного процесса. Задачей кредитной технологии обучения является развитие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию, что означает изменение функции преподавателя и студентов. В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса в условиях кредитной системы вообще, и организации такого вида занятий, как самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя на занятиях по профессиональному русскому языку, в частности. Обращается внимание на специфику проведения данного вида занятий в медицинском вузе. Приводится текст и задания к нему, которые используются при изучении темы «Синтаксис научного стиля речи» на стоматологическом факультете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж. М. Омашева, А. М. Танабаева, Ж. Б. Шеризатова, А. Д. Аукенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK WITH TEACHER IN PROFESSIONAL RUSSIAN LANGUAGE CLASSES AT MEDICAL HIGH SCHOOL

Due to the introduction of credit technology of training in high schools of Kazakhstan there becomes relevant the study of intensive methods of teaching, the revision of educational process of organization in high school towards the change of ratio of the volume of students’ classwork and extracurricular classes, the change of training technology and methodical maintenance of educational process. The objective of credit technology of training is to develop the students' ability to self-organization and self-education that means the change of teachers and students’ function. The article considers the organization of educational process under the conditions of credit system in general and the or-ganization of such a type of training as SIWT in Professional Russian language classes in particular. The focus is on the specifics of this type of training in Medical High School. There is a text and assignments on the topic «The syntax of scientific style of speech» at the dental faculty in the article.

Текст научной работы на тему «Организация СРСП на занятиях по профессиональному русскому языку в медицинском вузе»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61(07)

Ж. М. Омашева, А. М. Танабаева, Ж. Б. Шеризатова, А. Д. Аукенова

ОРГАНИЗАЦИЯ СРСП НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Кафедра русского языка Карагандинского государственного медицинского университета

В связи с внедрением кредитной технологии обучения в вузах Казахстана актуальным становится поиск интенсивных приемов обучения, пересмотр организации учебного процесса в вузе в направлении изменения соотношения объема аудиторных и внеудиторных занятий студентов, изменение технологии обучения и методическое обеспечение учебного процесса. Задачей кредитной технологии обучения является развитие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию, что означает изменение функции преподавателя и студентов.

В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса в условиях кредитной системы вообще, и организации такого вида занятий, как самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя на занятиях по профессиональному русскому языку, в частности. Обращается внимание на специфику проведения данного вида занятий в медицинском вузе. Приводится текст и задания к нему, которые используются при изучении темы «Синтаксис научного стиля речи» на стоматологическом факультете.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, функция, обучение, задачи, профессиональный русский язык, синтаксис

Согласно ГОСО, первая функция преподавателя - установочная (введение в тему, постановка цели, задач, описание практической полезности, сущности и взаимосвязи основных разделов содержания материала, рекомендации по работе с учебно-методическими пособиями и др.).

Вторая функция преподавателя - консультативно-корректировочная. Она состоит в оказании консультативной помощи в реализации учебных действий в самостоятельной работе студентов, проведении индивидуальных консультаций и осуществлении соответствующих корректировочных действий. Данную функцию в образовательном процессе могут выполнять тьюторы.

Третья функция преподавателя - контрольно-оценочная. Она предполагает проведение оценивания знаний, умений и навыков студентов в различных формах (письменный или устный экзамен, тестирование и др.), организацию диалога по выявлению их основных затруднений, демонстрацию преподавателем «правильных» действий, взаимодействия, эталонных способов работы в позиции эксперта или контролера.

Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов первого уровня (бакалавриат) и выражаются через компетенции. Результаты обучения формулируются как на уровне всей программы, так и на уровне модуля отдельной дисциплины.

Реализация функций преподавателя при самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя (СРСП) предпо-

лагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине, изучение учебно-методических пособий, различных источников, выполнение домашних заданий, контрольных работ, анализ и систематизацию трудных случаев, выявление причин затруднений в понимании и усвоении учебного материала, обращение к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

Дескрипторы первого уровня предполагают способности: 1) демонстрировать понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области; 2) применять эти знания и понимание на профессиональном уровне; 3) формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области; 4) осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; 5) сообщать информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и неспециалистам.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы выбирать оптимальные методы для активизации студентов и достижения целей курса. Вузовский курс профессионального русского языка на казахском отделении выполняет общеобразовательную функцию, являясь дополнительным активным средством получения научной информации на русском языке. Статус данной дисциплины -сопровождающий, что предполагает

интеграцию с профилирующими предметами. Программа нацелена на формирование и развитие у студентов навыков профессионального общения, умения использовать средства русского языка, необходимые для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной и др.) сферах и различных ситуациях человеческой деятельности. Конечная цель обучения русскому языку в неязыковом вузе - профессиональная речевая компетенция студентов для изучения основ науки, дальнейшей профессиональной деятельности, научной работы и общения в условиях русскоязычной среды.

Другими словами, основной целью профессионального русского языка, согласно ГОСО, является формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений, связанных с научной и профессиональной сферами деятельности, развитие необходимых профессиональных компетенций в результате использования профессионально-ориентированного материала в заданных профессиональных ситуациях, обеспечение связи профессионально-ориентированного русского языка с профилирующими дисциплинами, что ведет к получению более глубокого и качественного медицинского образования; овладение русским языком как средством коммуникации во всех сферах деятельности, лексическим и терминологическим минимумом по специальности, развитие научно-профессиональной речи, формирование навыков и умений, связанных с анализом текстов научного стиля.

К задачам обучения относится: формирование умения читать и анализировать специальную научную литературу для повышения профессиональной компетенции

(научный стиль), усвоение правил оформления медицинской документации (официально-деловой стиль), развитие профессиональных-коммуникативных навыков с соблюдением правил русского речевого этикета (речевой этикет). Так, развитие языковой, речевой и коммуникативной компетенции студентов способствует формированию потребности постоянного самосовершенствования и навыков работы в команде.

При подготовке к СРСП студент может использовать материалы основной и дополнительной литературы, энциклопедий, интернета и др. Преподаватель обращает внимание на отбор материала для самостоятельного усвоения, соответствующий программе и рабочему плану, обеспечение студентов необходимой методической и специальной литературой, обучение студентов рациональным приемам самостоятельной работы.

Для СРСП студентам второго курса специальности «Стоматология» предлагается текст с разработкой лексико-грамматических упражнений для проверки понимания содержания терминов, закрепления новой лексики и повторения пройденных грамматических тем, тестовые задания, ситуационные задачи.

Например, при изучении темы «Синтаксис научного стиля речи» обращается внимание на употребление предлогов, характерных для научной речи (табл. 1). Используется материал из «Пособия по научному стилю речи» под ред. А. Н. Проскуряковой [2].

Эти значения могут быть выражены не только предлогами, но и деепричастными оборотами, причем значение деепричастного оборота в основном определяется значением дее-

Таблица 1 - Предлоги, характерные для научной речи

Значения Предлоги

Способ действия Путём, методом, способом, с помощью, при помощи, в виде, в форме (чего?)

Целевые отношения Для, в целях, с целью, в результате, в силу, ввиду, по причине (чего?); благодаря (чему?); в связи с (чем?)

Причинно-следственные отношения Вследствие, в результате, в силу, ввиду, по причине (чего?); благодаря (чему?); в связи с (чем?)

Основание действия На основе, в зависимости от, за счёт, с точки зрения (чего?); в соответствии с (чем?)

Условные отношения При (чём? каком условии?); при наличии, без, при отсутствии, в случае (чего?)

Временные отношения В процессе, во время, в ходе, по мере, с развитием, в течение, за время, после (чего?)

причастия и принадлежностью его к совершенному или несовершенному виду (совершенный вид используется в тех случаях, когда деепричастный оборот имеет значение установления причинно-следственных отношений). Например: С помощью зубного протеза можно сформировать форму прикуса -протезируя зубы, мы формируем правильный прикус. Деепричастия совершенного вида используются также в тех случаях, когда действие, ими обозначаемое, является условием для действия, названного глаголом. Деепричастие несовершенного вида используется, если действие, им называемое, происходит одновременно с глагольным действием, в частности, является его следствием. Например: Используя керамические виниры, мы восстанавливаем эстетику передних зубов. Избегая приема твердой пищи, пациент заботится о состоянии протеза.

В научном стиле частыми являются синтаксические конструкции, выражающие определительные отношения (признак определяется через действие). В первую очередь, это причастные обороты и сложноподчиненные предложения с союзным словом который, причем значение этих двух типов конструкций почти одинаково/ Особое внимание при санации следует обращать на зубы, которые реагируют на холодную и горячую пищу. При санации обращается внимание на зубы, реагирующие на прием холодной и горячей пищи.

Причастные обороты, как правило, употребляются чаще, чем сложноподчиненные предложения, выражающие определительные отношения. Сложноподчиненные предложения обычно используются в тех случаях, когда важно указать производителя действия. Затем приводятся способы выражения объекта при глаголах с отрицанием и трудные случаи в системе глагольного управления.

Для закрепления студентам

предлагается текст из курса терапевтической стоматологии [1]. К тексту сформулированы задания на усвоение синтаксических конструкций и специальной терминологии.

ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПЕРИОДОНТИТА

Осложнения могут наблюдаться как в процессе лечения периодонтита, так и после пломбирования корневого канала.

Очень часто при лечении хронического периодонтита приходится использовать механическую обработку корневых каналов расши-

ряющими инструментами. Обрабатывая канал ручным дрильбором, не следует прилагать чрезмерных усилий. При работе машинным дрильбором более вероятны перфорация стенки канала или отлом инструмента, поэтому не следует давать максимального количества оборотов. При отломе эндодонтического инструмента в канале необходимо попытаться удалить его. Если конец стержневого инструмента выступает из устья канала, то небольшим шаровидным бором высверливают дентин вокруг отломка, после чего отломок извлекают щипцами или маленьким глазным пинцетом. В случае, когда инструмент обломился глубоко в канале, последний расширяют с помощью ЭДТУ. Затем на пульпэкстрактор навертывают ватную турунду, вводят в канал и вращательными движениями пульпэкстрактора пытаются обмотать ватой свободно лежащий отломок и вывести его из канала. Если отломок не удается вывести, то делают попытку пройти канал до верхушечного отверстия рядом с отломанным инструментом. При появлении боли во время обработки корневого канала необходимо прекратить его расширение и проверить положение инструмента в канале.

Болезненность может возникнуть в результате соприкосновения инструмента с пери-одонтом у верхушки корня зуба или в месте перфорации стенки канала. С целью предупреждения обострения воспалительного процесса целесообразно однократно провести процедуру электрофореза йодида калия или протеоли-тических ферментов. Это в значительной степени уменьшит вероятность обострений хронического воспалительного процесса.

Многокорневые зубы с узкими и искривленными, плохо запломбированными корневыми каналами при невозможности их лечения методом электрофореза и при частых обострениях воспалительного процесса подлежат ге-мисекции или удалению.

Задания к тексту:

1. Замените конструкции с отыменными предлогами на конструкции с простыми предлогами.

2. Выпишите из текста сложные предложения с придаточными определительными и преобразуйте их в простые предложения, осложненные причастным оборотом.

3. Выпишите из текста предложения с причастными и деепричастными оборотами и преобразуйте их в сложноподчиненные предложения.

4. Выпишите из текста 5 стоматологических терминов, определив их значения.

Таким образом, СРСП в медицинском вузе является одним из интенсивных приемов обучения, подразумевающим в итоге понимание, применение, анализ, синтез и оценку изучаемого материала.

ЛИТЕРАТУРЫ

1 Боровский Е. В. Терапевтическая стоматология /Е. В. Боровский, В. С. Иванов, Ю. М. Максимовский. - М.: Медицина, 2001. -736 с.

2 Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля /Под ред. И. Г.

Проскуряковой. - М.: Флинта: Наука, 2004. -320 с.

REFERENCES

1 Borovskii Ye. V. Therapeutic dentistry / Ye. V. Borovskii, V. S. Ivanov, Yu. M. Maksimov-skii. - M.: Medicine, 2001. - 736 p. (in Russian)

2 Textbook on scientific style of speech. For technical profile schools /Ed. by I. G. Proskuryakova. - M.: Flinta: Science, 2004. - 320 p. (in Russian)

Поступила 11.01.2016 г.

Zh. M. Omasheva, A. М. Tanabayeva, Zh. Zh. Sherizatova, А. D. Aukenova

ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK WITH TEACHER IN PROFESSIONAL RUSSIAN LANGUAGE CLASSES AT MEDICAL HIGH SCHOOL

Department of Russian language of Karaganda state medical universtty

Due to the introduction of credit technology of training in high schools of Kazakhstan there becomes relevant the study of intensive methods of teaching, the revision of educational process of organization in high school towards the change of ratio of the volume of students' classwork and extracurricular classes, the change of training technology and methodical maintenance of educational process. The objective of credit technology of training is to develop the students' ability to self-organization and self-education that means the change of teachers and students' function. The article considers the organization of educational process under the conditions of credit system in general and the organization of such a type of training as SIWT in Professional Russian language classes in particular. The focus is on the specifics of this type of training in Medical High School. There is a text and assignments on the topic «The syntax of scientific style of speech» at the dental faculty in the article.

Key words: SIWT, function, training, tasks, Professional Russian language, assignment

Ж. М. Омашева, А. М. Танабаева, Ж. Б. Шеризатова, А. Д. Аукенова

ЖОТАРТЫМЕДИЦИНАПЫК ОКУ ОРЫНДАРЫНДА КЭС1Б1ОРЫС Т1Л1 САБАКТАРЫНДА ОКСЖ YЙЫМДАСТЫРУ КараFанды мемлекеттк медицина университеты.ц Орыс тШ кафедрасы

Казакстанныц жорары оку орындарында кредит™ технологияны енпзуге байланысты окытудыц ти1мд1 тэс1лдер1н 1здеу, жорары оку орнындарыныц оку процеан уйымдастыруда студенттердщ аудиториялык жэне аудиториядан тыс жYргiзiлетiн сабактарыныц келем1н карастыру барытында езгер1стер юрпзу, окыту технологиясы мен оку процеанН эдiстемелiк камтамасыз еттум езгерту мэселелерi кекейкест болып табылады. СтуденттердН saw-asi Yйымдастыру жэне езш-вд жет^ру кабшеттер^ дамыту окытушы мен студентик м^деттер^е езгероер енпзт турран окытудыц кредит™ технологиясыныц ммдеп болып есептеледг Макалада кредит™ жуйе жардайында жалпы оку процеан уйымдастыру мэселелер^ оныц шнде кэап™ орыс ™i пэынен СО0Ж уйымдастыру карастырылран. Мундай сабак тYрiнiк медициналык жорары оку орнында еткiзiлетiнiне назар аударылран. Стоматологиялык факультетте «Синтаксис научного стиля речи» такырыбын окытуда пайдаланатын мэтiн жэне сол мэтне тиiстi тапсырмалар коса бертген.

Клт сездер:: О0СЖ, функция, оку, есептер, кэсiбi орыс тiлi, тапсырма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.