Научная статья на тему 'Опыт внедрения элементов научно ориентированного обучения (rbl) в учебный процесс на кафедрах патологической физиологии и общей фармакологии'

Опыт внедрения элементов научно ориентированного обучения (rbl) в учебный процесс на кафедрах патологической физиологии и общей фармакологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно ориентированное обучение / приборы патофизиологической лаборатории / фармакотерапия / научная работа студентов / клиническое мышление / research-based learning / equipment of pathophysiological laboratory / pharmacotherapy / scientific work of students / clinical judgment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Б. Жаутикова, Ф С. Абикенова, А Х. Абушахманова

Статья посвящена описанию опыта внедрения элементов научно ориентированного обучения в учебный процесс при проведении практических занятий и СРСП на кафедрах патологической физиологии и общей фармакологии. Mетодом RBL за 2014/2015 и 2015/2016 учебные года охвачены 100% студентов 2-3 курсов специальности «Общая медицина» и 3 курса специальности «Стоматология». RBL способствует улучшению успеваемости студентов, прививает навыки практической работы, мотивирует студентов к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С Б. Жаутикова, Ф С. Абикенова, А Х. Абушахманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF ELEMENTS OF RESEARCH-BASED LEARNING (RBL) IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DEPARTMENTS OF PATHOLOGICAL PHYSIOLOGY AND GENERAL PHARMACOLOGY

The article describes the experience of the introduction of elements of research-based learning (RBL) in the educational process at the practical lessons and student individual work under the observation of teacher in the departments of pathological physiology and general pharmacology. It was established that these departments by the method RBL covered 100% of 2-3 courses of specialty «General Medicine» and «Stomatology» for 2014/2015 and 2015/2016 academic yearы. RBL helps to improve student performance, imparts practical skills of working, motivating students to research.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения элементов научно ориентированного обучения (rbl) в учебный процесс на кафедрах патологической физиологии и общей фармакологии»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61(07)

С. Б. Жаутикова1, Ф. С. Абикенова1, А. Х. Абушахманова2

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ( ЯВЬ) В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРАХ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ФАРМАКОЛОГИИ

1Кафедра патологической физиологии,

2кафедра общей фармакологии Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

Статья посвящена описанию опыта внедрения элементов научно ориентированного обучения в учебный процесс при проведении практических занятий и СРСП на кафедрах патологической физиологии и общей фармакологии. Методом кБЬ за 2014/2015 и 2015/2016 учебные года охвачены 100% студентов 2 -3 курсов специальности «Общая медицина» и 3 курса специальности «Стоматология». кБЬ способствует улучшению успеваемости студентов, прививает навыки практической работы, мотивирует студентов к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно ориентированное обучение, приборы патофизиологической лаборатории, фармакотерапия, научная работа студентов, клиническое мышление

Современное медицинское образование все более раскрывается как сфера конкурирующих концепций, как своего рода «производство образованности », в котором, как и в других производствах, используются современные наукоемкие технологии, информационные продукты, квалифицированные специалисты [1, 2, 3].

Известно, что RBL относится к наиболее высокому уровню обучения, позволяет эффективно развивать практические навыки и умения у обучающихся, вовлекать их в самостоятельное выполнение исследований с осознанием механизма изучаемых процессов [4, 6, 11]. Элементы научно ориентированного обучения используются в медицинских школах ведущих зарубежных университетов во всех формах организации образовательного процесса как в рамках аудиторного, так и внеаудиторного компонента [8, 11]. Внедрение RBL в отечественных медицинских вузах является актуальным в связи с тем, что казахстанские медицинские университеты стремятся получить статус исследовательских вузов, так как непосредственное участие будущего врача в научных исследованиях формирует у него культуру использования в своей профессиональной деятельности принципов научной доказательности - Evidence Based Medicine [4, 7, 8]. Данный метод обучения направлен на формирование у обучающихся творческого мышления, инициативы в принятии решений практических и исследовательских задач и, тем самым, обеспечить подготовку инновационно активных, конкурентоспособных специалистов системы здравоохранения [4, 5, 6].

Научно ориентированное обучение (RBL) внедрено в учебный процесс на кафедрах патологической физиологии и общей фармакологии

в 2014/2015 учебном году при проведении практических занятий и СРСП для студентов 3 курса специальности «Общая медицина » и практического занятия для студентов 2 курса специальности «Общая медицина »и 3 курса специальности «Стоматология». На кафедре патологической физиологии элементы научно ориентированного обучения были внедрены на практических занятиях для студентов 2 курса специальности «Общая медицина » по дисциплине «Патологическая физиология 1» по теме «Местные и общие реакции на повреждением 3 курса специальности «Стоматология» по дисциплине «Патологическая физиология » по теме «Общие реакции на повреждение: шок, стресс» и 3 курса специальности «Общая медицина» по дисциплине «Патологическая физиология - 2» по теме «Поражения клапанного аппарата сердца: причины и механизмы развития. Патофизиология коронарной недостаточности » на казахском, русском и английском языках обучения. На кафедре общей фармакологии отражено в теме СРСП «Характеристика и классификация лекарственных препаратов, применяемых при патологии сердечно -сосудистой системы» для студентов 3 курса специальности «Общая медицина». В учебный процесс по методу были вовлечены в 2014/2015 и 2015/2016 учебных годах 2 715 (100%) студентов 2 курса специальности «Общая медицина», из них 1 321 студент на казахском, 974 - на русском и 420 - на английском языках обучения; 2 449 (100%) студентов 3 курса специальности «Общая медицина », соответственно, 1 165 студентов на казахском языке обучения, 998 - на русском и 286 - на английском; 182 студента специальности «Стоматология», из них 74 студента с обучением на казахском языке и 108 - на русском языке.

На кафедре общей фармакологии методические разработки по СРСП включали в себя решение ситуационных задач по соответствующим темам с выбором оптимального препарата, его фармакокинетики и фармакодинами-ки, рациональной комбинации с другими препаратами и указанием его побочных действий. Исследовательская часть занятий RBL на кафедре патологической физиологии проводились на базе учебной патофизиологической лаборатории с использованием современной медицинской аппаратуры (профессиональной стресс-системы с велоэргометром «Lode

Corival», беспроводного электрокардиографа «Поли-Спектр-8/ЕХ», тонометр BIOPRESS ANEROID). Студенты изучали адаптационные возможности организма в условиях различных нагрузок и функционального состояния организма. В качестве испытуемых были студенты с разным уровнем физической готовности. Данные исследований студенты представили в виде следующих выводов:

- студенты, имеющие регулярные физические нагрузки, обладают более совершенным механизмом регуляции сердечно -сосудистой системы, о чем свидетельствуют выявленные высокая толерантность, выносливость и высокая работоспособность при проведении дозированной непрерывной ступенчатой нагрузки на тредмиле;

- функциональное состояние миокарда студентов зависит от исходного типа вегетативной регуляции сердечного ритма и уровня двигательной активности. Более адекватная реакция коронарного кровотока выявлена у тренированных респондентов, о чем свидетельствуют особенности биоэлектрической активности миокарда в процессе дозированной непрерывной физической нагрузки. Достоверно большая длительность сердечного цикла, продолжительность предсердно -желудочковой, внутрижелудочковой проводимости при более низких значениях амплитуды зубцов Р, Т отмечается у студентов, имеющих регулярную физическую нагрузку, со сбалансированной автономной регуляцией сердечного ритма (рис. 1). Обучение в вузе характеризуют как самый стресс -насыщенный период жизнедеятельности. Поиск новых подходов, средств и форм обучения, широкое внедрение в обучение инновационных программ обусловливают повышение требований к функциональному состоянию организма студента.

- при всем многообразии стрессовых факторов, вызывающих напряжение регуля-торных механизмов и снижение адаптационных возможностей к возрастающим умственным нагрузкам студентов, снижение двигательной активности является наиболее адек-

Рисунок 1 - Студенты 3 курса иностранного отделения специальности «Общая медицина » за регистрацией ЭКГ

Рисунок 2 - Студенты 3 курса специальности «Общая медицина» за регистрацией ЭКГ

ватной физиологической реакцией, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность организма (рис. 2).

Результаты исследований были обобщены в четырех студенческих научных работах, из которых одна работа была представлена на VI Всероссийском симпозиуме с международным участием г. Санкт -Петербург. Научная работа студентов 3077 группы специальности «Общая медицина» была отмечена сертификатом «VI Международного молодежного медицинского конгресса: Санкт -Петербургские научные чтения -2015». Две студенческие научные работы представлены на Республиканский ежегодный конкурс научно -исследовательских работ студентов.

С целью формирования клинического мышления у студентов лечебных специальностей на кафедре общей фармакологии были разработаны ситуационные задачи в соответствии с модулями интегрированного обучения. При изучении модуля «Сердечно-сосудистая система» студенты самостоятельно решают ситуационные задачи по темам СРСП «Антиангинальные средства »,« Антигипер-тензивные средства », « Средства, применяемые при хронической сердечной недостаточности». Самостоятельная работа способствует развитию умений студента работать с научной литературой и информационными ресурсами. При этом активизация самостоятельной работы студентов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности, формированию критического мышления и практических навыков.

Анкетирование студентов по вопросам преподавания и изучения дисциплины «Фармакология-2» показало заинтересованность и осознанное стремление студентов получить необходимый для врача -клинициста объем знаний по фармакотерапии заболеваний функциональных систем организма, научиться анализировать ситуационные задачи и находить правильные решения.

Реально существующее и усиливающееся противоречие при подготовке врачей между растущим объемом необходимого для изучения материала и ограниченным бюджетом времени можно разрешить, прежде всего, через усиление познавательной активности студента, повышение эффективности его самостоятельной работы, что предполагает правильную ее организацию и контроль со стороны преподавателей, кафедр, деканата.

Таким образом, внедрение инновационной технологии преподавания - научно ориентированного обучения - в учебный процесс на кафедре патологической физиологии вызвало большой интерес у студентов, позволило им не только приобрести и улучшить практические навыки работы с современными медицинскими приборами, но и самостоятельно провести глубокую аналитическую работу, что отразилось на улучшении успеваемости студентов. Так, сравнительный анализ результатов сдачи рубежного контроля по модулю «Сердечнососудистая система » студентами 3 курса специальности «Общая медицина », обучающимися в 2014/ 2015 и 2015/2016 учебных годах по сравнению с 2012/2013 и 2013/2014 учебными годами выявил увеличение качественного показателя на 18%. Аналогичная тенденция про-

слеживалась у студентов 2 курса специальности «Общая медицина » и 3 курса специальности «Стоматология», где данный показатель увеличился в 2014/2015 и 2015/2016 учебных годах на 20 и 16% соответственно, когда студенты приступили к обучению по методике RBL. Также следует отметить, что на 25% возросло количество научных студенческих работ, выполненных на основании результатов проведенных исследований по темам практических занятий с элементами научно ориентированного обучения.

В ходе внедрения элементов RBL в учебный процесс на кафедрах патологической физиологии и общей фармакологии отмечались следующие трудности: из-за большого количества студентов возникает чрезмерная нагрузка на приборы физиологической лаборатории; большинство студентов затрудняются со статистической обработкой результатов исследований. Кроме того, желательна финансовая поддержка со стороны вуза студентам, выступающим на международных научных конференциях по результатам исследований, полученных в рамках практических занятий с использованием элементов RBL.

ЛИТЕРАТУРА

1 Алфёрова М. А. Использование современных образовательных технологий. Примерные требования к оформлению материалов: Метод. рекомендации /м. А. Алфёрова, М. Г. Голубчикова. - Иркутск: Изд -во ГОУ ДПО ИГИУВ, 2008. - 23 с.

2 Байденко В. И. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования: европейский опыт /В. И. Байденко, Н. И. Максимов, Н. А. Селезнева. - М.: Изд-во ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А. Н. Косыгин», 2012. - 153 с.

3 Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: Уч-метод. пособие /Под ред. Т. В. Черниковой.- М.: Планета, 2011.- 496 с.

4 Койков В. В. Роль в подготовке инновационно- активных специалистов системы здравоохранения /В. В. Койков, Г. А. Дербисалина //Денсаулык сактау дамыту журналы. - 2012. - №4. - С. 621-673.

5 Государственная программа по форсированному индустриально -инновационному развитию РК на 2010 -2014 годы, утвержденная Указом Президента РК от 19 марта 2010 года №958.

6 Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, утвержденная Указом Президента РК от 29 ноября 2010 года № 111 3.

7 Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря

2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства».

8 Baldwin G. The teaching-research nexus: How research informs and enhances learning and teaching in the University of Melbourne: The University of Melbourne, 2005. http:// www.cshe.unimelb.edu.au

9 Phillip O. Ozuah. Residency Reseach Reguirement as a Predictor of Future Publication Productivity //Journ. of Pediatrics. - 2009. -V.155. - P. 12.

10 The efficacy of student - centered instruction in supporting science learning /E. M. Granger, T. H. Bevis, Y. Saka et al. //Science. -2012. - V. 338. - P. 105-108.

11 Zald E. A. Research-based learning from the start: Developing undergraduate researchers /E. A. Zald, J. L. Fabbi http:// digitalscholorship.unlv.edu/libfacpresentation/41

REFERENCES

1 Alfjorova M. A. Ispol'zovanie sovremen-nyh obrazovatel'nyh tehnologij. Primernye trebo-vanija k oformleniju materialov: Metod. rek-omendacii /M. A. Alfjorova, M. G. Golubchikova. -Irkutsk: Izd-vo GOU DPO IGIUV, 2008. - 23 s.

2 Bajdenko V. I. Proektirovanie i realizacija kompetentnostno-orientirovannyh obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija: evropejskij opyt /V. I. Bajdenko, N. I. Maksimov, N. A. Selezneva. - M.: Izd-vo FGBOU VPO «MGTU im. A. N. Kosygina», 2012. - 153 s.

3 Gumanitarnye tehnologii prepodavanija v vysshej shkole: Uch.-metod. posobie /Pod red. T. V. Chernikovoj. - M.: Planeta, 2011. - 496 s.

4 Kojkov V. V. Rol' v podgotovke inno-vacionno- aktivnyh specialistov sistemy zdra-voohranenija /V. V. Kojkov, G. A. Derbisalina // Densaulyk saktau damytu zhurnaly. - 2012. -№4. - S. 621-673.

5 Gosudarstvennaja programma po forsiro-vannomu industrial'no - innovacionnomu razvitiju RK na 2010-2014 gody, utverzhdennaja Ukazom Prezidenta RK ot 19 marta 2010 goda №958.

6 Gosudarstvennaja programma razvitija zdravoohranenija RK «Salamatty Kazahstan» na 2011-2015 gody, utverzhdennaja Ukazom Prezidenta RK ot 29 nojabrja 2010 goda № 1113.

7 Poslanie Prezidenta RK N. Nazarbaeva narodu Kazahstana ot 14 dekabrja 2012 goda «Strategija «Kazahstan - 2050»: Novyj politich-eskij kurs sostojavshegosja gosudarstva».

8 Baldwin G. The teaching-research nexus: How research informs and enhances learning and teaching in the University of Melbourne: The University of Melbourne, 2005. http:// www.cshe.unimelb.edu.au

9 Phillip O. Ozuah. Residency Reseach Reguirement as a Predictor of Future Publication Productivity //Journ. of Pediatrics. - 2009. -V.155. - P. 12.

10 The efficacy of student - centered instruction in supporting science learning /E. M. Granger, T. H. Bevis, Y. Saka et al. //Science. -2012. - V. 338. - P. 105-108.

11 Zald E. A. Research-based learning from the start: Developing undergraduate researchers /E. A. Zald, J. L. Fabbi http:// digitalscholorship.unlv.edu/libfacpresentation/41

Поступила 22.06.2016

S. B. Zhautikovd, F S. AbkenovaA. K. Abushakhmanova?

EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF ELEMENTS OF RESEARCH-BASED LEARNING (RBL) IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DEPARTMENTS OF PATHOLOGICAL PHYSIOLOGY AND GENERAL PHARMACOLOGY

1 Department of pathological physiology,

2 department of general pharmacology of Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The article describes the experience of the introduction of elements of research-based learning (RBL) in the educational process at the practical lessons and student individual work under the observation of teacher in the departments of pathological physiology and general pharmacology. It was established that these departments by the method RBL covered 100% of 2-3 courses of specialty «General Medicine» and «Stomatology» for 2014/2015 and 2015/2016 academic yeaci. RBL helps to improve student performance, imparts practical skills of working, motivating students to research.

Keywords: research-based learning, equipment of pathophysiological laboratory, pharmacotherapy, scientific work of students, clinical judgment

С Б. Жаутикова1, Ф. С. Абикенова1, А. Х. Абушахманова2

ПАТОЛОГИЯЛЫК ФИЗИОЛОГИЯЖдНЕЖАЛПЫ ФАРМАКОЛОГИЯКАФЕДРАЛАРЫНДА ОКУ YPMICIHE FЫЛЫМИ-БАFЫТТАЛFАH ОКЫТУДЫН (RBL) ЭЛЕМЕНТТЕР1Н ЕНГ1ЗУ ТдШРИБЕО КММУ патологиялык физиология кафедрасы1, жалпы фармакология кафедрасы2 (Караанды, Казакстан)

Макала патологиялык физиология жэне жалпы фармакология кафедраларында тэжiрибелiк сабактарды жэне ОЖС0Ж жYргiзу барысында оку YPДiсiне гылыми -багытталган окытудын элементтерН енпзу т^рибеан сипаттауга арналган. RBL эдiсiмен 2014/2015 оку жылы жэне 2015/2016 оку жылдары бойынша «Жалпы медицина» мамандыгынын 2-3 курс студенттерi жэне «Стоматология» мамандыгынын 3 курс студенттерi 100% камтылган. RBL студенттердН оку Yлгерiмдерiн жаксартуга эрекет етед^ тэжiрибелiк жумыстардын дагдыларын калыптастырады, студенттердН зерттеу жумыстарына деген кызыгушылыгын тудырады.

Клт сездер: гылыми багытталган окыту, патофизиологиялык лабораториянын курал -жабдыктары, фармакотерапия, студенттердН гылыми жумысы, клиникалык ойлау

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.