Ж.М. АЛИМАНОВА, Д.О. КАРИБАЕВА, Д.И. КУПЕНШЕЕВА
С.Д.Асфендияров атындагы К,аз¥МУ, Жалпы maMipu6eAiK дэр^ер №2 кафедрасы Алматы к., Цазакстан Республикасы
ЖАЛПЫ ТЭЖ1РИБЕЛ1 ДЭР1ГЕРД1 ДАЙЫНДАУ МЭСЕЛЕЛЕР1 ЖЭНЕ ОЛАРДЫ ШЕШУ ЖОЛДАРЫ
ТYЙiн: Бул жумыста жасырын турде ЖYргiзiлген сауалнама корытындысы бойынша жалпы тэжiрибелi дэрiгерлердi дайындаудагы кездесетiн ;иындык;тар жан-жа;ты зерттелген. Аурулардын, дифференциалды диагностикасы, интерпретациясы, зертханалык-аспаптык; зерттеудегi, наукастын, жасы мен жагдайына байланысты фармакотерапия тандауындагы, дэрiлiк заттардын, жанама эсерi жэне оларды TYзету (коррекциясы) жайлы жеткшкт бiлмеуi, сондай-ак; клиникалык; медицинанын, жеке секциялар ауруларын диагностикалау мэселелерi бойынша проблемалар аны;талган. Назарга амбулаториялык-емханалык; кемек параметрiндегi жумыс ерекшелiгiн ескере отырып, жалпы тэжiрибелi дэр^ерлердщ жумыс оку багдарламасын ;айта карау усынылады. ТYЙiндi сездер: жалпы тэжiрибелi дэрiгер, проблемалар, оку багдарламасы.
ZH. M. ALIMANOVA, D.O. KARIBAYEVA, D.I. KUPENSHEYEVA
Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Department of General Medical Practice No.2 Almaty, Republic of Kazakshtan
PROBLEMS IN TRAINING OF THE GENERAL PRACTITIONERS AND WAYS OF ITS SOLUTION
Resume: This work studies difficulties and problems occurred in the work of General Practitioners via anonymous questionnaire survey. The following problems are revealed: differential diagnosis of diseases, interpretation of results of laboratory and instrumental studies, selection of pharmacotherapy depending on age and condition of patients, insufficient knowledge on symptoms of pharmaceutical drugs side effects and methods of their correction, as well as problems in diagnosis of diseases of separate section of clinical medicine. Reconsideration of current study programs on training of the General Practitioners taking into account specifics of work in the outpatient section of public health service shall be proposed.
Keywords: General Practitioner, problems, study program
УДК 61(07)
М.М. ТУСУПБЕКОВА, В.Л. БОГОСЛАВСКИЙ, С.А. МУСАБЕКОВА, Р.М. ДУСМАИЛОВ, Е.А. КОТОВ
Карагандинский Государственный Медицинский Университет, кафедра патологической анатомии и судебной медицины г. Караганда
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье изложены материалы обобщения практического инновационного опыта преподавания патологической анатомии и судебной медицины. Указаны возможные пути развития организации исследовательской работы на всех уровнях обучения. «Research-based learning (RBL) обучение рассматривается как перспективная инновационная организация учебного процесса, позволяющая повысить его эффективность. На примерах показаны возможности практико-ориентированного обучения как дополнительного элемента в обучении и преимущества данной технологии, а также формируемые с ее помощью компетенции. Представлен краткий обзор учебных стилей студентов,учёт которых дает возможность преподавателю более эффективно планировать работу на занятии, а студенту улучшить мотивацию и эффективнее усваивать знания и практические навыки. Рассмотрены различные варианты учебного процесса в зависимости от интересов и возможностей студентов, влияющие на построение обучения. Из опыта практической деятельности предлагаются наиболее эффективные виды работ, максимально стимулирующие процесс овладения знаниями в области изучаемых дисциплин и формирования у обучающихся мотиваций для постоянного самосовершенствования в их будущей врачебной практике.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, research-based learning (RBL), педагогические технологии, медицинское образование, патологическая анатомия, судебная медицина, инновационные методы обучения.
Введение.
Проблема педагогической эффективности образовательного процесса в течение долгого времени считается одной из наболевших проблем педагогики. На протяжении многих лет педагоги ведут поиск наиболее эффективных методик с
наибольшей результативностью [1]. Одним из важных показателей педагогической эффективности является степень соответствия результатов обучения процессу обучаемости, а также поиск оптимального пути обучения для каждого обучающегося, поскольку главной целью любого
образования, а в особенности медицинского, является формирование мотивации для
индивидуального самосовершенствования и саморазвития [2]. На сегодняшний день в Казахстане формируется современная модель обучения, а, следовательно, и новый подход к определению педагогической эффективности при обучении будущих врачей, в частности, педагогической эффективности личностно-ориентированных
образовательных технологий. Задача измерения педагогической эффективности образовательной технологии с позиций личностно-ориентированного образования представляет особую трудность. Иногда при использовании традиционных способов преподавания степень восприятия медицинских навыков и знаний малоэффективна, и использование в таких случаях новых педагогических технологий дает возможность сформировать навыки особого рода, такие как мотивация для последующего самообучения, изменение способа мышления и изучение инновационных видов деятельности, способных в будущем составить арсенал врача [3]. При этом оценка эффективности той или иной новой образовательной технологии осуществляется обычно в сравнении с традиционными формами обучения. Однако, в современных условиях уже не вызывает сомнений тот факт, что достижение необходимого уровня качества медицинского обслуживания, может быть обеспечено лишь при условии формирования эффективной системы медицинского образования и обеспечения непрерывного профессионального развития медицинских работников. Основой которого, является повышение эффективности медицинского образования, основанное на модернизации существующих методик преподавания и внедрение инновационных методов обучения [4]. Понятие, структура и содержательные характеристики исследовательской компетенции будущего врача
Использование для обучения на практике таких дисциплин, как патологическая анатомия и судебная медицина, составляющих основу медицинского образования, методов преподавания, развивающих творческий потенциал студента или специалиста медицинского профиля любой специальности, способны сформировать у него системный подход к решению проблем, умение использовать современные методы исследований, внедрять и оценивать наиболее эффективные методы лечения. Приоритетным направлением при преподавании этих дисциплин в течении последних пяти лет являются методы, направленные на развитие у студентов творческого подхода - так называемого «клинического мышления». Это и умение анализировать, сопоставлять имеющуюся
информацию о состоянии здоровья пациента, и принимать диагностическо-лечебное решение, учитывая слабые и сильные стороны, возможности и угрозы. Для этого при изучении некоторых тем широко используются методы problem-based learning, projectbased learning, case-based-learning обучения. В научные исследования вовлекаются обучающиеся всех уровней от студентов до докторантов [5,6]. Такой подход способствует формированию у будущих врачей аналитического и критического мышления. Внедрение практики научной и инновационной ориентации будущих специалистов привело к формированию новой модели подготовки врача -research-based learning (RBL). Данная модель
представляет одну из форм конструктивистского подхода в современной педагогике, основанного на использовании исследования как инструмента образовательного процесса - Enquiry-based learning (EBL). В основе использования новых педагогических технологий лежит стремление научить
обучающегося - выявлять проблемы и вопросы, требующие решения, оценивать и анализировать ресурсы, которыми он располагает, и выбирать оптимальные пути решения. Мотивационные задачи при обучении патологической анатомии и судебной медицине, полученные в рамках проведения занятий в ином формате, намного дольше сохраняются у обучающегося, поскольку они инициированы личной заинтересованностью студента. В отличие от традиционного преподаватель-центрированного прямого обучения (direct learning), знания в подходах, принятых в рамках RBL, приобретаются на основе собственного опыта в решении реальной проблемы [7]. При изучении определенных тем в рамках RBL преподаватель не является основным источником знаний для студента, а выполняет роль направляющего или посредника в получении знаний. При этом студенты приобретают навыки групповой работы и самостоятельного использования информационных ресурсов, сбора информации и ее последующего анализа. RBL относится к наиболее высокому уровню обучения, поскольку позволяет вовлекать обучающегося вначале под контролем преподавателя, а в последующем и самостоятельное выполнение исследований с развитием у него не только знаний, но и умений [8]. Являясь методом активного обучения, RBL позволяет эффективно развивать практические навыки и умения. При этом в случае выполнения индивидуальных
исследовательских проектов формируются навыки самостоятельной работы, в случае участия обучающихся в коллективных (групповых) исследовательских проектах - развиваются навыки коллективной работы. Внедрение практико-ориентированного обучения способствует перевоплощению обучающегося, мотивируя его на поиск новых решений для решения практических задач патологической анатомии и судебной медицины в сочетании с клиническими навыками. В результате преподавание патологической анатомии и судебной медицины с использованием элементов RBL позволяет добиться гораздо более высоких результатов обучения, чем при преподаватель-ориентированных подходах, широко
распространенных при традиционных формах обучения, таких как лекции, практические и семинарские занятия. Однако обязательно необходим индивидуальный подход к выбору конкретных форм и методов вовлечения обучающихся в исследовательскую работу. Особенно важен выбор тем занятий с учетом интересов обучающихся для формирования у них первичного интереса и последующей мотивации для проведения научно-исследовательской работы. Данный выбор обязательно осуществляется с учетом тех ключевых компетенций, которыми должен обладать студент медицинского Вуза. Опыт использования RBL при преподавании патологической анатомии и судебной медицины позволил сформировать следующие ключевые стратегии включения компонента научных исследований в процесс преподавания - это упор на результаты собственных исследования в разработке и подготовке тем для изучения студентами и
актуальность изучаемых вопросов, проблем на мировом уровне с учетом современных исследований в данном направлении, а также обсуждение возможных путей решения, обучение студентов первичным методам, навыкам проведения исследований, статистической обработке
полученной информации, ее сортировке и анализу, проведение мини-конференций с представлением студентами результатов проведенных ими исследований, защиту ими их первых научно-исследовательских проектов, выполняемых в рамках освоения образовательных программ и включение студентов в научно-исследовательские проекты и научные разработки проводимые на кафедре. Немаловажно и умение сформировать у обучающихся качества исследователя, дать почувствовать им дух чего-то нового, неисследованного. Инновационные методы обучения. Реализация данных стратегий обеспечивается целым спектром мероприятий, проводимых в рамках аудиторного и внеаудиторного компонентов образовательных программ при изучении и обязательных, и элективных дисциплин. Несмотря на то, что термин Research-based learning являются относительно новым для профессорско-преподавательского состава отечественных медицинских вузов, некоторые мероприятия из вышеуказанных стратегий в той или иной мере уже практикуются в организациях образования. Однако, такой термин как учебная исследовательская работа студентов реализуется на практике чаще всего лишь в форме исследовательской работы студентов в рамках студенческого научного кружка. И в результате в научно-исследовательский процесс вовлечены только отдельные обучающиеся, а остальные находятся за пределами процесса формирования исследовательских навыков. Следует принять во внимание, что RBL должен носить системный характер и быть непосредственным элементом учебных планов всех дисциплин и специальностей, включая аудиторный и внеаудиторный компоненты [9]. Так, например, при преподавании патологической анатомии и судебной медицины работа проводится сразу по нескольким направлениям, причем выбор направления проводится непосредственно обучающимся и напрямую зависит от его интересов и способностей в той или иной сфере исследования. Во-первых - это преподавание, руководствующееся исследованиями (Research-led teaching), где основой является модель «передачи информации» и в содержание учебной программы вносится элемент, основанный на изучении результатов исследований по ключевым проблемам и вопросам изучаемой дисциплины. Во-вторых - это преподавание, ориентированное на исследования (Research-oriented teaching), в этом случае учебная программа построена на исследованиях процессов и предметном содержании, а основой является процесс понимания научных исследований, обучение навыкам и формированию «духа» исследования. И третье направление - это (research-based teaching), основанное на
исследованиях, где учебная программа строится вокруг исследовательской деятельности, а в основе лежит принцип обучения. Выбор одного их вышеуказанных направлений обучения направлен на формирование у обучающихся навыков выполнения всех ключевых действий в рамках исследовательского процесса. Этот процесс включает
разработку общего вопроса исследования, подготовку обзора научной литературы, определение целей и задач, планирование научно-исследовательской деятельности, выбор методов и методик, проведение исследования, анализ данных, интерпретацию и оценку результатов, подготовку отчета и презентацию результатов исследования. Практика показала, что элементы RBL можно включать во все формы организации образовательного процесса, как в рамках аудиторного, так и внеаудиторного компонента. Следует отметить, что внеаудиторный компонент, подразумевающий различные формы организации самостоятельной работы обучающихся, используется нами не только в рамках базового медицинского образования, но и в рамках последующего обучения в интернатуре и резидентуре. Этот момент играет ключевую роль. Для начинающего врача важно понимать, что приступая к самостоятельной работе, он должен не только оказывать медицинскую помощь, но и ежедневно анализировать и переосмысливать свою собственную практику, опыт коллег, внедрять новые технологии в лечебно-диагностический процесс, быть готовым к включению в трансляционные исследования, связанные с непосредственным доведением медицинских технологий «до постели больного», в том числе в клинические исследования новых лекарственных препаратов. К тому же именно практико-ориентированное обучение в условиях клинической подготовки выступает наиболее эффективным инструментом формирования клинического мышления. Поэтому внедрение в программу интернатуры учебных планов стимулирующих развитие клинических навыков параллельно с включением интернов в процесс научного исследования и анализа наиболее эффективно. По нашему мнению, на примере конкретных исследований, через непосредственное участие самих обучающихся в исследовательских проектах, а также через используемые различные формы организации образовательного процесса, стимулирующие обучающегося к поиску, обобщению и анализу информации, выявлению проблемы, постановке исследовательского вопроса,
обеспечиваются ключевые условия подготовки инновационно-активных специалистов отрасли здравоохранения и формирует у обучающихся навык критического анализа. Кроме того, такое обучение максимально подготовит будущих врачей к внедрению инноваций и участию в научных исследованиях. Заключение.
Таким образом, роль практико-ориентированного обучения как одного из элементов в системе подготовки врача неоспорима. Внедрение в
образовательные программы подготовки специалистов системы здравоохранения элементов практико-ориентированного обучения является важной и актуальной задачей, стоящей перед любой организацией медицинского образования для обеспечения конкурентоспособность выпускаемых специалистов, и служит показателем уровня использующихся педагогических технологий. Итак, важнейшими средствами обеспечения
педагогической эффективности личностно-ориентированной образовательной технологии является ее субъективизация и оптимизация, а условиями, необходимыми для достижения эффективности - мотивационная поддержка
технологии, актуализация личностных смыслов среды.
обучения и создание комфортной образовательной
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Кларин М.В. Интерактивное обучение-инструмент освоения нового опыта// Педагогика . - 2000. -№7. -С. 12-18.
2 Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality Improvement. The 2012 Revision. WFME Office. University of Copenhagen. - Denmark: 2012. - 46 р.
3 Tremp P. Research-based Teaching and Learning. A LERU project. - University of Zurich, Center for University Teaching and Learning. - Munich: 2010. - 8 р. Available at:
www.hochschuldidaktik.uzh.ch/aboutus/Vortraege/RbT_Muenchen_LERU_2010_06_11.pdf
4 Bell T., Urhahne D., Schanze S., and Ploetzner, R. Collaborative inquiry learning: Models, tools, and challenges // International Journal of Science Education. - 2010. - Vol.3(1). - P. 349-377.
5 Zald A.E., Fabbi J.L. Research-based learning from the start: Developing undergraduate researchers. - 2010. - 24 р. Available at: http://digitalscholarship.unlv.edu/libfacpresentation/41
6 McQuaid E.L., Spirito A. Integrating research into clinical internship training bridging the science/practice gap in pediatric psychology // J. Pediatr. Psychol. - 2012. - Vol. 37(2). - P. 149-157.
7 Granger E.M., Bevis T.H., Saka Y. et al. The efficacy of student-centered instruction in supporting science learning // Science. - 2012. - Vol. 338(6103). - P. 105-108.
8 Мусабекова С. А., Костылева О.А., Косицин Д.Л., Дусмаилов Р.М. Ныгызбаева Р.Ж. RBL - «Патологиялык анатомия» пэнш о;ытудагы косымша эдютердщ бiрi // Медицина и экология . - 2016. - №4. - С.100-103.
9 Ruiz J., Eric L. Wallace, David P. Miller et al. Perspectives Viewpoints A Comprehensive 3-Year Internal Medicine Residency Research Curriculum // American Journal of Medicine. - 2011. - Vol. 124. - Issue 5. - P. 469-473.
В.Л. БОГОСЛАВСКИЙ, М.М. ТYСIПБЕКОВА, С.А. МУСАБЕКОВА, Р.М. ДУСМАИЛОВ, Е.А. КОТОВ
Караганды Мемлекеттк медицина университету патологиялык анатомия жэне сот медицинасы кафедрасы Караганды к
ПЕДАГОГИКАЛЬЩ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫН, ДЭРЕЖЕС1Н ЖОFАРЫЛАТУ РЕТ1НДЕ ТЭЖIРБИЕ-БАFЫТТАЛFАН ОЦЫТУ
tymh: Ма;алада патологиялык анатомия жэне сот медицинасынын, окытудагы материалдарды тэжiрбиелiк инновациялык тэсшдерш талдау жайында айтылган. Окытудын, барлык децгешндеп зерттелген жумыстын, MYмкiн болатын уйымдастыру жолдарынын, дамуы керсетшген. Оку YДерiсiнде уйымдастырылган «Research-based learning» (RBL) инновациялык; окыту келешекте тиiмдi тэсш ретшде карастырылады. Мысал ретшде тэжiрбие-багытталган окыту окытуда косымша элемент ретшде жэне аталган технологиянын, басымдылыгынын, MYMкiндiктерi керсетшген, сонымен катар оныц кемегiмен компетенциясы калыптасады. Студенттердщ оку стильдерiне кыскаша шолу усынылган, сабакта жоспарланган жумыстын, тиiмдiлiгi муFалiмге MYMкiндiк берiп, ал студенттерге тэжiрбиелiк дагдыларын жэне бiлiмдерiн мецгеруге жэне мотивациясын жаксартуга оцтайлы. Окытудын, курылымына эсер ететiн, студенттердщ MYMкiндiктерi мен кызыгушылыктарына тэуелдi оку Yдерiсiндегi окытудын, эртYрлi нускалары карастырылган. Тэжiрбиеде тиiмдi жумыс TYрлерiнiц жиi тэжiрбиелiк кызметтерш усынады, ете жогары стимуляцияланган YДерiсте окытылган пэнi бойынша бiлiмдiлiгiн арттыру жэне олардын, келешекте дэрiгерлiк тэжiрбиеде Yнемi ездiгiнен жогары жетiлдiру Yшiн окыту мотивациясын калыптастыру.
ТYЙiндi сездер: тэжiрбие-баFытталFан окыту, research-based learning (RBL), педагогикалык технологиялар, медициналык бiлiм, патологиялык анатомия, сот медицинасы, окытудын, инновациялык эдютерь
M.M. TUSSUPBEKOVA, V.L. BOGOSLAVSKIH, S.A. MUSSABEKOVA, R.M. DUSMAILOV, E.A. KOTOV
Karaganda State medical university, Department of Pathological Anatomy and Forensic Medicine Karaganda city
PRACTICE-BASED LEARNING AS IMPROVING TEACHING TECHNOLOGY
Resume: The article presents the materials that summarize the practical experience of innovative teaching of pathological anatomy and forensic medicine. There are shown possible ways of development of the organization of research work at all levels of education. «Research-based learning» (RBL) learning is seen as a promising innovative organization of educational process, allowing to increase its effectiveness. The example shows the possibility of practice-based learning as an additional element in learning and the benefits of this technology, as well as formed with the help of expertise. A brief review training styles of students, the account which enables the teacher to plan work more effectively in class and improve student's motivation and efficiently, acquire knowledge and practical skills. There are different variants of the learning process, depending on the interests and abilities of students, affecting the construction of learning. From the experience of practice the most effective types of work, the most challenging process of acquiring knowledge in the subjects which offer studied and the formation of students' motivation for continuous improvement in their future medical practice.
Keywords: practice-based learning, research-based learning (RBL), educational technology, medical education, pathology, forensic medicine, innovative teaching methods.
УДК 616-003.96-057.875:378.143.
Т.А.ЖУМАКОВА, У.С.АРТЫКБАЕВА, М.Б.ДАУТОВА, К.В.АНТОНЕЦ, Н.М.ЧУРУКОВА
С. Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц Медицина Университету валеология курсымен калыпты физиология кафедрасы
СТУДЕНТТЕРДЩ БЕЙ1МДЕЛУ1НЕ ОКУ УРД1СШЩ ЭСЕР1
Жогаргы оку орындары студенттершщ денсаулыгы медицина саласыныц тyрлiмамандарынъщ назарын аударуда. Бул жумыста медициналыкуниверситеттщ екiншi курс студенттертщ арасында жyргiзiлген организмнщ куйзелк жагдайларга бешмделуте негiзделген зерттеудщ нэтижелерi керсетлген. Студенттерде психоэмоционалдык керсеткштердщ езгеруi сессия кезтде туындайтын емтихандык куйзелкке байланысты екет аныщталган. Tyurndi свздер: студенттердщ бейтделуу физиология, емтихандык куйзелк.
К1р1спе.
Жогаргы оку орындарындабшм алатын студенттер ушш оку Yрдiсiне студенттер организмшщ бейiмделуi психоэмоционалдык реттеулердi тудыратын басты фактордын, бiрi болып табылады[1]. Студенттердщ кепшшгше тэн емтихандык ^йзелю емтиханды жаксы тапсыруга кедерп кел^ретш фактор болып табылады, себебi емтихандык ^йзелюке тэн коркыныш интелекп, ержт бугаттайды, есте сактау, назар аудару кабшетерш нашарлатады жэне ойды жинактау кабшетш темендетедЦ2]. Сынак жэне емтихан тапсыру кезшде оку YPДiсiнщ бакылау жэне багалау Yлгiлерi езгерш отырады, ал бул езгерютер студенттердщ ен,бек жэне демалыс режимдерше эсер етпей калмайды. Бшм берудщ жан,а ЖYЙелерiне бешмделу бешмделудщ ен, проблемалы TYрi болып табылады, эаресе жогаргы оку орындарында окудын, алгашкы ею жылы.[3]. Зерттеу мацсаты. Жалпы медицина факультетшщ екiншi курсында оку кезiнде студенттердщ психоэмоционалдык жагдайына емтихандык ^йзелютщ эсерш эспериментальды зерттеу. Зерттеу материалы мен эд1стемелер1. Студенттердщ оку процесiне бешмделуш зерттеу С.
Ж. Асфендияров атындагы Казак ¥лттык Медицина Университетшщ жалпы медицина факультетшщ екiншi курс студенттерi арасында eткiзiлдi. Зерттеу екi рет журпзквд - сессияаралык уакытта практикалык сабак кYнi жэне емтихан тапсыратын KYнi. Зерттеуге 17 жастан 20 жаска дейiнгi 76 студент катысты.
Зерттелiп отырган студенттердщ
психоэмоционалдык жагдайын САН (жагдай, белсендiлiк, кендл ^й) тесттiк сауалнамасынын, жэне «Кобалжу шкаласынын,» (Дж. Тейлор бойынша) кeмегiмен аныктадык. Темпераменттiк мшез-кулыктыц ерекшелiктерiн Айзенка эдiсiмен аныкталды. Тэулiктiк биоритмдi багалау Д. Хорн эдiсiмен, тулгалык жэне жагдайлык кобалжу Ч. Д. Спилберг жэне Ю. Л. Ханин тэсшмен ЖYргiзiлдi. Зерттеу нэтижелерi: Студенттердщ кобалжу децгешнщ салыстырмалы анализi бул керсеткштщ емтихандык сессия кезiнде жогарылауын керсетл. Тесттшеудщ 1 жэне 2 кезецдершщ арасындагы айырмашылык кобалжудын, тeменгi децгеш Yшiн 0,5 баллды; орташа децгеш Yшiн - 1,95 баллды; жогаргы децгеш Yшiн - 3,1 баллды курады. Ал максимум 50 баллды курады. (диаграмма 1).