© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК: 611.19-37.01
С. Б. Жаутикова, Ф. С. Абикенова, С. М. Аринова, К. М. Жиенбаева
ВНЕДРЕННИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ КАРАГАНДИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Карагандинский государственный медицинский университет
В статье отражен опыт внедрения новых технологий обучения в преподавание дисциплин «Патологическая физиология», «Патологическая физиология 1», «Общая патология», «Патологическая физиология 2». Авторами отмечено, что данный опыт позволяет студентам повысить мотивацию к обучению по выбранной ими специальности, более эффективно развивать клиническое мышление, навыки и умение работать в команде, приобретать навыки владения современными медицинскими технологиями.
Ключевые слова: образовательный процесс, современные методы обучения, медицинский университет, современные медицинские технологии
Одним из приоритетных направлений развития Республики Казахстан является формирование конкурентоспособных специалистов в разных областях народного хозяйства, в том числе и в медицине. В связи с этим в Карагандинском государственном медицинском университете в учебный процесс активно внедряются современные информационно-образовательные программы, которые направлены на развитие компетентностей у студентов [1].
Обучение по дисциплинам «Патологическая физиология», «Патологическая физиология 1», «Патологическая физиология 2», «Общая патология» осуществляется с применением различных методов преподавания: традиционного, CBL, TBL, проблемно-ориентированного обучения, RBL, обучающей программы «Темпус». В 2014-2015 учебном году студенты специальностей «Общая медицина», «Стоматология» перешли на кредитную систему обучения, в связи с чем для студентов этих специальностей подготовлен новый пакет учебно-методической документации, включающий в себя рабочие программы, силлабус, с подробным описанием политики дисциплины, где отражен порядок сдачи СРСП, СРС, методические рекомендации для практических занятий, СРСП, СРС. Расширен перечень заданий для самостоятельной работы студентов, который включает в себя схематическое построение алгоритмов, тестов с определением последовательности развития патологических процессов, заданий с выбором правильного ответа. Итоговый контроль содержит 500 тестовых заданий, из них 15% тестов - с множественным выбором (восемь из трех). Преподавателями кафедры составлены 300 тестовых зада-
ний по методу Аванесова для внешней оценки учебных достижений для студентов выпускающих курсов.
С сентября 2014 г. наряду с CBL, PBL внедрен новый подход в обучении RBL, который предполагает уяснение механизмов развития патологического процесса путем овладения практическими навыками. Впервые преподаватели кафедры принимали участие в адаптации 5 кейсов (клинических случаев), разработанных к обучению по программе «Темпус», которая предполагает всестороннее изучение нозологии с учетом знаний теоретических и клинических дисциплин. Удельный вес инновационных методов образования для студентов 2 -3 курсов специальностей «Общая медицина», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Фармация» по дисциплинам «Патологическая физиология 1», «Патологическая физиология 2», «Патологическая физиология» и 2 курса по специальностям «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело» по дисциплине «Общая патология» всего 20: из них CBL - 8 (40%); TBL - 9 (45%) RBL - 2 (10%); PBL - 1 (5%) (рис.1).
На кафедре патологической физиологии с 2007-2008 учебного года успешно внедрена интегрированная модульная система обучения для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Общая медицина». В основу обучения был положен принцип междисциплинарной интеграции по 8 модулям или системам организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой, нервной, эндокринной, кроветворной, пищеварительной, опорно-двигательной. Междисциплинарная интеграция осуществлялась между дисциплинами пре- и постреквизитами: анатомией 2, гистологией 2,
Рисунок 1 - Удельный вес инновационных методов обучения на кафедре патологической физиологии
физиологией 2, патологической физиологией 2, патологической анатомией 2, пропедевтикой внутренних болезней, фармакологией 2, визуальной диагностикой. Важное значение было отведено повышению квалификации преподавателей кафедры, так с 2007 г. доцентами кафедры патологической физиологии пройдена специализация по проблемно-ориентированному обучению у основоположников метода профессоров С. Менина и Р. Ме-нина [2, 3], с 2008 г. 80% ППС кафедры прошли специализацию по циклам: «Инновационные технологии в медицинском образовании», «Компетентностный подход в подготовке выпускника КГМУ», «Participation in the workshop «Teaching Excellence field in Karaganda State Medical University».
Впервые в 2010 г. PBL было внедрено в практические занятия по модулям «Эндокринная система» (клинический случай по сахарному диабету 1 типа), «Кроветворная система», «Опорно-двигательная система», открытые занятия проведены проф. С. Б. Жаутиковой, доц. Ф. С. Абикеновой. По модулям «Система дыхания», «Сердечнососудистая система» и «Мочеполовая система» были проведены занятия по командно-ориентированному методу обучения.
Для разбора клинической задачи студенты были разделены на 3-4 подгруппы, но перед разбором случая преподатель проводил тестирование, затем после проверки тестовых заданий акцентировал внимание студентов на тех вопросах, которые вызвали у них затруднение и подробно разьяснял причины и механизмы нарушения функцих изучаемых систем. Метод проектов был использован студентами для подготовки презентаций тем по самостоятельной работе студентов 3 курса специальности «Общая
медицина» по дисциплине «Патологическая физиология 2», студентов 2 курса специальности «Медико-профилактическое дело» по дисциплине «Патологическая физиология» [4].
Преподавателями кафедры отмечена высокая степень активности, ответственности, коммуникабельности студентов при разборе гипотез клинического случая; в малых группах царила атмосфера дружелюбия, студенты проявили умение работать в группе. Как известно, данный навык является неотъемлемой частью профессиональной деятельности врача. Прослеживалась положительная динамика личностных характеристик студентов, обучаемых в малых группах по методикам PBL, CBL, TBL и RBL, по сравнению с исследуемыми показателями у искомой группы респондентов при обучении их в группах с традиционной формой обучения, причем более высокие показатели были отмечены у студентов, обучающихся по командно-ориентированному методу, что, вероятно, связано с выставлением единой оценки всем участникам подгруппы (рис. 2).
Анкетирование студентов 2-3 курсов всех специальностей позволило выявить, что 90% респондентов удовлетворены внедрением инновационных программ в учебный процесс при проведении практических занятий, 30% обратили внимание на необходимость увеличить время работы с компьютерной программой.
Применение новых технологий в обучении позволяет более широко раскрыть творче-
и 4
^ 3,5
0,5
□ 3 курс ОМ, обучающих по ПОО
□ 3 курс ОМ, обучающих по TBL
□ 2 курс ОМ, по традиционной системе обучения
Рисунок 2 - Динамика личностных характеристик студентов при обучении по традиционной методике, ПОО, TBL
4,5
3
2,5
ä 2
1,5
S 1
0
Медицине и экология, 2014, 4
41
ский потенциал студентов, повысить мотивацию к обучению и вызывает интерес у самих обучающихся. У студентов есть возможность получать практические навыки: интерпретация электрокардиограммы, анализ спирограмм на современных тренажерах центра практических навыков «К-плюс» для аускультации легких и сердца; торс виртуальный со стетоскопом для аускультации легких и сердца; «Harvey» для клинического обучения кардиологии, а также с применением оборудования патофизиологической лаборатории: электрокардиографа, спирографа, реографа, стресс-системы. Теоретической базой для практического навыка является разбор ситуационной задачи, клинического случая по теме практического занятия.
С 2010 г. вместе с кафедрами интеграции подготовлены: лекции-симпозиумы по следующим темам: «Острые воспалительные заболевания легких», «Первичная артериальная гипертензия», «Иммуно-воспалительные гло-мерулопатии», «Язвенная болезнь», в мае 2014 г. внедрен ОСКЭ, а в ноябре апробировано интегрированное практическое занятие между тремя дисциплинам патологической физиологии, патологической анатомии и фармакологии, где четко прослеживается взаимосвязь по вопросам этиологии, патогенеза, па-томорфологии, фармакокоррекции коронарной недостаточности. Такой подход в обучении, бесспорно, помогает студентам более глубоко и осмысленно подойти к восприятию материала.
Таким образом, опыт внедрения новых технологий обучения в преподавании дисциплин «Патологическая физиология» и «Общая патология» позволяет: 1) повысить мотивацию к
обучению у студентов; 2) всесторонне рассмотреть течение патологических процессов; 3) осуществить непрерывное совершенствование педагогического мастерства по новым образовательным технологиям.
Метод проектов в подготовке презентаций к самостоятельной работе студентов оказывает важную роль в накоплении материала по дисциплинам, в том числе интегрированным. Решение клинических случаев и задач, в том числе интегрированная форма итогового контроля на примере клинической задачи, позволяет проследить преемственность между дисциплинами пререквизитами и дисциплинами интеграции и сформировать у студентов логическую схему изучения нозологий, эффективно развивать клиническое мышление, навыки и умения работать в команде, приобретать навыки владения современными медицинскими технологиями.
ЛИТЕРАТУРА
1 Астафьева Е. Н. Интеграция предметов на современном этапе обучения. - Липецк, 2010. - С. 3.
2 Меннин С. Оценка и обратная связь при обучении в малых группах /С. Меннин, Б. Валейт, Д. Рихтер //Lawrence Erlbaum Associates. - 2003. - №4. - C. 5.
3 Меннин С. Как люди обучаются: интеллект, сознание, опыт и школа //Teaching and Teacher Education. - 2007. - №23. - С. 303313.
4 Тумаева О. А. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. - СПб, 2010. - С. 3.
Поступила 02.12.2014 г.
С. Б. Жэуткова, Ф. С. дбкенова, С. М. Аринова, К- М. Жиенбаева
КММУ «ПАТОЛОГИЯЛЫК ФИЗИОЛОГИЯ» КАФЕДРАСЫНДА Б1Л1М БЕРУДЕ ОК,ЫТУДЫЦ ЗАМАНАУИ ЭД1СТЕР1Н ЕНГ1ЗУ
Макалада «Патологиялык физиология», «Патологиялык физиология 1», «Жалпы патология», «Патологиялык физиология 2» пэндер1н окь^а енпзтген жана технологиялардын тэж1рибес1 туралы баяндалады. Авторлардын есептеу1нше, аталFан тэж1рибе студенттерге ездерНн тан^ан мамандыктары бойынша уэждемеан жоFaрлaтуFa, клиникалык ойлау каб1лет1н ти1мд1 дамы^а, топта жумыс 1стеу жэне дaFдылaрды бту, заманауи медициналык технологиялардын дaFдылaрын игеруге муммндк бередк
Клт сездер: б1л1м беру процеа, окытудын каз1рп зaмaнFы эд1стер1, медициналык университет, каз1рп зaмaнFы медициналык технологиялар
S. B. Zhautikova, F. S. Abikenova, S. M. Arinova, K. M. Zhienbaeva
IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL METHODS INTO THE TEACHING AT THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL PHYSIOLOGY OF KARAGANDA STATE MEDICAL UNIVERSITY
The article reflects the experience of introducing new technologies in the teaching of discipline «Pathological physiology», «Pathological physiology 1», «General pathology», «Pathological physiology 2». The authors observed that this experience allows students to increase motivation to learn their chosen specialty, more effectively develop professional judgment, skills, the ability to work in a team, and to acquire skills of modern medical technology. Keywords: educational process, modern teaching methods, medical university, modern medical technologies