Научная статья на тему 'Современные методы и способы активизации познавательной деятельности студентов по патологической физиологии'

Современные методы и способы активизации познавательной деятельности студентов по патологической физиологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способы активизации / єнтерактєвныѕ метод / патологєческая фєѓєологєя. / ways of activity / interactive methods / pathologic physiology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У И. Исказиева, А Н. Жексенова, Л М. Алиева

Структурная є методологєческая перестроѕка высшего медєцєнского обраѓованєя, беѓусловно, требует внедренєя єнновацєонноѕ технологєє обученєя, т.е. введенєе нового в целє ѓанятєя, содерђанєе, методы є формы обученєя є воспєтанєя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — У И. Исказиева, А Н. Жексенова, Л М. Алиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHEDS AND WAYS OF ACTIVITES EDUCATIONAL STUDENTS IN THE FIELDS OF PATHOLOGIC PHYSIOLOGY

Structural and methodological reconstruction of higher medical education requires to introduce innovation methods of teaching into the training process. Information about the use of some active methods of activity of students in modern life is presented in this article. Special attention is paid to motivation characteristics of the theme and teacher `s role in achieving the lesson objective, i.e. receiving knowledge, skills and habits by the students that are necessary in their future profession.

Текст научной работы на тему «Современные методы и способы активизации познавательной деятельности студентов по патологической физиологии»

интеграции и сформировать у студентов логическуя схему изучение нозологий.

Хотелось бы обратить внимание на совершенствование механизмов межинтегральной обратной свези. Следовательно, опыт преподавание дисциплины «Патологическае физиологие 2» позволеет сделать заклячение, что интегрированнае форма обучение

студентов направлена на повышение мотивации студентов к обучения по выбранной ими специальности, развитие у них клинического мышление, приобретение навыков и умений работы в команде, владение

современными медицинскими технологиеми, освоение приемов современной исследовательской работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Е.Н. Астафьева. Интеграцие предметов на современном этапе обучение. - М.: 2010. - С. 3.

2 С. Меннин, Б. Валейт, Д. Рихтер Оценка и обратнае свезь при обучении в малых группах // Medicine. - 2002. - С.17.

3 С. Меннин как ляди обучаятсе: интеллект, сознание, опыт и школа// Teacher, educational development. - 2003. - C.5.

4 О.А. Тумаева. Метод проектов как одно из условий повышение мотивации обучение учащихсе. - М.: 2010. - С.3.

С.Б. ЖАУТИКОВА, Ф.С. АБИКЕНОВА, С.М. АРИНОВА, К.М. ЖИЕНБАЕВА, Ф. УМЕР

ПАТОЛОГИЯЛЫК ФИЗИОЛОГИЯ - 2 ПЭН1Н ОКЫТУ БОЙЫНША ТЭЖ1РИБЕ

Тн шн: «Жалпы медицина» мамандыгы бойынша бЫм алатын 3 курс студенттершщ интеграциельщ о^ыту эдктемеа бойынша бЫм беру ^абшет ма^алада авторлармен бай^алады. Авторлардыц ойынша, берiлген о^ытудыц ^a3ipri замангы технологиесы студенттреде клиникалыщ дн ниетануды ^алыптастыруга мн мкiншiлiк бередi.

Тн йiндi сЭ здер: Жн рек-^антамырлар жн йесi, агза жн йеа, клиникалыщ дн ниетанудыц дамуы, ^a3ipri замангы технологие.

S.B. ZHAUTIKOVA, F.S. ABIKENOVA, S.M. ARINOVA, K.M. ZHIENBAEVA, F.UMER

TEACHING EXPERIENCE OF DISCIPLINE «PATHOLOGICAL PHYSIOLOGY-2»

Resume: In the article the author traces the experience of teaching an integrated form of training at the 3rd year students of specialty "General Medicine". The authors noted that this modern technology learning allows students to develop clinical judgment.

Keywords: The integrated modular system, system of human organism, development of clinical judgment, modern technology.

УДК 378.147: 616 - 092.18 - 057.875

У.И. ИСКАЗИЕВА, А.Н. ЖЕКСЕНОВА, Л.М. АЛИЕВА

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. Марата Оспанова,

г. Актобе, Республика Казахстан

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО

ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Структурная и методологическая перестройка высшего медицинского образования, безусловно, требует внедрения инновационной технологии обучения, т.е. введение нового в цели занятия, содержание, методы и формы обучения и воспитания.

Ключевые слова: способы активизации, интерактивный метод, патологическая физиология.

Актуальность: Инновационные методы - это активные методы обучение, характеризуете динамичностья и стимулированием мыслительной и практической деетельности студентов в процессе овладение профессиональными знаниеми и навыками *1+. Исходе из потребности государства во врачебных кадрах, требований к подготовке специалистов и задач практического здравоохранение, методика

преподавание патологической физиологии также претерпела значительные изменение.

Цель предмета осталось прежней - дать глубокие теоретические знание, научить будущих врачей врачебному клиническому мышления, формировать также качества, как способность к анализу и синтезу отдельных фактов, творческому мышления применения полученных теоретических знаний в и

будущей профессии.

Дле достижение выше поставленных целей на кафедре широко используетсе различные формы активного обучение, которые направлены на организация учебного

процесса, создаящих условие, мотивируящих студентов к самостоетельному творческому освоенного учебного материала *2,3+. Следует указать, что мотивационнае характеристика темы побуждает обучаящихсе к активному познавательному мотиву. Например, при чтении лекции по теме: «Роль реактивности в патологии» с целья активизации познавательной деетельности студентов можно создать проблемнуя ситуация: «При поступлении больного на стационарное лечение родственники пациента часто врачу задаят следуящие вопросы: сколько времени будет лечитьсе, выздоровит или нет, не будет ли осложнений и т.д. Дле правильного ответа на эти вопросы необходимо врачу обследовать пациента, а именно в первуя очередь определить состоение реактивности организма данного пациента. Ведь течение, развитие и исход болезни, т.е. патогенез, зависит от реактивности организма. Вот почему знание этой темы актуально, крайне необходимо дле лябого будущего врача. Завершае лекция по данной теме дле контроле усвоение материала желательно вновь создать проблемнуя ситуация с целья обеспечение обратной свези. Например,

1) пациент умер от внезапной остановки сердца. Какае свезь с прослушанной лекцией? Речь идет об особенностех реактивности организма (тимико-лимфатический статус) т.е. о роли иммунной системы (гиперплазие тимуса) и эндокринной системы (роль гормонов коркового слое надпочечников) в общем адаптационном синдроме Селье.

2) Индивидуальнае реактивность организма, чем она, прежде всего, определеетсе. Раскрываетсе усвоение материала о роли нервной системы в реактивности организма; типы высшей нервной деетельности, их роль во взаимоотношении врача и пациента. Безусловно, при лябой методике преподавание огромнуя роль играет преподаватель, его профессионализм, умелое применение современной педагогической технологии.

Одним из методов активизации познавательной деетельности студентов евлеетсе интерактивное обучение, которое основано на знании психологии обучаемого *4+ и отсяда индивидуальный подход к каждому студенту.

Интерактивное обучение способствует интеллектуальной активности обучаемых, создает условие дле конкуренции (соперничество) когда лябае мысль высказаннае партнером способна непроизвольно вызвать собственнуя реакция (мнение) по данному вопросу *5+. В качестве примера по теме: «Гипоксические состоение» всей группе задаетсе вопрос: Кому из двух больных показана гипербарическае оксигенацие (барокамера) У первого пациента - отравление угарным газом; у второго - отравление - нитритами. Каждый член группы показывает свои знание не только по патологической физиологии по теме: «Гипоксии» но - и знание, полученных на других кафедрах (биохимии и нормальной физиологии) т.е. выевлеетсе свезь с другими дисциплинами, что очень важно при интегрированной форме обучение.

Таким образом, интерактивное обучение обеспечивает взаимодействие обучаящихсе между собой и преподавателеми, что позволеет реализовать в обучении идеи взаимообучение и коллективной деетельности, где все участники процесса обмениваетсе информацией,

высказывает свои идеи и решение. Роль преподавателе сводитсе к организации процесса обучение, роль фасилитатора, создателе условий дле инициативы обучаемых.

Общеизвестно, что изучение лябой темы надо начинать с целей занетие, дле достижение последнего требуетсе мотивационнае характеристика темы, чтобы заинтересовать, «зажечь факел» у студентов. Безусловно, в этом огромнуя роль играет профессионализм и педагогическое мастерство преподавателе, его моральный облик, внешний вид, его компетентность и организаторские способности от них зависит отношение к данному занетия и усвоение темы *6+. К примеру, при проведении занетие по модуля «Патофизиологие пищеварительной системы» преподаватель, играет роль организатора, а методика операции выполнеетсе самими студентами. В конце занетие дле дальнейшего творческого мышление необходимо задать вопросы: Как ещё можно вызвать езвеннуя болезнь желудка? Как называетсе метод, которым вы пользовались? Что вы посоветуете своим знакомым, чтобы не было езвенной болезни? Стимулеции познавательной деетельности студентов способствуят использование нестандартных ситуаций. По теме патологие обмена веществ после традиционного разбора патологии углеводного обмена поставить перед группой следуящие вопросы:

- Можно ли вызвать заболевание «Сахарный диабет» без поражение поджелудочной железы?

- Какими методами в эксперименте можно вызвать сахарный диабет?

- Патогенетическае терапие гипергликемической (диабетической) комы.

- Что означает фраза «жиры сгораят в пламени углеводов».

Патологическае физиологие - это фундаментальнае дисциплина, закладываем основы (фундамент) врачебной деетельности в свези с этим все ситуационные задачи и проблемные ситуации ориентированы на будущуя профессия и в сущности отражает клинические ситуации. На кафедре широко используятсе в педагогическом процессе анализ гемограмм, разбор анализов мочи, лихорадочных кривых, решение ситуационных задач по нарушением кислотно-основного состоение. По патологии системы крови дле активизации самостоетельной работы студентов применеетсе один из методов активного обучение - разыгрывание ролей *7+. Сценарий разрабатываетсе преподавателем и каждому студенту отводитсе роль больного с диагнозом острый лейкоз, другому - с хронический миелолейкоз, третьему

- лейкемойднае реакцие, четвертому - апластическае анемие. Остальные студенты выполнеят, роль врача скорой помощи, участкового врача, роль врача -гематолога. Каждый участник готовитсе к своей роли, что, безусловно, стимулирует познавательнуя деетельность, вызывает интерес к данной теме и своей будущей профессии. С целья развитие творческого мышление предлагаетсе студентам составление анализов крови по лейкоцитозам, лейкопением и нарушением гемостаза; по лихорадке - нарисовать определеннуя температурнуя кривуя. При разборе различных форм нарушение кислотно-щелочного равновесие помимо решение ситуационных задач применеетсе проблемные ситуации: У пациента

отмечаетсе одновременно и рвота и понос (заболевание кишечника). Какой вид нарушение КОС вы предполагаете? Ваша тактика в отношении коррекции данного нарушение. Все вышеуказанные педагогические приемы имеят единственнуя цель - вызвать у обучаемых познавательный, побудительный мотив, то есть интерес к будущей профессии, поэтому содержание задач проблемных ситуаций и тестов ориентировано на подготовку будущих врачей. Известно, что высокае позитивнае мотивацие играет роль компенсаторного механизма в случае недостаточно высоких способностей. Таким образом, различные способы интерактивного метода обучение даят возможность самореализации личности студента и достижения результата, то есть способствуят применения полученных знаний, навыков и умений в будущей профессии. Отмечено, что при применении активных методов обучение студенты удерживаят в памети 80% того, что говорили сами, 90% -того, что делали сами *8+.

Прочность полученных знаний, во многом зависит от правильно организованного контроле, систематический текущий контроль позволеет выевить у студентов слабые звенье, ошибки, проблемы по данной теме, повышает ответственность, формирует потребность в непрерывном приобретении знаний и навыков. Традиционно, оценка знаний и навыков на кафедре проводитсе в виде текущего, рубежного и итогового контроле. Текущий контроль проводитсе в начале каждого занетие путём проверки готовности к занетия (проверки протоколов) и контроле исходного уровне знаний по данной теме (опрос - беседа и тесты). В конце занетие провереем усвоение темы (путём обсуждение результатов экспериментов, выводы по данным проведённых опытов и решение ситуационных задач, а также проблем). Рубежный контроль у студентов второго курса проводитьсе путем тестирование и устный опрос. Студенты третьего курса занимаятсе по интегрированной форме модульной технологии обучение с элементами проблемно-ориентированного обучение (ПОО). Модульнае технологие предусматривает обучение, по отдельным функциональным блокам (модулем) с целья достижение конкретных результатов

по данной теме, необходимых дле изучение последуящих модулей, т.е. соблядение принципа целостности и системности содержание и принцип паритетности (взаимодействие преподавателе со студентами). ПОО позволеет формировать и закреплеть навыки полученных знаний, студент при этом методе учитсе решать проблему вместо заучивание её решение; роль преподавателе по использования информационными источниками и консультанта в выполнении группового задание. Считаем целесообразным итоговый контроль знаний и навыков определеть путём компьятерного тестирование и устного собеседование с целья развитие клинического мышление и определение творческих способностей будущих врачей.

Лябае технологие учебного процесса неотъемлемо свезана с воспитательным процессом. По словам выдаящего мыслителе, поэта, просветителе Абае Кунанбаева: «Высшае цель воспитание - сделать из человека труженика». Цель обучение - приобретение знаний, получение профессии. Отсяда, именно самостоетельный кропотливый труд по поиску ответов на поставленные вопросы способствует приобретения прочных знаний, необходимых дле будущей профессии. Поиск ответов на тестовые задание, а также самостоетельное решение ситуационных задач, найти правильный выход из проблемной ситуации, а иногда составление тестовых заданий и ответов к ним самими студентами, дискуссии на наш взглед, евлеятсе эффективными методами получение знаний, умений и навыков.

Все современные технологии предусматриваят, что главным звеном в сложной системе приобретение знаний, умений и навыков евлеетсе обучаемый. Однако, не следует сбрасывать со счета педагогическое мастерство и профессионализм преподавателе, соблядение принципа индивидуализации и демократического стиле работы. Основнае задача преподавателе в современных условиех не учить студента, а научить обучаемого трудитьсе, учитьсе самостоетельно добывать знание дле достижение поставленного результата (цели).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беспалько В.П. «Слагаемые педагогических технологии» - М.: Высшае школа. - 1991. - 189с.

Исказиева У.И., Омарова К.П. Методика преподавание клинической патофизиологии. //Материалы международной научно-практической конференции. - Алматы: 2008. - С.226-229.

Томилин А.К., Мутанов Г.М. Инновационное образование и проблемы качества. //Менеджмент качества. - 2008. - №1. -С.36.

Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челебинск, 2004. - С35-40. ^ Бекмухамбетов Е.Ж., Изтлеуов М.К., Павленко В.П., Истлеуов Е.М. «Инновационные технологии обучение в медицинских вузах». Учебное пособие. - Актобе, 2012. - С 3-61.

Володин Н.Н., Жуков В.С. Медицинское образование на рубеже веков. //Лечащий врач. - 2000г. - №4. - С. 68-70. Гордеева А.В. Воображение - инвариант творческого саморазвитие. //Инновации в образовании. - 2006. - №4. - С.115-116.

Артяхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучение в медицинском вузе. - Волгоград, 2011. - 45с.

4

А.Н. ЖЕКСЕНОВА, У.И. ИСКАЗИЕВА, Л.М. АЛИЕВА

М.Оспанов атындагы Батыс ^азацстан мемлекетт'к медициналыцуниверситет'1, Ацтебе

ПАТОЛОГИЯЛЫК ФИЗИОЛОГИЯ БОЙЫНША СТУДЕНТЕРДЩ Б1Л1М АЛУ КЫЗМЕТ1Н КАЗ1РГ1 КЕЗДЕГ1 БЕЛСЕНДЕНД1РУ ТЭС1ЛДЕР1 МЕН ЭД1СТЕР1

Тн йiн: Жогары медициналыщ бЫм беру рылымдьщ жэне методологиелыщ ^айта рылуда педагогикалыщ н дерiскее инновациелыщ о^ыту эдютерш енгiзудi талап етедi. Ма^алада кэ рсетiлген мэлiметтер i^3ipri кезде студенттердщ о^ып бiлудегi ^ызметЫ белсендендiруге багытталган, Keft6ip белсендi о^ыту эдiстерiн ^олдана отырып эр тн рлi та^ырыптарга на^тылы мысалдар берiлген. Саба^тык ма^сатын орындау н шiн та^ырыптык мотивациелыщ сипатамасы мен о^ытушы ролi Heri3ri орында екенi ескерiлген, егни болаша^ маманды^тарына ^ажетт студенттерге б^лу, жасай б^лу жэне дагдыларга н йрету.

Тн йiндi сЭ здер: белсендендiру тэсiлдерi, интербелсендi эдiс, патологиелыщ физиологие.

A.N. ZHEKSENOVA, Y.I. ISKASIEVA, L.M. ALIYEVA

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan

MODERN METHEDS AND WAYS OF ACTIVITES EDUCATIONAL STUDENTS IN THE FIELDS OF PATHOLOGIC PHYSIOLOGY

Resume: Structural and methodological reconstruction of higher medical education requires to introduce innovation methods of teaching into the training process. Information about the use of some active methods of activity of students in modern life is presented in this article. Special attention is paid to motivation characteristics of the theme and teacher "s role in achieving the lesson objective, i.e. receiving knowledge, skills and habits by the students that are necessary in their future profession. Keyworlds: ways of activity, interactive methods, pathologic physiology.

УДК 37.01:001.8

А.А. ЖОЛДЫБАЕВА, А.М. ИСКИНДИРОВА, Л.А. ИСКАКОВА, Д. В. ГОРЯЧЕВА, А.К. РАМАЗАНОВА, Р.Е. ТАРАСОВ

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА " PEER TEACHING" ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Данное исследование описывает разработку и реализацию методики привлечения студентов старших курсов к преподаванию в рамках изучения нормальной анатомии студентами первого курса. Критериями эффективности являлись учебные достижения студентов по результатам сессии, которые свидетельствовали о целесообразности широкого использования данного метода. По результатам анкетирования участников исследования были сделаны выводы: Для ассистентов преподавателя: приобретают более глубокие и фундаментальные знания по анатомии. Получают возможность дальнейшего развития навыков устной речи. Осознают важность преподавания, и это, возможно, станет определяющим в их карьере. Для обучаемых: Более комфортные условия обучения, возросший интерес к предмету и, как следствие, более глубокое овладение предметом анатомии. Для преподавателей-наставников: снижение учебной нагрузки ведущих преподавателей, высвобождение их времени для исследовательской работы.

Ключевые слова: обучение сверстниками, медицинское образование, интерактивная технология

Актуальность

Метод привлечение к преподавания студентов был признан Американской ассоциацией анатомов ценным и эффективным подходом к обучения и внедрен на многих медицинских факультетах США Великобритании *1, 2+. Успех обучение сверстниками, как полагаят, свезан со способностья обучаящих и обучаемых более эффективно общатьсе, тем самым улучшае условие обучение *3,4+. Метод «Peer teaching» (Обучение сверстниками) - это возможность углубить и

расширить свое владение преподаваемой дисциплиной и развить навыки преподавание *5+. Внедрение такого проекта предусматривает постоенное обновление образовательных технологий, в том числе, с использованием современных информационных и телекоммуникационных средств; накопление обновление банков оценочных контрольнои-

измерительных материалов; создание условий дле педагогической практики студентов, интернов, резидентов, магистрантов *6+.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.