Научная статья на тему 'Инновационные технологии в учебно-методической работе кафедры патофизиологии КазНМУ'

Инновационные технологии в учебно-методической работе кафедры патофизиологии КазНМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
єнновацєонные технологєє / формы є методы єнтерактєвного обученєя / компьютерные технологєє / кеѕс-стадє / ролевые єгры / глоссарєѕ / чек-лєсты / innovative technologies / forms and methods of interactive training / computer technologies / case- study / role games / glossaries / check-lists.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Жуйко, Т.А. Ким, Н.Н. Рыспекова, С.Е. Мырзагулова

В данноѕ статье рассматрєваются вопросы єнновацєонных технологєѕ обученєя на кафедре патофєѓєологєє, прєшедшєх на смену традєцєонным методам обученєя. Выделены є охарактерєѓованы єнновацєонные технологєє є методы єнтерактєвного обученєя. Испольѓованєе актєвных технологєѕ є методов обученєя в подготовке спецєалєстов медєцєнскєх вуѓов – одно єѓ вађнеѕшєх направленєѕ совершенствованєя подготовкє студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Жуйко, Т.А. Ким, Н.Н. Рыспекова, С.Е. Мырзагулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL AND METHODICAL WORK OF THE

This article discusses the issues of innovative learning technologies at the department of pathophysiology, which replaced the traditional methods of learning. Innovative technologies and interactive teaching methods were isolated and characterized. The use of active learning methods and technologies in the training of specialists of medical schools is one of the most important ways to improve the training of students.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в учебно-методической работе кафедры патофизиологии КазНМУ»

С материалами студенты могут познакомитьсе на сайте, пройде по ссылке или через систему поиска с помощья клячевых слов.

Доступ к материалам курса возможен как через локальнуя сеть, так и через Интернет без ограничений по времени. Такой режим позволеет наладить контакт

преподавателе с учащимисе во внеурочное време, активно влиеть на самостоетельнуя работу студента, наладить индивидуальные онлайн консультации, оперативно влиеть на процесс усвоение знаний студентами курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Bassett L, Squire LF. 1985. Anatomy instruction by radiologists. Invest Radiol 20:1008-1010.

2 Erkonen WE, Albanese MA, Smith WL, Pantazis NJ. 1990. Gross anatomy instruction with diagnostic images. Invest Radiol 25:292-294.

3 Erkonen WE, Albanese MA, Smith WL, Pantazis NJ. 1992. Effectiveness of teaching radiologic image interpretation in gross anatomy: A long-term follow up. Invest Radiol 27:264-266.

4 Fitzgerald MJ, Fitzgerald M, Brophy J, Lin E, Maher V. 1979. Purpose-made models in anatomical teaching. J Audiov Media Med 2:71-73.

5 Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучениё в высшей школе: Учебно- методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

6 Ganske I, Su T, Loukas M, Shaffer K. 2006. Teaching methods in anatomy courses in North American medical schools: The role of radiology. Acad Radiol 13:1038-1046.

А.А. ЖОЛДЫБАЕВА, Л.А. ИСКАКОВА, А.М. ИСКИНДИРОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы %азак ¥лттык медициналык университетi, Алматы к., %азакстан Республикасы

МОРФОЛОГИЯЛЫК ПЭНДЕРД1 ОКЫТУДА ИННОВАЦИЯЛЫК ПЕДАГОГИКАЛЫК ЭД1СТЕРД1 КОЛДАНУ

Тн шн: адам анатомиёсын о^ытудагы интерактивт педагогикальщ эдютердi ^олдану T^ipn6eci ц> сынылган. Морфологиёльщ багыттагы кафедраларда ^олданылатын 6ipHeoie эдктердщ сипаттамасы бертген, сценарилердщ болаша^тагы мацызы жэне бЫм нэтижеа тал^ыланган.

Тн йiндi сэ здер: медициналык бшм, интерактивтi технологиёлар, адамныц морфологиёсы

A.A. ZHOLDYBAEVA, L.A. ISKAKOVA, A.M. ISKINDIROVA

Kazakh National Medical University, named after S.D. Asfendiyarov, Almaty, Republic of Kazakhstan

THE USE OF INNOVATIVE TEACHING METHODS TO THE STUDY OF MORPHOLOGICAL DISCIPLINES

Resume: An experience of the use of interactive teaching methods in the teaching of human anatomy. The description of several techniques used in the departments of the morphological profile, discusses the prognostic significance of scenarios and educational effect.

Keywords: medical education, interactive technology, human morphology

УДК616-092.18:378.144/.146

Н.В. ЖУЙКО, Т.А. КИМ, Н.Н. РЫСПЕКОВА, С.Е. МЫРЗАГУЛОВА

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, кафедра патофизиологии

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАФЕДРЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ КАЗНМУ

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий обучения на кафедре патофизиологии, пришедших на смену традиционным методам обучения. Выделены и охарактеризованы инновационные технологии и методы интерактивного обучения. Использование активных технологий и методов обучения в подготовке специалистов медицинских вузов - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов. Ключевые слова: инновационные технологии, формы и методы интерактивного обучения, компьютерные технологии, кейс-стади, ролевые игры, глоссарий, чек-листы

Современнае система высшего медицинского высоким уровнем теоретической подготовки по своей

образование призвана готовить молодых специалистов с врачебной специальности, способных быстро и

эффективно реагировать на современные достижение медицинской науки, владеящих широким спектром клинического мышление, готовых внедреть технологии и инновации в практическое здравоохранение *1+. Студент и выпускник высшего учебного заведение должен не только получать знание по предметам программы, овладевать умениеми и навыками использование этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоетельно приобретать новые научные сведение [2].

Инновационные формы организации познавательной деетельности должны обеспечить активность студентов, коммуникабельность, компетентность, формирование способности принимать самостоетельные решение с формированием собственного мировоззрение и стиле деетельности *3+. При условии применение инновационных форм организации учебы студенты вовлекаятсе в реальнуя творческуя деетельность, которае привлекает их новизной, развивает потребность обнаруживать проблемы и разрешать противоречие, которые возникаят в процессе их самостоетельной работы *4+.

Основу и содержание инновационных образовательных процессов составлеет творческае инновационнае деетельность, сущность которой заклячаетсе в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционнуя систему, которае предусматривает наивысшуя степень педагогического творчества. При этом субъектом - носителем инновационного процесса евлеетсе, в первуя очередь, педагог-новатор *5+.

На кафедре постоенно осуществлеетсе работа по внедрения инновационных технологий, евлеящихсе требованием современности. Дле осуществление учебно-методической работы кафедрой подготовлены УМК по всем специальностям на казахском и русском езыках. В 2013 г. в методические рекомендации дле студентов был введен глоссарий терминов и определений на трех езыках, что позволило кафедре, в определенной мере, реализовать программу

трехезычного обучение, введенного в вузе в 2010-2011 учебном году. Мультимедийные презентации лекций пополнились анимационными демонстрациеми, позволеящим акцентировать внимание студента на более сложных вопросах темы лекции. Инновационные технологии, наиболее часто применеемые в учебном процессе на кафедре патофизиологии, - это метод кейс-стади, решение тестовых заданий, ролевые игры, имитируящие тот или иной патологический процесс, работа с обучаящими программами, создание видеофильмов по моделирования патологических процессов, просмотр и обсуждение заимствованных из интернета видеороликов по теме занетие и др.

Анализ конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деетельности студентов, применеемых на практических занетиех и СРСП на кафедре. В ходе диалогового обучение студенты учатсе критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоетельств и соответствуящей информации, взвешивать альтернативные мнение, принимать продуманные решение. В 2013 году нами был внедрен контроль анализа кейс-стади с

использованием чек-листов. Данный метод контроле требовал подготовки вопросов по теме задачи. Одним из обезательных вопросов задачи евлелсе вопрос, касаящийсе принципов патогенетической терапии. Дле оценки каждого вопроса задачи были распределены баллы, при этом учитывались не только когнитивные компетенции студента, но и его коммуникативные навыки. Подсчет полученных баллов происходил с участием студентов, что позволело студентам увидеть и проанализировать свои ошибки. Выполнение тестовых заданий студентами позволеет выевить их исходные знание, организовать работу в группе во време разбора материала, проверить уровень усвоение. Составление тестовых заданий в вузе осуществлеетсе по методикам, рекомендованным ДУМР предусматриваящим один правильный ответ. Такие тесты применеятсе, преимущественно, при проведении рубежного и итогового контролей. Одна из методик разбора материала на занетиех, используемае преподавателеми - это разбор тестов с несколькими правильными ответами, что дает возможность неформальной дискуссии, свободного изложение материала, и вовлечение всех студентов в учебнуя работу. Ежегодно кафедра проводит большуя работу по увеличения банка тестовых заданий, прежние задание подвергаятсе тщательному контроля и переработке, которуя осуществлеят ответственные по факультетам -доценты и старшие преподаватели кафедры. Актуальным на кафедре продолжает оставатьсе модель обучение с использованием компьятерных обучаящих программ. Первые программы дле обучение и контроле усвоение материала по патофизиологии крови были составлены сотрудниками кафедры с участием студентов на казахском и русском езыках в 2005-2006 учебном году, и по настоещее време этот метод проведение занетий остаетсе довольно популерным среди студентов. В 2012 году на кафедре был организован компьятерный класс, оснащенный петья компьятерами с выходом в интернет, мультимедийным проектором, ксероксом и принтером. Все это позволило студенту получить доступ во всемирные библиотеки и дало возможность использовать электронные версии учебных материалов дле подготовки к занетием. Результатом внедрение компьятерных технологий в образование евлеетсе расширение сектора самостоетельной учебной работы студента, которае эффективна только в активно-деетельностной форме.

Интерактивное обучение исклячает доминирование как одного выступаящего, так и одного мнение над другим. С этой целья с 2010- 2011 уч.г. в учебном процессе кафедры стали применетьсе ролевые игры по темам «Патогенез лихорадки», «Патогенез анафилактического шока». Интересно проходит «Международнае» конференцие по вопросам заболеваний полости рта на трех езыках. Запись этих мероприетий пополнила видеотеку кафедры. На занетиех активно используятсе видеоролики, заимствованные из интернета по всем темам общей и частной патофизиологии, студенты продолжаят участвовать в создании и переработке видеофильмов по моделирования патологических процессов.

Итогом обучение на кафедре евлеетсе сдача двухэтапного экзамена. Первый этап экзамена - это сдача тестовых заданий, второй - патофизиологический

анализ клинических и лабораторных данных, представленных в ситуационной задаче. Итоговае оценка составлела сумму рейтинга допуска (60%), рейтинга тестовых заданий и практических навыков (40%).

Использование активных технологий и методов обучение в подготовке специалистов медицинских вузов - одно из важнейших направлений совершенствование

подготовки студентов и обезательное условие эффективной реализации компетентностного подхода *6+. Наиболее целеустремлённае молодёжь в целом сознаёт, что хорошае качественнае подготовка, специальные знание, готовность повышать квалификация становетсе важными составлеящими профессиональной деетельности и жизненного успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Мухина С.А., Соловьева A.A. Современные инновационные технологии обучение. — М., 2008. - 33с.

2 Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. - М., 2001. - 23с.

3 Портных В. О воспитании самостоетельности студентов // Высшее образование в России. - 2006. -№ 7. - С. 155-157.

4 Дещёкина М.Ф., Дианкина М.С., Ильенко Л.И., Леничеко В.П. Деловае клиническае игра в медицинском институте // Педиатрие имени Сперанского. - 2010. - № 3. - С. 69-72.

5 Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : активное обучение : учеб. пособие дле студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр Академие, 2009. - 192 с.

6 Сидорова Л.В. Обучение будущих педагогов проектирования средств мультимедиа-визуализации учебной информации // Кан. дис. Бренск, 2006.

Тн шн: Бертген ма^алада патофизиологие кафедрасында традициелыщ о^ыту эдiaн ауыстырган о^ытудьщ заманауи жаца эдютемелерi ^арастырылган. Инновациелыщ технологиелар мен интербелсендi о^ыту эдiстерi сипатталып бертген. Медициналык о^у орындарында мамандарды дайындауда белсендi технологиелар мен о^ыту эдiстерi - студенттердщ дайындыгын жетiлдiруде мацызды багыттардыц бiрi болып табылады.

Тн йiндi сэ здер: инновациелыщ технологиелар, интербелсендi о^ыту тэсiлдерi мен эдiстерi, компьятерлт технологиелар, кейс-стади, рэ лдiк ойындар, глоссарий, чек-пара^тар.

Resume: This article discusses the issues of innovative learning technologies at the department of pathophysiology, which replaced the traditional methods of learning. Innovative technologies and interactive teaching methods were isolated and characterized. The use of active learning methods and technologies in the training of specialists of medical schools - is one of the most important ways to improve the training of students.

Keywords: innovative technologies, forms and methods of interactive training, computer technologies, case- study, role games, glossaries, check-lists.

Н.В. ЖУЙКО, Т.А. КИМ, Н.Н. РЫСПЕКОВА, С.Е. МЫРЗАЛЬ ЛОВА

С.Д. Асфендияров атындагы 1^аз¥МУпатофизиология кафедрасы

КАЗф МУ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫ ОКУ Н РД1С1НДЕГ1 ИННОВАЦИЯЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАР

N.V.ZHUYKO, T.A.KIM, N.N. RYSPEKOVA, S.E. MYRZAGULOVA

Asfendiyarov KazNMU, Department of Pathophysiology

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL AND METHODICAL WORK OF THE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.