Научная статья на тему 'Об опыте преподавания дисциплины «Патологическая Физиология 2»'

Об опыте преподавания дисциплины «Патологическая Физиология 2» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интегрированная модульная сєстема / сєстемы органєѓма / раѓвєтєе клєнєческого мышленєя / современная технологєя. / The integrated modular system / system of human organism / development of clinical judgment / modern technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Б. Жаутикова, Ф С. Абикенова, С М. Аринова, К М. Жиенбаева, Ф Умер

В статье авторамє прослеђєвается опыт преподаванєя єнтегрєрованноѕ формы обученєя у студентов 3 курса спецєальностє «Общая медєцєна». Авторамє отмечено, что данная современная технологєя обученєе поѓволяет раѓвєть у студентов клєнєческое мышленєе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С Б. Жаутикова, Ф С. Абикенова, С М. Аринова, К М. Жиенбаева, Ф Умер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING EXPERIENCE OF DISCIPLINE «PATHOLOGICAL PHYSIOLOGY-2»

In the article the author traces the experience of teaching an integrated form of training at the 3rd year students of specialty "General Medicine". The authors noted that this modern technology learning allows students to develop clinical judgment.

Текст научной работы на тему «Об опыте преподавания дисциплины «Патологическая Физиология 2»»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Положение о научно-исследоватеьской работе студентов / Отдел менджмента НИР сектор СНО и СМУ.

2 Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениеми и дополнениеми по состоения на 04.07.2013 г.).

3 Ивашкевич О.А., Коростик К.Н., Захаров А.Г. // Активизацие научно-исследовательской работы студентов - источник повышение эффективности подготовки кадров высшей квалификации / Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка кадров высшей квалификации в условиех инновационного развитие общества». - Минск, 24-25 сентебре 2009 года. - С. 121-123.

Д.М. БАЙМЩ К АНОВА, Т.Т. МЕЛЬДЕХАНОВ, Ж.А. ИМАНБЕКОВА

КАЗШ МУ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДАГЫ СТУДЕНТТЕРДЩ ГЫЛЫМИ - ЗЕРТТЕУ ЖЩ МЫСТАРЫНЫН ЖАГДАЙЫ туралы

Тн йiн: Макалада КазЩ МУ-дЩ патофизиологии кафедрасында студенттердщ гылыми- зерттеу жщ мыстарын жн pri3y тн pi мен эдiстерi жазылган, ГЗЖ-ньщ соцгы eKi жылдщ жетiстiетеpi кэ pсетiлген.

Тн йiндi сЭ здер: студенттердщ гылыми - зерттеу жщ мыстары, патофизиологие кафедрасы, жeтiстiктep, магистранттар, конференцие, гылыми стyдeнттiк н жрме.

D.M. BAIMUKHANOVA, T.T. MELDEKHANOV, ZH.A. IMANBEKOVA

STATE SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF THE STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF PATHOPHYSIOLOGY KAZNMU

Resume: The article describes the forms and methods of carrying out scientific-research work of students at the Department of pathophysiology in KazNMU, has identified the main achievements and successes of scientific-research work of students during the last two years

Keywords: scientific-research work of students, the Department of pathophysiology, progress, postgraduate, conference, the scientific student's circle.

УДК 616-092.18:61(07)

С.Б. ЖАУТИКОВА, Ф.С. АБИКЕНОВА, С.М. АРИНОВА, К.М. ЖИЕНБАЕВА, Ф. УМЕР

Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан

ОБ ОПЫТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 2»

В статье авторами прослеживается опыт преподавания интегрированной формы обучения у студентов 3 курса специальности «Общая медицина». Авторами отмечено, что данная современная технология обучение позволяет развить у студентов клиническое мышление.

Ключевые слова: Интегрированная модульная система, системы организма, развитие клинического мышления, современная технология.

Интеграцие международного сообщества по разным направлением жизнедеетельности предполагает формирование конкурентоспособных специалистов в разных областех народного хозейства, в том числе и в медицине. В свези с этим в Карагандинском государственном университете учебный процесс активно внедреятсе современные информационно образовательные программы, которые направлены на -развитие компетентностей у студентов [1]. Интегрированнае модульнае система обучение внедрена в Карагандинском государственном медицинском университете в 2007 - 2008 учебном году дле студентов 3 курса, обучаящихсе по специальности «Общае

медицина». В основу обучение был положен принцип междисциплинарной интеграции по 8 модулем или системам организма: сердечно-сосудистой,

дыхательной, мочеполовой, нервной, эндокринной, кроветворной, пищеварительной, опорно-двигательной. Междисциплинарнае интеграцие осуществлелась между дисциплинами пре- и постреквизитами: анатомией 2, гистологией 2, физиологией 2, патологической физиологией патологической анатомией

пропедевтикой внутренних болезней, фармакологией 2,2, визуальной диагностикой. Важное значение было отведено повышения квалификации преподавателей кафедры. Так, в 2008 - 2009 учебном году 8

преподавателей кафедры прошли специализация по циклу: «Инновационные технологии в медицинском образовании», в 2010 - 2011 уч.г. заведуящаё кафедрой, профессор Жаутикова С.Б, доцент Абикенова Ф.С. - по циклу: «Компетентностный подход в подготовке выпускника КГМУ», старший преподаватель Умирбаева Е.К. - по циклу: «Participated in Workshop «Teaching Excellence held in Karaganda Stat Medical University». В 2012 уч.г. преподаватели курса прошли повышение квалификации по специальности «Патологическаё физиологиё» и «Клиническаё патофизиологиё» в объеме 144 часов с получением международного сертификата ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Ягры». В 2012 году прошли и получили сертификат курса повышениё педагогической квалификации в объеме 216 часов зав. кафедрой, д.м.н., профессор Жаутикова С.Б., к.м.н., доцент Абикенова Ф.С., преподаватель Умер Ф. по следуящим компетентностём: 1. Коммуникативные навыки; 2. Эффективное преподавание в мед. ВУЗе; 3. Информационно-коммуникационные технологии; 4. Менеджмент научных исследований; 5. Оценка и экспертиза в медицинском ВУЗе; 6. Лидерство в медицинском образовании.

С 27.05.2013 года при КГМУ прошли первичнуя ФППК «Повышение педагогической квалификации ассистент (преподаватель) первично» в объеме 72 часа по компетентностём: 1.Коммуникативные навыки; 2. Лидерство в медицинском образовании -

преподаватели Сулейменова Б.М. и Таласпекова Я.П. Данные, приобретенные преподавателёми курса в ходе обучениё компетентностём, помогли преподавателём получить знаниёми в области психологии

взаимоотношений преподаватель - студент, что оказывает благоприётное воздействие на атмосферу учебного процесса. Результаты повышениё педагогической квалификации преподавателей курса внедрёят в учебный процесс при чтении лекций и проведении практических занётий. Обучение по дисциплине «Патологическаё физиологиё 2» ведетсё на трех ёзыках: казахском, русском, английском. Заведуящий кафедрой, д.м.н. проф. Жаутикова С.Б., доцент Абикенова Ф.С. ёвлёятсё авторами типовой учебной программы по модуля «Нервнаё система». К каждому модуля на кафедре подготовлен учебно-методический комплекс, который вклячает силлабус, тезисы лекций, методические рекомендации длё практических занётий; тестовые заданиё длё оценки базового уровнё знаний, отработочные, длё сдачи рубежного контролё, которые на 30 % состоёт из тестов по СРС, ситуационных задач, клинического случаё по модуля, методические рекомендации по практическим навыкам; на кафедре созданы электронные обучаящие программы по темам практических занётий по 8 модулём. Преподаватели кафедры ёвлёятсё разработчиками клинического случаё по модуля «Эндокриннаё система». В учебный процесс по дисциплине «Патологическаё физиологиё 2» осуществлёетсё с применением различных методов преподаваниё: традиционного, CBL, TBL, проблемно-ориентированного обучениё. 11,1% или 3 практических занётий проводётсё в форме TBL по следуящим темам по модуля «Дыхательнаё система» « Формы недостаточности внешнего дыханиё.

Альвеолёрнаё гипо-, гипервентилёциё»; по модуля «Сердечно - сосудистаё система» «Патофизиологиё острой и хронической сердечной недостаточности.

Особенности у детей»; по модуля «Мочеполоваё система» « Патофизиологическае характеристика воспалительных заболеваний мочевыделительной системы. Обструктивные уропатии». 3,7% или 1 занётие - PBL по модуля «Мочеполоваё система» «Патофизиологиё хронической почечной

недостаточности. Особенности развитиё почечной недостаточности у детей»; также одна тема занётиё «Расстройства физиологических функций при анемическом синдроме» по модуля «Кроветворнаё система» проведена в форме CBL. Заведуящаё кафедрой, профессор Жаутикова С.Б. и доцент кафедры Абикенова Ф.С. ёвлёятсё разработчиками клинического случаё по сахарному диабету 1 типа (модуль «Эндокриннаё система»). Развития клинического мышлениё на практических занётиёх по дисциплине нарёду с традиционной формой обучениё способствуят и современные методики,

адаптированные к мировым стандартам образованиё. В свёзи, с чем в 2007-2009 учебных годах преподавателёми кафедры патологической физиологии пройдена специализациё по проблемно _ ориентированному обучения, в частности, заведуящаё кафедрой, доцент Жаутикова С.Б., доцент Абикенова Ф.С. прошли тренинг по проблемно-ориентированному обучения у основоположников метода профессоров С. Менина и Р. Менин, которые доказали, что проблемно-ориентированное обучение (ПОО) ёвлёетсё педагогическим подходом, при котором используятсё клинические случаи и проблемы как начальнаё точка длё достижениё требуемых задач обучениё, а также, что обучение в малых группах максимально продуктивно использует ресурсы членов группы, чтобы улучшить обучение всех членов группы *2,3+. В ходе проведениё практического занётиё студенты были разделены на «малые группы» по 6 _ 7 человек, длё разбора им предлагались клинические случаи и ситуационные задачи по темам модулей. Студенты формировали гипотезы и методом исклячениё пытались обьёснить механизм проёвлений болезни. На разбор клинического случаё было выделено 4 часа практических занётиё. По дисциплине «Патологическаё физиологиё 2» 3 практических занётиё по модулём «Система дыханиё», «Сердечно _ сосудистаё система» и «Мочеполоваё система» были проведены по командно _ ориентированному методу обучениё. Студенты длё разбора клинической задачи были также разделены на 3 _ 4 подгруппы, но перед разбором случаё преподатель проводил тестирование, затем после проверки тестовых заданий акцентировал внимание студентов на те вопросы, которые вызвали у них затруднение и подробно разьёснёл причины и механизмы нарушениё функцих изучаемых систем. Метод проектов был использован студентами длё подготовки презентаций тем по самостоётельной работе студентов *4+. Преподавателёми кафедры отмечена высокаё степень активности, ответственности, коммуникабельности студентов при разборе гипотез клинического случаё; в малых группах царила атмосфера дружелябиё, студенты проёвили умение работать в группе, как известно, данный навык ёвлёетсё неотъемлемой частья

профессиональной деетельности врача. Прослеживалась положительнае динамика личностных характеристик студентов, обучаемых в малых группах согласно методикам ПОО, TBL и оцениваемае в четырехзначной балльно-рейтинговой системе, по сравнения с

исследуемыми показателеми у искомой группы респондентов при обучении их в группах с традиционной формой обучение, причем более высокие показатели были отмечены у студентов, обучаящихсе по командно -ориентированному методу, что, вероетно, свезано с выставлением единой оценку всем участникам подгруппы.

Анкетирование студентов 3 курса специальности

«Общае медицина» позволило выевить, что 90 % респондентов удовлетворены интегрированной формой проведение практических занетий и настаиваят на увеличении часов практических занетий, 30 % студентов указали,что основные затруднение вызывает разбор механизмов развитие патологических процессов по модулем «Сердечно - сосудистае система», «Нервнае система», 30% обратили внимание на необходимость увеличить време работы с компьятерными программами, содержащими новый материал по изучаемой теме, 25 % респондентов акцентируят внимание на разбор клинического случае и ситуационных задач.

Применение новых технологий в обучении позволеет более широко раскрыть творческий потенциал студентов, повысить мотивация к обучения и вызывает интерес у самих обучаящихсе. Лекции и практические занетие оснащены современным оборудованием: мультимедийными экранами, ноутбуками, современной лабораторией, у студентов есть возможность обучатьсе практическим навыкам: интерпретацие

электрокардиограммы, анализ спирограмм на

современных тренажерах учебно-клинического центра: «К - пляс» дле аускультации легких и сердца; торс виртуальный со стетоскопом дле аускультации легких и сердца; «Harvey» дле клинического обучение кардиологии, а также с применением оборудование физиологической лаборатории: электрокардиографа, спирографа, реографа, стресс-системы. 11,1% практических занетий проведены с использованием приборов учебной лаборатории, Теоретической базой дле практического навыка евлеетсе разбор ситуационной задачи, клинического случае по теме практического занетие.

В 2010-2011 учебном году проф. Жаутиковой С.Б, доцентом Абикеновой Ф.С., старшим преподавателем Умирбаевой Е.К. подготовлены лекции-симпозиумы по следуящим темам: «Острые воспалительные заболевание легких», «Этиологие и патогенез

первичной артериальной гипертензии»; «Иммуно-воспалительные гломерулопатии», «азвеннае болезнь», «Патофизиологические механизмы эндокринных расстройств половой системы», где прослеживаетсе их взаимосвезь между вопросами этиологии, патогенеза, патоморфологии, клиники, фармакокоррекции. Впервые в 2010 - 2011 уч.г. дле итогового контроле разработаны тестовые задание к клиническим задачам по 8 модулем. Следует сказать, что банк клинических задач и тестовых заданий к итоговому контроля будет ежегодно пополнетьсе. Так, в 2011 - 2012 уч.г. доцентом Абикеновой Ф.С., старшим преподавателем Умирбаевой

Е.К. составлены новые клинические задачи и тесты к ним по дисциплине по модулем «Сердечно - сосудистае система», «Мочеполовае система». Типографским путем изданы учебно - методические пособие «Сборник ситуационных задач по 8 модулем» на казахском и русском езыках, английском езыках. Применение новых технологий в обучении: интеграцие дисциплин пререквизитов и постреквизитов, инновационные методы в обучении, использование современного оборудование однозначно позитивно отразилось на успеваемости студентов. Так, анализ результатов сессии за 2008-2009 уч. г. у студентов 3 курса, обучаящихсе по дисциплине «Патологическае физиологие 2» по качественному показателя, относительной успеваемости, среднему баллу позволил выевить улучшение успеваемости по сравнения со студентами 3 курса по специальности «Лечебное дело», обучаящимисе по традиционной форме обучение в 2006 - 2007 уч. г. на 21; 19 процентов и 0,4 балла соответственно. Результаты обучение у студентов 3 курса специальности «Общае медицина», сдававших экзамены в зимняя экзаменационнуя сессия по трем модулем дисциплины «патологическае физиологие 2», изменились в сторону увеличение показателей среднего балла по сравнения с прошлым годом, что возможно вызвано психологической адаптацией к

интегрированной форме проведение экзамена, несмотре на то, что средний балл успеваемости у этих студентов был на 0,02% ниже, чем в прошлом году. Данное обстоетельство возможно объеснить увеличением количества недопущенных студентов к итоговому контроля по сравнения с прошлым учебным годом (48 студентов против 20). Вместе с тем в 2011 -2012 уч.г. отмечалось снижение результатов рубежного контроле по модулем «Система дыхание», «Сердечно -сосудистае система», «Мочеполовае система», «Нервнае система» из - за низкого базисного уровне знаний студентов по дисциплинам пререквизитам, формального отношение студентов к лекционному курсу, а также к разделу самостоетельнае работа студентов, несмотре на то, что 1/3 заданий в рубежном контроле были посвещены темам СРС, однако в 2012- 2013 учебном году 89% студентов показали высокие результаты (от 80 до 100%) по итогам сдачи рубежного контроле по данным модулем. Также, следует отметить, что было бы более эффективным нареду с тестированием выделить време дле устного собеседование по итоговому контроля после изучение каждого модуле.

К положительным сторонам интегрированного обучение можно отнести:

1. Повышение мотивации к обучения по специальности;

2. Высокий уровень качества лекций - симпозиумов, позволеящий за 1 лекционный час всесторонне рассмотреть нозология;

3. Непрерывное совершенствование педагогического мастерства по новым образовательным технологием;

4. Метод проектов в подготовке презентаций к самостоетельной работе студентов СРС оказывает важнуя роль в накоплении материала по интегрированным дисциплинам.

5. Решение клинических случаев и задач и итогового контроле на примере клинической задачи позволеет проследить преемственность между дисциплинами

интеграции и сформировать у студентов логическуя схему изучениё нозологий.

Хотелось бы обратить внимание на совершенствование механизмов межинтегральной обратной свёзи. Следовательно, опыт преподаваниё дисциплины «Патологическаё физиологиё 2» позволёет сделать заклячение, что интегрированнаё форма обучениё

студентов направлена на повышение мотивации студентов к обучения по выбранной ими специальности, развитие у них клинического мышлениё, приобретение навыков и умений работы в команде, владение

современными медицинскими технологиёми, освоениё приемов современной исследовательской работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Е.Н. Астафьева. Интеграцие предметов на современном этапе обучение. - М.: 2010. - С. 3.

2 С. Меннин, Б. Валейт, Д. Рихтер Оценка и обратнае свезь при обучении в малых группах // Medicine. - 2002. - С.17.

3 С. Меннин как ляди обучаятсе: интеллект, сознание, опыт и школа// Teacher, educational development. - 2003. - C.5.

4 О.А. Тумаева. Метод проектов как одно из условий повышение мотивации обучение учащихсе. - М.: 2010. - С.3.

С.Б. ЖАУТИКОВА, Ф.С. АБИКЕНОВА, С.М. АРИНОВА, К.М. ЖИЕНБАЕВА, Ф. УМЕР

ПАТОЛОГИЯЛЫК ФИЗИОЛОГИЯ - 2 ПЭН1Н ОКЫТУ БОЙЫНША ТЭЖ1РИБЕ

Тн шн: «Жалпы медицина» мамандыгы бойынша бЫм алатын 3 курс студенттершщ интеграциельщ о^ыту эдктемеа бойынша бЫм беру ^абшет ма^алада авторлармен бай^алады. Авторлардыц ойынша, берiлген о^ытудыц ^a3ipri замангы технологиесы студенттреде клиникалыщ дн ниетануды ^алыптастыруга мн мкiншiлiк бередi.

Тн йiндi сЭ здер: Жн рек-^антамырлар жн йесi, агза жн йеа, клиникалыщ дн ниетанудыц дамуы, ^a3ipri замангы технологие.

S.B. ZHAUTIKOVA, F.S. ABIKENOVA, S.M. ARINOVA, K.M. ZHIENBAEVA, F.UMER

TEACHING EXPERIENCE OF DISCIPLINE «PATHOLOGICAL PHYSIOLOGY-2»

Resume: In the article the author traces the experience of teaching an integrated form of training at the 3rd year students of specialty "General Medicine". The authors noted that this modern technology learning allows students to develop clinical judgment.

Keywords: The integrated modular system, system of human organism, development of clinical judgment, modern technology.

УДК 378.147: 616 - 092.18 - 057.875

У.И. ИСКАЗИЕВА, А.Н. ЖЕКСЕНОВА, Л.М. АЛИЕВА

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. Марата Оспанова,

г. Актобе, Республика Казахстан

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО

ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Структурная и методологическая перестройка высшего медицинского образования, безусловно, требует внедрения инновационной технологии обучения, т.е. введение нового в цели занятия, содержание, методы и формы обучения и воспитания.

Ключевые слова: способы активизации, интерактивный метод, патологическая физиология.

Актуальность: Инновационные методы _ это активные методы обучениё, характеризуетсё динамичностья и стимулированием мыслительной и практической деётельности студентов в процессе овладениё профессиональными знаниёми и навыками *1+. Исходё из потребности государства во врачебных кадрах, требований к подготовке специалистов и задач практического здравоохранениё, методика

преподаваниё патологической физиологии также претерпела значительные изменениё.

Цель предмета осталось прежней - дать глубокие теоретические знаниё, научить будущих врачей врачебному клиническому мышления, формировать также качества, как способность к анализу и синтезу отдельных фактов, творческому мышления применения полученных теоретических знаний в и

будущей профессии.

Длё достижениё выше поставленных целей на кафедре широко используетсё различные формы активного обучениё, которые направлены на организация учебного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.