Научная статья на тему 'Использование педагогического приема “ peer teaching” для активизации учебно-познавательной деятельности студентов'

Использование педагогического приема “ peer teaching” для активизации учебно-познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обученєе сверстнєкамє / медєцєнское обраѓованєе / єнтерактєвная технологєя / peer teaching / medical education / interactive technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Жолдыбаева, А.М. Искиндирова, Л.А. Искакова, Д. В. Горячева, А.К. Рамазанова

Данное єсследованєе опєсывает раѓработку є реалєѓацєю методєкє прєвлеченєя студентов старшєх курсов к преподаванєю в рамках єѓученєя нормальноѕ анатомєє студентамє первого курса. Крєтерєямє эффектєвностє являлєсь учебные достєђенєя студентов по реѓультатам сессєє, которые свєдетельствовалє о целесообраѓностє шєрокого єспольѓованєя данного метода. По реѓультатам анкетєрованєя участнєков єсследованєя былє сделаны выводы: Для ассєстентов преподавателя: прєобретают более глубокєе є фундаментальные ѓнанєя по анатомєє. Получают воѓмођность дальнеѕшего раѓвєтєя навыков устноѕ речє. Осоѓнают вађность преподаванєя, є это, воѓмођно, станет определяющєм в єх карьере. Для обучаемых: Более комфортные условєя обученєя, воѓросшєѕ єнтерес к предмету є, как следствєе, более глубокое овладенєе предметом анатомєє. Для преподавателеѕнаставнєков: снєђенєе учебноѕ нагруѓкє ведущєх преподавателеѕ, высвобођденєе єх временє для єсследовательскоѕ работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Жолдыбаева, А.М. Искиндирова, Л.А. Искакова, Д. В. Горячева, А.К. Рамазанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE PEDAGOGY METHOD "PEER TEACHING" TO ACTIVATE LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

This study describes the development and implementation of methods to attract graduate students to teach in the study of normal anatomy of first-year students. Efficacy criteria were academic achievement of students on the results of the session that demonstrated the feasibility of widespread use of this method. According to the results of the survey participants in the study, conclusions were drawn: For Teaching Assistant: acquire a deeper and more fundamental knowledge of anatomy. Have the opportunity to further develop oral skills. Aware of the importance of teaching, and it will probably be the determining factor in their career. For students: More comfortable learning environment, the increased interest in the subject and, as a consequence, a better mastery of the subject of anatomy. For faculty mentors: reduction of workload leading teachers, the release of their time to research.

Текст научной работы на тему «Использование педагогического приема “ peer teaching” для активизации учебно-познавательной деятельности студентов»

А.Н. ЖЕКСЕНОВА, У.И. ИСКАЗИЕВА, Л.М. АЛИЕВА

М.Оспанов атындагы Батыс ^азацстан мемлекетт'к медициналыцуниверситет'1, Ацтвбе

ПАТОЛОГИЯЛЫК ФИЗИОЛОГИЯ БОЙЫНША СТУДЕНТЕРДЩ Б1Л1М АЛУ КЫЗМЕТ1Н КАЗ1РГ1 КЕЗДЕГ1 БЕЛСЕНДЕНД1РУ ТЭС1ЛДЕР1 МЕН ЭД1СТЕР1

Тн йiн: Жогары медициналыщ бЫм беру рылымдьщ жэне методологиелыщ ^айта рылуда педагогикалыщ н дерiскее инновациелыщ о^ыту эдютерш енгiзудi талап етедi. Ма^алада кэ рсетiлген мэлiметтер ^азiргi кезде студенттердщ о^ып бiлудегi ^ызметЫ белсендендiруге багытталган, кейбiр белсендi о^ыту эдiстерiн ^олдана отырып эр тн рлi та^ырыптарга на^тылы мысалдар берiлген. Саба^тык ма^сатын орындау н шiн та^ырыптык мотивациелыщ сипатамасы мен о^ытушы ролi непзп орында екенi ескерiлген, егни болаша^ маманды^тарына ^ажетт студенттерге б^лу, жасай б^лу жэне дагдыларга н йрету.

Тн йiндi сЭ здер: белсендендiру тэсiлдерi, интербелсендi эдiс, патологиелыщ физиологие.

A.N. ZHEKSENOVA, Y.I. ISKASIEVA, L.M. ALIYEVA

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan

MODERN METHEDS AND WAYS OF ACTIVITES EDUCATIONAL STUDENTS IN THE FIELDS OF PATHOLOGIC PHYSIOLOGY

Resume: Structural and methodological reconstruction of higher medical education requires to introduce innovation methods of teaching into the training process. Information about the use of some active methods of activity of students in modern life is presented in this article. Special attention is paid to motivation characteristics of the theme and teacher "s role in achieving the lesson objective, i.e. receiving knowledge, skills and habits by the students that are necessary in their future profession. Keyworlds: ways of activity, interactive methods, pathologic physiology.

УДК 37.01:001.8

А.А. ЖОЛДЫБАЕВА, А.М. ИСКИНДИРОВА, Л.А. ИСКАКОВА, Д. В. ГОРЯЧЕВА, А.К. РАМАЗАНОВА, Р.Е. ТАРАСОВ

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА " PEER TEACHING" ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Данное исследование описывает разработку и реализацию методики привлечения студентов старших курсов к преподаванию в рамках изучения нормальной анатомии студентами первого курса. Критериями эффективности являлись учебные достижения студентов по результатам сессии, которые свидетельствовали о целесообразности широкого использования данного метода. По результатам анкетирования участников исследования были сделаны выводы: Для ассистентов преподавателя: приобретают более глубокие и фундаментальные знания по анатомии. Получают возможность дальнейшего развития навыков устной речи. Осознают важность преподавания, и это, возможно, станет определяющим в их карьере. Для обучаемых: Более комфортные условия обучения, возросший интерес к предмету и, как следствие, более глубокое овладение предметом анатомии. Для преподавателей-наставников: снижение учебной нагрузки ведущих преподавателей, высвобождение их времени для исследовательской работы.

Ключевые слова: обучение сверстниками, медицинское образование, интерактивная технология

Актуальность

Метод привлечение к преподавания студентов был признан Американской ассоциацией анатомов ценным и эффективным подходом к обучения и внедрен на многих медицинских факультетах США Великобритании *1, 2+. Успех обучение сверстниками, как полагаят, свезан со способностья обучаящих и обучаемых более эффективно общатьсе, тем самым улучшае условие обучение *3,4+. Метод «Peer teaching» (Обучение сверстниками) - это возможность углубить и

расширить свое владение преподаваемой дисциплиной и развить навыки преподавание *5+. Внедрение такого проекта предусматривает постоенное обновление образовательных технологий, в том числе, с использованием современных информационных и телекоммуникационных средств; накопление обновление банков оценочных контрольно-

измерительных материалов; создание условий дле педагогической практики студентов, интернов, резидентов, магистрантов *6+.

В условиех дефицита молодых педагогических кадров этот проект обещает стать эффективным механизмом выевление и вовлечение в педагогическуя деетельность наиболее талантливой молодежи *7+. Целью евлеетсе разработка методики вовлечение в педагогическуя, учебно-методическуя, учебно-исследовательскуя работу университета наиболее талантливых и профессионально ориентированных студентов, магистрантов, интернов, резидентов. Мы назвали этот метод «Ассистент преподавателе». Дле этого решались следуящие задачи:

1. Разработать и реализовать педагогическуя технология «Ассистент преподавателе» в рамках изучение дисциплины Анатомие-1

2. Оценить эффективность разработанной технологии

3. Определить возможные риски, свезанные с перспективой внедрение модели

Метод заклячаетсе в том, чтобы дать возможность преподавателя привлекать студентов себе в помощь при подготовке и проведении лекций и семинаров, проверке домашних заданий, размещении курса в АИС КазНМУ и так далее. Студент в своя очередь в течение курса

сможет учитьсе преподавательскому ремеслу в формате передачи опыта от учителе к ученику, наблядае за тем, как его наставник реализует своя преподавательскуя практику в повседневности. Помимо раннего вовлечение наиболее талантливых студентов в преподавание и подготовки преподавательских кадров, этот метод позволеет снизить учебнуя нагрузку преподавателей и высвободить их време дле исследовательской работы. Мы провели апробация этого метода в рамках изучение нормальной анатомии студентами первого курса. В качестве ассистентов преподавателе были привлечены студенты второго курса, уже освоившие эту программу, сдавшие экзамен и имеящие высокий рейтинг по этой дисциплине.

Все обучаящиесе были разделены на 3 группы. Первае группа - студенты, у которых ассистенты преподавателе привлекались только дле проведение самостоетельной работы студента с преподавателем (СРСП). В данной группе роль ассистента преподавателе заклячалась в консультировании обучаящихсе по вопросам темы. В эту группу вошли также 3 учебные группы студентов.

Т

Рисунок 1 -

к»

СРСП в первой группе. В занетии участвуят студенты первого и второго курсов факультета «Общае медицина»

Вторае группа - студенты, которые обучались с участием ассистентов преподавателе во време всех занетий, без исклячение. Преподаватель занимал менее активнуя позиция. Его роль сводилась в основном к консультации

самих студентов - преподавателей перед занетием, также преподаватель присутствовал на занетии. В эту группу вошли 3 учебные группы студентов по 12 человек в каждой.

Рисунок 2 - Практическое занетие во второй группе по разделу «Остеологие»

Третье группа была контрольной, т.е студенты этой группы изучали предмет без помощи ассистентов преподавателе, но были информированы о своем участии в исследовании.

Результаты и обсуждение. В конце семестра мы оценили эффективность методики. Критериеми евлелись учебные достижение студентов по результатам сессии. Также, с помощья анкетирование, оценивалась

удовлетворенность студентов, изучавших дисциплину, а также студентов, выступавших в роли ассистента преподавателе и преподавателей- наставников. Наиболее высокий качественный показатель успеваемости был у студентов 2 группы, студенты первой группы, усвоили раздел дисциплины немного хуже. Студенты третьей группы сдали экзамены хуже остальных групп исследуемых.

По результатам анкетирование вторае группа продемонстрировала наибольший процент

удовлетворенности организацией и содержанием занетий. Студенты первой группы также оценивали занетие положительно. Студенты третьей группы -группы сравнение хотели участвовать в продолжении данного исследование, но в составе основных групп. Таким образом, привлечение ассистентов преподавателе на занетиех по анатомии человека можно оценить положительно. Эта методика привносит в рутинный и весьма сложный процесс изучение анатомии элемент творчества, что активизирует деетельность студентов, усиливает интерес к предмету, что неизбежно отражаетсе на их учебных достижениех удовлетворенности качеством образование Главной задачей педагогического приёма «учебный ассистент» евлелось создание нестандартной ситуации

на занетии, которае была направлена на усиление мотивации к изучения предмета, преодоление стереотипности и инертности мышление, проевление у обучаящихсе познавательной активности и самостоетельности. В этом случае, преподавателя необходимо было лишь создать условие дле реализации поставленной задачи и проконтролировать этапы её выполнение. Выводы

По результатам анкетирование участников исследование были сделаны выводы:

Методика имеет евные положительные моменты. Дле ассистентов преподавателе: приобретаят более глубокие и фундаментальные знание по анатомии. Получаят возможность дальнейшего развитие навыков устной речи. Осознаят важность преподавание, и это, возможно, станет определеящим в их карьере. Дле обучаемых: Более комфортные условие обучение, возросший интерес к предмету и, как следствие, более глубокое овладение предметом анатомии. Дле преподавателей-наставников: снижение учебной нагрузки ведущих преподавателей, высвобождение их времени дле исследовательской работы. Техника «Ассистент преподавателе» может быть использована различных формах,

в том числе консультации, командно-ориентированного обучение (TBL)

и взаимного обучение сверстников во многих областех медицинских и биологических наук. Эта деетельность развивает коммуникативные способности и способности доходчиво изъеснетьсе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Darrell J. R. Evans, Tracy Cuffe Near-Peer Teaching in Anatomy: An Approach for Deeper Learning Anat Sci Educ 2:227-233, 2009

2 Evans DJR, Watt DJ. 2009. Provision of anatomical teaching in a new British medical school: Getting the right mix. Anat Rec 284B:22-27.

3 Buckley S, Zamora J. 2007. Effects of participation in a cross year peer tutoring programme in clinical examination skills on volunteer tutors' skills and attitudes towards teachers and teaching. BMC Med Educ 7:20.

4 Shankar N, Roopa R. 2009. Evaluation of a modified team based learning method for teaching general embryology to 1st year medical graduate students.

5 Indian J Med Sci 63:4-12.Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - М.: Академие, 2009. - 192 с.

6 Vasay, E.T. (2010). The effects of peer teaching in the performance of students of mathematics. E International Scientific Research Journal. 2(2), ISSN 2094-1749.

7 Груздев И. А. Учебные ассистенты: историе, современнае организацие, основные проблемы дле обсуждение // Национальный исследовательский университет «Высшае школа экономики». Мониторинг университета: Информационный бяллетень. - № 7. - 2011. - С.7-9.

А.А. ЖОЛДЫБАЕВА, А.М. ИСКИНДИРОВА, Л.А. ИСКАКОВА, Д.В. ГОРЯЧЕВА, А.К. РАМАЗАНОВА, Р.Е. ТАРАСОВ

С.Ж. Асфендияров атындагы %азак ¥лттыкмедициналыкуниверситет'1, Алматы к., %азакстан Республикасы

СТУДЕНТТЕРД1Н ОКУ-ТАНЫМДЫК Ж МЫСЫН БЕЛСЕНД1РУ Н Ш1Н " PEER TEACHING" ПЕДАГОГИКАЛЫК ЭД1С1Н КОЛДАНУ

Тн шн: Бщ л зерттеу жщ мысында жогаргы курс студенттерш ^алыпты анатомиены о^ыту шецбершде бiрiншi курс студенттерше саба^ беруге тарту эдютерш жасау жэне жн зеге асыру жолдары сипатталады. Жщ мыс нэтижелЫпнщ кэ рсеткш ретшде студенттердщ сессие ^орытындысы бойынша н лгерiмi ^арастырылды, нэтижелер бщ л эдiстi ке^нен ^олдану тиiмдi екенiн кэ рсеттi. Зерттеуге ^атысушыларга жн ргiзiлген сауалнама бойынша мынадай ^орытындылар жасалды: О^ытушылардыц ассистенп^ н шiн: анатомие бойынша ^ажетт тере^рек бiлiм алады. Ауызша сэ йлеу тэжiрибесiн ары ^арай дамытуга мн мкiндiк алады. Саба^ берудщ мацызын тн сiнедi жэне бщ л олардыц болаша^тагы мансабын аны^тауда шешушi болуы мн мкiн. Студенттер н шiн: бiлiм алуга барынша ыцгайлы жагдай, пэнге деген ^ызыгушыльи^тьщ артуы, анатомие пэнiн тере^рек тану. J стаз-о^ытушылар н шiн: алдьщгы ^атарлы о^ытушыларга о^у жн ктемесшщ азаяы, олардыц зерттеу жщ мысына кэ бiрек уа^ыт ^алуы. Тн йiндi сё здер: ^атарластарымен о^у, медициналыщ бiлiм, интерактивтi технологиелар

A.A. ZHOLDYBAEVA, A.M. ISKINDIROVA, L.A. ISKAKOVA, D.V. GORYACHEVA, A.K. RAMAZANOVA, R.E. TARASOV

Kazakh National Medical University, named after S.D. Asfendiyarov, Almaty, Republic of Kazakhstan

USE PEDAGOGY METHOD "PEER TEACHING" TO ACTIVATE LEARNING AND COGNITIVE

ACTIVITY OF STUDENTS

Resume: This study describes the development and implementation of methods to attract graduate students to teach in the study of normal anatomy of first-year students. Efficacy criteria were academic achievement of students on the results of the session that demonstrated the feasibility of widespread use of this method. According to the results of the survey participants in the study, conclusions were drawn: For Teaching Assistant: acquire a deeper and more fundamental knowledge of anatomy. Have the opportunity to further develop oral skills. Aware of the importance of teaching, and it will probably be the determining factor in their career. For students: More comfortable learning environment, the increased interest in the subject and, as a consequence, a better mastery of the subject of anatomy. For faculty mentors: reduction of workload leading teachers, the release of their time to research.

Keywords: peer teaching, medical education, interactive technology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.