Научная статья на тему 'Первый опыт организации и проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине патологическая физиология'

Первый опыт организации и проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине патологическая физиология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя оценка учебных достижений / выпускающих курс / государственный экзамен / external assessment of educational achievements / final courses / state examinations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. Б. Жаутикова, Ф. С. Абикенова, Л. К. Быстревская, Ф. Умер

Статья посвящена опыту организации и проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине патологическая физиология для студентов выпускающих курсов специальностей общая медицина, общественное здравоохранение, медико-профилактическое дело, сестринское дело, стоматология. Авторами отмечено, что тестовые задания составлены на основе материала 15 тем из общего и частного курсов дисциплины патологическая физиология. Впервые преподавателями кафедры для проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине патологическая физиология были составлены тестовые задания множественного уровня с тремя ответами по методу Аванесова. Авторы статьи показали, что наибольшее затруднение у студентов неклинического профи-ля вызывают вопросы из тем общего курса дисциплины патологическая физиология. Авторы акцентировали внимание студентов на то, что результаты тестирования отразятся не только на рейтинге вуза, но и результатах государственных экзаменов. Авторами отмечено, что результаты тестирования можно рассматривать как допуск к государственным экзаменам по специальностям общая медицина и стоматология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. Б. Жаутикова, Ф. С. Абикенова, Л. К. Быстревская, Ф. Умер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST EXPERIENCE IN ORGANIZING AND EXTERNAL EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS ON DISCIPLINE PATHOLOGICAL PHYSIOLOGY

Article is dedicated to the experience of the organization and carrying out of the external assessment of educational achievements on the subject pathological physiology for students of the following specialties: general medicine, public health, medical-prophylactic work, nursing, stomatology. The authors noted that the test tasks are based on material from the 15 topics of general and local courses of the discipline of pathological physiology. For the first time teachers of the department for the conducting of external assessment of educational achievements on the pathological physiology subject composed test questions of multiple levels with three answers according to the method of Avanesov. The authors of the article revealed that the difficulty for the students of non-clinical profile is in questions from the topics of the general course of pathological physiology. The authors focused attention of the students that the results of test will be reflected not only in the ranking of the university, but also the results of the state examinations. The authors noted that the test results can be considered as access to state examinations on general medicine and stomatology specialties.

Текст научной работы на тему «Первый опыт организации и проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине патологическая физиология»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 616.012:61(07)

С. Б. Жаутикова, Ф. С. Абикенова, Л. К. Быстревская, Ф. Умер

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Кафедра патологической физиологии Карагандинского государственного медицинского университета

Статья посвящена опыту организации и проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине патологическая физиология для студентов выпускающих курсов специальностей общая медицина, общественное здравоохранение, медико-профилактическое дело, сестринское дело, стоматология. Авторами отмечено, что тестовые задания составлены на основе материала 15 тем из общего и частного курсов дисциплины патологическая физиология.

Впервые преподавателями кафедры для проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине патологическая физиология были составлены тестовые задания множественного уровня с тремя ответами по методу Аванесова. Авторы статьи показали, что наибольшее затруднение у студентов неклинического профиля вызывают вопросы из тем общего курса дисциплины патологическая физиология. Авторы акцентировали внимание студентов на то, что результаты тестирования отразятся не только на рейтинге вуза, но и результатах государственных экзаменов. Авторами отмечено, что результаты тестирования можно рассматривать как допуск к государственным экзаменам по специальностям общая медицина и стоматология.

Ключевые слова: внешняя оценка учебных достижений, выпускающих курс, государственный экзамен

Одним из приоритетов современного образования в Республике Казахстан является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в различных областях народного хозяйства, в том числе и в медицине. В соответствии с Государственной программой образования в 2014 г. впервые проведена внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) обучающихся в медицинских вузах республики по пререквизитам к дисциплинам государственных экзаменов, сдаваемых выпускниками вузов. В перечень дисциплин -пререквизитов ВОУД - в соответствии с государственным обязательным стандартом образования вошла дисциплина патологическая физиология, предназначенная для сдачи ВОУД студентами V курса специальностей общая медицина, общественное здравоохранение, медико-профилактическое дело, сестринское де-ло,стоматология.

Впервые преподавателями кафедры для проведения ВОУД по дисциплине патологическая физиология были составлены тестовые задания множественного уровня с тремя ответами по методу Аванесова. Известно, что тесты множественного выбора состоят из заданий с определенными заранее предложенными (заданными) вариантами ответов [1]. В общем случае тесты множественного выбора позволяют испытуемому выбирать несколько вариантов ответов [2, 3].

Авторами статьи было составлено 263 тестовых задания по дисциплине патологическая физиология, которая представлена двумя разделами - «Общая нозология», «Типовые

патологические процессы» в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине. В первый раздел дисциплины патологическая физиология вошли 6 тем: «Введение. Предмет и задачи патологической физиологии», «Общая нозология», «Общая этиология и патогенез», «Болезнетворное действие факторов внешней среды», «Роль реактивности и наследственности в патологии». «Местные и общие реакции организма на повреждение», «Аллергия». Второй раздел включал в себя 9 тем: «Нарушение периферического кровообращения», «Воспаление», «Лихорадка», «Гипоксия», «Нарушение водно-солевого баланса», «Нарушение кислотно-щелочного баланса», «Нарушение углеводного обмена», «Нарушение белкового и липидного обмена», «Опухоли». Тестовые задания получили положительный отзыв рецензентов Республиканского Центра тестирования с оценкой «тестовые задания объективны, валидны и надежны», что соответствует требованию написания тестов множественного уровня. Казахский вариант тестовых заданий был использован при тестировании студентов.

Методика составления тестового задания заключалась в его формулировке, также к заданию предлагались варианты ответов. Задачи формулировались так, чтобы было 3 правдоподобных ответа, похожих на правильные. При составлении тестовых заданий придерживались следующих правил:

- Вопрос содержал только одно утверждение.

- Все ответы были грамматически согласованы с основной частью задания.

- В основной части не использовалось отрицание.

- Каждый последующий ответ не зависел от предыдущих ответов.

- Формулировался длинный вопрос и короткий ответ.

- Правильные и неправильные ответы были однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.

- При формулировке ответа не было выявлено неясностей или неточностей.

- Вопросы в тестовых заданиях формулировались в соответствии с порядком распределения информации в тексте.

- Задание было сформулировано в виде вопроса.

- Основная часть задания излагалась кратко и не содержала несущественной для данного задания информации.

В тестировании принимали участие 855 выпускников КГМУ, из них по специальности общая медицина - 645, стоматология - 61, общественное здравоохранение - 97, медико-профилактическое дело - 20, сестринское дело - 32.

По результатам тестирования средний балл по дисциплине патологическая физиология составил 24,33 (22,2 у студентов казахского отделения и 24,7 у студентов русского отделения) среди дисциплин, сдаваемых на ВОУД. В разрезе специальности «Общая медицина» средний балл был 29,95 (33,15 у студентов казахского отделения и 27,4 у студентов русского отделения). Средний балл по специальности общественное здравоохранение составил 23,19 (23,16 и 21,14 сответственно ), по специальности медико-профилактическое дело - 21,6 (15,75 и 25,5 соответственно), по специальности сестринское дело - 22,36 (20,64 и 22,48 соответственно), стоматология - 24,56 (18,7 и 24,7 соответственно).

Разница между лучшим средним баллом, полученным по результатам тестирования, у студентов специальности общая медицина и худшим у студентом специальности медико-профилактическое дело составила 27,8%, что объясняется более высокой мотивацией студентов лечебного профиля в знаниях дисциплины патологическая физиология как предмета, формирующего основы клинического мышления.

В ходе подготовки к тестированию преподаватели кафедры отметили, что наибольшее затруднение у студентов неклинического

профиля вызывают вопросы из тем общего курса патологической физиологии, формирующих фундамент для дальнейшего изучения вопросов патологии, необходимых для установления причинно-следственных отношений при развитии патологического процесса: общей нозологии, этиологии и патогенеза, типовых нарушений обмена веществ, в то же самое время 65% студентов специальности общая медицина показали хорошие знания по типовым патологическим процессам: воспалению, нарушению периферического кровообращения, нарушению водно-солевого баланса, кислотно-щелочного равновесия, углеводного, белкового, липидного обменов. Данный факт указывает на преемственность знаний и их необходимость для усвоения при изучении вопросов этиологии и патогенеза различных нозологий и их коррекции на клинических дисциплинах.

Средний балл по дисциплине "Патологическая физиология 1, Патологическая физиология" в разрезе специальностей

■ о&щэн медицина

■ общее здравоохранение

■ Сестринское дело

■ Медико-профилактическое дело

Рисунок 1 - Средний балл по дисциплине патологическая физиология в разрезе специальностей

Учебной частью КГМУ было составлено расписание для проведения дополнительных занятий по подготовке к ВОУД. Следует отметить, что преподаватели кафедры патологической физиологии КГМУ имеют большой опыт работы проведения подобных занятий со студентами, так как дисциплина патологическая физиология входила в перечень дисциплин промежуточного государственного контроля (ПГК). Студенты всех групп и специальностей были обеспечены сборниками пробных тестов для ВОУД, подготовленными сотрудниками Центра тестирования Министерства образования Республики Казахстан.

С целью повышения среднего балла по итогам тестирования дисциплин ВОУД возможным было бы рекомендовать: 1) студентам выпускных курсов выбирать элективы по дисци-плинам-пререквизитам. Для студентов V курса

Медицина и экология, 2015, 2

87

специальности общая медицина, стоматология - клиническая патофизиология, для студентов V курса специальности общественное здравоохранение, медико-профилактическое дело, сестринское дело, основы общей патологии; 2) акцентировать внимание студентов, что результаты тестирования отразятся не только на рейтинге вуза, но и результатах государственных экзаменов; 3) принимать в медицинский вуз на хоздоговорной основе выпускников школ и колледжей с проходным баллом минимально отличающимся от грантовского (не более 10 баллов).

Следовательно, внешняя оценка учебных достижений, осуществляемая путем тестирования по дисциплинам пререквизитам, позволяет определить выживаемость знаний по данным дисциплинам, а также результаты тестирования по ВОУД можно рассматривать как допуск к государственным экзаменам по специальностям общая медицина, стоматология.

ЛИТЕРАТУРА

1 Аванесов В. С. Форма тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2005. - 155 с.

2 Аванесов В. С Критерии качества педагогических измерений //Педагогические измерения. - 2012. - №1. - С. 27.

3 Аванесов В. С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях // Педагогические измерения. - 2014. - №1. -С. 33.

REFERENCE

1 Avanesov V. S. Form of tests. - M.: Testing Center, 2005. - 155 p.

2 Avanesov V. S. Quality criteria of pedagogical measurement //Pedagogical measurements. - 2012. - №1. - P. 27.

3 Avanesov V. S. Application tasks in the test form and quantized educational texts in the new educational technologies //Pedagogical measurements. - 2014. - №1. - P. 33.

Поступила 04.05.2015 г.

S. B. Zhautikova, F. C. Abikenova, L K. Bystrevskaya, F. Umer

FIRST EXPERIENCE IN ORGANIZING AND EXTERNAL EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS ON DISCIPLINE PATHOLOGICAL PHYSIOLOGY

Article is dedicated to the experience of the organization and carrying out of the external assessment of educational achievements on the subject pathological physiology for students of the following specialties: general medicine, public health, medical-prophylactic work, nursing, stomatology. The authors noted that the test tasks are based on material from the 15 topics of general and local courses of the discipline of pathological physiology.

For the first time teachers of the department for the conducting of external assessment of educational achievements on the pathological physiology subject composed test questions of multiple levels with three answers according to the method of Avanesov. The authors of the article revealed that the difficulty for the students of non-clinical profile is in questions from the topics of the general course of pathological physiology. The authors focused attention of the students that the results of test will be reflected not only in the ranking of the university, but also the results of the state examinations. The authors noted that the test results can be considered as access to state examinations on general medicine and stomatology specialties.

Key words: external assessment of educational achievements, final courses, state examinations

С. Б. Жэуткова, Ф. С. Абикенова, Л. К. Быстревская, Ф. Умер

ПАТОЛОГИЯЛЫК ФИЗИОЛОГИЯПдН1 БОЙЫНША ОЖСБ ОТК1ЗУ ЖдНЕ ¥ЙЫМДАСТЫРУ ТдЖ1РИБЕС1НЖУРГ1ЗУ

Жалпы медицина, стоматология, ме^рбике id, когамдык денсаулык сактау, медико-профилактикалык id мамандыктарын бiтiрушi курс студенттерi Yшiн патологиялык физиология пэн бойынша ВОУД етюзу жэне уйымдастыру т^рибиеане арналган макала. Авторлардын ойы бойынша тестпк тапсырмалар 15 такырыпты камтиды. Тапсырмалар патологиялык физиология пэынщ жалпы жэне жеке тарауларын камтиды.

ВОУД етюзу максатында алгаш рет кафедра окытушылары патологиялык физиология пэн бойынша тестпк тапсырмалар курастырды. Тестпк тапсырмалар Аванесов эдiсi бойынша ^делеып жэне бiрнеше жауаптардан турады. Макала авторлары студенттерде киындыкты клиникалык емес сурактар туындатпайды, патологиялык физиология пэыне жалпы тарауындагы сурактардан болганын керсетедг Авторлар студенттерге тестлн корытындысы тек оку орнынын рейтинпне гана емес, мемлекетлк емтихан нэтижелер^е де эсер^ типзет^не назар аударуларын ескертл. Авторлардын ойы бойынша жалпы медицина, стоматология, менрбике id, котамдык денсаулык сактау, медико-профилактикалык id мамандыктарына тест нэтижелерi мемлекетлк емтиханга руксат ре™де карастырылады.

Клт сездер: ОЖСБ, бiтiрушi курс, мемлекетлк емтихан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.