Научная статья на тему 'Проблемы внедрения научно ориентированного обучения в медицинское образование'

Проблемы внедрения научно ориентированного обучения в медицинское образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно ориентированное обучение (RBL) / компетенция / исследовательские навыки / research based learning (RBL) / competence / research skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. Р. Абдикаликова, Р. Т. Кожанова, Б. С. Кошкарбаева, Б. К. Касымбекова, О. Ю. Дедова

В статье приведены результаты анкетирования кафедр Карагандинского государственного медицинского университета, которые рассматривают актуальные проблемы внедрения научно-ориентированного обучения в образовательный процесс. Анализ полученных данных позволил сделать определенный вывод о том, что кафедры в силу своих возможностей пытаются использовать элементы научно ориентированного обучения RBL в образовательном процессе бакалавриата и послевузовского образования. Проведенный анализ указывает на необходимость внедрения данного метода, несмотря на то, что требуется провести масштабную обучающую про-грамму среди преподавателей и студентов. Данное исследование показывает, что опыт применения RBL развивает у обучающихся творческое мышление, инициативу в решении практических и исследовательских задач и тем самым способствует подготовке инновационно-активных специалистов системы здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д. Р. Абдикаликова, Р. Т. Кожанова, Б. С. Кошкарбаева, Б. К. Касымбекова, О. Ю. Дедова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RESEARCH-BASED LEARNING INTRODUCTION INTO MEDICAL EDUCATION

The article presents the results of the questionnaire survey of the departments of the Karaganda state medical university, which consider the actual problems of introducing scientifically-oriented teaching into the educational process. The analysis of the obtained data made it possible to draw a definite conclusion that the departments, by their capabilities, are trying to use the elements of RBL's scientifically-oriented training in the educational process of under-graduate and postgraduate education. The analysis indicates the need to introduce this method, despite the fact that it is required to conduct a large-scale training program among teachers and students. This study shows that the experience of using RBL develops students' creative thinking, initiative in solving practical and research problems and, thus, contributes to the training of innovative and active specialists in the health system

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения научно ориентированного обучения в медицинское образование»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 61(07)

Д. Р. Абдикаликова, Р. Т. Кожанова, Б. С. Кошкарбаева, Б. К. Касымбекова, О. Ю. Дедова, М. Р. Измайлович, Г. К. Рахимжанова

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Кафедра иммунологии и аллергологии

Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

В статье приведены результаты анкетирования кафедр Карагандинского государственного медицинского университета, которые рассматривают актуальные проблемы внедрения научно-ориентированного обучения в образовательный процесс. Анализ полученных данных позволил сделать определенный вывод о том, что кафедры в силу своих возможностей пытаются использовать элементы научно ориентированного обучения RBL в образовательном процессе бакалавриата и послевузовского образования. Проведенный анализ указывает на необходимость внедрения данного метода, несмотря на то, что требуется провести масштабную обучающую программу среди преподавателей и студентов. Данное исследование показывает, что опыт применения RBL развивает у обучающихся творческое мышление, инициативу в решении практических и исследовательских задач и тем самым способствует подготовке инновационно-активных специалистов системы здравоохранения

Ключевые слова: научно ориентированное обучение (RBL), компетенция, исследовательские навыки

Время не стоит на месте, в каждой отрасли государства происходит глубокая и постепенная модернизация, в том числе и в образовательном секторе. Профессорско-преподавательский состав и контингент, обучающийся в высшем учебном заведении, должны соответствовать новым требованиям. Чтобы молодое поколение было конкурентоспособным и крепко держало в своих руках штурвал будущего, необходимо эффективно трудиться на всех этапах образовательной лестницы [3]. Для соответствия и масштабного прорыва в общеобразовательное пространство создается «окно возможностей», благоприятная среда для роста и развития молодых специалистов и одним из ориентиров в «окно возможностей» является научно ориентированное обучение или RBL (research based learning).

RBL (research based learning) - научно ориентированное обучение (НОО) - это подход к образованию в области преподавания естественных наук, который является противоположным традиционному подходу, основанному на лекциях. Студенты изучают естественные науки при помощи методов научных исследований. Они сами смогут найти свои собственные проблемы, сформулировать собственные гипотезы, разработать и реализовать свои собственные методы для тестирования гипотезы и использовать эти данные, чтобы ответить на возникшие вопросы. Основанное на исследовании обучение позволяет студентам проводить опыты, применить теоретически полученную информацию на собственном опыте [2, 6].

Поскольку главной задачей деятельности Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) является подготовка специалистов медицинского профиля, то важным (и характерным для медицинского вуза) остается вопрос о влиянии научно-исследовательской деятельности на учебный процесс. В этом заключается основная особенность организации науки в высшей школе.

Опыт свидетельствует, что развитие научных исследований непосредственно влияет на качество учебного процесса, поскольку они меняют не только требования к уровню знаний студентов, но и сам процесс обучения. Изменив структуру процесса обучения в высшей школе, можно добиться повышения степени подготовленности будущих специалистов [4, 5].

Развитие науки в медицинском вузе предусматривает повышение качества подготовки специалистов, способных после окончания обучения самостоятельно решать серьезные научные задачи, следовать передовым идеям теории и практики. Поэтому в учебном заведении важно привить студентам вкус к научным исследованиям, приучить их уже на этом этапе мыслить самостоятельно [1].

Следовательно, было решено внедрить элементы НОО в образовательный процесс КГМУ. Для этого была создана комиссия, которая занимается проблемами изучения, находящаяся в составе УМС КГМУ, разработана политика, формы внедрения, были распределены навыки по годам обучения и проведены семинары. Также комиссией была разработана анкета по использованию элементов НОО, состоящая из 4 вопросов.

В анкетировании приняли участие 32 кафедры или 60,4% от общего числа всех кафедр КГМУ. Все присланные анкеты содержали исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

Анализ полученных ответов на вопросы анкеты позволил сделать определенный вывод о том, что кафедры в силу своих возможностей пытаются использовать элементы RBL в образовательном процессе бакалавриата и послевузовского образования. Активность участия кафедр, обучающих студентов на начальных курсах, равносильна количеству выпускающих кафедр и кафедр послевузовского образования. Практически на всех кафедрах используются такие элементы RBL, как письменная работа: это написание эссе, резюме, реферата, аналитического обзора, аннотации, тезиса, статьи, доклада, отчета, обзора литературы с использованием электронных баз данных, а также подготовка проекта.

Кроме вышеназванных элементов RBL, на кафедрах используют написание и защиту курсовой работы, подготовку презентаций, проведение мини-конференций с выступлением студентов с докладами по результатам самостоятельной работы. Активно используют полевое исследование, куда входят сбор данных, обработка, анализ, оформление результатов, написание отчета, используют ретроспективный и проспективный анализы пациентов по различным нозологиям и проводят поисковую работу доказательной базы по эффективности и безопасности лекарственных средств.

Однако есть и отрицательные моменты. Так, некоторые кафедры не смогли конкретно ответить о формах внедрения элементов RBL. Были получены и такие ответы: исследования обзорно-статистического формата, применение методик окраски для определения патологического процесса; преподавание, основанное на исследовании, обучении, связанного с постановкой вопросов, и проведением исследований по определенной теме; элементы химического эксперимента с различными субстратами; разработанные методические рекомендации по адекватности индивидуального питания. Было трудно понять, что кафедры имели в виду, описывая такие формы проведения RBL.

Все использованные элементы RBL отражены в учебно-методическом комплексе дисциплин: рабочей программе, силлабусе, методических указаниях по проведению СРСП и СРС. Анализируя вовлеченность студентов в небольшие научно-исследовательские проекты кафедры, выполняемые в рамках освоения образовательных программ, было выявлено

следующее: не на всех кафедрах ведется финансируемая научно-исследовательская работа, которая позволяет активно вовлекать студентов в исследовательский процесс. Практически все кафедры, у которых отсутствуют финансируемые исследования, указали исследования, выполняемые в рамках НИРС и СНО, хотя неоднократно указывалось, что они, как правило, сводятся только к овладению студентами специальных знаний и исследовательских приемов. А основной целью научно ориентированного обучения является формирование у будущих специалистов системы здравоохранения аналитического и критического мышления, овладение методами биомедицинских исследований и принципами доказательной медицины. Анализ трудностей внедрения элементов RBL в учебный процесс выявил отсутствие единых методических подходов: точных критериев, единых требований, форм проведения. Соответственно отсутствует и методическая литература по RBL. У преподавателей нет достаточных навыков по ведению занятий с использованием RBL. Поэтому закономерно возникает вопрос о необходимости обучения профессорско-преподавательского состава внедрению RBL в учебный процесс кафедр.

Ряд кафедр в качестве трудностей отметили незнание студентами понятий эссе, резюме и правил их написания. Кроме того, были получены и такие ответы: трудность в том, что кафедра теоретического направления; недостаточная обеспеченность оборудованием и расходными материалами, нет лаборатории для самостоятельного приготовления гисто-препаратов; отсутствие финансовой поддержки со стороны руководства для студентов, выступающих на международных конференциях; короткий цикл, не все студенты охвачены RBL, только члены СНК; нет тотального вовлечения студентов, т.к. не может быть RBL на конкретное занятие; нет понятной осмысленной цели данного внедрения у студентов с количеством 1 000 человек на курсе.

Таким образом, ситуация по внедрению RBL в образовательный процесс КГМУ неоднозначна и требует вдумчивого решения. Необходимо четко определить методологию внедрения RBL, разработать и утвердить единые методические подходы, позволяющие преподавателям правильно использовать элементы научно ориентированного обучения в учебном процессе. И только после этого провести обучающий семинар с профессорско-преподавательским составом кафедр. При этом необходимо привлечь преподавателей тех кафедр, которые уже сейчас предпринимают попытки внедрения RBL.

ЛИТЕРАТУРА

1 Волчанский М. Е. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов /М. Е. Волчанский, А. В. Петров. -Волгоград, 2004. - 12 с.

2 Гринхальх Т. Основы доказательной медицины /Под ред. И. Н. Денисова, К. И. Сайт-кулова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 288 с.

3 Койков В. В. Роль research-basedlearning в подготовке инновационно-активных специалистов системы здравоохранения /В. В. Койков, Г. А. Дербисалина // Денсаулык сактауды дамыту журналы. - 2012. - №4 (65). - С. 67-78.

4 Пастухова И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов /И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. - М.: Академия, 2010. - 160 с.

5 Телеуов М. К. Сферы компететности выпускника КГМУ: навык научных исследований: Метод. пособие /М. К. Телеуов, Р. С. До-смагамбетова. - Караганда, 2010. - 24 с.

6 Baldwin G. The teaching-research nexus: How research informs and enhances learning and teaching in the University of Melbourne. - Melbourne: The University of Melbourne, 2005. -Available at: http://www.cshe.unimelb.edu.au.

REFERENCES

1 Volchanskij M. E. Organizacija nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov medicinskih vuzov /M. E. Volchanskij, A. V. Petrov. - Volgograd, 2004. - 12 p.

2 Grinhal'h T. Osnovy dokazatel'noj mediciny /Pod red. I. N. Denisova, K. I. Sajtkulo-va. - M.: GJeOTAR-Media, 2008. - 288 p.

3 Kojkov V. V. Rol' research-basedlearning v podgotovke innovacionno-aktivnyh specialistov sistemy zdravoohranenija /V. V. Kojkov, G. A. Derbisalina //Densauly^ sa^taudy damytu zhur-naly. - 2012. - №4 (65). - P. 67-78.

4 Pastuhova I. P. Osnovy uchebno-issledovatel'skoj dejatel'nosti studentov /I. P. Pastuhova, N. V. Tarasova. - M.: Akademija, 2010. -160 p.

5 Teleuov M. K. Sfery kompetetnosti vypusknika KGMU: navyk nauchnyh issledovanij: Metod. posobie /M. K. Teleuov, R. S. Dosmagam-betova. - Karaganda, 2010. - 24 p.

6 Baldwin G. The teaching-research nexus: How research informs and enhances learning and teaching in the University of Melbourne. - Melbourne: The University of Melbourne, 2005. -Available at: http://www.cshe.unimelb.edu.au.

Поступила 27.04.2017

D. R. Abdikalikova, R. T Kozhanova, B. S. Koshkarbayeva, BB. K. Kasymbekova, O. Yu. Dedova, M. R. Izmailovich, G. K. Rakhimzhanova

PROBLEMS OF RESEARCH-BASED LEARNING INTRODUCTION INTO MEDICAL EDUCATION Department of immunology and allergology of Karaganda state medical university (Karaganda, Kzakhstan)

The article presents the results of the questionnaire survey of the departments of the Karaganda state medical university, which consider the actual problems of introducing scientifically-oriented teaching into the educational process. The analysis of the obtained data made it possible to draw a definite conclusion that the departments, by their capabilities, are trying to use the elements of RBL's scientifically-oriented training in the educational process of undergraduate and postgraduate education.

The analysis indicates the need to introduce this method, despite the fact that it is required to conduct a large-scale training program among teachers and students. This study shows that the experience of using RBL develops students' creative thinking, initiative in solving practical and research problems and, thus, contributes to the training of innovative and active specialists in the health system

Key words: research based learning (RBL), competence, research skills

Д. Р. Абдикаликова, Р. Т. Кожанова, Б. С. Кошкарбаева, Б. К. Касымбекова, О. Ю Дедова., М. Р. Измаилович, Г. К. Рахимжанова

МЕДИЦИНАЛЫК Б1Л1М БЕРУДЕГ1FЫЛЫМИ-НЕГIЗДЕЛГЕН ОКЫТУДЫ ЖYЗЕГЕАСЫРУ МЭСЕПЕПЕР1 KараFандыl мемлекеттк медициналык; университет иммунология жэне аллергология кафедраы/ (КараFандыl, Кзаккстан)

Макалада келт1р1лген сауалнама нэтежиелер1 бойынша, Караранды мемлекетлк медициналык университетам кафедрасындары езект мэселелерд1 енпзудеп рылыми бардарламаны окытудары б1л1м беру процеск Де-ректерд1 талдау бел1м1, олардын мYмкiндiктерiне, оку процес RBL бакалавриат жэне жорары оку орнынан кей1нп б1л1м беру саласындары рылыми-зерттеу непзделген окыту элементтер1н пайдаланып белг1л1 корытындыра экелд1. Окытушылар мен студенттерге арналран аукымды оку бардарламаларын етюзу кажет1не карамастан, осы эд1ст1 юке асыру кажетттИне талдау балл. Бул зерттеу RBL тэж1рибес1 практикалык жэне рылыми-зерттеу мэсе-лелер1мен айналысатын жэне, осылайша, инновациялык-белсенд1 денсаулык сактау мамандарын дамытура ыкпал студенттердщ шырармашылык ойлау жэне бастамасын эз1рлейд1 екеын керсетедк

Клт сездер research based learning (RBL), competence, research skills

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.