Научная статья на тему 'Методика проведения аудиторных и внеаудиторных занятий по инфекционным болезням'

Методика проведения аудиторных и внеаудиторных занятий по инфекционным болезням Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудиторная работа / практические занятия / самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя / инфекционные болезни / classroom work / practical classes / independent work of students under the guidance of a teacher / infectious diseases

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Ким, Н. А. Тимченко, Е. Л. Колмогорова, А. А. Кнаус, Г. Р. Бейсенова

Статья освещает вопросы организации аудиторных (практические занятия) и внеаудиторных (самостоятельная работа под руководством преподавателя) занятий по инфекционным болезням для бакалавриата. Особое внимание уделяется специфике проведения данного вида занятий в медицинском вузе. Приводятся примеры заданий, тестов, клинические случаи, которые используются при изучении данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Ким, Н. А. Тимченко, Е. Л. Колмогорова, А. А. Кнаус, Г. Р. Бейсенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF THE CLASSROOM WORK AND INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES

Article examines the organization of practice and independent work of students under the guidance of the teacher on discipline: Infectious Diseases for the bachelor degree. Particular attention is paid to the specifics of this type of training in medical school. In the article are given as examples of assignments, tests, clinical cases, which are used in the study of this discipline

Текст научной работы на тему «Методика проведения аудиторных и внеаудиторных занятий по инфекционным болезням»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 616.9:61(07)

А. А. Ким, Н. А. Тимченко, Е. Л. Колмогорова, А. А. Кнаус, Г. Р. Бейсенова

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРНЫХ И ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ

Кафедра инфекционных болезней и дерматовенерологии

Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

Статья освещает вопросы организации аудиторных (практические занятия) и внеаудиторных (самостоятельная работа под руководством преподавателя) занятий по инфекционным болезням для бакалавриата. Особое внимание уделяется специфике проведения данного вида занятий в медицинском вузе. Приводятся примеры заданий, тестов, клинические случаи, которые используются при изучении данной дисциплины.

Ключевые слова: аудиторная работа, практические занятия, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, инфекционные болезни

В настоящее время реализация практию-ориентированного обучения требует от студента не просто знания техники выполнения той или иной процедуры, но и овладения определенным набором методик и манипуляций, большую часть которых к моменту окончания медицинского вуза он должен выполнять самостоятельно. Кроме того, комплексный подход предусматривает овладение и общекультурными навыками, среди которых определяющими, на наш взгляд, являются навыки коммуникации, способность получать информацию и обеспечивать ее конфиденциальность. Подготовка врача строится не только с позиций получения студентом определенного набора знаний , но и освоения практических навыков и умений в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Актуальным становится поиск активных приемов обучения, пересмотр организации учебного процесса в вузе в направлении изменения соотношения объема аудиторных и вне-удиторных занятий студентов, изменение технологии обучения и методическое обеспечение учебного процесса. Таким образом, основной задачей обучения является развитие у студентов способности к самообразованию и развитию клинического мышления.

Проведение практических занятий на кафедре инфекционных болезней - основная форма организации учебного процесса, заключающаяся в углублении, расширении и закреплении знаний студентов, формировании умений и навыков. Практические занятия развивают клиническое, научное мышление и речь студента, позволяют проверить и оценить знания студентов. В ходе проведения практического занятия студенты демонстрируют уро-

вень базисных знаний, теоретическую подготовку, коммуникативные навыки, практические навыки ведения больного, знание клинических протоколов диагностики и лечения тематического пациента. При традиционном методе ведения практических занятий основное внимание в них сосредоточено на предмете изучения. Основная функция преподавателя - корректировка знаний и глубины изученности материала студентом. Кроме традиционной формы проведения практических занятий, в учебный процесс введены активные формы обучения, прописанные и утвержденные в рабочей программе [4].

Для бакалавриата активные формы обучения проводятся в виде TBL (командно-основанного обучения) - обучения в малых группах, при этой форме обучения студенты делают индивидуальную работу до занятий, и командная работа выполняется во время занятий. Логическое обоснование использования TBL - является хорошей альтернативой пассивным лекциям, не требует дополнительного оборудования и персонала, развивает коммуникативные навыки и помогает «отстающим» студентам [1]. Применение TBL включает в себя планирование до начала занятий, разделение на группы на 1 занятии и краткий обзор студентам задач обучения, применения контента и командной работы под конец TBL-курса.

Примеры заданий, выполняемых студентами во время проведения практических занятий:

1. Больной 23 г., слесарь. Живет в общежитии. Болен неделю, 2 дня была температура 38,5-39 С0. Присоединились слабость, снижение аппетита, тяжесть и боль в правом подреберье. Сын недавно перенес вирусный гепа-

тит. У больного слизистые, склеры и кожа субиктеричны. Пульс 62 уд/мин, АД 110/70 мм рт. ст. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см. Селезенка у края реберной дуги. Моча цвета «густо заваренного чая».

- О каком заболевании можно думать? Обоснуйте.

- Составьте план обследования.

- Составьте план лечения.

2. Тесты:

1) При обнаружении ВИЧ -инфекции у беременной женщины следует:

- обязательно прервать беременность

- произвести родоразрешение естественным путем

- рекомендовать грудное вскармливание новорожденного

- рекомендовать смешанное вскармливание новорожденного

- назначить антиретровирусные средства

2) В приемный покой инфекционного стационара одновременно обратились больные с диагнозами: ОРВИ, ОКИ, вирусный гепатит. Как должен проводиться прием этих больных:

- больные принимаются в разных боксах по механизму передачи

- все больные принимаются по очереди в одном боксе

- первоочередно принимается больной с

ОРВИ

- больной ОРВИ принимается в последнею очередь

- больные принимаются в машине скорой медицинской помощи

3) Больной, 39 лет, жалобы на сильные схваткообразные боли внизу живота, ложные позывы на низ, тошноту, отсутствие аппетита, частый жидкий стул с примесью слизи и крови до 15 раз в сут. Температура 38,6 С 0, АД 110/60 мм рт. ст. Язык суховат, обложен белым налетом. Живот умеренно вздут, сигмовидная кишка спазмирована, резко болезненная. Какой метод исследования необходимо назначить данному пациенту для подтверждения диагноза:

- бак. посев кала

- бак. посев крови

- бак. посев мочи

- бак. посев мокроты

- бак. посев желчи

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося под руководством преподавателя (СРСП) предусматривает решение ситуационных задач различного типа, выполнение заданий при помощи дополнительных источников информации: а) задачи, допускающие

лишь вероятностное решение, что является достаточно характерным для медицины, которая не относится в полной мере к точным наукам. В этом случае студенты воспроизводят ряд рассуждений, устанавливают логические связи, с точной ориентацией обоснования на утверждение и их взаимозависимостью; б) задачи с избыточными исходными данными, содержащие сведения, не представляющие необходимые основания для диагностики и лечения заболевания. Эти задачи содержат некий «информационный шум » для его последовательного исключения из мыслительной деятельности студентов по нахождению правильного ответа; в) задачи с неопределенностью в постановке вопроса, требующие дополнительных рассуждений по идентификации причин и следствий, утверждений и обоснований, явлений и признаков на разных этапах течения заболевания [3].

Пример 1:

Решите следующую задачу. Больной, 29 лет, приехал из Тайланда год тому назад. Стал испытывать слабость, недомогание, повышение температуры до 37,5 С 0. периодически отмечает появление сыпи на теле, ежедневно жидкий стул до 2 -3 раз в сут. Потеря веса за последние 3 мес. составила свыше 10 кг. Увеличены шейные и подмышечные узлы.

- О каком заболевании можно думать? Обоснуйте.

- Составьте план обследования. Профилактика.

Рисунок 1 - Фотография ротовой полости больного

- Какое ВИЧ -ассоциированное заболевание можно предположить?

- При какой стадии ВИЧ -инфекции оно встречается?

С помощью дополнительных источников информации ответьте на следующие вопросы:

- Клиническая классификация ВИЧ -инфекции (рекомендованная ВОЗ для стран

Таблица 1 - Дифференциальная диагностика вирусного гепатитов А и В

Нозология Этиология Источник инфекции Пути и фак -торы передачи Ин- кубац. период Варианты течения пред -жел. периода Особенности течения желтушного периода Маркерная диагностика Исходы

Вирусный гепатит А

Вирусный гепатит В

СНГ (март 2004 год)

- Эпидемиологические и клинические показания для обследования пациента на ВИЧ -инфекцию.

- Алгоритм обследования пациента на ВИЧ-инфекцию.

Пример 2:

С помощью дополнительных источников информации заполните таблицу 1 (табл. 1).

Кроме того, в учебном процессе используются необходимые традиционные приемы: курация больных, составление алгоритмов диагностики и лечения при той или иной нозологической форме инфекционного процесса.

В связи с активацией учебного процесса, разработка квалифицированных заданий является важным аспектом, который успешно реализует группа при обучении. Важно, чтобы студент не ограничивался изучением конкретной темы [2]. Задания, которые требуют принятия правильных решений, а также возможности их осуществления в простой форме, как правило, генерируют высокие уровни дополнительной подготовки.

Во время обучения клинической дисциплине присутствует конструктивная обратная связь, корректная и адекватная оценка, что стимулирует как обучение, так и динамическое развитие студента.

ЛИТЕРАТУРА

1 Ахметова С. Б. Организация командно -ориентированного обучения по дисциплине «Микробиология» /С. Б. Ахметова, Г. А. Абдулина, И. В. Лосева //Медицина и экология. - 2016. - №1. - С. 93-96.

2 Балыкова Л. А. Компетентностный подход в подготовке врача-педиатра. - М., 2015. -30 с.

3 Организация методической работы : Метод. Указания //В. Б. Молотов-Лучанский, И. М. Риклефс, А. Б. Ташетова. - Караганда, 2014. - 60 с.

4 Организация СРСП на занятиях по профессиональному русскому языку в медицинском вузе /Ж. М. Омашева, А. М. Танабаева, Ж. Б. Шеризатова, А. Д. Аукенова //Медицина и экология. - 2016. -№1. - С. 76-80.

REFERENCES

1 Ahmetova S. B. Organizacija komandno-orientirovannogo obuchenija po discipline «Mikrobiologija» /S. B. Ahmetova, G. A. Abdulina, I. V. Loseva //Medicina i jekologija. - 2016. -№1. - S. 93-96.

2 Balykova L. A. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke vracha-pediatra. - M., 2015. -30 c.

3 Organizacija metodicheskoj raboty: Metod. Ukazanija //V. B. Molotov-Luchanskij, I. M. Riklefs, A. B. Tashetova. - Karaganda, 2014. - 60 s.

4 Organizacija SRSP na zanjatijah po professional'nomu russkomu jazyku v medicinskom vuze /Zh. M. Omasheva, A. M. Tanabaeva, Zh. B. Sherizatova, A. D. Aukenova // Medicina i jekologija. - 2016. - №1. - S. 76-80.

Поступила 07.06.2016 Конфликт интересов не заявлен. Тип финансирования инициативный .

A. A. Kim, N. A. Timchenko, Ye. L. Kolmogorova, A. A. Knaus, G. R. Beysenova

METHODOLOGY OF THE CLASSROOM WORK AND INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES

Department of infectious diseases and dermatology of Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

Article examines the organization of practice and independent work of students under the guidance of the teacher on discipline: Infectious Diseases for the bachelor degree. Particular attention is paid to the specifics of this

type of training in medical school. In the article are given as examples of assignments, tests, clinical cases, which are used in the study of this discipline.

Key words: classroom work, practical classes, independent work of students under the guidance of a teacher, infectious diseases

А. А. Ким, Н. А. Тимченко, Е Л. Колмогорова, А. А. Кнаус, Г. Р. Бейсенова

Ж¥КПАЛЫАУРУЛАРБОЙЫНША АУДИТОРИЯЛЫКЖЭНЕАУДИТОРИЯДАН ТЫССАБАКТАРДЫШРПЗУШ ЭД1СТЕМЕС1

КараFанды мемлекеттк медицина университет! дерматовенерология жэне жщпалы аурулар кафедрасы (Караганды, Казахстан)

Макала уйымдастыру мэселелер1 бойынша аудиторилык ("т^рибелк сабак) жэне аудиториядан тыс (окытушынын жетекштИмен студенттердщ ез^дк жумысы) сабактар бакалавриат Yшiн жукпалы аурулар бойынша баяндайды. Медициналык жорары оку орнында накты сабактын арнайы жYргiзiлу тYрiне ерекше кент беледг Осы пэндi окыту барысында тапсырмалар, тест, клиникалык жардай Yлгiлерi колданылады.

Клт сездер: аудиториялык жумыс, практикалык сабак, окытушынын басшылырымен студенттердiн дербес жумысы, инфекциялык аурулар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.