© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК: 611.19-37.01
С. К. Жаугашева, М. М. Тусупбекова, С. Б. Жаутикова
КРЕДИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАРАГАНДИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра фармакологии, кафедра патологической анатомии и судебной медицины, кафедра патологической физиологии Карагандинского государственного медицинского университета
Опыт проведения междисциплинарного практического занятия по кредитной технологии с использованием принципов интегрированного обучения раскрывает возможности формирования клинического мышления обучающихся в медицинских вузах, объективной оценки патологического процесса на примере конкретного клинического случая, а также открывает новые перспективы в профессиональной подготовке специалистов клинического профиля.
Ключевые слова: кредитная технология, образовательный процесс, медицинский университет, интегрированное обучение, клиническое мышление
Изменение требований к подготовке специалистов на международном рынке образования и широкое внедрение инновационных технологий в учебно-образовательный процесс ставит новые задачи государственной стратегии в сфере вузовского образования и активной поддержке научно-технического прогресса в медицине. Внедрение в учебный процесс эффективных инновационных образовательных технологий и объективных методов оценки конечных результатов обучения позволяет сместить акценты преподавания с внедрением кредитной формы обучения и использованием основных принципов интегрированного обучения студентов с формированием профессиональной компетентности. Организация учебного процесса с учетом применения современных технологий позволяет студентам отрабатывать практические навыки и умения, необходимые для познавательной деятельности и усвоения теоретических основ медицины и лечебно-диагностического процесса, формирует клиническое мышление на примере предлагаемых ситуационных задач.
Обучение описывается как трансформация знаний от преподавателя к студенту с ожидаемой отдачей полученной информации в процессе познания той или иной проблемы. Как известно, широко распространен идеализм к стремлению к профессиональной медицинской помощи, но при этом возникает вопрос: «Адекватно ли мы готовим наших студентов для реальной практической деятельности врача?».
Известно, что образовательные цели делятся на 3 сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную, что соответствуют сло-
вам «знаю - чувствую - творю». В когнитивной сфере выделяют 6 уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Современный уровень подачи информации с использованием компьютерных технологий потенцирует традиционный процесс обучения, но часто ограничивается лишь 1-3 уровнями. Внедрение кредитной технологии в процесс медицинского образования предполагает значительную автономность учащихся, подчеркивает значение самостоятельности и независимости от преподавателя в учебном процессе при знакомстве с материалом по теме занятия. При этом дается более высокая последовательность самостоятельной деятельности студента по переработке информации (4 уровень и выше), основываясь на данных рекомендуемой и дополнительной литературы, возможности работы с электронными носителями и материалом с использованием компьютерных технологий и других средств.
С целью оценки эффективности самостоятельной подготовки студентов по кредитной технологии мы решили провести пилотный проект в виде междисциплинарного практического занятия по дисциплинам патологической физиологии, патологической анатомии и общей фармакологии в формате интегрированного обучения по теме: «Ишемические болезни сердца» для студентов 3 курса общемедицинского факультета.
Междисциплинарный образовательный процесс предполагает работу в команде, сотрудничество мнений, поиск баланса между индивидуальными и коллективными интересами, что и является целью профессионального развития. Формат занятия был построен сле-
Медицина и экология, 2014, 4
53
дующим образом: I этап - студентам была представлена ситуационная задача клинического случая пациента с описанием возможного развития у него острой ишемической болезни сердца - инфаркта миокарда. На II этапе -рассмотрены этиологические факторы и патогенетические механизмы данного патологического процесса. На III этапе - представлены презентации возможных макроскопических и микроскопических изменений с использованием цветных микрофотографий, демонстрирующих патологоанатомическую картину предполагаемой патологии с постановкой клинического диагноза с учетом клинико-морфологических проявлений, оценка исхода заболевания, развитие возможных осложнений и причины смерти. Вопросам фармакотерапии с учетом механизмов действия и показаний для назначения лекарственных препаратов в конкретном случае был посвящен IV этап.
В процессе обучения все студенты принимали активное участие в разборе клинического случая, показав логический подход в оценке представленного клинического случая. Студенты группы были разделены на 2 команды. Далее преподаватели кафедры проводили СРСП, предложив обучающимся «немые» микропрепараты с различными проявлениями морфологической картины ишемической болезни сердца с зарисовкой микроскопических изменений и оценкой данной патологии. Оценка итоговых знаний было проведена в виде решения интегрированных тестовых заданий. В конце занятия с целью оценки эффективности междисциплинарного практического занятия по кредитной технологии была осуществлена обратная связь в виде анонимного анкетирования студентов.
Следует отметить, что после проведения междисциплинарного практического занятия на основании анонимного анкетирования студентов установлено, что они все еще нуждаются в профессиональной поддержке преподавателя и считают, что преподаватели ответственны за творческий процесс обучения, помогают постановке логики мышления при оценке конкретной ситуации при разборе клинического случая. При этом высокую оценку получила обеспеченность вузовской библиотеки необходимой литературой по вопросам кли-
нико-морфологической диагностики и лечению ишемических заболеваний сердца, наличие наглядного демонстрационного материала при разборе темы на соответствующих кафедрах. Среди пожеланий студентов было указано на необходимость проведения не только тематических интегрированных лекций, но и ряда практических занятий, СРСП, СРС.
Проведение междисциплинарных практических занятий по кредитной технологии с использованием принципов интегрированного обучения раскрывает возможности формирования клинического мышления обучающихся в медицинских вузах, объективной оценки патологического процесса на примере конкретного клинического случая, открывает новые перспективы профессиональной подготовки специалистов клинического профиля.
Современные инновационные технологии дают уникальную возможность их широкого использования не только в учебном процессе, но и при подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных молодых специалистов, которые должны быть востребованы на международном рынке. Организация учебного процесса с учетом применения современных технологий позволяет студентам отрабатывать практические навыки и умения, необходимые для познавательной деятельности и усвоения теоретических основ медицины и лечебно-диагностического процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1 Астафьева Е. Н. Интеграция предметов на современном этапе обучения. - Липецк, 2010. - С. 3.
2 Hammar I. M. Pros and cons of vertical integration between clinical medicine and basic science within a problem-based undergraduate medical curriculum //Med. Teach. - 2002. - V. 24. - P. 280-285.
3 Mennin S. Малая группа, проблемно-ориентированное обучение как сложная адаптивная система //Обучение и педагогическое образование. - 2007. - V. 23. - С. 303-313.
4 Sandila M. P. An integrated curriculum for MBBS /M. P. Sandila, N. A. Siddiki, M. T. Bawa //J. Pak. Med. Assoc. - 2001. - V. 51. - P. 60-61.
Поступила 10.12.2014 г.
С. К. ЖауFашеваr М. M.TYCin6eKOBa, С. Б. Жэуткова
ИНТЕГРАЦИЯЛЫК ОКЫТУ YРДIСТЕРIН КОЛДАНУДЫН КММУ - ДЕГ1КРЕДИТТ1К ТЕХНОЛОГИЯСЫ
Интерграцияланран 61л1м беру принциптер1н колданатын кредит™ технология бойынша пэн аралык тэж1рибел1к сабактардын етш1лу1 медициналык жорары оку орнында 61л1м алушылар уш1н клиникалык ойлау кабше™ калыптастыру уш1н накты клиникалык жардай мысалындары патологиялык урд^ст эдт баралауда, клиникалык саладары мамандарды кэаби даярлауда жана мумк1нд1ктерд1 ашады.
Клт свздер: кредит™ технология, б1л1м беру процеа, медициналык университет, б1р1кт1р1лген окыту, клиникалык ойлау
S. К Zhaugasheva, М. М. Tusupbekova, S. B. Zhautikova
CREDIT TECHNOLOGYIN EDUCATIONAL PROCESS OF KARAGANDA STATE MEDICAL UNIVERSITY USING THE PRINCIPLES OF INTEGRATED EDUCATION
Experience of carrying out interdisciplinary practical lesson on credit technology using the principles of integrated education opens the possibility of forming clinical thinking in the students of medical universities, objective assessment of the pathological process on the example of a specific clinical case, opens new perspectives in the professional training of specialists of the clinical profile.
Keywords: credit technology, educational process, medical university, integrated education, clinical reasoning
Медицине и экология, 2014, 4
55