© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 372.8
Р. Е. Бакирова, С. Д. Нурсултанова, К. Т. Тусупбекова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)
В статье отражены вопросы внедрения интегрированного обучения на кафедре пропедевтики внутренних болезней. В течение 6 лет интегрированного обучения подготовлено 16 интегрированных лекций по всем модулям с продуманной структурой изложения материала, использующихся при преподавании восьми дисциплин; издано 8 интегрированных учебников на двух языках (государственный, русский), внедрен интегрированной контроль знаний студентов. С 2013/2014 учебного года интегрированный итоговый контроль знаний студентов проводится в виде комплексного тестирования и объективного структурированного клинического экзамена.
Ключевые слова: пропедевтика внутренних болезней, интегрированное обучение, клинические навыки, объективный структурированный клинический экзамен
Вхождение страны в мировое образовательное пространство обусловило необходимость преобразования и создания новой модели высшего медицинского образования на основе кредитной технологии и компетентностно -ориентированного подхода в обучении. Смещение приоритетов в сторону формирования профессиональных компетенций делает необходимым замену «знаниевого» подхода в образовании компетентностным [ 2, 3]. Компетентностный подход в высшем медицинском образовании направлен на формирование ключевых (базовых, универ -сальных) и профессиональных компетенций, т. е. готовность будущих врачей использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач, возникающих в результате их профес -
сиональной деятельности [3, 5].
Цель работы - анализ результатов внедрения интегрированного обучения по пропедевтике внутренних болезней в условиях кредитной технологии обучения.
Для создания качественно нового уровня медицинского образования согласно ГОСО -2006 Советом по медицинскому образованию Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) была сформирована концепция развития основных компетентности студента и выпускника вуза, в частности, для выпускников специальности «Общая медицина» - знания биомедицинских наук, клинические навыки [ 1, 3]. Развитие медицинского образования и эффективное формирование основных компетенций будущих специалистов -врачей невозможно без интегрированного подхода к изучению базовых и клинических дисциплин. Для реализации концепции
интеграции и решения поставленных задач при Совете по медицинскому образованию в КГМУ была создана комиссия по совершенствованию интегрированного обучения студентов 3 курса с представителями кафедры пропедевтики внутренних болезней и смежных дисциплин: анатомии, гистологии, физиологии, патологической анатомии, патологической физиологии, визуальной диагностики и фармакологии [4]. Внедрение интегрированного обучения на 3 курсе потребовало согласованной и кропотливой организационно-методической работы профессорско-преподавательского состава. При подготовке рабочих программ указанных дисциплин была осуществлена интеграция всех видов учебных занятий (лекций, практических занятий). Учебной частью вуза было подготовлено расписание, предусмат -ривающее последовательное изучение дисциплин и использование инновационных образовательных технологий (проблемно -ориентированное обучение, командно -
ориентированный метод обучения, метод обучения, основанный на разборе клинического случая и др.).
В течени е 6 лет интегрированного обучения, на 3 курсе были внедрены 16 интегрированных лекций по всем модулям с продуманной структурой изложения материала участвующих дисциплин для целостного представления разбираемой проблемы.
При проведении практических занятий использовались активные методы обучения, в частности, проблемно-ориентированное обучение, для проведения которых создан банк клинических случаев по всем модулям, которые позволяют моделировать процесс профессиональной деятельности и возможность обобще-
ния и использования знаний базовых и клинических дисциплин.
Для более мотивированного и эффективного обучения интегрированный подход использовался и при планировании самостоятельной работы студентов: расширен и согласован со смежными дисциплинами список разбираемых тем самостоятельной работы студентов, задания ориентированы на знания базисных и клинических дисциплин.
С целью совершенствования интегрированного обучения издано 8 интегрированных учебников на двух языках (государственный, русский), содержащих в логической последовательности основные аспекты интегрированных дисциплин по всем модулям.
Интегрированный процесс обучения коснулся и оценки уровня знаний, навыков и умений студентов. Перед каждым модулем проводится контроль базисных знаний дисциплин пререквизитов, для выявления вопросов, требующих коррекции в процессе обучения. В рамках рубежного контроля был разработан и введен мини -клинический экзамен по клиническим практическим навыкам на кафедре пропедевтике внутренних болезней, который проводится после каждого пройденного модуля. Мини -клинический экзамен носит не только оценивающий, но и обучающий характер, при его проведении оцениваются клинические навыки физикального обследования больного, коммуникативные навыки, а также обсуждение выявленных сильных и слабых сторон студента по данному разделу.
Второй этап рубежного контроля знаний студентов проводится в виде комплексного тестирования по всем интегрированным дисциплинам после пройденного модуля.
В рамках итогового контроля для оценки практических навыков с 2009/2010 учебного года проводился на кафедре пропедевтики внутренних болезней объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ). С 2013/2014 учебного года ОСКЭ проводится с участием всех интегрированных дисциплин. Подготовительный этап представлял собой сложную согласованную организационно -методическую работу профессорско -
преподавательского состава кафедр с разверты ванием 10 экзаменационных станций (клинических, статических, практических станций), в которых оценивались знания, умения, навыки по всем интегрированным дисциплинам
Второй этап итогового контроля проводится в виде письменного комплексного экза-
мена по норме с участием кафедр анатомии, гистологии, физиологии, пропедевтики внутренних болезней; и патологии с участием кафедр патологической анатомии, патологической физиологии, визуальной диагностики, пропедевтики внутренних болезней и фармакологии.
Сотрудниками кафедр проводится большая работа по обновлению и совершенствованию взаимосвязанных тестовых заданий и клинических задач. Для совершенствования интегрированного обучения регулярно осуществляется обратная связь со студентами в виде анкетирования. Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном восприятии интегрированного обучения. Большой интерес у студентов вызывает разбор клинических ситуаций.
В настоящее время продолжается работа профессорско-преподавательского состава кафедр по дальнейшему совершенствованию интегрированного обучения в условиях кредитной технологии, которая введена на 3 курсе с начала 2014/2015 учебного года.
Внедрение кредитной технологии в образовательный процесс предусматривает гибкую систему обучения, а также сокращение аудиторных часов за счет часов самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя, что является положительным моментом, так как представилась возможность:
- повысить качество интегрированных лекций с регулярным проведением их мониторинга;
- увеличить количество открытых интегрированных занятий, способствующих мотивации преподавателей совершенствовать педагогическое мастерство, повышение компетентности и взаимообмен опытом;
- реализовывать концепцию направляемого и контролируемого самообучения студентов путем решения междисциплинарных задач с использованием полученных теоретических знаний и практических навыков пройденных дисциплин;
- снизить информационную перегруженность студентов в связи с преемственностью интегрированного обучения, направленного на формирование основ клинического мышления.
Таким образом, опыт интегрированного обучения на 3 курсе позволяет прийти к выводу, что современная реализация образовательного процесса способствует более эффективному развитию таких компетенций, как коммуникативные навыки, навыки клинического мышления, навык работы в команде, способ-
ствуют формированию синдромного мышления с использованием базовых дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
1 Досмагамбетова Р. С. Организация и совершенствование стратегии интегрированного обучения /Р. С. Досмагамбетова, С. Д. Нурсултанова //Матер. республ. науч. -практ. конф. «Интегрированное обучение: состояние и направления развития ». - Караганда, 2011.
- С. 30-33.
2 Пальцев М. А. Болонский процесс и высшее медицинское образование России // Вестн. Рос. академии наук. - 2005. - №12. - С. 1067-1071.
3 Сферы компетентности выпускника Карагандинского государственного медицинского университета специальности «Общая медицина»: Учеб.-метод. пособие /Под ред. Р. С. Досмагамбетовой, Г. С. Кемеловой, Г. М. Мулдаевой. - Караганда, 2012. - 115 с.
4 Тусупбекова К. Т. Инновационные образовательные технологии в преподавании пропедевтики внутренних болезней /К. Т. Тусупбекова, Р. Е. Бакирова, С. Д. Нурсултанова //Georgian Medical News. - 2015. - №3(240).
- С. 94-98.
5 Dahle L. O. Pros and cons of vertical integration between clinical medicine and basic science within a problem-based undergraduate medical curriculum: examples and experiences from Linkoping /L. O. Dahle, J. Brynhildsen, M.
Behrbohm Fallsberg //Sweden. Med. Teach. -2002. - №5. - Р. 280-285.
REFERENCES
1 Dosmagambetova R. S. Organizacija i sovershenstvovanie strategii integrirovannogo obuchenija /R. S. Dosmagambetova, S. D. Nursultanova //Mater. respubl. nauch.-prakt. konf. «Integrirovannoe obuchenie: sostojanie i napravlenija razvitija». - Karaganda, 20l1. - S. 30-33.
2 Pal'cev M. A. Bolonskij process i vysshee medicinskoe obrazovanie Rossii //Vestn. Ros. akademii nauk. - 2005. - №12. - S. 1067-1071.
3 Sfery kompetentnosti vypusknika Kara-gandinskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta special'nosti «Obshhaja medicina»: Ucheb.-metod. posobie /Pod red. R. S. Dosmagambetovoj, G. S. Kemelovoj, G. M. Muldaevoj. - Karaganda, 2012. - 115 s.
4 Tusupbekova K. T. Innovacionnye obra-zovatel'nye tehnologii v prepodavanii propedevtiki vnutrennih boleznej /K. T. Tusupbekova, R. E. Bakirova, S. D. Nursultanova //Georgian Medical News. - 2015. - №3(240). - S. 94-98.
5 Dahle L. O. Pros and cons of vertical integration between clinical medicine and basic science within a problem-based undergraduate medical curriculum: examples and experiences from Linkoping /L. O. Dahle, J. Brynhildsen, M. Behrbohm Fallsberg //Sweden. Med. Teach. -2002. - №5. - R. 280-285.
Поступила 08.06.2016
R. Ye. Bakirova, S. D. Nursultanova, K. T Tusupbekova
IMPROVEMENT STRATEGY OF INTEGRATED TRAINING IN THE CREDIT TECHNOLOGY
Department ofpropaedeutica of internal diseases of Karaganda state medical universtty (Karaganda, Kazakhstan)
The article reflects the issues of introduction of integration of training at the department of internal medicine propaedeutics. During the 6 years of integrated education prepared 16 lectures integrated across all modules with a sound structure of presentation involved eight subjects; published 8 integrated textbooks in two languages (state and Russian), implemented the integrated control of knowledge of students. With the 2013/2014 school year, an integrated final control of students' knowledge is carried out in the form of complex testing and objective structured clinical examination.
Key words: propaedeutic of internal diseases, integrated training, clinical skills, objective structured clinical examination
Р. Е. Бакирова, С. Д. Нурсултанова, К- Т. Туспбекова
КРЕДИТПК ТЕХНОЛОГИЯЖАДАЙЫНДА ИНТЕГРАЦИЯЛЫК ОКЫТУДЫЖЕПЛД1РУДЩ СТРАТЕГИЯСЫ КараFанды мемлекеттк медицина университет,i ¡шю аурулар пропедевтикасы кафедрасы (КараFанды, Казахстан)
Макалада ¡шк аурулар пропедевтикасы кафедрасындары интеграцияланран окытудын сурактары карастырылды. Интеграциялык окыту енпзшген 6 жылдын Шмде интеграциялык окытура катысатын сепз пэннН материалдарын бiрiктiрeтiн 16 дэрю дайындалды, орыс жэне казак ттдер^де сепз окулык басып шырарылды, студенттердН бтМн тексерудщ интеграциялык эдiсi eндiрiлдi. 2013 -2014 оку жылынан бастап ке-шeндi тесплеу жне объективт курылымдык клиникалык емтихан тур^деп студенттердщ корытынды бшмм интеграциялык баралауы колданыла бастады.
Клт сездер: ¡шк аурулар пропедевтикасы, интеграцияланран окыту, клиникалык машыктар, объективт курылыдык клиникалык емтихан