Научная статья на тему 'Образовательный процесс и здоровье студентов'

Образовательный процесс и здоровье студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учеба / здоровье / студенты / образ жизни / медицинское образование / study / health / students / lifestyle / medical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Ф. Сайфулина

Главной целью студентов является учеба, но только здоровое в физическом и нравственном отношении поколение может обеспечить прогрессивное и поступательное развитие общества. Автор статьи приходит к выводу о том, что специфика учебного процесса предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья студентов независимо от системы обучения. Подготовка конкурентноспособного специалиста должна обеспечить возможность успешной адаптации студентов к изменившимся для них условиям жизни, обучения и высоким умственным нагрузкам. Работа врача всегда сочеталась, а сегодня еще больше должна сочетаться с научным поиском. Врач новой формации должен не только обладать новыми знаниями, основанными на доказательствах, но и иметь хорошое здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Ф. Сайфулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS AND HEALTH OF STUDENTS

The main purpose of the students is the study but only healthy physically and morally generation can provide a progressive development of society. The author concludes that the specificity of the educational process places high demands on the health of students regardless of the education system. The preparation of competitive specialist should enable the successful adaptation of students to changed living conditions, education and high mental workload. The work of the doctor was always combined with scientific research. The doctor of the new formation must not only have the new knowledge based on evidences, but also have good health.

Текст научной работы на тему «Образовательный процесс и здоровье студентов»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© Н. Ф. Сайфулина, 2015 УДК 61 (07)

Н. Ф. Сайфулина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Карагандинский государственный медицинский университет

Главной целью студентов является учеба, но только здоровое в физическом и нравственном отношении поколение может обеспечить прогрессивное и поступательное развитие общества. Автор статьи приходит к выводу о том, что специфика учебного процесса предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья студентов независимо от системы обучения. Подготовка конкурентноспособного специалиста должна обеспечить возможность успешной адаптации студентов к изменившимся для них условиям жизни, обучения и высоким умственным нагрузкам.

Работа врача всегда сочеталась, а сегодня еще больше должна сочетаться с научным поиском. Врач новой формации должен не только обладать новыми знаниями, основанными на доказательствах, но и иметь хорошое здоровье.

Ключевые слова: учеба, здоровье, студенты, образ жизни, медицинское образование

Молодежь - это «вечный двигатель» будущего. Поэтому с уровнем развития и возможностями, ценностными ориентациями и степенью участия в политической, экономической и общественной жизни казахстанской молодежи связан путь Казахстана в будущее. Основы этого будущего закладываются в настоящем.

Поддержка молодежи - это инвестиции в прогресс страны. С первых лет Независимости Республики Казахстан вопросы образования, здоровья, доступа к новым информационным технологиям, профессиональной и личностной конкурентоспособности, патриотического воспитания, успешной социализации молодого поколения были и остаются в центре внимания Главы государства Н. А. Назарбаева.

Республика Казахстан имеет специфические особенности, обусловленные климато-географическими, экологическими, социально-экономическими и социально-психологическими факторами, формирующими особый образ жизни, влияющий на здоровье, в частности студентов.

Подчеркивая значимость проблемы охраны здоровья студенческой молодежи, Н. А. Агаджанян отмечает, что развитие конкуренции на рынке труда обусловливает необходимость выпуска не только профессионально подготовленных, но и здоровых специалистов. Только здоровое в физическом и нравственном отношении поколение может обеспечить прогрессивное и поступательное развитие общества, его безопасность и международный авторитет [6].

По результатам исследований многих авторов [1], для образа жизни современного студенчества характерна высокая частота и

распространенность факторов риска хронических заболеваний. Кроме того, по данным различных исследователей [9], круг факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащейся молодежи, в наше время расширяется (закрытие студенческих санаториев-профилакториев, несбалансированность питания, нерациональный режим дня, недостаточное материальное обеспечение, отсутствие надлежащих условий для эффективных форм физического воспитания и

др.) [3].

Основная деятельность студентов -учебная. Однако развитие вуза на современном этапе характеризуется глобальным возрастанием объема информации, постоянной интенсификацией труда студентов, широким внедрением технических средств в учебный процесс, что требует от молодых людей наличия адекватного физического, умственного и психоэмоционального потенциала, усиления внимания, памяти и мышления [4]. Нередко студенты становятся участниками перехода из одной формы обучения в другую. Им необходимо адаптироваться к новым, изменившимся для них условиям обучения, высоким умственным нагрузкам.

Возрастание объема информации, постоянная интенсификация труда студентов, широкое внедрение новых технических средств в учебный процесс являются факторами, провоцирующими возникновение психосоматических заболеваний. Ученые указывают на необходимость усиленного внимания со стороны образовательных учреждений и органов здравоохранения к сохранению, укреплению и поддержанию здоровья студентов [10]. Многообразие

факторов, формирующих здоровье студентов, преимущественно социальная их обусловленность [8], реформирование системы здравоохранения и образования определяют необходимость всестороннего комплексного подхода к сохранению здоровья студенческой молодежи, к устранению основных факторов риска.

Студенчество - это единственная категория организованного населения, где возрастные границы чрезвычайно узкие: основная масса студентов - это люди в возрасте 17 - 25 лет. У студентов младшего возраста еще полностью не завершено физическое развитие. У 25% юношей и 10% девушек в возрасте 18 лет не завершен рост тела, нарастание массы тела и мышечной силы у большинства студентов завершается к 19-20 годам [5].

Многие студенты (до 60%) живут в общежитии в отрыве от семьи, что заставляет их перестраивать стереотип жизни. Еще большие усилия требуются от сельской молодежи, которая не только изменяет режим, но и все условия деятельности и обстановку жизни. Трудовая деятельность студентов отличается от таковой рабочих и служащих. Студенту необходимо адаптироваться к новым условиям обучения и успешно выполнять весь объем учебной, научной и общественной работы. Адаптация к новым условиям проходит в три этапа: I этап - 1, 2 курсы. Он наиболее трудный, так как студенты только недавно сдали выпускные экзамены (ЕНТ), не имели полноценного отдыха. Поступив в университет, они попали в новую систему образования, встретились с вузовскими требованиями. На II этапе происходит полная адаптация к новым условиям (3 курс) [7]. На старших курсах нагрузка возрастает в связи с присоединением новых факторов - создание семьи, необходимость совмещать учебу с работой, участие в студенческих научных кружках, большая общественная работа и т. д.

Следует отметить, что для облика студенчества характерны следующие наиболее типичные черты. В сфере труда студенты в большинстве проявляют трудолюбие, сознательную дисциплину и требовательность. В сфере быта участие в ведении домашнего родительского хозяйства постепенно сменяется самостоятельным ведением домашних дел. В сфере культуры для студентов характерен довольно широкий спектр духовных запросов. Пребывание в вузе существенно влияет на рост культурного

уровня студентов. Задача воспитания - из студента подготовить не только профессионала-специалиста, но и культурного человека - всегда относилась к числу приоритетных задач высшего образования. Но сложившаяся ситуация в обществе ориентирует молодежь на получение, в основном, профессионального образования. Образ интеллектуала, который является не только специалистом в какой-то профессиональной области, но и читает хорошую литературу, легко ориентируется в сфере культуры, любит искусство и сам имеет творческие устремления, по-тихоньку уходит в прошлое. У современного студента появился компьютер, интернет. Он стал мобильнее. Однако, необходимо отметить, что читают студенты очень мало. Учитывая, что у них столько источников информации и возможностей, они не в полной мере используют то, что им дано.

И главное, в сфере образования большинство студентов по сравнению с другими группами учащейся молодежи осознаннее относятся к учебе, стремятся стать высококвалифицированными специалистами, они требовательны к себе и к организаторам учебного процесса, к методологической и базовой насыщенности. Таким образом, главной целью студентов является обучение, развитие в интеллектуальном плане, причем процесс обучения - это не только посещение лекций и практических занятий, но и самообразование.

Отвечая на вызовы сегодняшнего времени, была внедрена кредитная технология обучения, где наряду с лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой студента (СРС), которые были при линейной форме обучения, появилась самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП), которой отведено 1/3 учебного времени в одном кредите. Система оценки знаний при данной форме обучения включает вс ебя не только посещение лекций, но и оценки по заданиям, которые являются средними по практическим занятиям, СРСП и СРС, а также рубежный контроль. При данной системе оценке знаний, до 70% информации студенты должны получать самостоятельно, своевременно сдавать выполненные задания [11]. Одна из трудностей, с которой столкнулись студенты, особенно, младших курсов - это неумение самостоятельно получать знания. Они не всегда могут правильно ориентироваться в

учебной и научной литературе, не умеют систематизировать изученный материал, выделить и конкретизировать главные вопросы, не умеют рационально распределять рабочее время [2].

Для определения влияния образовательного процесса на здоровье студентов в 2012/2013 учебном году было проведено анкетирование студентов 1, 3 и 5 курсов, обучающихся по линейной и кредитной системам. На 23 вопроса анонимной анкеты ответили 600 студентов, из них 29,2% составили юноши, 70,8% - девушки.

В структуре заболеваемости студентов лидируют болезни органов дыхания. У студентов, обучавшихся по линейной форме обучения, второе и третье место занимали болезни глаз и придатков и болезни органов пищеварения (17 и 16% соответственно). У студентов, обучавшихся по кредитной технологии, болезни органов пищеварения и болезни нервной системы составили соответственно 28 и 16%.

Не обращаются за медицинской помощью, когда болеют, 538,5 из 1 000 студентов первокурсников и 818,2 из 1 000 третьекурсников, обучавшихся по линейной системе, в то время как по кредитной системе - 400 и 538,5 из 1 000 соответственно. Студенты-пятикурсники в основном занимаются самолечением, считая что у них достаточно знаний и не желая пропускать занятия.

Среди факторов, влияющих на здоровье студентов КГМУ, обучавшихся по линейной и кредитной системам как среди юношей, так и среди девушек лидируют не соблюдение режима дня и режима питания, недостаточная двигательная активность. Большой объем информации отметили 13,4% юношей и 13,9% девушек, обучавшихся по кредитной системе, в то время как по линейной - 9,1 и 10,8% соответственно. Каждый восьмой студент, обучавшийся по кредитной системе и каждый двенадцатый по линейной системе испытывали стресс и напряженность во время экзаменационной сессии.

Таким образом, специфика учебного процесса предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья студентов независимо от системы обучения. Подготовка конкурентноспособного специалиста должна обеспечить возможность успешной адаптации студентов к изменившимся для них условиям жизни, обучения и высоким умственным нагрузкам.

Работа врача всегда сочеталась, а

сегодня еще больше должна сочетаться с научным поиском. Врач новой формации должен не только обладать новыми знаниями, основанными на доказательствах, но и иметь хорошее здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1 Агаджанян Н. А. Проблема адаптации и здоровья студентов /Н. А. Агаджанян, К. Т. Ветчинкина //«Научные основы охраны здоровья студентов»: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во УДН, 1987. - С. 3-13.

2 Анализ организации и проведения самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя на кафедре микробиологии /Г. А. Назаренко, Е. Н. Котенева, С. Б. Ах-метова и др. //Медицина и экология. - 2015. -Спец. выпуск. - С. 274-275.

3 Баранов А. А. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления подростков) /А. А. Баранов, В. Р. Кучма. - М., 2010. - 108 с.

4 Зараковский Г. М. Формирование здорового образа жизни молодёжи - условие повышения качества жизни населения России //«Качество жизни и здоровье нации»: Труды ВНИИ технической эстетики - М., 2003.-Вып. 3.- С. 39-51.

5 Здоровье и образ жизни школьников, студентов и его состояние. Проблемы, пути решения /И. А. Камаев, Т. В. Поздеева, А. В. Дмитроченков, С. А. Ананьин. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. - 312 с.

6 Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса /Н. А. Агаджанян, Т. Ш. Миннибаев, А. Е. Северин и др. //Гигиена и санитария. - 2005. - №3. - С. 48-52.

7 Инновационные технологии формирования здоровье сберегающего поведения: Метод. Рекоменд. /И. А. Камаев, Т. В. Поздеева, Д. В. Непряхин и др. - Н. Новгород: Пламя, 2005. - 52 с.

8 Камаев И. А. Современные задачи подготовки специалистов для подростков амбула-торно-поликлинических учреждений /И. А. Ка-маев, Т. В. Поздеева //«Педиатрия на рубеже веков. Проблемы, пути развития»: Сб. Матер. науч.- практ. конф. - СПб., 2000.- Ч. 2.-С. 49-51.

9 Кожевникова Н. Г. Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов //Земский врач. - 2011. - №6. - С. 13-17.

10 Медведев В. П. Проблемы здоровья подростков /В. П. Медведев, А. М. Куликов //

Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. - 2001. - №1. - С. 3-7.

11 Опыт внедрения кредитных технологий и оценка знаний студентов по дисциплине физиология /Ф. А. Миндубаева, Н. В. Гитенис, Н. И. Поспелов и др. //Медицина и экология. -2015. - Спец. выпуск. - С. 247 - 249.

REFERENCES

1 Agadjanyan N.A. Adaptation problem and health of students /N. A. Agadjanyan, K.T. Vetch-inkina //"Scientific basis for the health of students": Proc. - M.: UDN Publ., 1987. - Pp. 3-13. (in Russian)

2 Analysis of the organization and conduction of independent work of students under the guidance of a teacher at the Department of microbiology /G. A. Nazarenko, E.N. Koteneva, S.B. Akhmetova et.al. //Medicine and ecology. - 2015. - Spec. issue. - Pp. 274-275. (in Russian)

3 Baranov A.A. The strategy of "Health and development of adolescents of Russia" (harmonization of European and Russian approaches to the theory and practice of protecting of adolescents) /A.A. Baranov, V.R. Kuchma. -M., 2010. - 108 p. (in Russian)

4 Zarakovsky G.M. Formation of a healthy way of life of young people - a condition to improve the quality of life in Russia //"Quality of life and health of the nation": Proceedings of All-Russian Research Institute - M., 2003. - I. 3. -Pp. 39-51. (in Russian)

5 Health and lifestyle of pupils and students. Problems and solutions /I.A.. Kamaev, T.V. Pozdeyeva, A.V. Dmitrochenkov, S.A. Ananin. -

Nizhniy Novgorod: NGMA Publ., 2005. - 312 p. (in Russian)

6 The study of lifestyle, health and academic performance of students in the educational process intensification /N. A. Agadjanyan, T. Sh. Minnibaev, A.E. Severin et al. //Hygiene and sanitation. - 2005. - No. 3. - Pp. 48-52. (in Russian)

7 Innovative technologies of health formation of saving behavior: Method. recommend. /I.A. Kamaev, T.V. Pozdeyeva, D.V. Nepryakhin et al. - Nizhniy Novgorod: Plamya, 2005. - 52 p. (in Russian)

8 Kamaev I.A. Modern challenges of specialists training for adolescents of outpatient clinics /I.A. Kamaev, T.V. Pozdeyeva //"Pediatrics at the turn of the century. Problems and ways of development": Proc. - SPb., 2000. - P. 2. - Pp. 49-51. (in Russian)

9 Kozhevnikova N.G.The role of risk factors of lifestyle in the formation of student's disease incidence //Zemskii doctor. - 2011. - No. 6. - Pp. 13-17. (in Russian)

10 Medvedev V.P. Problems of adolescents' health /V. P. Medvedev, A.M. Kulikov //New St. Petersburg's medical statements. - 2001. - No. 1. - Pp. 3-7. (in Russian)

11 Introduction experience of credit technologies and evaluation of students' knowledge in the discipline of physiology /F. A. Mindubaeva, N.V. Gitenis, N.I. Pospelov et.al. //Medicine and ecology. - 2015. - Spec. issue. - Pp. 247 - 249. (in Russian)

Поступила 14.10.2015 г.

N. F. Saifullina

EDUCATIONAL PROCESS AND HEALTH OF STUDENTS Karaganda state medical university

The main purpose of the students is the study but only healthy physically and morally generation can provide a progressive development of society. The author concludes that the specificity of the educational process places high demands on the health of students regardless of the education system. The preparation of competitive specialist should enable the successful adaptation of students to changed living conditions, education and high mental workload.

The work of the doctor was always combined with scientific research. The doctor of the new formation must not only have the new knowledge based on evidences, but also have good health. Key words: study, health, students, lifestyle, medical education

Н. Ф. Сайфулина

Б1Л1М БЕРУ YДЕРIСIЖЭНЕ СТУДЕНТТЕРДЩ ДЕНСАУЛЫТЫ %араFанды мемлекеттк медицина университет,i

СтуденттердН басты максаты оку болып табылады, алайда тек мыкты денсаулык пен рухани-адамгерштк мураттар рана корамнык каркынды жэне туракты дамуын камтамасыз ете алады. Макала авторы оку Yдерiсiнiн спецификасы окыту жYЙесiне карамастан студенттердН денсаулык жардайына жорары талаптарды кажет етедi деген корытындыра келген. Бэсекеге кабтетп маманды дайындау студенттердН езгерген eмiр жардайларына, оку мен жорары акылдык жYктемесiне табысты тYPде бе^мделулерН камтамасыз етуге т^сп.

ДэргердН жумысы эркашанда рылыми iзденiспен курамдас болып келд^ ал бYгiнде ол бурынрыдан да жорары iзденудi талап етедг Жака турпатты дэргер дэлелдеуге непзделген жака б^ммен каруланумен катар, мыкты денсаулык иес болуы керек.

Клт сездер: оку, денсаулык, студенттер, eмiр салты, медициналык б^м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.