127-132.
REFERENCES
1. Belova, O.A. (2010), Pedagogical methods restore the performance of athletes playing sports after injuries of hand and wrist, dissertation, Moscow.
2. Polyaev, B. A., Timofeeva, T.V., Ivanova, G.E., Gogitidze, N.V., Akashkina, L.V., Kuzmina, S.N., Voronina, N.V., Native, I.T. and Karmazin, V.V. (2010), System introduction of health measures for the correction of violations of posture on the lessons of physical culture: methodological recommendations, JSC TT-Standard, Moscow.
3. Efimov, S.D. (2011), The content of reinforcing adaptive training in the structure of the annual cycle of football players of 15-16 years, dissertation, Moscow.
4. Machnev A.I., Osadchenko I.V. (2015), "Some diseases of the locomotor apparatus influence on the physical and technical preparedness of young football players aged 14-15 years old", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 127-132
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2016
УДК 796.011
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ЭЛИСТЫ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КАЛМЫЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Наталья Васильевна Мургаева, кандидат биологических наук, доцент, Татьяна Александровна Дарбакова, кандидат медицинских наук, доцент, Сергей Николаевич Прошкин, кандидат педагогически наук, доцент,
Павел Анатольевич Шаглинов, ассистент, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (КалмГУ им. Б.Б. Городовикова"), г. Элиста
Аннотация
У детей города Элисты и студентов Калмыцкого государственного университета в структуре заболеваемости ранговые места занимают болезни органов дыхания, пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, глаз и их придаточного аппарата, костно-мышечной системы. Отмечены значительные различия в показателях физической работоспособности между студентами разного профиля обучения. Одним из путей активизации учебной деятельности студентов является применение комплекса физических упражнений с элементами норм ГТО. Контроль над физическим развитием, работоспособностью, сдачей нормативов ГТО и состоянием здоровья решает проблему влияния внешних факторов на отклонения в состоянии здоровья студентов.
Ключевые слова: здоровье, заболеваемость, двигательная активность, физическая работоспособность, физическая подготовленность, дети, студенты, вуз, физическая культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p151-156
HEALTH OF THE CHILDREN OF ELISTA AND FACTORS DEFINING THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS OF THE KALMYK STATE UNIVERSITY
Natalya Vasilievna Murgaeva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Darbakova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Sergey Nikolaevich Proshkin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Pavel Anatolyevich Shaglinov, the assistant, Kalmyk State University named B.B. Gorodovikov, Elista
Annotation
Primary ranking places in the morbidity structure of the children of Elista and of the Kalmyk State University students are occupied by diseases of the respiratory, digestive, skin and subcutaneous tissue, eyes and adnexa, musculoskeletal system. Significant differences in terms of physical performance be-
tween students in different fields of study are noted. One of the ways to activate the educational process of students is to use complex physical exercises with the elements of "Ready for labor and defense". Control of physical development, work capacity and health condition, passing standard "Ready for labor and defense" exam solves the problem of the external factors influence on health status variations of the students.
Keywords: health, morbidity, physical activity, physical performance, physical condition, children, students, university, physical education.
ВВЕДЕНИЕ
Педиатрическая служба России отмечает ухудшение состояния здоровья школьников за последние годы. В процентном отношении количество здоровой детской популяции составляет лишь 4^6%, причем число больных детей и подростков растет с раннего возраста [1, 5, 12].
С началом обучения детей в школе значительно снизилась их двигательная активность. Правдивость этих исследований подтверждается результатами ежегодного призыва выпускников школ в ряды Российской армии. Нормативы комплекса ГТО недоступны большинству старшеклассников. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса, то в современной школе к этим недостаткам добавились компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности.
Студенческие годы - это период, когда заканчивается биологическое созревание организма человека и на первый план выступает социальное развитие личности [2, 6, 10, 11]. У студенческой молодежи отмечается гипокинезия, гиподинамия в сочетании с профессионально обусловленными нервно-психическими перегрузками [6].
Представленный материал является продолжением комплексных исследований по научному проекту «Социально-гигиеническое состояние здоровья студентов Калмыцкого государственного университета», осуществляемых при финансовой поддержке РГНФ. Для полного видения создавшейся на данный момент ситуации о состоянии здоровья молодого поколения мы сочли необходимым провести анализ заболеваемости детей Республики Калмыкия и, в частности, города Элисты, как потенциальных абитуриентов высших учебных заведений.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с целью исследования на первом этапе были изучены показатели заболеваемости детей в Калмыкии. Численность детского населения (0-17 лет) составляет 56885 человек, что является 20,2% от общей численности населения, в том числе на селе - 64,6% детей, в городской местности - 35,4%.
Нами совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» произведен сбор исходных данных по неинфекционной заболеваемости детей за 2014 год в Республике Калмыкия и, в частности, в городе Элисте. Определись уровень общей заболеваемости (в случаях на 1000 человек), структура заболеваемости по классам болезней и нозологическим формам (13 форм заболеваемости по МКБ-10) и возрастным категориям (дети до 14 лет).
Исследования студентов проводились в Калмыцком государственном университете имени Б.Б. Городовикова. В исследовании участвовали 160 студентов, юношей второго и третьего курсов в возрасте от 18 лет до 21 года. Для определения физической работоспособности студентов использовали индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ). В 20142015 учебном году в рамках научного проекта «Социально-гигиеническое состояние здоровья студентов КГУ» и по инициативе кафедры физической культуры были включены основные тесты ВФСК ГТО 5-6 ступеней в учебно-методический процесс подготовки студентов.
В мае и в ноябре 2015 года на занятиях по физической культуре были приняты 5 основных тестов ВСФК ГТО (шестая ступень): подтягивание, прыжки в длину с места,
бег на 3000 и 100 метров, наклон с гимнастической скамейки на определение степени развития таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, гибкость.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Заболеваемость органов дыхания детей г. Элисты прогнозирована на 1454,79 случая, что ставит данную группу по рейтингу заболеваемости на первое место. У детей до 14 лет заболеваемость кожи и подкожной клетчатки прогнозирована на уровне 145,64 случая. У детей и подростков до 14 лет болезни глаз и их придаточного аппарата прогнозированы на уровне 65,22. Костно-мышечные заболевания у детей и подростков до 14 лет прогнозированы на уровне 37,10 случая (таблица 1).
Таблица 1
Показатели заболеваемости детей города Элисты _
Заболевания Абсолютные значения Показатель Порог заболеваемости Порог >
органов дыхания 28906 1391 28834 1454,79
кожи и подкожной клетчатки 2540 122 2544 145,64
глаз и их придаточного аппарата 537 26 449 65,22
костно-мышечные 2013 97 989 37,10
Среди детей г. Элисты структура заболеваемости не претерпела значительных изменений в сравнении с предыдущими годами. У детей превалируют заболевания органов дыхания, болезни кожи и подкожной клетчатки, глаз и их придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы. Распространенность заболеваний варьирует в зависимости от нозологии и возраста.
В целом по распространенности заболеваний детского контингента Республики Калмыкия ведущее место занимают болезни органов дыхания - 68,5%, в том числе острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей составляют 83,6%; на втором месте - болезни кожи и подкожной клетчатки - 5,8%; на третьем - болезни глаз и их придаточного аппарата - 5,1%.
Росту нарушений состояния здоровья школьников Элисты способствуют так называемые «школьные факторы». С началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается в среднем в два раза. В результате создается предрасположенность к возникновению, неспецифических реакций со стороны центральной и вегетативной нервной систем учащихся.
В Элисте все еще 6 из 27 общеобразовательных школ размещаются в неприспособленных зданиях, построенных по устаревшим проектам. Ученическая мебель не соответствует росто-возрастным особенностям детей. В каждой второй школе требуется замена изношенных оконных и дверных блоков, линолеума, сантехнических приборов. По-видимому, физическое и психическое нездоровье подрастающего поколения - не только результат социально-экономических процессов, но и несовершенство существующей системы физического воспитания детей и подростков.
Ранние наши исследования по изучению заболеваемости студентов Калмыцкого госуниверситета показали, что первое место в структуре заболеваемости занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, в частности, нарушения осанки, второе и третье -заболевания органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. Далее по убывающей следовали болезни глаз и их придаточного аппарата, мочевыделительной и нервной систем
[7].
Уровень физической работоспособности является одной из составляющих интегрального понятия «здоровье» и непосредственно связан с функциональным состоянием жизненно важных систем организма.
По результатам предварительных исследований можно констатировать, что как у юношей экономического факультета, так и у юношей факультета педагогического образования и биологии (ПОБ) отмечались величины ИГСТ выше средних значений, что ха-
рактерно для лиц здоровых. У юношей педагогического профиля подготовки отмечается значительный прирост в показателях ИГСТ, так в начале обследования - 81,3±2,2, в конце года - 90,2±1,8, что заслуживает оценки «хорошо» (таблица 2).
Таблица 2
Показатели физической работоспособности юношей Калмыцкого госуниверситета
Факультет ИГСТ1 ИГСТ2
Экономический 74,2±1,9 73,3±1,5*
ПОБ 81,3±2,2 90,2±1,8**
Примечание: * - р>0,05; ** - р<0,05.
Индивидуальная оценка каждого студента в группе свидетельствует о том, что среди юношей экономического факультета показатель ИГСТ, оцениваемый на оценку «хорошо», приходится на 20% студентов, среднее значение приходится на 75% человек, на оценку «ниже среднего» - 5%.
У юношей факультета ПОБ на «отлично» приходится 25% человек, «хорошо» -40% человек и средний показатель - у 35% студентов. Уровень физической работоспособности детерминирован социальными факторами, такими как физическое воспитание и образ жизни студентов.
Таким образом, наблюдаются значительные различия между студентами разного профиля обучения. Полученные данные являются основанием для выявления донозоло-гических состояний, для оптимизации учебного процесса по физической культуре и спорту в высших учебных заведениях.
Физическая культура и спорт являются первоочередными средствами укрепления здоровья [3, 4, 5].
Оценивая уровень здоровья студентов, следует, что у юношей факультета ПОБ показатели здоровья определяются в 11 баллов, что соответствует третьему «уровню здоровья» (средний показатель по Апанасенко Г.Л. [8]). У юношей экономического факультета показатели уровня здоровья определяются в 5 баллов, что соответствует второму «уровню здоровья» (ниже среднего значения) (таблица 3).
Таблица 3
Динамика показателей уровня здоровья юношей Калмыцкого государственного университета_
№ п/п Показатель Юноши факультета
ПОБ баллы Экономический баллы
1 Индекс массы тела (масса тела (г))/ рост (см) 376,5±1,23 - 371,5±1,14 -
2 Жизненный индекс (ЖЕЛ (мл)/ масса тела (кг)) 56,4±0,67 2 44,9±0,50 1
3 Индекс Робинсона (ЧСС*СД/100) 84,0±0,48 3 87,6±0,31 2
4 Проба с приседаниями (время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (мин, с)) 1,28±0,62 5 1,59±0,92 3
5 Силовой индекс (динамометрия кисти/масса тела (%)) 63,4± 1,08 1 52,4±1,19 0
Общая оценка (сумма баллов) 11 6
Низкие показатели у юношей экономического факультета отмечаются по жизненному индексу (1 балл) и силовому индексу (0 баллов), что свидетельствует о недостаточности жизненной емкости легких и мышечной силы. Показатели силового индекса у юношей факультета педагогического образования и биологии оцениваются в 1 балл, что также свидетельствует о низких показателях мышечной силы. Таким образом, занятия физической культурой два раза в неделю не поддерживают на должном уровне функциональное здоровье студентов.
С 1 сентября 2014 года Указом Президента РФ В.В. Путина введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, который рассчитан на 11 возрастных групп. Комплекс ГТО направлен на физическое развитие и укрепление здоровья граждан, на развитие массового спорта, который должен стать доступным для людей разного возрас-
та и состояния здоровья [9]. Полученные результаты тестирования нормативов комплекса ГТО в мае 2015 года показали, что большинство юношей не смогли преодолеть минимальные требования (бронзовый значок) по двум, трем или четырем из пяти тестов.
Для повышения показателей физической подготовленности при сдаче норм ВФСК ГТО студентам было рекомендовано использовать комплексы по общей физической подготовке в качестве дополнительных занятий в течение трех месяцев.
В ноябре при повторном тестировании, показатели нормативов комплекса ГТО достоверно улучшились от исходного уровня по пяти основным тестам физической подготовленности (р<0,05) (таблица 4).
Таблица 4
Динамика физической подготовленности студентов_
№ Тесты М1±т1 М2±т2 Динамика
(весна) (осень) роста
1 Прыжок в длину с места (см) 217,4±8,8 220,1±8,7 2,7
2 Подтягивание (кол-во раз) 13,10±4,8 14,8±4,6 1,7
3 Наклон вперед стоя на гимн. скамье (см) 7,8±3,7 9,6±3,2 1,8
4 Бег 100 м/сек 14,01±0,26 13,84±0,24 0,17
5 Бег 3 км/мин 14,07±0,9 13,56±0,85 0,51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты выделили практическую необходимость пересмотра вузовской системы физического воспитания с акцентом на мотивированную организацию двигательной активности.
При работе со студентами следует особо выделять связь здоровья со способностью организма к адаптации в изменяющихся условиях среды.
Одним из путей активизации учебной деятельности является применение комплекса физических упражнений с элементами норм ГТО, обеспечивающими взаимосвязанное совершенствование различных двигательных качеств. ВФСК ГТО играет большую роль в самооценке студенческой молодежи своей физической подготовленности.
В процессе обучения студентов необходим комплексный педагогический и лечебно-профилактический подход в стимулировании двигательной активности студенческой молодежи. Только так можно повысить устойчивость учащихся вузов к учебным нагрузкам и будущим профессиональным нагрузкам.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ по научному проекту «Социально-гигиеническое состояние здоровья студентов Калмыцкого государственного университета». Региональный конкурс «Северный Кавказ: традиции и современность» 20142015 г - Республика Калмыкия, № 14-16-08007.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Функциональные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Российский педиатр. журн. - 2000. -№ 5. - С. 5-12.
2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2012. - 336 с.
3. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения : монография / И.А. Камаев, Т.В. Поздеева, А.В. Дмитроченков, С.А. Ананьин ; Нижегородская гос. мед. акад. - Нижний Новгород : [б.и.], 2005. - 312 с.
4. Иванов, А.А. Технология самооздоровления студента-спортсмена в связи с состоянием предболезни : автореф. дис.... д-ра пед. наук / Иванов А.А. - М., 2011. - 38 с.
5. Камаев, И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И.А. Камаев, О. Л. Васильева // Здравоохранение Российской Федерации. - 2002. - № 1. - С. 26-29.
6. Козлов, Д. В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе : дис.. канд. пед. наук / Козлов Д.В. - Красноярск, 2009. -
157 с.
7. Комплексное исследование состояния здоровья студенческой молодежи / Н.В. Мургаева, Т.А. Дарбакова, С.Н. Прошкин, П.А. Шаглинов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 117-123.
8. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. - М. : Советский спорт, 2006. - 208 с.
9. Назаров, Ю.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО / Ю.Н. Назаров ; Московский гос. ун-т природообустройства. - М. : [б.и.], 2014. - 24 с.
10. Саидюсупова, И. С. Медико-социальная оценка состояния здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи : дис. ... канд. мед. наук / Саидюсупова И.С. - Воронеж, 2008. - 228 с.
11. Сысоева, О.В. Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняюще-го поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) : дис ... канд. мед. наук / Сысоева О.В. - Хабаровск, 2009. - 129 с.
12. Филатов, Н.Н. Социально-гигиенические проблемы формирования здоровья детей и подростков Москвы / Н.Н. Филатов, О.И. Аксенова, И.Ф. Волкова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2001. - № 4. - С. 30-32.
REFERENCES
1. Baranov, A.A. and Scheplyagina, L.A (2000), "Functional and applied research on issues of growth and development in children and teenagers", Russian pediatrician journal, No. 5, pp. 5-12.
2. Baronenko, V.A. and Rapoport, L.A. (2012), Student Health and Physical Education, Alpha-M, Infra-M, Moscow.
3. Kamaev, I.A., Pozdeyeva, T.B., Dmitrochenko, A.V. and Ananyin, S.A. (2005), Health and lifestyle of pupils, students and conscript youth: state, issues, solutions: monograph, Publishing Nizhny Novgorod Medical State Academy, Nizhny Novgorod.
4. Ivanov, A.A. (2011), Self-healing technology student athlete in a state of pre-disease, dissertation, Moscow.
5. Kamaev, I.A. and Vasilyeva, O.L. (2002), "Dynamics of disease and particularly in health care of students", Health department of Russian Federation, No. 1, pp. 26-29.
6. Kozlov, D.V. (2009), Improving student's motor activity based on integration form of physical education in higher education, dissertation, Krasnoyarsk.
7. Murgaeva, N.V., Darbakova T.A., Proshkin S.N. and Shaglinov P.A. (2015), "Students health conditions comprehensive research", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 117-123.
8. Landa, B.H. (2006), Integrated assessment methodology of physical development and physical preparedness, Soviet Sport, Moscow.
9. Nazarov, Yu.N. (2014), All-Russian fitness-sports complex "Ready for labor and defense", Moscow state university of environmental engineering, Moscow.
10. Saidyusupova, I.S. (2008), Socio-medical assessment of the health state of medical students and the way of perfection health care organization, dissertation, Voronezh.
11. Sisoyeva, O.V. (2009), Socio-hygienic aspects formation of healthcare behavior of higher education students (the example of the Khabarovsk Krai), dissertation, Khabarovsk.
12. Philatov, N.N., Aksenova O.I., Volkova I.F. (2001), "Socio-hygienic issues of formation of children and teenagers health in Moscow", Health department of Russian Federation, No. 4, pp. 30-32.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2016