Bobrova Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences., senior lecturer, Galya.Bobrova. 71@,mail.ru, Orenburg, Orenburg State University,
Nurmatova Tatyana Vladimirovna, senior lecturer, nurimatova@,mail. ru, Orenburg, Orenburg State University,
Gorshenina Irina Vitalievna, senior lecturer, Galya.Bobrova. 71@,mail.ru, Russia, Orenburg, Orenburg State University
УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Т.И. Величко, Г.В. Власов
Проведены исследования физической подготовленности студентов первого курса МГТУ им. Баумана с помощью программного обеспечения, разработанного в ИМБП и НПО «Навигатор здоровья». Проанализированы результаты обследования в компьютерной программе «Паспорт физического здоровья», отображенные в виде формализованного профиля здоровья с числовой оценкой всех показателей организма на основе сравнения с возрастными эталонами. Представлен детализированный отчет о результатах мониторинга здоровья студентов.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты первого курса, технология «Навигатор здоровья».
К выпускникам школ Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего среднего образования [1] предъявляет высокие требования по физической и теоретической подготовленности. На самом деле, несмотря на высокие требования ФГОС, студенты поступают в вузы с очень низким уровнем физической подготовленности. В первую очередь надо отметить, что поступающие студенты имеют низкий уровень здоровья, это и влияет на низкий показатель физической подготовленности и общую работоспособность. И второй момент, на который надо обратить внимание, это большое количество студентов, имеющих в паспорте здоровья отметку «специальная медицинская группа». Осенью 2017 г. в Московском государственном техническом университете (МГТУ) занимались физической культурой 4622 студента, из них 63 % обучающихся, отнесены к специальной медицинской группе, остальные - к основной и подготовительной группам.
В Московских вузах осенью 2017 г. был запущен проект Министерства спорта РФ: «Мониторинг физической подготовленности и резервов здоровья студентов первого курса (выпускников школ 2017 г.) на основе тестовой программы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и программного обеспечения «Навигатор здоровья».
В МГТУ тестирование студентов проводилось в спортивном
комплексе университета, в рамках учебных занятий по физической культуре. Обследование выполняла комплексная бригада специалистов из состава кафедры физической культуры университета и лаборатории «Резервы здоровья человека» государственного научного центра РФ института медико-биологических проблем Российской академии наук (ИМБП РАН). Допуск к нагрузочному тестированию осуществлялся на основе первичного врачебного осмотра.
Целью данного исследования является анализ физической подготовленности студентов первого курса МГТУ им. Баумана.
Методы исследования. Для тестирования, биометрии и обработки результатов использовалось оборудование и программное обеспечение, разработанное в ИМБП и НПО «Навигатор здоровья» (резидент фонда Сколково).
Результаты обследования студентов анализировались компьютерной программой «Паспорт физического здоровья» и отображались в виде формализованного профиля (паспорта) здоровья с числовой оценкой всех показателей организма на основе сравнения с возрастными эталонами.
Результаты исследования. В обследовании приняли участие студенты основной медицинской группы 164 чел. (126 юношей и 38 девушек) и специальной медицинской группы 26 чел. (4 юноши и 22 девушки) в возрасте 17-18 лет. Кроме этих студентов, еще 28 чел. приняли участие лишь в отдельных физических тестах, что не позволило выполнить обобщенную оценку их физической подготовленности, в связи с обнаружением текущих заболеваний и функциональных ограничений.
Программа обследования студентов базировалась на тестах и нормативно-оценочной базе ВФСК ГТО [2] с одновременным использованием ряда психофизических тестов и физиологических индикаторов технологии «Навигатор здоровья».
«Навигатор здоровья» - это технология донозологического контроля и укрепления соматического здоровья и функциональных резервов систем организма человека. Технология заключается в неинвазивном диагностическом обследовании человека с измерением стандартного комплекса 19 морфологических и медико-физиологических показателей организма [3].
Физическое развитие организма молодых людей оценивалось на основе весо-ростового показателя (индекс Кетле), показателей окружности талии и жизненной емкости легких. На основе этих показателей, физическое развитие большинства студентов, как основной группы, так и специальной медицинской, оценивался как вполне гармоничное.
Развитие крупных групп скелетной мускулатуры определялось на основе тестов комплекса ГТО. Результаты студентов, относящихся к основной медицинской группе: у большинства юношей и девушек все группы скелетной мускулатуры развиты достаточно гармонично. Низкие
возможности мышечной системы выявлены у 35 % студентов, что в дальнейшем может повлиять на осанку и создать угрозы микротравматизма и заболеваний позвоночника. По обобщенной оценке показателей всех пройденных тестов 72,4 % юношей и 62,5 % девушек не достигли нормативов бронзового знака ГТО, однако в отдельных упражнениях показывали достаточно хорошие результаты. Результаты в группе студентов, относящихся к специальной медицинской группе - у 48 % студентов выявлены низкие возможности мышечной системы.
Физическая работоспособность определялась 6-минутным степ-тестом на двух разновысоких платформах (от 5 до 40 см). Расчетным методом определялись PWC-170, метаболический эквивалент и максимальное потребление кислорода. Результаты теста студентов основной медицинской группы показывают, что у 60 % юношей и 69 % девушек функциональные резервы кардиореспираторной системы находятся на низком уровне, что затрудняет транспорт кислорода к работающим мышцам и удаление продуктов клеточного метаболизма при физической нагрузке. У студентов специальной медицинской группы результаты теста показывают, что физическая работоспособность на низком уровне у 76 % студентов, максимальное потребление кислорода в нагрузке и систолический выброс в нагрузке низкий у 72 % студентов.
Гибкость позвоночника измерялась аппаратом «Спутник здоровья». Неудовлетворительная гибкость позвоночника выявлена у 38 % юношей и 8 % девушек основной медицинской группы, а также в 50 % случаев в специальной медицинской группе.
Ловкость и эффективность управления сложными движениями определялась в тесте с бросанием и ловлей отскочивших от стены шести теннисных мячей (3 правой и 3 левой рукой) с расстояния 3 м и временем зрительно-двигательной реакции. Результаты показывают, что 41 % юношей и 42 % девушек не смогли выполнить данный тест на удовлетворительную оценку, что указывает на низкий уровень их сенсорно-моторной функции. Координационно-двигательная функция в специальной медицинской группе на низком уровне у 82 % студентов.
Интегральная численная оценка физической подготовленности студентов определялась на основе универсальной шкалы индексов физической подготовленности и резервов здоровья человека [3]. По универсальной рейтинговой шкале индекса физического здоровья (ИФЗ) обследованные студенты распределились на 6 уровней. Самый высокий -1-й уровень физической подготовленности и резервов здоровья оценивается в 5,4-6,0 баллов, что приравнивается к нормативам золотого знака ГТО; 2-й уровень (4,8-5,3 балла), соответствует серебряному, а 3-й уровень (4,2-4,7 балла) - бронзовому. Студенты, отнесенные к 4-му, 5-му и 6-му уровням (0,5-4,1 балла) физической готовности и резервных возможностей организма, более всего нуждаются в объективном контроле и эффективной развивающей программе. Низкие показатели организма
могут латентно развиваться в хронические соматические заболевания и привести в будущем к снижению общей работоспособности и качеству жизни (таблица).
Детализированный отчет о результатах мониторинга здоровья
Группа Кол-во ст-тов Сред. ИФЗ Индекс физического здоровья, балл
0,5-2,5 2,6-3,9 4,0-5,0 5,1-6,0
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Осн. мед. 164 3,6 13 8 85 52 59 36 7 4
Спец. мед 26 3,2 5 19 17 65 4 15 0 0
Итого: 190 3,6 18 9 102 54 63 33 7 4
Заключение. На сегодняшний день назрела потребность в мониторинге физической подготовленности и здоровья школьников и студентов для выявления уровня физической готовности и резервов здоровья. Программа «Навигатор здоровья» выявляет проблемные области и позволяет обосновать индивидуальную оздоровительную программу повышения функциональных резервов, коррекцию стиля жизни и укрепления соматического здоровья человека. Высокая работоспособность и крепкое здоровье нашей молодежи приведет к высокому потенциалу нашей страны.
Обследование студентов 1-го курса МГТУ позволило с позиции требований ФГОС и ВФСК ГТО оценить физическое развитие и подготовленность молодого поколения в вузе. По показателям детализированного отчета о результатах мониторинга здоровья можно сказать, что студенты 1 курса нуждаются в объективном контроле и эффективной развивающей программе физического воспитания для дальнейшего повышения функциональных возможностей организма и увеличения общей работоспособности.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71630758/#ixzz59zRXpkTr (дата обращения: 16.03.2018).
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) / нормативы. URL: http://www.gto.ru/norms (дата обращения: 16.03.2018).
3. Донозологический контроль и укрепление соматического здоровья и функциональных резервов организма человека (медицинская технология «Навигатор здоровья») / А.И. Григорьев [и др.]. М.: Ассоциация «Народный Спорт Парк», 2010. 60 с.
Величко Татьяна Ивановна, канд. биол., проф., tivelichko@,mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Баумана
Власов Григорий Владимирович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Баумана
PHYSICAL FITNESS AND HEALTH OF MODERN STUDENTS T.I. Velichko, G.V. Vlasov
Studies of the physical preparedness of the first-year students of the Bauman Moscow State Technical University are conducted. Bauman with the help of software developed in IBMP and NGO "Navigator of Health". The results of the examination in the computer program "Passport of physical health" are analyzed and are displayed in the form of a formalized health profile with a numerical evaluation of all body indices on the basis of comparison with age standards. A detailed report on the results of monitoring the health of students is presented.
Key words: physical fitness, first-year students, technology "health Navigator".
Velichko Tatyana Ivanovna, candidate of biological sciences, professor, tivelichko@,mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after Bauman,
Vlasov Grigory Vladimirovich, candidate of pedagogic sciences, associate professor, vlasovg@mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after Bauman
УДК 796.011:796.5
КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
М.А. Возисова, Т.Н. Шутова, Т.В. Буянова, В.А. Зайцев
Разработана структурно-функциональная модель генерирования компетенций безопасности туристской деятельности, основанная на компетентностном подходе. Предложен механизм обучения и квазипрофессиональной подготовки бакалавров физической культуры по видам профессиональной деятельности. Представлен критериально-оценочный аппарат уровня сформированности компетенций безопасности туристской деятельности с детализацией оценки компетенций. Обоснован индивидуально-типологический образовательный маршрут с моделированием будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: туризм, безопасность, механизм обучения, бакалавры, компетенции.
Необходимость усиления процессов профессионального образования туристской направленности в подготовке физкультурных кадров, как считают О.В. Алексеева (2009), А.С. Гаязов (2001), В.С. Сенин