Научная статья на тему 'Комплексная оценка физического состояния студентов специальной медицинской группы'

Комплексная оценка физического состояния студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
692
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казантинова Галина Михайловна, Власова Татьяна Николаевна, Цуцаева Мария Владимировна, Линева Нина Аркадьевна

В статье рассматривается проблема совершенствования преподавания физической культуры в учебном процессе для студентов специальной медицинской группы с учетом особенностей их физического развития, физической подготовленности, работоспособности. Изучены и проанализированы особенности физического развития студентов и физической работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казантинова Галина Михайловна, Власова Татьяна Николаевна, Цуцаева Мария Владимировна, Линева Нина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive evaluation of physical condition of students of special medical group

The article deals with the problem of improving the physical culture teaching within the educational process for the students of the special medical group with taking into account the characteristics of their physical development, physical fitness, and health. The authors studied and analyzed the features of physical development of students and their physical performance.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка физического состояния студентов специальной медицинской группы»

чества, на 7,02% - показатели общей выносливости и на 45,96% - силовые качества.

Тестирование, проведенное в мае 2014 г. показало, что у девушек средняя величина уровня физического здоровья стала 6 баллов, что соответствует высокому уровню здоровья (рис. 2).

По окончании эксперимента у студенток испытуемой группы зафиксировано абсолютное соответствие показателям нормы в беге на 2000 метров, поднимании туловища из положения лежа и в прыжке в длину с места. Стоит отметить, что у девушек испытуемой группы почти вдвое сократилось количество простудных заболеваний.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты в ходе педагогического исследования и разница между ними позволяют нам утверждать, что использование упражнений силового фитнеса на учебных занятиях по физической культуре способствуют укреплению физического здоровья студенток.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сизова, Н.Н. Анализ психофизической готовности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии / Н.Н. Сизова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (119). - С. 151-156.

2. Сизова, Н.Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии / Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова, Т.Н. Тиосова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 11 (30). - Часть 4. - С. 49-50.

REFERENCES

1. Sizova, N.N. (2015), "Analysis of psychophysical preparedness students from Vladivostok branch of Russian customs academy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 151-156.

2. Sizova, N.N., Ismagilova, Ju.D. and Tiosova, T.N. (2014), "The studying indicators of health and physical preparedness students from Vladivostok branch of Russian customs academy", International Researching Journal, Ekaterinburg, No. 11 (30), Part 4, pp. 49-50.

Контактная информация: isma-86@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2015.

УДК 796.011.3

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Владимировна Цуцаева, кандидат педагогических наук, Нина Аркадьевна Линева, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет (ВолгГАУ)

Аннотация

В статье рассматривается проблема совершенствования преподавания физической культуры в учебном процессе для студентов специальной медицинской группы с учетом особенностей их физического развития, физической подготовленности, работоспособности. Изучены и проанализированы особенности физического развития студентов и физической работоспособности.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность, методика преподавания.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p63-68

COMPREHENSIVE EVALUATION OF PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS OF

SPECIAL MEDICAL GROUP

Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor,

Tatyana Nikolaevna Vlasova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Maria Vladimirovna Tsutsaeva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Nina Arkadievna Lineva, the senior lecturer, Volgograd State Agrarian University

Annotation

The article deals with the problem of improving the physical culture teaching within the educational process for the students of the special medical group with taking into account the characteristics of their physical development, physical fitness, and health. The authors studied and analyzed the features of physical development of students and their physical performance.

Keywords: physical development, physical fitness, performance, teaching methodology.

ВВЕДЕНИЕ

Результаты научных исследований указывают на ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи [1, 5]. Причину этой тенденции исследователи видят не только в сложных социально-экономических преобразованиях в стране, но и в ограничении двигательной активности у молодых людей, приводящей к физической детренированности [6, 7].

Многообразие нозологических форм заболеваний, различный уровень физической подготовленности у студентов специального медицинского отделения создают определенные методические трудности при проведении практических занятий по физическому воспитанию. Цель исследования: использовать данные комплексной оценки физического состояния студентов специального отделения для совершенствования методики преподавания дисциплины.

МЕТОДИКА

Физическое развитие студентов оценивалось методом соматометрии. На основании соматометрических данных вычислялись индексы Брока, Кетле, Пинье [4]. Физическая подготовленность определялась по показателям: скоростно-силовому, общей выносливости, силе, гибкости [3, 4]. Физическая работоспособность изучалась с помощью нагрузки по модифицированному методу В. Л. Карпмана, продуктивность кардиореспи-раторной системы оценивалась по максимальному потреблению кислорода (МПК) непрямым методом [8].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Обследовано 222 студента (46,9% юноши, 51,3% девушки) 1-го курса, занимающиеся в специальном отделении кафедры.

Данные таблицы 1 показывают, что обследуемые студенты в среднем имеют достаточный рост. Однако, оценка его у каждого студента выявила, что у 12,6% юношей и 18,9% девушек рост ниже среднего на 9,3 см и 7,7 см, а у 32,6% юношей и 28,4% девушек - выше на 5,7 см и 7,1 см.

Средний вес у обследуемых студентов мало отличался от среднего теоретического веса. Вместе с тем, индивидуальная оценка выявила его снижение у 50,5% юношей и 60% девушек на 5,6^17,3% и 19,2^22,0% с учетом индекса Брока и повышение - у 41,1% юношей и 29,5% девушек на 9,5^23% и 4,3^19,0%. У 8,4% юношей вес равнялся 100,3^120 кг. При врачебном обследовании у них диагностировано ожирение IV степени эндокринно-обменной этиологии.

Таблица 1

Показатели физического развития обследуемых студентов_

Юноши (М±т) Девушки (М±т)

Рост, см Вес, кг Индекс Рост, см Вес, кг Индекс

Брока, кг Кетле, г/см Брока, кг Кетле, г/см

176,9±0,6 70,5±1,6 66,9±0,5 396±6,5 164,9±0,6 54,7±0,7 59,9±0,6 354±5,7

Материалы таблицы 1 указывают, что средние показатели индекса Кетле определялись у студентов в пределах нормы. Проведенный анализ показателя у каждого студента установил, что индекс Кетле соответствовал норме лишь у 26,3% юношей и у 46,3% девушек. У остальных он был высоким или низким (таблица 2).

Таблица 2

Дифференцированная оценка индекса Кетле у обследуемых студентов

Уровень показателя Юноши (М±т) % Девушки (М±т) %

Норма 390±4,3 26,3 347±2.2 46,3

Понижено 337±3,4*** 38,9 306±2,6*** 40,0

Повышено 463±11,8*** 34,8 410±12,4*** 13,7

Примечание: *** - достоверно при р<0,001 в сравнении с нормой.

Изучение крепости телосложения у каждого студента установило, что оно расценивалось как крепкое и хорошей крепости лишь у 47,3% юношей и 27,4% девушек. У 36,8% юношей и у 53,7% девушек она была признана слабой или очень слабой (таблица 3).

Таблица 3

Дифференцированная оценка индекса Пинье у обследованных студентов

Уровень показателя Юноши (М±т) % Девушки (М±т) %

До 10 усл.ед. 3,2±0,8 11,3 5,5±1,4 7,4

11+20 усл.ед. 15,8±0,5 36,0 17,1±0,5 20,0

21+25 усл.ед. 22,4±0,3 15,9 22,9±0,3 18,9

26+35 усл.ед. и более 34,8±1,3 36,8 32,0±0,6 53,7

Общий 19,0±0,7 100 19,3±0,7 100

Примечание: индекс Пинье до 10 усл.ед - крепкое, до 11+20 - хорошее, 21+25 - среднее, 26+35 слабая и очень слабая крепость телосложения.

Оценка физической подготовленности выявила, что 62,5% юношей и 55,1% девушек смогли выполнить упражнение по подниманию туловища из положения лежа на

спине лишь на оценку «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (таблица 4).

Таблица 4

Показатели физической подготовленности у студентов специального отделения

Тесты Оценка результатов исследований (М±т)

Отлично % Хорошо % Удовл. % Неудов. %

Количество подниманий туловища из положения лежа за 30 с (раз) 26±0,35 24±0,32 25,9 15,2 23±0,15* 20±0,13* 11,6 29,7 20±0,15* 16±0,21* 34,6 42,4 16±0,45* 11±0,70* 27,9 12,7

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) 44±0,25 25±0,33 22,1 33,5 35±0,47* 21±0,33* 38,5 22,2 25±0,51* 14±0,4* 31,7 38,5 14±1,11* 6±0,71* и_ 6,8

Приседание на одной ноге (раз) 14±0,13 12±0,33 52,4 72,6 11±0,9* 13±0,25* 21,4 13,7 8±0,24* 10±0,13* 21,4 9,4 5±0,48* 4±0,58* ¿8 4,3

Прыжки со скакалкой за 30 с (раз) 70±0,39 73±0,70 18,3 7,6 56±0,67* 64±0,57* 41,4 28,0 41±0,63* 55±0,49* 28,8 28,0 27±1,45* 43±1,21* 11,5 36,4

Тест Купера (м) 2860±0,4 2300±0,0 39 6,0 2640±0,1* 2100±0,1* 14,4 18,6 2300±0,1* 1960±0,1* 28,8 38,1 1890±0,2* 1620±0,3* 52,9 37,3

Наклон туловища из положения сидя (см) 20±0,47 22±0,45 36,5 22,1 14±0,16* 18±0,2* 17,3 39,8 11±0,18* 13±0,24* 33,7 27,4 6±0,68* 7±0,70* 12,5 10,7

Примечание: В числителе - данные у юношей, в знаменателе - у девушек. * - достоверно при р<0,001 в сравнении с группой, выполнившей тест на «отлично».

Практически то же самое зафиксировано и при выполнении теста прыжков со скакалкой. Наряду с этим, при выполнении тестов на силу 60,6% и 72,8% юношей и 55,7% и

86,3% девушек получили оценку «отлично» и «хорошо». Более половины обследованных юношей (53,8%) и девушек (61,9%) выполнили тест на гибкость на оценку «отлично» и «хорошо». Очень низкие показатели этого теста зафиксированы у 12,6% юношей и 10,7% девушек, составляя соответственно 6,0±0,6 см и 7,0±0,7 см (р<0,001). Не смогли выполнить тест Купера 52,9% юношей и 37,3% девушек, получив оценку «неудовлетворительно», а 28,8% юношей и 38,1% девушек исполнили его лишь на оценку «удовлетворительно».

Проведенные исследования установили, что обследуемая группа студентов имеет в среднем низкий уровень работоспособности [2]. Индивидуальный анализ относительного показателя PWCl70 действительно подтвердил, что у большинства студентов работоспособность была ниже среднего и низкого уровня (таблица 5). Особенно низкий уровень ее был у 39,4% юношей и у 52,1% девушек. Относительная величина PWC170 у них составляла 11,60±0,23 кгм/мин*кг и 8,20±0,01 кгм/мин*кг (р<0,001). Следует отметить, что высокий уровень работоспособности установлен лишь у 20,2% юношей и 23,1% девушек и составил 19,10±0,40 кгм/мин*кг и 15,20±0,49 кгм/минхкг.

У юношей (52,1%) чаще, чем у девушек (2,6%) относительное МПК определялось на уровне ниже среднего и низкого. Его уровень был высоким у 49,6% девушек и лишь у 1,9% юношей, составляя в среднем у первых 43,6±1,08 мл/минхкг, а у вторых - 60,9±0,43 мл/мин х кг и превышая должные величины соответственно на 8% и 28%.

Таблица 5

Дифференцированная оценка физической работоспособности у обследованных

студентов

Тесты Уровни (М±т)

Высокий % Хороший % Средний % Ниже среднего % Низкий %

PWCl70 отн. кгм/минхкг 19,1±0,40 15,2±0,49 20,2 23,1 16,0±0,08* 11,9±0,03 10,6 6,8 15,2±0,07* 11,1±0,1 20,2 6,8 14,1±0,09* 9,9±0,08 9,6 11,1 11,6±0,23* 8,2±0,01 39,4 52,1

МПК абс. мл/мин 4085±45,1 2614±91,8 19 27,2 3617±37,3 2218±12,5 14,6 41,0 3015±27,4 2011±11,4 59,2 31,6 2500±30,8 0 24,3 0 0 0 0 0

МПК отн. мл/минхкг 60,9±0,43 43,6±1,06 19 49,6 52,6±0,33* 35,9±0,33* 8,8 36,7 46,0±0,38* 31,1±0,45* 37,2 11,1 38,9±0,32* 25,7±1,14 45,1 1,7 31,0±1,02* 16,1±0* 7,0 0,9

% ДМПК 128 108 111 89 97 7 82 63 65 39

Примечание: В числителе - данные у юношей, в знаменателе - у девушек. * - достоверно при р<0,001 в сравнении с лицами, имеющие высокие показатели.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования выявили у обследуемых студентов нарушения в физическом развитии. У значительной части из них они проявляются в нарушении весоросто-вых показателей, снижении крепости телосложения. Отмеченные нарушения сочетаются у них со сниженной физической подготовленностью, что заметно выявляется при выполнении скоростно-силовых тестов и на выносливость. Одновременно у большинства студентов выявлено снижение работоспособности. Анализ причин, отмеченных нарушений, позволяет утверждать, что у подавляющего большинства обследованных студентов они связаны с низкой физической подготовленностью.

Результаты комплексной оценки физического состояния студентов специального отделения позволяют подтвердить высказываемое ранее мнение о путях усовершенствования методики физического воспитания этой группы студентов [2]. Они должны сводиться к делению группы на подгруппы (3-4) по нозологическому принципу и выполнению дифференцированной нагрузки. Занятия следует проводить с учетом основных принципов ЛФК. Следует пересмотреть у них зачетные нормативы. Коррекции, в первую очередь, должны подвергнуться тесты скоростно-силовые и на выносливость.

ВЫВОДЫ

1. Комплексная оценка физического развития выявила у большинства студентов 1-го курса нарушения весоростовых показателей и крепости телосложения.

2. Большинство студентов имеют низкую физическую работоспособность и физическую подготовленность.

3. Усовершенствования методики физического воспитания студентов специального отделения должно основываться на нозологическом принципе их разделения по группам и дифференцированном распределении физической нагрузки.

4. Целесообразно пересмотреть зачетные нормативы для этой категории студентов, скорректировав тесты скоростно-силовые и на выносливость с учетом физиологических возможностей студентов с различным уровнем физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, Е.В. Состояние здоровья студентов подготовительной группы и их адаптация к дифференцированным программам физической подготовке / Е.В. Быков, С.В. Зубков // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы V Международной научно-практической конференции, 23 января 2009. - СПб. : Изд-во Гуманитар. ун-та профсоюзов, 2009. - С. 84-85.

2. Власова, Т.Н. Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса специального отделения / Т.Н. Власова, Г.М. Казантинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 55-59.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.И. Дубровский. - 3-е изд. доп. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. - 528 с.

4. Ильинич, В.И. Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2007. - 448 с

5. Казантинова, Г. М. Общая заболеваемость и ее структура у студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре по состоянию здоровья в 2010-2011 учебном году / Г.М. Казантинова // Аграрная наука - основа успешного развития АПК и сохранения экосистем. 31 января - 2 февраля 2012. - Волгоград : Изд-во Волгоградск. гос. аграрн. ун-та, 2012. - Т. 4. - С. 440-444.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Казантинова, Г.М. Проблемы здоровья студентов / Г.М. Казантинова // Здоровьесбере-гающие технологии физической культуры для студентов из группы «освобожденные» : монография / Волгоград : Изд-во Волгоградск. гос. аграрн. ун-та, 2014. - С. 37-70.

7. Левашкина, Н.М. Проблемы здоровья студентов вуза / Н.М. Левашкина, Е.В. Харьковская // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы Международной научно-практической конференции, 23 января 2009.- СПб. : Изд-во Гуманитар. ун-та профсоюзов, 2009. - С. 101-103.

8. Организационно методическое обеспечение учебного процесса в специализированном учебном отделении : учебное пособие / под ред. В.Б. Мандрикова ; Волгоградский гос. мед. ун-т. -Волгоград, 2004. - 178 с.

REFERENCES

9. Bykov, E.V. and Zubkov, S.V. (2009), "The health status of the preparatory group of students and their adaptation to the differentiated physical training program", Physical education and health of university students: Proceedings of the V International scientific and practical conference on January 23, 2009, publishing house St. Petersburg State Unitary Enterprise, St. Petersburg, pp. 84-85.

10. Vlasova, T.N. and Kazantinova, G.M. (2011), "Comprehensive assessment of the health status of first-year students of special branch", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 55-59.

11. Dubrovsky, V.I. (2005), Sports medicine: a textbook for university students in pedagogical specialties, Vlados, Moscow.

12. Ilyinich, V.I. (2007), Physical Education student, Gardariki, Moscow.

13. Kazantinova, G.M. "The overall incidence and the structure of the students are exempt from the practical physical training for health in the 2010-2011 academic year", Agricultural science - the basis for successful development of agribusiness and conservation of ecosystems, January 31-February 2, 2012,

publishing house Volgograd State Agrarian University, Volgograd, Vol. 4, pp. 440-444.

14. Kazantinova, G.M. (2014), "Health problems of students", Health economy technology of physical training for students from the group of "liberation", Volgograd State Agrarian University, Volgograd, pp. 37-70.

15. Levashkin, N.M. and Kharkovskaya, E.V. (2009), "Health problems of university students", / NM Levashkin, Physical education and health of university students: Proceedings of the International scientific and practical conference on 23 January 2009, publishing house of the St. Petersburg State Unitary Enterprise, St. Petersburg, pp. 101-103.

16. Ed. Mandrikov, V.B. (2004), Organizational and methodological support of educational process in a specialized academic department, Volgograd State. Medical University, Volgograd.

Контактная информация: tatyanavlasova1@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.04.2015.

УДК 796.034.2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ КОМПЛЕКСОВ «ГОТОВ К ТРУДУ И

ОБОРОНЕ» 1972 И 2014 ГОДОВ

Надежда Егоровна Калинина, кандидат биологических наук, профессор, Виктор Степанович Якимович, доктор педагогических наук, профессор, Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, (ФГБОУВПО «ВолгГАСУ»)

Аннотация

В процессе анализа комплексов ГТО 1972 и 2014 годов в статье подробно рассмотрено разделение населения страны на возрастные диапазоны, соответствующие различным ступеням комплексов, и проведено его сравнение с общепринятой педагогической и медицинской периодизацией. Также проанализировано соответствие тестов комплексов физиологическим возрастным особенностям и изменениям двигательной и функциональных систем как детей и молодёжи, так и взрослых людей. Представлены выводы проведенного исследования.

Ключевые слова: структура комплекса «Готов к труду и обороне», возрастная периодизация, тестирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p68-72

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE COMPLEXES "READY FOR LABOR AND DEFENSE" OF 1972 AND 2014 YEARS

Nadezhda Egorovna Kalinina, the candidate of biological sciences, professor, Victor Stepanovich Yakimovich, the doctor of pedagogical sciences, professor, Marina Nikolaevna Zhegalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering

Annotation

During the process of analysis of the RLD complexes of 1972 and 2014 years, the article narrowly covers the division of the population into age ranges that correspond to the different stages of the complex and comparison was held between the customary pedagogical and medical periodization. The authors analyzed the conformity of the complex to the physiological age-related features and changes in motor and functional systems of children and young people, as well as the adults. The findings of this study have been presented.

Keywords: structure of the complex "Ready for labor and defense", age periodization, testing.

ВВЕДЕНИЕ

Специалистам в сфере физической культуры и спорта давно и хорошо известно, что программно-нормативные основы являются обязательным и неотъемлемым компонентом системы физического воспитания [2]. После отмены в 1991 году комплекса ГТО,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.