УДК 613.81/: 84-057.875: [61: 378.6 Б01: 10.21668/Ьеа№.118к/2017.1.09
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РИСКОВ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Т.Н. Говязина, Ю.А. Уточкин
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера, Россия, 614000 г. Пермь, ул. Петропавловская, 26
Объектом исследования являлись студенты шести курсов медико-профилактического факультета Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера. Целью исследования стало изучение и оценка основных поведенческих рисков формирования здоровья студентов медицинского вуза. В работе использован комплекс методов: информационно-библиографический (изучено 15 источников периодической печати, монографии), социологический (путем одномоментного анкетирования опрошено 467 студентов медико-профилактического факультета, вся генеральная совокупность), статистический (рассчитаны относительные и средние величины, коэффициенты корреляции).
Исследование носит двухэтапный характер: I этап основан на анализе субъективных данных - результатах социологического опроса, а на II этапе будет изучено патологическое поражение по данным профилактических медицинских осмотров, а также заболеваемость по обращаемости в студенческую поликлинику.
Здоровье студентов является значимым показателем состояния интеллектуального потенциала общества, удельный вес студентов - юношей и девушек, заботящихся о своем здоровье, составляет 60,0 и 96,5 % соответственно; 100 % опрошенных девушек и 58,3 % молодых людей оценивают свое здоровье как «хорошее». Существуют гендерные различия оценки состояния своего здоровья по всем подгруппам и по мотивам его сохранения; 45,0 % юношей и 40,0 % девушек с самой различной самооценкой здоровья сочетают учебу с работой. Студентам присущи вредные привычки: постоянное употребление алкоголя и курение. Несмотря на доступность и значительный объем информации по профилактике заболеваний, студенты не стремятся ими воспользоваться и сохранить свое здоровье. Основными проблемами образа жизни студентов-медиков стали нерациональное питание, недостаточная физическая, социальная и медицинская активность.
Ключевые слова: самооценка здоровья, студенты, факторы риска, питание, совмещение работы и учебы, образ жизни, медицинская активность, организация медицинской помощи, профилактика, программа охраны здоровья, управление.
В российских вузах в 2014 г. обучалось 5,2 млн студентов, из них 2,0 млн за счет бюджетных средств. В государственных и муниципальных учреждениях - 4,0 млн студентов [8].
Высшее учебное заведение как социальный институт призвано формировать компетентного специалиста, который должен иметь хорошее физическое и психическое здоровье. Студенчество - не только составная часть такой общности, как молодежь, но и интеллектуальный потенциал всего общества.
Чем выше значимость высшего профессионального образования, тем чаще возникают и острее проявляются его проблемы. Это и трудоустройство выпускников (поэтому в вузах появилась должность «проректор по вопросам
трудоустройства»), и создание семьи, и здоровье будущих специалистов. Уровень здоровья студенческой молодежи может быть прогнозом качества жизни трудоспособного населения конкретного региона.
Все значимые для здоровья студентов факторы подразделяются на три группы: 1) социально-гигиенические; 2) медико-биологические; 3) психологические.
Для обоснования каких-либо управленческих решений, например создание здоровьесбе-регающих программ в вузе, необходимо изучить основные показатели здоровья студентов -заболеваемость (по обращаемости и по данным медицинских осмотров), инвалидность, медико-демографические показатели и физическое развитие [15].
© Говязина Т.Н., Уточкин Ю.А., 2017
Говязина Татьяна Николаеевна - кандидат медицинскихс наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (e-mail: [email protected]; тел.: 8 (342) 233-23-36).
Уточкин Юрий Анатольевич - кандидат медицинскихс наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (e-mail: [email protected]; тел.: 8 (342) 233-23-36).
Важным параметром здоровья человека является самооценка его здоровья. У студентов медицинского вуза, где в процессе обучения большое значение придается вопросам профилактики заболеваний среди населения (пациентов), очень важно формировать позитивное са-мосохранительное поведение.
Студенчество, как и все население Российской Федерации, не воспринимает свое здоровье как базовую ценность. Самооценка здоровья (СЗ) представляет собой анализ физического, психического состояния и определяет поведение человека. Исследователь И.В. Журавлева с со-авт. [5, 6] утверждает, что самооценка может использоваться в качестве показателя здоровья. Исследователи говорят о высокой взаимосвязи самооценки с реальными фактическими данными медицинских документов.
Учебная нагрузка студентов медицинских вузов в среднем в два раза выше, чем у студентов других учебных заведений. Длительность и специфика обучения предъявляют высокие требования к состоянию их здоровья.
Самооценка здоровья может зависеть от следующих факторов: пола, возраста, образовательного статуса, территории проживания, профессии, социально-экономических условий региона [9, 10]
Все социально-гигиенические исследования проблем студенчества в нашей стране Д.И. Кича и М.И. Паначина подразделяют на четыре этапа:
I этап. 20-30-е гг. XX в. - создание организационных и методических основ исследований студентов;
II этап. В 40-50-е гг. - изучение и установление стандартов физического развития молодежи;
III этап. В 60-80-е гг. стали изучаться образ жизни, питание и заболеваемость студентов;
IV этап. С начала 90-х гг. характеризуется значительным количеством работ по изучению здоровья и, особенно, физического развития [7].
В настоящее время все исследования нацелены не только на изучение факторов риска, но и на обоснование программ по охране здоровья студентов.
Изучение материалов по исследованию здоровья обучающихся вузов позволило установить определенные закономерности:
- при поступлении в вуз абитуриенты уже имеют одно или несколько хронических заболеваний;
- студентам присущ пассивный характер самосохранительного поведения, они недооце-
нивают влияние на организм наркотиков, курения, алкоголя [3, 12, 14];
- одним из важнейших факторов, способствующих сохранению здоровья, является рациональная адаптация к студенческой жизни;
- в структуре заболеваемости по обращаемости в медицинские организации (МО) первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, заболевания нервной системы и органов чувств, болезни мочеполовой системы [4, 11];
- большинство исследователей считает, что здоровье студентов недостаточно изучено (наблюдается отсутствие достоверной статистики в МО, и исследования проходят на региональном и локальном уровнях) [2];
- в настоящее время (в период социально-экономической нестабильности) отмечается рост асоциального поведения, которое проявляется в употреблении наркотиков и алкоголя, а также в возрастании уровня заболеваний, передающихся половым путем [1];
- значительная доля видов заболеваний определяются образом жизни людей, и позитивные черты самосохранительного режима (отказ от вредных привычек) являются барьером успешной социализации в студенческой среде [5];
- существует несколько причин невыхода студентов на учебу по болезни: 1) простудные заболевания (69,3 %); 2) травмы (7,7 %); 3) заболевания органов пищеварения (3,6 %); помимо этого ежегодно увеличивается число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе по занятиям физкультурой [4];
- увеличивается удельный вес студентов, обучающихся в вузах, имеющих инвалидность по причине «инвалиды детства»;
- в вузах создаются программы по профилактике заболеваемости студентов, в обучении используются здоровьесберегающие технологии [13].
Даже краткий анализ работ, посвященных изучению здоровья студентов, свидетельствует о том, что тема настоящего исследования актуальна.
Материалы и методы. В ФГБОУ ВО
«Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера» Минздрава России на 01.01.2017 г. обучается 3568 студентов.
Объектом нашего исследования явились студенты медико-профилактического факультета (МПФ) - 467 человек. Что составляет 13,08 % от числа всех обучающихся вузе (выборка достоверна). Нами была составлена программа ис-
следования в виде анкеты. Основная часть вопросов направлена на изучение самооценки здоровья студентов, а также на определение и получение характеристики поведенческих рисков его формирования.
Мы провели пилотное исследование. Нами было опрошено 77 студентов III курса МПФ, что составило 93,9 %. Собрано и обработано 77 анкет по программе Biostat. Выборка составила 16,48 % от числа студентов всего факультета, что обеспечивает ее репрезентативность. В опросе приняли участие 20 юношей и 57 девушек. Соотношение по полу составляет 1:2,85. Такое соотношение характерно для всех курсов этого факультета. Среднее число студентов по курсам равно 77, что также обеспечивает достаточность выборки.
Все опрошенные были разделены на две группы: 1) заботящиеся о своем здоровье; 2) не заботящиеся о своем здоровье. Каждая из указанных групп состояла из четырех подгрупп, в зависимости от их самооценки здоровья:
- с «хорошим»,
- с «удовлетворительным»,
- с «плохим»,
- с ответом «трудно сказать».
Результаты и их обсуждение. Для интерпретации полученных результатов мы проанализировали отношение студентов к своему здоровью с учетом различий по группам и подгруппам. Удельный вес респондентов - юношей и девушек, заботящихся о своем здоровье, составляет 60,0 и 96,5 % соответственно. Удельный вес юношей, заботящихся о своем здоровье, в 1,6 раза меньше, чем девушек. Юноши оценивают свое здоровье как «хорошее» в 58,3 % случаев, как «удовлетворительное» - в 16,7 %, как «плохое» - 0 % случаев. Затрудняется с ответом о самооценке здоровья каждый четвертый студент. Все девушки-респонденты заботятся о своем здоровье.
Оценка из группы, не заботящихся о своем здоровье, среди юношей такова: «хорошее» - 0 %, «удовлетворительное» - 75,0 %, «плохое» - 25,0 %.
Структура девушек-респондентов, которые заботятся о своем здоровье, представлена следующим образом: 47,3 % опрошенных оценивают свое здоровью как «хорошее» и «удовлетворительное», 5,5 % - затрудняются с ответом, оценки «плохое» нет. Данные сведены в табл. 1.
Полученные данные свидетельствуют о ген-дерных различиях в самооценке здоровья. Это говорит о традиционно завышенной самооценке у мужчин. Полученные нами результаты согласуются с данными других авторов [5].
Таблица 1
Распределение студентов III курса МПФ по отношению к своему здоровью, по его самооценке и по полу (%)
Самооценка здоровья Пол Заботящиеся о своем здоровье Не заботящиеся о своем здоровье
«Хорошее» Юноши 58,3 0
Девушки 47,3 0
«Удовлетворительное» Юноши 16,7 75,0
Девушки 47,3 0
«Плохое» Юноши 0 25,0
Девушки 0 0
«Затруднились с ответом» Юноши 25,0 0
Девушки 5,4 0
Первой и основной причиной, по которой все студенты заботятся о своем здоровье, является желание быть физически сильнее (у юношей -41,7 %, у девушек - 43,7 %). У девушек второй причиной является ухудшение здоровья (27,3 %), третьей - воздействие медицинской информации.
Респонденты-юноши, которые не заботятся о своем здоровье, выделяют несколько причин:
- нежелание себя чем-то ограничивать (25.0 %);
- уверенность, что никакие заботы не гарантируют хорошего здоровья (25,0 %);
- отсутствие времени (25,0 %);
- другие причины (25,0 %).
Стоит отметить, что все опрошенные студенты уже имеют представление о факторах влияния внешней среды на здоровье (из курса общей гигиены). Так, многие юноши считают, что в большей степени на здоровье влияют факторы природной среды и усилия самого человека. О вредных привычках говорят только единицы.
Из ответов девушек следует, что здоровье формируется в первую очередь под воздействием условий жизни (38,6 %) и наследственности (19,3 %), и каждая пятая указывает на вредные привычки.
Опрос показал, что 45 % студентов и 40 % студенток III курса с самой различной самооценкой здоровья сочетают учебу с работой; 44,4 % респондентов-юношей и 29,2 % девушек ответили, что их работа содержит элементы умственного и физического характера. Это те студенты, которые входят в группы с «хорошей» и «удовлетворительной» самооценкой здоровья.
Часто нервничают и устают на работе юноши с самооценкой здоровья «хорошее» -в 22,2 % случаев, а юноши самооценкой здоровья «удовлетворительное» - в 33,3 % случаев.
Студентки же испытывают значительно большее напряжение на работе. Так, девушки с самооценкой здоровья «хорошее» усталость отмечают в 50 % случаев, а с самооценкой здоровья «удовлетворительное» - в 16 %.
Нами установлено, что существует определенная зависимость у респондентов между самооценкой здоровья и наличием вредных привычек. Курит 20 % студентов и 9 % студенток. У юношей по мере ухудшения самооценки здоровья растет число курящих (от 5 % - с «хорошей» до 10 % - с «удовлетворительной»). У девушек, наоборот, наблюдаем снижение с 5,2 % («хорошее») до 3,5 % («удовлетворительное»).
Никто из опрошенных в настоящее время не употребляет наркотики. Часть респондентов гипотетически подвергаются наркотической опасности, так как имеют знакомство с потребителями наркотиков или у них раньше был опыт употребления психоактивных веществ (ПАВ). Обращает на себя внимание то, что студенты часто употребляют алкогольные напитки (вино, пиво и крепкие алкогольные напитки) - 90,0 % юношей и 78,9 % девушек.
Следует сказать и о позитивных факторах, формирующих здоровье респондентов. Так, 90,0 % юношей и 93,0 % девушек занимаются физической культурой:
- ежедневно - 10,0 % юношей и 12,3 % девушек;
- часто - 35,0 и 22,8 % соответственно;
- иногда - 45,0 и 57,9 % соответственно;
- никогда - 10,0 и 7,0 % соответственно.
На кафедре физической культуры все студенты III курса после проведения ежегодного медицинского осмотра были разделены на три группы в зависимости от состояния здоровья: в I (основной) занимаются 53,9 % юношей и 58,3 % девушек; во II группе - 23,1 и 20,0 %; в III группе - 23,1 и 21,0 %. Распределение студентов по группам совпадает с самооценкой.
Обучение в высшей школе, особенно в медицинской, всегда сопровождается большой умственной, физической и эмоциональной нагрузкой. Опрос показал, что юноши и девушки испытывают негативные эмоции:
- ежедневно - 25,0 % юношей и 8,8 % девушек;
- часто - 15,0 и 19,3 % соответственно;
- иногда - 60,0 и 64,9 % соответственно;
- никогда - 0,0 и 7,0 % соответственно.
Переживание негативных эмоций приводит к стрессу, что влияет на здоровье. Юноши-
студенты ежедневно испытывают стресс, причем в три раза чаще, чем девушки.
Для достижения успеха в жизни юноши на первое место ставят такие ценности, как материальный достаток, сила характера, способности и талант, второе место отдают удаче и образованию, третье место - здоровью.
Девушки на первое место ставят силу характера, на второе место - поддержку близких и родных, на третье - здоровье.
И у юношей, и у девушек первое место принадлежит силе характера. Этот фактор очень важен для студентов, обучающихся в медицинском вузе в современных условиях. Без силы характера и приложения значительных усилий успешное обучение невозможно. Без успеха в учебе невозможно бесплатное бюджетное обучение. Здоровью как ценности студенты отдают только третье место.
Из опроса следует, что студенты хотели бы получать достоверную информацию, которая поможет сохранить и укрепить их здоровье (табл. 2).
Таблица 2
Интерес к информации по укреплению здоровья студентов по видам, полу в ранговом порядке
Вид информации Юноши Девушки
Правильное питание 1 1
Психология общения и профилактика стресса 2 3
Здоровый образ жизни 3 2
Зашита от неблагоприятных факторов 4 5
Профилактика болезней системы кровообращения 5 6
Факторы риска для вашего здоровья 6 4
Существуют общие черты в потребности получения знаний у юношей и девушек. Например, для всех студентов важна организация правильного питания в зависимости от их возраста, пола, энергетических затрат. Эта информация изучается в полном объеме в курсе дисциплины «Гигиена питания» на пятом и шестом годах обучения. Самостоятельно организовать поиск этой информации при повсеместной компьютеризации студентам, по-видимому, лень, а обратиться за помощью в центр медицинской профилактики города с целью получения индивидуальной консультации нет времени или желания. То есть налицо низкая медицинская активность респондентов.
Подобным образом респонденты, независимо от уровня здоровья, интересуются психологией общения и профилактикой стресса. Это объясняется значительным уровнем учебной нагрузки и продолжающейся адаптацией у студентов III курса. Все опрошенные, независимо от пола и самооценки здоровья, нуждаются в информации по вопросам формирования и поддержания здорового образа жизни, в профилактике болезней системы кровообращения и организации защиты от неблагоприятных экологических факторов.
Опрос показывает, что потребность в знаниях по сохранению здоровья многоаспектна и сформирована осознанно. Студенты самостоятельно принимают определенные меры по профилактике заболеваний (табл. 3).
Выводы. Изучение литературы по теме исследования и проведенное нами пилотное анкетирование студентов III курса медико-профилактического факультета свидетельствуют о следующем:
- здоровье студентов является значимым показателем состояния интеллектуального потенциала общества;
- удельный вес студентов - юношей и девушек, заботящихся о своем здоровье, составляет 60,0 и 96,5 % соответственно;
- самооценка здоровья юношами и девушками как «хорошее» составляет 58,3 и 100,0 % соответственно;
- существуют гендерные различия оценки состояния своего здоровья по всем подгруппам и по мотивам его сохранения;
Таблица 3
Состав профилактических мероприятий, используемых студентами для укрепления здоровья, в зависимости от пола (%)
Мероприятия по профилактике заболеваний Юноши Девушки
Самостоятельное обращение к врачам в поликлинику с целью профилактического осмотра, консультации, диспансеризации, 25,0 25,0
Прием витаминов в зимне-весенний период 40,0 70,0
Профилактические мероприятия в отношении гриппа (вакцинация, прием витаминов, ношение масок, интнсивное проветривание жилых помещений) 50,0 50,0
Профилактика обострений хронических заболеваний 35,0 28,0
- 45,0 % юношей и 40,0 % девушек с самой различной самооценкой здоровья сочетают учебу с работой;
- студентам присущи вредные привычки -постоянное употребление алкоголя, курение;
- несмотря на доступность и значительный объем информации по профилактике заболеваний, студенты не стремятся ею воспользоваться и сохранить свое здоровье;
- основными проблемами образа жизни студентов-медиков стали нерациональное питание, недостаточная физическая и медицинская активность.
Список литературы
1. Андриянова О.В. Организация работы по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике в Свердловской области // Системная интеграция в здравоохранении: электронный журнал. -2011. - № 2. - С. 49-66.
2. Артюхов И.П., Яковлев Т.В. Крас ГМУ - вуз здорового образа жизни: научный проект. - Красноярск, 2011. - 156 с.
3. Валентинович Л.И., Домрачев Е.О. Социально-гигиеническая характеристика студентов медицинского колледжа // Профилактическая медицина. - 2010. - № 3 - С. 59-62.
4. Здоровье детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях / В.Д. Медведков, Н.И. Медведкова, С.В. Аширова, И.В. Сильдушкин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 2. - С. 68-72.
5. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В.Журавлева; Институт социологии РАН. - М., 2912 - С. 252.
6. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета // Гигиена и санитария. - 2015. - Т. 94, № 9. - С. 18-20.
7. Кича Д.И., Паначина М.И. История социально-гигиенических исследований студентов // Советское здравоохранение. - 1987. - № 7. - С. 63-66.
8. Клячко Т. Высшее образование: больше, лучше или дешевле [Электронный ресурс] // Демоскоп. - 1-24 января, 2016. - № 669-670. - ШЬ: Ьйр: //demoscope.ru/weekly/2016/0669/tema01.php (дата обращения: 12.10.2016).
9. Лебедева Н.М., Осипова Е.В. Взаимосвязь социокультурного контекста и мотивации личности с поведением и установками студентов по отношению к своему здоровью // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 5. - С. 97-106.
10. Миронов С.В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения медицинского обслуживания: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2014. - 26 с.
11. Миронов С.В., Иванов А.А. Медико-социальное исследование самооценки здоровья и образа жизни студентов высшего медицинского учебного заведения // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - 2011. - № 1. - С. 241-242.
12. Осипова Е.В. Социокультурные различия мотивации здоровьесберегающего поведения: дис. ... канд. псих. наук. - М., 2011. - 226 с.
13. Проскурякова Л.А., Лобыкина Е.Н., Бурнышева Т.В. Структура программного комплекса «Здоровье студентов» и его значение в поддержке их здоровья (на примере Юга Кузбасса) // Здравоохранение Российской Федерации. - 2016. - Т. 60, № 1. - С. 53-55.
14. Распространенность курения среди медицинских работников / М.С. Гурьянов, И.А. Камаев, А.А. Иванов, С.В. Миронов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2009. - № 4. -С. 511-515.
15. Социологическое изучение здоровья и образа жизни студентов медицинской академии / И.А. Камаев, М.С. Гурьянов, С.В. Миронов, А.А. Иванов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - № 1. - С. 24-27.
Говязина Т.Н., Уточкин Ю.А. Оценка основных поведенческих рисков в отношении здоровья студентов медицинского университета // Анализ риска здоровью. - 2017. - №1. - С. 84-90. Б01: 10.21668/НеаШ.^к/2017.1.09
UDC 613.81/: 84-057.875: [61: 378.6 DOI: 10.21668/health.risk/2017.1.09.eng
ASSESSMENT OF BASIC BEHAVIOURAL RISKS CONCERNING HEALTH OF STUDENTS ATTENDING MEDICAL UNIVERSITY
T.N. Govyazina, Yu.A. Utochkin
Perm State Medical University named after E.A. Wagner, 26 Petropavlovskaya Str., Perm, 614000, Russian Federation
We chose students from all the six years attending Medical and Prevention Faculty of Perm State Medical University named after academician E.A. Vagner as our research object. Our research goal was to examine and to assess basic behavioral risks which could cause health risks for students attending medical higher educational establishment. We applied a set of techniques in our work: information-bibliographic one (15 literature sources were studied, both periodicals and monographs), sociological one (467 students of Medical and Prevention Faculty were included into a one-time questioning, them all being an entire assembly), statistic one (we calculated relative values and mean values, as well as correlation coefficients). The research was performed in two steps; the first one was based on analyzing subjective evidence, namely, sociologic questioning results; in our second step we focused on examining pathologic damages as per medical examinations data as well as data on morbidity obtained from register of visits to a students' polyclinic.
Students' health is a significant parameter of a society intellectual potential; specific weight of students, both males and females, who take care of their health amounts to 60.0 % and 96.5 % correspondingly. 100 % questioned girls and 58.3 % boys consider their health to be "good". There are gender-based discrepancies in estimating one's health state in all sub-groups and as per all reasons for its preservation. 45 % boys and 40 % girls with quite different self-estimation of their health combine work and study. Students tend to have bad habits as they constantly drink alcohol and smoke. Despite availability of considerable volumes of information on diseases prevention students don't try to use this information and preserve their health. Medical students' lifestyle has such peculiarities as non-rational nutrition, insufficient physical, social and medical activity.
Key words: self-estimation of one's health, students, risk factors, nutrition, combining work and study, lifestyle, medical activity, medical aid organization, prevention, healthcare program, management.
© Govyazina T.N., Utochkin Yu.A., 2017
Tatyana N. Govyazina - Candidate of Medical Sciences, associate professor at Public Health and Healthcare Department (e-mail: [email protected]; tel.: +7 (342) 233-23-36).
Yuriy A. Utochkin - Candidate of Medical Sciences, associate professor at Public Health and Healthcare Department (e-mail: [email protected]; tel.: +7 (342) 233-23-36).
References
1. Andriyanova O.V. Organizatsiya raboty po formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni i meditsinskoi profilaktike v Sverdlovskoi oblasti [Organizing activities aimed at forming healthy lifestyle and medical prevention in Sverdlovsk region]. Sistemnaya integratsiya v zdravookhranenii: elektronnyi zhurnal, 2011, no. 2, pp. 49-66 (in Russian).
2. Artyukhov I.P., Yakovlev T.V. KrasGMU - VUZ zdorovogo obraza zhizni, nauchnyi proekt [KrasSMU -University of the healthy lifestyle, research project]. Krasnoyarsk, 2011, 156 p. (in Russian).
3. Valentinovich L.I., Domrachev E.O. Sotsial'no-gigienicheskaya kharakteristika studentov meditsinskogo kolledzha [Social and hygienic characteristics of students attending medical college]. Profilakticheskaya meditsina, 2010, no. 3, pp. 59-62 (in Russian).
4. Medvedkov V.D., Medvedkova N.I., Ashirova S.V., Sil'dushkin I.V. Zdorov'e detei, prozhivayushchikh na ekologicheski neblagopriyatnykh territoriyakh [Health of children living in environmentally adverse territories]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2010, no. 2, pp. 68-72 (in Russian).
5. Zdorov'e studentov: sotsiologicheskii analiz [Students' health: sociological analysis]. In: I.V.Zhuravleva ed. Institut sotsiologii RAN. Moscow, 2012, 252 p. (in Russian).
6. Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Samootsenka zdorov'ya i obraza zhizni studentov peda-gogicheskogo universiteta [Self-assessment of health status and lifestyle among students of pedagogical university]. Gigiena i sanitariya, 2015, vol. 94, no. 9, pp. 18-20 (in Russian).
7. Kicha D.I., Panachina M.I. Istoriya sotsial'no-gigienicheskikh issledovanii studentov [Students: history of social and hygienic examination]. Sovetskoe zdravookhranenie, 1987, no. 7, pp. 63-66 (in Russian).
8. Klyachko T. Vysshee obrazovanie: bol'she, luchshe ili deshevle [Higher education: more, better or cheaper]. Demoskop, 1-24 Jan, 2016, no. 669-670. Available at: http: //demoscope.ru/weekly/2016/0669/tema01.php (12.10.2016) (in Russian).
9. Lebedeva N.M., Osipova E.V. Vzaimosvyaz' sotsiokul'turnogo konteksta i motivatsii lichnosti s pove-deniem i ustanovkami studentov po otnosheniyu k svoemu zdorov'yu [Correlation between social-cultural context, personal motivation and students' behavior and attitudes towards their health]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya, 2011, no. 5, pp. 97-106 (in Russian).
10. Mironov S.V. Sostoyanie zdorov'ya rossiiskikh i inostrannykh studentov meditsinskogo VUZa i puti uluchsheniya meditsinskogo obsluzhivaniya: avtoref. dis. ... kand.med.nauk [Health state of Russian and foreign students attending medical HEE and ways to improve their medical care: abstract of a thesis ... candidate of medical sciences]. Moscow, 2014, 26 p. (in Russian).
11. Mironov S.V., Ivanov A.A. Mediko-sotsial'noe issledovanie samootsenki zdorov'ya i obraza zhizni studentov vysshego meditsinskogo uchebnogo zavedeniya [Medical and social examination of health and lifestyle self-estimation given by students attending medical HEE]. Byulleten' Severnogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta, 2011, no. 1, pp. 241-242 (in Russian).
12. Osipova E.V. Sotsiokul'turnye razlichiya motivatsii zdorov'e-sberegayushchego povedeniya: dis. ... kand.psikh.nauk [Social and cultural differences of health-preserving behavior motivation: abstract of a thesis ... candidate of medical sciences]. Moscow, 2011, 226 p. (in Russian).
13. Proskuryakova L.A., Lobykina E.N., Burnysheva T.V. Struktura programmnogo kompleksa «Zdorov'e studentov» i ego znachenie v podderzhke ikh zdorov'ya (na primere Yuga Kuzbassa) [The structure of software complex "Student health" and its significance in their health support (as exemplified by the south of Kuzbass)]. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii, 2016, vol. 60, no. 1, pp. 53-55 (in Russian).
14. Gur'yanov M.S., Kamaev I.A., Ivanov A.A., Mironov S.V. Rasprostranennost' kureniya sredi meditsinskikh rabotnikov [Prevalence of smoking among the medical workers]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Meditsina, 2009, no. 4, pp. 511-515 (in Russian).
15. Kamaev I.A., Gur'yanov M.S., Mironov S.V., Ivanov A.A. Sotsiologicheskoe izuchenie zdorov'ya i obraza zhizni studentov meditsinskoi akademii [The sociological survey of health and lifestyle among medical academy students]. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny, 2010, no. 1, pp. 24-27 (in Russian).
Govyazina T.N., Utochkin Yu.A. Assessment of basic behavioural risks concerning health of students attending medical university. Health Risk Analysis, 2017, no. 1, pp. 84-90. DOI: 10.21668/health.risk/2017.1.09.eng
Получена: 13.12.2016
Принята: 13.03.2017
Опубликована: 30.03.2017