Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА
УДК 373.1
Н.Ю. Данцевич
ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Правительство г. Москвы
Общественно-политические и социально-экономические изменения в жизни российского общества привели к радикальным преобразованиям, в процессе которых выявились как положительные тенденции - демократизация, гуманизация общественной жизни, так и негативные - экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, долг, честь, достоинство, уважение к памяти павших за Родину, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию.
Обеспокоенность уровнем патриотической воспитанности народа, и прежде всего подрастающего поколения, подтверждается данными социологических опросов. 89 % наших сограждан полагают, что ему следует уделять больше внимания, и только 5 % опрошенных заявили, что этого делать не следует. Официальное мнение Президента и Правительства России к этой проблеме выражено созданием двух государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы. Государственное мнение по этому поводу полностью совпадает с общественным, так как только пятая часть опрошенных (20 %) полагают, что в современной школе воспитывается патриотизм, почти в три раза больше респондентов (58 %) с ними не согласны.
Это, конечно, в первую очередь связано с кризисом воспитания в российской школе, о котором педагоги-реформаторы, а затем и журналисты заговорили в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. в связи со сменой социальных и идеологических ценностей и установок в России. Не будет преувеличением сказать, что усилия реформаторов системы образования в значительной мере были направлены на то, чтобы изгнать проблематику воспитания из педагогики. Критика практики прежнего советского воспитания акцентировалась на четырех основных проблемах:
1) знания, умения и навыки ценились выше, чем способность к решению реальных проблем;
2) школьное воспитание обвинялось в излишней мероприятийности, т.к. в центре прежней воспитательной системы был не ребенок, а форма и направления, поэтому человека приспосабливали к системе воспитания, а не наоборот - систему к нуждам и запросам ребенка;
3) понимание воспитания как процесса воздействия на ребенка (в силу его возрастной несамостоятельности), по мнению многих исследователей и педагогов-практиков, привело к утверждению авторитарной школы (слово «воздействие» стало самым порицаемым в современном понимании воспитания);
4) в обществе укрепилось представление о воспитательной деятельности как о нудном и лицемерном нравоучении, одергивании, подстегивании, духовном насилии.
В 90-е годы ХХ в. такое критическое восприятие распространялось на все направления воспитания, в том числе и на сферу патриотического влияния, что неизбежно привело к фактическому снижению воспитательнй работы в общеобразовательной школе.
В начале XXI в. исследователями разработан ряд современных моделей патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы: модель спортивно-патриотического воспитания учащихся; модель патриотического воспитания старшеклассников средствами туристско-краеведческой деятельности; модель военно-патриотического воспитания старшеклассников; модель музейнопатриотического воспитания учащихся.
Все они, однако, в известной степени не освобождены от перечисленных проблем воспитательной деятельности и не обеспечивают в полном объеме действия основного механизма патриотизации личности - патриотической социализации.
Процесс патриотической и политической социализации осуществляется двумя основными путями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов патриотического сознания и поведения, т.е. в передаче патриотической культуры старшего поколения молодому. Другой связан с приобретением личностью новых, ранее неизвестных патриотических знаний, с усвоением нового патриотического опыта [2]. Оба этих пути патриотической социализации в реальной жизни тесно переплетаются, взаимодополняют друг друга.
Воспитательная эффективность патриотического влияния может быть достигнута, по нашему мнению, в том случае, если оно будет представлять специально организованную среду патриотического воспитания. [1] В этой связи в некоторых школах
Н.Ю. Данцевич. Организация среды патриотического воспитания в современной школе
г. Москвы была внедрена в практику экспериментальная комплексная модель среды патриотического воспитания, целью которой является формирование у учащихся и их ближайшего окружения (педагогов, родителей) высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Данная модель, разработанная на основе исследований
Н.Е. Щурковой [3], охватывает все сферы жизнедеятельности учащихся в школе.
Дидактической основой патриотического воспитания детей и подростков следует считать введение в московский региональный учебный план курсов «История Отечества», «Граждановедение», «Народоведение», «Москвоведение». Наряду с региональным компонентом в программное содержание других учебных предметов была введена информация об истории России, о современных достижениях нашей страны, о вооруженных силах и др. Творческими группами педагогов экспериментальных площадок разработаны задания (диктанты, математические задачи, уроки по отдельным учебным предметам).
Предметно-пространственное окружение школьника. В рамках нашего эксперимента обустройство школы, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок организовано таким образом, чтобы содействовать патриотическому воспитанию всех, кто находится в здании школы. В практике нами были учтены исследования Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Наибольший рейтинг исторической гордости и положительных эмоций получили следующие события: развитие космонавтики, победа над фашизмом, научные достижения, культура, восприятие известных личностей отечественной истории. Именно такая тематика была предложена для использования в оформлении школ. Каждая школа, участвовавшая в эксперименте, разработала свой авторский проект оформления.
Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данном учреждении, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм, установившихся в школе. Полагаем, что такое понимание патриотизма является базовым, а наиболее простыми механизмами реализации этих, принятых ранее и незаслуженно забытых, являются: воссоздание стендов «Выпускники, которыми гордится школа; встречи этих выпускников с учащимися; выступле-
ния родителей перед учащимися; эмоциональная оценка поступков учащихся по отношению к имиджу школы, семьи, России.
Событийное окружение - это совокупность событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов учащейся молодежи. Даже не систематические, а единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с педагогами и родителями, имеют огромный воспитательный эффект (коллективнотворческие дела, праздники, совместные диспуты, дискуссии (ток-шоу) на тему патриотизма, проектная деятельность).
Информационное окружение школьника является, безусловно, воспитывающим. Возможны совместные патриотические проекты школьных библиотек, видеозалов, музея школы. Патриотическое воспитание учащихся может и должно быть направлено на развитие общественно значимых ориентаций молодежи, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Досуг учащихся. В любом празднике - народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном - человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств. Организуемая учреждениями образования досуговая деятельность имеет поистине огромные возможности для воспитания ребенка, обогащения и развития его личностного опыта, решения жизненных проблем, что и является сердцевиной личностно-ориентированного образования.
Проводимая в школах работа по организации среды патриотического воспитания, как показала наша экспериментальная деятельность, значительно повышает уровень патриотической воспитанности учащихся. Наряду с этим нам предстоит в ближайшее время решение задач по совершенствованию процесса подготовки педагогов к организации среды, поиск методов стимулирования экспериментальной и научно-исследовательской деятельности учителей-предметников по разработке дидактического содержания процесса патриотического воспитания на уроках, разработка модели среды патриотического воспитания на уровне района, города.
Поступила в редакцию 27.12.2006
Литература
1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. Москва-Нижний-Новгород, 2002.
2. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., 2006.
3. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие для вузов. СПб., 2005.