Научная статья на тему 'Организация среды патриотического воспитания в современной школе'

Организация среды патриотического воспитания в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данцевич Н. Ю.

Статья посвящена вопросам организации патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе средового подхода. Автором представлена экспериментальная комплексная модель среды патриотического воспитания, целью которой является формирование у учащихся и их ближайшего окружения (педагогов, родителей) высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is dedicated to questions of the organization of patriotic training in the contemporary general education school on the basis of environmental approach. By the author is presented the experimental complex model of the medium of patriotic training, purpose of which is shaping in students and their nearest environment (teachers, parents) of high patriotic consciousness, feeling of faithfulness to its fatherland

Текст научной работы на тему «Организация среды патриотического воспитания в современной школе»

Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА

УДК 373.1

Н.Ю. Данцевич

ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Правительство г. Москвы

Общественно-политические и социально-экономические изменения в жизни российского общества привели к радикальным преобразованиям, в процессе которых выявились как положительные тенденции - демократизация, гуманизация общественной жизни, так и негативные - экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, долг, честь, достоинство, уважение к памяти павших за Родину, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию.

Обеспокоенность уровнем патриотической воспитанности народа, и прежде всего подрастающего поколения, подтверждается данными социологических опросов. 89 % наших сограждан полагают, что ему следует уделять больше внимания, и только 5 % опрошенных заявили, что этого делать не следует. Официальное мнение Президента и Правительства России к этой проблеме выражено созданием двух государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы. Государственное мнение по этому поводу полностью совпадает с общественным, так как только пятая часть опрошенных (20 %) полагают, что в современной школе воспитывается патриотизм, почти в три раза больше респондентов (58 %) с ними не согласны.

Это, конечно, в первую очередь связано с кризисом воспитания в российской школе, о котором педагоги-реформаторы, а затем и журналисты заговорили в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. в связи со сменой социальных и идеологических ценностей и установок в России. Не будет преувеличением сказать, что усилия реформаторов системы образования в значительной мере были направлены на то, чтобы изгнать проблематику воспитания из педагогики. Критика практики прежнего советского воспитания акцентировалась на четырех основных проблемах:

1) знания, умения и навыки ценились выше, чем способность к решению реальных проблем;

2) школьное воспитание обвинялось в излишней мероприятийности, т.к. в центре прежней воспитательной системы был не ребенок, а форма и направления, поэтому человека приспосабливали к системе воспитания, а не наоборот - систему к нуждам и запросам ребенка;

3) понимание воспитания как процесса воздействия на ребенка (в силу его возрастной несамостоятельности), по мнению многих исследователей и педагогов-практиков, привело к утверждению авторитарной школы (слово «воздействие» стало самым порицаемым в современном понимании воспитания);

4) в обществе укрепилось представление о воспитательной деятельности как о нудном и лицемерном нравоучении, одергивании, подстегивании, духовном насилии.

В 90-е годы ХХ в. такое критическое восприятие распространялось на все направления воспитания, в том числе и на сферу патриотического влияния, что неизбежно привело к фактическому снижению воспитательнй работы в общеобразовательной школе.

В начале XXI в. исследователями разработан ряд современных моделей патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы: модель спортивно-патриотического воспитания учащихся; модель патриотического воспитания старшеклассников средствами туристско-краеведческой деятельности; модель военно-патриотического воспитания старшеклассников; модель музейнопатриотического воспитания учащихся.

Все они, однако, в известной степени не освобождены от перечисленных проблем воспитательной деятельности и не обеспечивают в полном объеме действия основного механизма патриотизации личности - патриотической социализации.

Процесс патриотической и политической социализации осуществляется двумя основными путями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов патриотического сознания и поведения, т.е. в передаче патриотической культуры старшего поколения молодому. Другой связан с приобретением личностью новых, ранее неизвестных патриотических знаний, с усвоением нового патриотического опыта [2]. Оба этих пути патриотической социализации в реальной жизни тесно переплетаются, взаимодополняют друг друга.

Воспитательная эффективность патриотического влияния может быть достигнута, по нашему мнению, в том случае, если оно будет представлять специально организованную среду патриотического воспитания. [1] В этой связи в некоторых школах

Н.Ю. Данцевич. Организация среды патриотического воспитания в современной школе

г. Москвы была внедрена в практику экспериментальная комплексная модель среды патриотического воспитания, целью которой является формирование у учащихся и их ближайшего окружения (педагогов, родителей) высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Данная модель, разработанная на основе исследований

Н.Е. Щурковой [3], охватывает все сферы жизнедеятельности учащихся в школе.

Дидактической основой патриотического воспитания детей и подростков следует считать введение в московский региональный учебный план курсов «История Отечества», «Граждановедение», «Народоведение», «Москвоведение». Наряду с региональным компонентом в программное содержание других учебных предметов была введена информация об истории России, о современных достижениях нашей страны, о вооруженных силах и др. Творческими группами педагогов экспериментальных площадок разработаны задания (диктанты, математические задачи, уроки по отдельным учебным предметам).

Предметно-пространственное окружение школьника. В рамках нашего эксперимента обустройство школы, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок организовано таким образом, чтобы содействовать патриотическому воспитанию всех, кто находится в здании школы. В практике нами были учтены исследования Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Наибольший рейтинг исторической гордости и положительных эмоций получили следующие события: развитие космонавтики, победа над фашизмом, научные достижения, культура, восприятие известных личностей отечественной истории. Именно такая тематика была предложена для использования в оформлении школ. Каждая школа, участвовавшая в эксперименте, разработала свой авторский проект оформления.

Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данном учреждении, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм, установившихся в школе. Полагаем, что такое понимание патриотизма является базовым, а наиболее простыми механизмами реализации этих, принятых ранее и незаслуженно забытых, являются: воссоздание стендов «Выпускники, которыми гордится школа; встречи этих выпускников с учащимися; выступле-

ния родителей перед учащимися; эмоциональная оценка поступков учащихся по отношению к имиджу школы, семьи, России.

Событийное окружение - это совокупность событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов учащейся молодежи. Даже не систематические, а единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с педагогами и родителями, имеют огромный воспитательный эффект (коллективнотворческие дела, праздники, совместные диспуты, дискуссии (ток-шоу) на тему патриотизма, проектная деятельность).

Информационное окружение школьника является, безусловно, воспитывающим. Возможны совместные патриотические проекты школьных библиотек, видеозалов, музея школы. Патриотическое воспитание учащихся может и должно быть направлено на развитие общественно значимых ориентаций молодежи, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Досуг учащихся. В любом празднике - народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном - человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств. Организуемая учреждениями образования досуговая деятельность имеет поистине огромные возможности для воспитания ребенка, обогащения и развития его личностного опыта, решения жизненных проблем, что и является сердцевиной личностно-ориентированного образования.

Проводимая в школах работа по организации среды патриотического воспитания, как показала наша экспериментальная деятельность, значительно повышает уровень патриотической воспитанности учащихся. Наряду с этим нам предстоит в ближайшее время решение задач по совершенствованию процесса подготовки педагогов к организации среды, поиск методов стимулирования экспериментальной и научно-исследовательской деятельности учителей-предметников по разработке дидактического содержания процесса патриотического воспитания на уроках, разработка модели среды патриотического воспитания на уровне района, города.

Поступила в редакцию 27.12.2006

Литература

1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. Москва-Нижний-Новгород, 2002.

2. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., 2006.

3. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие для вузов. СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.