Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ СЕТЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ СЕТЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совместная сетевая деятельность / цифровая образовательная среда / сетевое образовательное сообщество / Интернет-проект / цифровые инструменты / joint network activities / digital educational environment / online educational community / Internet project / digital tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна

Существует противоречие между тенденциями развития современного информационного общества, где преобладают сетевые формы организации совместной деятельности, и педагогической практикой, где такие формы взаимодействия еще не нашли должного обоснования и применения. Цель статьи рассмотреть возможности организации совместной сетевой деятельности будущих учителей в условиях цифровой среды вуза. Проанализирован дидактический потенциал необходимых для организации такой деятельности цифровых инструментов и сервисов. Представлены такие инструменты как вики, облачные сервисы, сервисы онлайн-визуализации, онлайн-презентации. Приведены примеры заданий на совместную сетевую деятельность. Ведущей формой организации совместной сетевой деятельности будущих учителей является сетевая проектная деятельность. В ходе сетевой проектной деятельности формируются образовательные сообщества студентов. У будущих учителей появляется возможность использовать результаты и умения сетевых партнеров, делиться с ними своими собственными результатами и умениями. Особый эффект сетевой проектной деятельности проявляется, когда студенты сами совместно с педагогами становятся разработчиками Интернет-проектов для школьников. В таких проектах формируются, с одной стороны, сетевые сообщества студентов и педагогов-организаторов проекта, с другой стороны сообщества участников проектов-школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a contradiction between the development trends of the modern information society, where network forms of organizing joint activities predominate, and pedagogical practice, where such forms of interaction have not yet found proper justification and application. The purpose of the article is to consider the possibilities of organizing joint network activities of future teachers in the digital environment of the university. The didactic potential of the digital tools and services necessary for organizing such activities is analyzed. Tools such as wikis, cloud services, online visualization services, and online presentations are presented. Examples of tasks for joint network activities are given. The leading form of organizing joint network activities of future teachers is network project activities. In the course of network project activities, educational communities of students are formed. Future teachers have the opportunity to use the results and skills of network partners and share their own results and skills with them. A special effect of network project activity is manifested when students themselves, together with teachers, become developers of Internet projects for schoolchildren. In such projects, on the one hand, network communities of students and teachers-project organizers are formed, on the other hand, communities of schoolchildren who participate in projects are formed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ СЕТЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

данных технологий будущими учителями. Данную задачу можно решать в рамках коммуникативно-цифрового модуля Ядра высшего педагогического образования. В статье продемонстрированы возможности дисциплин «Современные информационные технологии», «Технологии цифрового образования», учебной (проектно-технологической) практики, а также организации научно-исследовательской работы студентов.

Дальнейшее освоение сквозных цифровых технологий будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей. Например, в Мининском университете будущим учителям информатики предлагаются дисциплины «AR/VR разработка», «Искусственный интеллект в образовании», «Программирование на Python». Могут использоваться и возможности внеаудиторной деятельности [5]. Например, в рамках Интернет-проекта «Искусство быть учителем» (https://clck.ru/34dpCV), организованного в Мининском университете весной 2023 г. команды участников представляли совместные презентации с примерами отечественных кейсов применения сквозных цифровых технологий в образовательном процессе.

Литература:

1. Воробьев, А.Е. Основы технологии «Перевернутого обучения» в вузах / А.Е. Воробьев, А.К. Мурзаева // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. -2018. - №1. - С. 18-30

2. Жерносек, А.К. Способы подготовки и проведения лекций при использовании технологии обучения «Перевернутый класс» / А.К. Жерносек // Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебск: Витебский государственный медицинский университет. - 2017. - С. 33-35

3. Кожурина, A.B. Об опыте использования открытых онлайн-курсов в подготовке будущих учителей информатики / A.B. Кожурина // Электронный сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Сургут, Издательство: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет». - 2021. - С. 52-53

4. Круподерова, Е.П. Организация «перевернутого обучения» с помощью МООК / Е.П. Круподерова, С.А. Бобров, К.О. Тимофеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-3. - С. 158-160

5. Круподерова, Е.П. Формирование у студентов ключевых компетенций цифровой экономики через внеаудиторную деятельность / Е.П. Круподерова, М.Р. Зайцева // Педагогический вестник. - 2022. - № 24. - С. 47-50

6. Круподерова, Е.П. Технологии цифрового образования: учебное пособие / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова. -Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. - 180 с.

7. Круподерова, K.P. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / K.P. Круподерова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238

8. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева., Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 11.

9. Плотников, Д.М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России / Д.М. Плотников // Современное педагогическое образование. -2021. -№3. - С. 14-17

10. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». - URL: https://clck.ru/32VmcE (дата обращения: 29.09.2023)

11. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 29.09.2023)

12. Самерханова, Э.К. Технологии искусственного интеллекта: новые возможности в опережающей подготовке педагога / Э.К. Самерханова // В сборнике «Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы и перспективы». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Нижний Новгород, 2021. - С. 132-136

13. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. - М.: РАНХиГС, 2021. - 184 с.

Педагогика

УДК 378.14

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ СЕТЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Существует противоречие между тенденциями развития современного информационного общества, где преобладают сетевые формы организации совместной деятельности, и педагогической практикой, где такие формы взаимодействия еще не нашли должного обоснования и применения. Цель статьи - рассмотреть возможности организации совместной сетевой деятельности будущих учителей в условиях цифровой среды вуза. Проанализирован дидактический потенциал необходимых для организации такой деятельности цифровых инструментов и сервисов. Представлены такие инструменты как вики, облачные сервисы, сервисы онлайн-визуализации, онлайн-презентации. Приведены примеры заданий на совместную сетевую деятельность. Ведущей формой организации совместной сетевой деятельности будущих учителей является сетевая проектная деятельность. В ходе сетевой проектной деятельности формируются образовательные сообщества студентов. У будущих учителей появляется возможность использовать результаты и умения сетевых партнеров, делиться с ними своими собственными результатами и умениями. Особый эффект сетевой проектной деятельности проявляется, когда студенты сами совместно с педагогами становятся разработчиками Интернет-проектов для школьников. В таких проектах формируются, с одной стороны, сетевые сообщества студентов и педагогов-организаторов проекта, с другой стороны сообщества участников проектов-школьников.

Ключевые слова: совместная сетевая деятельность, цифровая образовательная среда, сетевое образовательное сообщество, Интернет-проект, цифровые инструменты.

Annotation. There is a contradiction between the development trends of the modern information society, where network forms of organizing joint activities predominate, and pedagogical practice, where such forms of interaction have not yet found proper justification and application. The purpose of the article is to consider the possibilities of organizing joint network activities of future teachers in the digital environment of the university. The didactic potential of the digital tools and services necessary for organizing such activities is analyzed. Tools such as wikis, cloud services, online visualization services, and online presentations are presented.

Examples of tasks for joint network activities are given. The leading form of organizing joint network activities of future teachers is network project activities. In the course of network project activities, educational communities of students are formed. Future teachers have the opportunity to use the results and skills of network partners and share their own results and skills with them. A special effect of network project activity is manifested when students themselves, together with teachers, become developers of Internet projects for schoolchildren. In such projects, on the one hand, network communities of students and teachers-project organizers are formed, on the other hand, communities of schoolchildren who participate in projects are formed.

Key words: joint network activities, digital educational environment, online educational community, Internet project, digital

Введение. В статье [1] авторы дидактической концепции цифрового профессионального образования подчеркивают, что сегодня ключевой единицей экономики становится не отдельный квалифицированный работник, а команда, способная эффективно решать задачи проектного характера. Причем сегодня взаимодействие членов команды все чаще становится сетевым.

Существует противоречие между тенденциями развития современного информационного общества, где преобладают сетевые формы организации совместной деятельности, и педагогической практикой, где такие формы взаимодействия еще не нашли должного обоснования и применения. Имеются исследования, посвященные феномену сетевых образовательных сообществ [2, 10, 11]. Авторы отмечают необходимость социотехнического проектирования совместной сетевой деятельности.

О.Н. Родина в [13] рассматривает феномен компетенции социального взаимодействия студентов. Данная компетенция крайне важна для будущих учителей, которые должны готовиться к организации совместной деятельности учеников с целью овладения ими коммуникативными универсальными учебными действиями.

В ФГОС по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» [16] определены универсальные (УК-3, УК-4, УК-5), общепрофессиональные (ОПК-3, ОПК-7) и профессиональные компетенции (ПК-5), требующие владения навыками совместной деятельности. А задачи цифровой трансформации образования нацеливают на организацию этой совместной деятельности в цифровой среде вуза. Причем, наиболее продуктивно данная деятельность может быть организована в цифровой среде профессиональной образовательной программы [14].

Цель статьи - рассмотреть возможности организации совместной сетевой деятельности будущих учителей в условиях цифровой среды вуза, проанализировать дидактический потенциал необходимых для организации такой деятельности цифровых инструментов и сервисов.

Изложение основного материала статьи. В организации образовательного процесса в вузе наблюдается тенденция к повышению роли самостоятельной работы студентов. Происходит постоянное увеличение объема часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся. Но как отмечают авторы статьи [12], зачастую эта работа используется неэффективно. Перечисляются проблемы: формальный подход к проектированию самостоятельной работы; обеспечение необходимой взаимосвязи самостоятельной работы с результатами обучения; контроль за реализацией и качеством выполнения самостоятельной работы обучающихся и пр. Многие исследователи подчеркивают, что роль самостоятельной работы заключена не только в том, чтобы более качественно овладеть какой-либо дисциплиной, но и в получении опыта самостоятельного решения проблем.

В организации самостоятельной работы обучающихся важную роль играет цифровая образовательная среда [7, 8]. Авторы подчеркивают роль самостоятельной работы в цифровой среде вуза для индивидуализации обучения. На наш взгляд, не менее важным чем обеспечение индивидуализации обучения является возможность использования цифровой образовательной среды для организации совместной деятельности обучающихся, которая в этом случае носит сетевой характер. При этом совместная сетевая деятельность студентов становится самостоятельной формой организации учебного процесса в условиях смешанного обучения в вузе, в ходе такой деятельности происходит формирование обучающих сетевых сообществ.

Для организации совместной сетевой деятельности обучающихся наилучшим образом подходят облачные сервисы. Облачные хранилища Яндекс.Диск, Google Drive позволяют работать с документами коллективно, редактируя их непосредственно в браузере.

Приведем примеры использования возможностей облачных сервисов для совместной сетевой деятельности студентов Мининского университета в дисциплине «Современные информационные технологии». Одной из тем данной дисциплины является тема «Сквозные цифровые технологии». В совместной Яндекс-таблице студенты собирают примеры отечественных проектов по применению искусственного интеллекта. Необходимо указать наименование проекта со ссылкой на описание, назвать разработчика, описать суть проекта, указать автора примера. Также следует написать 2-3 комментария другим обучающимся. Пример таблицы будущих учителей математики: https://clck.ru/35uHBE. Аналогичное задание предлагается на подбор примеров проектов по применению виртуальной и дополненной реальности. Пример таблицы будущих учителей биологии: https://clck.ru/35uHDH. Другой пример работы в совместной Яндекс-таблице -«мозговой штурм» по выявлению проблем, которые можно было бы решить с помощью искусственного интеллекта. Пример таблицы будущих учителей технологии: https://clck.ru/35uHFk.

Эффективным инструментом для обсуждения различных проблем, создания совместных творческих работ, проведения общей рефлексии являются онлайн интерактивные доски. Например, в дисциплине «Технологии цифрового образования» с помощью сервиса https://padlet.com будущие учителя подбирают отечественные кейсы применения сквозных цифровых технологий в образовании (пример: https://clck.ru/35s8HB).

При организации совместной сетевой деятельности следует также применять создание совместных гипертекстовых документов, сервисы онлайн-визуализации, онлайн-презентации, социальные сети и т.п. Например, для оформления результатов совместной исследовательской деятельности предпочтителен сервис вики. Вики позволяет совместно создавать гипертекст. Например, студенты направления подготовки «Информатика и Технология» Мининского университета оформляют в виде вики-портфолио отчеты в исследовании, посвященном тенденциям развития информационного общества (https://clck.ru/33NLk8). В свой вики-отчет будущие учителя вставили ссылки на ленту времени «Информационные революции как предпосылки информационного общества» (https://time.graphics/line/595116), совместную презентацию «Вклад ученых в развитие концепции информационного общества» (https://clck.ru/35uJ4n). Тенденции развития информационного общества представлены с помощью кластера, построенного в сервисе https://www.mindomo.com. Для проведения опросов о проявлении тенденций студенты разрабатывают онлайн-анкеты (пример Яндекс-формы: https://clck.ru/35uJLE). Таже на совместной онлайн-доске подбираются примеры проявления тенденций в повседневной жизни.

Ведущей формой организации совместной сетевой деятельности будущих учителей является сетевая проектная деятельность. Возможностям формирования универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой

проектной деятельности посвящена монография [4]. Формирование в рамках проектной деятельности коммуникативной компетентности, навыков командной работы рассматривается в статьях [3, 9]. Формирование образовательных сообществ студентов в рамках сетевой проектной деятельности обсуждается в статье [6]. В последнее время при повышении квалификации педагогических работников достаточно активно применяется модель «горизонтального обучения» [15], которая может быть эффективной и для сообществ будущих учителей.

При организации сетевой проектной деятельности важным является выбор цифровых инструментов для представления портфолио проекта, его ресурсов, осуществления взаимодействия и сотрудничества. В качестве инструментов коммуникации следует использовать электронную почту, мессенджеры, видеоконференсвязь, а для организации совместной деятельности - вики, облачные хранилища, документы совместного редактирования, сервисы онлайн визуализации и др.

Например, на вики-сайте Мининского университета весной 2023 г. проведен сетевой проект «Искусство быть учителем», посвященный Году педагога. Сетевая совместная деятельность в этом проекте была организована как внутри команд участниц, так и между командами. Использовались такие инструменты, как вики, Яндекс-презентации, Google-карты, Яндекс-таблицы, онлайн доски, ментальные карты.

Особый эффект сетевой проектной деятельности проявляется, когда студенты сами совместно с педагогами становятся разработчиками Интернет-проектов для школьников [4]. В таких проектах формируются, с одной стороны, сетевые сообщества студентов и педагогов-организаторов проекта, с другой стороны сообщества участников проектов -школьников. При этом студенты могут выступать наряду со школьными учителями руководителями команд учеников.

Примеры авторских Интернет-проектов: общероссийский Интернет-проект «Святой витязь земли русской», региональный проект «День российской информатики» (https://clck.ru/ND8qC), проект для школьников Нижегородской области «В Нижний Новгород - это значит домой!» (https://clck.ru/Tht75).

Кроме рассмотренных цифровых инструментов компонентами цифровой образовательной среды для организации совместной сетевой деятельности могут выступать СДО Moodle (элементы: чат, форум, вики), цифровые образовательные платформы, социальные сети.

Выводы. ФГОС, профессиональный стандарт педагога, «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», другие нормативные документы требуют о будущих учителей готовиться к организации совместной деятельности школьников в открытом цифровом пространстве. Для этого должны быть созданы соответствующие условия в цифровой образовательной среде вуза.

В статье выполнен анализ возможностей некоторых цифровых инструментов и сервисов для организации совместной сетевой деятельности будущих учителей. В рамках такой деятельности происходит формирование обучающих сетевых сообществ, где у студентов появляется возможность использовать результаты и умения сетевых партнеров, делиться с ними своими собственными результатами и умениями. При этом наряду с формированием коммуникативных компетенций происходит формирование и других крайне важных сегодня компетенций: критического мышления; умений работы с информацией в цифровой среде; умений самостоятельно решать проблемы, действовать в нестандартных ситуациях; умения «учиться в течение всей жизни», в т.ч. у своих партнеров по сетевому взаимодействию.

Литература:

1. Блинов, В.И. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 3. - С. 3-8

2. Канянина Т.И. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, С.Ю. Степанова // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№ 56-1. - С. 131-137

3. Круподерова, Е.П. Командообразование в условиях сетевой проектной деятельности студентов / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, A.A. Щербакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 70-4. - С. 203-206

4. Круподерова, Е.П. Формирование готовности будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся в цифровой среде / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-3. - С. 163-165

5. Круподерова, K.P. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / K.P. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 106 с.

6. Круподерова, K.P. Формирование образовательных сообществ студентов в рамках сетевой проектной деятельности / K.P. Круподерова // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -Нижний Новгород. - 2022. - С. 17-19

7. Кутепова, Л.И. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде / Л.И. Кутепова, О.И. Ваганова, A.B. Трутанова // КНЖ. - 2017. - №3 (20). - С. 43-46

8. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 11.

9. Неделяева, A.B. Развитие коммуникативных навыков при использовании метода проектной деятельности в обучении студентов / A.B. Неделяева, Т.В. Маясова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№67-3. - С. 118-121

10. Патаракин, Е.Д. Развитие педагогического дизайна для совместной сетевой деятельности субъектов образования / Е.Д. Патаракин, О.Н. Шилова // Человек и образование. - 2015. - № 43 (2). - С. 20-25

11. Пономарева, Ю.С. Структурная модель образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся научно-технической направленности /Ю.С. Пономарева, А.Н. Сергеев // Известия ВГПУ. - 2021. - №6 (159). - С. 146-149

12. Прохорова М.П. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности / М.П. Прохорова, A.A. Семченко // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2. - С. 3.

13. Родина, О.Н. Феномен «Компетенция социального взаимодействия студентов»: сущность, структура и содержание / О.Н. Родина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - №2. - С. 148-153

14. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 4.

15. Тулупова О.В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов / О.В. Тулупова, A.B. Шакурова // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - №1. - С. 49-57

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г., № 125 [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160007 (дата обращения: 29.09.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.