Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ СЕТЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ СЕТЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ключевые компетенции цифровой экономики / коммуникативные компетенции / совместная сетевая деятельность / проект / веб-квест / key competencies of the digital economy / communicative competencies / joint network activities / project / web quest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Попенко Алексей Дмитриевич

Ключевыми компетенциями цифровой экономики являются: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление. Создание в вузе условий для формирования у будущих бакалавров данных компетенций представляется важной педагогической задачей. Цель статьи рассмотреть возможности формирования коммуникативных компетенций студентов с помощью совместной сетевой деятельности на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. В статье представлены цифровые инструменты для решения данной задачи. Это средства проведения видеоконференций, компоненты СДО Moodle, вики, облачные хранилища, документы совместного редактирования, сетевые сообщества. Приведены примеры сетевых проектов, веб-квестов, дистанционных круглых столов. Коммуникативные компетенции наиболее ярко проявляются при разработке сетевых проектов студентами для школьников. Приведены примеры таких проектов. Студентам-разработчикам приходилось самостоятельно придумывать задания на освоение различных цифровых инструментов, оформлять портфолио проекта, проводить рекламную компанию, разрабатывать критерии оценки работ, организовывать работу жюри, вести новостную ленту проекта. В ходе такой работы формировались проектно-сетевые сообщества студентов и школьников. У разработчиков проектов формировались коммуникативные компетенции, а у участников коммуникативные универсальные учебные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Попенко Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key competencies of the digital economy are: communication and cooperation in the digital environment, self-development in conditions of uncertainty, creative thinking, information and data management, critical thinking. Creating conditions at the university for the formation of these competencies in future bachelors seems to be an important pedagogical task. The purpose of the article is to consider the possibilities of forming the communicative competencies of students with the help of joint networking activities on the example of the direction of training "Information systems and technologies", implemented at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The article presents digital tools for solving this problem. These are video conferencing tools, Moodle LMS components, wikis, cloud storage, co-editing documents, online communities. Examples of network projects, web quests, remote round tables are given. Communicative competencies are most clearly manifested in the development of network projects by students for schoolchildren. Examples of such projects are given. Students-developers had to independently come up with tasks for mastering various digital tools, draw up a project portfolio, conduct an advertising campaign, develop criteria for evaluating works, organize the work of the jury, and maintain a news feed for the project. In the course of such work, project-network communities of students and schoolchildren were formed. The project developers developed communicative competencies, and the participants developed communicative universal learning activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ СЕТЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Педагогика

УДК 378.14

старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Поиенко Алексей Дмитриевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ СЕТЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. Ключевыми компетенциями цифровой экономики являются: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление. Создание в вузе условий для формирования у будущих бакалавров данных компетенций представляется важной педагогической задачей. Цель статьи - рассмотреть возможности формирования коммуникативных компетенций студентов с помощью совместной сетевой деятельности на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. В статье представлены цифровые инструменты для решения данной задачи. Это средства проведения видеоконференций, компоненты СДО Moodle, вики, облачные хранилища, документы совместного редактирования, сетевые сообщества. Приведены примеры сетевых проектов, веб-квестов, дистанционных круглых столов. Коммуникативные компетенции наиболее ярко проявляются при разработке сетевых проектов студентами для школьников. Приведены примеры таких проектов. Студентам-разработчикам приходилось самостоятельно придумывать задания на освоение различных цифровых инструментов, оформлять портфолио проекта, проводить рекламную компанию, разрабатывать критерии оценки работ, организовывать работу жюри, вести новостную ленту проекта. В ходе такой работы формировались проектно-сетевые сообщества студентов и школьников. У разработчиков проектов формировались коммуникативные компетенции, а у участников коммуникативные универсальные учебные действия.

Ключевые слова: ключевые компетенции цифровой экономики, коммуникативные компетенции, совместная сетевая деятельность, проект, веб-квест.

Annotation. The key competencies of the digital economy are: communication and cooperation in the digital environment, self-development in conditions of uncertainty, creative thinking, information and data management, critical thinking. Creating conditions at the university for the formation of these competencies in future bachelors seems to be an important pedagogical task. The purpose of the article is to consider the possibilities of forming the communicative competencies of students with the help of joint networking activities on the example of the direction of training "Information systems and technologies", implemented at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The article presents digital tools for solving this problem. These are video conferencing tools, Moodle LMS components, wikis, cloud storage, co-editing documents, online communities. Examples of network projects, web quests, remote round tables are given. Communicative competencies are most clearly manifested in the development of network projects by students for schoolchildren. Examples of such projects are given. Students-developers had to independently come up with tasks for mastering various digital tools, draw up a project portfolio, conduct an advertising campaign, develop criteria for evaluating works, organize the work of the jury, and maintain a news feed for the project. In the course of such work, project-network communities of students and schoolchildren were formed. The project developers developed communicative competencies, and the participants developed communicative universal learning activities.

Key words: key competencies of the digital economy, communicative competencies,joint network activities, project, web quest.

Введение. Сегодня многие вузы работают над актуализацией образовательных программ, направленной на формирование у студентов ключевых компетенций цифровой экономики: коммуникации и кооперации в цифровой среде, саморазвития в условиях неопределенности, креативного мышления, управления информацией, критического мышления [12]. Вопрос формирования этих компетенций обсуждается в статьях [2, 3].

Весной 2022 г. преподаватели Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина опросили 38 работодателей. Выяснилось, что 85% из них испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих ключевыми компетенциями цифровой экономики. При этом на первом месте оказалась коммуникация и кооперация в цифровой среде (82% опрошенных). Эффективным для формирования данной компетенции является использование совместной сетевой деятельности в рамках цифровой образовательной среды университета [10, 14], основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) [1, 16], предметной цифровой образовательной среды [3]. Особая роль в формировании коммуникативных компетенций принадлежит сетевой проектной деятельности [5].

Создание в вузе условий для формирования у будущих бакалавров коммуникативных компетенций в условиях совместной сетевой деятельности представляется важной педагогической задачей.

Цель статьи - рассмотреть возможности формирования коммуникативных компетенций студентов с помощью совместной сетевой деятельности на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии» [15], реализуемого в НГПУ им К. Минина, привести примеры сетевых проектов, веб-квестов, дистанционных круглых столов, сетевых олимпиад и т.п.

Изложение основного материала статьи. В формировании ключевых компетенций у будущих бакалавров важную роль играют содержание образования, организация образовательного процесса, используемые педагогические технологии, способы организации самостоятельной работы обучающихся и др. Огромное значение имеет образовательная среда вуза. Формированию у студентов ключевых компетенций цифровой экономики через внеаудиторную деятельность посвящена статья [6].

В монографии [7] выполнено сопоставление ключевых компетенций цифровой экономики и универсальных компетенций бакалавров, сформулированных в ФГОС. Например, компетенция «коммуникация и кооперация в цифровой среде» связана с универсальными компетенциями УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие), УК-4 (способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах), УК-5 (способность осуществлять межкультурное взаимодействие).

Рассмотрим цифровые инструменты, с помощью которых может формироваться названная ключевая компетенция и соответственно указанные универсальные компетенции. Прежде всего, это различные инструменты синхронной и асинхронной коммуникации, такие как, вебинары, средства проведения видеоконференций, форумы, компоненты СДО Moodle, вики, облачные хранилища, документы совместного редактирования, сетевые сообщества.

Неоспоримую дидактическую ценность при развитии коммуникативных компетенций имеют облачные технологии и сервисы Web 2.0. Современный Интернет прошел долгий путь. Прототип сети ARPANET, созданный в 1969 году, первоначально соединял всего несколько узлов. Сегодня на нашей планете 5 из 8 миллиардов человек используют Интернет. В России 89% всего населения имеют доступ к Интернету.

Специалисты выделяют четыре этапа технологического развития Интернета. Сегодняшний этап - это этап сетевых социальных сервисов (сервисов Веб 2.0), дающих пользователям возможность самостоятельно производить контент и визуализировать информацию различными способами. Сегодня автором контента может стать любой пользователь сети без специальных навыков. Веб 2.0 технология ориентирована на совместное взаимодействие, т.е. на развитие коммуникативных компетенций. При этом следует применять такие сетевые активности, как Интернет-проекты [5], веб-квесты [8, 13], дистанционные круглые столы [11] и т.п.

Например, в рамках Интернет-проекта «Искусство быть учителем», организованного преподавателями и студентами Мининского университета весной 2023 г., посвященного Году педагога, размещенного на вики-сайте университета по адресу: https://clck.ru/34dpCV, совместная деятельность была организована как внутри команд участниц, так и между командами. Использовались такие инструменты совместной сетевой деятельности, как вики, Яндекс-презентации, Google-карты, Яндекс-таблицы, онлайн доски, карты памяти. Примеры совместной деятельности внутри команд: оформление вики-страницы команды (пример: https://clck.ru/34dpRG); создание ментальной карты, посвященной одному из выдающихся отечественных педагогов (пример карты, посвященной В.А. Сухомлинскому: https://clck.ru/34cdds). Что касается совместной деятельности команд, то, например, на одном из этапов проекта участникам было необходимо выбрать один из QR-кодов из общего Яндекс-документа (https://disk.yandex.ru/i/g8hedjSbg8aMdg); вписать название своей команды в соответствующей строчке; информацию о памятнике педагогу с указанием, почему он установлен именно в этом месте, разместить на совместной онлайн доске, указав название команды (https://clck.ru/347qTp). Кроме того, информацию о памятнике нужно было разместить на совместной Google-карте (https://clck.ru/35aPrg). Другой пример совместной сетевой деятельности в проекте: заполнение совместной Яндекс-таблицы (https://clck.ru/34dq5x) с нормативными документами, касающимися цифровой трансформации российского образования; где следовало указать наименование документа, ссылку на него; основные положения, касающиеся цифровой трансформации образования. Также в совместной презентации (https://clck.ru/34dq5g) каждому члену команды нужно было подобрать отечественные примеры применения сквозных цифровых технологий в образовательном процессе (искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей, блокчейн и др.).

Коммуникативные компетенции наиболее ярко проявляются при разработке сетевых проектов студентами для школьников. Примеры таких проектов: «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/GTNio), «В Нижний Новгород - это значит домой!» (https://clck.ru/Ubiz7). Здесь студентам-разработчикам приходилось самостоятельно придумывать задания на освоение различных цифровых инструментов, оформлять портфолио проекта, проводить рекламную компанию, разрабатывать критерии оценки работ, организовывать работу жюри, писать комментарии на вики-страницах команд, вести новостную ленту проекта, подводить итоги и проводить рефлексию участников и свою собственную. В ходе такой работы формировались проектно-сетевые сообщества студентов и школьников [9]. У разработчиков проектов формировались коммуникативные компетенции, а у участников коммуникативные универсальные учебные действия.

Также примером формирования проектно-сетевых сообществ студентов является проектирование веб-квестов для школьников. Опыт ежегодной работы над веб-квестами будущих бакалавров представлен в статьях [8, 13]. Один из примеров: веб-квест «Отечественная информатика: Вчера-Сегодня» (https://clck.ru/hUwrc). В ходе веб-квеста участники знакомятся с историей отечественной информатики, с отечественными ИТ-компаниями и их продуктами, осваивают отечественное программное обеспечение. Часть заданий предусматривает совместную сетевую деятельность. Еще один пример квеста, разработанного командой студентов для школьников 9-11 классов: «10-летие науки и технологий». В данном квесте школьники знакомятся с технологиями виртуальной и дополненной реальности, с робототехникой, искусственным интеллектом. Пример реализации дистанционного круглого стола в формате «World Cafe» представлен в статье [11]. Данный формат - метод, позволяющий организовать живое обсуждение, сфокусированную неформальную дискуссию. Этот формат преподаватели и студенты НГПУ используют как в очном варианте, так и в дистанционном. При этом используются такие цифровые инструменты, как Zoom, Discord, Miro.

Сегодня на различных образовательных платформах организуется много различных конкурсов, олимпиад, онлайн конференций. И это тоже средство развития коммуникативных компетенций.

Выводы. Цифровые технологии привели к появлению новых форм деятельности, обусловили развитие новых компетенций, представляющих собой способность использовать результаты и умения сетевых партнеров и готовность делиться с ними своими собственными результатами и умениями. При этом у каждого из участников взаимодействия формируются ключевые компетенции цифровой экономики, прежде всего, компетенция «коммуникация и кооперация в цифровой среде».

Эффективным способом формирования коммуникативных компетенций будущих бакалавров является совместная сетевая деятельность в рамках цифровой образовательной среды вуза. Компонентами ЦОС могут выступать СДО Moodle, вики-сайт университета, цифровые образовательные платформы, сетевые социальные сервисы.

Литература:

1. Брыксина, О.Ф. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4(17). - С. 14.

2. Гилеева, Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т.А. Гилева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2019. - № 2 (28). - С. 22-35

3. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№58-4. - С. 144-147

4. Константинова, Д.С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д.С. Константинова, М.М. Кудаева // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 11. - С. 1055-1072

5. Круподерова, Е.П. Командообразование в условиях сетевой проектной деятельности студентов / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, A.A. Щербакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 70-4. - С. 203-206

6. Круподерова, Е.П. Формирование у студентов ключевых компетенций цифровой экономики через внеаудиторную деятельность / Е.П. Круподерова, М.Р. Зайцева // Педагогический вестник. - 2022. - № 24. - С. 47-50

7. Круподерова, K.P. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / K.P. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 106 с.

8. Круподерова, K.P. Формирование информационной культуры обучающихся с помощью образовательных веб-квестов / K.P. Круподерова, H.A. Рябова, К.А. Шевелева // В сборнике «Современные образовательные Web-технологии в реализации личностного потенциала обучающихся». Сборник статей участников международной научно-практической конференции. -Арзамас. -2020. -С. 186-189

9. Круподерова, K.P. Формирование образовательных сообществ студентов в рамках сетевой проектной деятельности / K.P. Круподерова // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -Нижний Новгород. - 2022. - С. 17-19

10. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 11.

11. Пичужкина, Д.Ю. Реализация «world cafe» в дистанционном формате / Д.Ю. Пичужкина // Цифровые технологии в науке и образовании: Сборник статей по материалам VI Региональной студенческой научно-практической конференции. -Н. Новгород: Мининский университет. -2021. - С. 76-78

12. Приказ министерства экономического развития РФ от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41 (дата обращения: 24.09.2022)

13. Самерханова, Э.К. Возможности Web-квест технологии для организации профориентационной работы в вузе / Э.К. Самерханова, И.Н. Верхолетова // В сборнике Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация. Сборник статей V международной научно-практической конференции. - Арзамас. Арзамасский филиал ИНГУ. -2019. - С. 89-94

14. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 4.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г. № 926 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/71787574 (дата обращения: 04.09.2023)

16. Samerkhanova, E.K. Creation of a Modern Digital Environment for Managing the Educational Programs in University / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin II Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. - Vol. 73. -Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7_129

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Кузнецова Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Маслова Светлана Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Чиранова Ольга Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития исследовательских умений младших школьников на основе использования краеведческого материала. На основе теоретического анализа уточняется понятие «исследовательские умения». Для реализации системы работы по развитию исследовательских умений детей предлагается включение в уроки литературного чтения трех тематических блоков: 1) тренинг (знакомство со структурой исследовательской деятельности, ее компонентами, этапами исследования); решение (закрепление знаний, полученных на первом этапе); выполнение (работа над исследовательским проектом). Выполнение заданий исследовательского характера развивает у обучающихся следующие умения: выделять проблему, доказывать и защищать свою точку зрения, извлекать необходимую информацию, структурировать и систематизировать полученный материал.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, младшие школьники, уроки литературного чтения, мордовские народные сказки.

Annotation. The article deals with the problem of developing the research skills of younger schoolchildren based on the use of local history material. On the basis of theoretical analysis, the concept of "research skills" is clarified. To implement the system of work on the development of children's research skills, it is proposed to include three thematic blocks in literary reading lessons: 1) training (familiarization with the structure of research activity, its components, stages of research); solution (consolidation of knowledge gained at the first stage); implementation (work on a research project). Performing research tasks develops the following skills in students: to identify a problem, to prove and defend their point of view, to extract the necessary information, to structure and systematize the received material.

Key words: research activities, research skills,junior schoolchildren, literary reading lessons, Mordovian folk tales.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУРГГПУ иМГПУ) по теме «Формированиероссийской идентичности обучающихся средствами дисциплин филологической направленности»

Введение. Актуальность развития исследовательских умений у младших школьников обусловливается потребностью во внедрении педагогических технологий исследовательской деятельности в образовательный процесс школ, необходимостью максимального применения уже имеющейся в начальной школе практики организации исследовательской деятельности. Важность организации систематической работы практико-ориентированного характера в условиях исследовательской деятельности является необходимой для образовательных организаций и потому, что инновационные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.