Научная статья на тему 'Организация системы психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) воспитанников в условиях ДОО'

Организация системы психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) воспитанников в условиях ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация системы психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) воспитанников в условиях ДОО»

Кириллова Ю.В. ©

Педагог - психолог МБДОУ №57

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО

Современные нормативно - правовые документы в области образования:

- Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99 г. № 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии Министерства образования Российской Федерации»;

- Распоряжение правительства РФ от 29 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

нацеливают деятельность педагога-психолога на обеспечение системного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОО и утверждают необходимость поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности, вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в непосредственную образовательную деятельность ДОО.

Психолого-педагогическая работа с родителями (законными представителями) воспитанников в МБДОУ № 57 (город Ангарск), направлена на развитие социально -психологической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, анализ актуальных проблем в детско - родительских отношениях, реализацию профилактических и коррекционно - развивающих мероприятий в системе взаимоотношений «родитель - ребенок», что определяет актуальность вовлечения родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс, системное сотрудничество со специалистами ДОО.

Подходы А.И. Захарова, М.И. Лисиной, А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, Н.Ю. Синягиной определяют основные направления психолого-педагогической работы по оптимизации детско - родительских отношений, методические рекомендации Т.И. Чирковой, Л. М. Шипициной, Ю.А. Афонькиной, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой представляют организацию системы психолого - педагогического сопровождения родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной организации.

Система взаимодействия психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) воспитанников выстроена с учетом определенной цикличности и представлена в виде модели, включающей 3 этапа с последующим алгоритмом ее реализации:

1. На первом этапе осуществляется:

- Комплексная диагностика детского развития, на основе оценки развития целевых ориентиров у детей, осуществляемая в начале учебного года (сентябрь, октябрь). В проведении мониторинга принимают участие педагог - психолог, воспитатели, учитель -логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и руководитель по изобразительной деятельности, администрация учреждения.

- Диагностика и анализ актуальных проблем в детско-родительских отношениях;

© Кириллова Ю.В., 2016 г.

- Анализ данных полученных в результате мониторинга детского развития и диагностики детско-родительских отношений, которые освещаются на «Психолого-педагогических групповых совещаниях», проводимых 2 раза в год (сентябрь, май);

- Разработка основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей в условиях ДОО: выстраивается индивидуальный маршрут по решению выявленных проблем у детей раннего и дошкольного возраста, где определены задачи каждого специалиста в системе сопровождения; вырабатываются основные направления работы с родителями (законными представителями) воспитанников и рекомендации с целью успешного развития детей.

2. На втором этапе родителей (законных представителей) воспитанников знакомят и согласовывают с ними индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения.

На данном этапе организация психолого-педагогической работы с родителями (законными представителями) воспитанников включает активные формы взаимодействия с родителями (семинар-практикум, «круглый стол», родительские собрания, творческие конкурсы, игровые детско-родительские занятия), индивидуальные беседы и консультации, организацию коррекционно - развивающей работы направленную на оптимизацию детско-родительских отношений.

3. На третьем этапе осуществляется анализ результатов по психолого-педагогическому сопровождению детей и родителей в ДОО, на итоговых «Психолого-педагогических групповых совещаниях», проводимых в конце учебного года (апрель, май)

На основе анализа полученных данных, делается вывод о эффективности психолого -педагогического сопровождении, необходимости продолжения работы с детьми и родителями, корректировки направлений сопровождения.

В дальнейшем планируется работа с детьми и родителями (законными представителями воспитанников) по вновь выявленным проблемам, планируется проведение бесед с родителями по итоговым результатам сотрудничества со специалистами ДОО, динамики развития ребенка и причин проблем в детском развитии.

Алгоритм организации психолого - педагогического сопровождения повторяется:

- при зачислении в ДОО вновь поступивших детей раннего возраста до выпуска воспитанников в другую общеобразовательную организацию;

- по результатам итогового мониторинга (выявленных проблем в развитии и социализации воспитанников ДОО), диагностики детско-родительских отношений;

- по запросу родителей (законных представителей) воспитанников или педагогов

ДОО.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) воспитанников ДОО

Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников выстраивается с учетом годового плана мероприятий ДОО (утвержденным заведующим

ДОУ).

Просветительская работа.

С целью просвещения родителей по вопросам подготовки и адаптации детей раннего возраста к условиям и режиму ДОУ, организуется и проводится психолого-педагогический практикум «Школа молодых родителей» к работе которого привлекаются воспитатели групп раннего возраста, учитель - логопед, музыкальный руководитель, медицинский работник дошкольного учреждения.

Профилактическая работа.

Профилактическая работа с родителями в период посещения детьми детского учреждения включает в себя активные формы взаимодействия с родителями, индивидуальные консультации, привлечение родителей воспитанников к участию в совместных семейных творческих конкурсах:

Работа с родителями в первой младшей группе (дети 2-3 лет).

- Семинар - практикум по теме: «Кризис трех лет»:

- Круглый стол по теме: «Роль отца и матери в успешной социализации и благополучном развитии ребенка раннего возраста».

- Родительское собрание по теме: «Особенности развития ребенка раннего возраста».

Работа с родителями во второй младшей группе (дети 3-4 лет)

- Круглый стол по теме: «Семья глазами ребенка».

Работа с родителями в средней группе (дети 4-5 лет).

- Родительское собрание по теме: «Детско-родительские отношения как фактор успешной социализации ребенка среднего возраста»;

- Круглый стол по теме: «Мы и наши дети!»

Работа с родителями в старшей группе (дети 5-6 лет).

- Родительское собрание по теме: «Психологические особенности развития детей 5-6

лет»;

- Семинар по теме: «Особенности общения со старшими дошкольниками в семье».

Работа с родителями в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет).

- Родительское собрание по теме: «Проблемы готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению»;

- Детско-родительский семинар по теме: «Культура общения!»

С целью предоставления обучающего, информационного, демонстрационного материала и взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников используется электронная почта gulij1978@mail.ru и ведется персональная интернет -страничка педагога - психолога на сайте МБДОУ № 57 http://mdou57angarsk.ru/index.php/ strani chka-spetsi alistov/ strani chka-p edagoga-p sikhol oga/

Коррекционно - развивающая работа.

С целью повышения психолого-педагогической готовности1 родителей воспитанников к использованию эффективных методов и приемов, способствующих успешному (позитивному) взаимодействию с детьми осуществляется индивидуальная и групповая коррекционно - развивающая работа:

- Индивидуальная коррекционно - развивающая работа (в детско-родительской паре) проводится по следующим направлениям:

Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

Трудности в установлении межличностных отношениях детей дошкольного возраста (конфликтность, негативизм, замкнутость, тревожность, детские страхи);

Снижение и предупреждение психоэмоциональной напряженности и эмоциональной неустойчивости у детей дошкольного возраста.

- Групповая коррекционно - развивающая работа направлена на организацию совместно-практических игровых детско-родительских занятий. Содержание занятий планируется с учетом выявленных проблем в детско-родительских отношениях (в каждой возрастной группе детей), психофизических особенностей и возможностей развития детей раннего и дошкольного возраста, динамики в детско-родительском взаимодействии.:

- в первой младшей группе (дети 2-3 года). Тема занятия: «Любим с мамочкой играть», «Игрушки», «Мишкины погремушки», «Мы рассказываем сказки».

- во второй младшей группе (дети 3-4 года). Тема занятия: «Моя и мамина рука», «Солнечные зайчики», «Есть у солнышка дружок».

- в средней группе (дети 4-5 лет). Тема занятия: «Театр прикосновений», «Давай поиграем!»

- в старшей группе (дети 5-6 лет). Тема занятия: «Моя семья - моя поддержка и защита», «В гостях у сказки!»

- в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет). Тема занятия: «Путешествуем семьей!», «Скоро в школу!»

Консультационная работа.

- Индивидуальные консультации и беседы с родителями детей раннего возраста по проблемам адаптации детей раннего возраста к условиям и режиму ДОО.

- Консультации по проблемам детского развития (детская агрессивность, неустойчивое эмоциональное состояние, детские страхи, тревожность, низкая степень выраженности коммуникативных средств, недостаточный уровень развития познавательной активности детей, трудности овладения старшими дошкольниками предпосылками учебной деятельности).

- Индивидуальные запланированные беседы с родителями детей дошкольного возраста по подготовке к Муниципальной ПМПК.

- Консультации родителей по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе. Результативность организации психолого - педагогического сопровождения

родителей (законных представителей) воспитанников ДОО:

Повышение активности участия родителей в образовательном процессе ДОО, в сотрудничестве со специалистами дошкольного учреждения (Анкета «Оценка удовлетворенностью образовательным процессом в ДОО», анализ активности участия родителей при организации и проведении психолого-педагогических мероприятий в дошкольной организации (по спискам посещения)).

Повышение у родителей (законных представителей) воспитанников психолого-педагогической компетентности: в подготовке детей раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение (Анкета И. М. Марковской «Анализ уровня готовности детей раннего возраста к условиям и режиму ДОО»); в подборе методов и приемов эффективного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста.

Повышение показателя эмоциональной отзывчивости между родителем и ребенком раннего и дошкольного возраста; снижение показателя эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях (Е.И. Захарова «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия»; Опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок»; Тест -опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина; Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицких).

Основные направления работы по оптимизации детско-родительских отношений отражены в рабочей программе педагога - психолога опубликованной в 2015 году в сборнике «Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы», ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», г. Санкт-Петербург.

Практические материалы по совместно - практической детско-родительской игровой деятельности представлены в книге «Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО» опубликованной в 2016 г. ООО «Издательством «ДЕТСТВО -ПРЕСС» г. Санкт-Петербург.

Готовность к действию - установка, направленная на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; приписывание какого - либо личностного смысла - выполняемому действию (http://tolkslovar.ru/g4771.html: дата обращения 22 августа 2014)

Литература

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.

2. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. - СПб.: Речь, 2007.

3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986.

4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/Под редакцией Рузской А.Г.-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).- СПб. Издательство «Речь», 2005.

6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Речь, 2005.

7. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи.- М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2006.

8. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007.

9. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005.

10. Синягина Н.Ю. Психолого - педагогическая коррекция детско - родительских отношений.- М.: ВЛАДОС, 2001.

11. Удова О.В. Особенности взаимоотношений родителей с детьми и их изучение: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркутс.гос. пед. ун-та, 2007.

12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Пси—хологические игры и упражнения: Практическое посо—бие (пер. с немецкого, в 4-х т.) М.: Генезис, 1999.

13. Шипицина Л. М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипициной.- СПб: «Речь»,2005.

14. Шипициной Л.М., Защиринской О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.).-«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.