Научная статья на тему 'Вариативные формы дошкольного образования в процессе введения ФГОС до, реализуемые в МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 23»'

Вариативные формы дошкольного образования в процессе введения ФГОС до, реализуемые в МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 23» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1079
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова А.А., Первышева Л.В., Комарова И.В.

Данная статья раскрывает особенности и свойства вариативных форм дошкольного образования, специфику этих форм и необходимость в их существовании. Материал статьи буден полезен всем педагогам ДОО, может быть использован как консультация для педагогов, как лекционный материал на педагогическом совете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариативные формы дошкольного образования в процессе введения ФГОС до, реализуемые в МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 23»»

2. Виноградова И.А. Коммуникативное комплексность в социализации личности / И.А. Виноградова. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2002. - 78 с.

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБДОУ МО Г. КРАСНОДАР «ЦЕНТР - ДЕТСКИЙ САД № 23»

© Полякова А.А.*, Первышева Л.В.*, Комарова И.В.*

Центр развития ребенка - детский сад № 23 «Вишенка», г. Краснодар

Данная статья раскрывает особенности и свойства вариативных форм дошкольного образования, специфику этих форм и необходимость в их существовании. Материал статьи буден полезен всем педагогам ДОО, может быть использован как консультация для педагогов, как лекционный материал на педагогическом совете.

Ключевые слова: вариативные формы дошкольного образования, инновационная деятельность в ДОУ, федеральный государственный образовательный стандарт.

Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.

Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:

- доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;

- развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;

- психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.

Вариативные формы дошкольного образования:

- это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для

* Воспитатель.

* Воспитатель. " Воспитатель.

развития негосударственного сектора ДО, обеспечение поддержки семейного воспитания;

- это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).

Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Развитие своего дошкольного образовательного учреждения мы видим в развитии инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса. Для нас это, прежде всего, удовлетворение потребностей родительской общественности в новых формах дошкольного образования. Современные мамы хотят рано развивать своих детей.

Казалось бы, сегодня в условиях тотального дефицита мест в детских садах нет смысла говорить о повышении конкурентоспособности дошкольных учреждений, но, тем не менее, конкуренция есть. Дошкольному учреждению не безразлично, кто придет к ним в детский сад: пассивные потребители образовательных услуг или заинтересованные родители, готовые активно участвовать в образовательном процессе, инвестировать в него финансовые, интеллектуальные средства и пр.

Сегодня мы убедились, что на смену классической форме дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы, На примере дошкольного образования в нашем городе, мы видим, что проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

- группа кратковременного пребывания;

- центр игровой поддержки ребенка;

- консультативный пункт;

- служба ранней помощи;

- лекотека;

- семейный детский сад.

В нашем дошкольном учреждении реализуются следующие вариативные формы дошкольного образования:

1. Группы кратковременного пребывания (ГКП) - вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с

целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения.

В настоящее время в нашем саду работают следующие ГКП:

«Адаптационная группа» - для детей от 2-х до 3 лет, которая имеет целью - обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ

«Группа развития» - для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых.

Группа «Будущий первоклассник» - для детей 5-6 лет, цель, которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Группы кратковременного пребывания на базе МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 23» открыты с 01.09.2009 года по приказу Управления администрации МО г. Краснодара № 372 от 26.05.2009 г. для детей дошкольного возраста и для детей раннего возраста с длительностью пребывания - 4 часа, одноразовым питанием - обедом.

Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников. Основная организационная форма работы группы кратковременного пребывания - организованная детская деятельность совместно с детьми основных групп.

Образовательная деятельность проводится в первой и во второй половине дня в зависимости от режима работы основных групп МБДОУ и групп кратковременного пребывания с учетом потребностей родителей (законных представителей).

Коррекционная работа в группах кратковременного пребывания детей предполагает проведение занятий для каждого ребенка специалистами дошкольного образовательного учреждения (согласно штатному расписанию). К работе с воспитанниками группы привлекаются учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал.

В ГКП осуществляется оказание консультативно-методической поддержки их родителям (законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

2. Группа семейного воспитания создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

Группа семейного воспитания на базе МБДОУ МО г. Краснодар «Центр -детский сад № 23» открыта с 01.09.2014 г. В роли воспитателя выступает мама троих детей, открывшая группу семейного воспитания, она имеет высшее образование, прошла курсы повышения квалификации.

В группе семейного воспитания образовательная деятельность осуществляется на основе образовательной программы нашего ДОУ Образовательная деятельность осуществляется как в домашних условиях, так и с посещением музыкальных, физкультурных занятий в ДОУ. Воспитанники семейной группы также посещают праздники и развлечения в ДОУ, учувст-вуют во многих мероприятиях детского сада. Педагог семейной группы также является активным участником всех методических и педагогических мероприятиях в детском саду.

Педагоги групп кратковременного пребывания и группы семейного воспитания являются активным участником инновационной деятельности нашего ДОУ по теме: «Организационно-методическое сопровождение педагогов ДОУ в режиме перехода на ФГОС ДО». Работа в инновационном режиме позволяет им подобрать новые формы и методы работы для своих групп, что обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в вариативных формах дошкольного образования.

Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

В рамках Закона «Об образовании» мы применяем такое понятие как федеральный государственный образовательный стандарт, который является совокупностью обязательных требований к образованию определенного уровня. Эти требования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В рамках ФГОС мы ставим перед собой основную цель образовательного процесса: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Поиск новых форм работы привёл педагогический коллектив к тому, что механизмом оптимизации развития учреждения явился поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ. Вариативные формы дошкольного образования на этапе введения ФГОС являются гарантами повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

Таким образом, вариативность образования - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования

в России. Вариативный образовательный процесс - взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Необходимо особо отметить тот факт, что процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Анализ сложившейся ситуации в системе образования, по затронутой проблеме, показывает, что в настоящий момент сократился рост очередности в дошкольные учреждения, возрос родительский интерес к данным учреждениям.

Список литературы:

1. Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегион. науч.-практ. конф. - Ростов-н/Д., 2011.

2. Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. - М., 2008.

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ Методическое пособие. - М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

4. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений: методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.

5. Приказ МОН РФ от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.