Научная статья на тему 'Особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с ФГОС'

Особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3268
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Алена Геннадьевна

в статье рассматриваются особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в условиях введения ФГОС нового поколения, описаны направления деятельности педагога-психолога и основные требования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савина Алена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с ФГОС»

Особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с ФГОС Савина А. Г.

Савина Алена Геннадьевна / Savina А1епа Gemad'evna - педагог-психолог, МБДОУ Котовский детский сад «Облачко», Старооскольский район, с. Котово

Аннотация: в статье рассматриваются особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в условиях введения ФГОС нового поколения, описаны направления деятельности педагога-психолога и основные требования.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

С введением новых образовательных стандартов, деятельность дошкольного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.

Цель деятельности педагога-психолога ДОУ - содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС.

Новое в разделе «Должностные обязанности»:

• Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

• Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.

• Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

• Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива.

• Участвует в работе педагогических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

Направления деятельности педагога-психолога:

- коррекционно-развивающая работа;

- психологическая диагностика;

- психологическая профилактика;

- психологическое просвещение.

Коррекционно-развивающее направление

• Цель: содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

• Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.

• Не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.

• Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка.

В Стандарте учитываются:

1) Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО].

Психологическая диагностика

Задачи:

• Индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

• Оптимизации работы с группой детей.

Требования к условиям:

• При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

• Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО].

Психологическое проектирование и экспертиза образовательной среды

Необходимость формирования в дошкольной образовательной организации социокультурной среды, соответствующей индивидуальным, возрастным, психологическим и физиологическим особенностям детей. [Ст. 1.6 п. 8 ФГОС ДО].

Психологическая профилактика

1) С родителями. Необходимость включения в работу с родителями более практико-ориентированных методов [Ст.1.6 п.9 ФГОС ДО].

2) С педагогами. Участие в развитии психолого-педагогической компетентности педагогов [Ст.3.2 п.6 ФГОС ДО].

Психолого-педагогические требования к условиям реализации программ:

• Профессионального развития педагогических работников и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования.

• Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.

• Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми [ДОО ст.3.2 п.6].

Психологическое просвещение

• Цель: Повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Организационно-методическая работа

Направлена на повышение профессиональной компетентности, разработку коррекционно-развивающих программ в соответствии с ФГОС ДО, создание и подготовку психологического инструментария, ведение текущей документации.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва [Электронный ресурс]: «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 21.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.