Научная статья на тему 'Организация школьного питания в Российской Федерации: мониторинговые исследования открытых источников'

Организация школьного питания в Российской Федерации: мониторинговые исследования открытых источников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ОТКРЫТЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ / НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ORGANIZATION OF SCHOOL FOOD / MONITORING / OPEN INFORMATION SOURCES / STANDARD INFORMATION / METHODICAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Миндзаева Этери Викторовна, Чайко Инна Леонидовна, Бешенков Сергей Александрович

Проблема обеспечения качественным питанием обучающихся является одним из важных направлений исследований в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография». Составной частью этого исследования является получение полной и достоверной информации о состоянии школьного питания в различных регионах субъектов Российской федерации. Одним из источников такой информации являются сайты субъектов Российской Федерации, на которых размещена информация об организации питания в регионе. В статье представлена методика сбора названной информации, разработанная в ФГБНУ «ИУО РАО». Полученная с помощью данной методики информация может быть использована руководителями образовательных учреждений для более эффективной организации школьного питания.The problem of ensuring quality nutrition of students is one of the important areas of research within the framework of the national projects «Education» and «Demography». An integral part of this study is the receipt of complete and reliable information on the state of school meals in different regions of the constituent entities of the Russian Federation. One of the sources of such information is the websites of the constituent entities of the Russian Federation, which contain information on the organization of food in the region. The article presents the methodology for collecting this information developed in FSBSI «IEM RAE». Information obtained through this methodology can be used by heads of educational institutions for more effective organization of school meals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Миндзаева Этери Викторовна, Чайко Инна Леонидовна, Бешенков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация школьного питания в Российской Федерации: мониторинговые исследования открытых источников»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Неустроев Сергей Сергеевич,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», директор, доктор экономических наук, uprstrateg@yandex.ru

Миндзаева Этери Викторовна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, кандидат педагогических наук, 1vega1@mail.ru

Чайко Инна Леонидовна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, chayko_uo@mail.ru

Бешенков Сергей Александрович,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», руководитель центра, доктор педагогических наук, профессор, srg57@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ*

Аннотация

Проблема обеспечения качественным питанием обучающихся является одним из важных направлений исследований в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография». Составной частью этого исследования является получение полной и достоверной информации о состоянии школьного питания в различных регионах субъектов Российской федерации. Одним из источников такой информации являются сайты субъектов Российской Федерации, на которых размещена информация об организации питания в регионе. В статье представлена методика сбора названной информации, разработанная в ФГБНУ «ИУО РАО». Полученная с помощью данной методики информация может быть использована руководителями образовательных учреждений для более эффективной организации школьного питания. Ключевые слова:

организация школьного питания; мониторинг; открытые информационные источники; нормативная информация; методическая информация.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» №073-00089-19-01 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)», принята в редакцию в декабре 2019 г.

Основные стратегические направления организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных организациях отражены в национальных проектах «Образование» и «Демография», что свидетельствует о рассмотрении данной проблемы как одной из наиболее значимых, как для государства, так и для общества в целом [1-3].

При проведении анализа информационных ресурсов субъектов Российской Федерации (с 10.01.2019 г. по 30.06. 2019 г.) была разработана методика сбора информации [4; 5] и выделены направления, которые в совокупности представляют собой модель организации питания в регионе, и дают возможность получить представления об организации школьного горячего питания. Были определены следующие направления:

• охват обучающихся одноразовым и двухразовым горячим питанием;

• наличие разнообразного меню и дополнительного питания детей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

• модернизация материально-технической базы школьного пищеблока;

• развитие кадрового потенциала в системе школьного питания;

• сведения по стоимости школьного питания;

• формирование комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты системы школьного питания;

• наличие информации по организационно-просветительской работе формирования культуры здорового питания;

• организация системы безналичного расчета школьного питания;

• наличие программ по совершенствованию системы школьного питания.

На основе анализа вышеназванной модели было получено общее

представление об организации горячего питания школьников в субъектах Российской Федерации.

Наличие нормативно-методической документации по организации школьного питания обучающихся в общеобразовательных организациях выявлено на сайтах 61,2% субъектов РФ (отсутствие подобной информации -33 субъекта РФ, 38,8%). Количество субъектов Российской Федерации, в которых отсутствует данная информация, представлено в таблице 1.

Доля субъектов Российской Федерации, на официальных сайтах которых отсутствуют нормативно-методические документы по вопросам обеспечения функционирования и развития системы питания школьников, в разрезе федеральных округов (ФО)

Таблица 1

Центральный ФО (7,1%):

1. Брянская область,

2. Воронежская область,

3. Ивановская область,

4. Липецкая область,

5. Смоленская область,

6. Тульская область.

Приволжский ФО (4,7%):

1. Чувашская Республика,

2. Нижегородская область,

3. Пензенская область,

4. Ульяновская область.

Северо-Западный ФО (3,5%):

1. Республика Карелия,

2. Архангельская область,

3. Новгородская область.

Дальневосточный ФО (7,1%):

1. Республика Саха (Якутия),

2. Амурская область,

3. Магаданская область,

4. Еврейская автономная область,

5. Республика Бурятия,

6. Забайкальский край.

Сибирский ФО (5,9%):

1. Республика Тыва,

2. Алтайский край,

3. Красноярский край,

4. Иркутская область,

5. Томская область

Уральский ФО (3,5%):

1. Курганская область,

2. Тюменская область,

3. Челябинская область.

Южный ФО (3,5%):

1. Республика Адыгея,

2. Республика Калмыкия,

3. Республика Крым.

Северо-Кавказский ФО (3,5%):

1. Республика Дагестан,

2. Кабардино-Балкарская Республика, 3.Чеченская Республика.

Отсутствие данной информации существенно осложняет оценку деятельности администрации областей по организации горячего питания школьников.

Представленный анализ касался содержания исследованных сайтов в аспекте сформулированной выше модели организации горячего питания школьников. Анализ проводился на основе информации 52 субъектов Российской Федерации по следующим показателям:

• наличие специального раздела, посвященного организации школьного питания;

• перечень размещенных нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы организации питания в общеобразовательных организациях (а также их актуальность);

• наличие нормативных документов, включающих перечень мероприятий по модернизации региональных и муниципальных систем питания обучающихся в образовательных организациях;

• наличие информации о стоимости питания одного обучающегося в день (нормативно-правовые акты, информационная справка для родителей (законных представителей) обучающихся, методические рекомендации/ административные регламенты по получению данной услуги с приложением форм заявок);

• наличие информации, отражающей актуальное состояние объектов инфраструктуры, обеспечивающей процедуру организации школьного питания (информационная справка, аналитический обзор, статистические данные);

• обеспечение реализации персонализированного питания обучающихся в общеобразовательных организациях, страдающих различного рода заболеваниями (диабет, целиакия и другие хронические заболевания);

• обеспечение контроля качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях.

При проведении исследования не было выявлено ни одного субъекта в Российской Федерации, на официальном сайте которого была бы представлена вышеперечисленная информация в полном объеме.

Только в 10 субъектах Российской Федерации (что составляет 11,8% от общего количества субъектов Российской Федерации) созданы специальные разделы, посвященные организации школьного питания. При этом только в 9 регионах (10,6%) в данных разделах имеется информация по вопросам функционирования и развития системы питания обучающихся в общеобразовательных организациях. Это, в частности: СЗФО - Мурманская и Псковская области, г. Санкт-Петербург; ЮФО - Ростовская область; ПФО - Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Оренбургская область; СФО - Республика Алтай, Новосибирская область.

На официальных сайтах (в том числе в разделах «Нормативно-правовые документы», «Проекты и программы») 50 из 85 субъектов Российской Федерации (58,8%) размещены нормативно-правовые документы, регламентирующих вопросы организации питания в общеобразовательных организациях. При этом следует обратить внимание на то, что на официальных сайтах органов исполнительной власти 3 (трех) субъектов Российской Федерации размещены только федеральные акты, регламентирующие организацию школьного питания. В 2 (двух) субъектах Российской Федерации размещены региональные нормативно-правовые акты, утратившие силу.

Таким образом, актуальные региональные нормативно-правовые документы по исследуемому вопросу размещены на официальных сайтах 45 субъектов Российской Федерации (52,9%).

Анализ региональных нормативно-правовых документов по вопросу функционирования и развития системы школьного питания, размещенных на официальных сайтах субъектов Российской Федерации, показал, что регламентация деятельности по исследуемому вопросу осуществляется посредством разработки и утверждения нескольких типов документов:

• на уровне законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (законы субъекта Российской Федерации);

• на уровне правительства субъекта Российской Федерации (постановления и/ или распоряжения правительства субъекта Российской Федерации);

• на уровне органа исполнительной власти в сфере образования (постановления и/или распоряжения, и/или приказы).

В 8 (восьми) субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены областные законы (либо отдельные законы по вопросам социального питания, либо в областной закон об образовании включен раздел по вопросам организации школьного питания).

В 27 (двадцати семи) субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены постановления и/или распоряжения правительства субъектов Российской Федерации, регламентирующие процесс функционирования и развития системы школьного питания.

В ряде субъектов Российской Федерации вышеуказанные документы отражают системный подход к организации школьного питания, основанный на реализации большей части мероприятий, установленных в Методических рекомендациях по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (приказ Минобрнауки России и Минздрава России от 11.03.2012 №213н/178 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»).

В 14 (четырнадцати) субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены постановления и/или распоряжения, и/или приказы органов исполнительной власти в сфере образования, регламентирующие процесс функционирования и развития системы школьного питания.

Контекстный анализ информации, размещенной на официальных сайтах субъектов Российской Федерации, показал, что наиболее проблемными вопросам во всех субъектах Российской Федерации являются реализация мероприятий по модернизации региональных и муниципальных систем питания обучающихся в образовательных организациях, определение стоимости школьного питания, состояние объектов инфраструктуры, обеспечивающих процедуру организации школьного питания, организация инклюзивного питания, обеспечение контроля качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях.

Ни в одном из регионов не представлена информация, отражающая актуальное состояние объектов инфраструктуры, обеспечивающих процедуру организации школьного питания, а также информация о возможности организации инклюзивного питания обучающихся в общеобразовательных организациях, страдающих различного рода заболеваниями (диабет, целиакия, и т.п.).

Информация о стоимости школьного питания представлена на официальных сайтах только 6 (шести) субъектов Российской Федерации, что составляет 7,1% от общей численности субъектов Российской Федерации: г. Санкт-Петербург (СЗФО); Астраханская область (ЮФО); Республика Башкортостан (ПФО); Удмуртская Республика (ПФО); Омская область (СФО); Чукотский автономный округ (ДФО).

При этом размер денежных средств, выделяемых из областных бюджетов на организацию питания, варьируется от 5,0 рублей (Омская область) до 161,0 рубля (г. Санкт-Петербург) на одного обучающегося в день. В связи с отсутствием информации на официальных сайтах остальных субъектов Российской Федерации данная информация не является репрезентативной и не позволяет сделать выводы о существующей практике выделения денежных средств из областных бюджетов на организацию школьного питания.

Информация об актуальном состоянии объектов инфраструктуры, обеспечивающих процедуру организации школьного питания, представлена в основном в государственных программах субъектов Российской Федерации общими словами и не дает полного представления о перечне объектов

(школьных пищеблоках), нуждающихся в проведении косметического и капитального ремонтов, о необходимости строительства новых или реконструкции имеющихся; модернизации технологического оборудования.

Общее отношение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к организации школьного питания (прежде всего понимание важности данного вопроса, необходимости формирования системного подхода к организации школьного питания и осуществлению межведомственного контроля), на наш взгляд, отражено в отсутствии должного контроля за реализаций разработанных и утвержденных как на федеральном, так и на региональном уровне программ, направленных на совершенствование системы школьного питания, повышение качества и обеспечение безопасности питания в общеобразовательных организациях.

Контекстный анализ информации, размещенной на официальных сайтах субъектов Российской Федерации, показал, что только в 8 (восьми) субъектах Российской Федерации (9,4%) разработаны и утверждены нормативно-правовые документы, регламентирующие процедуру контроля за организацией школьного питания, а также меры по повышению качества питания в общеобразовательных организациях: Мурманская область (СЗФО); г. Санкт-Петербург (СЗФО); Белгородская область (ЦФО); Тверская область (ЦФО); Республика Татарстан (ПФО); Оренбургская область (ЦФО); Пермский край (ЦФО); Новосибирская область (СФО).

В 3 (трех) субъектах Российской Федерации проводятся мониторинги по охвату питанием в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях:

• Мурманская область (приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 28.10.2015 №1926 «О мониторинге по охвату горячим питанием в государственных областных и муниципальных образовательных организациях»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• г. Санкт-Петербург (План проведения мониторинга общественного мнения на 2019 год, утвержденный Председателем Комитета по информации и связи 03.02.2019);

• Оренбургская область (приказ Министерства образования Оренбургской области от 04.02.2019 №01-21/248 «О недопущении нарушений санитарно-эпидемиологического режима в образовательных организациях»).

В 3 (трех) субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены планы мероприятий по повышению качества организации школьного питания:

• Тверская область (приказ Министерства образования Тверской области от 21.12.2018 №1851/АС «Об утверждении плана мероприятий по повышению качества организации питания несовершеннолетних, находящихся в образовательных, медицинских социальных организациях Тверской области, на 2019 год»);

• Пермский край (приказ Министерства образования и науки Пермского края от 25.09.2017 №СЭД-26-01-06-947 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Пермского края от 6 мая 2015 года №СЭД-26-01-04-330 «О повышении эффективности системы контроля качества предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края»);

• Новосибирская область (приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 06.03.2017 №495 «Об утверждении Плана мероприятий по развитию системы питания в сфере образования Новосибирской области на 2017-2019 годы»).

Следует отметить, что мониторинговое исследование по организации питания обучающихся в дневных общеобразовательных организациях в 2019 году (ежегодный мониторинг Министерства просвещения Российской Федерации) показало, что:

• в 56 (пятидесяти шести) субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены нормативные акты, регламентирующие организацию питания в общеобразовательных организациях (не льготные категории обучающихся);

• в 68 (шестидесяти восьми) субъектах Российской Федерации -нормативные акты, регламентирующие организацию питания в общеобразовательных организациях для льготных категорий обучающихся;

• в 37 (тридцати семи) субъектах Российской Федерации - нормативные акты, в соответствии с которыми предусмотрены денежные средства на модернизацию школьного пищеблока в 2019 году.

На рисунке 1 представлена сводная информация, отражающая наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию школьного питания в субъектах Российской Федерации, и их размещение на официальных сайтах субъектов Российской Федерации (информирование потребителей данных услуг).

Рис. 1. Сводная информация о наличии нормативно-методических документов по вопросам организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях в субъектах РФ

Таким образом, проведенный анализ информационный ресурсов субъектов Российской Федерации показывает, что в большинстве из них отсутствует полноценная, актуальная информация по вопросам организации школьного питания; информация, размещенная на официальных сайтах субъектов Российской Федерации, не дает четкого представления о существующих в субъектах Российской Федерации моделях и практиках организации школьного питания в связи с отсутствием данных о:

• наличии одноразового/ двухразового горячего питания для обучающихся общеобразовательных организаций;

• наличии разнообразного меню и дополнительного питания детей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

• модернизации материально-технической базы школьного пищеблока;

• развитии кадрового потенциала в системе школьного питания;

• стоимости школьного питания;

• формировании комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты системы школьного питания;

• организационно-просветительской работе формирования культуры здорового питания;

• организации школьного питания для льготных категорий, обучающихся;

• организации системы безналичного расчета школьного питания;

• наличии программ по совершенствованию системы школьного питания.

Основной проблемой развития системы школьного питания,

выявленной при проведении исследования, является отсутствие на федеральном уровне соответствующего нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения в указанной системе и правовые основы ее взаимодействия с иными отраслями экономики, в связи с чем на федеральном уровне по-прежнему действует ряд разрозненных нормативно-правовых и нормативно-технических документов, применяемых отрасли социального питания, в то время как указанные нормы в большей степени регулируют сферу массового общественного питания.

Литература

1. Национальный проект «Демография» [Электронный ресурс] // Минтруд России: [сайт]. URL: https://rosmmtmd.ru/mmistry/ programms/demography (дата обращения: 07.11.2019).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/#ixzz5t4ud4kSv (дата обращения: 18.11.2019).

3. Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 №1873-р [Электронный

ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=106196&fld= 134&dst=100007,0&rnd=0.557 532795463597#02576347073048302 (дата обращения: 18.11.2019).

4. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Pp. 24-30.

5. Mindzaeva E., Beshenkov S. and Adamchuk D. Information Support for the Management of Socially-Important Projects // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Pp. 18-23.

Neustroev Sergej Sergeevich,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Director, Doctor of Economics, uprstrateg@yandex.ru

Mindzaeva E^teri Viktorovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of Department, Candidate of Pedagogics, 1vega1@mail.ru

Chajko Inna leonidovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of Department, chayko_uo@mail.ru

Beshenkov Sergej Aleksandrovich,

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», t

he Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, Professor, srg57@mail.ru

SCHOOL FEEDING IN THE RUSSIAN FEDERATION: OPEN SOURCE MONITORING STUDIES

Annotation

The problem of ensuring quality nutrition of students is one of the important areas of research within the framework of the national projects «Education» and «Demography». An integral part of this study is the receipt of complete and reliable information on the state of school meals in different regions of the constituent entities of the Russian Federation. One of the sources of such information is the websites of the constituent entities of the Russian Federation, which contain information on the organization of food in the region. The article presents the methodology for collecting this information developed in FSBSI «IEMRAE». Information obtained through this methodology can be used by heads of educational institutions for more effective organization of school meals. Keywords:

organization of school food; monitoring; open information sources; standard information; methodical information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.