Научная статья на тему 'Предварительные итоги мониторинга системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях в 2019 году в аспекте реализации государственной политики в области здорового питания'

Предварительные итоги мониторинга системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях в 2019 году в аспекте реализации государственной политики в области здорового питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / МОНИТОРИНГ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ORGANIZATION OF THE NUTRITION SYSTEM IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS / MONITORING / SOCIOLOGICAL RESEARCH / STATE POLICY / HEALTHY FOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Миндзаева Этери Викторовна, Рождественская Лада Николаевна

Государственная политика в области здорового питания обучающихся представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей детей в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. В статье сделан анализ соответствия нынешней системы организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях требованиям государственной политики, основанный на информации, полученной в ходе мониторинга системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях в 2019 году.The State Policy on Healthy Nutrition of Students is a set of measures aimed at creating conditions that ensure that children 's health needs are met in accordance with the requirements of medical science, taking into account their traditions, habits and economic situation. The article makes an analysis of the compliance of the current system of organization of nutrition of students in general education organizations with the requirements of the state policy, based on the information received during the monitoring of the system of organization of hot nutrition in general education organizations in 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Миндзаева Этери Викторовна, Рождественская Лада Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предварительные итоги мониторинга системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях в 2019 году в аспекте реализации государственной политики в области здорового питания»

Неустроев Сергей Сергеевич,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», директор, доктор экономических наук, [email protected]

Миндзаева Этери Викторовна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, кандидат педагогических наук, [email protected]

Рождественская Лада Николаевна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», аналитик, Новосибирский государственный технический университет, заведующий кафедрой, кандидат экономических наук, доцент, lada2006job@mail. т

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В 2019 ГОДУ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ*

Аннотация

Государственная политика в области здорового питания обучающихся представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей детей в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. В статье сделан анализ соответствия нынешней системы организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях требованиям государственной политики, основанный на информации, полученной в ходе мониторинга системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях в 2019 году. Ключевые слова:

организация системы питания в общеобразовательных организациях; мониторинг; социологическое исследование; государственная политика; здоровое питание.

Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» №073-00089-19-01 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)», принята в редакцию в декабре 2019 г.

традиций, привычек и экономического положения. Об этом сказано в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. №1873-р «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» [8].

Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.

Основными задачами государственной политики в области здорового питания являются:

• расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности;

• развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, в том числе для питания в организованных коллективах (трудовых, образовательных и других);

• разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотехнологии;

• совершенствование организации питания в организованных коллективах, обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины, совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в лечебно-профилактических учреждениях как неотъемлемой части лечебного процесса;

• разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания;

• мониторинг состояния питания населения.

Современные дети, учащиеся общеобразовательных школ, значительную часть времени посвящают учебе. Реализация федерального государственного образовательного стандарта, формирование индивидуальной траектории развития и обучения предполагают практически занятость обучающихся в течение всего дня: школьные уроки, дополнительные занятия, кружки и секции, самостоятельная подготовка. Организация системы школьного питания во многом влияет не только на физическое здоровье школьников. Нерационально питающийся ребенок не способен вынести полноценную умственную и физическую нагрузку. Некачественное и несбалансированное питание является причиной нарушений в работе мозга, в эмоциональной сфере. Питание оказывает влияние на психическую выносливость и эмоциональную устойчивость, долговременную и краткосрочную память, на сопротивляемость заболеваниям и многое другое.

Таким образом, мониторинг питания обучающихся в общеобразовательных организациях является частью программ государственного мониторинга питания и здоровья населения на основе проведения специальных исследований индивидуального питания, включая вопросы безопасности и развития распространенных алиментарно-зависимых состояний является одним из основных мероприятий в области реализации государственной политикой в области здорового питания вообще, и в области [8].

Информация, полученная в результате мониторинга «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях - 2019 г.» (далее - Мониторинг), позволяет сделать вывод о том, что на данный момент не достигнут 100%-ый охват 1-разовым и 2-разовым питанием обучающихся обычной категории, льготной категории, а также обучающихся, у которых есть установленный диагноз по таким видам заболеваний, как: диабет, целиакия, заболевания ЖКТ, аллергия и другие хронические заболевания [1; 2].

Показатели по охвату школьников питанием по Российской Федерации составил: одноразовым питанием - 54,4%, двухразовым питанием - 26,3%. Средний по Российской Федерации показатель охвата одноразовым питанием детей льготных категорий - 59,8%, двухразовым - 35,6%. По отношению к аналогичному периоду прошлого года наблюдается тенденция снижения количества детей, получающих одноразовое питание, на фоне незначительного роста количества обучающихся, охваченных двухразовым питанием.

Количество образовательных организаций, которые наряду с действующим цикличным меню используют меню для детей с хроническими заболеваниями (болезни органов пищеварения, анемия, ожирение, диабет, целиакия), остается на низком уровне.

Всего чуть более 5% образовательных организаций используют специализированное меню для детей с хроническими заболеваниями. Наибольшее количество образовательных организаций, использующих специализированные меню для детей с хроническими заболеваниями: в Костромской области, Курской области.

Менее 1% образовательных организаций (75) используют меню для детей, имеющих диагноз «целиакия». Наибольшее количество образовательных организаций, использующих специализированные меню для детей с подтвержденным диагнозом «целиакия»: в Республике Карелия, Краснодарском крае и Новгородской области.

Немного более 3% образовательных организаций (1 291) используют меню для детей, имеющих диагноз «диабет». Наибольшее количество образовательных организаций, использующих специализированные меню для детей с подтвержденным диагнозом «диабет»: в Курской области, Забайкальском крае и Республике Карелия.

Данные Мониторинга свидетельствуют о том, что стоимость питания повысилась по сравнению с прошлым годом во всех субъектах РФ. Распределение финансирования по разным источникам и внедрение

безналичного расчета - отражено на следующем слайде. В регионах продолжается внедрение систем безналичного расчета за школьное питание. Указанная система внедрена в 13 447 (33,4% от общего количества дневных общеобразовательных организаций). Внедрение безналичного расчета позволяет родителям контролировать питание детей, поэтому увеличивает количество детей, охваченных горячим питанием. Также это увеличивает практику реализации возможности частичного выбора рациона заранее вместе с родителями, что способствует более рациональному питанию, конечно, с условием его качества и востребованности.

Таким образом, по данным мониторинга, в том числе экспертной оценке его результатов, а также сопоставления с данными социологического опроса обучающихся и родителей, можно отметить общие для большинства общеобразовательных организаций недостатки, которые являются основными причинами неполного охвата питанием обучающихся всех категорий в общеобразовательных организациях, а именно:

• не все категории обучающихся могут в школьной столовой получить индивидуально-ориентированный (персонализированный) рацион питания, который зависит от состояния здоровья (здоров или имеет хронические заболевания), индивидуальных вкусовых предпочтений (традиции семьи, сложившееся пищевое поведение, исключая вредные привычки), культурных особенностей семьи (национальные, религиозные), индивидуальной траектории развития (преобладание умственной, физической, эмоциональной нагрузки постоянно или временно) и др.;

• малое количество продуктов, содержащих белок животного происхождения (мясо, рыба, творог), малый объем порций, скудный ассортимент питания. Даже сбалансированный по требованиям рацион, который не привлекает обучающихся своими органолептическими свойствами, не потребляется, а уходит в отходы; органолептические (вкусовые) свойства еды не в полной мере отвечают запросам и привычкам обучающихся (внешний вид, консистенция, плотность, эластичность, запах, сочность, терпкость, волокнистость и др.) (соц. опрос - основные причины, которые вызывают недовольство ребенка: «не нравятся вкусовые качества блюд» - 61,6%, «отсутствует достаточное разнообразие блюд»: 38,3%);

• большие очереди в столовой, по причине чего обучающиеся не успевают за время перемены помыть руки, получить еду и не спеша, как это положено, ее съесть (переполненность школ и как следствие несоответствие пищеблоков проектной мощности) (соц. опрос - в качестве одной из основных проблем в организации питания родители указывают недостаток времени на полноценный прием пищи (57%);

• если в школе отсутствует безналичная форма оплаты питания, родители часто выделяют ограниченные средства на перекус, который ребенок часто приобретает вне школы;

• недостаточное количество школ, администрация которых взаимодействует с организациями, которые должны проводить мониторинг здоровья, исследовать вкусовые предпочтения детей (анкетирование, опросы) с

целью разработки соответствующего меню, привлекает на работу высококвалифицированные кадры для работы в школьной столовой (проводит систематическое повышение квалификации при реализации современных актуальных программ повышения квалификации) для того, чтобы качество питания соответствовало запросам детей и родителей (а родительская плата преобладает в стоимости питания!) и т.п., т.е., не исследуется причина того, почему обучающиеся не питаются в школьной столовой;

• сегодня многие школы, так или иначе, выполняют функции школы полного дня: длительное пребывание детей в школе обусловлено необходимостью реализовать требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта, а это значит посещение занятий в рамках дополнительного образования, элективных курсов, кружков, спортивных секций и др.; соответственно и школьные столовые должны иметь график работы, который обеспечивает правильное питание детей в течение того времени, когда это необходимо, в соответствии с графиком пребывания обучающихся в школе;

• стоимость питания недоступна многим детям в силу достатка семьи, даже с учетом субсидий и компенсаций: более чем для 11% родителей стоимость питания ребенка в школьной столовой является ощутимой для семейного бюджета и, можно предположить, что в этих семьях дети либо вообще не питаются в школьной столовой, либо питаются там нерегулярно, и, соответственно, для них недоступно полноценное сбалансированное питание в течение дня. Значительная часть родителей (74,3%) считают стоимость питания ребенка в школьной столовой «средней», что также позволяет предположить у части детей из этих семей нерегулярность питания (например, или только завтрак, или только обед, или покупка только хлебобулочных изделий, перекус). По данным социологического опроса, на вопрос о том, считают ли родители, что их ребенок должен быть обеспечен бесплатным питанием исходя из достатка семьи, родители дали ответы, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты ответа родителей на вопрос об обеспеченности бесплатным питанием (социологический опрос в 2019 году в рамках социологического _исследования, проведенного ФГБНУ «ИУО РАО»)_

Вопрос:

как Вы считаете, Ваш ребенок должен быть обеспечен Среднее значение по РФ ДВФО ПФО СЗФО СКФО СФО УФО ЦФО ЮФО

бесплатным

питанием?

Да, и он его получает 33,4% 28,7% 20,1% 22,8% 21,9% 22,3% 47,9% 30,5% 31,4%

Да, но мой ребенок не получает 28,2% 30,6% 33,3% 25,1% 42,4% 28,5% 21,5% 25,9% 36,2%

бесплатное питание

Нет 38,4% 40,6% 46,6% 52,1% 35,7% 49,3% 30,6% 43,7% 32,5%

Итого 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Данные социологического опроса позволяют предположить, что значительное количество родителей (до трети от общего количества опрошенных), считают, что принципы обеспечения льготным питанием должны быть более адресные, ориентироваться не только на общефедеральные нормы и подходы, но и учитывать региональные особенности (например, традиционно значительное количество многодетных семей, по сравнению с другими субъектами РФ).

В основе формирования локальной документации для пищеблока лежат:

• конкретизированные нормы потребления (в официальных документах приводятся суточные нормы, по которым рассчитывают значения для фактических категорий питающихся, т. к. завтраки и обеды в школе),

• рецептуры блюд, специально разработанные для детского питания,

• типовые цикличные меню,

• номенклатура продуктов с указанием технических условий (ТУ, ГОСТ) и дополнительных требований (фасовка, упаковка, сроки).

Самостоятельная разработка такой документации фактически невозможна в связи со следующим:

• отсутствием компетенции у сотрудников пищеблока образовательной организации;

• такая работа не включается в функциональные обязанности сотрудников пищеблока образовательной организации.

Для того чтобы документация по блюдам и меню стала фундаментом системы управления питанием, требуется обеспечить надежное средство предоставления качественной технологической информации. Решением является подготовка комплекса нормативно-справочной документации для пищеблока внешними организациями, специализирующимися в этом (в том числе в форме специализированного программного обеспечения). В сложившейся ситуации, обязательно должна быть учтена необходимость диетических рационов и рецептур.

К решению проблем модернизации материально-технической базы системы школьного питания не все субъекты подходят системно: об этом говорят следующие факты:

• доля общеобразовательных организаций, имеющих актуальный паспорт пищеблока школьных столовых по Российской Федерации 48,22%;

• в 27 субъектах РФ (31,8%), общеобразовательные организации имеют разработанные проекты на строительство пищеблока школьных столовых;

• в 20 субъектах РФ (23,5%), общеобразовательные организации не имеют разработанные проекты на ремонт пищеблока школьных столовых.

Таким образом, с одной стороны, очевидна необходимость модернизации материально-технической базы системы школьного питания, с другой стороны, выделение средств на эти цели затруднено отсутствием актуальных технических паспортов, отсутствием разработанных проектов на ремонт пищеблока школьных столовых или на строительство (например, пристроек). Если разработка таких проектов затруднена усилиями самих общеобразовательных организаций, то в субъектах РФ, особенно в тех, где

данные проблемы носят масштабный характер, необходима поддержка со стороны органов управления образованием (или инициализация решения перед региональными властями). Для этого на уровне каждого субъекта РФ должен быть разработан план модернизации школьных столовых на основе проведенного мониторинга состояния и составления общего паспорта материально-технической базы системы школьного питания субъекта РФ.

В некоторых субъектах задача модернизации материально-технической базы системы школьного питания частично решается путем привлечения организаций, с которыми заключены договоры аутсорсинга. Но для этого разработаны механизмы привлечения к подобным работам, например пролонгация договоров (на 3-5 лет).

Возможно, одним из способов решения проблемы поддержки материально-технической базы на должном уровне может стать организация планового технического обслуживания и ремонта технологического оборудования пищеблоков общеобразовательных учреждений через специализированные организации.

Полномочия по установлению порядка обеспечения питанием обучающихся органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления регулируются нормативными правовыми актами регионального и муниципального уровня: региональных -111; муниципальных - 3 543.

В целях улучшения функционирования системы организации школьного питания в субъектах Российской Федерации реализуются соответствующие программы на различных управленческих уровнях. В 26 субъектах Российской Федерации реализуются разработанные региональные и муниципальные программы по обеспечению питанием обучающихся, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации системы школьного питания.

Однако количество региональных и муниципальных программ позволяет сделать вывод о недостаточном системном подходе к вопросам совершенствования организации системы школьного питания со стороны органов управления соответствующих уровней в масштабах РФ. Так, региональные Программы развития системы школьного питания разработаны в 26 субъектах РФ (30,6%), в том числе:

• по Северо-Западному федеральному округу - в 6 субъектах (54,5%);

• по Центральному Федеральному округу - в 7 субъектах (38,9%);

• по Южному Федеральному округу - в 1 субъекте (12,5%);

• по Северо-Кавказскому Федеральному округу - в 1 субъекте (14,3%);

• по Приволжскому Федеральному округу - в 3 субъектах (21,4%);

• по Уральскому Федеральному округу - в 1 субъекте (16,7%);

• по Дальневосточному Федеральному округу - в 3 субъектах (27,3%).

Анализ наличия межведомственных рабочих групп по организации

школьного питания показал, что на региональном уровне межведомственные рабочие группы разработаны в 20 субъектах РФ (23,5%), в том числе:

• по Северо-Западному федеральному округу - в 1 субъекте (9,1%);

• по Центральному Федеральному округу - в 9 субъектах (50%);

• по Южному Федеральному округу - в 1 субъекте (12,5%);

• по Северо-Кавказскому Федеральному округу - отсутствуют;

• по Приволжскому Федеральному округу - в 4 субъектах (28,6%);

• по Уральскому Федеральному округу - отсутствуют;

• по Сибирскому Федеральному округу - в 4 субъектах (40%);

• по Дальневосточному Федеральному округу - в 1 субъекте (9,1%).

На муниципальном уровне межведомственные рабочие группы функционируют в 29 субъектах РФ (34,1%).

Региональные Программы мониторинга состояния здоровья обучающихся действуют в 14 субъектах РФ (16,5%), в том числе:

• по Северо-Западному федеральному округу - в 1 субъекте (9,1%);

• по Центральному Федеральному округу - в 6 субъектах (33,3%);

• по Южному Федеральному округу - отсутствуют;

• по Северо-Кавказскому Федеральному округу - в 1 субъекте (14,3%);

• по Приволжскому Федеральному округу - в 2 субъектах (14,3%);

• по Уральскому Федеральному округу - в 1 субъекте (16,7%);

• по Сибирскому Федеральному округу - в 2 субъектах (20%);

• по Дальневосточному Федеральному округу - в 1 субъекте (9,1%).

Муниципальные Программы мониторинга состояния здоровья

обучающихся действую в 22 субъекте РФ (25,9%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональные Программы социологических исследований по оценке удовлетворенности обучающихся и родителей системой питания разработаны и действуют в 9 субъектах РФ (10,6%), в том числе:

• по Северо-Западному федеральному округу - в 2 субъектах (18,2%);

• по Центральному Федеральному округу - в 4 субъектах (22,2%);

• по Южному Федеральному округу - в 1 субъекте (12,5%);

• по Северо-Кавказскому Федеральному округу - отсутствуют;

• по Приволжскому Федеральному округу - отсутствуют;

• по Уральскому Федеральному округу - отсутствуют;

• по Сибирскому Федеральному округу - в 1 субъекте (10%);

• по Дальневосточному Федеральному округу - в 1 субъекте (10%).

Муниципальные Программы социологических исследований по оценке

удовлетворенности обучающихся и родителей системой питания разработаны и действуют в 10 субъектах РФ (11,8%).

Система управления организацией школьного питания предполагает комплексный подход к управлению:

• обеспечение условий функционирования объектов организации питания, которыми являются модели, механизмы, схемы организации производства и доставки готовой продукции для организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций, методы обслуживания обучающихся общеобразовательных организаций горячим питанием, материально-техническое оснащение предприятий питания и др.;

• обеспечение условий функционирования объектов контроля, которыми являются: производство продуктов, товаропроводящая инфраструктура, столовые, сырье, продукты, готовая пища, услуги специализированных предприятий питания и др.;

• обеспечение условий мониторинга текущего состояния объектов организации питания и контроля, а также здоровья обучающихся (с целью оперативного реагирования на появление необходимости в диетическом питании, например);

• обеспечение условий проведения социологических опросов с целью выявления удовлетворенности детей и родителей качеством питания и условий приема пищи и др.

• внедрение современных эффективных технологий организации производства, транспортировки, реализации пищевой продукции на пути от производства до образовательной организации,

• совершенствование автоматизированных средств управления, учета, контроля в сфере оказания услуг питания,

• инициирование создания координационно-методических центров на региональном уровне по мониторингу организации школьного питания в образовательных организациях,

• формирование межведомственной системы организации и контроля качества организации питания, так как в штате общеобразовательных организаций нет специалистов, которые на профессиональном уровне разрабатывают рационы питания, проводят лабораторные исследования, даже могут правильно брать пробы пищи для контроля.

Данные Мониторинга позволяют сделать выводы о том, что создание межведомственной системы организации и контроля качества организации питания не является приоритетом в достаточно большом количестве субъектов РФ.

Совершенствование системы организации питания невозможно без обеспечения эффективного межсекторального и межведомственного взаимодействия. Поэтому должны быть определены механизмы внедрения современных систем управления качеством, добровольной сертификации; сформирована система лабораторных исследований качества и безопасности в экспертных организациях и независимых аккредитованных лабораториях, предусматривающая обязательное выделение средств заказчиками питания на лабораторные исследования; установлены требования к схемам сертификации поставляемых пищевых продуктов, предусматривающим инспекционный контроль или сертификацию каждой партии поставляемых продуктов. В контрактах на поставки (оказание услуг) должны быть установлены обязанности поставщиков по проведению лабораторных исследований, включающих идентификацию продукции, а также оплате исследований, проводимых заказчиком, в случае выявления несоответствия качества и безопасности.

Совершенствование системы питания в общеобразовательных организациях невозможно обеспечить без такого важного ресурсного обеспечения, как кадровое обеспечение. Мониторинг показал, сто лишь в 21 субъекте Российской Федерации (24,7%) имеются действующие региональные стажировочные площадки, на базе которых обучают по программам организации школьного питания, а именно:

• Северо-Западный ФО - в 1 субъекте (9,1%);

• Центральный ФО - в 7 субъектах (30,9%);

• Южный ФО - в 1 субъекте (12,5%);

• Приволжский ФО - в 5 субъектах (35,7%);

• Сибирский ФО - в 5 субъектах (50%);

• Дальневосточный ФО - в 3 субъектах (27,3%).

Несмотря на то, что при проведении Мониторинга контактные данные участников от муниципалитетов и отдельных общеобразовательных организаций не запрашивались, так как не планировалось взаимодействие на этом уровне рабочей группы по проведению Мониторинга, многие ответственные на местах (в том числе, от общеобразовательных организаций) выходили на связь с рабочей группой с вопросами по организации питания и заполнению форм мониторинга, не получая ответы на свои вопросы от ответственных на уровне субъекта РФ. Небольшой процент обученных среди руководителей (7% с 2016 по 2018 гг.) позволяет сделать вывод о том, что необходима отдельная программа или специальные модули в комплексной программе повышения квалификации, направленные специально на обучение руководителей верхних уровней (таблица 2).

Данные Мониторинга говорят о почти 100%-ом повышении квалификации поваров, работников школьных столовых, заведующих производством школьных столовых и ответственных за организацию школьного питания в общеобразовательных организациях. Это позволяет сделать вывод о возможной разработанной базе образовательных программ для данной категории лиц. Качество программ повышения квалификации не входило в задачи мониторинга. Однако, если повышение квалификации, не приводит к полному охвату питанием обучающихся, и не способствует увеличению удовлетворенности качеством питания, необходима экспертная оценка программ на предмет соответствия их содержания современным требованиям организации питания в школах.

Достаточно большой процент от общего количества лиц, повысивших квалификацию, среди руководителей дневных общеобразовательных организаций, а также ответственных за организацию школьного питания в дневных общеобразовательных организациях. Вопросы по качеству подготовки те же, что и к предыдущей группе: соответствует ли качество программ повышения квалификации современным требованиям, если не приводит полностью к решению проблем организации и качества питания обучающихся в школе.

Таблица 2

Доля обученных по программам организации школьного питания (например, организация школьного питания, организация конкурсных процедур и др.) на разных уровнях (в период с 2016 г по 2018 г).

Субъект РФ Региональные стажировочные площадки Муниципальные стажировочные площадки Другие организации повышения квалификации на региональном уровне Другие организации повышения квалификации на муниципальном уровне Итого

По РФ 5,96% 2,22% 12,21% 11,42% 31,81

1 По Северо-Западному ФО 0,25% 0,59% 32,98% 8,47% 42,29

2 По Центральному ФО 7,24% 1,14% 14,79% 9,36% 32,53

3 По Южному ФО 8,97% 0,41% 2% 33,18% 44,56

4 По Северо-Кавказскому ФО 1,36% 0,52% 11,18% 2,28% 15,34

5 По Приволжскому ФО 5,81% 3,59% 5,25% 11,85% 26,5

6 По Уральскому ФО 4,83% 6,35% 10,70% 14,84% 36,72

7 По Сибирскому ФО 7,67% 0,40% 15,15% 5,88% 29,10

8 По Дальневосточному ФО 7,91% 5,55% 8,63% 3,80% 25,89

В том числе по РФ: Региональные стажировочные площадки Муниципальные стажировочные площадки Другие организации повышения квалификации на региональном уровне Другие организации повышения квалификации на муниципальном уровне Итого

Руководители муниципальных органов управления образованием 1,3% 2,1% 2,0% 1,6% 7,0%

Повара, работники школьных столовых, заведующие производством школьных столовых 64,0% 67,5% 55,4% 64,4%; -

Руководители дневных общеобразовательных организаций 11,6% 12,6% 24,1% 16,2%; 64,5%

Ответственные за организацию школьного питания в дневных общеобразовательных организациях 23,1% 17,8% 18,5% 17,7% 77,1%

Таким образом, Мониторинг системы организации питания, позволяет сделать следующие выводы.

Пропускная способность торговых залов большинства школьных столовых уже не способна подтвердить те цифры охвата горячим питанием, которые заявляются в мониторинговых отчетах. Нет достаточных площадей для организации согласно санитарно-гигиеническим нормам питания заявленного количества учащихся, и это повод для рассмотрения альтернативных вариантов организации потребления пищи (например, опыт Японии (урок питания), или создание сети предприятии питания, специализирующихся на предоставлении услуг школьного питания в соседних зданиях).

При выборе формы организации потребления необходимо сопоставлять социально-экономические эффекты от принятия решений в пользу расширения площадей или изменения формы организации потребления.

Вторым проблемным моментом является осуществление возможности выбора в меню, оборудование большинства пищеблоков не позволяет готовить более одного варианта рационов питания (не рассчитано по проекту). Возникают вопросы в отношении таких социальных проблем, как отсутствие защиты прав потребителя (альтернативного варианта удовлетворения голода в школе не предлагается); отсутствие отношение к ребенку, как к индивидуальной личности, отсутствие права на выбор ребенком размера порции, что способствует возникновению уже экономической проблемы - низкая эффективность использования выделяемых денежных средств, поскольку балансирование по микро- и макро- нутриентам пищи, которая не поедается, а выбрасывается (по некоторым оценкам до 40%), а в некоторых вариантах рациона (например, перловка с печенью) до 60% пищи, не является целесообразным и помимо израсходованной продукции эти и другие статьи расходов -зарплата, коммунальные, транспортные и пр. - бесполезны.

Неудовлетворительное состояние материально-технической базы столовых, пищеблоков, а также слабое финансирование не способствуют предоставлению детям услуг такого качества, которые привлекали бы их и отвечали современным требованиям нутрициологии. Именно низкое качество услуг, не соответствующее нынешним запросам школьников, приводит зачастую к их отказу питаться в школе.

На сегодня суммы, которые оговорены (в мониторинговых формах) на: модернизацию технологического оборудования школьного пищеблока, ремонт или реконструкцию или строительство школьного пищеблока определяются в соответствии с видением администрации школы, зачастую, не оправданы ни стратегией развития питания в учреждениях образования региона или муниципального образования, ни наличием сколько-нибудь обоснованной программы развития инфраструктуры, которая в значительной степени влияет на оценку логистических издержек (отсутствие программ развития системы питания в большинстве субъектов РФ).

Отдельной проблемой является разрыв между решением проблемы организации питания в учреждениях системы образования с аналогичными задачами, стоящими в системах здравоохранения и социальной защиты. А в случаях при привлечении крупных инвестиций в строительство комбинатов, и потребностей корпоративного питания, может служить источником дополнительных реализационных доходов.

Поскольку внесение в запрос состояния материально-технического оснащения предприятий питания требуют ясности при принятия решения о выборе перспективной и экономически оправданной схемы организации производства и доставки сырья и готовой продукции для организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций, в каждом конкретном случае необходимо предварительная агрегация таких данных технического аудита в единую электронную базу. И на основании понимания, какое оборудование, в каких количествах, с какой степенью износа и на каких площадях существует в системе рассматривать принципиальные стратегические решения в ориентации на ту или иную региональную или муниципальную социально-экономическую модель организации питания. Естественно, при выборе и обосновании такой модели будет учитываться и социально-экономическое положение детей в регионе, и доступность сырьевого источника.

В дальнейшем подобная база позволит делать выводы об эффективности капитальных вложений в МТБ системы образования (в части основных фондов, связанных с организацией питания).

Необходима методика расчета на основании корректировки общих рекомендуемых норм по потреблению того же животного белка, пищевых волокон и пр. на потребление перечня сырья вполне определенного качества, по предельным ценам. Документы должны быть утверждены местными органами власти на основании совместной работы диетологов, технологов и гигиенистов по питанию (от Роспотребнадзора), представителями сельхозпроизводителя, ответственных по питанию, и отделов МТБ от системы образования (на данном этапе межведомственные группы представлены лишь в 23,5% субъектов РФ).

По факту согласования норм и качества потребления сырья для организации полноценного и удовлетворяющего эстетическим, социальным и физиологическим потребностям разных групп потребителей (с учетом особенностей здоровья и существующих в регионе для него угроз) возможно определение и потенциальной емкости этого сырьевого рынка с выделением возможностей развития местного сельхозпроизводства, аквакультуры и пр. Это позволит конкретизировать объемы закупаемого сырья определенного качества. Т.е., не просто «рыба», а с перечнем, какая именно, какой степени разделки (филе и др.), в пересчете на животный белок. Эту работу можно осуществлять раз в пять лет, и она будет основанием в дальнейшем и для мониторинга аутсорсинговых компаний и для проведения тендеров.

Фактически это будет часть местных стандартов питания.

Далее на основании предварительных расчетов, обуславливающих структуру цены в случае выбора той или иной схемы организации производства и доставки сырья и готовой продукции для организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций, формируется конечная цена рациона.

Здесь важно развести понятия средств на «поставку сырья» и на «поставку услуги питания». Зачастую выделенные муниципалитетом или регионом средства предусматривают только сырьевую компоненту в структуре цены, тогда вопрос с бюджетированием всех дополнительных затрат на организацию питания (вплоть до производственного лабораторного контроля) должен иметь четкий источник финансирования.

Например, в мониторинговых формах средняя стоимость питания - это средняя между льготным рационом (по стоимости сырья) и платным рационом. Таким образом, у этого показателя вообще не ясна структура цены, и невозможно четко разнести издержки. Более того, в формах мониторинга не учитывается объем продукции, реализуемой не скомплектованным рационом (но являющийся горячим питанием), особенно в старшем звене - а это продукция, которая тоже реализуется с наценкой, и по ней также необходим контроль за ценообразованием.

Таким образом, только в рамках одного субъекта РФ стоимость выделенных средств на горячее питание может колебаться от 40 до 70 рублей. При выяснении методик расчета ВСЕ указывают на использование норм, заложенных СанПин2.4.5.2409-08 (20-25% завтрак и 35% обед) и среднестатистических цен. Однако среднестатистические цены, во многом, к качеству продуктов имеют слабое отношение [2]. И более того, механизма, который отслеживал бы стоимость сырья определенного качества, нет.

Мониторинг показал, что наиболее проблемными вопросам во всех субъектах Российской Федерации являются реализация мероприятий по модернизации региональных и муниципальных систем питания обучающихся в образовательных организациях, определение стоимости школьного питания, состояние объектов инфраструктуры, обеспечивающих процедуру организации школьного питания, организация инклюзивного питания, обеспечение контроля качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях.

Вопросы необходимости разработки персонализированного питания практически не являются актуальными для подавляющего большинства.

Одной из основных проблем развития системы школьного питания является отсутствие на федеральном уровне соответствующего нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в указанной системе и правовые основы ее взаимодействия с иными отраслями экономики, в связи с чем на федеральном уровне по-прежнему действует ряд разрозненных нормативных правовых и нормативно-технических документов, применяемых к отрасли социального питания, в то время как указанные нормы в большей степени регулируют сферу массового общественного питания.

Литература

1. Ежегодный всероссийский мониторинг «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях - 2019» [Электронный ресурс] // Курс - здоровое питание: [сайт]. URL: https://hf. kursobr. ru/ezhegodnyj -vserossij skij -monitoring-sistema-organizacii-goryachego-pitaniya-v-dnevnyh-obshheobrazovatelnyh-organizaciyah-2019 (дата обращения: 15.12.2019).

2. Миндзаева Э.В. Предварительные итоги мониторинга «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях - 2019» [Электронный ресурс] // Курс - здоровое питание: [сайт]. URL: https://hf.kursobr.ru/preliminary-results-of-the-monitoring (дата обращения: 15.12.2019).

3. О защите прав потребителей: федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_305/ (дата обращения: 15.12.2019).

4. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 №29-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения: 15.12.2019).

5. О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питания в образовательных учреждениях: приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27.02. 2007 №54 [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4084420/ (дата обращения: 15.12.2019).

6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон Российской Федерации от 12.03.1999 №52-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения: 15.12.2019).

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.12.2019).

8. Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 №1873-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=106196&fld= 134&dst=100007,0&rnd=0.557 532795463597#02576347073048302 (дата обращения: 15.12.2019).

9. Рождественская Л.Д. Совершенствование функционирования системы питания в образовательных организациях на основе применения экономической диагностики [Электронный ресурс] // Курс - здоровое питание: [сайт]. URL: https://hf.kursobr.ru/improving-the-functioning-of-the-nutrition-system (дата обращения: 15.12.2019).

Neustroev Sergej Sergeevich,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Director, Doctor of Economics, [email protected]

Mindzaeva E^teri Viktorovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of Department, Candidate of Pedagogics, [email protected]

Rozhdestvenskaya Lada Nikolaevna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Analyst, the Novosibirsk State Technical University, the Head of the Department, Candidate of Economics, Associate Professor, lada2006job@mail. ru

PRELIMINARY RESULTS OF MONITORING OF THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF HOT NUTRITION

IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN 2019 IN TERMS OF IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF HEALTHY NUTRITION

Annotation

The State Policy on Healthy Nutrition of Students is a set of measures aimed at creating conditions that ensure that children 's health needs are met in accordance with the requirements of medical science, taking into account their traditions, habits and economic situation. The article makes an analysis of the compliance of the current system of organization of nutrition of students in general education organizations with the requirements of the state policy, based on the information received during the monitoring of the system of organization of hot nutrition in general education organizations in 2019. Keywords:

organization of the nutrition system in general education organizations; monitoring; sociological research; state policy; healthy food.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.